Двенадцать колен Израиля
Двенадцать колен Израиля ( ивр .: שִׁבְטֵי־יִשְׂרָאֵל , латинизированный : Šīḇṭēy Yīsrā'ēl , букв. «Колена Израиля») — согласно еврейским писаниям , потомки библейского патриарха Иакова (также известного как Израиль), которые в совокупности образуют израильскую нацию . Колена были через двенадцать его сыновей, через его жен, Лию и Рахиль , и его наложниц, Валлу и Зелфу . В современной науке существует скептицизм относительно того, существовало ли когда-либо двенадцать израильских колен, при этом использование числа 12 считается, скорее всего, обозначающим символическую традицию как часть национального основополагающего мифа . [1] хотя некоторые ученые не согласны с этой точкой зрения. [2]
Библейское повествование [ править ]
Племена Израиля |
---|
Генеалогия [ править ]
Иаков, позже названный Израилем, был вторым сыном Исаака и Ревекки , младшим братом-близнецом Исава и внуком Авраама и Сарры . Согласно библейским текстам, он был избран Богом патриархом израильского народа. Насколько известно об Иакове, у него было две жены, сестры Лия и Рахиль , и две наложницы, Валла и Зелпа , от которых у него было тринадцать детей. Двенадцать сыновей составляют основу двенадцати колен Израиля, перечисленных в порядке от старшего к младшему: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Ашер, Иссахар, Завулон, Иосиф и Вениамин. Известно, что Иаков проявлял фаворитизм среди своих детей, особенно в отношении Иосифа и Вениамина, сыновей его любимой жены Рахили, и поэтому к самим коленам не относились одинаково в божественном смысле. Иосиф, несмотря на то, что он был вторым младшим сыном, получил в два раза больше наследства, чем его братья, и с ним обращались так, как если бы он был первенцем вместо Рувима, и поэтому его колено позже разделилось на два колена, названных в честь его сыновей, Ефрема и Манассии. [3]
Сыны и племена [ править ]
Израильтяне Иакова были потомками двенадцати сыновей патриарха библейского . У Иакова также была по крайней мере одна дочь, Дина , потомки которой не были признаны племенем. Сыновья Иакова родились в Падан-Араме от разных матерей, а именно: [4]
- Сыновья Лии ; Рувим (первенец Иакова), Симеон , Левий , Иуда , Иссахар и Завулон.
- Сыновья Рахили ; Иосиф и Вениамин (последние для Иакова)
- Сыновья Валлы , служанки Рахили; Дэн и Нафтали
- Сыновья Зелфы , служанки Лии; Гад и Ашер
Во Второзаконии 27:12–13 перечислены двенадцать колен:
- Рувим (ивр. Рувим Rəʼūḇēn )
- Симеон ( שִׁמְעוֹן ŠīməʻōnШимэон
- Леви ( לֵוִי LēwīЛеви
- Иуда ( יְהוּדָה YəhūdāИуда
- Иссахар ( יִשָּׂשכָר YīssāḵārЙиссахар
- Завулон ( Завулон Zəḇūlun )
- И ( דָּן DānДэн
- Нафтали ( נַפְתָּלִי Nap̄tālīНафтали
- Гад ( Гад Gāḏ)
- Ашер ( אָשֵׁר ’ĀšērАшер
- Бенджамин ( בִּנְיָמִן BīnyāmīnБиньямин
- Джозеф ( יוֹסֵף Йосеп̄ ), позже распавшийся на два «полуплемени»:
Иаков возвысил потомков Ефрема и Манассии (двух сыновей Иосифа и его египетской жены Асенефы ). [5] к статусу полноправных колен из-за того, что Иосиф получил двойную долю после того, как Рувим потерял свое право первородства из-за своего преступления перед Валлой. [6]
В библейском повествовании период от завоевания Ханаана под предводительством Иисуса Навина до образования Соединенного Израильского царства прошел с образованием племенами рыхлой конфедерации, описанной в Книге Судей . Современная наука поставила под сомнение начало, середину и конец этой картины. [7] [8] и отчет о завоевании под руководством Иисуса Навина в значительной степени заброшен. [9] [10] [11] Изображение «периода Судей» в Библии широко считается сомнительным. [7] [12] [13] Степень, в которой когда-либо существовало объединенное Королевство Израиля, также является предметом продолжающихся споров. [14] [15] [16]
Живя в изгнании в шестом веке до нашей эры, пророк Иезекииль имел видение восстановления Израиля. [17] о будущем, в котором двенадцать колен Израилевых снова будут жить на своей земле. [18]
Земельный отвод [ править ]
Согласно Иисусу Навину 13–19 , Земля Израиля была разделена на двенадцать частей, соответствующих двенадцати коленам Израиля. Однако племена, получавшие землю, отличались от библейских племен. Племя Левия не имело земельных присвоений, но имело под своим управлением шесть городов-убежищ, а также Храм в Иерусалиме . не было надела земли У колена Иосифа , но два сына Иосифа, Ефрем и Манассия , получили часть земли своего отца. [19] [20]
Таким образом, племена, получившие надел, были: [21]
Потомки [ править ]
- Племя Рувима: Рувим был членом Северного царства Израиля, пока царство не было завоевано Ассирией . Согласно 1 Паралипоменон 5:26, Тиглатпаласар III из Ассирии (годы правления 745–727 до н.э.) депортировал Рувимитян, Гадитян и половину колена Манассии в «Халу, Хавор, Хару и реку Гозан». Согласно моавитянской стеле Меша (ок. 840 г. до н.э.), моавитяне вернули себе многие территории во второй половине 9-го века до н.э. (согласно стеле, завоеванные лишь недавно Омрием и Ахавом). На стеле упоминается борьба с коленом Гада, но не с коленом Рувима, даже несмотря на взятие Нево и Иахаза, которые находились в центре на их назначенной родине. Это позволяет предположить, что колено Рувима в это время уже не было признано отдельной силой в этом районе. Даже если бы они все еще присутствовали в начале этой войны, ее исход оставил бы их без собственной территории, как и колена Симеона и Левия. Это, по словам Ричарда Эллиота Фридмана в Кто написал Библию? , причина, по которой эти три колена обошли вниманием в пользу Иуды в J-версии благословения Иакова на смертном одре (составленном в Иудее до падения Израиля).
- Колено Симеона: Апокрифический мидраш утверждает, что это племя было депортировано вавилонянами в Аксумское царство (на территории нынешней Эфиопии ), в место за темными горами . [22]
- Колено Ефрема: В составе Израильского царства территория Ефрема была завоевана ассирийцами , а племя изгнано; способ их изгнания привел к тому, что их дальнейшая история была утеряна . Однако несколько современных групп заявляют о своем происхождении, имея разный уровень академической и раввинской поддержки. Самаритяне утверждают , утверждают, что некоторые из их приверженцев происходят от этого племени, а многие персидские евреи что являются потомками Ефрема. Дальше, в Индии, евреи-телугу заявляют о своем происхождении от Ефрема и называют себя Бене Эфраим , имея в виду схожие традиции с традициями евреев-мизо , которых современное государство Израиль считает потомками Манассии. [23]
- Колено Иссахара: Р'Давид Кимчи (РеДаК) в 1 Паралипоменон 9:1 поясняет, что на территории Иуды после изгнания десяти колен остались колена Ефрема, Манассии, Иссахара и Завулона. Этот остаток вернулся с коленом Иуды после вавилонского пленения. [24]
- Колено Иуды: вернулось на свою родную землю вместе с тем, что осталось от колен Ефрема, Манассии, Иссахара и Завулона, которые не были изгнаны куда-либо еще после вавилонского изгнания. [25]
- Колено Завулона: В составе Израильского царства территория Завулона была завоевана ассирийцами , а племя изгнано ; способ их изгнания привел к тому, что их дальнейшая история была утеряна . Депутат израильского Кнессета Аюб Кара предположил, что друзы происходят от одного из потерянных колен Израиля, вероятно, от Зевулуна. Кара заявил, что друзы разделяют во многом те же убеждения, что и евреи, и что у него есть генетические доказательства, доказывающие, что друзы произошли от евреев. [26]
- Племена Дана; Гад; Ашер и Нафтали: Эфиопские евреи , также известные как Бета-Исраэль , заявляют о своем происхождении от колена Дана, члены которого мигрировали на юг вместе с членами колен Гада , Ашера и Неффалима , в царство Куш , ныне Эфиопию и Судан . [27] во время разрушения Первого Храма . Как отмечалось выше, колено Симеона также было депортировано в Аксумское царство (на территории нынешней Эфиопии ).
- Колено Манассии: часть Израильского царства , территория Манассии была завоевана ассирийцами , а племя изгнано; способ их изгнания привел к тому, что их дальнейшая история была утеряна . Однако несколько современных групп заявляют о своем происхождении, имея разный уровень академической и раввинской поддержки. Оба Бней Менаше [28] ( евреи Мизо , которых современное государство Израиль считает потомками Манассии) [23] а самаритяне утверждают, что некоторые из их приверженцев происходят от этого племени.
- Колено Вениамина, по-видимому, вошло в состав колена Иуды. [ нужна ссылка ]
В христианстве [ править ]
Двенадцать колен Израилевых упоминаются в Новом Завете . В Евангелиях от Матфея ( 19:28 ) и Луки ( 22:30 ) Иисус предвидит, что в Царстве Божием его ученики «сядут на [двенадцати] престолах, чтобы судить двенадцать колен Израилевых». Послание Иакова ( 1:1 ) обращается к своей аудитории как к «двенадцати коленам, рассеянным повсюду».
В Книге Откровения ( 7:1–8 ) приводится список двенадцати колен. Однако колено Дана опущено, а Иосиф упоминается рядом с Манассией . В видении Небесного Иерусалима имена колен (имена двенадцати сыновей Иакова ) написаны на городских воротах ( Иезекииль 48:30–35 и Откровение 21:12–13 ).
В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней патриархальное благословение обычно содержит заявление о происхождении получателя благословения по отношению к двенадцати коленам Израиля. [29]
В Исламе [ править ]
В Коране (7 век н. э.) говорится, что народ Моисея разделился на двенадцать колен. Сура 7 ( Аль-Араф ), стих 160 говорит:
«Мы разделили их на двенадцать племенных общин, и Мы открыли Моисею , когда его люди попросили у него воды, [сказав]: «Ударь скалу своей тростью», после чего из нее хлынули двенадцать источников. Каждое племя узнало об этом. его питьевое место. И Мы затмили их облаками, и ниспослали им манну и перепелов: «Ешьте блага, которыми Мы наделили вас». И они не причиняли Нам зла, но причиняли вред [только] самим себе». [30]
Историчность [ править ]
Научный экзамен [ править ]
На протяжении тысячелетий христиане и евреи принимали историю двенадцати колен как факт. Однако с XIX века историческая критика проверяла правдивость исторических изложений; существовали ли когда-либо двенадцать племен, как они описаны, историчность одноименных предков и даже предполагает ли самая ранняя версия этой традиции существование двенадцати племен. [31]
Библейские списки племен, не все из которых насчитывают 12, включают следующее:
- В « Благословении Иакова» ( Бытие 49 ) прямо упоминаются Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Завулон, Иссахар, Дан, Гад, Ашер, Неффалим, Иосиф и Вениамин и особенно превозносится Иосиф над своими братьями.
- В «Благословении Моисея» ( Второзаконие 33 ) упоминаются Вениамин, Иосиф, Завулон, Иссахар, Гад, Дан, Неффалим, Ашер, Рувим, Левий и Иуда, за исключением Симеона.
- Книга Судей 1 описывает завоевание Ханаана; Вениамин и Симеон упоминаются в разделе о подвигах Иуды и перечислены вместе с Калевитами и Кенеями , двумя иудейскими кланами. [ нужна ссылка ] Иосиф, Ефрем, Манассия, Завулон, Ашер, Неффалим и Дан упоминаются, а Иссахар, Рувим, Левий и Гад — нет. [32] [1]
- В «Песне Деворы» ( Судьи 5:2–31 ), широко признанной одним из старейших отрывков Библии, упоминаются восемь колен: Ефрем, Вениамин, Завулон, Иссахар, Рувим, Дан, Ашер и Неффалим. Также упоминаются жители региона Галаад и Махира , части Манассии. Остальные пять колен (Симеон, Левий, Иуда, Гад и Иосиф) не упоминаются. [33]
- Рехавиты . и иерахмеильтяне также представлены как израильские племена в других частях еврейской Библии, но никогда не фигурируют ни в одном списке колен Израиля [1]
Теории происхождения [ править ]
Такие ученые, как Макс Вебер (в «Древнем иудаизме» ) и Рональд М. Глассман (2017), пришли к выводу, что никогда не было фиксированного количества племен. Вместо этого идею о том, что всегда существовало двенадцать колен, следует рассматривать как часть израильского национального мифа : число 12 было не реальным числом, а идеальным числом, которое имело символическое значение в культурах Ближнего Востока с двенадцатеричными системами счета, от современные 12-часовые часы . из которого, помимо прочего, произошли [1]
Библеист Артур Пик видел в племенах постдикцию , как одноименную метафору, дающую этиологию связи племени с другими членами израильской конфедерации. [34]
Переводчик Пол Дэвидсон утверждал: [35] «Таким образом, истории об Иакове и его детях не являются рассказами об исторических людях бронзового века . Скорее, они рассказывают нам, насколько позже евреи и израильтяне понимали себя, свое происхождение и свое отношение к земле в контексте народных сказок, которые развивались с течением времени». Далее он утверждает, что большинство племенных названий — это «не личные имена, а имена этнических групп, географических регионов и местных божеств. Например, Вениамин , что означает «сын юга» (расположение его территории относительно Самарии). ), или Ашер , финикийская территория, название которой может быть намеком на богиню Ашеру ». [32]
Историк Иммануэль Леви [36] [37] в «Комментарии» упоминается «библейская привычка представлять кланы как личности. В Библии двенадцать колен Израиля являются сыновьями человека по имени Иаков или Израиль, так же как Эдом или Исав — брат Иакова, а Измаил и Исаак — сыновья Авраам , финикийский город , Элам и Ашур , имена двух древних народов, — сыновья человека по имени Сим . Сидон — первенец Ханаана , земли Египта и Абиссинии — сыновья Хама . география широко известна среди всех древних народов. Археология установила, что многие из этих личных имен предков первоначально были названиями родов, племен, местностей или народов […], если имена двенадцати колен Израиля являются мифологическими. предков, а не исторических личностей, то многие истории патриархальной и Моисеевой эпохи теряют свою историческую значимость. Они действительно могут частично отражать смутные воспоминания о племенном прошлом евреев, но в своих конкретных деталях они являются вымыслом». [38]
Норман Готвальд утверждал, что разделение на двенадцать колен возникло как административная схема при царе Давиде. [39] [40]
Кроме того, на стеле Меша (вырезанной около 840 г. до н. э.) Омри упоминается как царь Израиля , а также упоминаются «люди Гада ». [41] [42]
исследования Y Левитные хромосомы -
Недавние исследования генетических маркеров внутри еврейского населения убедительно свидетельствуют о том, что современные левиты -ашкенази ( еврейские мужчины, заявляющие о своем отцовском происхождении от колена Леви ) являются потомками одного предка-левита, пришедшего в Европу с Ближнего Востока примерно 1750 лет назад. [43] Рост этой конкретной линии согласуется с моделями расширения, наблюдаемыми в других группах-основателях евреев-ашкенази. Это означает, что относительно небольшое количество первоначальных предков оказало большое влияние на генетический состав сегодняшнего населения ашкенази. [43]
Приписанные гербы [ править ]
Атрибутивный герб — это западноевропейские гербы, подаренные ретроспективно реальным или вымышленным лицам, умершим до начала эпохи геральдики во второй половине XII века. [ нужна ссылка ]
Атрибутированный герб Двенадцати племен из португальского Тесуру де Нобреза , 1675 г.
- Ашер
- Бенджамин
- И
- Ефрем
- Гад
- Иссахар
- Иуда
- Манассия
- Нафтали
- Рубен
- Симеон
- Завулон
См. также [ править ]
- Черный иудаизм
- Израиль (современное государство, основанное в 1948 году н.э.)
- Королевство Израиль (северное царство, согласно библейским источникам, существовало с 930 по 722 год до нашей эры)
- Иудейское царство (южное царство, согласно библейским источникам, существовало с 930 по 586 гг. до н. э.)
- Список еврейских государств и династий
- Десять потерянных племен
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Глассман, Рональд М. (2017). Истоки демократии в племенах, городах-государствах и национальных государствах . Чам: Спрингер. п. 632. дои : 10.1007/978-3-319-51695-0_60 . ISBN 978-3-319-51695-0 . Проверено 25 мая 2021 г.
- ^ Блюм, Эрхард (2020). «Израильская племенная система: литературный вымысел или социальная реальность?» . В Краузе, Иоахим Дж.; Серджи, Омер; Вайнгарт, Кристин (ред.). Саул, Вениамин и возникновение монархии в Израиле: библейские и археологические перспективы . СБЛ Пресс. п. 213. ИСБН 978-0-88414-451-9 .
- ^ «Библия короля Иакова» - через Wikisource.
- ^ Бытие 35: 23–26.
- ^ Бытие 41:50
- ^ Бытие 35:22 ; 1 Паралипоменон 5:1,2 ; Бытие 48:5
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «В любом случае, сейчас широко распространено мнение, что так называемый «патриархальный/наследственный период» является более поздней «литературной» конструкцией, а не периодом реальной истории древнего мира. То же самое относится и к «исходу». и «период дикой природы», и все более и более широко — «период Судей». Паула М. МакНатт (1 января 1999 г.). Реконструкция общества Древнего Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 42 . ISBN 978-0-664-22265-9 .
- ^ Алан Т. Левенсон (16 августа 2011 г.). Создание современной еврейской Библии: как ученые в Германии, Израиле и Америке изменили древний текст . Издательство Rowman & Littlefield. п. 202. ИСБН 978-1-4422-0518-5 .
- ^ «Помимо отказа от модели «завоевания» Олбрайта, общее мнение среди ученых Ветхого Завета заключается в том, что Книга Иисуса Навина не имеет никакой ценности в исторической реконструкции. Они рассматривают книгу как идеологическую ретроекцию более позднего периода - либо уже во время правления Иосии или уже в период Хасмонеев». К. Лоусон Янгер-младший (1 октября 2004 г.). «Ранний Израиль в недавних библейских исследованиях» . У Дэвида В. Бейкера; Билл Т. Арнольд (ред.). Лицо исследований Ветхого Завета: обзор современных подходов . Бейкер Академик. п. 200. ИСБН 978-0-8010-2871-7 .
- ^ «Нам следует спросить, несмотря на тот факт, что подавляющее большинство современных ученых сходятся во мнении, что Иисус Навин — это благочестивая выдумка, созданная девтерономистской школой, как и как еврейская община справилась с этими основополагающими повествованиями, настолько насыщенными, насколько они совершают акты насилия против других?» Карл С. Эрлих (1999). «Иисус Навин, иудаизм и геноцид» . Еврейские исследования на рубеже двадцатого века, Том 1: Библейские, раввинские и средневековые исследования . БРИЛЛ. п. 117. ИСБН 90-04-11554-4 .
- ^ «Например, в последние десятилетия произошла замечательная переоценка свидетельств, касающихся завоевания земли Ханаанской Иисусом Навином. и полное завоевание (например, Иисус Навин 11:23 : «Так Иисус Навин завоевал всю страну, как Господь обещал Моисею») противоречит археологическим данным, хотя есть указания на некоторые разрушения и завоевания в подходящее время. Адель Берлин; Марк Цви Бреттлер (17 октября 2014 г.). Еврейская учебная Библия (второе изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 951. ИСБН 978-0-19-939387-9 .
- ^ «Библейский текст не проливает свет на историю горной местности в раннем Железном I. Завоевание и часть периода повествований о судье следует рассматривать, прежде всего, как девтерономистскую конструкцию, в которой использовались мифы, сказки, и этиологические традиции, чтобы передать теологию и территориальную идеологию поздних монархических авторов (например, Нельсон 1981; Ван Сетерс 1990; Финкельштейн и Зильберман 2001, 72–79, Рёмер 2007, 83–90)». Израиль Финкельштейн (2013). Забытое королевство: Археология и история Северного Израиля (PDF) . Общество библейской литературы. п. 24. ISBN 978-1-58983-912-0 .
- ^ «Короче говоря, так называемый «период судей», вероятно, был творением человека или людей, известных как девтерономистский историк». Дж. Клинтон Макканн (2002). Судьи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 5. ISBN 978-0-8042-3107-7 .
- ^ «Хотя большинство ученых признают историчность объединенной монархии (хотя и не в том масштабе и форме, которые описаны в Библии; см. Девер 1996; Нааман 1996; Фриц 1996 и библиографию там), ее существование подвергалось сомнению другими учеными. (см. Whitelam 1996b; см. также Grabbe 1997 и библиографию там). Описанный ниже сценарий предполагает, что в то время действительно произошли некоторые важные изменения». Авраам Фауст (1 апреля 2016 г.). Этногенез Израиля: заселение, взаимодействие, экспансия и сопротивление . Рутледж. п. 172. ИСБН 978-1-134-94215-2 .
- ^ «В каком-то смысле большинство учёных сегодня согласны с «минималистской» точкой зрения в этом отношении. Кажется уже неразумным утверждать, что объединенная монархия правила большей частью Палестины и Сирии». Гуннар Лебманн (2003). Эндрю Дж. Вон ; Энн Э. Киллебрю (ред.). Иерусалим в Библии и археологии: период Первого Храма . Общество библейской литературы. п. 156. ИСБН 978-1-58983-066-0 .
- ^ «Похоже, существует консенсус в отношении того, что мощь и размер царства Соломона, если оно когда-либо существовало, были сильно преувеличены». Филип Р. Дэвис (18 декабря 2014 г.). «Почему мы знаем об Амосе?» . У Дианы Викандер Эдельман; Эхуд Бен Цви (ред.). Производство пророчеств: создание пророчеств и пророков в Йехуде . Рутледж. п. 71. ИСБН 978-1-317-49031-9 .
- ^ Иезекииль 47:13
- ^ Михаил Чютин (1 января 2006 г.). Архитектура и утопия в эпоху храмов . А&С Черный. п. 170. ИСБН 978-0-567-03054-2 .
- ^ Бытие 48:5
- ^ Иисус Навин 14:14
- ^ «Двенадцать колен Израилевых» . www.jewishvirtuallibrary.org .
- ^ «Симеон, колено» ( Еврейская энциклопедия , 1906 г.)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Потерянное колено Израиля» найдено на юге Индии , Canadian Jewish News , 7 октября 2010 г.
- ^ Племя Иссахара
- ^ Племя Иссахара
- ^ Лев, Дэвид (25 октября 2010 г.). «Депутат Кара: Друзы произошли от евреев» . Национальные новости Израиля . Аруц Шева . Проверено 13 апреля 2011 г.
- ^ От трагедии к триумфу: Политика спасения эфиопского еврейства , Митчелл Джеффри Бард. Издательская группа Гринвуд, 2002. ISBN 0-275-97000-0 , ISBN 978-0-275-97000-0 . п. 2
- ^ «Индия: Затерянное племя Менаше празднует Суккот» . Новости Израиля365 | Последние новости. Библейская перспектива . 20 сентября 2021 г.
- ^ «Патриаршее благословение» . Евангельские темы . Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ al-quran.info/#7:160/1
- ^ «Всегда ли в Израиле было двенадцать колен?» . www.thetorah.com .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Д, Пол (9 июля 2014 г.). «Двенадцать (или около того) колен Израиля» .
- ^ Де Мур, Джон К. (1993). «Двенадцать колен в песне Деворы » Ветус Заветум 43 (4): 483–494. дои : 10.2307/1518497 . JSTOR 1518497 – через JSTOR.
- ^ Комментарий Пика к Библии (1962) Мэтью Блэка, Гарольда Генри Роули и Артура Сэмюэля Пика - Томас Нельсон (издатель)
- ^ «Является ли NIV преднамеренным неправильным переводом? | Псефизо» . 16 июля 2015 г.
- ^ «Рождение Библии, Иммануэль Леви» . 1 июля 1951 года.
- ^ «Иммануэль Леви, род. 19 сентября 1884 г., Берлин, Германия, ум. 2 февраля 1970 г., Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Бланковая семья» . Blankgenealogy.com .
- ^ «Изучение человека: археология и библейская историческая правда» . Комментаторский журнал . 1 мая 1954 года.
- ^ Готвальд, Норман (1 октября 1999 г.). Колена Яхве: социология религии освобожденного Израиля, 1250–1050 гг. до н.э. А&С Черный. ISBN 9781841270265 – через Google Книги.
- ^ Вайнгарт, Кристин (1 марта 2019 г.). « Все это двенадцать колен Израилевых»: истоки родственной идентичности Израиля» . Ближневосточная археология . 82 (1): 24–31. дои : 10.1086/703323 . S2CID 167013727 .
- ^ «Колено Гада и стела Меша – TheTorah.com» . www.thetorah.com .
- ^ «Недавно расшифрованная моавитянская надпись может быть первым использованием письменного слова «иврит » . Времена Израиля .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бехар, Дорон М.; Сааг, Лаури; Кармин, Моника; Говер, Меир Г.; Векслер, Джеффри Д.; Санчес, Луиза Фернанда; Гринспен, Эллиотт; Кушнеревич Алена; Давыденко Олег; Саакян, Ованес; Епископосян, Левон; Боаттини, Алессио; Сарно, Стефания; Пагани, Лука; Карми, Шай (2 ноября 2017 г.). «Генетическая вариация клады R1a среди Y-хромосомы ашкеназских левитов» . Научные отчеты . 7 (1): 14969. Бибкод : 2017NatSR...714969B . дои : 10.1038/s41598-017-14761-7 . ISSN 2045-2322 . ПМЦ 5668307 . ПМИД 29097670 .