Jump to content

Эгоизм

(Перенаправлено с Эгоиста )

Эгоизм — это философия, изучающая роль личности , или эго , как мотивации и цели собственных действий. Различные теории эгоизма охватывают ряд разрозненных идей и обычно могут быть разделены на описательные или нормативные формы. [1] [2] То есть они могут быть заинтересованы либо в описании того, что люди действуют в собственных интересах , либо в предписании, что они должны действовать . Вместо этого другие определения эгоизма могут подчеркивать действие в соответствии с волей, а не личными интересами, и, кроме того, утверждать, что это более истинное чувство эгоизма. [3]

Новая католическая энциклопедия утверждает, что эгоизм «включает в себя определенные основные истины: для человека естественно любить самого себя; более того, он должен делать это, поскольку каждый в конечном итоге несет ответственность за себя; удовольствие, развитие своих возможностей и приобретение власти обычно желательно». [4] Моральное осуждение корысти является обычным предметом критики в эгоистической философии, при этом такие суждения рассматриваются как средство контроля и результат властных отношений. Эгоизм может также отвергать тот факт, что понимание внутренней мотивации человека может прийти извне, например, из психологии или социологии . [1] хотя, например, этого нет в философии Фридриха Ницше .

Термин «эгоизм» происходит от французского égoïsme , от латинского ego (личное местоимение первого лица единственного числа; «Я») и французского -ïsme -изм »).

Описательные теории

[ редактировать ]

Описательные варианты эгоизма связаны с самоуважением как с фактическим описанием человеческой мотивации и, в его самом дальнем применении, с тем, что вся человеческая мотивация проистекает из желаний и интересов эго. [1] [2] В этих теориях действие, направленное на себя, можно просто назвать эгоистическим . [5]

Позиция, согласно которой люди склонны действовать в собственных интересах, называется эгоизмом по умолчанию. [6] тогда как психологический эгоизм — это позиция, согласно которой все мотивации коренятся в конечном счете корыстной психике . То есть, в своей сильной форме, даже кажущиеся альтруистическими действия лишь замаскированы под таковые и всегда корыстны. Вместо этого его более слабая форма утверждает, что, даже если альтруистическая мотивация возможна, волевое действие обязательно становится эгоистическим в служении собственной воле . [2] В отличие от этого и философского эгоизма, биологический эгоизм (также называемый эволюционным эгоизмом) описывает мотивации, коренящиеся исключительно в репродуктивном эгоизме (т.е. репродуктивной приспособленности ). [7] [8] Более того, теория эгоистичных генов утверждает, что именно личный интерес генетической информации обуславливает поведение человека. [9]

Нормативные теории

[ редактировать ]

Теории, считающие эгоизм нормативным, предусматривают, что эго должно ставить свои собственные интересы выше других ценностей. Там, где это должно считаться прагматическим суждением, оно называется рациональным эгоизмом , а где оно считается моральным суждением, оно называется этическим эгоизмом . [1] Стэнфордская энциклопедия философии утверждает, что «этический эгоизм может также применяться к вещам, отличным от действий, например к правилам или чертам характера», но такие варианты встречаются редко. [2] Более того, условный эгоизм — это консеквенциалистская форма этического эгоизма, которая утверждает, что эгоизм морально прав, если он ведет к морально приемлемым целям. [1] Джон Ф. Уэлш в своей работе «Диалектический эгоизм Макса Штирнера: новая интерпретация» вводит термин «диалектический эгоизм», чтобы описать интерпретацию эгоистической философии Макса Штирнера как фундаментально диалектическую . [10] [ нужен неосновной источник ]

Нормативный эгоизм, как в случае со Штирнером, не должен отвергать то, что некоторые способы поведения следует ценить выше других - например, утверждение Штирнера о том, что отсутствие ограничений и автономия должны цениться наиболее высоко. [11] Однако противоположные теории могут с такой же легкостью выступать в пользу эгоистического доминирования над другими. [12]

Теоретики

[ редактировать ]

Штирнера Эгоизм утверждает, что людей невозможно полностью постичь, поскольку никакое понимание себя не может адекватно описать полноту опыта. В широком понимании Штирнер обладал чертами как психологического эгоизма , так и рационального эгоизма . В отличие от корысти, описанной Айн Рэнд , Штирнер не обращался к индивидуальному интересу, эгоизму или рецептам того, как следует действовать. Он призывал людей решать самостоятельно и реализовывать свой эгоизм. [13]

Он считал, что каждый движим своим собственным эгоизмом и желаниями и что те, кто принял это — как добровольные эгоисты — могут свободно жить своими индивидуальными желаниями, в то время как те, кто этого не сделал — как невольные эгоисты — будут ложно полагать, что они выполняют другое дело, в то время как они тайно реализуют свои собственные желания счастья и безопасности. Доброжелательный эгоист увидит, что они могут действовать свободно, не подчиняясь священным, но искусственным истинам, таким как закон, права, мораль и религия. Власть есть метод штирнеровского эгоизма и единственный оправданный метод обретения философских свойств . Штирнер не верил в однонаправленное стремление к жадности, которая, будучи лишь одним из аспектов эго, могла привести к одержимости причиной, отличной от полного эго. Он не верил в естественные права на собственность и поощрял восстание против всех форм власти, включая неуважение к собственности. [13]
Я утверждаю, что эгоизм принадлежит сущности благородной души, я имею в виду неизменную веру в то, что такому существу, как «мы», другие существа, естественно, должны подчиняться и должны жертвовать собой. Благородная душа принимает факт своего эгоизма без вопросов, а также без сознания жесткости, принуждения или произвола в нем, а скорее как нечто, что может иметь свое основание в первичном законе вещей: - если бы он искал для него обозначения, то он сказал бы: «Это сама справедливость».
Фридрих Ницше , По ту сторону добра и зла

Философия Фридриха Ницше была связана с формами как описательного, так и нормативного эгоизма. [14] Ницше, нападая на широко распространенное моральное отвращение к эгоистическим действиям, стремится освободить высших людей от их веры в то, что эта мораль полезна для них. Он отвергает христианскую и кантовскую этику как всего лишь замаскированный эгоизм рабской морали . [6] [15]

Слово «добро» с самого начала никоим образом не обязательно связано с «неэгоистическими» действиями, как это происходит в суевериях этих специалистов по генеалогии морали. Скорее, это происходит впервые с крахом аристократических оценочных суждений, когда весь этот контраст между «эгоистическим» и «неэгоистическим» все сильнее вдавливался в человеческое сознание — это, выражаясь моими словами, инстинкт стадо , которое благодаря этому контрасту наконец получает свое слово (и свои слова ). [16]
Фридрих Ницше , О генеалогии морали.

В своей книге «О генеалогии морали » Фридрих Ницше прослеживает истоки морали господина-раба в фундаментально эгоистических оценочных суждениях . В аристократической оценке совершенство и добродетель выступают как форма превосходства над простыми массами, которую жреческая оценка, в ressentiment власти, стремится обратить вспять — где бессильные и жалкие становятся моральным идеалом. Таким образом, поддержка неэгоистических действий рассматривается как вытекающая из желания отвергнуть превосходство или превосходство других. Он считает, что все нормативные системы, которые действуют в роли, часто связанной с моралью, благоприятствуют интересам одних людей, часто, хотя и не обязательно, за счет других. [15] [17]

Тем не менее, Ницше также утверждает в той же книге , что не существует «деятеля» любых действий, эгоистичных они или нет:

...за действием, действием и становлением не существует никакого «бытия»; «Деятель» — это просто фикция, добавленная к делу: дело — это все (§13).
Фридрих Ницше , О генеалогии морали.

Йонас Монте из Университета Бригама Янга утверждает, что Ницше вообще сомневался в существовании какого-либо «я», которое первый определял как «сознательное Эго, управляющее психическими состояниями». [18]

Другие теоретики

[ редактировать ]

Отношение к альтруизму

[ редактировать ]

В 1851 году французский философ Конт ввёл термин альтруизм ( итальянского « » от Огюст altrui , от латинского alteri «другие») как антоним эгоизма. [29] [30] В этом смысле альтруизм определил позицию Конта, согласно которой всякое самоуважение должно быть заменено только уважением к другим. [29]

Хотя Фридрих Ницше не считает альтруизм подходящим антонимом эгоизма, [31] Вместо этого Конт утверждает, что существуют только две человеческие мотивации: эгоистическая и альтруистическая, и что они не могут быть опосредованы; то есть одно всегда должно преобладать над другим. Для Конта полное подчинение личности альтруизму является необходимым условием как социальной, так и личной выгоды. [29] Ницше, вместо того, чтобы отвергать практику альтруизма, предупреждает, что, несмотря на то, что в мире не так уж много альтруизма и равенства, существует почти всеобщее признание их ценности, причем, как известно, даже теми, кто на практике является их злейшими врагами. [15] Эгоистическая философия обычно рассматривает подчинение личности альтруизму либо как форму доминирования, ограничивающую свободу, либо как неэтичный или иррациональный принцип, либо как расширение некоторой эгоистической коренной причины. [1]

В эволюционной теории биологический альтруизм — это наблюдаемое явление, когда организм действует на благо других за счет своей собственной репродуктивной способности . Хотя биологический эгоизм допускает, что организм может действовать на благо других, он описывает это только тогда, когда это соответствует репродуктивным интересам. Родственный альтруизм и теория эгоистичных генов являются примерами такого разделения. [8] [9] О биологическом альтруизме Стэнфордская энциклопедия философии утверждает: «Вопреки тому, что часто думают, эволюционный подход к человеческому поведению не подразумевает, что люди, скорее всего, будут мотивированы только личными интересами. Одна из стратегий, с помощью которой «эгоистичные гены» могут увеличить их будущую репрезентацию можно, заставив людей быть неэгоистичными в психологическом смысле». [9] Это центральная тема современного дискурса психологического эгоизма. [2]

Отношение к нигилизму

[ редактировать ]

История эгоистической мысли часто пересекалась с историей нигилизма . Например, отказ Макса Штирнера от абсолютов и абстрактных понятий часто ставит его в число первых философских нигилистов. [32] Однако популярное описание Штирнера как морального нигилиста , возможно, не отражает некоторых тонкостей его этической мысли. В Стэнфордской энциклопедии философии говорится: «Штирнер явно придерживается ненигилистической точки зрения, согласно которой определенные виды характера и способы поведения (а именно, автономные личности и действия) следует ценить выше всех других. уважение, причем узкое, и его неприятие легитимности моральных требований не следует путать с отрицанием уместности всех нормативных или этических суждений». [11] Вместо этого нигилизм Штирнера можно понимать как космический нигилизм . [33] Аналогичным образом, как нормативная, так и описательная теории эгоизма получили дальнейшее развитие в рамках русского нигилизма , вскоре породив рациональный эгоизм . В этом отношении влияние оказали философы-нигилисты Дмитрий Писарев и Николай Чернышевский , сочетавшие такие формы эгоизма с жестким детерминизмом . [3] [25] [20]

Философия Макса Штирнера решительно отвергает современность и резко критикует растущий догматизм и репрессивные социальные институты, которые ее воплощают. Чтобы его можно было превзойти, эгоистические принципы поддерживаются как необходимое достижение за пределами современного мира. [11] В Стэнфордской энциклопедии говорится, что исторический анализ Штирнера служит «подрыву исторических нарративов, которые изображают современное развитие человечества как прогрессивную реализацию свободы, но также и для поддержки мнения о людях в современном мире как о все более угнетенных». [11] Эта критика гуманистических дискурсов особенно связала Штирнера с более современной постструктуралистской мыслью. [11]

Политический эгоизм

[ редактировать ]

Поскольку нормативный эгоизм отвергает моральное обязательство подчинять эго обществу в целом или правящему классу , он может быть предрасположен к определенным политическим последствиям. Интернет -энциклопедия философии утверждает:

По иронии судьбы, эгоистов можно рассматривать как моральных и политических эгалитаристов, прославляющих достоинство каждого человека, позволяющего вести жизнь так, как они считают нужным. Ошибки в выборе правильных средств и соответствующих целей будут совершаться отдельными людьми, но если они несут моральную ответственность за свои действия, они не только будут нести ответственность за последствия, но и получат возможность адаптироваться и учиться. [1]

Однако, в отличие от этого, такая этика не может морально обязывать против эгоистического проявления власти над другими. На этом основании Фридрих Ницше критикует эгалитарную мораль и политические проекты как не способствующие развитию человеческого совершенства. [15] Макса Штирнера Собственная концепция , союза эгоистов , подробно описанная в его работе «Эго и его собственные» , рассматривала предложенную форму социальных отношений, посредством которой отвергаются ограничения на эгоистические действия. [34] Будучи посмертно принятым анархистским движением , это стало основой эгоистического анархизма .

Штирнера Вариант теории собственности также диалектичен, где понятие собственности представляет собой лишь личное различие, проводимое между тем, что является собственностью человека, а что нет. Следовательно, именно осуществление контроля над собственностью представляет собой неабстрактное владение ею. [34] В отличие от этого, Айн Рэнд включает капиталистические права собственности в свою эгоистическую теорию. [26]

Революционная политика

[ редактировать ]

Философ-эгоист Николай Гаврилович Чернышевский был доминирующей интеллектуальной фигурой в революционном движении 1860–1917 годов в России, которое привело к убийству царя Александра II за восемь лет до его смерти в 1889 году. [20] [35] Дмитрий Писарев оказал такое же радикальное влияние внутри движения, хотя лично он не выступал за политическую революцию. [25]

Философский эгоизм также нашел широкую привлекательность среди анархистских революционеров и мыслителей, таких как Джон Генри Маккей , Бенджамин Такер , Эмиль Арманд , Хан Райнер Жерар де Лаказ-Дютье , Ренцо Новаторе , Мигель Хименес Игуалада и Лев Черный . Хотя он сам не участвовал ни в каких революционных движениях, вся школа индивидуалистического анархизма во многом обязана своим интеллектуальным наследием Максу Штирнеру .

Эгоистическую философию можно представить в ложном свете как принципиально революционную область мысли. Однако ни гоббсовская, ни ницшеанская теории эгоизма не одобряют политическую революцию. Анархизм и революционный социализм также категорически отвергались Айн Рэнд и ее последователями.

Философия Ницше и Штирнера была в значительной степени заимствована фашистскими и протофашистскими идеологиями. Ницше, в частности, печально известен как предшественник нацизма , и потребовались значительные академические усилия, чтобы отделить его идеи от их вышеупомянутого присвоения. [12] [36]

На первый взгляд нацистский тоталитаризм может показаться противоположностью радикальному индивидуализму Штирнера. Но фашизм был прежде всего попыткой разрушить социальные связи, созданные историей, и заменить их искусственными связями между людьми, от которых ожидалось явное подчинение государству на основании абсолютного эгоизма. Фашистское образование сочетало в себе принципы асоциального эгоизма и безусловного конформизма, причем последний был средством, с помощью которого человек занял свою нишу в системе. Философия Штирнера не имеет ничего против конформизма, она лишь возражает против подчинения Эго какому-либо высшему принципу: эгоист волен приспосабливаться к миру, если ясно, что он этим улучшит себя. Его «бунт» может принять форму крайнего раболепия, если это будет способствовать его интересам; чего он не должен делать, так это быть связанным «общими» ценностями или мифами человечества. Тоталитарный идеал казарменного общества, из которого устранены все реальные, исторические связи, вполне соответствует принципам Штирнера: эгоист по самой своей природе должен быть готов сражаться под любым удобным для него флагом. [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мозли, Александр. «Эгоизм» . Интернет-энциклопедия философии .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Шейвер, Роберт (2021). «Эгоизм» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
  3. ^ Перейти обратно: а б Сканлан, Джеймс П. (1999). «Дело против разумного эгоизма в « Записках из подполья » Достоевского ». Журнал истории идей . 60 (3). Издательство Пенсильванского университета: 549–567. дои : 10.2307/3654018 . JSTOR   3654018 .
  4. ^ Далькур, Г.Дж. «Эгоизм» . Новая католическая энциклопедия . Проверено 11 августа 2020 г. - через Encyclepedia.com .
  5. ^ «эгоистичный» . Словарь американского наследия английского языка (5-е изд.). 2011 . Получено 18 августа 2020 г. - через Dictionary.com .
  6. ^ Перейти обратно: а б Джейсон, Гэри (2015). «Портреты эгоизма в классическом кино III: ницшеанские образы» .
  7. ^ Шмид, Ганс Бернхард (2010). «Философский эгоизм: его природа и ограничения» (PDF) . Экономика и философия . 26 (2). Издательство Кембриджского университета : 217–240. дои : 10.1017/S0266267110000209 . S2CID   145330319 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Хоули, Патрисия Х. (2014). «Онтогенез и социальное доминирование: взгляд на модели человеческой власти с точки зрения развития». Эволюционная психология . 12 (2): 318–42. дои : 10.1177/147470491401200204 . hdl : 2346/93761 . ПМИД   25299882 . S2CID   6641843 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с Окаша, Самир (2020). «Биологический альтруизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
  10. ^ Уэлш, Джон Ф. (2010). Диалектический эгоизм Макса Штирнера: новая интерпретация . Лексингтонские книги .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и Леопольд, Дэвид (2019). «Макс Штирнер» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет .
  12. ^ Перейти обратно: а б с Колаковский, Лешек (2005) [1-й паб. 1976]. Основные течения марксизма . WW Нортон и компания . стр. 137–138.
  13. ^ Перейти обратно: а б Маккей, Иэн, изд. (2012). «Каковы идеи Макса Штирнера?». Анархистский FAQ . Том. II. Стирлинг: АК Пресс. стр. 1561–1573. ISBN  978-1849351225 .
  14. ^ Вилкерсон, Дейл. «Фридрих Ницше (1844—1900)» . Интернет-энциклопедия философии .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Брайан, Лейтер (2021). «Моральная и политическая философия Ницше» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэндфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет .
  16. ^ Ницше, Фридрих . О генеалогии нравственности .
  17. ^ Андерсон, Р. Ланье (2021). «Фридрих Ницше» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэндфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет .
  18. ^ Монте, Йонас (2015). «Сумма, Ergo Cogito: Ницше меняет порядок Декарта» (PDF) . aporia.byu.edu . Университет Бригама Янга . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2022 года . Проверено 17 сентября 2016 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Мэй, Джошуа. «Психологический эгоизм» . Интернет-энциклопедия философии .
  20. ^ Перейти обратно: а б с «Чернышевский, Николай Гаврилович (1828–1889)» . Энциклопедия философии . Проверено 11 августа 2020 г. - через Encyclepedia.com.
  21. ^ Партридж, Кристофер Хью (2017). «Алистер Кроули о наркотиках» (PDF) . Международный журнал по изучению новых религий . 7 (2). Издательство Equinox Publishing Ltd.: 125–151. дои : 10.1558/ijsnr.v7i2.31941 . ISSN   2041-9511 .
  22. ^ «Артур Десмонд в объяснении | Рагнар Рыжебородый» . www.ragnarredbeard.com . Проверено 13 сентября 2022 г.
  23. ^ Ванденберг, Филлис; ДеХарт, Эбигейл. «Бернар Мандевиль (1670—1733)» . Интернет-энциклопедия философии .
  24. ^ Перейти обратно: а б Хикс, Стивен RC (2009). «Эгоизм у Ницше и Рэнд». Журнал исследований Айн Рэнд . 10 (2). Издательство Пенсильванского государственного университета : 249–291. дои : 10.5325/jaynrandstud.10.2.0249 . JSTOR   41560389 . S2CID   30410740 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с «Писарев Дмитрий Иванович» . Энциклопедия истории России . Проверено 11 августа 2020 г. - через Encyclepedia.com.
  26. ^ Перейти обратно: а б Хикс, Стивен RC (2005). «Айн Рэнд (1905–1982)» . Интернет-энциклопедия философии .
  27. ^ «Диалектический эгоизм Макса Штирнера: новая интерпретация: Джон Ф. Уэлш: бесплатная загрузка, заимствование и потоковая передача» . Интернет-архив . Проверено 18 июля 2020 г.
  28. ^ МакЭлрой, Венди (2003). Дебаты о свободе . Лексингтонские книги . стр. 54–55.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Броснахэн, Тимоти (1907). «Альтруизм» . Католическая энциклопедия . Получено 19 августа 2020 г. - через New Advent.
  30. ^ «Иначе (этика)» . энциклопедия Британская
  31. ^ Ницше, Фридрих. КСА. 9:11[7]
  32. ^ Пратт, Алан. «Нигилизм» . Интернет-энциклопедия философии .
  33. ^ Кросби, Дональд А. (1998). "Нигилизм". Философская энциклопедия Рутледжа . Рутледж , Тейлор и Фрэнсис . § Космический нигилизм. дои : 10.4324/9780415249126-N037-1 . ISBN  9780415250696 .
  34. ^ Перейти обратно: а б Нюберг, Свейн Олав. «Союз эгоистов» (PDF) . Нон Сервиам . 1 . Осло, Норвегия: Свейн Олав Нюберг: 13–14. OCLC   47758413 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 декабря 2010 г. Проверено 19 августа 2020 г.
  35. ^ «Народная Воля (Русская революционная организация)» . Британская энциклопедия .
  36. ^ Анселл-Пирсон, Кейт (1994). Введение в Ницше как политического мыслителя: идеальный нигилист . Издательство Кембриджского университета . стр. 33–34.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 163425c59a939beed8dd11e1a0ab47e5__1717399080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/e5/163425c59a939beed8dd11e1a0ab47e5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Egoism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)