Амир Кулал
Амир Кулал | |
---|---|
Амир Калал | |
Рожденный | 1278 |
Умер | 1370 г. (91–92 года) Сохар , современный Узбекистан. |
Национальность | персидский |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Амир Кулал (1370–1278), персидский : امیر کلال , арабский : امیر کلال , имя при рождении Шамс уд- Дин ( персидский : شمس دین , арабский : شمس دین ), был персом. [ 1 ] [ 2 ] Суфийский исламский учёный , которого многие считают одним из самых влиятельных в истории. Он был членом мистического Хаджагана ордена . Его отцом был суфийский учёный Саиф уд-Дин Хамза ( Саиф ад-Дин Хамза ), сайид , потомок Мухаммеда . Саиф уд-Дин Хамза был эмиром ( вождем ) персидского племени кулал, его полный титул — Амир-и-Кулал . После смерти отца Шамс уд-Дин стал эмиром и главой племени. К этому времени его репутация как ученого и религиозного деятеля распространилась по Чагатайскому ханству , и титул Амир-и-Кулал стал его общим именем. За то, что он делал глиняную посуду, [ 3 ] его в народе называли «Кулал», что на персидском означает «гончар». [ 4 ]
У Кулала было несколько учеников, которые позже стали видными фигурами в истории, в том числе Бахауд-Дин Накшбанд . После возвышения династии Тимуридов между домами Амира Тимура и Амира Кулала начались тесные отношения, которые продолжились по линии Великих Моголов в Индии. Кулал похоронен в Сохаре, недалеко от Бухары , Узбекистан.
Семейное происхождение и племя Кулал
[ редактировать ]Отец Амира Кулала, Амир Саиф уд-Дин Хамза, был прямым потомком Хусейна ибн Али , внука Мухаммеда. Все племя Кулал произошло от Мухаммеда.
Племя кулал поселилось на территории современного Вабкента в конце двенадцатого века. Около 1340 года город посетил Ибн Баттута , который провел там ночь в качестве гостя. Баттута описал его как красивый, сказав, что здесь «... много садов и рек». [ 5 ] Дату расселения племени можно приблизительно определить по остаткам медресе (разновидность мечети ), построенного в Вабкенте в 1198 году под патронажем Бурхан уд-Дина Абдул Азиза II (чье имя украшает минарет медресе, единственный сохранившийся сегмент). здания). Строителями медресе были члены племени Кулал и они скопировали стиль мечети Калян ( По-и-Калян ), внося усовершенствования в конструкцию и технологию. Это сделало медресе Вабкента более изысканной формой мечети Калян. [ 6 ]
Племя быстро основало небольшую промышленную базу на центральном рынке Вабкента и построило мельницы в прилегающих районах, которые продолжали работать вплоть до шестнадцатого века. Основными отраслями промышленности города были монет чеканка ; легирование стали ; создание керамики ; и фрезерование . Их глазурованная керамика и черепица, не имеющие себе равных по качеству и количеству, были их основным экспортным товаром. Это принесло племени титул Кулал (гончар) и дало ему имя. Их конструкции печей были очень эффективными и позволяли производить до 1500 горшков за каждую партию. Использование ветровых и водных ресурсов для мукомольных и промышленных процессов в сочетании с эффективной конструкцией печей привело к значительному увеличению доходов на душу населения , что привело к здоровому образу жизни для всего племени.
Несмотря на историю войн и конфликтов в этом районе, племя Кулал ни разу не подверглось нападению. Для этого есть три основные причины:
- Племя было известно как полностью состоящее из потомков Мухаммеда, что снискало им значительное уважение со стороны соседних племен; это было значительным преимуществом в стране, где доминировали мусульмане.
- Город был окружен садами и зеленью, пересеченными многочисленными реками и ручьями с одной стороны и бескрайней пустыней с другой, бесплодной и необитаемой. Это, в сочетании с отсутствием существенной материальной ценности в маленьком городе, было достаточно сильным сдерживающим фактором для любой вторгающейся армии, которой пришлось бы идти по крайней мере один день, чтобы добраться до города, расположенного на границе пустыни Кызылкум .
- Социальная система была разделена на три части: политическую систему, денежную систему и систему рекламы. Их политическая система была простой. Главой избирался самый образованный из племени. Целью главы, помимо роли кази и администратора, было представлять племя и политически маневрировать во время войны. Кроме того, эта должность не была наследственной. Отсутствие наследственных претензий на «трон» означало, что в племени не было ни одной семьи, которая за пару поколений могла бы накопить огромную часть богатства племени, если бы глава племени оказался коррумпированным. Кроме того, это позволило избежать взаимных драк между наследниками умершего вождя, поскольку бороться было не за что. Их денежная система была даже более развитой (для своего времени), чем политическая система. Все фабрики и фабрики по существу принадлежали общине. Любому желающему и квалифицированному было разрешено работать и зарабатывать на жизнь до тех пор, пока он поддерживал постройку в хорошем состоянии и жертвовал деньги на строительство новых построек. Система работала великолепно и, по крайней мере, в меньшем масштабе, в пару тысяч человек, доказала, что может существовать в течение нескольких столетий. Строгие правила смешанных браков внутри племени, относительно небольшой уровень рождаемости (по сравнению с преобладавшим в то время), одиночные браки и постоянная миграция за пределы племени означали, что численность населения оставалась почти постоянной на протяжении всего периода времени.
Ко времени Амира Кулала борьба стала визитной карточкой Кулала. Племя регулярно проводило состязания как в Вабкенте, так и в Бухаре, в которых соревновались и посторонние. Молодежь Кулала почти всегда добивалась успеха, прививая представление о племени Кулал как о превосходных и жестоких воинах. [ 7 ]
Полное имя Амира Кулала выглядит следующим образом:
Амир Кулал ибн Хамза ибн Ибрагим ибн Мухаммад ибн (Мухаммад) Хасан ибн Абдулла Аль-Шахид ибн Джафар ибн Хусейн ибн Али ибн Хасан Аль-Кайем ибн (Мухаммад) Хусейн ибн (Ахмад) Хусейн ибн (Мухаммад) Али Аль-Дайнори ибн Мусса Абу Собха Мусса Аль Тани ибн Ибрахим ибн Мусса Аль-Кадхим ибн Джафар аль-Садик ибн Мухаммад аль-Бакир ибн Али Зайнуалабдин ибн аль-Хусейн аль-Себит, сын Фатимы ибн Мухаммада, ибн Аль-Имам Али ибн Аби Талиб аль-Хашеми аль-Кураши [ нужна ссылка ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Шамс уд-Дин Амир Кулал родился в Бухаре . Его отец Саиф уд-Дин Хамза был главой племени Кулал и известным ученым. Как глава племени Саиф уд-Дин Хамза носил титул Амир-и-Кулал (лидер племени Кулал). Шамс уд-Дин получил образование в детстве и рано в жизни занял должность главы медресе в Вабкенте. Он также был известен как великий борец. К тому времени, когда он стал главой племени Кулал, его слава как ученого и религиозного деятеля распространилась по окрестностям, и многие знатные и влиятельные семьи отправляли своих детей учиться у него, особенно из племени Барлас .
Амир-и-Кулал
[ редактировать ]Шамс уд-Дин Кулал был избран главой племени после смерти своего отца. Хотя все главы Кулала носили титул Амир-и-Кулал , именно Шамс уд-Дин стал синонимом титула-имени. Сегодня его больше всего помнят как Амира Кулала, а не как имя при рождении.
Кулал продолжал преподавать в медресе, даже будучи главой племени. Одним из самых известных его учеников был Бахауд-Дин Накшбанд Бухари , который работал палачом в Бухаре при правлении Казан-хана ибн Ясаура . [ нужна ссылка ] Легенда гласит, что Баха уд-Дину было приказано казнить человека, разгневавшего короля, но прямо перед казнью обвиняемый обратился к Амиру Кулалу, назвав его своим учителем. Амир Кулал вмешался, и благодаря его заступничеству обвиняемый был освобожден. Это была Баха уд-Дина первая встреча с Амиром Кулалом. Впечатленный им, Баха уд-Дин стал его учеником.
У Амира Кулала также было немало духовных протеже. Из них наиболее известным был Тургай, на которого ранее оказал влияние дедушка Амира Кулала. После смерти Тургая его сын Тимур так же уважал Амира Кулала, считая его своим духовным наставником.
Примерно в 1340 году Ибн Баттута сделал дневную остановку в Вабкенте, который позже описал город как красивый, с множеством рек и садов. Он был гостем Амира в городе, и его проводили в Бухару, а затем в дне пути от Вабкента.
В 1357 году Тимур обратился к Амиру Кулалу за советом относительно стратегических маневров для нападения на узбеков . Именно по его совету Тимур изменил план нападения.
Амир Кулал умер в 770/1370 году и был похоронен в Сухаре (Сохаре) близ Бухары. Иногда могилу Амира Кулала путают с могилой его деда (также Шамса уд-Дина Кулала). Это Шамс уд-Дин Кулал (дедушка Амира Кулала) похоронен в Шахрисабзе (Кеш); Зеленый город. Дед Амира Кулала построил медресе Дор-и-Тилават/ Дорут Тилават (Дом посредничества) и был похоронен здесь после своей смерти. Позже Тимур перенес тело своего отца Тургая рядом с могилой Шамс уд- Дина (дедушки Амира Кулала). Дед Амира Кулала был духовным наставником племен Тургай и Барлас. Там же похоронена большая часть семьи Тимура. Недавно его могила была отремонтирована по распоряжению президента Узбекистана. [ 8 ]
Ни одна из книг, написанных Амиром Кулалом, до сих пор не существует, хотя в семейной библиотеке сохранились некоторые отрывки и очерки. три экземпляра биографии Амира Кулала «Макамат-и-Амир Кулал», написанной его правнуком Шихабом уль- Дином Сохранилось .
Потомки
[ редактировать ]После смерти Амира Кулала его потомки, произошедшие от его четырех сыновей (Бурханудина, Шаха, Хамзы и Омара), продолжали общаться с королями и принцами династии Тимуридов, а затем и Великих Моголов в качестве своих друзей и учителей. Внуку Амира Кулала Амиру Калану ( Мухаммад ибн Шах ибн Амир Кулал ) было поручено воспитание юного Улугбека . Хотя Амир Калан известен своей религиозной ученостью, он также хорошо разбирался в математике и астрономии и познакомил с этими науками молодого принца. В медресе Улугбека Амир Калан считался одним из десяти лучших учителей с беспрецедентным мастерством в улум-и-яайниа , динаи и улум-и-шариате. [ 9 ] Амир Султан ( Мухаммад Шмсудин ибн Али ибн Бурханудин ибн Амир Кулал ), другой внук Амира Кулала, женился на османском султане , Баязида I. дочери После того, как Бабур основал Империю Великих Моголов в Индии, многие потомки Амира Кулала переехали туда и продолжали пользоваться влиянием в династии Великих Моголов . Они оставались учителями и наставниками могольских принцев и королей или их близких друзей. Последним из них был Шах Аббас, наставник короля Великих Моголов Фаррухсияра . К тому времени, когда Фаррухсияр был возведен на престол, семья разошлась с Моголами. Примерно через сто лет семья приобрела известность благодаря шейху Самаду Али, одному из выдающихся учеников шаха Абдул Азиза . Хотя его подвиги в качестве инженера-предпринимателя затмевают его научную деятельность, его сын Хаким Кадир Али заслужил известность как учёный, так и врач. Его правнук Шах Альтаф был известен как ученый и ученый в окрестностях Дели, и его школа привлекала множество студентов из этого района. После его основания большинство потомков Амира Кулала эмигрировали в Пакистан.
Семья Шейхан
[ редактировать ]Шейхана Семья заявляет о своем происхождении от суфийского святого Накшбанди из Бухары Шейха Шамса уд- Дина Мухаммада Амира Кулала. В ранний период исламской истории предки Амира Кулала мигрировали из Медины и поселились в Шейхан -Нинаве , Ирак , где последующие поколения жили более пяти столетий . Позже вся семья эмигрировала в Джану , Иран , а затем в Бухару в современном Узбекистане.
Поколения, последовавшие за Амиром Кулалом, прожили в Бухаре более века . Среди некоторых известных потомков: Амир Хамза ибн Амир Кулал (d800H), известный как Баба Мир , ведущий накшбандийский суфийский святой, имеющий большое количество последователей из духовных протеже; Амир Хасан Заман ибн Амир Хамза (ум. 825Х), похоронен в Сохаре недалеко от Бухары. Амир Масуд Заман Ибн Амир Хасан Заман (ум. 875Х), похоронен в Самарканде; и Амир Мухаммад Арифуллах ибн Амир Масуд Заман (847-909 гг.), четвертый по происхождению от Амира Кулала, выдающегося накшбандийского суфийского святого и духовного наставника Умара Шейха Мирзы (1456-1494 гг.), правителя Ферганской провинции и отца Захира уд- Дина Мухаммада Бабура (1483-909 гг. ). 1530 г.), основатель империи Великих Моголов в Индии.
Император Бабур, пятый по происхождению от Амира Тимура и основатель династии Тимуридов , правившей северной Индией почти четыре столетия, помнил о своем среднеазиатском происхождении и, следуя по стопам Тимура, оказал широкое покровительство потомкам Амира Кулала.
Шейх Сайид Зейн уд- Дин Ибн Амир Мухаммад Арифуллах (ум. 940 г. по хиджре/1533 г. н. э.) был писателем, поэтом и принадлежал к суфийскому ордену Накшбанди. Перевел мемуары императора Великих Моголов Бабура на персидский язык и был автором книги «Табакат-э-Бабури». Шейх Зайн уд- Дин был частью окружения Бабура, когда он занял Кабул в 910 г. хиджры/1504 г. н.э., а затем в 932 г. хиджры/1525 г. н. э. в его пятой экспедиции в Индостан сопровождал его в Индию. В своих мемуарах Бабур пишет, что, войдя в Дели после победоносной битвы при Панипате в 932 г. по хиджре/1526 г. н.э. против султана Ибрагима Лоди, он попросил шейха Зайн уд- Дина возглавить пятничную молитву и прочитать хутбу (провозглашение) от его имени. Указы Императора, объявляющие о победах в битве при Панипате и против Рана Санги и раджпутской коалиции в битве при Хануа 933 г. хиджры / 17 марта 1527 г., были составлены шейхом Зайн уд- Дином, которые были скопированы и разосланы по всему королевству.
Шейх Зайн уд- Дин был «Садр-ус-Судуром», ответственным за судебное управление и религиозные дела Империи Великих Моголов, а также за разработку и издание императорских указов в соответствии с Кораном и Сунной. Он умер в Агре, Индия, и был похоронен во дворе построенного им медресе. Ходжа Султан Али ибн Шейх Зайн уд- Дин (ум. 970 г. по хиджре) был министром второго императора Великих Моголов Хумаюна (1508–1556 гг.), а затем послом в Иране во время правления императора Акбара (1556–1605 гг.). Амир Мансур Хан Ибн Хаваджа Султан Али (ум. 982 г. по хиджре) был старшим генералом армии Великих Моголов . Он погиб во время охоты недалеко от Хайдарабада Декана . Шейх Сайид Мухаммад Адиль Хан Ибн Амир Мансур Хан (ум. 1019 г. по хиджре) служил высокопоставленным военным чиновником Великих Моголов в провинциях Лахор, Мултан, Кашмир и Кабул. Шейх Сайид Абу Саид ибн Шейх Сайид Мохаммад Адиль Хан (ум. 1043 г. по хиджре) был генералом в армии императора Джахангира (1569-1627 гг.), а позже выполнял важные министерские Джахангира обязанности при дворе . Амир Шейх Фаррух Заман Хан Ибн Шейх Сайид Абу Саид (ум. 1089 г. по хиджре) поднялся до выдающейся должности капитана Красного форта Великих Моголов в Шахджаханабаде во время правления императора Шаха Джахана (1627-1659 гг. н.э.). Амир Шах Саджавал Ибн Амир Шейх Фаррух Заман Хан ( ум. в 1120 г. по хиджре) одиннадцатый по прямому происхождению от Амира Кулала, был суфийским святым Накшбанди и наставником могольских принцев во время правления императора Авранзеба (1659-1707 гг.), не считая того, что он был офицером, отвечающим за управление двором Великих Моголов.
Амир Шейх Мухаммад Заман Сикандрабади ибн Амир Шах Саджавал был выдающимся дворянином Сикандрабада ( Буландшахр / Индия). Он жил во время правления императора Мухаммад-шаха (1719-1748 гг.) и был награжден поместьем в Акбарпуре, Саларпуре недалеко от Дели. Это было время, когда империя Великих Моголов находилась в тяжелом упадке. Надир-шах и Ахмед-шах Абдали разграбили Дели , и многие знатные мусульманские семьи столкнулись с серьезным экономическим спадом и беспорядками. Однако потомки Амира Шейха Мухаммада Замана Сикандрабади сохранили семейные традиции суфизма и были известными садаатами (потомками Мухаммеда) Чехеля Амирана (позже Куча Челана) в Дели.
В более поздний период Великих Моголов семья продолжала производить выдающихся ученых, которые отличились в различных сферах жизни. Шейх Самад Али ибн Амир Шейх Мохаммад Заман, опытный религиовед и выпускник колледжа Рахимия (Дели), центра исламского возрождения на субконтиненте под руководством шаха Абдул Азиза ибн Шаха Валиуллы (1746-1828 гг. н.э.). Шейх Мохаммад Али ибн Шейх Самад Али, выдающийся суфийский святой Накшбанди из Сикандарабада (Буландшахра), Индия. Шейх Карамат Хусейн ибн Шейх Мохаммад Али (ум. 1898 г. н.э.) был котвалом (начальником полиции) в Гвалиоре, столице штата Гвалиор. Другой старейшина семьи, шейх Наби Букш, наставник принцев Великих Моголов, получил поместье недалеко от Дели во время правления последнего императора Великих Моголов Бахадур-шаха (1837-1857).
В тревожный 1857 год нашей эры, когда началась Война за независимость, семья сыграла значительную роль в борьбе с британцами . Многие погибли, другие бежали из Дели и нашли убежище в небольших городах/деревнях, а именно Инчоли, Хапур, Данпур, Аунла, Самбхал, Амроха, Бадарпур, Мальяна и Джалали. Шейх Карамат Хусейн вместе со всей своей семьей, включая его старшего сына Шейха Алтафа Хусейна (ум. 1956 г. н. э.), похороненного на кладбище Биби Пак Даман, Лахор, Пакистан, которому едва исполнилось семь лет, отправился в Сикандарабад, но чувствовал себя в безопасности из-за непосредственной близости Буландшахра. поселился в родном городе своего предка Дибай. Шейх Карамат Хусейн умер в 1898 году и был похоронен на семейном кладбище Гулаби Баг (Дибай). Семья жила в Мохалле Шейхане (Дибаи), а затем и в Сикандарабаде до 1947 года нашей эры, когда после основания Пакистана они мигрировали в Карачи.
В память об их предке Амире Кулале семейная ферма, расположенная недалеко от деревни Сархали Калан, в 37 километрах к югу от Лахора, Пакистан, названа Кулал Баг. [ 10 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Майор Мохаммад Ахмед, внук шейха Альтафа Хусейна 18-го, прямой потомок Амира Кулала, награжден Военным крестом Каид-и-Азамом в ДАККА (бывший Восточный Пакистан) 1948 г.
-
Полковник Салман Ахмед, правнук шейха Альтафа Хусейна 19-го по прямому происхождению от Амира Кулала, получает награду Ситара-э-Басалат от заместителя начальника штаба армии в Равалпинди, 1985 год.
-
Путешествие семьи Шейхана из Хиджаза в Мехран
-
Генеалогия семьи Шейхан
-
Полная генеалогия семьи Шейхан
-
Потомки (фото 1894 г.)
-
Потомки (фото 1933 года)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричард Фольц (1996). «Таджики Узбекистана». Центральноазиатское исследование. 15 (2): 213–216. https://doi.org/10.1080%2F02634939608400946
- ^ Перри, Джон, «Таджик и. Этноним: происхождение и применение», Энциклопедия Ираника, отрывок 1: «В других контекстах санскритское таджика (также тайика) означает« перс (и) », а в более позднем индо-мусульманском использовании - таджик. это, конечно, тюрко-персидское слово, означающее «иранец, перс». Отрывок 2: «Интригующее согдийское появление прилагательного таджигане (вероятно, произносимого как тажигане) в манихейском гимне из Турфана, датируемом примерно 1000 годом, может служить недостающим звеном между среднеперсидским тазигом «арабским» и тюркским/новоперсидским тазик, тажик 'персидский'.». Отрывок 3: «Фонетические формы и социально-исторические мотивы приведенных выше слов как производные или имеющие значение «таджикский» требуют некоторого обсуждения. Во-первых, следует понимать, что персидские слова (а) tāzi 'арабский, арабский, арабский' и (б) тазик, тажик, таджик «Персидский, иранский, таджикский», хотя и происходят как дублеты (или родственные слова) одного и того же слова, полностью различны по форме и значению во всей новоперсидской (и исламской тюркской и индийской) литературе.», онлайн-издание, 2009 г., доступно по адресу: http://www.iranicaonline.org/articles/tajik-i-the-ethnonym-origins-and-application (по состоянию на 20 июля 2009 г.)
- ^ «Кто такой Его Превосходительство Сейид Эмир Кюлал?» . Час турецких новостей (на турецком языке). 27.10.2020. Архивировано из оригинала 29 января 2021 г. Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ Словарь английского дари (стр. 139), Корпус мира (1979), https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED192577.pdf
- ^ Ибн Баттута : Путешествие по Азии и Африке.
- ^ «Амир Кулал — ВикиМир» . Архивировано из оригинала 26 января 2011 года . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ Такстон, Уилер М. (2002). Бабурнама: мемуары Бабура, принца и императора (Современная библиотека, изд.). Нью-Йорк: Современная библиотека. ISBN 9780375761379 .
- ^ «Пресс-служба Президента Республики Узбекистан» . Архивировано из оригинала 16 августа 2007 года . Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ Хусейн, С.М. Азизуддин (2005). Медресе образование в Индии: с одиннадцатого по двадцать первый век (1-е изд.). Нью-Дели: Kanishka Publ. ISBN 9788173917417 .
- ^ Смит, Винсент А. (1967). Оксфордская история Индии (3-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780198215387 .