Жером-Эрмес Больсек
Жером-Эрмес Больсек , также известный как Иероним Больсек (? вероятно, в Париже – ок. 1584 г. в Лионе ) был французским теологом и врачом- кармелитом , который стал протестантом и полемистом, позже вернувшимся в католическую церковь .
Жизнь
[ редактировать ]Проповедь, которую он произнес в Париже, вызвала опасения в католических кругах относительно правильности его идей, и Больсек покинул Париж. Отделившись от католической церкви около 1545 года, он укрылся при дворе Рене, герцогини Феррарской , благосклонно относившейся к лицам, придерживавшимся протестантских взглядов. Здесь он женился и около 1550 года начал изучать медицину, поселившись врачом в Вейжи , недалеко от Женевы .
1913 года Католическая энциклопедия описывает противостояние 1551 года между Больсеком и Жаном Кальвином . Больсек, посещавший очередную пятничную серию лекций в Женеве, прервал Жана де Сен-Андре дискуссию о предопределении, чтобы поспорить с ним на эту тему. Кальвин, который также присутствовал при этом, присоединился к спору. Католическая энциклопедия приписывает более поздний арест Больсека и изгнание из Женевы влиянию Кальвина. [ 1 ]
В 1555 году его также изгнали из Тонона , на территории Берна, где он удалился. Он поехал в Париж и добивался допуска к служению реформатской церкви . Однако его взгляды не были сочтены достаточно ортодоксальными с реформаторской точки зрения. Его попросили провозгласить веру, но он отказался.
Он отправился в Лозанну (ок. 1563 г.), но, поскольку подписание Бернского исповедания было условием его проживания там, он предпочел вернуться во Францию. Вскоре после этого он отрекся от своих протестантских убеждений и примирился с католической церковью .
Работает
[ редактировать ]Он опубликовал биографии двух женевских реформаторов, Кальвина и Теодора Беза (1519–1605). Эти работы носят агрессивный тон, и на их исторические утверждения не всегда можно положиться. Это «Histoire de la vie, des moeurs... de Jean Calvin» (Лион и Париж, 1577 г.; опубликовано на латыни в Кельне в 1580 г.; немецкий перевод 1581 г.); «Histoire de la vie et des mœurs de Th. de Beze» (Париж, 1582 г.). Жизнь Кальвина была отредактирована Л.Ф.Частелем в 1875 году с выдержками из жизни Безы.
В биографии Кальвина Алистера МакГрата он утверждает:
- «...Жером Больсек, с которым Кальвин скрестил шпаги в 1551 году... опубликовал свою « Жизнь Кальвина» в Лионе в июне 1577 года. Кальвин, по мнению Больсека, был неисправимо утомителен и злонамерен, кровожаден и разочарован. Он относился к своим собственным словам как к если бы они были словом Божьим и позволяли поклоняться себе как Богу. Помимо того, что он часто становился жертвой своих гомосексуальных наклонностей, он имел привычку заниматься сексом с любой женщиной в пределах пешей досягаемости. По словам Болсека, Кальвин отказался от своих обязанностей. бенефиции в Нуайоне из-за публичного разоблачения его гомосексуальной деятельности. Биография Больсека представляет собой гораздо более интересное чтение, чем биография Теодора Безы и Николя Колладона, тем не менее, его работа во многом основана на необоснованных анонимных устных сообщениях, исходящих от «достоверных лиц» ( personnes digne ); de foy ), достоинства которого современные ученые сочли сомнительными». [ 2 ]
Биография Кальвина Томаса Генри Дайера предлагает следующий контекст:
- Больсек... утверждает, что настоящей причиной отъезда г-на де Фаллальса из Женевы было то, что Кальвин добивался целомудрия своей жены... Кальвин предстал перед советом этого города (Берна) 17 февраля 1552 года, поскольку с целью очистить себя от некоторых клевет.
- Никакая провокация не может оправдать Больсека в выдвижении этих позорных обвинений; тем не менее, «Жизнь Кальвина» Безы, вероятно, побудила его включить их в свою собственную биографию Кальвина. В упомянутой работе Беза обвиняет Больсека, после того как он вернулся в римско-католическую общину, в проституции своей жены по канонам Отена; обвинение, истинность которого вызывает серьезные подозрения, из-за злобности, проявленной Безой в преследовании Больсека, и из-за того факта, что этот писатель, и даже сам Кальвин, не всегда были очень щепетильны в установлении истины того, что они утверждали против их противники. Несомненно, «Жизнь Кальвина» Безы появилась раньше книги Больсека, которая была опубликована лишь через много лет после смерти Кальвина. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ МакГрат, Алистер Э. (1990), Жизнь Джона Кальвина , Оксфорд: Бэзил Блэквелл, стр. 16-17.
- ^ Томас Х. Дайер (1850). Жизнь Жана Кальвина Составлено на основе достоверных источников, в частности из его переписки. С портретом . Джон Мюррей. п. 281.
- Фриц в Кирхенлексиконе
- Шафф, История христианской церкви (Нью-Йорк, 1903), VII, 614–621.
- Уокер, Джон Кальвин (Нью-Йорк, 1906), 116–119, 315–320.
- Жан Кальвин, Actes du procès Intenté par Calvin et les autres ministres de Genève à Jérome Bolsec de Paris (1551), Corpus Reformatorum ( Brunsvigae , 1870), vol. 36, Опера , т. 8, 141–248, CA Schwetschke et Filium (М. Брюн.)
- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Жером-Эрмес Больсек ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.