Список военных самолетов Германии времен Второй мировой войны
В этот список входят самолеты Германии Люфтваффе во время Второй мировой войны с 1939 по 1945 год. Числовые обозначения в основном находятся в пределах системы обозначений RLM .
Официально Люфтваффе существовало с 1933 по 1945 год, но обучение началось в 1920-х годах, до захвата власти нацистами , и многие самолеты, изготовленные в межвоенные годы, использовались во время Второй мировой войны. Синим цветом выделены наиболее значимые самолеты, участвовавшие во Второй мировой войне. Исключаются довоенные самолеты, не использовавшиеся после 1938 года, а также проекты и самолеты, не летавшие. Перечисленные роли являются основными функциями самолетов во время Второй мировой войны - многие устаревшие довоенные боевые самолеты продолжали использоваться в качестве учебно-тренировочных, а не в своих первоначальных, более привычных ролях. Захваченные или приобретенные самолеты перечислены отдельно, так как многие из них использовались только для оценки, в то время как имеющиеся в достаточно большом количестве обычно использовались в качестве учебно-тренировочных, тогда как небольшое количество использовалось. Список самолетов Рейхсминистерства авиации в списке обозначений самолетов RLM и полное объяснение. находится в системе обозначения самолетов RLM . Небольшое количество уцелевших самолетов до 1933 года не было учтено системой RLM и просто использовало названия или обозначения компаний.
самолет Люфтваффе
[ редактировать ]Основные типы, эксплуатируемые Люфтваффе, выделены жирным шрифтом, наиболее многочисленные - жирным шрифтом.
РЛМ № | Самолет | Роль | Производство Статус |
# построено/использовано | 1-й полет | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
192 | AUG Ao 192 Курьер | транспорт | производство | 6 | 1935 | используется высокопоставленными чиновниками |
66 | Арадо Ар 66 | тренер | производство | 1456 | 1932 | биплан |
68 | Арадо Ар 68 | тренер/ночной боец | производство | 511 | 1934 | биплан, устаревший к 1939 г. |
76 | Арадо Ар 76 | тренер | производство | 189 | 1934 | биплан |
80 | Арадо Ар 80 | экспериментальный | прототип | 3 | 1935 | использовался для испытаний закрылков Фаулера |
95 | Арадо Ар 95 | обучение | производство | 27 | 1936 | гидросамолет, построенный на экспорт |
96 | Арадо Ар 96 | тренер | производство | 2891 | 1938 | |
196 | Арадо Ар 196 | разведка | производство | 541 | 1937 | гидросамолет корабельного базирования |
197 | Арадо Ар 197 | боец | прототип | 3 | 1937 | самолет-носитель на базе Ar 68 |
198 | Арадо Ар 198 | разведка | прототип | 1 | 1938 | |
199 | Арадо Ар 199 | тренер | прототип | 2 | 1939 | гидросамолет |
213 | Арадо Ар 231 | разведка | прототип | 6 | 1940 | складывается, чтобы поместиться на подводной лодке |
232 | Плуг Ar 232 Tausendfüßler | транспорт | производство | 20 | 1941 | |
234 | Плуг Ар 234 Блиц | разведчик/бомбардировщик | производство | 210 | 1943 | Бомбардировщик |
240 | Арадо Ар 240 | боец | прототип | 14 | 1940 | |
440 | Арадо Ар 440 | боец | прототип | 4 | 1942 | 1 переоборудован из Ar 240 |
349 | Бачем Ба 349 Наттер | перехватчик | производство | 36 | 1945 | ракета, предпринят всего 1 пилотируемый полет |
40 | Blohm & Voss BV 40 Истребитель на замену | перехватчик | прототип | 7 | 1944 | планер |
138 | Blohm & Voss BV 138 Сидраче | морской патруль | производство | 297 | 1937 | дизельная тримоторная летающая лодка |
139 | Блом и Восс Ха 139 | транспорт | прототип | 3 | 1936 | гидросамолет дальнего действия |
140 | Блом и Восс Ха 140 | морской патруль | прототип | 3 | 1937 | летающая лодка |
141 | Блом и Восс Б.В. 141 | разведка | прототип | 28 | 1938 | асимметричный |
142 | Блом и Восс Б.В. 142 | морской патруль/транспорт | прототип | 4 | 1938 | |
144 | Блом и Восс Б.В. 144 | транспорт | прототип | 2 | 1944 | |
155 | Блом и Восс БВ 155 | перехватчик | прототип | 3 | 1944 | построен для борьбы с B-29 |
222 | Blohm & Voss BV 222 Викинг | транспорт | производство | 13 | 1940 | шестимоторная летающая лодка |
238 | Блом и Восс Б.В. 238 | морской патруль | прототип | 1 | 1944 | шестимоторная летающая лодка, самый крупный самолет Оси, летавший |
131 | Бюкер Бю 131 Юнгманн | тренер | производство | 5000 примерно. | 1934 | биплан, также используемый для ночного преследования |
133 | Bücker Bü 133 Молодой Мастер | тренер | производство | 250 ок. | 1935 | пилотажный биплан |
180 | Бюкер Бю 180 Студент | тренер | производство | 50 | 1937 | |
181 | Бюкер Бю 181 Бестманн | тренер | производство | 3400 | 1939 | |
182 | Бюкер Bü 182 корнет | тренер | прототип | 4 | 1938 | |
313 | Капрони Ca.313 G | тренер | производство | 164 | 1939 | куплен в Италии. |
38 | DFS SG 38 Школьный планер | тренер | производство | 10000 ок. | 1938 | планер, широко копируемый |
228 | ДФС 228 | разведка | прототип | 2 | 1944 | только полеты с ракетным двигателем и без двигателя |
230 | ДФС 230 | транспорт | производство | 1600 ок. | 1937 | планер |
331 | ДФС 331 | транспорт | прототип | 1 | 1942 | планер |
11 | Дорнье До 11 | бомбардировщик | производство | 372 | 1932 | |
12 | Дорнье До 12 Либель | тренер | прототип | 1 | 1932 | впечатленный гидросамолет |
16 | Дорнье До 16 Вал | обучение | производство | 46 | 1922 | летающая лодка, большая часть списана к 1939 г. |
17 | Dornier Do 17 Летающий карандаш | бомбардировщик/ночной истребитель | производство | 2139 | 1934 | |
18 | Дорнье До 18 | морской патруль | производство | 170 | 1935 | летающая лодка |
19 | Дорнье До 19 | транспорт | прототип | 3 | 1936 | летал только 1, построенный как тяжелый бомбардировщик |
22 | Дорнье До 22 | морской патруль | производство | 30 примерно. | 1938 | построен на экспорт |
23 | Дорнье До 23 | бомбардировщик | производство | 282 | 1934 | отозван после вторжения в Польшу |
24 | Дорнье До 24 | морской патруль | производство | 218 | 1937 | летающая лодка, предназначалась на экспорт |
26 | Дорнье До 26 | разведка | производство | 6 | 1938 | гидросамолет дальнего действия |
215 | Dornier Do 215 Летающий карандаш | бомбардировщик/ночной истребитель | производство | 105 | 1938 | |
217 | Dornier Do 217 Летающий карандаш | бомбардировщик/ночной истребитель | производство | 1925 | 1938 | |
317 | Дорнье До 317 | бомбардировщик | прототип | 6 | 1943 | Бомбардировщик Б |
335 | Дорнье До 335 Стрела | истребитель/бомбардировщик | производство | 37 | 1943 | двухтактные двигатели |
5 | Физелер Фи 5 | тренер | производство | 29 ок. | 1933 | акробатический спортивный самолет |
103 | Fieseler Fi 103R Райхенберг | пилотируемая бомба | производство | 175 | 1944 | пилотируемый вариант ракеты Фау-1 |
156 | Физелер Фи 156 Шторх | разведка | производство | 2867 | 1936 | |
167 | Физелер Фи 167 | бомбардировщик | производство | 14 | 1938 | корабельный биплан |
256 | Физелер Фи 256 | транспорт | прототип | 6–9 | 1941 | |
184 | Флеттнер Флорида 184 | разведка | прототип | 1 | 1936 | вертолет |
282 | Флеттнер Fl 282 Колибри | разведка | производство | 24 | 1941 | Синхроптерный вертолет |
223 | Фокке-Ахгелис Фа 223 Дракон | транспорт | производство | 20 | 1940 | вертолет |
330 | Фокке-Ахгелис Фа 330 | разведка | производство | 200 | 1942 | змей-автожир, используется редко |
152 | Фокке-Вульф Та 152 | боец | производство | 49 | 1944 | улучшенный Fw 190, производство свернуто |
154 | Фокке-Вульф Та 154 Москит | ночной боец | производство | 30 примерно. | 1943 | развитие свернуто |
44 | Фокке-Вульф Fw 44 Штиглиц | тренер | производство | 1700 ок. | 1932 | биплан, широко экспортируемый |
56 | Фокке-Вульф Fw 56 Штессер | тренер | производство | 1000 ок. | 1933 | моноплан с зонтиком |
58 | Фокке-Вульф Fw 58 Вэйхэ | тренер | производство | 1350 | 1935 | |
61 | Фокке-Вульф Fw 61 | экспериментальный | прототип | 2 | 1936 | двухвинтовой вертолет |
62 | Фокке-Вульф Fw 62 | разведка | прототип | 4 | 1937 | корабельный биплан гидросамолет |
186 | Фокке-Вульф Fw 186 | разведка | прототип | 1 | 1937 | автожир |
187 | Фокке-Вульф Fw 187 Фальке | боец | прототип | 9 | 1937 | |
189 | Фокке-Вульф Fw 189 Уху | разведка | производство | 864 | 1938 | |
190 | Фокке-Вульф Fw 190 Вюргер | боец | производство | 20000 ок. | 1939 | многие экспортированы в государства-клиенты |
191 | Фокке-Вульф Fw 191 | бомбардировщик | прототип | 3 | 1942 | Бомбардировщик Б |
200 | Фокке-Вульф Fw 200 Кондор | морской патруль/транспорт | производство | 276 | 1937 | изначально авиалайнер, некоторые экспортировались |
145 | Гота Го 145 | тренер | производство | 1182 | 1934 | |
146 | Гота Го 146 | транспорт | прототип | 4 | 1936 | |
147 | Гота Го 147 | экспериментальный | прототип | 1 | 1936 | бесхвостый |
242 | Гота Го 242 | транспорт | производство | 1528 | 1941 | планер |
244 | Гота Го 244 | транспорт | производство | 176 | 1941 | с приводом Go 242, 133 переоборудовано |
345 | Гота Гоу 345 | транспорт | прототип | 1 | 1944 | планер |
430 | Гота Ка 430 | транспорт | прототип | 12 | 1943 | планер |
46 | Хейнкель Хе 46 | тренер | производство | 512 | 1931 | разведка с зонтиком. Используется для ночных рейдов. |
50 | Хейнкель Хе 50 | разведчик/бомбардировщик | производство | 78 | 1931 | биплан |
51 | Хейнкель Хе 51 | тренер | производство | 700 | 1933 | устаревший истребитель, к 1939 году осталось мало |
59 | Хейнкель Хе 59 | разведка | производство | 144 | 1931 | биплан гидросамолет |
60 | Хейнкель Хе 60 | разведка | производство | 205 | 1933 | корабельный биплан гидросамолет |
70 | Хейнкель He 70 Blitz | транспорт | производство | 15 | 1932 | |
72 | Хейнкель He 72 Кадетт | тренер | производство | 2000 ок. | 1933 | |
100 | Хейнкель Хе 100 | боец | производство | 25 | 1938 | также использовал обозначение He 113 |
111 | Хейнкель Хе 111 | бомбардировщик/транспорт | производство | 5656 | 1935 | многие экспортированы |
112 | Хейнкель Хе 112 | боец | производство | 104 | 1935 | |
114 | Хейнкель Хе 114 | разведка | производство | 29 ок. | 1936 | гидросамолет |
115 | Хейнкель Хе 115 | бомбардировщик | производство | 138 | 1937 | гидросамолет, часть экспортирована. |
116 | Хейнкель Хе 116 | разведка | прототип | 14 | 1937 | |
119 | Хейнкель Хе 119 | высокоскоростная разведка | прототип | 8 | 1937 | |
162 | Хейнкель He 162 Spatz | легкий реактивный истребитель | производство | 320 | 1944 | реактивный самолет, Volksjäger победитель |
172 | Хейнкель Хе 172 | тренер | прототип | 1 | 1934 | He 72 с капотом NACA |
177 | Хейнкель He 177 Грайф | тяжелый/стратегический бомбардировщик | производство | 1169 | 1939 | проблемы с двигателем до капитального ремонта |
219 | Хейнкель Хе 219 Уху | ночной боец | производство | 300 ок. | 1942 | |
280 | Хейнкель Хе 280 | боец | прототип | 9 | 1940 | реактивный самолет |
123 | Хеншель Hs 123 | наземная атака | производство | 250 | 1935 | |
125 | Хеншель Hs 125 | тренер | прототип | 2 | 1934 | |
126 | Хеншель Hs 126 | разведка | производство | 600 примерно. | 1936 | |
127 | Хеншель Hs 127 | бомбардировщик | прототип | 2 | 1937 | |
128 | Хеншель Hs 128 | экспериментальный | прототип | 2 | 1939 | высотный испытательный самолет |
129 | Хеншель Hs 129 | наземная атака | производство | 865 | 1939 | |
130 | Хеншель Hs 130 | бомбардировщик | прототип | 13 | 1939 | высотный |
229 | Хортен Хо 229 | боец | прототип | 3 | 1944 | реактивное летающее крыло, только один летал с двигателем |
н/д | Юнкерс W34 | тренер | производство | 2024 | 1926 | Транспорт 1920-х годов. |
52 | Юнкерс Ю 52 Танте Ю | транспорт | производство | 4845 | 1931 | Бомбардировщик времен Гражданской войны в Испании , широко экспортируемый |
86 | Юнкерс Ю 86 | бомбардировщик/разведчик | производство | 632 | 1934 | |
87 | Юнкерс Ju 87 Штука | бомбардировщик | производство | 6500 | 1935 | многие экспортированы в государства-клиенты |
88 | Юнкерс Ю 88 | бомбардировщик/ночной истребитель | производство | 15183 | 1936 | варианты выполняли множество ролей |
89 | Юнкерс Ю 89 | бомбардировщик | прототип | 2 | 1937 | первоначально бомбардировщик Урал |
90 | Юнкерс Ю 90 | транспорт | производство | 18 | 1937 | |
188 | Юнкерс Ю 188 Рэхер | бомбардировщик | производство | 1234 | 1940 | |
252 | Юнкерс Ю 252 | транспорт | производство | 15 | 1942 | |
287 | Юнкерс Ю 287 | бомбардировщик | прототип | 2 | 1944 | реактивный самолет |
288 | Юнкерс Ю 288 | бомбардировщик | прототип | 22 | 1940 | бомбардировщика B Победитель проекта |
290 | Юнкерс Ю 290 | морской патруль/транспорт | производство | 65 | 1942 | |
322 | Юнкерс Ju 322 Маммут | транспорт | прототип | 2 | 1941 | планер |
352 | Юнкерс Ju 352 Геркулес | транспорт | производство | 50 | 1943 | |
388 | Юнкерс Ю 388 | разведчик/бомбардировщик | производство | 101 ок. | 1943 | варианты истребителя также планируются |
390 | Юнкерс Ю 390 | бомбардировщик | прототип | 2 | 1943 | Американский бомбардировщик |
31 | Терминал Кл 31 | тренер | производство | 30 | 1931 | |
35 | Терминал Кл 35 | тренер | производство | 2000 ок. | 1935 | спортсамолет, многие экспортируются |
36 | Терминал Кл 36 | транспорт | производство | 12 примерно. | 1934 | |
108 | Мессершмитт Bf 108 Тайфун | тренер | производство | 885 | 1934 | многие экспортированы |
109 | Мессершмитт Bf 109 | боец | производство | 33984 | 1935 | многие экспортированы в государства-клиенты |
110 | Мессершмитт Bf 110 Эсминец | боец | производство | 6170 | 1936 | |
162 | Мессершмитт Bf 162 Ягуар | бомбардировщик | прототип | 3 | 1937 | |
163 | Мессершмитт Bf 163 | разведка | прототип | 1 | 1938 | обозначение повторно используется для перехватчика |
163 | Мессершмитт Ме 163 Комет | перехватчик | производство | 370 | 1944 | ракета |
209 | Мессершмитт Ме 209 | гонщик | прототип | 4 | 1938 | |
209 | Мессершмитт Ме 209-II | боец | прототип | 4 | 1943 | не имеет отношения к предыдущему Me 209 |
210 | Мессершмитт Ме 210 | боец | производство | 108 | 1939 | |
261 | Мессершмитт Ме 261 Адольфина | разведка | прототип | 3 | 1940 | |
262 | Мессершмитт Ме 262 Швальбе | боец | производство | 1400 ок. | 1941 | реактивный самолет |
263 | Мессершмитт Ме 263 | перехватчик | прототип | 1 | 1944 | ракета, не летала на мощности |
264 | Мессершмитт Ме 264 Америка | бомбардировщик | прототип | 3 | 1942 | |
309 | Мессершмитт Ме 309 | боец | прототип | 4 | 1942 | |
321 | Мессершмитт Ме 321 Гигант | транспорт | производство | 200 | 1941 | планер |
323 | Мессершмитт Ме 323 Гигант | транспорт | производство | 198 | 1942 | силовой вариант Me 321 |
328 | Мессершмитт Ме 328 | боец | прототип | 9 | 1944 | импульсная струя |
410 | Мессершмитт Ме 410 Хорнисс | истребитель/разведчик | производство | 1189 | 1942 | улучшенный Я 210 |
104 | Siebel Fh 104 Галлор | транспорт | производство | 46 | 1937 | |
201 | Сибель Си 201 | разведка | прототип | 2 | 1938 | |
202 | Siebel Si 202 Хуммель | тренер | производство | 66 | 1938 | спортивный самолет |
204 | Сибель Си 204 | тренер | производство | 1216 | 1940 | также используется в качестве транспорта |
Захваченный или приобретенный самолет
[ редактировать ]Имя | Источник | Роль ВВС | # (если известно) | Примечания |
---|---|---|---|---|
Имел Б-534 | Чехословакия | тренер | Три модифицированы для испытаний на авианосце. Некоторые проданы. | |
Имел Б-71 | Чехословакия | бомбардировщик | 61 СБ-2 + 111 Б.71 | Позже некоторые из них были изготовлены как буксиры-мишени, некоторые проданы в Болгарию. |
БЫЛ ЭТ.3 | Италия | тренер | 145 | Отправлен в летные школы в Австрию. |
Блох MB175 | Франция | бомбардировщик | ||
Блох MB151 | Франция | боец/тренер | Vichy MB.152 также передан Люфтваффе в 1942 году. | |
Боинг B-17 Летающая крепость | НАС | специальные операции | Используется специальными подразделениями, такими как KG 200 . | |
Косяк Z.506 | Италия | поиск и спасение | использовался с 1943 года смешанными итальянско-немецкими экипажами. | |
Косяк Z.1007 | Италия | транспорт | используется с 1943 г. | |
Кодрон C.445 Чайка | Франция | транспорт | ||
Кертисс H-75 Хок | Франция и Норвегия | боец | Используется в ожидании поставки Bf 109. Некоторые проданы в Финляндию. | |
Девуатин D.520 | Франция | тренер | 182 | Некоторые проданы. |
Дуглас 8А-3Н | Нидерланды | тренер | 3 ок. | |
Дуглас DC-2 | Нидерланды | транспорт | 3 | бывший самолет KLM |
Фиат CR.42 Фалько | Италия | наземная атака /ночной боец |
112+ | с 1943 г., пилотировал НСГр.9. [ 1 ] и JG.107 |
Фиат Г.50 /Б | Италия | тренер |
чувак. | с 1943 г. летал в составе 7-й ночной боевой группы, базирующейся в Хорватии. [ 2 ] |
Fokker C.V | Различный | тренер | чувак. | |
Фоккер СХ | Нидерланды | тренер | чувак. | |
Фоккер Д. XXI | Нидерланды | боец | ||
Фоккер Т.VIII | Нидерланды | морской патруль | гидросамолет | |
Фоккер Дж.И. | Нидерланды | тренер | некоторые использовались в 1941 году для экипажей Bf 110. | |
Глостер Гладиатор | Латвия через СССР | тренер | 1 | захваченный у Советов буксир-планер/мишень. |
Хоукер Ураган | Франция, Югославия и Северная Африка | ознакомление | Не используется в бою. | |
Ильюшин Ил-2 | СССР | н/д | никогда не использовался | |
Лиоре и Оливье ЛеО 451 | Франция | транспорт | 39+ | с мая 1943 г. летал на IV./TG4. [ 3 ] |
Локхид P-38 Молния | олень | боец | 1 | предоставлен перебежчиком. |
Макки MC.202 | Италия | тренер | 47 | использовались с 1943 года. Некоторые переданы в Хорватию. |
Макки MC.205 | Италия | боец | 25 | используется с 1944 г. II/JG 77 |
Mikoyan-Gurevich MiG-3 | СССР | н/д | Пытался продать 22 в Финляндию. | |
Моран-Солнье MS230 | Франция | тренер | ||
Моран-Солнье MS406 | Франция | тренер | 46+ | 25 продано Финляндии в 1941 г. |
Накадзима E8N | Япония | гидросамолет-разведчик | 1 | работал на немецком вспомогательном крейсере Орион. |
Североамериканская НАА 57 | Франция | тренер | ||
Североамериканская НАА 64 | Франция | тренер | Большинство получено в ящиках | |
PZL.37 Лось | Польша | н/д | проверено, но не использовалось | |
Рогожарский ИК-3 | Югославия | боец | ||
Реджиан Ре.2002 | Италия | боец | 25 | с 1943 года Реджиан приказал построить еще |
Савойя-Маркетти SM.79 | Италия | транспорт | используется с 1943 года. | |
Савойя-Маркетти SM.82 | Италия | транспорт | 430 | использовался в 1942–1945 гг. [ 4 ] |
Супермарин Спитфайр | Великобритания | боец | ||
Злин Z-XII и 212 | Чехословакия | тренер |
См. также
[ редактировать ]- Производство немецких самолетов во время Второй мировой войны
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список проектов немецких самолетов 1939–45 гг.
- Список планеров
- Список реактивных самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов Германии
- Список военных самолетов Германии по производителям
- Список военных самолетов нацистской Германии
- Список обозначений самолетов RLM
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Скульски 2007, с. 79
- ^ Арена 1979, с. 519
- ^ «Отчеты об инвентаризации и движении самолетов, IV./TG4» .
- ^ Пини 1994, стр.1.
- Библиография
- Арена, Нино. Macchi 205 «Вельтро» (на итальянском языке). Модена: Mucchi Editore, 1994. ISBN отсутствует.
- Арена, Нино. Истребители с радиальными двигателями FIAT G.5O (на итальянском языке). Модена: Mucchi Editore, 1979. ISBN отсутствует.
- Д'Амико, Фердинандо. «I Veltro Dell'Asso di Cuori. (на итальянском языке)» Журнал JP-4 Aviation Magazine, № 5 , 1991. Нет ISBN.
- Dimensione Cielo - Итальянский самолет во Второй мировой войне - CACCIA ASSAULT 3 (на итальянском языке). Рим, Edizioni Bizzarri, 1972. Нет ISBN.
- Ди Терлицци, Маурицио. Macchi MC 205 "Veltro" (Aviolibri 1) (двуязычный итальянский/английский). Рим, Италия: IBN Editore, 1997. ISBN 88-86815-55-7 .
- Глэнси, Джонатан Спитфайр: иллюстрированная биография . Лондон: Atlantic Books, 2006. ISBN 978-1-84354-528-6 .
- Грин, Уильям. «Серия Макки-Кастольди». Знаменитые истребители Второй мировой войны-2 . Лондон, Макдональд, 1962. ISBN отсутствует.
- Мэлис, Никола. Аэрмакки Вспышки войны (на итальянском языке). Рим: ИБН, 2006. ISBN 88-7565-030-6 .
- Монди, Дэвид. Краткий справочник Хэмлина по самолетам Оси времен Второй мировой войны . Лондон: Bounty Books, 2006. ISBN 0-7537-1460-4 .
- Нойлен, Ганс Вернер. В небе Европы. Рамсбери, Мальборо, Великобритания: The Crowood Press, 2000. ISBN 1-86126-799-1 .
- Пини, Джорджо и Сетти, Фульвио. Сумчатое Savoia Marchetti SM 82 (Машины и история - Профили 5) (на итальянском языке). Модена, Италия: STEM-Mucchi spa., 1994. Нет ISBN.
- Савич, Дракон и Борис Чиглик. Хорватские асы Второй мировой войны (Самолет Osprey of the Aces-49). Лондон: Оксфорд, 2002. ISBN 1-84176-435-3 .