Селкнамский геноцид
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на испанском языке . (Июль 2019 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Селкнамский геноцид | |
---|---|
Часть геноцида коренных народов | |
Расположение | Огненная Земля , Аргентина и Чили. |
Дата | Конец 19 - начало 20 века |
Тип атаки | Геноцидальная резня , интернирование , за вознаграждение убийства |
Летальные исходы | Неизвестный; сокращение численности населения с c. 4000 около 1850 г. до ок. 100 в 1930 году [ 1 ] |
Жертвы | Селькнам Племя |
Преступники | Европейские и южноамериканские охотники, владельцы ранчо, золотоискатели и солдаты. [ 2 ] |
Мотив | Утилитарный геноцид |
Часть серии о |
Геноцид |
---|
Проблемы |
Связанные темы |
Категория |
Часть серии о |
Геноцид коренных народов |
---|
Проблемы |
Геноцид Селкнамов — систематическое истребление народа Селкнам , одного из четырех коренных народов архипелага Огненная Земля , в конце 19 — начале 20 веков. [ 3 ] [ 4 ] По оценкам историков, геноцид длился от десяти до двадцати лет и привел к сокращению численности населения Селкнама с примерно 4000 человек в 1880-х годах до нескольких сотен к началу 1900-х годов. [ 5 ] [ 6 ]
В конце 19-го века европейские и южноамериканские животноводческие компании, связанные с правительствами Чили и Аргентины, начали создавать эстансии (большие ранчо ) на острове Гранде-де-Огненная Земля , что наряду с золотой лихорадкой Огненной Земли вытеснило коренное население и сильно нарушили их традиционный образ жизни. [ 7 ] В ответ на насилие между некоренными поселенцами и коренными жителями европейские и южноамериканские охотники, владельцы ранчо, золотоискатели и солдаты провели кампанию по истреблению селькнамов. [ 8 ] [ 9 ]
Животноводческие компании платили своим сотрудникам и сторонним охотникам, таким как Джулиус Поппер, за убийство или поимку людей Селкнама. Чилийские аргентинские и военные также были вовлечены в геноцид, совершая нападения на Селкнам во время исследовательских рейсов. Жители Селкнама, живущие в северной части острова, первыми пострадали от этого насилия, что побудило их мигрировать на юг, в сторону лесных районов острова, непригодных для выпаса скота. В конце концов, правительства Чили и Аргентины выдали салезианцам Дона Боско земельные гранты , что позволило им основать несколько христианских миссий , чтобы «спасти» оставшихся селькнамов, которые были депортированы на остров Доусон . К 1930 году в живых осталось всего 100 селькнамов. [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]Народ Селкнам — один из трех коренных народов , населявших северо-восточную часть архипелага, численность населения которого до геноцида оценивалась от 3000 до 4000 человек. [ 10 ] называли их «она» (люди севера) Люди Ягана . [ 11 ] Селькнамы вели полукочевой образ жизни, занимаясь охотой и собирательством на острове Гранде-де-Огненная Земля. [ 12 ] на протяжении тысячелетий. Название острова означает «большой остров Страны Огней» — это название дали ему первые испанские исследователи, увидев дым от костров Селкнама. [ 12 ] Они жили на северо-востоке, с народом хауш на востоке, на полуострове Митра , и народом яган на западе и юге, в центральной части главного острова и на всех южных островах архипелага. Согласно одному исследованию, селькнамы были разделены на следующие группы: [ 13 ]
- Парика (расположена в Северных Пампасах ).
- Херска (расположена в южных лесах)
- Чонкоюка (расположен в горах перед заливом Инутил ), рядом с Хаушем .
Селькнамы были одной из последних групп коренных народов Южной Америки, вступивших в контакт с европейцами. Немецкий антрополог Роберт Леманн-Нитше опубликовал первые научные исследования селькнамов, хотя позже его критиковали за изучение представителей селькнамского народа, которые были похищены и выставлены в цирках в условиях фактического рабства. [ 14 ] Две семьи селькнамов даже были выставлены на Парижской выставке 1889 года . [ 15 ]
Убыль населения
[ редактировать ]Существуют трудности с получением разумных оценок населения трех групп селькнамов из-за отсутствия демографических исследований до колонизации. Однако антрополог Мартин Гусинде оценил население в от 3500 до 4000 человек. В 1887 году Эль-Болетин Салезиано оценил численность местных жителей в 2000 человек, а позже отец Боргателло оценил их в от 2000 до 3000 душ. В мемуарах губернатора Магальянеса Мануэля Сеньоре (1892–1897) он заявил, что:
Когда Огненная Земля была едва известна, считалось, что численность индейцев Она была очень невелика. Теперь, когда были основаны многочисленные ранчо, и работники этих ранчо изо дня в день пересекают их территорию, стало ясно, что их число намного больше. Подсчитано, являясь весьма точным и приблизительным подсчетом, что на большом острове Огненная Земля проживает не менее четырех тысяч коренных жителей расы Она.
- Мануэль Сеньорет Астабуруага, губернатор Магальянеса с 1892 по 1897 год.
Алехандро Каньяс подсчитал, что в 1896 году население селькнамов составляло 3000 человек.
Более достоверное демографическое исследование было проведено Эстебаном Лукасом Бриджесом в 1899 году, где он сообщил о селькнамах следующим образом:
К югу от Рио-Гранде живут 250 она, проживающих в различных частях острова; на севере, не считая России, живут еще около 20 индейцев. В том же году под контролем миссий находилось 163 индейца в Канделарии (согласно дневникам миссии) и не более 350 в Доусоне. То есть в конце 19 века на Огненной Земле осталось около 783 Она.
- Эстебан Лукас Бриджес (в 1899 г.)
Эти цифры показывают, что численность населения на всем острове могла быть весьма близка к оценкам Мартина Гусинде: от 3500 до 4000 человек. Мало ясности относительно того, сколько коренных жителей умерло за 18 лет до начала колонизации и связанных с ней убийств, болезней и депортаций. Например, в эпизоде экспедиции Рамона Листы произошло столкновение, в котором погибло 28 человек.
Мартин Гусинде , австрийский священник и этнолог, изучавший их в начале 20 века, писал в 1919 году, что осталось всего 279 селькнамов. [ 1 ] В 1945 году салезианский миссионер Лоренцо Масса насчитал 25. [ 16 ]
К началу 1900-х годов на Огненной Земле, возможно, проживало всего 500 селькнамов. [ 6 ] В 1916 году Чарльз В. Ферлонг подсчитал, что на Огненной Земле проживает около 800 селькнамов; [ 17 ] [ 18 ] при этом Уолтер Гардини заявил, что к 1919 году их было 279, а к 1930 году - чуть более 100. [ 1 ] [ 19 ]
В результате прямых убийств и истреблений погибло от 2500 до 4000 человек. [ 2 ] [ 6 ] около 84% населения. [ 1 ] [ 20 ] По подсчетам Клары Гарсиа-Моро, к 1919 году в общей сложности 93% населения Селк'нама, существовавшего до контакта, умерло. [ 21 ]
Золотая лихорадка
[ редактировать ]Чилийская экспедиция Рамона Серрано Монтаньера в 1879 году сообщила о наличии значительных залежей золота в песках главных рек Огненной Земли. Сотни иностранных искателей приключений прибыли на остров в поисках удачи. [ 22 ] Однако ресурсы металла быстро истощались. Хотя золотодобытчики действительно сыграли свою роль в насилии против селкнамов, большинство нападений в рамках геноцида было совершено южноамериканскими и европейскими владельцами ранчо и охотниками при сотрудничестве правительств Аргентины и Чили, а также салезианских миссионеров. [ 23 ]
Истребление
[ редактировать ]Крупные владельцы ранчо попытались изгнать селкнамов, а затем начали против них кампанию истребления при соучастии правительств Аргентины и Чили. [ 24 ] [ 25 ] Крупные компании платили овцеводам или ополченцам награду за каждого убитого селькнама, что подтверждалось предъявлением пары рук или ушей, а позже и целого черепа. [ 24 ] [ 26 ] За смерть женщины давали больше, чем за смерть мужчины. [ нужна ссылка ] Кроме того, миссионеры лишили себя средств к существованию в результате насильственного переселения, [ 25 ] [ 26 ] и непреднамеренно принесли с собой смертельные эпидемии. [ 26 ]
Скотоводство стало центром споров в Магеллановой колонии. Сельк'намов напоили алкоголем, депортировали, насиловали и убивали, а самым безжалостным охотникам выплачивали награды. [ 1 ] Мартин Гузинде, австрийский священник и этнолог, изучавший Селькнам в начале 20 века и посетивший остров в конце 1918 года, рассказывал в своих трудах, что охотники отправили черепа убитых Селькнамов зарубежным антропологам. музеи, акции, проводимые «во имя науки». [ 27 ] Колониальные власти знали о тяжелом положении коренных народов, но встали на сторону владельцев ранчо, а не селькнамов, которые были исключены из их мировоззрения, основанного на концепциях «прогресса» и «цивилизации». [ 28 ] Владельцы ранчо обычно руководствуются собственными суждениями, включая финансирование насильственных кампаний. Для этих кампаний было нанято значительное количество иностранцев и импортировано большое количество оружия, чтобы уничтожить селькнамов, которые воспринимались как главное препятствие на пути к успеху инвестиций колонистов. [ 29 ] Сотрудники фермы позже подтвердили рутинный характер подобных акций. [ 30 ]
Мало что известно о ответственных за эти действия; в их число входили многие владельцы ранчо, которые были прямыми начальниками сотрудников, участвовавших в предприятиях. Среди тех, кто охотился на коренное население, были Юлиус Поппер , Рамон Листа, Александр МакЛеннан, [ 31 ] «Мистер Бонд», Александр А. Кэмерон , Сэмюэл Хислоп, Джон МакРей и Монтт Э. Уэльс. [ 32 ] [ 33 ]
Среди известных землевладельцев, несущих ответственность, были Маурисио (Мориц) Браун (брат бизнес-леди Сары Браун ), который признал, что финансировал некоторые кампании, оправдывая их тем, что они направлены только на защиту его инвестиций (он был работодателем другого известного дезинсектора, Александра А. Кэмерона); [ 34 ] и Хосе Менендес , тесть Маурисио Брауна, известный своими самыми жестокими действиями против селькнамов на аргентинской территории Огненной Земли. [ 35 ] Владелец двух животноводческих ранчо, занимавших более 200 000 га (490 000 акров) в центре территории Селкнама, Менендес был боссом Александра МакЛеннана. МакЛеннан, шотландец, известный как «Чанчо Колорадо» («Красная свинья»), прославился жестоким обращением с коренным населением, участвовал в резне в Кабо Пеньяс , где погибли 17 коренных жителей. [ нужна ссылка ] Выйдя на пенсию после 12 лет службы, Менендес подарил МакЛеннану ценные золотые часы в знак признания его службы. [ 36 ]
Акционеры Компании по эксплуатации Огненной Земли ( исп . Sociedad Explotadora de Tierra del Fuego ) стремились скрыть от общественности свои действия по отношению к туземным племенам. [ нужна ссылка ] Для компании это было одновременно и способом избежать вопросов, и стратегией снижения ее противоречивого статуса. [ нужна ссылка ] Особое внимание было обращено на эти события после вмешательства салезианских миссионеров , которые осудили действия владельцев ранчо, хотя сами более тонкими способами способствовали истреблению местной культуры. [ нужна ссылка ] Начиная с последнего десятилетия 1890-х годов, положение селькнамов стало тяжелым. Поскольку территории севера стали в основном занимать фермы и ранчо, многие коренные жители, осажденные голодом и преследуемые европейскими и южноамериканскими колонистами, начали бежать на крайний юг острова. [ 37 ] Этот регион уже был заселен коренными народами, у которых было сильное чувство собственности на землю. [ 29 ] [ 38 ] Следовательно, борьба за контроль над территорией усилилась. [ нужна ссылка ] Положение селькнамов ухудшилось с появлением религиозных миссий, которые привели к смертельным заболеваниям уязвимого населения. [ 39 ]
В рамках кампании по истреблению огнеземельская собака была истреблена до полного исчезновения из-за ее использования в охоте и домашнем хозяйстве среди селькнамов. [ 40 ]
Более поздние конфликты между губернатором Сеньоре и главой салезианской миссии Хосе Фаньяно [ 41 ] лишь ухудшило, а не улучшило положение селькнамов. Длительные споры между гражданскими властями и священниками не привели к удовлетворительному решению «коренного вопроса». Губернатор Сеньоре поддерживал дело владельцев ранчо и мало интересовался инцидентами, произошедшими на Огненной Земле.
Были созданы две христианские миссии для проповеди селькнамам. Они предназначались для обеспечения туземцев жильем и едой, но были закрыты из-за небольшого количества оставшихся селькнамов; До западной колонизации их исчислялись тысячами, но к началу двадцатого века осталось всего несколько сотен.
Репрессии против селькнамов продолжались до начала двадцатого века. [ 42 ] В середине 1890-х годов Чили переместила большую часть селькнамов со своей территории на остров Доусон , ограничив их салезианской миссией. [ 43 ] [ 44 ] Аргентина наконец позволила салезианским миссионерам помочь селькнамам и попытаться их ассимилировать. [ когда? ] их традиционная культура и образ жизни тогда были полностью прерваны. В середине девятнадцатого века было живо около 4000 селькнамов; [ 10 ] к 1930 году это число сократилось примерно до 100. [ 1 ] [ 18 ] [ 19 ] С ассимиляцией многих групп, которые позже стали аргентинцами и чилийцами, территория Селкнама была завоевана, а культура Селкнама была фактически истреблена. Последняя чистокровная селькнам, Анжела Лой , умерла в 1974 году. [ 45 ] Согласно Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Атласу языков мира, находящихся под угрозой 2010 года , язык она , который считается частью семьи чонан , считается вымершим, поскольку последние носители языка умерли в 1980-х годах. [ 42 ]
Ассимиляция и усыновление
[ редактировать ]Помимо распространения болезней, массовых убийств и кампании истребления, еще одним инструментом геноцида было насильственное усыновление и ассимиляция селькнамских детей в европейские семьи. [ 46 ] Это включало множество «нерегулярных» усыновлений, о которых нет официальных записей, поэтому связь с селкнамской личностью была полностью потеряна. [ 46 ]
Суд над геноцидом
[ редактировать ]Спустя годы справедливости в конфликте удалось добиться посредством расследования (1895–1904 гг.), проведенного судьей Уолдо Сегелем. [ 47 ] Этот процесс подтвердил, что коренные жители Огненной Земли действительно подвергались охоте. Коренные жители были схвачены и массово выселены, переведены в Пунта-Аренас и распределены по всей колонии. Было установлено, что эти действия были предложены владельцами ранчо и осуществлены при соучастии гражданских властей, которые рассматривали геноцид как решение «проблемы коренных народов».
Однако судебный процесс постановил, что виноваты лишь несколько сельскохозяйственных рабочих, и они были освобождены всего через несколько месяцев после суда. Виновные в экспедициях, такие как владельцы и участники ферм, принадлежащих Маурисио Брауну, Хосе Менендесу, Родольфо Штубенрауху и Питеру Х. Макклелланду, так и не были привлечены к ответственности. Даже официальные деятели и государственные служащие, такие как губернатор Сеньоре и Хосе Контарди, на которых теоретически лежала наибольшая ответственность за охрану святости закона, никогда не подвергались расследованию. [ 48 ] Книга автора Карлоса Веги Дельгадо «Преследование коренных жителей Огненной Земли» ( «Vejámenes inferidos a los indígenas de Tierra del Fuego» ) показывает, что судья Вальдо Сегель прикрывал владельцев ранчо, совершивших акты геноцида. Судья ошибочно записал, что он не мог получить показания от жителей Селкнама, ставших свидетелями геноцида, поскольку не было переводчиков между двумя языками. Однако такие переводчики существовали, в том числе различные священники салезианской миссии и сестры Марии Ауксилиадоры, выучившие в миссиях родной диалект, а также говорящие по-испански селькнамы, такие как Тененеск, Ковадонга Она, и даже дьякон церковь. [ 49 ]
В фильмах
[ редактировать ]- Огненная земля (2000), режиссер Мигель Литтин
- Белое на белом (2019), режиссер Тео Корт
- «Поселенцы» (2023), режиссер Фелипе Гальвес
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гардини, Уолтер (1984). «Восстановление чести индейского племени-спасение племени». Антропос . 79 (4/6): 645–647. JSTOR 40461884 .
- ^ Перейти обратно: а б Адхикари, Мохамед ; Кармайкл, Кэти; Джонс, Адам; Капила, Шрути; Наймарк, Норман ; Вайц, Эрик Д. (2018). «Геноцид и глобальная и/или всемирная история: размышления». Журнал исследований геноцида . 20 (1): 134–153. дои : 10.1080/14623528.2017.1363476 . S2CID 80081680 .
- ^ Жигу, 2022 , стр. 1–2.
- ^ Харамбур 2019a , с. ?.
- ^ Харамбур 2019a , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чепмен 2010 , с. 544.
- ^ Харамбур, Альберто (2016). «Овечий суверенитет: колонизация Фолклендских/Мальвинских островов, Патагонии и Огненной Земли, 1830–1910-е годы» . В Бизли, Уильям (ред.). Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Латинской Америки . Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/акр/9780199366439.013.351 . ISBN 978-0-19-936643-9 .
- ^ Одоне, Каролина; Пальма, М. «Смерть выставила фотографии Юлиуса Поппера на Огненной Земле». В Мейсоне, Питер; Одоне, Каролина (ред.). 12 Взглядов: Очерки патагонских народов [ 12 Взглядов: Очерки патагонских народов ]. Культуры Патагонии (на испанском языке). , цитируется в Мейсон, Питер (2002). Жизнь изображений . Книги реакции . п. 153. ИСБН 9781861891143 .
- ^ Рэй 2007 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Прието 2007 .
- ^ Чепмен2010 , с. ХХ.
- ^ Перейти обратно: а б Гилберт 2014 .
- ^ Чили Преколомбино (ред.). «Pueblos Originarios: Selk'nam» [Коренные народы: Selk'nam] (на испанском языке). Архивировано из оригинала 24 июля 2019 года . Проверено 24 июля 2019 г.
- ^ Баллестеро, Диего (2013). Пространства антропологии в творчестве Роберта Леманна-Нитше, 1894–1938 [ Пространства антропологии в творчестве Роберта Леманна-Нитше, 1894–1938 ] (доктор философии) (на испанском языке). Национальный университет Ла-Платы .
- ^ Пантоха, Мигель (2017). El Genocidio Selknam [ Селкнамский геноцид ] (на испанском языке).
- ^ Альварес, Херардо Рафаэль. «Explotación ganadera y exterminio de la raza ona» [Эксплуатация домашнего скота и истребление она] (PDF) (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2012 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Ферлонг 1917 , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б Оливарес и др. 2023 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Чепмен 2010 , с. ?.
- ^ Рэй 2007 , с. 95.
- ^ Гарсиа-Моро, Кара (1992). «Реконструкция процесса вымирания селкнамов с помощью миссионерских книг». Анналы Института Патагонии (на испанском языке). 21 .
- ^ Спирс 1895 , с. 86.
- ^ Харамбур 2019a , стр. 8, 11.
- ^ Перейти обратно: а б Лотроп 1928 , стр. 22–24.
- ^ Перейти обратно: а б «Неопубликованные документы по истории Магальянеса «Рохелио Фигероа в Última Esperanza (1905-1919)» (Воспоминания об Un Buscapleitos)» (Воспоминания о Плейбастере)]. Магаллания (на испанском языке). 35 (1): 139–155. 2007.
- ^ Перейти обратно: а б с Оливарес и др. 2023 , стр. 55–56.
- ^ Рикельме, Кристиан; Братти, Саймон. «Этнологическая компиляция этнической идентичности» . Журнал кафедры социологии и антропологии «Антропология коренных народов» (на испанском языке). Университет Консепсьон, Чили . Архивировано из оригинала 27 ноября 2023 года . Проверено 24 июля 2019 г.
- ^ Харамбур 2019a , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Спирс 1895 , стр. 71–72.
- ^ Харамбур 2019a , с. 8.
- ^ Келли, Джеймс. «В поисках затерянного рая на Огненной Земле» . Журнал острова Земли . Институт острова Земли. Архивировано из оригинала 28 ноября 2023 года . Проверено 14 декабря 2019 г.
- ↑ Согласно рассказу Федерико Эчелаите в документальном фильме Los onas, vida y muerte en Tierra del Fuego (А. Монтес, А. Чепмен и Дж. Прелоран).
- ^ Гусинде, Мартин (1951). на Огненной Земле (от исследователя до соплеменника Первобытные люди ) ] (на испанском языке). Севилья: Школа латиноамериканских исследований Севильи. стр. 98–99. Архивировано из оригинала 3 января 2024 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ Харамбур 2019a , с. 10.
- ^ Харамбур, Альберто (2019b). Пограничный суверенитет. Государства и капитал в колонизации Патагонии (Аргентина и Чили, 1830-1922 гг.) [ Пограничные суверенитеты. Государства и капитал в колонизации Патагонии (Аргентина и Чили, 1830-1922) ] (на испанском языке). Вальдивия: Австралийский университет Чили. ISBN 978-956-390-091-0 . Архивировано из оригинала 21 ноября 2023 года.
- ^ «Памятные вещи: Александр МакЛеннан» . patbrit.org: Британское присутствие в Южной Патагонии . Архивировано из оригинала 27 ноября 2023 года . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Ферлонг 1917 , стр. 185–187.
- ^ Ластра-Браво 2021 .
- ^ Жигу, 2022 , с. 21.
- ^ Жигу, 2022 , с. 13.
- ^ Эмери, Чарльз (1894). « Поездка доктора Э. Фесты в Палестину, Ливан и близлежащие регионы. XI Описание нового кампанотуса" " ["Путешествие доктора Э. Феста по Палестине, Ливану и сопредельным областям. Бюллетень музеев зоологии и сравнительной анатомии Королевского университета Турина (на итальянском языке). 9 :1–2. дои : 10.5962/bhl.part.8049 . Архивировано из оригинала 27 ноября 2023 года.
- ^ Перейти обратно: а б Орел 2010 , с. 92.
- ^ Асокар-Авенданьо, Нитриуаль-Вальдебенито и Флорес-Чавес 2012 , стр. 286.
- ^ Казали 2008 , с. 47.
- ^ «Анжела Лойдж» . Thereedfoundation.org . 27 мая 1975 года. Архивировано из оригинала 14 сентября 2023 года . Проверено 1 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Оливарес и др. 2023 , стр. 57–58.
- ^ Мартинич, Матео (2006). « до фермера '. Мемуары Йозефа Шмитта (1906-1986 » Неопубликованные документы по истории Магеллана 'От моряка ).»]. Магаллания (на испанском языке). 34 . дои : 10.4067/S0718-22442006000100012 .
- ^ Хиральдо Диас, Джон (1 июля 2021 г.). «Истребление острова Папайаль: этнография государства и построения мира в Колумбии», Хуан Фелипе Гарсиа Арболеда]. Колумбийский журнал антропологии (на испанском языке). дои : 10.22380/2539472x.1980 . ISSN 2539-472X . S2CID 237743280 .
- ^ Лосада, Мартин (2019). «Глава 3. Геноцид как самостоятельная фигура в комплексе преступлений против человечности». Преступления против человечества и геноцид [ Преступления против человечества и геноцид ] (на испанском языке). Издательство УННН. стр. 53–65. doi : 10.4000/books.eunrn.3213 . ISBN 9789874960146 . S2CID 203281057 . Проверено 2 марта 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аделаар, Виллем (2010). "Южная Америка". В Мозли, Кристофер (ред.). Атлас языков мира, находящихся под угрозой (3-е исправленное издание). ЮНЕСКО . стр. 86–94. ISBN 978-9231040962 .
- Асокар-Авенданьо, Алонсо; Нитриуаль-Вальдебенито, Луис; Флорес-Чавес, Хайме (2012). «Патагония в фотооткрытках: салезианские миссионеры и построение воображаемых произведений о Селькнаме, кавескаре и яманас между 1880 и 1920 годами». Искусство, личность и общество (на испанском языке). 25 (2): 271–288. дои : 10.5209/rev_ARIS.2013.v25.n2.39040 . ISSN 1131-5598 .
- Казали, Ромина (2008). «Межэтнические контакты на севере Огненной Земли: первый подход к стратегиям сопротивления Селкнама». Магаллания (на испанском языке). 36 (2): 45–61. дои : 10.4067/S0718-22442008000200003 .
- Чепмен, Энн (2010). Встречи европейцев с народом ямана с мыса Горн, до и после Дарвина (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521513791 .
- Ферлонг, Чарльз В. (март 1917 г.). «Племенное распределение и поселения огнеземельцев, включая номенклатуру, этимологию, филологию и население». Географическое обозрение . 3 (3). Тейлор и Фрэнсис : 169–187. дои : 10.2307/207659 . JSTOR 207659 .
- Жигу, Карлос (2022). « «Приговоренные к исчезновению»: геноцид коренных народов на Огненной Земле» (PDF) . Журнал исследований геноцида . 24 (1): 1–22. дои : 10.1080/14623528.2020.1853359 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 июня 2024 года.
- Гилберт, Жереми (2014). Кочевые народы и права человека . Рутледж . п. 23. ISBN 978-0415526968 .
- Харамбур, Альберто (2019a). « На острове не может быть цивилизации и варварства»: насилие со стороны гражданского населения и геноцид селкнамов Огненной Земли». В Адхикари, Мохамед (ред.). Насилие со стороны гражданского населения и геноцид коренных народов в обществах поселенцев . Рутледж . стр. 165–187. дои : 10.4324/9781003015550-7 . ISBN 9781003015550 . Архивировано из оригинала 21 ноября 2023 года.
- Ластра-Браво, Хавьер (2021). «Возрождение Селкнама. Динамика этногетерогенеза, этнической принадлежности и юридического признания на Огненной Земле» . Рунас: Журнал образования и культуры . 2 (4): е21038. дои : 10.46652/runas.v2i4.38 . ISSN 2737-6230 .
- Лотроп, Сэмюэл Киркланд (1928). Индейцы Огненной Земли . Материалы из Музея американских индейцев. Том. X. Музей американских индейцев , Фонд Хей.
- Оливарес, Фернанда; Шаттке, Констанца; Молина, Хемани; Бернер, Маргит; Эггерс, Сабина (2023). «Пересказ истории предков селькнамов: от Карокинка/Огненной Земли до Австрии» . Человеческие останки и насилие . 9 (1): 49–69. дои : 10.7227/HRV.9.1.4 .
- Прието, Альфредо (2007). «Борьба за общественную жизнь в Фуэго Патагонии». В Чаконе, Эдвард (ред.). Войны коренных народов Латинской Америки и ритуальное насилие . Пресса Университета Аризоны . п. 213. ИСБН 978-0816525270 .
- Рэй, Лесли (2007). Язык страны: мапуче в Аргентине и Чили . Копенгаген: IWGIA (Международная рабочая группа по делам коренных народов). ISBN 978-879156337-9 – через Google Книги .
- Спирс, Джон (1895). Золотые раскопки на мысе Горн: исследование жизни на Огненной Земле и в Патагонии . Нью-Йорк. ISBN 9-7805-4834-724-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Борреро, Луис Альберто (2007). Лос Селк'нам (Онас) [ Селк'нам (Онас) ] (на испанском языке). Буэнос-Айрес: Галерна.
- Бриджес, Лукас (1948). Самая крайняя часть Земли . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с геноцидом в Селкнаме, на Викискладе?
- Монтес де Гонсалес, Ана; Чепмен, Энн (1977). «Los Onas: vida y muerte en Terra del Fuego» [Онас: жизнь и смерть на Terra del Fuego] ( YouTube ) (на испанском языке). Аргентинский комитет антропологического кино.
- Геноцид в Чили: памятника недостаточно
- Селькнамцы
- XIX век в Аргентине.
- XIX век в Чили.
- 20 век в Аргентине
- 20 век в Чили
- Экономическая история Аргентины
- Экономическая история Чили
- Геноцид коренных народов Южной Америки
- Нарушения прав человека в Аргентине
- Нарушения прав человека в Чили
- Коренные темы Южного Конуса
- Этническая чистка в Южной Америке
- Резня в Аргентине
- Резня в Чили
- Политические репрессии в Аргентине
- Политические репрессии в Чили
- История Огненной Земли
- Преступления XIX века в Аргентине
- Преступления XIX века в Чили
- Убийства XIX века в Аргентине
- Убийства XIX века в Чили