Зиткала-Са
Зиткала-Ша | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 26 января 1938 г. | (61 год)
Место отдыха | Арлингтонское национальное кладбище |
Другие имена | Гертруда Симмонс Боннин |
Образование | Институт ручного труда Уайта, Вабаш, Индиана |
Альма-матер | Эрлхэм Колледж |
Занятия |
|
Работодатель(и) | Индийская промышленная школа Карлайла , Бюро по делам индейцев , резервация Уинта-Урей |
Известный | Соавтор первой оперы американских индейцев , основатель Национального совета американских индейцев, автор книг и журнальных статей. |
Заметная работа | Опера «Танец солнца» , «Древние индейские легенды» , «Истории американских индейцев », «Бедные богатые индейцы Оклахомы» |
Супруг | Раймонд Т. Боннин |
Дети | Охия |
Родители) | Мать, Эллен Симмонс, также называемая Тате Ийохиви («Каждый ветер» или «Тянется к ветру»). |
Подпись | |
Зиткала-Ша , также Зиткала-Ша ( лакота : Зиткала-Ша , что означает Красная Птица ; [ 1 ] 22 февраля 1876 — 26 января 1938) — из Янктона, Дакота писатель, редактор, переводчик, музыкант, педагог и политический деятель . Она также была известна под своим англизированным женским именем Гертруда Симмонс Боннин . Она написала несколько работ, в которых рассказывается о своей борьбе с культурной идентичностью и о связи между культурой большинства, в которой она получила образование, и культурой Дакоты, в которой она родилась и выросла. Ее более поздние книги были одними из первых работ, донесших традиционные истории коренных американцев до широкой белой англоязычной аудитории.
Она была соучредителем Национального совета американских индейцев в 1926 году, который был создан для лоббирования права коренных народов на гражданство Соединенных Штатов и других гражданских прав, в которых им долгое время было отказано. Зиткала-Ша была президентом совета до своей смерти в 1938 году. [ 2 ] Зиткала-Ша известен как один из самых влиятельных индейских активистов 20 века. Работая с американским музыкантом Уильямом Ф. Хэнсоном , Зиткала-Ша написал либретто и песни для оперы «Танец солнца» (1913), первой оперы американских индейцев . Он был написан в романтическом музыкальном стиле и основан на сиу и ют . культурных темах [ 3 ] [ 4 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Зиткала-Ша родился 22 февраля 1876 года в индейской резервации Янктон в Южной Дакоте . Ее воспитывала мать Эллен Симмонс, чье дакотское имя было Тате Иохивин («Каждый ветер или досягаемость ветра»). Ее отцом был француз по имени Фелькер, который бросил семью, когда Зиткала-Ша был очень молод. [ 5 ]
Первые восемь лет Зиткала-Ша жила со своей матерью в резервации. Позже она описала те дни как дни свободы и счастья, в безопасности под опекой народа и племени ее матери. [ 5 ] В 1884 году, когда Зиткала-Ша было восемь лет, миссионеры в резервацию приехали . Они завербовали несколько детей из Янктона, в том числе Зиткала-Ша, и отвезли их для обучения в Институт ручного труда Уайта в Индиане, квакерскую миссионерскую школу-интернат в Вабаше, штат Индиана . [ 5 ] Эта учебная школа была основана Джозайей Уайтом для обучения «бедных детей, белых, цветных и индейцев», чтобы помочь им продвинуться в обществе. [ 6 ]
Зиткала-Ша посещала школу три года до 1887 года. Позже она написала об этом периоде в своей работе « Школьные дни индийской девочки». Она описала глубокие страдания, вызванные лишением ее наследия, когда ее заставили молиться как квакер и подстричь свои традиционно длинные волосы. Напротив, ей нравилось учиться читать, писать и играть на скрипке. [ 7 ]
В 1887 году Зиткала-Ша вернулась в резервацию Янктон, чтобы жить со своей матерью. Там она провела три года. Она с тревогой осознала, что, хотя она все еще тосковала по местным традициям Янктона, она уже не принадлежала им полностью. Кроме того, она считала, что многие жители резервации соответствуют доминирующей белой культуре. [ 8 ]
В 1891 году, желая получить больше образования, Зиткала-Ша в возрасте пятнадцати лет решил вернуться в Институт ручного труда Уайта в Индиане. Она планировала получить больше от своего образования, чем стать домработницей - должность, которую, как ожидалось в школе, будет выполнять большинство учениц. [ 9 ] Она училась игре на фортепиано и скрипке и начала преподавать музыку в школе Уайта после того, как учитель музыки уволился. В июне 1895 года, когда Зиткала-Ша была награждена дипломом, она произнесла речь о неравенстве прав женщин , получившую высокую оценку местной газеты. [ 9 ]
Хотя ее мать хотела, чтобы она вернулась домой после окончания учебы, Зиткала-Ша предпочла поступить в Эрлхэм-колледж в Ричмонде, штат Индиана , где ей предложили стипендию. Первоначально чувствуя себя изолированной и неуверенной среди своих преимущественно белых сверстников, она доказала свои ораторские таланты речью под названием «Бок о бок». За это время она начала собирать традиционные истории от целого ряда коренных племен, переводя их на латынь и английский язык для детям читать. [ 10 ] В 1897 году, за шесть недель до окончания учебы, она была вынуждена покинуть Эрлхэм-колледж из-за плохого здоровья и финансовых трудностей. [ 11 ]
Музыка и преподавание
[ редактировать ]С 1897 по 1899 год Зиткала-Ша учился и играл на скрипке в Музыкальной консерватории Новой Англии в Бостоне. [ 12 ] В 1899 году она устроилась на работу в Индийскую индустриальную школу Карлайла в Пенсильвании, где преподавала музыку детям. Она также вела дебаты об обращении с коренными американцами. [ 13 ]
На Парижской выставке 1900 года она играла на скрипке в школьном оркестре Carlisle Indian Band. [ 14 ] В том же году она начала писать статьи о жизни коренных американцев, которые публиковались в национальных периодических изданиях, таких как Atlantic Monthly и Harper's Monthly . Ее критическая оценка системы школ-интернатов американских индейцев и яркое изображение индейского унижения заметно контрастировали с более идеалистическими произведениями большинства ее современников. [ 11 ]
Также в 1901 году Зиткала-Ша был отправлен основателем Карлайла, полковником Ричардом Генри Праттом , в резервацию Янктон для набора студентов. Это был ее первый визит за несколько лет. Она была обеспокоена тем, что дом ее матери находился в запустении, семья ее брата впала в нищету, а белые поселенцы начали занимать земли, отведенные Янктону Дакоте в соответствии с Законом Дауэса 1887 года . [ 15 ]
По возвращении в школу Карлайл Зиткала-Ша вступил в конфликт с Праттом. Ее возмущала его жесткая программа ассимиляции коренных американцев с доминирующей белой культурой и ограничения учебной программы. Детей коренных американцев готовили только к мелкому ручному труду, предполагая, что они вернутся в сельскую культуру. [ 12 ] статью, В том же году она опубликовала в Harper's Monthly описывающую глубокую потерю идентичности, которую испытал мальчик из числа коренных американцев после прохождения ассимиляционистского образования в школе, рассказ под названием «Мягкосердечные сиу», который Пратт назвал «мусором». В 1901 году Зиткала-Ша был уволен из Карлайлской школы. [ 16 ] [ 17 ]
Вскоре после этого она устроилась на работу клерком в индейскую резервацию Стэндинг-Рок, где, вероятно, и встретила Боннина. [ 17 ]
Брак и семья
[ редактировать ]Зиткала-Ша вернулась в резервацию Янктон после учебы в школе Карлайл и заботилась о своей больной матери. Ее отношения с матерью обострились из-за разногласий по поводу решения Зиткала-Ша продолжить образование. [ 17 ] Это время она также провела, собирая материал для своей коллекции традиционных историй сиу. [ 11 ] для публикации в «Старых индийских легендах » по заказу бостонского издательства «Джинн и компания» . [ 12 ]
В начале 1901 года она была помолвлена с Карлосом Монтесумой , врачом явапи (Мохаве-Апаче) и активистом коренных народов. Ее письма Монтесуме подтверждают, что школа Карлайла, ее президент и основатель были серьезной причиной беспокойства. В своих письмах она неоднократно упоминает Пратта и Карлайла, называя Пратта «ужасно маленьким» и «фанатичным» (5 марта 1901 г.) и писала, что она «представляет, что Карлайл встанет на корточки» после публикации одного из ее рассказов (лето 1901 г.). ). Зиткала-Ша объясняет Монтесуме, что, хотя она и «оскорбляет полковника», она «не будет рупором другого - [она] скажет только то, что [она] думает» (5 марта 1901 г.). Именно из-за и через свое неприятие Пратта и его образовательного плана Зиткала-Ша вписывает свою стратегическую риторику педагогического сопротивления. [ 18 ] К августу она разорвала помолвку и отношения с Монтесумой. Он отказался оставить свою частную медицинскую практику в Чикаго и переехать вместе с ней в Индийское агентство Янктона, куда она хотела вернуться. [ 17 ]
В 1902 году она познакомилась и вышла замуж за Раймонда Талефауза Боннина, который имел янктонско-европейское происхождение и культурно принадлежал к Янктону. [ 5 ] [ 19 ] Вскоре после свадьбы Боннин был направлен BIA в резервацию Уинта-Урей в штате Юта. Пара жила и работала там с людьми Юте следующие четырнадцать лет. В этот период Зиткала-Ша родила единственного ребенка пары, Раймонда Охию Боннина. [ 17 ]
Ее муж Боннин поступил на службу в армию США в 1917 году после того, как Соединенные Штаты объявили войну Германской империи во время Первой мировой войны . Ему было присвоено звание младшего лейтенанта в 1918 году. Он служил в квартирмейстерском корпусе в Вашингтоне, округ Колумбия, и был с честью демобилизован в звании капитана в 1920 году. [ 20 ]
Писательская карьера
[ редактировать ]У Зиткала-Ша была плодотворная писательская карьера, состоящая из двух основных периодов. [ 2 ] Первый период длился с 1900 по 1904 год, когда она публиковала легенды, собранные из индейской культуры, а также автобиографические рассказы. В последующие годы она продолжала писать, но не опубликовала ни одного из этих произведений. Эти неопубликованные произведения, а также другие, включая либретто оперы «Танец Солнца» , [ 4 ] были собраны и опубликованы посмертно в 2001 году под названием « Мечты и гром: рассказы, стихи и опера танца солнца» . [ 21 ]
Статьи Зиткала-Ша в Atlantic Monthly публиковались с 1900 по 1902 год. В их число входила статья «Индийский учитель среди индейцев», опубликованная в 85-м томе в 1900 году. [ 22 ] [ 23 ] В тот же выпуск вошли «Впечатления индийского детства». [ 24 ] и «Школьные дни индийской девочки». [ 25 ] [ 23 ] Другие статьи Зиткала-Ша были опубликованы в Harper's Monthly . «Мягкосердечные сиу» появились в мартовском номере 1901 года, том 102, а «Испытательный путь» — в октябрьском номере 1901 года, том 103. [ 23 ] Она также написала «Дочь воина», опубликованную в 1902 году в шестом томе журнала «Everybody’s Magazine» . [ 26 ] [ 23 ] В 1902 году Зиткала-Ша опубликовал книгу «Почему я язычник» в журнале Atlantic Monthly , том 90. [ 27 ] Это был трактат о ее личных духовных убеждениях. Она противостояла современной тенденции, предполагавшей, что коренные американцы с готовностью принимают и подчиняются христианству, навязываемому им в школах и общественной жизни. [ 27 ]
Большая часть ее работ характеризуется своим пороговым характером: противоречия между традицией и ассимиляцией, а также между литературой и политикой. Это напряжение было описано как источник большей части динамизма ее работы. [ 28 ]
Второй этап ее писательской карьеры длился с 1916 по 1924 год. В этот период Зиткала-Ша сосредоточилась на написании и публикации политических произведений. Она и ее муж переехали в Вашингтон, округ Колумбия, где она стала политически активной. Она опубликовала некоторые из своих самых влиятельных произведений, в том числе «Истории американских индейцев» (1921), в издательстве Hayworth. [ 29 ] [ 30 ]
Она стала соавтором влиятельной брошюры «Бедные богатые индейцы Оклахомы: оргия взяточничества и эксплуатации пяти цивилизованных племен, легализованное ограбление» (1923), вместе с Чарльзом Х. Фабенсом из Ассоциации защиты американских индейцев и Мэтью К. Сниффеном из Индии. Ассоциация прав . В публикацию «Бедные богатые индейцы Оклахомы» была включена информация о Стелле Мейсон , а также о других. Она также создала Индийский комитет благосостояния Генеральной федерации женских клубов , работая в нем исследователем на протяжении большей части 1920-х годов. [ 12 ]
Истории американских индейцев
[ редактировать ]«Истории американских индейцев» — это сборник детских рассказов, аллегорических произведений и эссе, включающий несколько статей Зиткала-Ша, которые первоначально были опубликованы в Harper's Monthly и Atlantic Monthly . [ 29 ] Впервые опубликованные в 1921 году, эти истории рассказывали о трудностях, с которыми она и другие коренные американцы столкнулись в миссионерских школах и школах ручного труда, призванных «цивилизовать» их и ассимилировать их с культурой большинства. В автобиографических произведениях описываются ее ранние годы жизни в резервации Янктон, годы учебы в Институте ручного труда Уайта и колледже Эрлхэм, а также время преподавания в Индийской промышленной школе Карлайла. [ 29 ]
В ее автобиографии очарование ее молодости в резервации противопоставлялось «железной рутине», которую она нашла в ассимиляционных школах-интернатах. Зиткала-Ша писал: «Возможно, моя индийская природа — это стонущий ветер, который волнует их [школьных учителей] сейчас для их нынешних результатов. только для тех ушей, которые склонены к состраданию, чтобы услышать это». [ 31 ]
Старые индийские легенды
[ редактировать ](1901) , созданная по заказу бостонского издателя «Джинн и компания», Книга «Старые индийские легенды» представляла собой сборник историй, некоторые из которых она узнала в детстве, а другие она собрала у разных племен. [ 32 ] [ 12 ] Этот сборник, ориентированный в первую очередь на детей, был попыткой сохранить в печати традиции и истории коренных американцев, а также завоевать уважение и признание представителей доминирующей европейско-американской культуры. [ 2 ]
«Бедные богатые индейцы Оклахомы»
[ редактировать ]Одна из самых влиятельных политических работ Зиткала-Ша «Бедные богатые индейцы Оклахомы» была опубликована в 1923 году Ассоциацией прав индейцев . [ 12 ] Статья разоблачила несколько американских корпораций, которые систематически действовали с помощью таких внезаконных средств, как грабежи и даже убийства, чтобы обмануть индейские племена, особенно осейджей . После того, как на их землях была обнаружена нефть, спекулянты и преступники попытались получить право на получение арендной платы от освоения богатых нефтью земель в Оклахоме. В 1920-е годы многие осейджи были убиты.
Эта работа повлияла на Конгресс, который принял Закон о реорганизации индейцев 1934 года , который поощрял племена восстанавливать самоуправление, включая управление своими землями. В соответствии с этим законом правительство вернуло им в качестве коммунальной собственности некоторые земли, которые оно ранее классифицировало как излишки, чтобы они могли собрать участки, которыми можно было бы управлять. [ 33 ]
Статьи для журнала американских индейцев
[ редактировать ]Зиткала-Ша был активным членом Общества американских индейцев (SAI), издававшего журнал American Indian Magazine . С 1918 по 1919 год она работала редактором журнала, а также написала множество статей. [ 12 ] Это были ее наиболее откровенно политические сочинения, охватывающие такие темы, как вклад солдат коренных американцев в Первую мировую войну, вопросы распределения земли и коррупция в Бюро по делам индейцев (BIA), агентстве Министерства внутренних дел, которое курировало американскую политику. Индейцы. Многие из ее политических работ с тех пор подвергались критике за поддержку ассимиляции. Она призвала к признанию культуры и традиций коренных американцев, а также выступила в защиту прав гражданства США, чтобы коренные американцы стали частью основной жизни Америки. Она считала, что именно так они смогут получить политическую власть и защитить свою культуру. [ 28 ]
Создание оперы
[ редактировать ]Когда Зиткала-Ша жила в резервации Уинта-Урай в штате Юта, она познакомилась с американским композитором Уильямом Ф. Хэнсоном , который был профессором музыки в Университете Бригама Янга . Вместе в 1910 году они начали сотрудничество над музыкой к опере «Танец солнца» , для которой Зиткала-Ша написал либретто и песни. Она также играла мелодии сиу на скрипке и флейте, и Хэнсон использовал это как основу своей музыкальной композиции. [ 34 ] [ 17 ] Она основала его на Танце Солнца Лакота, который федеральное правительство запретило ютам исполнять в резервации. [ 3 ]
Премьера оперы состоялась в штате Юта в феврале 1913 года, с танцами и некоторыми партиями в исполнении ютов из близлежащей индейской резервации Уинта и Орай , а ведущие певческие роли исполнили неместные жители. По словам историка Тадеуша Левандовского, это была первая отечественная опера. [ 35 ] Он дебютировал в Orpheus Hall в Вернале, штат Юта , и получил высокую оценку местных жителей и признание критиков. [ 36 ] С тех пор немногие произведения индейской оперы затрагивали исключительно индейские темы. [ 34 ]
В 1938 году Гильдия легкой оперы Нью-Йорка представила оперу «Танец солнца» в Бродвейском театре оперой года. [ 3 ]
Политическая активность
[ редактировать ]Зиткала-Ша была политически активна на протяжении большей части своей взрослой жизни. Во время своего пребывания в резервации Уинта-Урей в штате Юта она была связана с Обществом американских индейцев (SAI), которое занималось сохранением образа жизни коренных американцев и одновременно лоббировало право на полное американское гражданство. [ 12 ] На бланке муниципального бланка утверждалось, что общие цели ВОА заключались в том, чтобы «помочь индийцам помочь себе в защите своих прав и собственности». [ 37 ] Зиткала-Ша занимал должность секретаря ВОА с 1916 года. С конца 20 века активисты критиковали ВОА и Зиткала-Ша как ошибочных в их решительной защите прав гражданства и трудоустройства коренных американцев. Такие критики считают, что коренные американцы утратили культурную самобытность, поскольку они стали большей частью основного американского общества. [ 12 ]
Зиткала-Ша и ее семья переехали в Вашингтон, округ Колумбия , когда в 1916 году ВОФК назначил ее национальным секретарем. [ 17 ] В качестве секретаря ВОА Зиткала-Ша вел переписку с Бюро по делам индейцев (BIA). Она начала критиковать практику BIA, например, их попытку в национальных школах-интернатах запретить детям коренных американцев использовать свои родные языки и культурные обычаи. Она сообщила о случаях жестокого обращения, вызванных отказом детей молиться по-христиански. [ 12 ]
Из Вашингтона Зиткала-Ша начал читать лекции по всей стране от имени ВОФК, чтобы способствовать повышению осведомленности о культурной и племенной самобытности коренных американцев. В 1920-е годы она продвигала паниндийское движение за объединение всех племен Америки в целях лоббирования прав гражданства. В 1924 году был принят Закон об индийском гражданстве , предоставляющий права гражданства США большинству коренных народов, которые еще не имели его. [ 38 ]
Хотя коренные американцы теперь получили гражданство, дискриминация оставалась широко распространенной. В некоторых штатах им было отказано в праве голоса, и ситуация полностью не изменилась до движения за гражданские права 1960-х годов. [ 39 ] В 1926 году она и ее муж основали Национальный совет американских индейцев (NCAI), целью которого было объединение племен по всей территории США и получение полных прав гражданства посредством избирательного права. [ 40 ] С 1926 года до своей смерти в 1938 году Зиткала-Ша была президентом, главным сборщиком средств и спикером NCAI. Ее ранние работы были в значительной степени забыты после того, как организация была возрождена в 1944 году под руководством мужчин. [ 12 ]
Зиткала-Ша также активно участвовала в 1920-х годах в движении за права женщин, присоединившись к Всеобщей федерации женских клубов (GFWC) в 1921 году. [ 12 ] Эта массовая организация стремилась обеспечить многообразие своих членов и отстаивать интересы женщин. Через GFWC она создала Комитет благосостояния индейцев в 1924 году. Она помогла инициировать правительственное расследование эксплуатации коренных американцев в Оклахоме и попыток лишить их прав на бурение и арендную плату за их богатые нефтью земли. [ 12 ] Она совершила поездку по стране с лекциями от имени Всеобщей федерации женских клубов, где призвала упразднить Бюро по делам индейцев. [ 41 ]
В дополнение к другим своим организационным мероприятиям Зиткала-Ша также провела кампанию по регистрации избирателей среди коренных американцев. Она призвала их поддержать законопроект Кертиса , который, по ее мнению, будет благоприятным для индийцев. Хотя законопроект предоставил коренным американцам гражданство США, он не предоставил тем, кто живет в резервациях, право голосовать на местных выборах и выборах штата. Зиткала-Ша продолжала бороться за гражданские права и улучшение доступа к здравоохранению и образованию для коренных американцев, пока она не умерла в 1938 году. [ 12 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Зиткала-Ша умерла 26 января 1938 года в Вашингтоне, округ Колумбия, в возрасте 61 года. Она похоронена как Гертруда Симмонс Боннин на Арлингтонском национальном кладбище. [ 40 ] со своим мужем Раймондом. [ 42 ] В конце 20 века Университет Небраски переиздал многие из ее работ о культуре коренных американцев. [ 12 ]
В ее честь она получила название венерианского кратера «Боннин». [ 43 ] удостоил ее звания Месяца женской истории лауреата В 1997 году Национальный проект женской истории . [ 44 ] Зиткала-Ша прожила часть своей жизни в Лион-Парк районе округа Арлингтон, штат Вирджиния , недалеко от Вашингтона, округ Колумбия. В 2020 году в ее честь был переименован парк в этом районе, ранее носивший имя Генри Клея . [ 45 ] [ 46 ]
В 2018 году женский хор «Мелодия» города Нью-Йорка исполнил мировую премьеру заказного произведения по рассказу Севанны Хоррокс-Хопаян «Зиткала-Ша, » Красная птица . [ 47 ]
Крис Паппан проиллюстрировала дудл Google , включающий изображения бухгалтерской книги , для использования в США 22 февраля 2021 года в честь своего 145-летия. [ 48 ] [ 49 ]
В 2022 году вышла опера, основанная на ее жизни и творчестве: Minái kiŋ dowáŋ: A Zitkála-Šá Opera . Это первая опера, написанная на языке Дакоты. [ 50 ]
Наследие Зиткала-Ша продолжает жить как один из самых влиятельных индейских активистов 20-го века. [ 51 ] Она оставила влиятельную теорию индийского сопротивления и важнейшую модель реформ. Благодаря своей активности Зиткала-Ша смогла внести решающие изменения в образование, здравоохранение и правовое положение коренных американцев, а также сохранение индийской культуры. [ 52 ]
Зиткала-Ша станет лауреатом квартала американских женщин в 2024 году. [ 53 ]
Сочинения Зиткала-Ша
[ редактировать ]- Старые индийские легенды . Линкольн: Университет Небраски Press, 1985.
- Истории американских индейцев . Линкольн: Университет Небраски Press, 1985.
- Зиткала-Ша. «Почему я язычник». Атлантик Ежемесячник , 1902.
- Зиткала-Ша, Фабенс, Чарльз Х. и Мэтью К. Сниффен. Бедные богатые индейцы Оклахомы: оргия взяточничества и эксплуатации пяти цивилизованных племен, легализованное ограбление . Филадельфия: Офис Ассоциации прав индейцев, 1924 г.
- Зиткала-Ша. Мечты и гром: рассказы, стихи и опера «Танец солнца» . Под редакцией П. Джейн Хафен. Линкольн: Университет Небраски Press, 2001. ISBN 0-8032-4918-7 .
- Зиткала-Ша: письма, речи и неопубликованные сочинения, 1898–1929 гг . Под редакцией Тадеуша Левандовского. Лейден, Бостон: Brill Press, 2018. ISBN 978-90-04-34210-1 .
Результаты
[ редактировать ]- Хэнсон, Уильям Ф. и Зиткала-Ша. Опера «Танец солнца» (романтическая индейская опера, 1913, 1938). Фотокопия оригинальной фортепианно-вокальной партитуры из микрофильма (227 стр.). Библиотека Университета Бригама Янга , Прово, Юта .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бючел и Манхарт 2002 .
- ^ Jump up to: а б с Байм 2007 .
- ^ Jump up to: а б с Гавань 1998 года .
- ^ Jump up to: а б Гизе 1996 .
- ^ Jump up to: а б с д Тадеуш Левандовски (2016). Красная птица, Красная сила: жизнь и наследие Зиткала-Ша . Университет Оклахомы Пресс. стр. 18–21. ISBN 978-0-8061-5516-6 .
- ^ Липер 2013 .
- ^ Зиткала-Ша 2009 , стр. 15–20.
- ^ Капальди 2011 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Капальди 2011 , с. 15.
- ^ Персонал (2020). «Зиткала-Ша (Красная птица / Гертруда Симмонс Боннин) (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Архивировано из оригинала 11 августа 2020 года.
- ^ Jump up to: а б с Пейер 2007 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Хелен Раппапорт (2001). Энциклопедия женщин-социальных реформаторов . АВС-КЛИО. стр. 100–101. ISBN 978-1-57607-101-4 .
- ^ Капальди 2011 , с. 21.
- ^ Капальди 2011 .
- ^ Капальди 2011 , с. 22.
- ^ Кэмпбелл, Донна. «Профессор и директор кафедры аспирантуры английского языка» . Зиткала-Ша (Гертруда Симмонс Боннин) (Дакота Сиу) (1876–1938) . Университет штата Вашингтон . Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Агонито, Джозеф (2016). Храбрые сердца (изд. EBOK). Двуточка. стр. 215–236. ISBN 9781493019069 .
- ^ Енох, Джессика (ноябрь 2002 г.). «Сопротивление сценарию индийского образования: Зиткала Са и индийская школа Карлайла» . Колледж английского языка . 65 (2): 117–141. дои : 10.2307/3250759 . JSTOR 3250759 – через JSTOR.
- ^ Сара Р. Роббинс (31 мая 2017 г.). Наследие обучения: от архива к действию посредством межкультурного обучения женщин . Издательство Мичиганского университета. п. 201. ИСБН 978-0-472-12284-4 .
- ^ Тадеуш Левандовски (26 мая 2016 г.). Красная птица, Красная сила: жизнь и наследие Зиткала-Ша . Университет Оклахомы Пресс. п. 131. ИСБН 978-0-8061-5515-9 .
- ^ Зиткала-Ша 2001 .
- ^ Зиткала-Ша 1900 , стр. 381–386.
- ^ Jump up to: а б с д Реестр GRBC 1998 г.
- ^ Зиткала-Ша 1900 , стр. 37–47.
- ^ Зиткала-Ша 1900 , стр. 185–194.
- ^ Зиткала-Ша 1902a .
- ^ Jump up to: а б Зиткала-Ша 1902б .
- ^ Jump up to: а б Херцог .
- ^ Jump up to: а б с Зиткала-Ша 1921 г.
- ^ Декстер Фишер (1 января 2005 г.). «Зиткала-Ша: Эволюция писателя» . В Уиллисе Гот Реджере (ред.). Шедевры литературы американских индейцев . Университет Небраски Пресс. стр. 198–202. ISBN 0-8032-8997-9 .
- ^ Цитируется по Peyer 2007 , стр. 67–68.
- ^ Сусаг 1993 .
- ^ Капальди 2011 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Капальди 2011 , с. 25.
- ^ Тадеуш Левандовски (26 мая 2016 г.). Красная птица, Красная сила: жизнь и наследие Зиткала-Ша . Университет Оклахомы Пресс. п. 83. ИСБН 978-0-8061-5515-9 .
- ↑ Вернал Экспресс, 28 февраля 1913 г.
- ^ Уилкинс и Старк 2018 .
- ^ Гридли 1974 .
- ^ «Избирательное право коренных американцев | Право голоса | Выборы | Учебные материалы» . Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия .
- ^ Jump up to: а б Капальди 2011 , с. 29.
- ^ «Места Зиткала-Ша (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov .
- ^ «Детали захоронения: Боннин, Гертруда С» . АНК Эксплорер .
Отделение 2, могила 4703
- ^ МАС 2006 .
- ^ СЗП 2010 .
- ^ Хаятт, Брайан (1 декабря 2020 г.). «Одобрение переименования парка Генри Клея в парк «Зиткала-Ша» » . Повестка дня совета округа, заседание от 12 декабря 2020 г. Округ Арлингтон, Вирджиния. Архивировано из оригинала 10 января 2021 г. – на сайте arlington.granicus.com.
- ^ «Парк Генри Клея будет переименован в честь активиста из числа коренных народов, жившего поблизости» . 8 декабря 2020 г.
- ^ «Сочинение для Мелодии в 2018 году» . Блог женского хора «Мелодия» . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Zitkala-Sa Google Doodle в США | Краткая биография писателя из Янктона, Дакота, на YouTube
- ^ «145 лет со дня рождения Зиткала-Са» . www.google.com .
- ^ «Новый оперный фильм, снятый коренными народами, изображает жизнь Зиткала-Ша» . Женская пресса Миннесоты . 13 октября 2022 г.
- ^ Стоун 2000 .
- ^ Левандовски 2016 .
- ^ «Объявлены лауреаты программы American Women Quarters™ 2024 года» . Монетный двор США . Проверено 2 февраля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Байм, Нина (2007), Антология американской литературы Нортона (7-е изд.), Нортон, ISBN 978-0-393-92993-5 .
- МАС (1 октября 2006 г.), «Боннин на Венере» , Справочник планетарной номенклатуры , Международный астрономический союз , получено 15 февраля 2019 г.
- Бючел, Юджин; Манхарт, Пол (2002) [1970], Словарь лакота: лакота-английский/английский-лакота (новое комплексное издание), Линкольн: University of Nebraska Press, ISBN 0-8032-1305-0 , OCLC 49312425 .
- Капальди, Джина (2011), Красная птица поет: история Зиткала-Са, индейский писатель, музыкант и активист , Millbrook Press, ISBN 978-0-7613-5257-0 .
- Страх-Сигал, Жаклин (август 1999 г.), «Индийское образование девятнадцатого века: универсализм против эволюционизма», Журнал американских исследований , 33 (2): 323–341, doi : 10.1017/S002187589900612X .
- Фишер, Декстер (август 1979 г.), «Зиткала Са: Эволюция писателя», American Indian Quarterly , 5 (3): 229–238, doi : 10.2307/1183520 , JSTOR 1183520 .
- Гизе, Паула (4 июля 1996 г.), «Гертруда Боннин, Зиткала Ша, Янктон Накота» , местные авторы , получено 13 февраля 2019 г.
- Гридли, Мэрион Э. (1974), женщины американских индейцев , Даттон, ISBN 978-0-8015-0234-7 .
- Хафен, П. Джейн (осень 1997 г.), «Zitkala Sa: Сентиментальность и суверенитет», Wíčazo Ša Review , 12 (2): 31–41, doi : 10.2307/1409205 , JSTOR 1409205 .
- Хафен, П. Джейн (1 апреля 1998 г.), «Культурный дуэт / Зиткала Са и опера танца Солнца » , Great Plains Quarterly .
- Хендерсон, Мелисса Рене; Куртрайт, Лорен (14 августа 2004 г.), Гертруда Симмонс Боннин (Зиткала-Ша) , hdl : 11299/166100 .
- Херцог, Кристин, Гертруда Боннин , получено 13 февраля 2019 г.
- «Почетные лауреаты: Национальный месяц женской истории 2010 года» , Месяц женской истории , Национальный проект женской истории , 2010 год, заархивировано из оригинала 27 ноября 2010 года , получено 14 ноября 2011 года .
- Липер, Джин (5 ноября 2013 г.), «Институт ручного труда Джозайи Уайта и его Уайта в Айове» , Ancestry.com , получено 13 февраля 2019 г.
- Левандовски, Тадеуш (2016), Красная птица, Красная сила: жизнь и наследие Зиткала-Са , Университет Оклахомы, ISBN 978-0-8061-5178-6 .
- Пейер, Бернд, изд. (2007), Художественная литература об американских индейцах: антология произведений, 1760–1930-е годы , Норман: Университет Оклахомы Press, ISBN 978-0-8061-3798-8 , OCLC 71004237 .
- Пейер, Бернд К. (1997), Обученный разум: индийские писатели-миссионеры в довоенной Америке , Амхерст: Издательство Массачусетского университета .
- Раппапорт, Дорин (1997), Полет Красной Птицы: Жизнь Зиткала-Ша , Нью-Йорк: Тупик, ISBN 978-0-8037-1438-0 .
- Раппапорт, Хелен (2001), Энциклопедия женщин-социальных реформаторов , том. 1, ABC-CLIO, ISBN 1-57607-101-4 .
- «Реестр коллекции Гертруды и Раймонда Боннинов, 1926–1938» , Специальные коллекции Л. Тома Перри , Университет Бригама Янга, декабрь 1998 г. , получено 14 февраля 2019 г.
- Смит, Кэтрин Парсонс (январь 2001 г.), «Оперный скелет на западной границе: Зиткала-Ша, Уильям Ф. Хэнсон и опера танца Солнца », Женщины и музыка .
- Стоун, Тэмми (2000), «Боннин, Гертруда Симмонс» , Американская национальная биография , Oxford University Press, doi : 10.1093/anb/9780198606697.article.1500796 , ISBN 978-0-19-860669-7 .
- Сусаг, Доротея (зима 1993 г.), «Зиткала-Са (Гертруда Симмонс Боннин): мощный (полный) литературный голос», Исследования по литературе американских индейцев , 2, 5 (4): 3–24, JSTOR 20736763 .
- Уилкинс, Дэвид Э.; Старк, Хайди Кииветенепинесиик (2018), Политика американских индейцев и американская политическая система (4-е изд.), Rowman & Littlefield, ISBN 978-1-4422-5265-3 .
- Зиткала-Ша (1921), Истории американских индейцев , Вашингтон, округ Колумбия: Хейворт , получено 13 февраля 2019 г.
- Зиткала-Ша (2001), Хафен, П. Джейн (редактор), Мечты и гром: рассказы, стихи и опера «Танец солнца» , Линкольн: University of Nebraska Press, ISBN 0-8032-4918-7 .
- Зиткала-Ша (2009), Школьные дни индийской девочки и индийский учитель среди индейцев , Dodo Press, ISBN 978-1-4099-7860-2 .
- Зиткала-Ша (1900), «Впечатления индийского детства, школьные годы индийской девочки, индийский учитель среди индейцев», The Atlantic Monthly , 85 : 37–47, 185–194, 381–386, hdl : 2027/ ку.31924079893750 .
- Зиткала-Ша (1902а), «Дочь воина», Every's Magazine , 6 : 346–352, hdl : 2027/njp.32101013855539 .
- Зиткала-Ша (1902b), «Почему я язычник», The Atlantic Monthly , 90 : 801–803, hdl : 2027/chi.78024087 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Зиткала-Са в форме электронных книг в Standard Ebooks
- Работы Зиткала-Са в Project Gutenberg
- Работы Зиткала-Са или о нем в Интернет-архиве
- Работы Гертруды Симмонс Боннин или о ней в Интернет-архиве
- Работы Зиткала-Са в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Гертруда Боннин — Зиткала-Ша в «Голосах из пропасти»
- Портрет Зиткала-Ша работы Гертруды Кезебир.
- Отчеты Национального совета американских индейцев . Прово, Юта: Специальные коллекции Л. Тома Перри, Университет Бригама Янга.
- Гертруда Симмонс Боннин в фильме «В поисках могилы»
- 1876 рождений
- 1938 смертей
- Американцы французского происхождения
- Жители округа Чарльз Микс, Южная Дакота
- Янктон, жители Дакоты
- Индейские активисты
- Члены Общества американских индейцев
- Выпускники Эрлхэм-колледжа
- Сотрудники Индийской промышленной школы Карлайла
- Похороны на Арлингтонском национальном кладбище
- Автобиографы коренных американцев
- Американские автобиографы
- Индейские эссеисты
- Американские женщины-эссеисты
- Американские эссеисты XX века
- Американские эссеисты XIX века
- Активисты за права коренных американцев
- Женщины-писательницы коренных американцев
- Суфражистки коренных американцев
- Индейские музыканты
- Женщины коренных американцев XIX века
- Американские женщины-педагоги XIX века
- Американские педагоги XIX века
- Американские женщины-музыканты XIX века
- Американские писательницы XIX века
- Женщины коренных американцев 20-го века
- Индейские писатели XX века
- Американские писательницы XX века
- Писатели из Южной Дакоты
- Музыканты из Южной Дакоты
- Активисты из Южной Дакоты
- Американские женщины-преподаватели музыки
- Американские музыкальные преподаватели