भोटिया
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2017 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
13,397 (2011) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Непал и Индия | |
Непал | 13,397 (2011) [ 2 ] |
Языки | |
Ладакхский , шерпийский , стандартный тибетский и другие тибетские языки , [ 3 ] также непальский и хинди | |
Религия | |
Буддизм 98,32% (2011 г.), Индуизм 1% (2011 г.), Христианство 0,5% (2011 г.) [ 4 ] | |
Родственные этнические группы | |
Бхутия , шерпы , тибетцы , Уттаракханд Бхотия , нгалоп , народ чангла |
Бхотия или Бхот ( непальский : भोटिया , Bhotiya ) — индийский и непальский экзоним, объединяющий различные этнические группы, говорящие на тибетских языках , а также некоторые группы, говорящие на других тибето-бирманских языках, живущие в Трансгималайском регионе, который отделяет Индию от Тибета . Слово Бхотия происходит от классического тибетского названия Тибета , བོད , бод . Бхотия говорят на многих языках, включая ладакхский . Индийское признание такого языка заключается в том, что Бхоти / Бхотия имеет тибетское письмо, и парламент Индии должен стать одним из официальных языков в соответствии с Восьмым приложением Конституции Индии.
Фон
[ редактировать ]Бхотия штата Химачал-Прадеш идентифицируют себя как Рагхуванши Раджпут и предпочитают, чтобы их называли Тхакуром или Раджванши . Бхотия, возможно, были первыми иммигрантами, прибывшими в северный Ауд в период правления Наваба Асафа-Уд-Довлы (1775–1797 гг.). [ 5 ]
Народ Бхотия тесно связан с несколькими другими группами, и этнические границы проницаемы. [ 6 ] : 56 Одна группа — бхутиа , основная этнолингвистическая группа северной части индийского штата Сикким . Второй — Уттаракханд Бхотия в верхних гималайских долинах Кумаона и подразделения Гарвал в Уттаракханде . К ним относятся племя шаука из Кумаона, толчхи и марчи из Гарвала, Гьягар Кхампа из Кхимлинга, Бхиданга. Третья родственная группа — это на дзонгкха , говорящий народ нгалоп , основная этнолингвистическая группа Бутана . Бхотия также связаны с несколькими рассредоточенными группами в Непале и прилегающих районах Индии, включая тибетцев и шерпов .
В Непале Бхотия составляет 0,1 процента населения. Они живут в деревнях по всему Гималаям. [ 6 ] : 377
Язык
[ редактировать ]Язык народа бхотия называется «бхоти» или «бхотия», но на самом деле это термин, обозначающий широкий спектр тибето-бирманских языков, на которых говорят в Индии. Обычно оно пишется тибетским письмом . [ 7 ] На бхоти и бхотии говорят в Химачал-Прадеше , Сиккиме , Уттаракханде , Аруначал-Прадеше , Бутане , Непале , Тибете , а также в некоторых частях Пакистана и Западной Бенгалии . [ нужна ссылка ] Бхоти не входит в число языков, имеющих официальный статус в Индии .
Население
[ редактировать ]Племя Бхотия — коренной народ, принадлежащий Гималайскому поясу. В Непале они живут в северных и восточных регионах Непала , где они и другие тибетцы являются автохтонным (коренным) народом региона. [ 8 ] По переписи 2001 года в Непале их насчитывается 27 230 человек. [ 9 ] [ номер 1 ] Бхотия также проживают в индийских штатах Джамму и Кашмир , Химачал-Прадеш , Уттаракханд , Уттар-Прадеш , Западная Бенгалия , Сикким , Ассам , Аруначал-Прадеш и Трипура . В Уттар-Прадеше бхотия проживают в округах Бахрейч , Гонда , Лакхимпур , Лакхнау , Барабанки , Канпур-Нагар , Канпур-Дехат и Кери .
Бхотия имеет шесть узнаваемых подгрупп: Бхот , Бхотия, Бхутия Сиккима , Тиббати (Сиккима и Аруначал-Прадеша), Бхут , Гьякар Кхампа Кхимлинга, Бхиданг Уттаракханда.
В индийских штатах Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш, Уттаракханд, Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия, Сикким и Аруначал-Прадеш народ бхотия имеет зарегистрированного племени статус .
В Уттаракханде бхотия являются зарегистрированным племенем в соответствии с «Кастовым порядком 1950 года, конституционным зарегистрированным племенем (Уттар-Прадеш) 1967 года SC / ST». Конституция Индии признает Бхотию.
Традиции
[ редактировать ]Свадьбы
[ редактировать ]Браки Бхотия похожи на индуистские свадьбы . невесты Когда паланкин прибывает в дом ее мужа, поклоняются богам, а затем ее впускают в дом. В руки жениху кладут рис, серебро или золото, которые он передает невесте. Она кладет их в веер и вручает в подарок жене цирюльника . Эта церемония известна как Кардж Бхарна . Мужчина может иметь не более трех жен. Первая жена является главной женой и наследует еще одну десятую часть имущества мужа.
Похороны
[ редактировать ]У Бхотий есть особые погребальные традиции. Маленьких детей, умерших от холеры или укуса змеи, хоронят, а остальных кремируют. Фиксированного места захоронения нет, и во время захоронения не проводятся никакие церемонии. Богатые сбрасывают прах в несколько ручьев, а другие хоронят его. После кремации стебель куша (травы) закрепляют в земле возле резервуара с водой и кунжутом заливают его на десять дней. Это делает его убежищем для духа умершего до завершения обряда.
Экономика
[ редактировать ]В Уттаракханде , особенно в Чамоли , Питорагархе и Уттаркаши , бхотия являются полукочевыми, мигрирующими скотоводами, перемещающимися по пограничным землям между Индией и Тибетом . [ 10 ]
Они также торгуют в Гимилайях такими продуктами, как зерно, шерсть и соль. Теперь некоторые из них занимаются фермерством, а другие — торговцами камнями, драгоценными камнями и травами. [ 8 ]
Бхотия имеют опыт использования лекарственных растений. [ 11 ] Местные напитки брожения — джан (местное пиво) и дару . Местный кисломолочный продукт – это сез . Традиционный катализатор, используемый при приготовлении ферментированных продуктов и напитков, называется балам в округе Кумаон , а балма в округе Гарвал – . [ 12 ]
В кустарной шерстяной промышленности занято много бхотий. Женщины ткут патту — грубую шерстяную саржу. Растения собирают для изготовления натуральных красителей для окраски шерсти. [ 13 ]
В Непале
[ редактировать ]Центральное статистическое бюро Непала классифицирует бхотию (называемую бхоте в переписи населения Непала) как подгруппу в рамках более широкой социальной группы гор / холмов Джанаджати. [ 14 ] На момент переписи населения Непала 2011 года 13 397 человек (0,1% населения Непала) составляли бхотия. Частота появления людей Бхотия по провинциям была следующей:
- Провинция Карнали (0,1%)
- Провинция Коси (0,1%)
- Судурпашимская область (0,1%)
- Провинция Багмати (0,0%)
- Провинция Гандаки (0,0%)
- Провинция Лумбини (0,0%)
- Провинция Мадхеш (0,0%)
Частота жителей Бхотии была выше, чем в среднем по стране (0,1%) в следующих районах: [ 15 ]
- Мананг (6,9%)
- Санкхувасабха (2,2%)
- Воры (1,0%)
- Долпа (0,7%)
- Зло (0,6%)
- Тапледжунг (0,4%)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Включает Бхоте (19 261) и Ботэ (7 969).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Центральное статистическое бюро (2014). Монография о народонаселении Непала (PDF) (Отчет). Том. II. Правительство Непала.
- ^ Центральное статистическое бюро (2014). Монография о народонаселении Непала (PDF) (Отчет). Том. II. Правительство Непала.
- ^ Льюис, М. Пол, изд. (2009). «Сиккимский» . Этнолог : Языки мира (16-е изд.). Даллас, Техас : SIL International . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 16 апреля 2011 г. , идентифицируя несколько языковых сообществ как «Бхотия» и аналогичным образом
- ^ Центральное статистическое бюро (2014). Монография о народонаселении Непала (PDF) (Отчет). Том. II. Правительство Непала.
- ^ Крук, Уильям (1896). Племена и касты северо-западных провинций и Ауда . Том. 3. Канцелярия управляющего правительственной типографией. стр. 134, 255–257.
- ^ Перейти обратно: а б Геллнер Д. и др. (ред.) «Национализм и этническая принадлежность в индуистском королевстве: политика и культура современного Непала». Рутледж, 2012 г. ISBN 1136649565 , 9781136649561. Доступно в Google Книгах с 23 ноября 2015 г.
- ^ Гохайн, Сваргаджьоти (2012). «Мобилизация языка, воображение региона: использование бхоти в Западном Аруначал-Прадеше» . Вклад в индийскую социологию . 46 (3): 337–363. CiteSeerX 10.1.1.1028.3538 . дои : 10.1177/006996671204600304 . S2CID 143169828 . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шреста, Нанда Р. (2002). Непал и Бангладеш: справочник по глобальным исследованиям . Справочники по глобальным исследованиям. АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-285-1 .
- ^ Сингх, RSN (2010). Разрушение Непала . Лансер . стр. 145–146. ISBN 978-1-935501-28-2 .
- ^ «Социальная экономика Гималаев: на основе исследования в Гималаях Кумаон». Mittal Publications, 1988, стр. 51. Доступ в Google Книгах, 23 ноября 2015 г.
- ^ Кала, КП (2007). «Местные предпочтения этноботанических видов в Индийских Гималаях: значение для охраны окружающей среды». Современная наука . 93 (12): 1828–1834.
- ^ Кала, КП (2012). Биоразнообразие, сообщества и изменение климата . Нью-Дели: Публикации TERI. п. 358.
- ^ Кала, КП (2002). «Коренные знания племенной общины Бхотия о крашении шерсти и их нынешний статус в Гарвал Гималаях, Индия». Современная наука . 83 (7): 814–817.
- ^ Монография о народонаселении Непала, Том II
- ^ «Перепись населения Непала 2011 года, подробный отчет на уровне округа» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2023 г. Проверено 12 апреля 2023 г.