Одномерный человек
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Герберт Маркузе |
---|---|
Язык | Английский |
Предметы | Капитализм , коммунизм , демократия , индустриализация |
Издатель | Маяк Пресс |
Дата публикации | 1964 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 257 |
ISBN | 0-415-07429-0 (2-е изд.) |
Часть серии о |
Франкфуртская школа |
---|
![]() |
«Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества» — это книга немецко-американского философа и критического теоретика Герберта Маркузе , вышедшая в 1964 году , в которой автор предлагает широкую критику как современного капиталистического общества Западного блока , так и коммунистическое общество Советского Союза , документируя параллельный рост новых форм социальных репрессий в обоих этих обществах и упадок революционного потенциала на Западе. Он утверждает, что «развитое индустриальное общество » создало ложные потребности , которые интегрировали людей в существующую систему производства и потребления посредством средств массовой информации , рекламы , промышленного управления и современного образа мышления. [1]
В результате образуется «одномерная» вселенная мыслей и поведения, в которой склонность и способность к критическому мышлению и оппозиционному поведению угасают. На фоне этой преобладающей атмосферы Маркузе продвигает «великий отказ» (подробно описанный в книге) как единственное адекватное противодействие всеобъемлющим методам контроля. Большая часть книги представляет собой защиту «негативного мышления» как разрушительной силы, направленной против преобладающего позитивизма . [1]
Маркузе также анализирует интеграцию промышленного рабочего класса в капиталистическое общество и новые формы капиталистической стабилизации, ставя тем самым под сомнение марксистские постулаты о революционном пролетариате и неизбежности капиталистического кризиса . В отличие от ортодоксального марксизма , Маркузе защищает неинтегрированные силы меньшинств , аутсайдеров и радикальной интеллигенции , пытаясь питать оппозиционные мысли и поведение посредством продвижения радикального мышления и оппозиции. Он считает, что тенденции к бюрократии в предположительно марксистских странах столь же противоречат свободе, как и тенденции на капиталистическом Западе. [1] «Одномерный человек» укрепил славу Маркузе как современного западного философа . [2]
Резюме [ править ]
Маркузе резко критикует потребительство и современное « индустриальное общество », которое, по его утверждению, является формой социального контроля . Маркузе утверждает, что, хотя система, в которой живет Запад, может претендовать на демократичность , на самом деле она является тоталитарной . Определенная форма технологической рациональности проникла во все аспекты культуры и общественной жизни и стала доминирующей . Благодаря нашей идентификации с этой гегемонистской идеологией современного индустриального общества , эта идеология не только представляет собой форму « ложного сознания », но, скорее, сумела стать реальностью .
Более того, современные индустриальные общества создали « общество изобилия », которое, увеличивая комфорт, замаскировало эксплуататорский характер системы и, следовательно, усилило средства доминирования и контроля. Таким образом, современное «общество изобилия» ограничивает возможности политической революции против капитализма.
Маркузе утверждает, что в современных обществах потребления лишь немногие избранные обладают властью формировать наши представления о свободе, предлагая нам средства для приобретения собственного счастья. [3] В этом состоянии «несвободы» [4] потребители действуют иррационально, работая больше, чем от них требуется для удовлетворения реальных основных потребностей, игнорируя психологически деструктивные последствия, игнорируя отходы и ущерб окружающей среде, которые они причиняют, а также ищут социальные связи через материальные блага. [5]
Это еще более иррационально в том смысле, что создание новых продуктов, требующее утилизации старых, подпитывает экономику и поощряет необходимость больше работать, чтобы покупать больше. Индивид теряет свою человечность и становится инструментом промышленной машины и винтиком потребительской машины. Кроме того, реклама поддерживает потребительство, которое разрушает общественное поведение , распространяясь массово и информируя массы о том, что счастье можно купить, а эта идея психологически разрушительна.
Есть альтернативы противодействию потребительскому образу жизни. Антипотребительство — это образ жизни, который отрицает любое ненужное потребление, а также ненужную работу, растраты и т. д. Но даже эта альтернатива осложняется крайним взаимопроникновением рекламы и коммодификации, поскольку все является товаром, даже те вещи, которые являются реальными потребностями.
Прием [ править ]
Критический теоретик Дуглас Келлнер утверждал, что «Одномерный человек» выделяется как важнейшее произведение 1960-х годов и остается одним из самых подрывных литературных произведений двадцатого века. Несмотря на свой пессимизм, представленный цитированием слов Вальтера Беньямина в конце этой книги о том, что « Nur um der Hoffnungslosen willen ist uns die Hoffnung gegeben » [6] («Только ради тех, у кого нет надежды, нам дана надежда» [7] ), он повлиял на многих среди « новых левых» , поскольку выразил их растущее недовольство как капиталистическими обществами, так и советскими коммунистическими обществами. [1]
Маркузе похвалил критику книги Пола Мэттика .
Философ Рональд Аронсон написал в 2014 году, что «Одномерный человек» более пророчен, чем когда-либо мог себе представить Маркузе, и что он более актуален, чем когда-либо. [8]
См. также [ править ]
- Репрессивная десублимация
- Тоталитарная демократия
- Права меньшинств
- Дж. Л. Талмон
- Drux Flux — короткометражный анимационный фильм, вдохновленный «Одномерным человеком» . [9]
- Un Flattening — научный графический роман, развивающий многие идеи «Одномерного человека» .
- Критическая теория
- Критика капитализма
- Перевернутый тоталитаризм
- Поверхностность
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Келлнер, Дуглас (1991). «Введение во второе издание». Герберт Маркузе, Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества . Лондон: Рутледж. стр. xi. ISBN 978-0-415-07429-2 .
- ^ Маклеллан, Дэвид (1975). Маркс . Глазго: Фонтана. п. 81. ИСБН 0-333-63947-2 .
- ^ Маркузе, Герберт (1991). «Введение во второе издание». Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества . Лондон: Рутледж. п. 3. ISBN 978-0-415-07429-2 .
- ^ Маркузе, Герберт (1991). «Введение во второе издание». Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества . Лондон: Рутледж. стр. 1, 7. ISBN 978-0-415-07429-2 .
- ^ Маркузе, Герберт (1991). «Глава 1». Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-07429-2 .
- ^ В. Беньямин, Избирательные пристрастия Гете , Сборник сочинений I.1 , Франкфурт-на-Майне, 1991, с. 201.
- ^ Маркузе, Герберт (1991). Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества . Нью-Йорк: Рутледж. п. 261. ИСБН 978-0-415-07429-2 .
- ^ Аронсон, Рональд (17 ноября 2014 г.). «Маркузе сегодня» . Бостонский обзор .
- ^ Ушев, Теодор (2008). «Друкс Флюс» . Анимационная короткометражка . Национальный совет по кинематографии Канады . Проверено 29 декабря 2009 г.
Внешние ссылки [ править ]

- Библиографический список, включая обзоры и курсы с использованием книги.
- Полный текст на сайте marcuse.org.