Jump to content

Еврейская община Гамбурга

[ Синагога Борнплац де ] в Гамбурге, вид со стороны Бенекештрассе.

Еврейская община Гамбурга — одна из крупнейших еврейских общин Германии, насчитывающая 2289 членов (по состоянию на 2021 год). [1] Он образует независимую государственную ассоциацию в рамках общенационального Центрального совета евреев Германии . Председателем сообщества является Филипп Стрихарц.

Помимо еврейской общины Гамбурга, существует также «Либеральная еврейская община Гамбурга», насчитывающая более 300 членов, и «Еврейский образовательный центр Хабад Любавич Гамбург eV».

История еврейских общин

[ редактировать ]

Сефарды с 1590 по 1939 год в Гамбурге и Альтоне.

[ редактировать ]
Синагога Ньюэ Шалом в Альтоне

Сефарды, происходящие из Португалии, поселились в Гамбурге с 1590 года, первоначально не основав общину. Поначалу многие сефарды, чьи семьи под угрозой смерти перешли в католичество, не исповедовали иудаизм открыто. В 1612 году Гамбургский совет предоставил евреям-сефардам равные коммерческие права с другими гражданами Гамбурга через «Kaufmannshantierung». [2] Сефарды основали три синагогальные общины: Кетер Тора, Ньюэ Шалом и Талмуд Тора, которые они объединили в 1652 году в Священную общину сефардов Бейт Исраэль. Одним из известных членов был Герберт Пардо, который неоднократно занимал пост председателя до 1933 года. Сефардская община существовала независимо, пока в июле 1939 года она не была насильственно включена в Еврейскую религиозную ассоциацию в Гамбурге.В Альтоне, принадлежавшей Гамбургу с 1937 года, сефарды жили еще до 1647 года. Лишь в 1770 году они основали Святую общину Ньюэ Шалом, которую немногие оставшиеся члены распустили в 1887 году из-за слишком малого количества членов.

Ашкенази с 1610 по 1945 год.

[ редактировать ]

Гамбург до 1812 года

[ редактировать ]

Ашкенази впервые получили возможность проживания в Гамбурге около 1610 года при условии, что они работали в качестве персонала в сефардских домах или на предприятиях. Сефарды называли евреев-ашкенази «тудеско» (по-португальски «немцы»). Около 1661/1662 года они основали Немецко-израильскую общину Гамбурга (DIG). Город Гамбург выдавал виды на жительство очень ограничительно, поэтому DIG в Гамбурге был меньше, чем его филиалы в Альтоне и Вандсбеке (часть Гамбурга с 1937 года). Ашкенази без прописки вообще вынуждены были ночевать за пределами Гамбурга и поэтому официально выбирали своим местом жительства вышеупомянутые, тогда еще датско-гольштейнские города. Однако, поскольку они зарабатывали себе на жизнь преимущественно в Гамбурге, они обычно проводили время в Гамбурге. С 1671 по 1812 год DIG входила в состав так называемого Трех сообществ AHU (Альтона, Гамбург, Вандсбек). [3] С 1812 по 1938 год ДИГ существовала независимо, а затем объединилась с Еврейской религиозной ассоциацией в Гамбурге.В 1710 году город Гамбург издал Положение о еврейской общине Гамбурга, состоящей из португальцев и верхненемцев. [4] Это произошло при посредничестве императора Иосифа I , который, таким образом, не хотел отказываться от старых имперских еврейских регалий. [5]

В Альтоне до 1938 года.

[ редактировать ]

Четыре ашкенази зарегистрированы в Альтоне до 1611 года. Община, Высоконемецкая израильская община в Альтоне (HIG), была основана после 1611 года. Между 1621 и 1812 годами HIG управляла филиалом в Гамбурге для ашкенази, которые не могли получить вид на жительство в Альтоне. Гамбург и, следовательно, формально имели место жительства в либеральной Гольштейн-Пиннебергской Альтоне (принадлежащей с 1640 года датчанам Гольштейн-Рендсбургу). С 1671 по 1812 год HIG был ведущим членом Трех общин AHU (Альтона, Гамбург, Вандсбек). Оно существовало независимо с 1812 по 1938 год, а затем вошло в состав Еврейской религиозной ассоциации в Гамбурге.

В Вандсбеке до 1938 г.

[ редактировать ]

Израильская община Вандсбека (IGW) была основана в Вандсбеке где-то между 1621 и 1650 годами. С 1688 по 1812 год IGW содержала филиал в Гамбурге для ашкенази, которые не получили вида на жительство в Гамбурге и поэтому формально поселились в либеральной общине. Датско-Гольштейнский Вандсбек. IGW также был членом Трех общин AHU (Альтона, Гамбург, Вандсбек) с 1671 по 1812 год. Он существовал независимо с 1812 по 1938 год, а затем слился с Еврейской религиозной ассоциацией в Гамбурге.

«Три общины Альтона-Гамбург-Вандсбек» с 1671 по 1812 год.

[ редактировать ]

В 1671 году DIG, HIG и IGW на основании договора основали общественный союз, так называемые Три общины Альтона-Гамбург-Вандсбек (AHU). Зонтичная организация предоставляла услуги всем трем сообществам и их соответствующим филиалам. Сюда входили совместный религиозный суд ( Бет Дин ), совместные кладбища, больницы и другие объекты. Благодаря наполеоновскому завоеванию 1806 года и аннексии Гамбурга в составе Первой Французской империи с 1811 по 1814 год все жители Гамбурга, включая евреев, получили французское гражданство и, таким образом, равные гражданские права. В Империи все еврейские общины подчинялись центральной еврейской консистории Франции. Таким образом, DIG пришлось отказаться от союза сообщества с нефранцузскими сообществами HIG и IGW, поэтому три сообщества распустили Три сообщества по контракту в 1812 году.Начиная с 1812 года, ограничения на проживание, которые вынуждали ашкенази, профессионально работавших в Гамбурге, формально проживать в Альтоне или Вандсбеке, были сняты. Филиалы HIG и IGW в Гамбурге были переданы теперь независимому DIG.

В Харбурге до 1938 года.

[ редактировать ]

Евреи-ашкенази жили в Харбурге на Эльбе (часть Гамбурга с 1937 года) с 1610 года. Общину они основали до 1718 года. В отличие от трёх городов Альтона, Гамбурга и Вандсбека, до которых было легко добраться друг от друга даже пешком и непременно на повозке до Харбурга можно было добраться только на корабле. Соответственно, община Харбурга не участвовала в совместных институтах Трех общин. Благодаря наполеоновскому завоеванию в 1803 году и аннексии Ганноверского электората (1807 г.), к которому принадлежал Харбург, сначала Вестфальским королевством Жерома Бонапарта, а затем как часть Первой Французской империи Наполеона Бонапарта с 1810 по 1814 год, все харбургеры, включая евреев , получили равные гражданские права. С поражением Бонапартов прежние условия были восстановлены. Новые законы 1842 года приравнивали евреев Ганноверского королевства (так оно называлось с 1814 года) к другим гражданам и в то же время обязывали евреев образовывать еврейские общины там, где этого еще не произошло. Затем эти общины должны были выполнять государственные требования по еврейскому религиозному обучению в частных или государственных школах и обеспечивать все другие религиозные задачи (уход за кладбищами и синагогами, проведение служб и проведение свадеб). На все королевство были назначены четыре региональных раввина, каждый из которых должен был обслуживать свой округ. Харбург принадлежал региональному раввинату Ганновер .

Региональные раввины выполняли как религиозные, так и государственные обязанности. Таким образом, Ганновер был одной из немногих стран Германской Конфедерации, где иудаизм, как и христианские конфессии, имел признаваемую государством и контролируемую организацию. Региональные раввины имели полугосударственные авторитарные отношения с еврейскими общинами, их членами и сотрудниками, подобно тому, как лютеранские консистории относились к своим общинам в Ганновере в то время. Организация региональных раввинатов сохранялась даже после аннексии Пруссии в 1866 году, хотя прусские власти на старых прусских территориях делали все, чтобы воспрепятствовать созданию центральных еврейских объединений, и отказывали им в каком-либо государственном признании. Согласно имперской конституции 1919 года, которая разделяла церковь и государство, полугосударственные обязанности региональных раввинов (надзор за школами) были отменены, а их функции ограничивались чисто религиозными вопросами. После объединения городов Харбург и Вильгельмсбург в 1927 году еврейская община получила название Синагогическая община Харбург-Вильгельмсбург (SHW). В 1938 году он объединился с Еврейской религиозной ассоциацией в Гамбурге.

В Гамбурге с 1815 по 1938 год.

[ редактировать ]

После распада Первой Французской империи Вольный и ганзейский город Гамбург был восстановлен как государство, и были вновь введены Еврейские правила 1710 года для немецко-израильской общины Гамбурга (DIG). Это стало возможным потому, что на последней консультативной сессии Венского конгресса по Федеральному закону Германии о регулировании прав евреев был принят текст «Исповедники еврейской веры сохраняют права, уже предоставленные им в отдельных федеральных землях». был слегка, но последовательно изменен на: «Исповедники еврейской веры сохраняют права, уже предоставленные им отдельными федеральными землями». [6] [7] [8] Поскольку именно французы, а не государство Гамбург освободили евреев Гамбурга, Гамбург отменил эмансипацию в 1815 году и объявил еврейские правила остающимися в силе. Эмансипация в Гамбурге состоялась 21 февраля 1849 года во исполнение резолюции Франкфуртского национального собрания. В городах Альтона и Вандсбек эмансипация евреев произошла, как и во всей Гольштинии, по закону 14 июля 1863 года.

В 1860 году свобода вероисповедания была закреплена в конституции Гамбурга. [9] С 1865 года членство в еврейской общине больше не было обязательным. В 1867 году была основана новая немецко-израильская община как религиозная община с добровольным членством. DIG теперь была головной организацией для двух независимых религиозных ассоциаций; третья ассоциация, основанная в 1894 году, «Новая Даммтор-Синагога», также была законодательно признана равной после Первой мировой войны. DIG не была привержена одной традиции в религиозных вопросах, но предлагала всем евреям-ашкенази возможность быть членами одной общины, которая культивировали различные религиозные традиции посредством внутренне автономных религиозных объединений (так называемая Гамбургская система). Другие немецкие еврейские общины часто организовывались отдельно в соответствии с религиозными традициями, так что несколько еврейских общин разной ориентации существовали бок о бок в одном месте.

DIG финансировал такие услуги, как образование, здравоохранение, помощь бедным и кладбища, за счет налогов членов сообщества, которыми все члены сообщества могли воспользоваться в случае необходимости. Кроме того, под эгидой DIG существовали религиозные ассоциации, в которые мужчины-члены общины могли вступать в качестве платных членов, но это не было обязательным. Эти религиозные объединения содержали синагоги, религиозные праздники и обучение, а также нанимали обученных раввинов и учителей в соответствии с тремя основными религиозными традициями, а именно: православием, реформистским иудаизмом (основанным в Гамбурге) и господствующей позицией, сформировавшейся в XIX веке, занимая промежуточную позицию между эти двое. [10]

Одной из религиозных ассоциаций была Православная немецко-израильская синагогальная ассоциация, в которую входило 1200 платных членов по всей стране; другой была либеральная Ассоциация израильских храмов (основанная 11 декабря 1817 года), которая была близка к реформистскому иудаизму и насчитывала 700 платящих членов по всей стране. Третья ассоциация, культивировавшая основные традиции, называлась Neue Dammtor-Synagoge и имела наибольшее количество членов. Эти цифры не включают в себя неплательщиков, таких как члены семей и бедняки.

  1. Муниципалитеты , 13 ноября 2017 г., просмотрено 15 декабря 2022 г.
  2. ^ Арно Херциг: Раннее Новое время , в Еврейском Гамбурге. (под редакцией Института истории немецких евреев), Геттинген, 2006 г., стр. 82.
  3. ^ Еврейская буква Вав (ו), которая появляется в начале еврейского написания имени Вандсбек, считается полугласной и поэтому может произноситься и транслитерироваться как «в» или «у» в зависимости от ее положения в слово.
  4. ^ Арно Херциг: «Раннее Новое время», на: Еврейский Гамбург (под редакцией Института истории немецких евреев), Геттинген, 2006, стр. 81f.
  5. ^ Арно Херциг: «Раннее Новое время», в Das Jüdisches Hamburg (под редакцией Института истории немецких евреев), Геттинген, 2006 г., стр. 83
  6. ^ Генрих Грец, История евреев с древнейших времен до наших дней : 11 томов, Лейпциг: Leiner, 1900, том 11: «История евреев с начала времен Мендельсона (1750 г.) до новейших времен ( 1848)», стр. 317. Перепечатано в Берлине: arani, 1998, ISBN 3-7605-8673-2.
  7. ^ Иоганн Людвиг Клюбер: Обзор дипломатических переговоров Венского конгресса в целом и, в частности, важных вопросов Германской Конфедерации, том 3. Франкфурт-на-Майне, 1816 г., стр. 384 ( онлайн-версия с сайта digital-sammlungen.de ).
  8. ^ Иоганн Людвиг Клюбер: Акты Венского конгресса 1814 и 1815 годов, том 2, Эрланген, 1815 год, страница 535 ( онлайн-версия с сайта digital-sammlungen.de ).
  9. ^ Ортвин Пелц: «Империя и Веймарская республика (1871-1933)». В: Еврейский Гамбург (изд. Института истории немецких евреев), Геттинген, 2006, стр. 153.
  10. ^ Ина Лоренц, «Гамбургские евреи в Германской империи», в книге « Четыреста лет евреев в Гамбурге: выставка Музея истории Гамбурга с 8 ноября 1991 г. по 29 марта 1992 г.» , Ульрих Боше (редактор), Доллинг и Галиц, Гамбург, 1991 г., (История евреев в Гамбурге; том 1), стр. 318, ISBN 3-926174-31-5.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20568c5380793c0e393cb607f432f96d__1715855460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/6d/20568c5380793c0e393cb607f432f96d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jewish community of Hamburg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)