Часовня Торнабуони
Капелла Торнабуони (итал. Cappella Tornabuoni ) — главная часовня (или алтарь ) в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции , Италия . Он известен обширным и хорошо сохранившимся циклом фресок на его стенах, одним из самых полных в городе, который был создан Доменико Гирландайо и его мастерской между 1485 и 1490 годами.
История
[ редактировать ]Главная часовня Санта-Мария-Новелла была впервые расписана фресками в середине 14 века Андреа Орканья . Остатки этих картин были найдены во время реставраций в 1940-х годах: среди них были, в основном в своде, фигуры из Ветхого Завета . Некоторые из них были отдельно стоящими, и сегодня их можно увидеть в Музее церкви.
К концу 15 века фрески Орканьи находились в плохом состоянии. Сассетти , богатая и влиятельная флорентийская семья, которая была банкиром Медичи , долгое время владела правом украшать главный алтарь капеллы, тогда как стены и хор были переданы семье Риччи. Однако Риччи так и не оправились от банкротства в 1348 году, и поэтому они договорились продать свои права на хор Сассетти. Франческо Сассетти хотел, чтобы новые фрески изображали истории святого Франциска Ассизского ; однако доминиканцы , которым была поручена Санта-Мария-Новелла, отказались. Поэтому Сассетти перенес заказ в церковь Санта-Тринита , где Гирландайо выполнил одно из своих шедевров — капеллу Сассетти . Права на часовню в Санта-Мария-Новелла, утраченные Сассетти, были затем проданы Риччи Джованни Торнабуони .
Гирландайо, у которого тогда была самая большая мастерская во Флоренции, тем не менее, не лишился заказа, поскольку 1 сентября 1485 года Джованни Торнабуони поручил ему расписать главную капеллу, на этот раз с житиями Богородицы и святого Иоанна Крестителя , покровителя Торнабуони и города Флоренции. Вполне возможно, что новые сцены следовали той же схеме, что и сцена Орканьи.
Гирландайо работал над фресками с 1485 по 1490 год в сотрудничестве с художниками своей мастерской, среди которых были его братья Давиде и Бенедетто , его зять Себастьяно Майнарди и, вероятно, молодой Микеланджело Буонарроти .
Окна также были выполнены по проекту Гирландайо. Комплекс завершился алтарным образом, изображающим Мадонну дель Латте во славе с ангелом и святыми , в окружении двух панелей со святыми Екатериной Сиенской и святым Лаврентием . На реверсе было написано Воскресение Христово . Сейчас эта работа хранится в Gemäldegalerie в Берлине и пинакотеке Старой в Мюнхене .
Структура цикла
[ редактировать ]Цикл изображает на трёх стенах Житие Богородицы и Житие Святого Иоанна Крестителя , покровителя Флоренции. Левая и правая стены имеют по три ряда, каждый из которых разделен на две прямоугольные сцены, обрамленные вымышленной архитектурой и увенчанные большим люнетом под сводом. На каждой боковой стене размещено семь повествовательных сцен, которые читаются, начиная снизу.
В стене алтаря есть большое многопрофильное окно с тремя светильниками и витражом , созданное в 1492 году Алессандро Аголанти по проекту Гирландайо. В нижней части стены находится донорский портрет Джованни Торнабуони и его жены Франчески Питти, а по обе стороны от окна расположены четыре сцены меньшего размера, изображающие доминиканских святых. Над окном находится еще один большой люнет, в котором находится Коронация Богородицы . В своде изображены Четыре евангелиста .
Житие Пресвятой Богородицы Сцены находятся в левой части часовни:
| Житие святителя Иоанна Крестителя Сцены в правой части часовни: |
Доминиканские святые и дарители Сцены верхнего и нижнего ярусов центральной стены:
| Четыре евангелиста На своде изображены: |
Сцены из жизни Пресвятой Богородицы
[ редактировать ]Изгнание Иоахима
[ редактировать ]Первый эпизод представляет собой изгнание Иоакима , отца Марии , из Иерусалимского храма . Происходит церемония, во время которой несколько фигур несут ягнят для жертвоприношения. Однако Иоахиму запретили присутствовать из-за его предполагаемого бесплодия.
Гирландайо устроил сцену в роскошной лоджии греческого креста с последовательностью арок на заднем плане и восьмиугольным алтарем посередине, где зажигается жертвенный огонь. Персонажи подсвечены сверху, словно естественным светом из окон настоящей часовни.
По бокам сцены показаны две группы флорентийцев, представляющих население. Они носят современную модную одежду (известным источником которой являются фрески), в отличие от главных библейских персонажей, которые носят обычный «иконографический костюм». Слева две фигуры можно идентифицировать как Лоренцо Торнабуони, сына покровителя Гирландайо, и Пьеро ди Лоренцо де Медичи , друга первого. В правой группе – автопортрет художника с некоторыми из его родственников. Лоджия на заднем плане могла быть изображением Оспедале ди Сан-Паоло (Больница Святого Павла), которая тогда строилась на той же площади, что и Санта-Мария-Новелла. Два здания по бокам представляют собой примеры типичных построек Флоренции 15-го века, характеризующихся рустом и верхней лоджией.
Рождество Марии
[ редактировать ]Вторая сцена изображает Рождество Богородицы , происходящее в роскошном зале с инкрустированными деревянными панелями, увенчанным фризом с барельефом из музицирующих путти и карнизом с крылатыми херувимами. Помещение разделено рельефно украшенными простенками. Слева, возле двери наверху лестницы, символически изображен ранний эпизод этой истории — объятие Анны и Иоакима у Золотых ворот Иерусалима.
Справа лежит на кровати святая Анна, а три молодые женщины готовятся купать новорожденную Марию. Медсестра, наливающая воду в таз, — единственная фигура в комнате, которая быстро движется. Ее струящиеся одежды и кружащийся шарф делают ее культовым мотивом, который можно найти на многих картинах как Гирландайо, так и других художников и скульпторов того периода. Подготовительный рисунок этой женщины сохранился в Кабинете гравюр и рисунков Уффици .
С поздравительным визитом приехали несколько хорошо одетых флорентийских дам. Первой в процессии дворянок, изображенной в профиль, стоит Людовика, дочь Джованни Торнабуони. Особенно примечательна прорисовка великолепной женской одежды. Сцена считается одной из лучших исполненных в часовне. В отличие от предыдущей сцены, почти все портреты демонстрируют большую старательность: вероятно, они выполнены самим мастером, а менее качественно выполненные, вероятно, написаны его помощниками.
Над шкафами на заднем плане надпись: «NATIVITAS TUA DEI GENITRIX VIRGO GAUDIUM ANNUNTIAVIT UNIVERSO MUNDO» («Твое рождение, о Дева-Мать, возвестило радость всей вселенной»), а в интарсии художник поставил свою подпись. : «БИГОРДИ» (его настоящая фамилия, Бигорди) и «ГРИЛЛАНДАЙ» (флорентийская версия его прозвища).
Эта сцена, как и предыдущая, реалистично освещена, фриз справа находится в тени. Если большинство сцен капеллы имеют совершенно симметричное расположение по своей внутренней архитектуре и даже расположению фигур, то эта картина заметно асимметрична, с простенком, делящим ее на две части по принципу золотой середины . Эта асимметричная структура связывает ее со сценой «Посещения» , в которой помещена стена, разделяющая пространство картины таким же образом. Однако расположение фигур со святой Анной в постели и группой, входящей слева, отражено в «Рождении святого Иоанна» , хотя там фигуры помещены в гораздо более традиционное внутреннее пространство.
Представление в храме
[ редактировать ]Презентация представляет собой сложную композицию с многочисленными персонажами, расположенными на разных уровнях. В центре юная Мария с книгой поднимается по лестнице Храма к священнику, но смотрит в сторону зрителя. Ее неловкая поза, возможно, призвана подчеркнуть ее юную застенчивость, но фигура выглядит довольно неуклюжей.
Роль и значение других фигур, заполняющих классическую архитектуру сцены, до сих пор частично неясны. Женские фигуры справа, изображенные с особым вниманием к деталям, вероятно, являются портретами реальных современных женщин. Рядом с ними — святые Анна и Иоаким, различимые по венчикам , которые указывают на свою дочь Марию. Из храма выбегают две молодые женщины, нарисованные сотрудниками мастерской.
Две маленькие фигурки в центре переднего плана не были идентифицированы. Они могли быть детьми, но иметь взрослые черты. Было высказано предположение, что, если смотреть снизу, они приобретают более молодой вид, поэтому их необычная прорисовка могла быть технической уловкой Гирландайо. Символическая роль обнаженного мужчины, сидящего на ступеньках справа, неизвестна. Рядом с ним двое стариков.
Брак Богородицы
[ редактировать ]« Брак Богородицы» выполнен в красивой архитектуре эпохи Возрождения, а композиция сцены довольно традиционна. В центре — храмовый священник, с теми же чертами, что и в « Сретении» . Он скрепляет брак между Иосифом и Марией. По бокам идут две процессии: мужчины слева, женщины справа. Некоторые из первых, разгневанные тем, что их не выбрали в жены Марии, изображены ломающими палки или поднимающими кулаки (история, берущая свое начало в апокрифических легендах о жизни Марии). Дубина Джозефа, выбранная как самая энергичная, едва видна за его плечом. Большинство портретов имеют краткий стиль, за исключением некоторых очень тщательно выполненных портретов рядом со священником.
Неясно, являются ли более короткие фигуры в обоих нижних углах детьми или имеют другое символическое значение.
Подготовительный эскиз к этой сцене сохранился в Gabinetto dei Disegni e Stampe в Уффици , в котором священник в центре отсутствует.
Поклонение волхвов
[ редактировать ]В некоторых деталях эта сцена напоминает версию капеллы Сассетти (также созданную Гирландайо), например, в руинах и холмах, которые пересекает процессия волхвов. Это наиболее поврежденная часть цикла, потерявшая большую часть интонако в центральной части.
Мария и Младенец Иисус находятся в центре, обрамленные аркой с надписью: CAES[AR] AUGUSTO XXXVIII AP . Волхвы исполнены прекрасно, особенно младший слева, который уже снимает корону в знак почтения.
Павлин на арке – символ Воскресения. Мужчины справа, одежда которых позволяет предположить, что они могли быть иностранными послами, скорее всего, являются портретами современников Гирландайо. В процессии на правом холме жирафа, можно увидеть выполненного с поразительной реалистичностью ( жираф был подарен Лоренцо Медичи и привезен во Флоренцию в 1486 году).
Резня невинных
[ редактировать ]Эту сцену Вазари в своей биографии Гирландайо считал лучшей в цикле благодаря своей драматичной и неистовой композиции. Вероятно, Гирландайо был вдохновлен сценами древнеримских барельефов , подобных тому, что изображен на арке на заднем плане.
На переднем плане две матери борются за спасение своих малышей. Левая убегает от всадника, нападающего на ее ребенка с кинжалом. Другая, справа, хватает за волосы солдата, который держит ее ребенка. Примечательны яркие цвета и трогательная прорисовка одежды.
На земле лежат трупы множества детей, истекающих кровью и с оторванными частями тел. Сзади справа солдаты нападают на матерей; один из солдат резко падает с лошади. На заднем плане несколько человек наблюдают за сценой с террас, соединяющих два здания по бокам с центральной триумфальной аркой .
Смерть и Успение Богородицы
[ редактировать ]Цикл левой стены завершается большим люнетом со сценой Смерти и Успения Богородицы . Качество живописи этой картины выглядит хуже остальных, что свидетельствует о том, что Гирландайо оставил большую часть ее исполнения своей мастерской.
Тело престарелой Девы лежит на лужайке в окружении Двенадцати Апостолов , которые целуют ей ноги в знак почтения, плачут и молятся. Ангелы держат факелы, а один из апостолов держит пальму, символ Воскресения.
В верхней части картины снова изображена Богородица, молодая и привлекательная, внутри мандорлы, поддерживаемой ангелами. Бог приветствует ее. На заднем плане холмы с замками, укрепленными городами и (справа) виллой, то есть виллой Медичи во Фьезоле .
История Марии заканчивается в люнете центральной стены коронацией Богородицы .
Цикл присоединяется к циклу Иоанна Крестителя в сцене Посещения .
Сцены из жизни Иоанна Крестителя
[ редактировать ]Явление Ангела Захарии
[ редактировать ]Как и другие на нижней стене, эта сцена — одна из лучших в цикле. Библейский эпизод явления Ангела Захарии изображен в великолепной церковной архитектуре эпохи Возрождения. Захария изображен на алтаре в центре, а слева от него внезапно появляется ангел Гавриил, чтобы возвестить ему, что у него будет сын.
Сцена заполнена шестью группами персонажей на шести разных уровнях. За исключением группы из шести девушек справа, все остальные представляют собой портреты современной флорентийской знати. В левом нижнем углу — гуманисты эпохи Возрождения , в том числе Кристофоро Ландино (тот, что в черном воротнике) и Аньоло Полициано (второй справа). Фигуры, стоящие справа, — родственники покровителя; за ними — автопортрет Гирландайо (второй справа, рядом с юношей с длинными волосами, вероятно, его сыном или братом, который также присутствует в « Изгнании Иоахима» ).
Надпись на арке слева отмечает завершение цикла (в 1490 году) и содержит цитату Аньоло Полициано. Алтарь в классическом стиле напоминает тот, который был нарисован Леонардо да Винчи в его «Благовещении» .
Посещение
[ редактировать ]Эта сцена изображает встречу Марии с престарелой Елизаветой . Сложная композиция включает в центре ключевой эпизод, актуальность которого усиливается сходящимися линиями стены в перспективе и оврага на заднем плане. Позади Елизаветы — две девушки, а по обеим сторонам — другие группы женщин. Группа справа включает портреты современников: первая в профиль — Джованна дельи Альбицци, вышедшая замуж за сына Джованни Торнабуони Лоренцо. Вазари ошибочно идентифицировал ее как Джиневру де Бенчи .
Прекрасный фон показывает влияние на Гирландайо как классического, так и фламандского искусства. Справа — старинное здание, а городской пейзаж справа типичен для ранней нидерландской живописи . [ нужна ссылка ] Балкон посередине с двумя растянувшимися молодыми людьми, вероятно, является отсылкой к Яна ван Эйка « Мадонне канцлера Ролена» или к Рогира ван дер Вейдена «Святому Луке, рисующему Мадонну» . [ нужна ссылка ] Две другие фигуры изображены идущими вверх рядом с разделительной стеной. Город причудлив, но такие детали, как башня флорентийского Палаццо Веккьо и колокольня Санта-Мария-Новелла, а также римский Колизей взяты из реальных зданий.
Все элементы этой картины были прямо необходимы в контракте Торнабуони с Гирландайо: пейзаж, город, животные, перспектива, портреты и классические элементы.
Рождение Крестителя
[ редактировать ]Эта сцена связана со сценой на противоположной стене, « Рождение Богородицы» , с которой она имеет общий элемент композиции, заключающийся в симметричном расположении кровати. Эта комната менее роскошна, чем другая, но, вероятно, все же изображает комнату богатого флорентийского купца того времени.
Свет сильно падает на фигуры на переднем плане, тогда как остальные частично находятся в тени. Елизавета изображена на кровати в спокойной и величественной позе, с книгой в левой руке. Как и в другой сцене, две медсестры раскрашены яркими красками, чтобы привлечь внимание зрителя. Три женщины, также на переднем плане, навещают Элизабет. Первый, роскошно одетый, мог быть родственником Торнабуони. Из двух других фигур старшей, скорее всего, является Лукреция Торнабуони , сестра Джованни, недавно умершая. Входящая справа служанка с корзиной фруктов на голове напоминает одновременно одну из нимф «Примаверы и Боттичелли » Саломею , написанную Филиппино Липпи в соборе Прато . На предварительном рисунке, хранящемся сейчас в Gemäldegalerie в Берлине, служанка на самом деле представляет собой Саломею, несущую голову Крестителя.
Примечательно внимание к домашним деталям, которое еще раз показывает влияние на Гирландайо нидерландской школы, которое ощущалось в Тоскане в этот период: две бутылки вина и воды, которые держала горничная, каркас кровати с вазой и два граната над кроватью.
Захария пишет имя Иоанна
[ редактировать ]Эта сцена изображает момент, когда Захария, уже немой, пишет имя своего нового сына на листе бумаги. Он расположен под большим портиком, из которого открывается великолепный пейзаж, созданный в соответствии с воздушной перспективой .
Основная сцена находится посередине: Захария сидит и смотрит на своего сына, которого держит на руках Элизабет. Фигуры слева симметрично уравновешиваются группой двух женщин справа: такая композиция позволяла ребенку оказаться ровно посередине сцены, на одной линии с центральным пилястром портика. Позади Захарии стоят двое стариков, а сзади изображена фигура помоложе в современной одежде.
В Gabinetto delle Stampe e dei Disegni из Уззи находится подготовительный эскиз для женщин слева.
Иоанн проповедует в пустыне
[ редактировать ]В этой сцене Иоанн Креститель изображен в центре на камне, дающим наставления толпе, которая образует вокруг него круг. Он носит верблюжьи шкуры, упомянутые в Евангелиях, и указывает на крест. Слушающего Иисуса можно увидеть на тропинке в левом верхнем углу.
Как это часто бывает с Гирландайо, слева находится группа женщин. Особый интерес представляют женщина, сидящая в центре, и ребенок у ног Джона.
Выполнение остальных фигур довольно поспешное и, скорее всего, выполнено в мастерской художника, как и многие другие детали сцен на стенах верхней капеллы.
Крещение Христа
[ редактировать ]Сцена крещения следует традиционной схеме: например, обнаженный мужчина напоминает сцену из , Мазаччо капеллы Бранкаччи а Христос похож на панно Верроккьо и Леонардо в Уффици.
Примечательна фигура стоящего на коленях мужчины справа, который снимает обувь и с любопытством смотрит на сцену, в то время как в традиционном изображении снова можно увидеть Бога, дающего свое благословение между ангелами, в верхней части, которая находится в квази -Поздняя готика.
Изящный пейзаж на заднем плане разделен отрогом, обрамляющим фигуру Христа. Две пары фигур по бокам, опять-таки наспех расписанные, были выполнены мастерской Гирландайо по его эскизу.
Банкет Ирода
[ редактировать ]Сцена пиршества Ирода завершает историю Иоанна Крестителя. Он расположен в величественном зале в классическом стиле с расписной аркой. Свод цилиндрической формы напоминает свод базилики Максенция в Риме . Два стола по бокам подчеркивают перспективную композицию: женщины сидят слева, мужчины – справа. За женщинами стоит группа музыкантов.
За столом в центре стоит Ирод, за его спиной открытое окно. На переднем плане Саломея изображена , исполняющая свой танец. Другие мужчины (в том числе карлик) смотрят налево, где слуга передает голову Иоанна Ироду. Мужчина рядом делает жест отвращения при виде этого зрелища. Сцена вдохновлена работой Филиппо Липпи в соборе Прато , но имеет меньший драматизм; скорее всего, произведение искусства почти полностью предоставлено мастерской Гирландайо.
Центральная стена
[ редактировать ]На средней стене изображены следующие сцены:
- Коронование Богородицы и святых (люнет)
- Святой Доминик испытывает книги в огне (№1 фиолетового цвета — см. рисунок)
- Убийство святого мученика Петра (№2 фиолетового цвета - см. рисунок)
- Благовещение (№5 зеленого цвета — см. рисунок)
- Святой Иоанн в пустыне (красный №5 — см. рисунок). На этой картине изображен Иоанн, блуждающий по пустыне в юности.
- Покровители в молитве (№3 и №4 фиолетового цвета). Это портреты двух покровителей, Джованни Торнабуони и его жены Франчески Питти.
Сейф
[ редактировать ]В паховом своде четыре портрета евангелистов ; они пишут или показывают свои работы (кроме Св. Марка, который ножом режет перо), окруженные своими символами.
Судя по рисунку, это:
- Святой Иоанн Богослов (1 желтый)
- Святой Матфей (2 желтых)
- Святой Лука (3 желтых)
- Святой Марк (4 желтых)
Как и в капелле Сассетти, несмотря на удаленность от зрителя, картины очень хорошо выполнены, в основном написаны самим Гирландайо. Это можно увидеть, например, в реалистичном изображении быка Луки.
- Сент-Джон
- Святой Марк
- Святой Матфей
- Святой Лука
Хор и другая мебель
[ редактировать ]Великолепный деревянный хор был выполнен Баччо д'Аньоло в тот же период, когда были выполнены фрески (1485-1490). Две сцены, «Св. Иоанн в пустыне» и «Св. Лаврентий» , приписываются Филиппино Липпи , который в то время работал в часовне Филиппо Строцци в той же церкви. Хор был восстановлен Вазари в 1566 году.
Алтарь представляет собой неоготическое творение XIX века. Распятие принадлежит Джамболонье , а правая пасхальная свеча приписывается Пьеро ди Джованни Тедеско (конец 14 века); аналогичный левый — современная репродукция.
Ссылки
[ редактировать ]- Керманн, Андреас (1998). Гирландайо . Кёльн: Кенеманн.
- Путеводитель по Италии, Флоренции и ее провинции . Милан: Touring Club Italiano Editions. 2007.
- ван дер Сман, Герт Ян (2010). Лоренцо и Джованна. Вневременное искусство и мимолетные жизни во Флоренции эпохи Возрождения . Флоренция: Мандрагора.
Внешние ссылки
[ редактировать ]43 ° 46'30,46 "N 11 ° 14'57,93" E / 43,7751278 ° N 11,2494250 ° E