Создание из ничего
Creatio ex nihilo ( лат. «творение из ничего») — это доктрина, согласно которой материя не вечна, а должна быть создана каким-то божественным творческим актом. [1] Это теистический ответ на вопрос о том, как возникла Вселенная. Это контрастирует с творением ex materia иногда формулируется в терминах , которое Ex nihilo nihil fit или « ничто не возникает из ничего », что означает, что все вещи были сформированы ex materia (то есть из ранее существовавших вещей).
Создание из материи
[ редактировать ]Creatio ex materia относится к идее о том, что материя существовала всегда и что современный космос представляет собой реформацию ранее существовавшей изначальной материи; иногда это формулируется с помощью философского изречения, что ничто не может возникнуть из ничего. [2]
В древней ближневосточной космологии Вселенная формируется ex materia из вечной бесформенной материи. [3] а именно темный и все еще первозданный океан хаоса . [4] В шумерском мифе этот космический океан олицетворяется богиней Намму , «родившей небо и землю» и существовавшей вечно; [5] в вавилонском эпосе о творении «Энума Элиш» предсуществующий хаос состоит из пресноводного Апсу и соленой Тиамат , а из Тиамат бог Мардук создал Небо и Землю; [6] в египетских мифах о сотворении существовавший ранее водный хаос, олицетворяемый богом Нуном и связанный с тьмой, породил первобытный холм (или, в некоторых версиях, первобытный цветок лотоса, или, в других, небесную корову); [7] а в греческих традициях конечным источником Вселенной, в зависимости от источника, иногда является Океан (река, огибающая Землю), Ночь или вода. [8]
Точно так же повествование о творении Бытия начинается с еврейской фразы bereshit bara elohim et hashamayim ve'et ha'aretz , которую можно интерпретировать как минимум тремя способами:
- Как утверждение о том, что космос имел абсолютное начало ( В начале Бог сотворил небо и землю ).
- Как утверждение, описывающее состояние мира, когда Бог начал творить ( Когда в начале Бог сотворил небо и землю, земля была дикой и бесформенной ).
- В качестве справочной информации ( Когда в начале Бог сотворил небо и землю, земля была дикой и бесформенной, Бог сказал: Да будет свет! ). [9]
Хотя вариант 1 был историческим и преобладающим мнением, [10] недавно было высказано предположение, что (со времен Средневековья) этот перевод не может быть предпочтительным переводом, основанным исключительно на лингвистических и экзегетических основаниях. [11] В то время как наши современные общества рассматривают происхождение материи как вопрос решающей важности, в древних культурах это могло быть иначе. Некоторые учёные утверждают, что когда автор(ы) Книги Бытия писали описание творения, их больше интересовал Бог, приводящий в действие космос, распределяя роли и функции. [12]
Создание из ничего в религии
[ редактировать ]Creatio ex nihilo — это доктрина, согласно которой вся материя была создана Богом из ничего в начальный или начальный момент возникновения космоса. [13] [14] Было высказано предположение, что творение ex nihilo также можно найти в историях сотворения из Древнего Египта (« Мемфисская теология »). [15] Ригведа ( X:129, также известная как Насадия Сукта ), [16] и многие анимистические культуры в Африке, Азии, Океании и Северной Америке. [17] третьего века Основатель неоплатонизма Плотин утверждал , что космос отличен от Бога, но вместо этого является эманацией Бога. Эта идея была отвергнута христианскими мыслителями того времени на основе концепции creatio ex nihilo , а позже отвергнута арабскими и еврейскими философами. [18]
Древний Ближний Восток
[ редактировать ]Хотя древняя ближневосточная космология широко рассматривается как ссылающаяся на процесс творения ex materia , [19] [20] время от времени высказывались предположения, что концепцию creatio ex nihilo можно найти, по крайней мере, в некоторых текстах, включая египетскую Мемфисскую теологию и повествование о сотворении мира в книге Бытия . [15] Хильбер отверг эти интерпретации, рассматривая обе как совместимые с creatio ex materia , но вместо этого предполагает, что некоторые отрывки из Книги Исайи , Книги Притчей и Псалмов могут указывать на понятие creatio ex nihilo . [21] Космогонические славословия Книги Амоса также представляют точку зрения на творение ex-nihilo . [22]
иудаизм
[ редактировать ]Одна из точек зрения состоит в том, что самое раннее утверждение, формулирующее концепцию creatio ex nihilo, приписывается еврейскому тексту примерно 100 г. до н. э., 2 Маккавеям : [23] [24] «Умоляю тебя, дитя мое, взгляни на небо и землю, рассмотри все, что на них, и признай, что Бог сотворил их из несуществующего, и что таким же путем возникает человечество» (2 Макк. 7:28). ). [25] Другие, однако, возражали против такой интерпретации Маккавеев. [26] [27] Другие историки оспаривают наличие доктрины creatio ex nihilo среди дохристианских еврейских авторов на основании немногочисленности возможных соответствующих текстов на еврейском языке позднее этой концепции, а также большого количества еврейских текстов этого периода, которые недвусмысленно постулируют creatio ex nihilo. ex materia и общее отсутствие интереса к creatio ex nihilo до средневековых раввинских писателей. [28]
В первом веке Филон Александрийский , эллинизированный еврей, излагает основную идею творения ex nihilo , хотя он не всегда последователен, он отвергает греческую идею вечной вселенной и утверждает, что Бог создал само время. [29] В других местах утверждалось, что он постулирует предсуществующую материю наряду с Богом. [30] Но другие крупные ученые, такие как Гарри Острин Вольфсон, видят подобную интерпретацию идей Филона по-другому и утверждают, что так называемая предсуществующая материя была создана. [31]
Саадия Гаон представил творение ex nihilo в чтении еврейской Библии в 10 веке нашей эры в своей работе «Книга верований и мнений», где он представляет Бога, гораздо более грозного и всемогущего, чем Бог раввинов, традиционных еврейских учителей, которые до сих пор доминировал иудаизм, Бог которого создал мир из ранее существовавшей материи. [32] Сегодня евреи, как и христиане, склонны верить в творение ex nihilo, хотя некоторые еврейские ученые утверждают, что Бытие 1:1 допускает предсуществование материи, которой Бог придает форму. [33]
Хасидизм и Каббала
[ редактировать ]Еврейские философы 9-го и 10-го веков приняли концепцию «йеш ме-Айн», противоречащую греческим философам и взглядам Аристотеля о том, что мир был создан из первичной материи и/или был вечным . [34]
христианство
[ редактировать ]Основные христиане верят, что изначально не было ничего, кроме единого, бесконечного и вечного Бога, и что только Бог создал всю материю, энергию, время и пространство из ничего. [35] Эта вера развилась во втором веке христианской эры . [36]
Доктрина творения из ничего была также широко принята в христианских кругах с раннего периода. Впервые оно было четко сформулировано Феофилом Антиохийским в его работе, известной как «Автолику», в главе, озаглавленной « Абсурдные мнения философов о Боге». : «Итак, как во всех этих отношениях Бог могущественнее человека, так и в том, что из вещей, которых нет, Он творит и сотворил существующее» (2.4). [37] [38] Сотворение ex nihilo стало фундаментальным принципом христианского богословия к III веку. [39] [40]
В наше время некоторые христианские богословы утверждают, что, хотя Библия прямо не упоминает сотворение ex nihilo , она приобретает ценность, поскольку ее так долго придерживались многие; и другие находят поддержку в современных космологических теориях, связанных с Большим взрывом . [41] Некоторые рассматривают альтернативы creatio ex nihilo , такие как идея о том, что Бог создал из себя самого или из Христа, но это, по-видимому, подразумевает, что мир более или менее идентичен Богу; или что Бог создал из ранее существовавшей материи, что, по крайней мере, имеет библейское подтверждение, но это подразумевает, что мир не зависит от Бога в своем существовании. [41] Идея creatio ex nihilo также лежит в основе современных аргументов в пользу существования Бога среди христианских и других теистических философов, особенно сформулированных в космологическом аргументе. [42] и его более конкретное проявление в космологическом аргументе Калама . [43]
Мормонизм
[ редактировать ]Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней не верят, как традиционные христиане, в то, что Бог создал вселенную ex nihilo (из ничего). [44] Скорее, для Церкви Иисуса Христа Святых последних дней акт творения заключается в организации или реорганизации ранее существовавшей материи или разума. [45]
ислам
[ редактировать ]Большинство исследователей ислама разделяют с христианством и иудаизмом концепцию, согласно которой Бог является Первопричиной и абсолютным Создателем; Он не создал мир из ранее существовавшей материи. [46] [47] Однако некоторые ученые, придерживающиеся строгой буквальной интерпретации Корана, такие как Ибн Таймия, чьи источники стали основой ваххабизма и современных учений, считают, что Бог создал мир из первозданной материи, основываясь на стихах Корана. [48]
индуизм
[ редактировать ]В Чандогья-упанишаде 6.2.1 говорится, что до проявления мира существовало только существование, не имеющее себе равных (сат эва экам эва адвитийам). Свами Локешварананда прокомментировал этот отрывок, сказав: «Что-то из ничего — это абсурдная идея». [49]
Стоицизм
[ редактировать ]Стоицизм, основанный Зеноном из Кития около 300 г. до н.э., включает веру в то, что творение из ничего невозможно и что Зевс создал мир из своего собственного существа. [50]
В современной науке
[ редактировать ]Теория Большого взрыва , в отличие от теологии, является научной теорией; он не предлагает объяснения космического существования, а лишь описание первых нескольких моментов этого существования. [51] [52]
См. также
[ редактировать ]- Возникновение - непредсказуемое явление в сложных системах.
- Возникающая Вселенная – Космологические модели
- Повествование о сотворении мира - Миф о сотворении в иудаизме и христианстве
- Бесконечный регресс - Философская проблема
- Список латинских фраз
- Лексическое обогащение
- Мормонская космология: Мормонская метафизика - Взгляд на вселенную и природу божественности в движении святых последних дней
- Естественное богословие - богословие, опирающееся на рациональные и эмпирические аргументы.
- Нет такого понятия, как бесплатный обед – Поговорка о невозможности получить что-то просто так
- Проблема творца Бога – Философская проблема
- Черепахи до самого низа – утверждение о бесконечном регрессе
- Почему вообще что-то существует – Метафизические вопросы.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Буннин и Ю 2008 , с. 149: «Доктрина творения ex nihlo утверждает, что материя не вечна и что никакая материя не существовала до божественного творческого акта в начальный момент космического процесса».
- ^ Прусс 2007 , с. 291.
- ^ Берлин 2011 , с. 188-189.
- ^ Эндрюс 2000 , с. 36,48.
- ^ Василевска 2000 , стр. 45,49,54.
- ^ Василевская 2000 , стр. 49-51,56.
- ^ Василевская 2000 , стр. 58-59.
- ^ Грегори 2008 , с. 21.
- ^ Бандстра 1999 , стр. 38–39.
- ^ «Дело о создании из ничего» . Католические ответы. 3 сентября 2020 г.
- ^ Бленкинсопп 2011 , с. 30.
- ^ Уолтон 2006 , с. 183.
- ^ Буннин и Ю 2008 , с. 149.
- ^ Макфарланд, Ян А. (2022). «Творение» . Сент-Эндрюсская энциклопедия богословия . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 г. Проверено 7 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Чемберс 2021 , с. 24–26 по мемфисскому богословию; весь том Бытия.
- ^ Лисман 2013 , с. 218.
- ^ Лиминг 2010 , стр. 1–3, 153.
- ↑ Гарри Острин Вольфсон, «Значение Ex Nihilo в отцах церкви, арабской и еврейской философии и святом Фоме». Архивировано 15 августа 2023 г. в Wayback Machine.
- ^ Тамтик 2007 , с. 65-66.
- ^ Де Алмейда 2021 .
- ^ Продукт 2020 , с. 178–181.
- ^ Аяли-Даршан 2024 .
- ^ К. А. Мэтьюз (1996). Бытие 1-11:26 . Издательская группа B&H. стр. 141–. ISBN 978-0-8054-0101-1 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Пол Копан; Уильям Лейн Крейг (июнь 2004 г.). Сотворение из ничего: библейское, философское и научное исследование . Бейкер Академик. стр. 99–. ISBN 978-0-8010-2733-8 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Харрелл 2011 , с. 232.
- ^ Уолтерс 1994 , с. 109-110.
- ^ Янг 1991 , с. 143–144.
- ^ Янг 1991 .
- ^ Дэвид Б. Баррелл; Карло Кольяти; Джанет М. Соскиче; Уильям Р. Стогер (2 сентября 2010 г.). Творение и Бог Авраама . Издательство Кембриджского университета. стр. 33–. ISBN 978-1-139-49078-8 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 года . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Май 2004 г. , с. 10.
- ^ Институт христианских исследований (1994). Возвращение к эллинизации: формирование христианской реакции в греко-римском мире . Университетское издательство Америки. стр. 115–. ISBN 978-0-8191-9544-9 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Сатлоу 2006 , с. 201-203.
- ^ Кареш и Гурвиц 2005 , с. 103-104.
- ^ Джозеф Дэн (1987). Аргумент от молчания . В. де Грюйтер. стр. 359–362. ISBN 978-0-89925-314-5 . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Образцы, КР (2012). 7 истин, которые изменили мир (причины верить): открытие самых опасных идей христианства . Издательская группа Бейкер. п. 80 . ISBN 978-1-4412-3850-4 .
- ^ Хаблер, Джеймс Н. (1995). Creatio ex Nihilo: Материя, творение и тело в классической и христианской философии через Фому Аквинского (PDF) (докторская диссертация). Scholarly Commons, Пенсильванский университет.
- ^ «Автолику, книга II» . www.newadvent.org .
- ^ Крейг Д. Аллерт (24 июля 2018 г.). Раннехристианские чтения Книги Бытия 1: святоотеческая экзегеза и буквальное толкование . Межвузовская пресса. стр. 213–. ISBN 978-0-8308-8783-5 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 года . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Май 2004 г. , с. 179.
- ^ Джеймс Л. Кугель; Джеймс Л. Кугель (30 июня 2009 г.). Библейские традиции: Путеводитель по Библии, какой она была в начале нашей эры . Издательство Гарвардского университета. стр. 62–. ISBN 978-0-674-03976-6 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 года . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Оорд 2014 , с. 3-4.
- ^ Пекорино, Филип А. «Космологический аргумент» . Введение в философию . Общественный колледж Квинсборо, CUNY. Архивировано из оригинала 23 января 2022 г. Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Крейг 2000 , с. 105.
- ^ Бушмен (2008 , стр. 71)
- ^ Грант, Дэвид (1992). "Иметь значение" . Энциклопедия мормонизма .
- ^ Фримут 2013 , с. 128.
- ^ Хусам Мухи Элдин аль-Алуси. Проблема творения в исламской мысли, Коране, хадисах, комментариях и национальной печати и издательстве Калам, Багдад, 1968, стр. 29 и 96
- ^ Хусам Мухи Элдин аль-Алуси. Проблема творения в исламской мысли, Коране, хадисах, комментариях и национальной печати и издательстве Калам, Багдад, 1968, стр. 53
- ^ www.wisdomlib.org (04.01.2019). «Чандогья Упанишада, стих 6.2.1 (английский и санскрит)» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 06 сентября 2022 г. Проверено 06 сентября 2022 г.
- ^ Митчелл, С.; Ван Нуффелен, П. (2010). Единый Бог: языческий монотеизм в Римской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 72 . ISBN 978-1-139-48814-3 .
- ^ Ван Тилль 1990 , стр. 114.
- ^ «Краткие ответы на космические вопросы» . Гарвардско-Смитсоновский центр астрофизики сети поддержки образования НАСА. Архивировано из оригинала 13 апреля 2016 г. Проверено 10 сентября 2021 г.
Распространенным заблуждением является то, что Большой взрыв был источником возникновения Вселенной. На самом деле сценарий Большого взрыва совершенно ничего не говорит о том, как вообще возникла Вселенная. Фактически, чем ближе мы приближаемся к «нулю», тем меньше у нас уверенности в том, что на самом деле произошло, потому что наше нынешнее описание физических законов еще не применимо к таким крайностям природы. Сценарий Большого взрыва просто предполагает, что пространство, время и энергия уже существовали. Но это ничего не говорит нам о том, откуда они взялись и почему Вселенная изначально родилась горячей и плотной.
Библиография
[ редактировать ]- Альгра, Киемпе (1999). «Начала космологии». В Лонг, А.А. (ред.). Кембриджский спутник ранней греческой философии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521446679 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 17 мая 2020 г.
- Эндрюс, Тамра (2000). Словарь природных мифов: Легенды земли, моря и неба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195136777 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 17 мая 2020 г.
- Аяли-Даршан, Нога (2024). «Полемическая космогония в славословиях Амоса (4:13; 5:8; 9:5–6) » Ветус Заветум : 1–2
- Бандстра, Барри Л. (1999). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Уодсворт. ISBN 0495391050 . Архивировано из оригинала 8 марта 2023 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- Берлин, Адель (2011). «Космология и творение» . В Берлине Адель; Гроссман, Максин (ред.). Оксфордский словарь еврейской религии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199730049 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- Бленкинсопп, Джозеф (2011). Сотворение, несотворение, воссоздание: дискурсивный комментарий к Бытию 1–11 . Т&Т Кларк Интернэшнл. ISBN 9780567574558 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- Броуди, Сара (1999). «Рациональная теология». В Лонг, А.А. (ред.). Кембриджский спутник ранней греческой философии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521446679 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 17 мая 2020 г.
- Буннин, Николас; Ю, Цзиюань (2008). Словарь западной философии Блэквелла . Блэквеллс. ISBN 9780470997215 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 17 мая 2020 г.
- Бушман, Ричард Лайман (2008). Мормонизм: очень краткое введение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531030-6 .
- Чемберс, Натан Дж. (2021). Переосмысление сотворения из ничего в Бытие 1 . Журнал дополнений к теологической интерпретации. Том. 19. Пенн Стейт Пресс. ISBN 978-1-64602-102-4 .
- Клиффорд, Ричард Дж (2017). «Creatio ex Nihilo в Ветхом Завете/еврейской Библии» . В Андерсоне, Гэри А.; Бокмюль, Маркус (ред.). Творение ex nihilo : истоки, развитие, современные вызовы . Университет Нотр-Дам. ISBN 9780268102562 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- Крейг, Уильям Л. (2000). Каламский космологический аргумент . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781579104382 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 18 февраля 2020 г.
- Дэй, Джон (2021). От сотворения мира до Авраама: дальнейшие исследования Бытия 1–11 . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-70311-8 .
- Де Алмейда, Изабель Гомес (2021). «Первичный океан Месопотамии: изменения и преемственность творческой деятельности первобытных водных божеств (3-е и 2-е тысячелетия до н.э.)» . В Монтейро — Мария ду Росариу; Конг, Марио С. Мин (ред.). Традиции и инновации . ЦРК Пресс. стр. 391–397.
- Фримут, Маха Эль-Кейси (2013). «Творение Экс-Нихило». В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия ислама . Рутледж. ISBN 9781135179601 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 21 мая 2020 г.
- Грегори, Эндрю (2008). Древнегреческая космогония . А&С Черный. ISBN 9780664222512 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 17 мая 2020 г.
- Гриффин, Дэвид Рэй (2001). «Сотворение из ничего, создание из хаоса и проблема зла». В Дэвисе, Стивен Т. (ред.). Встреча со злом: варианты жизни в Теодицее . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664222512 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 17 мая 2020 г.
- Грюнбаум, Адольф (2013). «Наука и невероятность Бога». В Мейстере, Чад В.; Копан, Пол (ред.). Путеводитель Рутледжа по философии религии . Рутледж. ISBN 9780415782944 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 17 мая 2020 г.
- Харрелл, Чарльз Р. (2011). «Это мое учение»: развитие мормонского богословия . Книги Грега Кофффорда.
- Хилбер, Джон В. (2020). Космология Ветхого Завета и божественное приспособление: подход теории релевантности . Каскадные книги.
- Джеймс, Э.О. (1969). Сотворение и космология: историческое и сравнительное исследование . Брилл. ISBN 9789004378070 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 17 мая 2020 г.
- Кареш, Сара Э.; Гурвиц, Митчелл М. (2005). «Творение». Энциклопедия иудаизма . Издательство информационной базы. ISBN 9780816069828 .
- Лиминг, Дэвид А. (2010). Мифы о сотворении мира (2-е изд.). АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-174-9 .
- Лисман, JW (2013). Космогония, теогония и антропогения в шумерских текстах . Угарит-Верлаг.
- Лопес-Руис, Каролина (2010). Когда родились боги: греческие космогонии и Ближний Восток . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674049468 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 17 мая 2020 г.
- Мэйби, Ф.Дж. (2008). «Хаос и смерть» . В Лонгмане, Тремпер ; Эннс, Питер (ред.). Словарь Ветхого Завета . Межвузовская пресса. ISBN 9780830817832 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- Мэй, Герхард (2004). Творение из ничего . Т&Т Кларк Интернэшнл. ISBN 9780567456229 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- МакГрат, Алистер Э. (2001). Научная теология: природа . Эрдманс. ISBN 9780802839251 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 19 мая 2020 г.
- Мюллер, Ричард А. (2017). Словарь латинских и греческих богословских терминов . Бейкер Академик. ISBN 9781493412082 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- Небе, Готфрид (2002). «Творение в богословии Павла» . В Хоффмане, Яир; Ревентлоу, Хеннинг Граф (ред.). Творчество в еврейской и христианской традиции . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 9781841271620 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- Оорд, Томас Джей (2014). «Creatio ex Nihilo: Введение». В Оорде, Томас Джей (ред.). Теологии творения: Creatio Ex Nihilo и его новые соперники . Рутледж. ISBN 9781134659494 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 19 мая 2020 г.
- Прусс, Александр (2007). «Экс Нихило Нихил Фит» . В Кэмпбелле, Джозеф Кейм; О'Рурк, Майкл; Сильверстайн, Гарри (ред.). Причинно-следственная связь и объяснение . МТИ Пресс. ISBN 9780262033633 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- Рубио, Гонсалес (2013). «Время до времени: первобытные повествования в ранней месопотамской литературе» . Ин Фелиу, Л.; Ллоп, Дж. (ред.). Время и история на древнем Ближнем Востоке: материалы 56-го Recontre Assyriologique Internationale в Барселоне, 26–30 июля 2010 г. Айзенбрауны. Архивировано из оригинала 1 февраля 2021 года . Проверено 11 ноября 2019 г.
- Сатлоу, Майкл Л. (2006). Создание иудаизма: история, традиция, практика . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231509114 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 14 сентября 2020 г.
- Тамтик, Светлана (2007). «Энума Элиш: истоки ее создания» . Студия Антиква . 5 (1): 65–76.
- Вальтке, Брюс К. (2011). Богословие Ветхого Завета . Зондерван. ISBN 9780310863328 .
- Уолтон, Джон Х. (2006). Древняя ближневосточная мысль и Ветхий Завет: введение в концептуальный мир еврейской Библии . Бейкер Академик. ISBN 0-8010-2750-0 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- Уолтон, Джон Х. (2010). Затерянный мир первой книги Бытия: древняя космология и споры о происхождении . Межвузовская пресса. ISBN 9780830861491 .
- Василевска, Ева (2000). Истории сотворения Ближнего Востока . Издательство Джессики Кингсли . ISBN 9781853026812 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 17 мая 2020 г.
- Вольфсон, Гарри Острин (1976). Философия Калама . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674665804 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 17 мая 2020 г.
- Уолтерс, Альберт М. (1994). «Creatio ex nihilo в Филоне» . В Хеллемане, Венди (ред.). Возвращение к эллинизации: формирование христианской реакции в греко-римском мире . Университетское издательство Америки. ISBN 9780819195449 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 25 октября 2020 г.
- Ван Тилль, Ховард Дж. (1990). «Научное исследование космической истории». В Ван Тилле, Ховард Дж .; Стек, Джон ; Сноу, Роберт (ред.). Портреты творения: библейские и научные взгляды на формирование мира . Эрдманс. ISBN 9780802804853 . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 г. Проверено 21 мая 2020 г.
- Янг, Фрэнсис (1991). « Creatio Ex Nihilo: контекст возникновения христианской доктрины творения» . Шотландский богословский журнал . 44 (2): 139–152.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Гэри А. и Маркус Бокмюль (редакторы), Creation ex nihilo , University of Notre Dame Press, 2018.