Jump to content

Жоау Жилберту

Жоау Жилберту
Жилберто в 2006 году
Рожденный
Жоау Жилберту ду Прадо Перейра ди Оливейра

( 10.06.1931 ) 10 июня 1931 г.
Жуазейро , Баия , Бразилия
Умер 6 июля 2019 г. ) ( 2019-07-06 ) ( 88 лет
Супруг
( м. 1959; сентябрь 1964)
Партнер(ы) Миуха (1965–1971)
Мария ду Сеу Харрис (1984–2003; 2005–2019)
Клаудия Фейсол (2003–2005)
Дети 3, включая Бабеля
Музыкальная карьера
Жанры
Род занятий
  • Музыкант
  • композитор
Инструменты
  • Гитара
  • вокал
Годы активности 1949–2008
Этикетки
Ранее из
  • Любители ритма
  • Лунные мальчики

Жоау Жилберту (урожденный Жоау Жилберту ду Прадо Перейра де Оливейра - Португальский: [ʒuˈɐ̃w ʒiwˈbɛʁtu] ; 10 июня 1931 — 6 июля 2019) — бразильский гитарист, певец и композитор, пионер музыкального жанра босса-нова в конце 1950-х годов. Во всем мире его часто называли «отцом босса-новы»; [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] в его родной Бразилии его называли «О Мито» («Легенда»). [ 4 ] В 1965 году альбом Getz/Gilberto стал первой джазовой пластинкой, получившей премию «Грэмми» как «Альбом года» . Он также выиграл лучший джазовый инструментальный альбом - индивидуальный или групповой и лучший неклассический альбом . Номинирован на «Грэмми» 1978 года в категории « Лучшее джазовое вокальное исполнение» , альбом «Amoroso» и победитель в категории «Грэмми» 2001 года с «João voz e violão» за лучший альбом мировой музыки .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Жоау Жилберту родился в Жуазейру , штат Баия, в семье Ховиниану Домингуша де Оливейры, богатого купца, и Мартинья ду Прадо Перейра де Оливейра. Он жил в родном городе до 1942 года, когда начал учиться в Аракажу , Сержипи, вернувшись в Хуазейро в 1946 году. В 14 лет Жилберту получил свою первую гитару от деда, несмотря на неодобрение со стороны отца Жилберту. [ 4 ] Еще в Жуазейро он сформировал свою первую группу под названием «Enamorados do Ritmo». Жилберто переехал в Сальвадор, штат Баия , в 1947 году. За три года, проведенные в городе, он бросил учебу, чтобы посвятить себя исключительно музыке, и в возрасте 18 лет начал свою артистическую карьеру в качестве эстрадного певца на Радио Сосьедада да Баия. [ 5 ]

Жоау Жилберту и Стэн Гетц в Нью-Йорке (1972).

Первые записи Жилберто были выпущены в Бразилии в виде двухпесенных синглов со скоростью вращения 78 оборотов в минуту в период с 1951 по 1959 год. В 1960-х годах бразильские синглы превратились в формат «двойного компакта», и Жилберто выпустил несколько EP в этом новом формате, на которых было четыре песни. рекорд 45 об/мин. В 1956 году он вернулся в Рио и завязал старые знакомства, в первую очередь с Антонио Карлосом Жобимом , который к тому времени работал композитором, продюсером и аранжировщиком на Odeon Records . Жобим был впечатлен новым стилем игры Жилберто на гитаре, и он приступил к поиску подходящей песни, чтобы представить этот стиль руководству Odeon. [ 6 ]

В 1963 году Жилберто сотрудничал с американским джазовым музыкантом Стэном Гетцем над альбомом Getz/Gilberto, который был выпущен в следующем году. Жобим играл на фортепиано в альбоме, тогдашняя жена Жилберто Астру исполняла вокал на английском языке, а он пел на португальском. Хотя Аструд Жилберту была в студии звукозаписи только со своим мужем, Жоау Жилберту попросил ее спеть на нескольких треках, поскольку он не мог петь по-английски. В результате дуэтом они записали трек " The Girl from Ipanema ", который стал главным хитом альбома. [ 7 ] На 7-й ежегодной церемонии вручения премии «Грэмми» Гетц /Жильберто получил три награды, в том числе «Альбом года» , что стало первым случаем, когда джазовый альбом получил такую ​​награду. [ 8 ]

Жилберто был известен своими требовательными стандартами акустики и шумоподавления. Во время записи песни "Rosa Morena" он настоял на том, чтобы сделать 28 дублей, чтобы добиться произношения буквы "o" в "Rosa". правильного [ 9 ] Тем не менее, несмотря на свои высокие акустические стандарты, он пропустил предусмотренную контрактом проверку звука перед выступлением в июле 2003 года в Hollywood Bowl в Лос-Анджелесе. Эта халатность (и последовавшее за ней звуковое фиаско) побудила публику покинуть площадку еще до окончания концерта. [ 10 ] В 1997 году Жилберто подал в суд на звукозаписывающую компанию EMI из-за переиздания нескольких его ранних работ, которые, как он утверждал, были плохо ремастированы. По сообщению The New York Times , «в заявлении его тогдашнего адвоката говорилось, что переиздания содержат звуковые эффекты, которые «не относятся к оригинальным записям, банализируя творчество великого артиста». После инцидента EMI прекратила производство рассматриваемых альбомов, и по состоянию на 2008 год решение по иску еще не принято. [ 11 ]

В 2001 году Жилберту получил премию «Грэмми» в категории «Лучший альбом мировой музыки» на 43-й ежегодной премии «Грэмми» за работу над альбомом João Voz e Violão . [ 12 ] Год спустя он был введен в Международный зал славы латиноамериканской музыки . [ 13 ]

В сентябре 2003 года Жилберто дал четыре концерта в Японии. [ 14 ] Его выступление на Токийском международном форуме 12 сентября было записано для концертного альбома In Tokyo , выпущенного в 2004 году. [ 15 ] На 6-й ежегодной церемонии вручения премии Latin Grammy Awards в 2005 году In Tokyo был номинирован на лучший альбом MPB . [ 16 ] 17 мая 2017 года Жилберто получил степень почетного доктора музыки Колумбийского университета , но не присутствовал на церемонии вручения. [ 17 ]

Роль в босса-нове

[ редактировать ]

С появлением микрофона и усилителя в Бразилии Жилберто понял, что источник звука не обязательно должен быть интенсивным, что касается голоса и инструмента, которые благоприятствуют тонким и внутренним интерпретациям. С другой стороны, на момент первых записей «боса-новы» в Бразилии еще не было высококачественного записывающего оборудования, способного воспроизводить более сложные звучания. Благодаря этому Жилберто и Том Жобим , первый аранжировщик Жилберто, разработали сложные гармонии под влиянием американской музыки и в то же время упростили общее звучание из-за ограничений оборудования. [ 18 ]

В июле 1958 года Элизете Кардозу выпустила знаменитую пластинку Canção do Amor Demais , содержащую песни Тома Жобима и Винисиуса де Мораеша . Пластинка, однако, вошла в историю бразильской популярной музыки по другой причине: Жилберту аккомпанировал Кардосо на гитаре в треках "Chega de Saudade" и "Outra Vez", которые были первыми записями так называемого "бита босса-новы". ". В августе того же года Жилберту выпустил пластинку на 78 об / мин, содержащую «Chega de Saudade» и «Bim Bom», записанную в Odeon при сотрудничестве с Жобимом, Доривалом Каймми и Алоизио де Оливейра . Эта пластинка положила начало жанру « босанова » и вскоре имела коммерческий успех. В записи Жилберто были аранжировки Жобима и участие Милтона Банана , среди других артистов. Жилберто ввел новшество, использовав для записи два микрофона: один для голоса, а другой для гитары. Таким образом, гармония стала слышна более отчетливо. До этого песни записывались только с одним микрофоном, подчеркивая голос в ущерб гитаре. Благодаря этому нововведению голос и гитара могли бы конкурировать на равных, если бы голос сохранял естественную интенсивность. Таким образом, необходимо было оформить голос по громкости, близкой к обычной речи. В случае с Жилберто громкость голоса и гитары остается одинаковой, микрофоны улавливают оба источника звука одинаково, и, при необходимости, изменение громкости обоих будет происходить в равной пропорции. В 1959 году Жилберто выпустил еще одну версию на 78 оборотов в минуту, содержащую " Desafinado » Жобима и Ньютона Мендонсы и «Hô-bá-lá-lá», написанная им самим. В марте 1959 года он выпустил пластинку Chega de Saudade , которая имела успех в продажах и оказала большое влияние на историю Бразилии. музыка. [ 18 ]

Музыкальный стиль

[ редактировать ]

Стиль Жилберто сочетает в себе традиционные элементы самбы с более современным джазом . [ 1 ] [ 3 ] Его «уникальный» [ 1 ] Стиль акустической гитары включает в себя синкопированный ритм взятых аккордов с последовательностями аккордов , укорененными в джазовой традиции. [ 3 ] Его вокальный стиль описывается как «непринужденный и сдержанный». [ 3 ] В 2023 году журнал Rolling Stone поставил Жилберто на 81-е место в своем списке 200 величайших певцов всех времен. [ 19 ] Леонардо Роша в своем некрологе для BBC утверждает, что музыка Жилберту описывает «период огромного оптимизма в Бразилии». [ 1 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Жилберто впервые женился на певице Атруде Вайнерт . [ 20 ] с которым он сотрудничал при записи хита « Девушка из Ипанемы »; у пары родился сын по имени Жоау Марсело. [ 21 ] Они развелись, и позже он женился на певице Миухе (умерла в 2018 г.); у них родилась дочь Бебель Жилберто , которая тоже певица. Позже они расстались. У Жилберто также была дочь от журналистки Клаудии Фейсол. [ 1 ] [ 3 ]

Жилберто жил один примерно с 2009 года. Его последние годы были отмечены проблемами с деньгами, а также ухудшением здоровья. [ 1 ] , предъявила ему иск и выселила его из квартиры в Леблоне В 2011 году домовладелица, графиня Джорджина Брандолини д'Адда . [ 22 ] В декабре 2017 года сообщалось, что его дочь Бебель пытается взять под контроль его финансовые дела из-за ухудшения его психического состояния и растущей задолженности. [ 23 ]

6 июля 2019 года Жилберто скончался в своей квартире в Рио-де-Жанейро. [ 24 ] Его тело было похоронено в Нитерое после частной церемонии 8 июля 2019 года. [ 25 ]

В своей статье в The Guardian после своей смерти Дом Филлипс описал Жилберто как «… одного из величайших музыкантов и композиторов страны, гения-затворника среди нации экстравертов, чье творчество напоминает более счастливые и оптимистичные времена для глубоко разделенной нации». [ 26 ] В The Washington Post поп-критик Крис Ричардс сказал: «Его голос был одним из самых интимных звуков 20-го века – более мелодичным, чем вздох, более ритмичным, чем болтовня, едва-едва. Каждый слог, появлявшийся на его губах, нес в себе воздух. непринужденности, но Жилберто упорно трудился, чтобы найти то священное место, где человеческое дыхание становится музыкой». [ 27 ]

Дискография

[ редактировать ]

Жилберто выпустил несколько студийных и концертных альбомов: [ 28 ]

Концерт Жилберто, 1996 год.
Премия Год [ А ] Получатель или номинальный получатель Категория Результат Ссылка.
Премии Грэмми 1965 Гетц/Жильберто Альбом года Выиграл [ 30 ]
Лучший инженерный альбом, неклассический Выиграл
Лучший джазовый инструментальный альбом Выиграл
2001 Жоао голос и гитара Лучший альбом мировой музыки Выиграл [1]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Указывает год церемонии. Каждый год по возможности связан со статьей о наградах, проведенных в этом году.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж «Жоау Жилберту: бразильский «отец босса-новы» умирает в возрасте 88 лет» . Би-би-си . 7 июля 2019 года . Проверено 7 июля 2019 г.
  2. ^ «Бразильский музыкант Жоау Жилберту умер в возрасте 88 лет» . Хранитель . 6 июля 2019 года . Проверено 7 июля 2019 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Робин Денселоу (6 июля 2019 г.). «Некролог Жоау Жилберту» . Хранитель . Проверено 7 июля 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б Дуган, Джон. «Жоау Жилберту - Биография и история» . Вся музыка . Проверено 8 июля 2019 г.
  5. ^ * Гарсия, Уолтер (1999). Бим бом: противоречие без конфликтов Жоау Жилберту (на португальском языке). Мир и Земля. ISBN  852190343X . Проверено 7 июля 2019 г.
  6. ^
  7. ^ Макгоуэн, Крис; Пессанья, Рикардо (1998). Бразильское звучание: самба, босса-нова и популярная музыка Бразилии . Издательство Университета Темпл. п. 68. ИСБН  9781566395458 .
  8. ^ Руджеро, Боб (26 июня 2014 г.). «Девушка из Ипанемы - в 50 лет все еще сводит с ума (джаз)» . Хьюстон Пресс . Проверено 9 июля 2019 г.
  9. ^ Чедиак, Альмир (1990). Боссанова (на португальском языке). Братья Витале. ISBN  9788585426347 .
  10. ^ Хекман, Дон (25 июля 2003 г.). «Настроен на совершенство, но так и не достиг» . Лос-Анджелес Таймс . ISSN   0458-3035 . Проверено 19 февраля 2018 г.
  11. ^ Рэтлифф, Бен (15 июня 2008 г.). «Новаторские пластинки Жоау Жилберту в стиле босса-нова оказались в юридической неопределенности» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 декабря 2017 г.
  12. ^ «Награды» . Национальная академия звукозаписывающих искусств и наук. 30 апреля 2017 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
  13. ^ «Клинки, Жобим среди призывников Латинского зала» . Рекламный щит . 4 апреля 2001 года . Проверено 8 июля 2019 г.
  14. ^ Лаудон, Кристофер (1 октября 2004 г.). «Жоао Жилберту: В Токио» . ДжазТаймс . Проверено 8 июля 2019 г.
  15. ^ О'Нил, Тим (7 июня 2004 г.). «Жоау Жилберту: В Токио» . ПопМатерс . Проверено 8 июля 2019 г.
  16. ^ «Полный список номинантов 6-й ежегодной Латинской Грэмми» . Реестр округа Ориндж . 4 ноября 2005 г. Проверено 8 июля 2019 г.
  17. ^ «Жоау Жилберту получит степень почетного доктора» . Музыкальный факультет Колумбийского университета . 12 апреля 2017 года . Проверено 9 декабря 2017 года .
  18. ^ Jump up to: а б
  19. ^ «200 величайших певцов всех времен» . Роллинг Стоун . 1 января 2023 года . Проверено 27 июня 2023 г.
  20. ^ «Художник: Аструд Жилберто» . Национальная академия звукозаписывающих искусств и наук . Проверено 16 июля 2019 г.
  21. ^ «Глаза в глаза» (на португальском языке). Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 года . Проверено 16 июля 2019 г.
  22. ^ * «ЭГО – НОВОСТИ – Жоау Жилберту возвращает квартиру графине, сообщает газета» . ego.globo.com . Архивировано из оригинала 2 августа 2020 года . Проверено 9 января 2018 г.
  23. ^ Clarin.com. «Драма Жоао Жилберту, одного из отцов босса-новы» (на испанском языке) . Проверено 8 февраля 2018 года .
  24. ^
  25. ^ «Бразилия оплакивает основателя босса-новы Жоау Жилберту, когда он похоронен в Рио» . Рейтер . 8 июля 2019 года . Проверено 9 июля 2019 г.
  26. ^ Филлипс, Дом (7 июля 2019 г.). «Бразилия оплакивает смерть музыканта Жоау Жилберту» . Хранитель .
  27. ^ Ричардс, Крис (7 июля 2019 г.). «Перспектива | Жоау Жилберту пел колыбельные будущему» . Вашингтон Пост . Проверено 5 октября 2019 г.
  28. ^
  29. ^ Баия, привет, привет. «Реликварий: Жоау Жилберту (концерт на Sesc 1998) появится на всех потоковых платформах и на компакт-дисках» . Ало Ало Баия (на бразильском португальском языке) . Проверено 21 июня 2023 г.
  30. ^ «В 1965 году Жоау Жилберту вошел в историю, выиграв премию «Грэмми» в номинации «Альбом года» . 6 июля 2019 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2be52d5a9a5adb07d9ec0ea42d69b140__1723154220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/40/2be52d5a9a5adb07d9ec0ea42d69b140.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
João Gilberto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)