Йездигерд III
Йездигерд III 𐭩𐭦𐭣𐭪𐭥𐭲𐭩 | |
---|---|
Король королей Ирана и неиранских стран [а] | |
Шаханшах Сасанидской империи | |
Царствование | 16 июня 632 – 651 |
Коронация | Истахр |
Предшественник | Боран |
Преемник | Офис упразднен |
Рожденный | 624 Истахр |
Умер | 651 (27 лет) умереть |
Проблема | Пероз III Бахрам VII Шахрбану (предположительно) Издундад |
Дом | Дом Сасана |
Отец | Шахрияр |
Религия | Зороастризм |
Йездигерд III ( среднеперсидский : 𐭩𐭦𐭣𐭪𐭥𐭲𐭩 ; также романизированный Йездгерд , Йездгирд ) был последним сасанидским царем царей Ирана Шахрияр с 632 по 651 год. Его отцом был , а дедом — Хосров II .
Взойдя на трон в возрасте восьми лет, юный шах не обладал авторитетом и правил как номинальный глава , в то время как реальная власть находилась в руках армейских командиров, придворных и влиятельных представителей аристократии, которые вели междоусобные войны. Сасанидская империя была серьезно ослаблена этими внутренними конфликтами, что привело к вторжениям гектюрков с востока и хазар с запада. [1] Однако решающий удар нанесли арабы, объединившиеся под знаменем ислама. Йездигерд не смог сдержать арабское вторжение в Иран и большую часть своего правления провел, бегая из одной провинции в другую в тщетной надежде собрать армию. Йездигерд погиб от рук мельника недалеко от Марва в 651 году, положив конец последней доисламской иранской империи после более чем 400 лет правления. [1]
Этимология
[ редактировать ]Имя Йездегерд представляет собой комбинацию древнеиранского yazad yazata — «божественное существо» и -karta «созданный», и, таким образом, означает «созданный Богом», сравнимое с иранским Багкартом и греческим Феоктистосом . [2] Имя Йездигерд известно на других языках как; Пехлеви- Яздекерт ; Новоперсидский Йезд(е)герд ; сирийское Йездигерд , Издегерд и Йездигер ; Армянский Язкерт ; Талмудический Издегер и Азгер ; арабский Яздейджерд ; Греческий Исдигердес . [2]
Фон
[ редактировать ]Йездигерд был сыном принца Шахрияра и внуком последнего видного шаха Ирана Хосрова II ( годы правления 590–628 ), который был в 628 году свергнут и казнен своим собственным сыном Кавадом II , который впоследствии завладел всеми своими братьями и сводные братья казнены, в том числе Шахрияр. [3] Это нанесло империи тяжёлый удар, от которого она уже никогда не оправится. Кроме того, падение Хосрова II также привело к четырехлетней гражданской войне , в которой наиболее влиятельные представители знати получили полную автономию и начали создавать свое собственное правительство. Возобновились также военные действия между персидскими ( парсигами ) и парфянскими ( Пахлавами ) дворянскими родами, что привело к дроблению богатств нации. [4] Несколько месяцев спустя опустошительная чума охватила западные Сасанидские провинции, убив половину их населения, включая Кавада II. [4]
Ему наследовал его восьмилетний сын Ардашир III , который был убит два года спустя выдающимся сасанидским генералом Шахрбаразом , который, в свою очередь, был убит сорок дней спустя в результате переворота лидером Фаррухом Пехлева Хормиздом , который поставил на престол дочь Хосров II, Боран , на троне. Год спустя она была свергнута, и правители сменяли друг друга, пока Боран снова не стал правителем в 631 году, но в следующем году был убит, по-видимому, лидером Пирузом парсигов Хосровом . [5] Самый могущественный магнат империи Ростам Фаррохзад [б] и Пируз Хосров, которому теперь угрожали их собственные люди, в конце концов согласились работать вместе и посадили на трон Йездигерда III, положив тем самым конец гражданской войне. [6] Его короновали в храме огня Анаит в Истахре , где он скрывался во время гражданской войны. Храм был тем самым местом, где короновал себя первый сасанидский шах Ардашир I ( годы правления 224–242 ), что указывает на то, что причиной коронации Йездигерда в том же месте были надежды на возрождение империи. [7] Он был почти последним живым членом Дома Сасанов . [8] Большинство ученых сходятся во мнении, что Йездигерду на момент коронации было восемь лет. [4] [3] [9]
Царствование
[ редактировать ]Условия империи
[ редактировать ]Йездигерд, однако, не обладал полномочиями, необходимыми для обеспечения стабильности в своей обширной империи, которая быстро разваливалась из-за непрерывных внутренних конфликтов между армейскими командующими, придворными и влиятельными представителями аристократии, которые враждовали между собой и уничтожали друг друга. другой выход. Многие правители империи провозгласили независимость и основали собственное королевство. [3] Губернаторы провинций Мазун и Йемен уже отстояли свою независимость в ходе гражданской войны 628–632 годов, что привело к распаду сасанидского правления на Аравийском полуострове , объединявшемся под знаменем ислама . [10] Иранолог утверждает , Ходадад Резахани что сасаниды, скорее всего, потеряли большую часть своих владений после казни Хосрова II в 628 году. [11]
Империя стала больше походить на парфянскую феодальную систему еще до падения Империи Аршакидов . [12] Йездигерд, хотя и был признан законным монархом фракциями Парсигов и Пахлавов , похоже, не имел власти над всей своей империей. Действительно, в первые годы его правления монеты чеканились только в Парсе , Сакастане и Хузестане , что примерно соответствовало регионам юго-запада ( Xwarwarān ) и юго-востока ( Nēmrōz ), где парсиг . базировался [13] Пахлавы , которые в основном базировались в северной части империи, отказались чеканить его монеты. [13] Даже на юге правление Йездигерда не казалось безопасным; Сасанидский претендент на трон Хосров IV примерно в это время чеканил монеты в Сузах в Хузестане, что он и делал до 636 года. [14] По мнению Резахани, Йездигерд, похоже, не контролировал Месопотамию , включая столицу Ктесифон . Он утверждает, что сговорившиеся аристократы и население Ктесифона «похоже, не слишком преуспели и не стремились привести Йездгерда в столицу». [11]
В то же время империя подверглась вторжению со всех фронтов; гёктюрками на востоке и хазарами на западе, совершившими набеги на Армению и Адурбадаган . [1] Сасанидская армия была сильно ослаблена войной с византийцами и внутренним конфликтом. [15] Обстоятельства были настолько хаотичными, а положение нации настолько тревожным, что «персы открыто говорили о неизбежном падении своей империи и видели его предзнаменования в стихийных бедствиях». [4]
Раннее столкновение с арабами-мусульманами
[ редактировать ]В мае 633 года мусульмане разгромили сасанидские войска под командованием Азадбе возле важного стратегического сасанидского города Хира , который вскоре после этого был оккупирован. После падения Хиры Йездигерд стал уделять больше внимания мусульманам; Ростам Фаррохзад армию под командованием персидского военного офицера Бахмана Джадхуйиха и армянского военного офицера Джалинуса послал против мусульман . Известно, что Ростам тайно сказал Бахману: «Если Джалинус вернется к своему поражению, то отрубите ему голову». [16] Сасанидской армии удалось победить мусульман в битве у моста .
В 636 году Йездигерд III приказал Ростаму Фаррохзаду подчинить вторгшихся арабов, а затем сказал ему: «Сегодня ты [самый выдающийся] человек среди иранцев. Ты видишь, что народ Ирана не сталкивался с подобной ситуацией со времен семьи Ардашир I принял власть». [16] Затем к Йездигерду III прибыли послы с просьбой рассмотреть возможность увольнения Ростама, чтобы заменить его кем-то, вокруг кого сплотился бы народ. [17]
Йездигерд III попросил Ростама дать оценку арабским войскам, поскольку они разбили лагерь в Кадисии. [18] Ростам Фаррохзад заявил, что арабы были «стаей волков, нападавших на ничего не подозревающих пастухов и уничтожавших их». [18] Йездигерд III отвечает Ростаму, говоря:
Это не так. Арабов и персов можно сравнить с орлом, который взглянул на гору, где на ночь укрываются птицы и гнездятся в своих гнездах у ее подножия. Когда наступило утро, птицы оглянулись и увидели, что он наблюдает за ними. Всякий раз, когда птица отделялась от остальных, орел хватал ее. Худшее, что могло бы с ними случиться, это то, что все, кроме одного, сбегут. [19]
Последний бой
[ редактировать ]Однако сасанидская армия потерпела сокрушительное поражение в битве при Аль-Кадисии : Ростам, Бахман, Джалинус и два армянских принца по имени Григор II Новирак и Мушег III Мамиконян были убиты во время битвы. Затем арабы двинулись в сторону сасанидской столицы Ктесифона, не встретив никакого сопротивления. Йездигерд забрал его казну и вместе с 1000 своих слуг бежал в Хулван в Мидии , оставив брата Ростама Фаррухзада Фаррухзада ответственным за Ктесифон. Фаррухзад, однако, не предпринял никаких попыток сопротивления и тоже отправился в Хулван. Впоследствии арабы достигли Ктесифона, осадили западную часть города и вскоре заняли его весь. [20] [21] Поражение Ирана в битве при Аль-Кадисии часто называют поворотным моментом в арабском вторжении в Иран. Однако на самом деле все было далеко не так. Битва послужила тревожным сигналом для иранских армий, которые осознали, что стойкая фракционность может привести к их неизбежному уничтожению. [22] Ат-Табари подчеркивает это, заявляя, что после падения Ктесифона «люди... собирались разойтись, они начали подстрекать друг друга: «Если вы разойдетесь сейчас, вы никогда больше не соберетесь вместе; это место, которое отправляет нас в разные стороны». [23]
В апреле 637 года арабы разбили еще одну сасанидскую армию в битве при Джалуле . После этого поражения Йездигерд бежал глубже в Мидию. [24] Впоследствии он собрал новую армию и отправил ее в Нахаванд, чтобы вернуть Ктесифон и предотвратить дальнейшее продвижение мусульман. [10] Армия, которую послал Йездигерд, казалась настолько серьезной угрозой, что побудила Умара объединить арабские силы Куфы и Басры под командованием Ан-Нумана ибн Мукрина и послать их против сасанидов с подкреплениями из Сирии и Омана . Сообщается, что бой длился несколько дней. Это привело к крупным потерям с обеих сторон, включая смерть ан-Нумана ибн Мукрина и иранских генералов Марданшаха и Пируза Хосрова . Битва при Нахаванде в 642 году стала второй военной катастрофой для сасанидов после битвы при аль-Кадисии. [10]
Полет
[ редактировать ]После Сасанидской катастрофы Йездигерд бежал в Исфахан и собрал небольшую армию под командованием некоего военного офицера по имени Сия, который потерял свое имущество из-за арабов. Однако Сия и остальная часть армии восстали против Йездигерда и согласились помочь арабам в обмен на места для жизни. [26] Тем временем Йездигерд прибыл в Эстахр , где пытался организовать базу сопротивления в провинции Парс . Однако в 650 году Абдулла ибн Аамир , губернатор Басры , вторгся в Парс и положил конец персидскому сопротивлению. После битвы Эстахр превратился в руины, а отряд из 40 000 защитников, включая многих персидских дворян, был убит. После арабского завоевания Парса Йездигерд бежал в Кирман , преследуемый арабскими войсками. [10] Йездигерду удалось бежать от арабских войск во время снежной бури в Биманде.
После прибытия в Кирман Йездигерд рассорился с марзбаном (генералом приграничной провинции, « маркграфом ») Кирмана, а затем уехал из Кирмана в Сакастан . разбила и убила марзбана Позже прибыла еще одна армия Басрана, которая в кровавой битве Кирмана. Когда Йездигерд прибыл в Сакастан, он потерял поддержку губернатора Сакастана, потребовав от него налога. [10] Затем Йездигерд направился в Мерв, чтобы присоединиться к лидеру турок . Однако, когда он прибыл в Хорасан, жители не согласились с решением Йездигерда продолжать войну и сказали ему, что было бы лучше, если бы он заключил мир с арабами; Однако Йездигерд отказался. Позже Сакастан был захвачен арабскими войсками после кровопролитной битвы около 650–652 гг. [10] Йездигерда также поддержало княжество Чаганиян , которое послало ему войска на помощь против арабов. Когда Йездигерд прибыл в Марв (на территории современного Туркменистана ), он потребовал налог от марзбана Марва, потеряв также свою поддержку и сделав его союзником Незака Таркана , эфталитского правителя Бадгиса , который помог ему победить Йездигерда и его последователей.
Китайская помощь
[ редактировать ]После того как Йездигерд III начал страдать от нападений арабов-мусульман, он вскоре в 639 году отправил посла к китайскому двору «для принесения дани». [27] Поскольку он продолжал терпеть поражения от арабов, он снова отправил послов в Китай в 647 и 648 годах, чтобы «обратиться за помощью к китайскому двору в надежде сформировать новую армию». [27] Какая-то помощь прибыла только в 661 году, после того как Пероз III , сын Йездигерда, снова отправил послов в 654 и 661 годах. Китайцы основали «персидское военное командование» (波斯都督府) в городе Забол (疾陵城). Цзилинчэн ) в Тохаристане , а военачальником (都督 Дуду ) был назначен Пероз. [27] Лишь в 679 году китайская армия сопровождала Нарси , изгнанного сына Пероза, чтобы вернуть его на сасанидский трон, но армия остановилась в Тохаристане и вместо этого отразила вторжение западнотюркского хана Ашина Дужи , оставив Нарсие сражаться против Арабы-мусульмане на ближайшие двадцать лет. [27]
Смерть, наследие и личность
[ редактировать ]После своего поражения Йездигерд нашел убежище у мельника недалеко от Марва, который, однако, убил его в 651 году. По словам Киа, мельник, как сообщается, убил Йездигерда, чтобы заполучить его драгоценности. [28] в то время как «Кембриджская история Ирана» утверждает, что мельника послал Махо Сури . [29]
Махо посылает мельника отрубить ему голову, опасаясь потерять свою собственную и никого из представителей его расы не оставить в живых. Его вожди слышат это и кричат против него, и косарь по имени Радуи говорит ему, что убийство короля или пророка навлечет зло на него и его сына, и его поддерживает в его словах святой человек по имени Ормузд Харад Шехран и Мехронуш. Мельник весьма неохотно входит и наносит ему удар кинжалом посередине. Все всадники Махо идут посмотреть на него, снимают с него одежду и украшения, оставляя его лежать на земле. Вся знать проклинает Махо и желает ему той же участи.
Тем не менее, смерть Йездигерда ознаменовала конец Сасанидской империи и облегчила арабам завоевание остальной части Ирана. Весь Хорасан вскоре был завоеван арабами, которые использовали его как базу для нападения на Трансоксиану . [28] Таким образом, смерть Йездигерда ознаменовала конец последней доисламской иранской империи после более чем 400 лет правления. Империя, которая поколением ранее ненадолго завоевала Египет и Малую Азию , доходя даже до Константинополя , пала под натиском легковооруженных арабов, привыкших к стычкам и войнам в пустыне. Тяжелая сасанидская кавалерия была слишком медлительной и систематизированной, чтобы сдерживать их; гораздо более успешным было бы использование легковооруженных арабских или восточноиранских наемников из Хорасана и Трансоксианы. [31]
Согласно традиции, Йездигерд был похоронен христианскими монахами в высокой гробнице, расположенной в саду, украшенном шелком и мускусом. Его похороны и строительство мавзолея для его тела близ Мерва организовал несторианский епископ Илия – в память о том, что бабушка шаханшаха Ширин была христианкой. Махо за участие в убийстве сасанидского короля было отрезано турками руки, ноги, уши и нос , которые в конечном итоге оставили его умирать под палящим летним солнцем. Затем труп Махо был сожжен на костре вместе с телами трех его сыновей. [32]
Монахи прокляли Махоэ и составили гимн Йездигерду, оплакивая падение «воинственного» короля и «дома Ардашира I ». [33] Независимо от того, было ли это событие реальным или нет, оно подчеркивает, что христиане империи оставались верными зороастрийским сасанидам, возможно, даже больше, чем иранская знать, покинувшая Йездигерд. [33] Действительно, существовали тесные связи между поздними сасанидскими правителями и христианами, условия которых значительно улучшились по сравнению с условиями ранней сасанидской эпохи. Жена Йездигерда согласно фольклору была христианкой, в то время как его сын и наследник Пероз III , по-видимому, был приверженцем христианства и даже построил церковь в Танском Китае , где он нашел убежище. [34] Йездигерд вошел в историю как князь-мученик; многие правители и офицеры позже заявили, что являются его потомками в исламском Иране. [4]
Йездигерд был хорошо образован и культурен, но его высокомерие, гордость и неспособность сопоставить свои требования с реальным положением привели к тому, что он постоянно ссорился со своими губернаторами и его влияние уменьшалось по мере того, как он, преследуемый арабами, переезжал из одного города в другой. На каждом новом месте он вел себя так, как будто он все еще был всесильным монархом королевства, а не изгоем, бегущим от врагов, что в сочетании с его военными неудачами отвернуло от него многих самых верных его подданных. [35]
Зороастрийский календарь
[ редактировать ]В зороастрийском религиозном календаре , который используется до сих пор, в качестве базового года используется год правления Йездигерда III. [36] а его календарная эра (система нумерации лет) сопровождается суффиксом YZ. [10]
Маги восприняли смерть Йездигерда III как конец тысячелетия Зороастра и начало тысячелетия Ошедара . [10]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Киа 2016 , стр. 284–285.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шахбази 2003 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Киа 2016 , с. 284.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Шахбази 2005 .
- ^ Пуршариати 2008 , с. 218.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 219.
- ^ Дарьяи 2010 , с. 51.
- ^ Фрай 1983 , с. 171.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 257.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мороний 1986 , стр. 203–210.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Резахани 2019 , с. 242.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 36.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пуршариати 2008 , стр. 221–222.
- ^ Дарьяи 2010 , стр. 48–49.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 37.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пуршариати 2008 , с. 217.
- ^ аль-Табари 1992 , с. 44.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пуршариати 2008 , с. 224.
- ^ аль-Табари 1992 , с. 43.
- ^ Заринкуб 1975 , с. 12.
- ^ Бирман, П.; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван. Донзель; В. П. Генрихс (2013). «Яздаджирд III». Энциклопедия ислама (второе изд.).
- ^ Пуршариати 2008 , с. 234.
- ^ Пуршариати 2008 , стр. 234–235.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 235.
- ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии, The: 4-х томник . Издательство Блумсбери. п. 243. ИСБН 978-1-83860-868-2 .
- ^ Пуршариати 2008 , с. 239.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Чжоу, Сюцинь (Пенсильванский университет) (2009). «Чжаолин: Мавзолей императора Тан Тайцзуна» (PDF) . Китайско-платонические статьи (187): 155–156.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Киа 2016 , с. 285.
- ^ Зарринкуб 1975 , с. 25.
- ^ Шах-Намах Фардуси , пер. Александр Роджерс (Публикация LPP), с. 547.
- ^ Шахбази 1986 , стр. 489–499.
- ^ Нафиси, Азар (2016). «Йездигерд убит мельником». Шахнаме, Персидская книга царей . Издательская группа «Пингвин». стр. 1010–1028.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пейн, 2015 , стр. 199–200.
- ^ Сравнитети 2009 .
- ^ Дашков, Сергей Борисович (2008). Цари царей – Сасаниды. III-VII вв.-Иран в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях (на русском языке). СМИ-Азия. стр. 201–206.
- ^ «Лалис» . Зороастрийский календарь . Проверено 10 октября 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- аль-Табари (1993). Вызов империям . Перевод Халида Яхьи Бланкиншипа. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 222. ИСБН 0-7914-0852-3 .
- аль-Табари (1992). Битва при Аль-Кадисии и завоевание Сирии и Палестины . Перевод Йоханана Фридмана. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-0734-9 .
- Компарети, Маттео (2009). «Китайско-иранские отношения xv. Последние сасаниды в Китае». Энциклопедия Ираника .
- Дарьяи, Турадж (2010). «Когда конец близок: варварские армии и казарменные короли позднеантичного Ирана». Древние и среднеиранские исследования: материалы 6-й Европейской конференции иранских исследований, состоявшейся в Вене, 18–22 сентября 2007 г. Том. Ираника. Харрасовиц. стр. 43–52. ISBN 9783447064224 .
- Дарьяи, Турадж (2014). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБ Таурис. стр. 1–240. ISBN 978-0857716668 .
- Фрай, Р.Н. (1983), «Глава 4», Политическая история Ирана при Сасанидах , Кембриджская история Ирана , том. 3, Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-20092-9
- Карака, Досабхай Фрамджи (1884 г.), История парсов: включая их нравы, обычаи, религию и нынешнее положение , том. Я, Макмиллан и компания, ISBN 0-404-12812-2
- Кеннеди, Хью Н. (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу, Великобритания: ISBN Pearson Education Ltd. 0-582-40525-4 .
- Морони, М. (1986). «АРАБ ii. Арабское завоевание Ирана». Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 2 . стр. 203–210.
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1610693912 .
- Пейн, Ричард Э. (2015). Состояние смеси: христиане, зороастрийцы и иранская политическая культура в поздней античности . Университет Калифорнии Пресс. стр. 1–320. ISBN 978-0520961531 .
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Резахани, Ходадад (2019). «Конец сасанидского правления: центр и периферия Эраншара в седьмом веке» . Исследования Сасанидской Персии и ее отношений с сопредельными цивилизациями . Принстонский университет: 229–255.
- Шахбази, А. Шапур (1986). «Армия и. Доисламский Иран». Энциклопедия Ираника . Том. II, Фаск. 5. Лондон и др.: Нью-Йорк. стр. 489–499.
- Шахбази, А. Шапур (2003). «ЯЗДЕГЕРД I». Энциклопедия Ираника .
- Шахбази, А. Шапур (2005). «Сасанидская династия» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание . Проверено 4 января 2014 г.
- Заринкуб, Абд аль-Хусейн (1975). «Арабское завоевание Ирана и его последствия». Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–57. ISBN 978-0-521-20093-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Йездигердом III, на Викискладе?