Еврейская община Гамбурга
Еврейская община Гамбурга — одна из крупнейших еврейских общин Германии, насчитывающая 2289 членов (по состоянию на 2021 год). [1] Он образует независимую государственную ассоциацию в рамках общенационального Центрального совета евреев Германии . Председателем сообщества является Филипп Стрихарц.
Помимо еврейской общины Гамбурга, существует также «Либеральная еврейская община Гамбурга», насчитывающая более 300 членов, и «Еврейский образовательный центр Хабад Любавич Гамбург eV».
История еврейских общин
[ редактировать ]Сефарды с 1590 по 1939 год в Гамбурге и Альтоне.
[ редактировать ]Сефарды, происходящие из Португалии, поселились в Гамбурге с 1590 года, первоначально не основав общину. Поначалу многие сефарды, чьи семьи под угрозой смерти перешли в католичество, не исповедовали иудаизм открыто. В 1612 году Гамбургский совет предоставил евреям-сефардам равные коммерческие права с другими гражданами Гамбурга через «Kaufmannshantierung». [2] Сефарды основали три синагогальные общины: Кетер Тора, Ньюэ Шалом и Талмуд Тора, которые они объединили в 1652 году в Священную общину сефардов Бейт Исраэль. Одним из известных членов был Герберт Пардо, который неоднократно занимал пост председателя до 1933 года. Сефардская община существовала независимо, пока в июле 1939 года она не была насильственно включена в Еврейскую религиозную ассоциацию в Гамбурге.В Альтоне, принадлежавшей Гамбургу с 1937 года, сефарды жили еще до 1647 года. Лишь в 1770 году они основали Святую общину Ньюэ Шалом, которую немногие оставшиеся члены распустили в 1887 году из-за слишком малого количества членов.
Ашкенази с 1610 по 1945 год.
[ редактировать ]Гамбург до 1812 года
[ редактировать ]Ашкенази впервые получили возможность проживания в Гамбурге около 1610 года при условии, что они работали в качестве персонала в сефардских домах или на предприятиях. Сефарды называли евреев-ашкенази «тудеско» (по-португальски «немцы»). Около 1661/1662 года они основали Немецко-израильскую общину Гамбурга (DIG). Город Гамбург выдавал виды на жительство очень ограничительно, поэтому DIG в Гамбурге был меньше, чем его филиалы в Альтоне и Вандсбеке (часть Гамбурга с 1937 года). Ашкенази без прописки вообще вынуждены были ночевать за пределами Гамбурга и поэтому официально выбирали своим местом жительства вышеупомянутые, тогда еще датско-гольштейнские города. Однако, поскольку они зарабатывали себе на жизнь преимущественно в Гамбурге, они обычно проводили время в Гамбурге. С 1671 по 1812 год DIG входила в состав так называемого Трех сообществ AHU (Альтона, Гамбург, Вандсбек). [3] С 1812 по 1938 год ДИГ существовала независимо, а затем объединилась с Еврейской религиозной ассоциацией в Гамбурге.В 1710 году город Гамбург издал Положение о еврейской общине Гамбурга, состоящей из португальцев и верхненемцев. [4] Это произошло при посредничестве императора Иосифа I , который, таким образом, не хотел отказываться от старых имперских еврейских регалий. [5]
В Альтоне до 1938 года.
[ редактировать ]Четыре ашкенази зарегистрированы в Альтоне до 1611 года. Община, Высоконемецкая израильская община в Альтоне (HIG), была основана после 1611 года. Между 1621 и 1812 годами HIG управляла филиалом в Гамбурге для ашкенази, которые не могли получить вид на жительство в Альтоне. Гамбург и, следовательно, формально имели место жительства в либеральной Гольштейн-Пиннебергской Альтоне (принадлежащей с 1640 года датчанам Гольштейн-Рендсбургу). С 1671 по 1812 год HIG был ведущим членом Трех общин AHU (Альтона, Гамбург, Вандсбек). Оно существовало независимо с 1812 по 1938 год, а затем вошло в состав Еврейской религиозной ассоциации в Гамбурге.
В Вандсбеке до 1938 г.
[ редактировать ]Израильская община Вандсбека (IGW) была основана в Вандсбеке где-то между 1621 и 1650 годами. С 1688 по 1812 год IGW содержала филиал в Гамбурге для ашкенази, которые не получили вида на жительство в Гамбурге и поэтому формально поселились в либеральной общине. Датско-Гольштейнский Вандсбек. IGW также был членом Трех общин AHU (Альтона, Гамбург, Вандсбек) с 1671 по 1812 год. Он существовал независимо с 1812 по 1938 год, а затем слился с Еврейской религиозной ассоциацией в Гамбурге.
«Три общины Альтона-Гамбург-Вандсбек» с 1671 по 1812 год.
[ редактировать ]В 1671 году DIG, HIG и IGW на основании договора основали общественный союз, так называемые Три общины Альтона-Гамбург-Вандсбек (AHU). Зонтичная организация предоставляла услуги всем трем сообществам и их соответствующим филиалам. Сюда входили совместный религиозный суд ( Бет Дин ), совместные кладбища, больницы и другие объекты. Благодаря наполеоновскому завоеванию 1806 года и аннексии Гамбурга в составе Первой Французской империи с 1811 по 1814 год все жители Гамбурга, включая евреев, получили французское гражданство и, таким образом, равные гражданские права. В Империи все еврейские общины подчинялись центральной еврейской консистории Франции. Таким образом, DIG пришлось отказаться от союза сообщества с нефранцузскими сообществами HIG и IGW, поэтому три сообщества распустили Три сообщества по контракту в 1812 году.Начиная с 1812 года, ограничения на проживание, которые вынуждали ашкенази, профессионально работавших в Гамбурге, формально проживать в Альтоне или Вандсбеке, были сняты. Филиалы HIG и IGW в Гамбурге были переданы теперь независимому DIG.
В Харбурге до 1938 года.
[ редактировать ]Евреи-ашкенази жили в Харбурге на Эльбе (часть Гамбурга с 1937 года) с 1610 года. Общину они основали до 1718 года. В отличие от трёх городов Альтона, Гамбурга и Вандсбека, до которых было легко добраться друг от друга даже пешком и непременно на повозке до Харбурга можно было добраться только на корабле. Соответственно, община Харбурга не участвовала в совместных институтах Трех общин. Благодаря наполеоновскому завоеванию в 1803 году и аннексии Ганноверского электората (1807 г.), к которому принадлежал Харбург, сначала Вестфальским королевством Жерома Бонапарта, а затем как часть Первой Французской империи Наполеона Бонапарта с 1810 по 1814 год, все харбургеры, включая евреев , получили равные гражданские права. С поражением Бонапартов прежние условия были восстановлены. Новые законы 1842 года приравнивали евреев Ганноверского королевства (так оно называлось с 1814 года) к другим гражданам и в то же время обязывали евреев образовывать еврейские общины там, где этого еще не произошло. Затем эти общины должны были выполнять государственные требования по еврейскому религиозному обучению в частных или государственных школах и обеспечивать все другие религиозные задачи (уход за кладбищами и синагогами, проведение служб и проведение свадеб). На все королевство были назначены четыре региональных раввина, каждый из которых должен был обслуживать свой округ. Харбург принадлежал региональному раввинату Ганновер .
Региональные раввины выполняли как религиозные, так и государственные обязанности. Таким образом, Ганновер был одной из немногих стран Германской Конфедерации, где иудаизм, как и христианские конфессии, имел признаваемую государством и контролируемую организацию. Региональные раввины имели полугосударственные авторитарные отношения с еврейскими общинами, их членами и сотрудниками, подобно тому, как лютеранские консистории относились к своим общинам в Ганновере в то время. Организация региональных раввинатов сохранялась даже после аннексии Пруссии в 1866 году, хотя прусские власти на старых прусских территориях делали все, чтобы воспрепятствовать созданию центральных еврейских объединений, и отказывали им в каком-либо государственном признании. Согласно имперской конституции 1919 года, которая разделяла церковь и государство, полугосударственные обязанности региональных раввинов (надзор за школами) были отменены, а их функции ограничивались чисто религиозными вопросами. После объединения городов Харбург и Вильгельмсбург в 1927 году еврейская община получила название Синагогическая община Харбург-Вильгельмсбург (SHW). В 1938 году он объединился с Еврейской религиозной ассоциацией в Гамбурге.
В Гамбурге с 1815 по 1938 год.
[ редактировать ]После распада Первой Французской империи Вольный и ганзейский город Гамбург был восстановлен как государство, и были вновь введены Еврейские правила 1710 года для немецко-израильской общины Гамбурга (DIG). Это стало возможным потому, что на последней консультативной сессии Венского конгресса по Федеральному закону Германии о регулировании прав евреев был принят текст «Исповедники еврейской веры сохраняют права, уже предоставленные им в отдельных федеральных землях». был слегка, но последовательно изменен на: «Исповедники еврейской веры сохраняют права, уже предоставленные им отдельными федеральными землями». [6] [7] [8] Поскольку именно французы, а не государство Гамбург освободили евреев Гамбурга, Гамбург отменил эмансипацию в 1815 году и объявил еврейские правила остающимися в силе. Эмансипация в Гамбурге состоялась 21 февраля 1849 года во исполнение резолюции Франкфуртского национального собрания. В городах Альтона и Вандсбек эмансипация евреев произошла, как и во всей Гольштинии, по закону 14 июля 1863 года.
В 1860 году свобода вероисповедания была закреплена в конституции Гамбурга. [9] С 1865 года членство в еврейской общине больше не было обязательным. В 1867 году была основана новая немецко-израильская община как религиозная община с добровольным членством. DIG теперь была головной организацией для двух независимых религиозных ассоциаций; третья ассоциация, основанная в 1894 году, «Новая Даммтор-Синагога», также была законодательно признана равной после Первой мировой войны. DIG не была привержена одной традиции в религиозных вопросах, но предлагала всем евреям-ашкенази возможность быть членами одной общины, которая культивировали различные религиозные традиции посредством внутренне автономных религиозных объединений (так называемая Гамбургская система). Другие немецкие еврейские общины часто организовывались отдельно в соответствии с религиозными традициями, так что несколько еврейских общин разной ориентации существовали бок о бок в одном месте.
DIG финансировал такие услуги, как образование, здравоохранение, помощь бедным и кладбища, за счет налогов членов сообщества, которыми все члены сообщества могли воспользоваться в случае необходимости. Кроме того, под эгидой DIG существовали религиозные ассоциации, в которые мужчины-члены общины могли вступать в качестве платных членов, но это не было обязательным. Эти религиозные объединения содержали синагоги, религиозные праздники и обучение, а также нанимали обученных раввинов и учителей в соответствии с тремя основными религиозными традициями, а именно: православием, реформистским иудаизмом (основанным в Гамбурге) и господствующей позицией, сформировавшейся в XIX веке, занимая промежуточную позицию между эти двое. [10]
Одной из религиозных ассоциаций была Православная немецко-израильская синагогальная ассоциация, в которую входило 1200 платных членов по всей стране; другой была либеральная Ассоциация израильских храмов (основанная 11 декабря 1817 года), которая была близка к реформистскому иудаизму и насчитывала 700 платящих членов по всей стране. Третья ассоциация, культивировавшая основные традиции, называлась Neue Dammtor-Synagoge и имела наибольшее количество членов. Эти цифры не включают в себя неплательщиков, таких как члены семей и бедняки.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Муниципалитеты , 13 ноября 2017 г., просмотрено 15 декабря 2022 г.
- ^ Арно Херциг: Раннее Новое время , в Еврейском Гамбурге. (под редакцией Института истории немецких евреев), Геттинген, 2006 г., стр. 82.
- ^ Еврейская буква Вав (ו), которая появляется в начале еврейского написания имени Вандсбек, считается полугласной и поэтому может произноситься и транслитерироваться как «в» или «у» в зависимости от ее положения в слово.
- ^ Арно Херциг: «Раннее Новое время», на: Еврейский Гамбург (под редакцией Института истории немецких евреев), Геттинген, 2006, стр. 81f.
- ^ Арно Херциг: «Раннее Новое время», в Das Jüdisches Hamburg (под редакцией Института истории немецких евреев), Геттинген, 2006 г., стр. 83
- ^ Генрих Грец, История евреев с древнейших времен до наших дней : 11 томов, Лейпциг: Leiner, 1900, том 11: «История евреев с начала времен Мендельсона (1750 г.) до новейших времен ( 1848)», стр. 317. Перепечатано в Берлине: arani, 1998, ISBN 3-7605-8673-2.
- ^ Иоганн Людвиг Клюбер: Обзор дипломатических переговоров Венского конгресса в целом и, в частности, важных вопросов Германской Конфедерации, том 3. Франкфурт-на-Майне, 1816 г., стр. 384 ( онлайн-версия с сайта digital-sammlungen.de ).
- ^ Иоганн Людвиг Клюбер: Акты Венского конгресса 1814 и 1815 годов, том 2, Эрланген, 1815 год, страница 535 ( онлайн-версия с сайта digital-sammlungen.de ).
- ^ Ортвин Пелц: «Империя и Веймарская республика (1871-1933)». В: Еврейский Гамбург (изд. Института истории немецких евреев), Геттинген, 2006, стр. 153.
- ^ Ина Лоренц, «Гамбургские евреи в Германской империи», в книге « Четыреста лет евреев в Гамбурге: выставка Музея истории Гамбурга с 8 ноября 1991 г. по 29 марта 1992 г.» , Ульрих Боше (редактор), Доллинг и Галиц, Гамбург, 1991 г., (История евреев в Гамбурге; том 1), стр. 318, ISBN 3-926174-31-5.