панславизм
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Панславизм , движение, сформировавшееся в середине XIX века, представляет собой политическую идеологию, направленную на обеспечение целостности и единства славянского народа . Его основное влияние произошло на Балканах , где неславянские империи управляли южными славянами на протяжении веков. В основном это были Византийская империя , Австро-Венгрия , Османская империя и Венеция .
Происхождение
[ редактировать ]Обширный панславизм начался во многом так же, как и пангерманизм : оба эти движения процветали из чувства единства и национализма , возникшего внутри этнических групп после Французской революции и последующих наполеоновских войн против традиционных европейских монархий. Как и в других романтических националистических движениях, славянские интеллектуалы и ученые в развивающихся областях истории , филологии и фольклора активно поощряли интерес славян к их общей идентичности и происхождению. Панславизм сосуществовал со стремлением южных славян к независимости.
Обычно используемыми символами панславянского движения были панславянские цвета (синий, белый и красный) и панславянский гимн « Эй, славяне» .
Первыми панславистами были хорватский писатель XVI века Винко Прибоевич , далматинец Александр Комулович (1548–1608), хорват Бартол Кашич (1575–1650), рагузан Иван Гундулич (1589–1638) и хорватский католический миссионер Юрай. Крижанич ( ок. 1618 – 1683). [1] [2] [3] Такие ученые, как Томаш Камуселла, приписывают ранние проявления панславянской мысли в Габсбургской монархии словакам Адаму Францу Коллару (1718–1783) и Павлу Юзефу Шафарику (1795–1861). [4] [5] [ нужна цитата для проверки ] Движение панславизма быстро росло после окончания наполеоновских войн в 1815 году. После войн лидеры Европы стремились восстановить довоенный статус-кво . На Венском конгрессе 1814–1815 годов представитель Австрии принц фон Меттерних обнаружил угрозу этому статус-кво в Австрийской империи через требования националистов о независимости от империи. [6] В то время как подданные Вены включали многочисленные этнические группы (такие как немцы, итальянцы , румыны , венгры и т. д.), славянская часть населения (поляки, русины, украинцы, чехи, словаки, словенцы, сербы, боснийцы и хорваты) вместе составляли существенная, если не самая крупная, этническая группа.
Первый панславянский конгресс, Прага, 1848 г.
[ редактировать ]Первый панславянский конгресс состоялся в Праге , Богемия , в июне 1848 года, во время революционного движения 1848 года . Чехи отказались послать представителей во Франкфуртскую ассамблею, считая, что славяне имеют явный интерес, чем немцы. австрослав Председательствовал на Франтишек Палацкий мероприятии . Большинство делегатов были чехами и словаками. Палацкий призвал к сотрудничеству Габсбургов , а также поддержал монархию Габсбургов как политическую формацию, которая, скорее всего, защитит народы Центральной Европы . Когда немцы попросили его высказаться в пользу их стремления к национальному единству, он ответил, что не будет, так как это ослабит государство Габсбургов: «Поистине, если бы не то, что Австрия уже давно существовала, то это было бы необходимо, в в интересах Европы , в интересах самого человечества создать его».
Панславянский конгресс собрался во время революционных волнений 1848 года. Молодые жители Праги вышли на улицы, и в ходе противостояния шальная пуля убила жену фельдмаршала Альфреда I, принца Виндиш-Гретца , командующего Австрийские войска в Праге. В ярости Виндишгрец захватил город, распустил конгресс и ввел военное положение по всей Богемии.
Панславизм в Чехии и Словакии
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2017 г. ) |
Первый панславянский съезд состоялся в Праге со 2 по 16 июня 1848 года. [8] Делегаты съезда были настроены как антиавстрийски , так и антироссийски . Тем не менее «правые» — умеренно либеральное крыло Конгресса — под руководством Франтишека Палацкого (1798–1876), чешского историка и политика, [9] и Павол Юзеф Шафарик (1795–1861), словацкий филолог, историк и археолог, [10] выступал за автономию славянских земель в рамках Австрийской (Габсбургской) монархии. [11] В отличие от «левых» — радикального крыла Конгресса — под руководством Карела Сабины (1813–1877), чешского писателя и журналиста, Йозефа Вацлава Фрича , чешского националиста, Кароля Либельта (1817–1861), польского писатель, политик и другие настаивали на тесном союзе с революционно-демократическим движением, имевшим место в Германии и Венгрии в 1848 году. [11]
Национальное возрождение в венгерской «Верхней земле» (ныне Словакия ) пробудилось в совершенно новом свете как до Словацкого восстания 1848 года, так и после него. Движущей силой этого движения возрождения были словацкие писатели и политики, называвшие себя Штуровцами, последователи Людовита Штура . Поскольку словацкая знать была мадьяризирована , а большинство словаков были просто фермерами или священниками, это движение не привлекло большого внимания. Тем не менее, кампания увенчалась успехом, поскольку братское сотрудничество хорватов и словаков приносило свои плоды на протяжении всей войны. Однако большая часть боев между словаками и венграми обернулась не в пользу словаков, которых материально-технически поддерживали австрийцы, но недостаточно. Нехватка рабочей силы также оказалась решающей.
Во время войны Словацкий национальный совет представил свои требования молодому австрийскому императору Францу Иосифу I , который, похоже, принял их к сведению и пообещал поддержку словакам против революционно-радикальных венгров. Однако в тот момент, когда революция закончилась, словацкие требования были забыты. Эти требования включали автономную землю в составе Австрийской империи под названием «Словенский край», которую в конечном итоге возглавил сербский принц. Этот акт невежества со стороны императора убедил словацкую и чешскую элиту, которая провозгласила концепцию австрославизма мертвой.
Разочарованный политикой императора, в 1849 году Людовит Штур, человек, который систематизировал первый официальный словацкий язык , написал книгу, которую он назвал «Славянство и мир будущего» . Эта книга послужила манифестом, в котором он отметил, что австрославизм больше не тот путь, которым следует идти. Он также написал фразу, которая до сих пор часто служит цитатой: «Каждому народу своя пора под Божьим солнцем, и липа [символ славян] цветет, а дуб [символ германцев] цвел долго. назад." [12]
Однако он выразил доверие к Российской империи , поскольку это была единственная страна славян, над которой никто не доминировал, но при этом она была одной из самых могущественных стран в мире. Он часто символизировал славян как дерево, где «малые» славянские народы были ветвями, а ствол дерева был русским. Его панславянские взгляды получили распространение в этой книге, где он заявил, что земля словаков должна быть присоединена к царской империи и что в конечном итоге население может быть не только русифицировано , но и обращено в обряд православия , изначально распространявшуюся религию. Кириллом и Мефодием во времена Великой Моравии , служившим противодействием католическим миссионерам из франков . После венгерского вторжения в Паннонию венгры обратились в католицизм , что оказало эффективное влияние на славян, живших в Паннонии и на землях к югу от Леха.
Однако Российская империя часто называла панславизм оправданием своих агрессивных действий на Балканском полуострове Европы против Османской империи, которая завоевала и удерживала земли славян на протяжении веков. В конечном итоге это привело к Балканскому походу Российской империи, в результате которого с помощью и по инициативе Российской империи все Балканы были освобождены от Османской империи. [13] Панславизм имеет сторонников среди чешских и словацких политиков, особенно среди националистических и крайне правых, таких как Народная партия – Наша Словакия.
Во время Первой мировой войны пленным славянским солдатам было предложено бороться против «угнетения в Австрийской империи». Следовательно, некоторые это сделали. (см. Чехословацкие легионы )
Создание независимой Чехословакии сделало старые идеалы панславизма анахронизмом. Отношения с другими славянскими государствами были разными, иногда они были настолько напряженными, что перерастали в вооруженный конфликт, например, со Второй Польской республикой , где пограничные столкновения из-за Силезии привели к короткому враждебному конфликту - Польско-чехословацкой войне . Даже напряженность между чехами и словаками возникла до и во время Второй мировой войны.
Панславизм среди южных славян
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2017 г. ) |
Панславизм на юге, поддерживаемый в основном сербами , часто обращался за поддержкой к России . [14] Южнославянское движение выступало за независимость славянских народов в составе Австро-Венгерской империи , Венецианской республики и Османской империи . Большинство сербских интеллектуалов стремились объединить всех южных, балканских славян, будь то католики ( хорваты , словенцы ), мусульмане ( босняки , помаки ) или православные ( сербы , македонцы , болгары ) как «южно-славянскую нацию трех конфессий».
Австрия опасалась, что панслависты поставят под угрозу империю. В Австро-Венгрии южные славяне были распределены по нескольким образованиям: словенцы в австрийской части ( Крниола , Штирия , Каринтия , Гориция и Градишка , Триест , Истрия ), хорваты и сербы в венгерской части в составе автономного королевства Хорватия-Славония и в австрийская часть в составе автономного королевства Далмация и в Боснии и Герцеговине под прямым контролем из Вены. Из-за другого положения внутри Австро-Венгрии среди южных славян Австро-Венгрии преобладало несколько разных целей. Сильной альтернативой панславизму был австрославизм . [15] особенно среди хорватов и словенцев. Поскольку сербы были рассредоточены по нескольким регионам и были связаны с независимым национальным государством Королевства Сербия , они были одними из самых решительных сторонников независимости южных славян от Австро-Венгрии и объединения в общее государство под властью сербов. монархия.
Когда в 1863 году Ассоциация сербских филологов отмечала смерть Кирилла тысячей лет назад, ее президент Димитрие Матич говорил о создании «этнически чистого» славянского народа: «С Божьей помощью должен быть целый славянский народ с чисто славянским народом». лиц и чисто славянского характера». [16]
После Первой мировой войны создание Королевства Югославии под властью сербской королевской семьи из династии Караджорджевичей объединило большинство южных славяноязычных народов , независимо от религии и культурного происхождения. Единственными, с кем они не объединились, были болгары. Тем не менее, в годы после Второй мировой войны высказывались предложения включить Болгарию в состав Великой Югославии, объединив таким образом все южнославяноязычные страны в одно государство. [17] От этой идеи отказались после раскола между Иосипом Броз Тито и Иосифом Сталиным в 1948 году. Впоследствии это привело к некоторым ожесточенным отношениям между народами Югославии и Болгарии.
В конце Второй мировой войны лидер партизан смешанного происхождения Иосип Броз Тито стал президентом Югославии, и страна стала социалистической республикой с девизом « Братство и единство » между различными славянскими народами.
Панславизм в Польше
[ редактировать ]За исключением России, польский народ отличается от других славянских народов тем, что пользовался независимостью в составе различных образований в течение нескольких столетий до появления панславизма.
После 1795 года революционная и наполеоновская Франция оказала влияние на многих поляков, которые стремились к восстановлению существующей страны , особенно потому, что Франция была общим врагом Австрии, Пруссии, а также России. Панславянская риторика России встревожила поляков. Панславизм не был полностью принят среди поляков в ранний период. Тем не менее Польша выразила солидарность с теми из своих собратьев-славянских народов, которые пострадали от угнетения и стремились к независимости.
Хотя панславизм как идеология был враждебен интересам Австро-Венгрии , поляки вместо этого приняли широкую автономию внутри государства и заняли лояльную позицию по отношению к Габсбургам. В рамках Австро-Венгерского государства они смогли развить свою национальную культуру и сохранить польский язык , оба из которых находились под угрозой как в Германской , так и в Российской империи. Была предложена панславянская федерация, но при условии, что Российская империя будет исключена из такого образования. После того, как Польша восстановила свою независимость (от Германии, Австрии и России) в 1918 году, ни одна внутренняя фракция не рассматривала панславизм как серьезную альтернативу, рассматривая панславизм как русификацию . В коммунистическую эпоху Польши СССР использовал панславизм как инструмент пропаганды, чтобы оправдать свой контроль над страной. Проблема панславизма не была частью нынешней основной политики и широко рассматривается как идеология российского империализма .
Панславизм в России.
[ редактировать ]Во времена Союза Советского большевистское учение рассматривало панславизм как реакционный элемент, связанный с Российской империей . [18] В результате большевики сочли это противоречащим их марксистской идеологии. Панслависты даже подвергались преследованиям во время сталинских репрессий в Советском Союзе (см. Дело славистов ). Сегодня ультранационалистические партии, такие как партия «Русское национальное единство », выступают за «Славянский союз», в котором доминируют русские, но этот тип ирредентизма стал мейнстримом вместе с путинизмом и рашизмом , при этом правительство неоднократно призывало в своих выступлениях к экспансионизму. [19] принятие ирредентистских концепций, включая Молдову, [20] [21] Украина [22] и другие славяноязычные страны-члены НАТО . [23] [24]
Современные разработки
[ редактировать ]Подлинная идея единства славянского народа практически исчезла после Первой мировой войны , когда была сформулирована максима « Версаль и Трианон положили конец всему славянству». [25] и в значительной степени прекратилось с падением коммунизма в Центральной и Восточной Европе в конце 1980-х годов, что привело к распаду федеративных государств, таких как Чехословакия и Югославия . [26] [27] В настоящее время существуют различные отношения между славянскими странами; они варьируются от взаимного уважения на равных и симпатии друг к другу через традиционную неприязнь и вражду до безразличия. Никакие формы, кроме организаций, ориентированных на культуру и наследие, в настоящее время не считаются формами сближения между странами славянского происхождения. [28] Политические партии, которые включают панславизм в свою программу, обычно живут на окраинах политического спектра или являются частью контролируемой и системной оппозиции в Беларуси , России и оккупированных территориях в рамках ирредентистской панславистской кампании России . . [29] [30]
Политическая концепция еврославянства развилась из идеи, что европейская интеграция решит проблемы славянских народов и будет способствовать миру, единству и сотрудничеству на равных условиях внутри Европейского Союза . [31] [32] Концепция направлена на сопротивление сильным мультикультурным тенденциям Западной Европы , доминирующему положению Германии , выступает против славянофилии и, как правило, поощряет демократию и демократические ценности. Многие еврослависты считают возможным объединить славянские общины без исключения России из европейского культурного пространства . [33] но также выступают против русофилии и представлений о славянстве под российским господством и ирредентизме . [31] Это считается современной формой австро-славянских и неославянских движений. [34] [35] Их происхождение восходит к середине XIX века: впервые они были предложены чешским либеральным политиком Карелом Гавличком Боровским превратил их в предварительную политическую программу в 1846 году, когда чешский политик Франтишек Палацкий и завершил первый президент Чехословакии Томаш Гарриг Масарик. в своей работе «Новая Европа: славянская точка зрения» . [36]
Современные взгляды
[ редактировать ]Хотя панславизм остается популярным в умеренных и экстремистских политических кругах, его популярность в обществе пошла на убыль. После краха югославизма и чехословакизма национализм в славянских странах теперь сосредоточен на самоопределении и внеэтнических отношениях (как в Венгрии и Польше ). Русско -украинская война сыграла разделительную роль. [37] и пророссийские настроения стали менее популярными. Напряженность также возросла с украинской стороны, и по экономическим причинам экспорт украинского зерна пришлось на время запретить во многих славянских странах, таких как Польша и Словакия, после протеста фермеров во многих европейских странах. [38] [39]
Создание панславянских языков
[ редактировать ]Сходство славянских языков вдохновило многих на создание зональных вспомогательных панславянских языков, позволяющих всем славянам общаться друг с другом. В прошлом было создано несколько таких языков, но в эпоху Интернета их стало гораздо больше . Наиболее ярким современным примером является межславянский язык . [40]
Популярная культура
[ редактировать ]Панславянские страны, организации и союзы появляются в различных художественных произведениях.
В пошаговой стратегии 4X Civilization : Beyond Earth 2014 года есть игровая фракция под названием Славянская Федерация — научно-фантастическое видение Восточной Европы и Западной Азии, преобразованное в мощное единое государство с упором на аэрокосмические, технологические исследования и земная инженерия. [41] [42] Ее лидер, бывший космонавт Вадим Козлов, которого озвучивает Матеуш Павлючук, говорит на смеси русского и украинского языков с сильным польским акцентом. [43] [44] В исторических великих стратегических играх Crusader Kings II и Europa Universalis IV игрок может объединить славянские территории посредством политических союзов и многоэтнических королевств. [45] В стратегических играх в реальном времени Ancestors Legacy и HD-издании Age of Empires II представлены вымышленные версии ранних славян , которые включают в себя и объединяют элементы разных славянских народов. [45]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон М. Летич и Василий Дмитришин: «Российское государственное управление: Политика Юрия Крижанича», Оксфорд и Нью-Йорк, 1985 г.
- ^ Иво Банац : «Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика» , Cornell University Press, 1988, стр. 71
- ^ Восемнадцатый век: текущая библиография . Американское общество исследований восемнадцатого века. 1992. с. 162. ИСБН 9780001610996 .
... работы некоторых ранних «панславских» идеологов шестнадцатого (Прибоевич) и семнадцатого (Гундулич, Комулович, Касич,...)
- ^ Камуселла, Томаш (16 декабря 2008 г.). «Словацкий случай: от славяноязычного населения Верхней Венгрии к словацкому национализму и чехословацкой нации». Политика языка и национализма в современной Центральной Европе (переиздание). Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. п. 539. ИСБН 9780230583474 . Проверено 16 октября 2022 г.
Видение Коллара и Шафарика призывало к культурному единству всех славян, а также к политическому сотрудничеству и возможному единству славянских жителей Австрийской империи.
- ^ Роберт Джон Уэстон Эванс, Глава «Гражданство в Центрально-Восточной Европе: восприятие и определение до 1848 года». Австрия, Венгрия и Габсбурги: Очерки Центральной Европы, ок. 1683–1867 . 2006.
- ^ Вик, Брайан Э. (2014). «Между реакцией и реформой». Венский конгресс: власть и политика после Наполеона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 275. ИСБН 9780674745483 . Проверено 16 октября 2022 г.
Готовность частично работать с национальными чувствами в рамках Габсбургов [...] достигла вершины: Стадиона, но также и Меттерниха. Приверженность Меттерниха можно было увидеть в небольшой символической форме на его костюмированном балу в народных костюмах Габсбургов, но также она проявилась и в его планах относительно вновь завоеванных Австрией итальянских и польских провинций. Меттерних не выступал за полное федеральное преобразование империи Габсбургов, как предполагали некоторые, но он также не выступал против уступок предполагаемому национальному духу, как утверждали некоторые критики этой интерпретации. [...] Меттерних и австрийцы, конечно, верили, что существует итальянский национальный дух, которого они боялись и против которого выступали, если он указывал на национальную независимость и республиканизм, и они действительно намеревались бороться с ним посредством политики «парцелизации», которая заключается в укреплении местной идентичности как средстве сдерживания роста национальных настроений. [...] Меттерних и Франц, например, надеялись обратиться к «ломбардскому духу», чтобы противодействовать «так называемому итальянскому духу».
- ^ Вилинбахов Г. В. Государственная геральдика в России: Теория и практика (in Russian)
- ^ См. примечание 134 на странице 725 Собрания сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 14 (Международные издательства: Нью-Йорк, 1980).
- ↑ См. биографическую справку на странице 784 Собрания сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 14 .
- ↑ См. биографическую справку на стр. 787 Собрания сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 14.
- ^ Перейти обратно: а б См. примечание 134 на странице 725 Собрания сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 14 .
- ^ ( Словацкий : Каждому народу свое время под Божьим солнцем, и липа цветет после того, как дуб уже давно расцвел. ) Славяне и мир будущего. Братислава 1993, с. 59 .
- ^ Фридрих Энгельс, «Германия и панславизм», содержащиеся в Собрании сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса: Том 14 , стр. 156-158.
- ^ Явус, М. Хакан; Слаглетт, Питер (2011). Война и дипломатия: Русско-турецкая война 1877-1878 годов и Берлинский мирный договор . Солт-Лейк-Сити: Университет Юты. стр. 1–2. ISBN 978-1607811503 .
- ^ Магочи, Роберт; Поп, Иван, ред. (2005), «Австрославизм», Энциклопедия русинской истории и культуры , Торонто: University of Toronto Press, стр. 21
- ^ Ассоциация сербской филологии: Миллениал 1863: 4
- ^ Рамет, Сабрина П.; Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918–2005 гг .; Издательство Университета Индианы , 2006 г. ISBN 0-253-34656-8
- ^ "Панславизм / Большая советская энциклопедия" . www.gatchina3000.ru . Retrieved 2022-02-01 .
- ^ «Речь Путина напомнила российскую империю – угроза не ограничивается Украиной» . Хранитель . 22 февраля 2022 г. Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «На фоне растущей российской угрозы Молдова рассматривает возможность отказа от нейтралитета» . РСЕ/РФЛ . 25 мая 2022 г. Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «Следующая война: Как российская гибридная агрессия может угрожать Молдове» . ЕСФР . 29 июля 2022 г. Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «Путин: русские и украинцы — «один народ» » . АП Новости . 20 июля 2019 года . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «Почему у Путина нет никаких «законных претензий» на территории и государственность стран Восточной Европы» . ТЕПСА . 17 февраля 2022 г. Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «Россия требует, чтобы НАТО отступило из Восточной Европы и держалось подальше от Украины» . Рейтер . 17 декабря 2021 г. Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Сравнительное славянство, том 6, Роман Якобсон
- ^ Улам, Адам Б. (1951). «История советско-югославского спора» . Обзор политики . 13 (1): 39–63. дои : 10.1017/S0034670500046878 . JSTOR 1404636 . S2CID 146474329 . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «Бывшая Югославия 101: Распад Балкан» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 18 февраля 2008 г. Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ Гинс, Джордж К. (1948). «Вырождение панславизма » . Американский журнал экономики и социологии . 8 (1): 50–59. дои : 10.1111/j.1536-7150.1948.tb00729.x . JSTOR 3483821 . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Левин, Луи (1914). «Панславизм и европейская политика» (PDF) . Политология ежеквартально . 29 (4): 664–686. дои : 10.2307/2142012 . JSTOR 2142012 . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ "Иными словами, панславянская обида не является странной для российских евразийцев, однако она преимущественно ограничивается постсоветским пространством. В этом и заключается разница между евразийцами и русскими радикальными националистами в их современном отношении к панславянству. -Славизм - единственные, кто следует традициям и идейному посланию центрально- и южноевропейского панславизма царской России. Панславизм служит для них инструментом демонстрации решительных антизападных настроений. «исторический» фольклор, используемый во внутриполитических баталиях, который так сладко звучит для русского уха. Идеи панславизма находят некоторый отголосок лишь у некоторых сербских и отчасти словацких националистов» Александра Дулебы «От господства к партнерству». - Перспективы отношений России, Центральной и Восточной Европы», Итоговый отчет Программы стипендий исследований НАТО , 1996-1998 гг . [1]
- ^ Перейти обратно: а б Вагнер, Лукас (2009), Русская рулетка ЕС (PDF) , Тампере: Университет Тампере, стр. 74–78, 85–90 , получено 19 марта 2017 г.
- ^ Моравек, Штефан (2007). Патриотизм и шовинизм (PDF) (на словацком языке). Братислава: Аппарат правительства Словацкой Республики. Мистер. 97. ИСБН 978-80-88707-99-8 . Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ Лукеш, Игорь (1996). Чехословакия между Сталиным и Гитлером . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 5. ISBN 0-19-510266-5 .
- ^ Магкоси, Роберт; Поп, Иван, ред. (2002), «Австрославизм», Энциклопедия русинской истории и культуры , Торонто: University of Toronto Press, стр. 21 , ISBN 0-8020-3566-3
- ^ Микулашек, Алексей (2014). «О сосуществовании славянской и еврейской культур» (на чешском языке). Союз чешских писателей . Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ Масарик, Томаш Г. (2016). Новая Европа: славянская точка зрения (на чешском языке) (5-е изд.). Прага: Институт Т.Г. Масарика. ISBN 978-80-86142-55-5 .
- ^ «Вторжение России в Украину — лишь последнее проявление панславянского авторитаризма | Институт Мизеса» . сайт mises.org . 08.04.2022 . Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ «Польша, Венгрия, Словакия вводят собственные запреты на зерно в Украине по мере истечения срока действия мер ЕС» . ПОЛИТИКА . 16 сентября 2023 г. Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ «Протесты фермеров: ЕС ограничит часть украинского беспошлинного импорта» . 20 марта 2024 г. Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ Кацикас, Сократис К.; Зоркадис, Василиос (2017). «4. Межславянский эксперимент» . Электронная демократия – сохраняющие конфиденциальность, безопасные и интеллектуальные услуги электронного правительства . Афины , Греция : Спрингер. п. 21. ISBN 978-3319711171 .
- ^ Хайдас, Алекс (13 ноября 2016 г.). «Лучшие спонсоры Beyond Earth & Rising Tide» . celjaded.com . СелДжадед . Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ «Славянская Федерация» . ign.com . ИГН . 31 октября 2014 г. Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ «Цивилизация: За пределами Земли (Видеоигра, 2014) — Матеуш Павлючук в роли Вадима Петровича Козлова» . imdb.com . IMDB . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Гонинон, Марк (11 ноября 2014 г.). «Нации-члены фракций-спонсоров в Civilization: Beyond Earth» . choicestgames.com . Самые отборные игры . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Историческая Восточная Европа в видеоиграх» . youtube.com . Бамул Гейминг. 06.03.2017 . Проверено 25 марта 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кон, Ганс. Национализм: его значение и история (ван Ностранд, 1955).
- Кон, Ганс (1961). «Влияние панславизма на Центральную Европу». Обзор политики . 23 (3): 323–333. дои : 10.1017/s0034670500008767 . JSTOR 1405438 . S2CID 145066436 .
- Петрович Б.М. Возникновение русского панславизма, 1856-1870 (издательство Колумбийского университета, 1956).
- Kostya S. Pan-Slavism (Danubian Press, 1981)
- Голуб И., Брейсуэлл К. Славянская идея Юрая Крижанича, Гарвардские украинские исследования 3-4 (1986).
- Тоболка З. Панславизм, Политический журнал, 6 (1913)
- Гасор А., Карл Л., Трёбст С. (ред.) Пост-паславизм. Славянская цитата, славянская идея и антиславянство в 20 и 21 веках (Wallstein Verlag, 2014)
- Агнью Х. Истоки чешского национального возрождения (University of Pittsburgh Press, 1993)
- Кэрол Р. Словенцы и югославизм, 1890–1914 (издательство Колумбийского университета, 1977)
- Эбботт Г. Европеец и москвич: Иван Киреевский и истоки славянофильства (Cambridge University Press, 1972)
- Джокич Д. (ред.) Югославизм. Истории неудачной идеи, 1918–1992 (Hurst and Company, 2003)
- Снайдер, Луи Л. Энциклопедия национализма (1990), стр. 309–315.
- Высный, Павел. Неославизм и чехи, 1898–1914 (издательство Кембриджского университета, 1977).
- Йиит Гюльсевен, Аслы (26 октября 2016 г.). «Переосмысление русского панславизма на Османских Балканах: Н. П. Игнатьев и Славянский благотворительный комитет (1856–77)». Ближневосточные исследования . 53 (3): 332–348. дои : 10.1080/00263206.2016.1243532 . hdl : 11693/37207 . ISSN 0026-3206 . S2CID 220378577 .
- «Панславизм» в Колумбийской энциклопедии
- Османчик, Эдмунд Ян (2003). «Панславизм» . Энциклопедия Организации Объединенных Наций и международных соглашений: от N до S. Тейлор и Фрэнсис. стр. 1762–. ISBN 9780415939232 . Проверено 22 сентября 2018 г.
- Рясановский, Николай Валентин (2006). История России (6-е изд.). США: Издательство Оксфордского университета . п. 450. ИСБН 978-0-19-512179-7 . Проверено 22 сентября 2018 г.
- Григорьева, Анна Александровна (2010). «Панславизм в Центральной и Юго-Восточной Европе» (PDF) . Журнал Сибирского федерального университета . Гуманитарные и социальные науки. 3 (1): 13–21 . Проверено 22 сентября 2018 г.