Церковь Сан-Джованни-ин-Валле
Церковь Сан-Джованни-ин-Валле | |
---|---|
Церковь Сан-Джованни-ин-Валле | |
![]() Вид сбоку | |
45 ° 26'48 "N 11 ° 00'20" E / 45,44667 ° N 11,00556 ° E | |
Расположение | Верона , Венето , Италия |
Номинал | Католик |
История | |
Преданность | Иоанн Креститель |
Посвященный | 1164 |
Архитектура | |
Стиль | романский |
Новаторский | IV век (первое здание) и 1120 год (реконструкция) |
Завершенный | 14 век |
Администрация | |
епархия | Римско-католическая епархия Вероны |
Сан-Джованни-ин-Валле — церковь в романском стиле, католическая расположенная на одноименной улице в Вероне , регион Венето, Италия.
Сан-Джованни — одна из старейших церквей Вероны, она возникла на месте языческого некрополя и римского храма . О раннем здании известно мало или совсем ничего, однако некоторые элементы, такие как его расположение в районе, где стоял замок Теодориха Великого (в стене замка, отсюда и название), предполагают, что вначале оно могло иметь был арианским собором Вероны, в отличие от католической церкви Санто-Стефано . В любом случае от этой ранней церкви осталась лишь часть нынешнего склепа , так как остальная часть здания сильно пострадала во время землетрясения, обрушившегося на Верону в 1117 году . Еще в 1120 году началась реконструкция того, что впоследствии станет нынешним зданием в романском стиле , а в 1164 году состоялось его освящение епископом Вероны Огнибене. В средние века также располагалась коллегиальная церковь священнослужителей здесь . В 1300 году было решено расширить холл здания, удлинив неф на один пролет, существовавший ранее. Затем нартекс был включен в состав церкви, а фасад перестроен с нуля. В последующие столетия здание не претерпело каких-либо серьезных преобразований, однако сильно пострадало во время Второй мировой войны бомбардировки ; поэтому в конце конфликта он подвергся обширной реставрации.
Здание церкви, являющееся одним из шедевров веронского романского стиля, [ 1 ] характеризуется планом базилики, разделенным на три нефа чередованием колонн и колонн, а вертикальное развитие осуществляется на трех уровнях: приподнятый пресвитерий , зал и нижний склеп. Особую ценность представляют изящные резные капители , венчающие колонны. На стенах, когда-то полностью покрытых фресками , теперь видны лишь несколько фрагментов картин, испорченных временем и влагой. В склепе, рядом с главным алтарем , хранятся два ценных саркофага : один, датируемый 4-м веком, представляет собой барельефную скульптуру с трех сторон в двух перекрывающихся порядках , в которой рассказаны истории из Ветхого и Нового Завета , в которых традиция хранит мощи апостолов ; Кананита и Иуды Фаддея Симона другой, более старый (II или III век), представляет собой полосатый саркофаг языческого периода с изображениями в центре двух супругов в ракушке над сельской сценой и с двумя фигурами философов, позже преобразованных в христианских святых по обе стороны. .
Комплекс завершается колокольней , романской в нижней части и ренессансной в верхней части, монастырем , от которого сохранилось только одно крыло, и приходским домом, который когда-то был резиденцией коллегиальной церкви, а теперь является одним из старейшие гражданские постройки, которые можно найти в городе.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Находки в районе терракотовых погребальных урн показывают, что церковь Сан-Джованни-ин-Валле стоит на месте, где когда-то находился языческий некрополь и, возможно, также небольшой римский храм, посвященный Богу Солнца . [ 2 ] нет Точных документальных или археологических сведений о том, когда была построена первая церковь Иоанна Предтечи, : [ 3 ] по словам историка Гранчелли, это было в раннехристианский период , вероятно, примерно в начале четвертого века, когда также были построены церковь Санто-Стефано и церковь Св. Петра в Кастелло (ныне уже не сохранившаяся); историк Гвидо Барбетта, напротив, считает, что эту датировку следует отложить на несколько десятилетий, ближе к концу века. [ 4 ] Однако обе эти теории вызывают сомнения из-за отсутствия неопровержимых доказательств. [ 5 ]
В связи с тем, что он стоит недалеко от замка, воздвигнутого Теодорихом Великим и также позднее использовавшегося лангобардами , многие полагают, что это мог быть арианский собор , в отличие от вышеупомянутой церкви Санто-Стефано, которая, возможно, была католический . Кроме того, ариане-лангобарды были очень преданы святому Иоанну, а во время раскола трех глав (между VI и VII веками) в Вероне было сильное присутствие арианской ереси , и поэтому это очень вероятно, там был собор, посвященный их верованиям. [ 6 ] [ 7 ]

Согласно этому предположению, после обращения лангобардов в католицизм в конце VII века церковь Сан-Джованни должна была быть посвящена христианской ортодоксальности, о чем свидетельствует ее упоминание в знаменитом «Версус де Верона» , поэме, описывающей Верона и ее церкви в раннем средневековье . [ 8 ] Дальнейшее подтверждение этому дает документ епископа Ротальдо, датируемый 813 годом, во времена правления Пипина Итальянского , в котором засвидетельствовано, что Сан-Джованни была христианской приходской церковью, оборудованной купелью для крещения . [ 9 ] Епископ Ротальдо снова получил привилегию от императора Людовика Благочестивого 13 июня 820 года, в которой церковь Сан-Джованни-ин-Валле была описана как простая оратория, показывая, что она потеряла свое значение. [ 10 ]
От реконструкции в романском стиле до наших дней
[ редактировать ]В любом случае, эта примитивная церковь была в значительной степени разрушена в результате разрушительного землетрясения 1117 года ; Сохранилась, предположительно, только часть склепа , существующего и сегодня, а точнее передняя часть, поддерживаемая помимо апсид колоннами . [ 11 ] Реконструкция началась в 1120 году. [ 1 ] всего через три года после землетрясения, продолжая создавать то, что позже станет нынешним зданием, которое было освящено в 1164 году епископом Вероны Огнибене. [ 12 ] Что касается архитектурного стиля реконструированного здания, историк архитектуры Варт Арслан заметил, что «с Сан-Джованни-ин-Валле романская архитектура Вероны показывает, что теперь она разработала тип, который будет постоянным в своей избранной зрелости». [ 13 ]

Примерно с 1205 года он стал приходом . [ 14 ] и стал служить приютом для паломников , первое упоминание о котором датировано 1069 годом. Хотя он зависел от канонов собора, ему принадлежали земли в монастырях Св. Назаро и Селсо и Сан-Паоло . В документе от 10 февраля 1114 г. некий Бонвичино, пресвитер церкви, получил в аренду дом и несколько полей для приюта. [ 15 ] В 1189 году епископ Аделардо Каттанео даровал сорокадневную отсрочку любому, кто понесет расходы на содержание комплекса. [ 16 ]
году, когда Сан-Джованни был приходом с крещальной купелью, с правом десятины , а коллегия клириков В 1204 с церковью была связана длительный спор с капитулом собора. , начался [ 17 ] Тогда было принято, что, как только клирики избрали своего архипресвитера , он должен был отчитываться перед собором; однако, избрав некоего Августина, они решили отказаться от этой практики. Спор был настолько серьезным, что Папе Иннокентию III пришлось вмешаться. Решение, которое, к тому же, было в пользу канонов, пришлось ждать 16 лет. [ 18 ] В более позднем договоре аренды 1292 года повторяется, что священнослужители и священники Сан-Джованни жили общей жизнью, питаясь за одним столом. [ 19 ] В 1392 году церковь была названа «монастырем» из-за «подобия монашеской жизни», которая велась здесь. [ 20 ]

В 1300 году романский фасад был перестроен, отставив его от предыдущего, чтобы увеличить вместимость церкви за счет удлинения нефа примерно на один пролет и включения притвора . [ 7 ] В 1395 году были найдены предположительно тела святых Симона и Иуды, а 13 апреля того же года состоялись торжественные торжества с освящением посвященного им алтаря. [ 21 ]
С середины XVIII века до первых десятилетий XX века церковь меняла свою роль в Веронской епархии несколько раз . Фактически, в 1756 году, благодаря Папы Бенедикта XIV конституции Regis pacifici vices , Сан-Джованни-ин-Валле был освобожден от власти каноников собора и подчинялся непосредственно епископу. [ 22 ] 18 декабря 1807 года он на мгновение перестал быть приходом и стал филиалом церкви Санта-Мария-ин-Органо ; [ 23 ] однако в 1919 году он снова стал приходом, и об этом обстоятельстве напомнила мемориальная доска, установленная слева у входа. [ 24 ]
Во время бомбардировки во время Второй мировой войны в ночь на 10 октября 1944 года церковь Сан-Джованни-ин-Валле была повреждена и серьезно повреждена. Сообщалось также о ряде смертей и ранений среди населения, находившегося в склепе, который затем использовался в качестве бомбоубежища . Как только конфликт закончился, его быстро восстановили: был также использован случай для восстановления небольших окон в романском стиле и удаления больших окон, относящихся к 17 веку, а 10 октября 1945 года епископ Джироламо Кардинале смог повторно освятить высокое здание. алтарь . [ 25 ]
Описание
[ редактировать ]Экстерьер
[ редактировать ]Церковь Сан-Джованни-ин-Валле стоит в восточной части города Вероны , на противоположном берегу реки Адидже от того, на котором расположен древний центр. Вероятно, он был построен внутри стены замка Теодориха Великого , отсюда и название «в Валле». [ 7 ] Здание датируется первой половиной 13 века, а фасад был перестроен в 1300 году после решения расширить интерьер. Являясь примером типичной веронской романской архитектуры, здание расположено с обычной для того времени ориентацией с запада на восток. Помимо фасада, значительный интерес представляют апсиды и, в частности, северная (левая) апсидиола , тогда как боковые стены не имеют каких-либо примечательных особенностей. Дополняют комплекс древний монастырь , от которого сохранилось лишь несколько остатков, колокольня, построенная в разные периоды, и дом приходского священника . [ 26 ]
Фасад
[ редактировать ]
На западе церковь Сан-Джованни-ин-Валле имеет простой выступающий трехсторонний фасад среднего размера , выполненный из тесаных блоков туфа , которые чередуются с блоками майолики в самой высокой части, типичный пример веронского романского стиля, напоминающий фасады приходская церковь Сан-Флориано (в Вальполичелле ), церковь Сан-Северо (в Бардолино ) и аббатство Сан-Пьетро-ин-Вилланова ( Сан-Бонифачо ). [ 27 ] [ 28 ]
Входной портал открывается в центре, заключенный в готическую рамку из красного мрамора, увенчанную небольшим висячим протиром, опирающимся на две небольшие колонны. под В люнете протиром сохранились остатки фрески , изображающей Мадонну, сидящую на троне, с младенцем Иисусом на коленях, приписываемую Стефано да Вероне . [ 29 ] [ 7 ] Рядом с Мадонной также изображены справа святой Варфоломей с книгой и слева святой Антоний-аббат. Завершают композицию три медальона, разделенные фризом, написанные на интрадосе протирума, внутри которых расположены фигуры Иоанна Крестителя, Пасхального Агнца и Пророка Исайи, скорее всего, выполненные одним и тем же автором. из люнета. [ 30 ]

Солнечные лучи, попадающие на фасад, достигают внутренней части церкви через два романских однострельных окна , открывающихся по обе стороны от портала в боковых приделах, и из многомиллионного окна вверху по центру над протиром: [ 29 ] эти проемы до сих пор сохраняют примитивное освещение внутренних помещений, где тусклый свет создает густую полутень и спокойную обстановку. [ 1 ] Мансарду украшает изящный фриз с пилообразными выступающими арками, укрытыми большими каменными плитами, защищающими свесы. [ 27 ]
Восстановленный во второй половине двадцатого века с удалением более поздних пристроек, фасад, видимый сегодня, относится к четырнадцатому веку, то есть к тому времени, когда было решено удлинить церковь на один пролет за счет включения притвора , который поэтому был проиграл в пользу возвышения, существующего и сегодня. В этой связи Варт Арслан отмечает, что «в XIV веке, из уважения к древности, примеров которой у нас немного, церковь удлинили, добавив дополнительный пролет, сохранив при этом профиль старого фасада, тщательно восстановив венчающий с арками к новому строению». [ 28 ]
Осины
[ редактировать ]
Церковь заканчивается на востоке тремя полукруглыми апсидами, расположенными в трех внутренних нефах. Самый северный, расположенный в конце левого нефа, отличается от остальных более сложной и элегантной конструкцией, что позволяет предположить, что этот «маленький шедевр веронской архитектуры 1120 года» является самым старым из трех на несколько лет. [ 31 ] Его стена состоит из горизонтального чередования больших блоков туфа, чередующихся с тонкими рядами терракоты, схема строительства очень напоминает схему апсиды церкви Санти Апостоли в Вероне . [ 32 ] по вертикали он разделен четырьмя лесенами, каждая из которых заканчивается в коринфском стиле, капителями которые, кажется, поддерживают фриз, «сильно выступающий и подчеркнутый пилообразной полосой». [ 33 ] Среди капителей наиболее сложной является вторая (начиная с центральной апсиды), в которой между листьями аканта изображены два льва . [ 34 ]

Две другие апсиды, полностью выполненные из туфа, не имеют лесен, но имеют карниз с небольшими арками, двойными перемычками , увенчанными пилообразным орнаментом и тонко резным фризом. На фризе центральной апсиды, в частности, изображен ряд сцен охоты, в том числе несколько собак, преследующих добычу, и охотник, играющий на рожке, все они зажаты между переплетением цветов и полосатыми листьями, иногда открытыми, чтобы можно было увидеть пестик или сосновую шишку. мельком: мотив, который можно найти в другой веронской архитектуре того же периода. Обе апсиды относятся к одному этапу строительства церкви. [ 34 ] [ 35 ]
Монастырь и колокольня
[ редактировать ]
На южной стороне, прислоненной к церкви, возвышается могучая колокольня с квадратным основанием, связанная со зданием базилики посредством могучих круглых арок, которые некоторым ученым напоминают карнизы римского моста Пьетра . Помимо упоминаний о классических примерах, которые можно найти, несомненно, большое количество бутовых камней, которые использовались для строительства основания самой колокольни, относятся к римским. [ 36 ] Нижняя часть выполнена в чисто романском стиле, а верхняя часть с колокольней , состоящей из стоечников с каждой стороны, была добавлена позже, примерно в 16 веке. [ 30 ] [ 37 ] В башне расположены пять звонких колоколов, настроенных на музыкальную гамму F3, отлитых фирмой Кавадини в 1846 году. [ 38 ] Главный колокол весит 645 кг. Ансамбль до сих пор управляется вручную по концертной технике колокольного звона Веронезе . Мастер -звонарь Луиджи Гардони во время пробы (содержащейся в его «Мемуарах») написал, что «все в Вероне будут обсуждать прекрасный концерт, который состоится в Сан-Джованни-ин-Валле». До этого были две бронзовые скульптуры в стиле барокко работы литейщика Пизенти. Примечательна также колокольная компания мастеров Гаспари и Иркамо. [ 39 ]
Также на юге находился большой и элегантный монастырь , от которого сегодня сохранились лишь несколько остатков. Состоящий из ряда парных колонн из красного мрамора с зубчатыми капителями, он первоначально доходил до апсид церкви и был полностью покрыт. [ 40 ] [ 30 ] Сегодня территория бывшего монастыря представляет собой небольшой двор, в который можно попасть с общественной улицы через широкие железные ворота, возле которых примерно в XIV веке была помещена эдикула, в которой находилась странная по своей деформации статуэтка, изображающая Святого Иоанна Крестителя. Из двора открывается вид на то, что когда-то было домом приходского священника , где когда-то жили священнослужители коллегиальной церкви . Стиль, в котором он был построен, предполагает, что это работа того же архитектора, что и церковь, и, следовательно, он также датируется 1120 годом, поэтому можно сделать вывод, что это одно из старейших жилых зданий в Вероне; еще один подобный пример находится в окрестностях церкви Сан-Проколо . Впереди портик, наверняка более поздний, состоящий из остроконечных арок. [ 30 ] [ 41 ]
Интерьер
[ редактировать ]

Интерьер церкви, представляющей собой трехнефную базилику без трансепта , перекрыт деревянными стропильными фермами и находится ниже уровня улицы на пять ступеней (около метра). Терракотовый пол не оригинальный, а датируется 19 веком. Внутреннее пространство развито на трех уровнях: из нефа доступ к расположенному выше пресвитерию осуществляется по широкой лестнице, расположенной вдоль центральной оси примерно на полпути к вершине церкви, а две лестницы меньшего размера, расположенные в продолжение малых нефов и крытые по цилиндрическому своду обеспечить доступ в нижний склеп ; такую схему можно найти в других романских церквях провинции Верона, таких как Санто-Стефано , Сан-Северо, Сан-Дзено и в аббатстве Вилланова. [ 42 ]


Как только входишь в церковь, слева в нише стены находится восьмиугольная мраморная купель , изготовление которой можно датировать несколькими столетиями после постройки церкви. Два боковых нефа отделены от центрального двумя параллельными рядами круглых арок, поддержанных регулярным чередованием, начиная со второй пары, колонн и столбов с квадратным основанием. все они имеют изящно вырезанные капители . [ 43 ] Среди них есть один, характеризующийся изображением по углам бараньих голов, напоминающих те же украшения, найденные в капители, расположенных на внешней стене левой апсиды , что позволяет предположить, что это работа того же автора, идентифицированного как каменщик Пелегрин, который был также автором других работ в Вероне. На стенах находятся фрагменты фресок разных эпох, среди них можно узнать св. Антония игумена, св. Георгия и дракона с двумя другими святыми, несколько перекрывающихся фресок XII и XIV веков, изображающих Святое Семейство, св. Франциска, Св. Елены, и транскрипция надписи, в которой вспоминается, что церковь была украшена в 1184 году неким Беагином. [ 42 ] [ 26 ]
Алтарь главный окаймлен мраморной балюстрадой и в нем находится в стиле барокко алтарь . [ 42 ] В главной апсиде церкви, за алтарем, находится орган , изготовленный в 1993 году Бартоломео Форментелли. С трекером он имеет 19 регистров и консоль с двумя клавиатурами по 54 ноты каждая и педалбордом на 27 нот. [ 44 ] Он заменил предыдущий, изготовленный в 1960 году Феличе Корра из Бренцоне-суль-Гарда и оснащенный 1 руководством по эксплуатации из 54 клавиш и педалбордом из 25 клавиш. [ 45 ]
Склеп
[ редактировать ]
Две лестницы, расположенные справа и слева от алтаря, ведут в склеп , который был частью ранней церкви. Зал ребристыми , состоящий из трех нефов, разделен на переднее пространство, вероятно, самое старое и датируемое, возможно, IX веком, покрытое тремя сводами, поддерживаемыми колоннами, и заднюю часть, предположительно современную строительству верхней церкви, а также покрыты крестовыми сводами, поддерживаемыми широкими колоннами, почти все из которых имеют изящные счеты . На востоке склеп завершается тремя апсидами из простой каменной кладки без украшений, расположенными в продолжение трех нефов; левая и центральная чаши оказываются украшенными фресками, от которых остались лишь немногие следы, стертые временем и влагой; в частности, можно выделить изображения Мадонны и святых, Благовещения и Посещения волхвов. [ 46 ] [ 26 ] В конце среднего нефа находится алтарь XVI века из полихромного мрамора.
В правой и левой апсиде расположены два саркофага , скорее всего, с существовавшего там языческого, а позднее христианского кладбища, на котором была построена церковь. Считается, что тот, что слева, датируется IV веком и называется «Святых Симона и Иуды», поскольку традиция гласит, что хранятся мощи апостолов там Симона Хананея и Иуды Фаддея , а тот, что справа, вероятно, языческого происхождения, более ранний и, возможно, датированный III веком. [ 47 ]
Саркофаг IV века (левая сторона)
[ редактировать ]
Слева от главного алтаря, возведенного на четырех колоннах, находится раннехристианский саркофаг, датируемый примерно IV веком; он восхищает своей элегантностью и реалистичностью фигур. Также известный как «саркофаг святых Симона и Иуды», он полностью вырезан с трех сторон, поскольку изначально его предназначали для подвешивания на стене. На лицевой стороне украшение разделено на два перекрывающихся порядка , в которых изображены сцены, иногда разделенные фоновыми архитектурными элементами («городская стена»), иногда плавно - стиль, часто используемый в римском искусстве для изображения повествования: другие выдающиеся примеры. возможно, это колонны Траяна и Марка Аврелия . [ 48 ]

В верхнем порядке изображены факты из Ветхого Завета , разделенные резными деревьями, слева направо: пророк Даниил и змей, Моисей, получающий Десять заповедей , Даниил во рву со львами, пророк (возможно , Иеремия , Товия или Исайя ) с собакой. . [ 47 ] В нижнем же порядке расположены сюжеты из Нового Завета , опять же слева: Иисус и самаритянка, Иисус с сотником Капернаумским, просящим у него пощады, Христос на скале, из которой бьют потоки Земного Рая. со святыми Петром и Андреем с крестом (или святым Павлом) рядом с ним, больная женщина, прикасающаяся к одежде Иисуса, поцелуй Иуды ко Христу. [ 49 ] Однако на правой стороне изображены Адам и Ева, а на противоположной стороне вырезаны Каин и Авель (или, по другой интерпретации, Иосиф и его братья). По четырем углам саркофага стоят небольшие статуи, в которых некоторые критики определили возможное изображение апостолов Симона и Иуды в монашеских одеждах и двух женщин, олицетворяющих две добродетели. [ 47 ] [ 50 ]

Крышка саркофага не оригинальная, она должна была иметь плоскую форму. Нынешний, украшенный изображениями святых Симона и Иуды с учеником Сатурнином посередине, лежащим в неподвижной позе, был установлен в 1395 году, когда произошло предполагаемое обнаружение мощей двух святых. [ 51 ] По поводу этого события граф Людовико Москардо (1611-1681), историк и натуралист, в своей «Истории Вероны» (1668) заметил: «В это же время в церкви Сан-Джованни-ин-Валле были найдены Святые тела святых Симона и Фаддея. Апостолы, заключенные в мраморный ковчег, о котором по некоторым вырезанным на них буквам было известно, что они принадлежали тем славным святым, которых с благоговением посещали всеми жителями Вероны, и вскоре после этого по общественному заказу в том же ковчеге были вырезаны некоторые фигуры и имена Святых». [ 52 ] Более поздними дополнениями были также карниз и два «боковых украшения», которые «по тонкости работы и технике можно отнести к первому или второму веку Империи » . [ 53 ]
Саркофаг III века (правая сторона)
[ редактировать ]
Справа от алтаря находится саркофаг, изготовление которого, судя по стилю, датировано третьим веком (или, по мнению других, даже вторым веком), что позволяет предположить, что изначально он был языческим . Выполненный из паросского мрамора , он имеет на лицевой стороне обширную полосатость , то есть широкие волнообразные бороздки, элемент, типичный для римских саркофагов III и IV веков. В центре полоска прерывается, уступая место ракушке, в которую вставлены бюсты двух супругов, смотрящих друг на друга: портрет мужа в тунике предстает с подчеркнутой реалистичностью, тогда как на портрете жены волосы выделяется заплетенная в косы по обычаю того времени. Под двумя фигурами вырезана пасторальная сцена, изображающая овец среди пастухов и саженцев. Один из двух пастухов изображен сидящим и протягивающим что-то ближайшей овце, а другой с задумчивым видом опирается на палку. [ 53 ] [ 54 ]
По углам расположены две фигуры в тогах, первоначально изображавшие философов, а затем измененные, чтобы изображать Святого Петра с ключами и Святого Павла с мечом. [ 54 ] [ 55 ] Крышка более позднего времени. По преданию, мощи Святых Невинных . внутри хранятся [ 56 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Борелли (1980 , стр. 361)
- ^ Почта (1958 , стр. 39)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 25)
- ^ Барбетта (1970 , стр. 44–45)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 26–28)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 28–30)
- ^ Jump up to: а б с д Бенини (1988 , стр. 135)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 32)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 32–33, 35–36)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 37)
- ^ Арслан (1939 , стр. 81)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 33)
- ^ Арслан (1939 , стр. 82)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 38)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 39)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 42)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 43–44)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 44–46)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 48–49)
- ^ Баттиста Бьянколини (1749–1771 , стр. 643)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 49)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 51)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 54)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 55)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 34)
- ^ Jump up to: а б с Бенини (1988 , стр. 135–136)
- ^ Jump up to: а б Самбугар (1974 , стр. 87)
- ^ Jump up to: а б Арслан (1939 , с. 86)
- ^ Jump up to: а б Самбугар (1974 , стр. 90)
- ^ Jump up to: а б с д Самбугар (1974 , стр. 93)
- ^ Арслан (1939 , стр. 88)
- ^ Арслан (1939 , стр. 87)
- ^ Романини (1964 , стр. 643)
- ^ Jump up to: а б Самбугар (1974 , стр. 95)
- ^ Арслан (1939 , стр. 88–89)
- ^ Борелли (1980 , стр. 364)
- ^ Арслан (1939 , стр. 90)
- ^ Санкассани (2001 , стр. 172)
- ^ Гардони (2010 , стр. 101–102)
- ^ Арслан (1939 , стр. 91)
- ^ Арслан (1939 , стр. 92)
- ^ Jump up to: а б с Самбугар (1974 , стр. 98)
- ^ Арслан (1939 , стр. 85)
- ^ «Органо Сан Джованни ин Валле» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 года . Проверено 15 октября 2019 г.
- ^ Жирарди (1968 , стр. 35)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 98–101)
- ^ Jump up to: а б с Самбугар (1974 , стр. 101)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 101, 109)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 106)
- ^ Бенини (1988 , стр. 136)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 109)
- ^ Москардо (1668 , стр. 251–252)
- ^ Jump up to: а б Самбугар (1974 , стр. 111)
- ^ Jump up to: а б Бенини (1988 , стр. 138)
- ^ Вивиани (2004 , стр. 169)
- ^ Самбугар (1974 , стр. 111–113)
Библиография
[ редактировать ]- Арслан, Варт (1939). Веронская романская архитектура . Верона.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Барбетта, Гвидо (1970). Стены и укрепления Вероны . Издания Вита Веронезе.
- Бенини, Джанфранко (1988). Церкви Вероны: историко-художественный путеводитель . Книги об искусстве и природе.
- Баттиста Бьянколини, Джованни (1749–1771). Исторические новости из церквей Вероны . Том IV.
- Борелли, Джорджио, изд. (1980). Церкви и монастыри Вероны . Верона: Banca Popolare di Verona.
- Гардони, Луиджи (2010). Никола Патрия (ред.). Дневник Веронезе (1826-1850) . Верона: Исторический архив епархиальной курии.
- Жирарди, Энрико (1968). Органы города Вероны . Альба: Паолин Издания.
- Маймери, Марио (1958). Верона: художественная панорама . Верона: Издания Vita Veronese.
- Москардо, Людовико (1668). История Вероны . Верона.
- Романини, Анджиола Мария (1964). Романское искусство . Верона и ее территория. Верона.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Самбугар, Марта (1974). Приход в Вероне: Сан Джованни ин Валле . Виченца: Издания «Вита Веронезе».
- Санкассани, Пьетро (2001). Лучано Роньини (ред.). Мои колокольчики: история искусства и традиции двадцатого века . Верона: Офсетная печать.
- Вивиани, Джузеппе Франко (2004). Церкви в районе Вероны . Верона: Католическое страховое общество.