Jump to content

Одномерный человек

Одномерный человек
Обложка первого издания
Автор Герберт Маркузе
Язык Английский
Предметы Капитализм , коммунизм , демократия , индустриализация
Издатель Маяк Пресс
Дата публикации
1964
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя Распечатать
Страницы 257
ISBN 0-415-07429-0 (2-е изд.)

«Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества» — это книга немецко-американского философа и критического теоретика Герберта Маркузе , вышедшая в 1964 году , в которой автор предлагает широкую критику как современного капиталистического общества Западного блока , так и коммунистическое общество Советского Союза , документируя параллельный рост новых форм социальных репрессий в обоих этих обществах и упадок революционного потенциала на Западе. Он утверждает, что «развитое индустриальное общество » создало ложные потребности , которые интегрировали людей в существующую систему производства и потребления посредством средств массовой информации , рекламы , промышленного управления и современного образа мышления. [1]

В результате образуется «одномерная» вселенная мыслей и поведения, в которой склонность и способность к критическому мышлению и оппозиционному поведению угасают. На фоне этой преобладающей атмосферы Маркузе продвигает «великий отказ» (подробно описанный в книге) как единственное адекватное противодействие всеобъемлющим методам контроля. Большая часть книги представляет собой защиту «негативного мышления» как разрушительной силы, направленной против преобладающего позитивизма . [1]

Маркузе также анализирует интеграцию промышленного рабочего класса в капиталистическое общество и новые формы капиталистической стабилизации, ставя тем самым под сомнение марксистские постулаты о революционном пролетариате и неизбежности капиталистического кризиса . В отличие от ортодоксального марксизма , Маркузе защищает неинтегрированные силы меньшинств , аутсайдеров и радикальной интеллигенции , пытаясь питать оппозиционные мысли и поведение посредством продвижения радикального мышления и оппозиции. Он считает, что тенденции к бюрократии в предположительно марксистских странах столь же противоречат свободе, как и тенденции на капиталистическом Западе. [1] «Одномерный человек» укрепил славу Маркузе как современного западного философа . [2]

Резюме [ править ]

Маркузе резко критикует потребительство и современное « индустриальное общество », которое, по его утверждению, является формой социального контроля . Маркузе утверждает, что, хотя система, в которой живет Запад, может претендовать на демократичность , на самом деле она является тоталитарной . Определенная форма технологической рациональности проникла во все аспекты культуры и общественной жизни и стала доминирующей . Благодаря нашей идентификации с этой гегемонистской идеологией современного индустриального общества , эта идеология не только представляет собой форму « ложного сознания », но, скорее, сумела стать реальностью .

Более того, современные индустриальные общества создали « общество изобилия », которое, увеличивая комфорт, замаскировало эксплуататорский характер системы и, следовательно, усилило средства доминирования и контроля. Таким образом, современное «общество изобилия» ограничивает возможности политической революции против капитализма.

Маркузе утверждает, что в современных обществах потребления лишь немногие избранные обладают властью формировать наши представления о свободе, предлагая нам средства для приобретения собственного счастья. [3] В этом состоянии «несвободы» [4] потребители действуют иррационально, работая больше, чем от них требуется для удовлетворения реальных основных потребностей, игнорируя психологически деструктивные последствия, игнорируя отходы и ущерб окружающей среде, которые они причиняют, а также ищут социальные связи через материальные блага. [5]

Это еще более иррационально в том смысле, что создание новых продуктов, требующее утилизации старых, подпитывает экономику и поощряет необходимость больше работать, чтобы покупать больше. Индивид теряет свою человечность и становится инструментом промышленной машины и винтиком потребительской машины. Кроме того, реклама поддерживает потребительство, которое разрушает общественное поведение , распространяясь массово и информируя массы о том, что счастье можно купить, а эта идея психологически разрушительна.

Есть альтернативы противодействию потребительскому образу жизни. Антипотребительство — это образ жизни, который отрицает любое ненужное потребление, а также ненужную работу, растраты и т. д. Но даже эта альтернатива осложняется крайним взаимопроникновением рекламы и коммодификации, поскольку все является товаром, даже те вещи, которые являются реальными потребностями.

Прием [ править ]

Критический теоретик Дуглас Келлнер утверждал, что «Одномерный человек» выделяется как важнейшее произведение 1960-х годов и остается одним из самых подрывных литературных произведений двадцатого века. Несмотря на свой пессимизм, представленный цитированием слов Вальтера Беньямина в конце этой книги о том, что « Nur um der Hoffnungslosen willen ist uns die Hoffnung gegeben » [6] («Только ради тех, у кого нет надежды, нам дана надежда» [7] ), он повлиял на многих среди « новых левых» , поскольку выразил их растущее недовольство как капиталистическими обществами, так и советскими коммунистическими обществами. [1]

Маркузе похвалил критику книги Пола Мэттика .

Философ Рональд Аронсон написал в 2014 году, что «Одномерный человек» более пророчен, чем когда-либо мог себе представить Маркузе, и что он более актуален, чем когда-либо. [8]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Келлнер, Дуглас (1991). «Введение во второе издание». Герберт Маркузе, Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества . Лондон: Рутледж. стр. xi. ISBN  978-0-415-07429-2 .
  2. ^ Маклеллан, Дэвид (1975). Маркс . Глазго: Фонтана. п. 81. ИСБН  0-333-63947-2 .
  3. ^ Маркузе, Герберт (1991). «Введение во второе издание». Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества . Лондон: Рутледж. п. 3. ISBN  978-0-415-07429-2 .
  4. ^ Маркузе, Герберт (1991). «Введение во второе издание». Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества . Лондон: Рутледж. стр. 1, 7. ISBN  978-0-415-07429-2 .
  5. ^ Маркузе, Герберт (1991). «Глава 1». Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-07429-2 .
  6. ^ В. Беньямин, Избирательные пристрастия Гете , Сборник сочинений I.1 , Франкфурт-на-Майне, 1991, с. 201.
  7. ^ Маркузе, Герберт (1991). Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества . Нью-Йорк: Рутледж. п. 261. ИСБН  978-0-415-07429-2 .
  8. ^ Аронсон, Рональд (17 ноября 2014 г.). «Маркузе сегодня» . Бостонский обзор .
  9. ^ Ушев, Теодор (2008). «Друкс Флюс» . Анимационная короткометражка . Национальный совет по кинематографии Канады . Проверено 29 декабря 2009 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 284998e99a4ee1d992b0fe615c26c02f__1717365480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/2f/284998e99a4ee1d992b0fe615c26c02f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
One-Dimensional Man - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)