Николай Дилецкий
Николай Дилецкий ( украинский : Микола Дилецкий , Николай Дилецкий, русский : Николай Павлович Дилецкий , Николай Павлович Дилецкий, Николай Дилецкий, польский : Миколай Дилецкий , также Миколай Дилецкий , Николай Дилецкий и др.; ок. 1630, Киев — после 1680, Москва ) был теоретиком музыки и композитором, родившимся в Киевском воеводстве Речи Посполитой и работавшим в России . Он оказал большое влияние в России конца 17-го века благодаря своему трактату о музыкальной композиции « Музыкальная грамматика» , самая ранняя сохранившаяся версия которого датируется 1677 годом. Среди последователей Дилецкого был русский композитор Василий Титов .
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Дилецкого известно мало. замечание Иоанникия Трофимовича Коренева, коллеги-теоретика, который описывает его как киевлянина . Доказательством украинского происхождения Дилецкого считается Заявление Коренева, вероятно, достоверно, поскольку он и Дилецкий, видимо, были хорошо знакомы. [ 1 ] Однако дата и даже год рождения неизвестны, и никаких подробностей о молодости Дилецкого не появилось. Вероятно, он переехал в Вильнюс до 1675 года, поскольку в этом году там была издана его «Тога злата» («Золотая тога»). Текст сейчас утерян, но известно, что он был написан на польском языке, а сохранившийся титульный лист [ 2 ] указывает на то, что это, вероятно, был панегирический памфлет. [ 3 ] Некоторые источники указывают, что находясь в Вильнюсе, он написал по крайней мере еще один музыкальный трактат, который сейчас утерян: [ 4 ] этот трактат впервые упоминается в «Грамматике музыкальского пения» (1677), а « Идея грамматики музыкайской» (1679) описана как перевод виленского произведения на титульном листе.
После Вильнюса Дилецкий жил в Смоленске , где в 1677 году был написан первый сохранившийся вариант его великого произведения — «Грамматика музыкального пения» («Грамматика музыкального пения»). Затем он переехал в Москву, где последующие две версии произведения появились в 1679 и 1681 годах. О жизни Дилецкого больше ничего не известно, и обычно предполагается, что он вскоре умер. Дата его рождения прогнозируется на основе этой гипотезы. [ 5 ]
Работа
[ редактировать ]Хотя несколько его сочинений сохранились, слава Дилецкого основана главным образом на его композиторском трактате Грамматика музыкального « пения» , который был первым в своем роде в России. Три сохранившиеся версии носят разные названия, но содержание примерно одинаковое с некоторыми важными отличиями. [ 6 ] Трактат состоит из двух частей. Первый преподает основы теории музыки, «в значительной степени опираясь на западную терминологию и теоретические положения, особенно гексахорд », а второй преподает сочинение а капелла концертов — жанра, пришедшего в Россию через Украину и одним из представителей которого был Дилецкий. первые представители. [ 6 ] Дилецкий приводит множество примеров, как из собственного творчества, так и из 8-голосной постановки Божественной литургии, сочиненной им в Смоленске специально для иллюстрации Грамматики, [ 7 ] и от современных западных композиторов, особенно поляков Марцина Мельчевского и Яцека Ружицкого . Помимо огромного влияния, которое она оказала на последующие поколения русских церковных композиторов, « Грамматика» представляет особый интерес тем, что содержит первое известное описание квинтового круга , которое на несколько десятилетий предшествует западным примерам. [ 8 ]
Список работ
[ редактировать ]Сочинения
[ редактировать ]- Grammatika musikiyskago peniya ( Грамматика муcикийского пения , "A grammar of musical song", Smolensk, 1677)
- Idea grammatikii musikiyskoy ( Идея грамматикии муcикийской , "An idea of musical grammar", Moscow, 1679)
- Grammatika peniya musikiyskago ( Грамматика пения муcикийского , Moscow, 1681)
Музыка
[ редактировать ]- 3 постановки Божественной литургии (4–8 голосов, включая «Киевский распев» и «Пропорциональную» литургию)
- 2 священных концерта
- Воскресение/Пасха канон, 8вв [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дженсен 1992, 310.
- ^ Дженсен 1992, 311.
- ^ Дженсен, Гроув.
- ^ Дженсен 1992, 309.
- ^ Йенсен 1992, 310: «Александра Цалай-Якименко и Александр Зелинский, «Более непребранное» (Новознайдении автографа творчества Николая Дилецкого), « Жовтень № 7 (1966): 109–116, предположили, что Дилецкий умер. в третьем десятилетии XVIII века, основываясь на своем убеждении, что Музей украинского мистецства 87/510804, датированный 1723 годом, является автографом. Они предлагают соответственно более позднюю дату рождения - 1650-е годы. Эту гипотезу, отраженную в их более поздних работах, было опровергнуто в работе Владимира Гошовского и И. А. Дурнева, «К спору о Дилецком», Советская музыка, 9 (1967): 138».
- ^ Jump up to: а б Дженсен 1992, 307.
- ^ Дженсен 1992, 312.
- ^ Дженсен, Гроув. Иоганн Давид Хейнихен описал квинтовый круг в трактате 1728 года.
- ↑ Список произведений взят из: «Николай Дылецкий: Священные дела», Киевский камерный хор . 2003, Атлантик (Атлантик), CCK 11-2; ССК 11-3.
Источники
[ редактировать ]- Дженсен, Клаудия Р. (1992). «Теоретический труд Московии конца XVII века: «Грамматика» Николая Дилецкого и древнейший квинтовый кружок» . Журнал Американского музыковедческого общества . 45 (2). Издательство Калифорнийского университета : 305–331. дои : 10.2307/831450 . JSTOR 831450 .
- Дженсен, Клаудия Р. (2001). «Николай Дилецкий» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 17 декабря 2006 г.
- Дитыняк Мария Украинские композиторы – Биобиблиографический справочник – Отчет об исследовании № 14, 1896 г., Канадский институт украинских исследований, Университет Альберты, Канада.
- 1630 рождений
- Смерти в 17 веке
- Украинские композиторы эпохи барокко.
- Классические композиторы церковной музыки
- русские композиторы-классики
- Русские композиторы-мужчины-классики
- российские теоретики музыки
- Украинские композиторы-классики
- Композиторы-классики 17 века.
- Русские композиторы эпохи барокко.
- Музыканты-мужчины 17 века