Эдемский сад
В авраамических религиях ( Эдемский сад библейский иврит : גַּן־עֵדֶן , латинизированный: gan-ʿĒḏen ; Греческий : Εδέμ ; Латинское : Рай ) или Сад Божий ( ЯХВЕ - ган и גַן־אֱלֹהִים , ган- Элогим ), также называемый Земным Раем , — это библейский рай , описанный в Бытие 2–3 и Иезекииля 28 и 31. [ 1 ] [ 2 ]
Местоположение Эдема описано в Книге Бытия как источник четырех притоков. По поводу его расположения высказывались различные предложения: [ 3 ] в верховьях Персидского залива , в южной Месопотамии , где реки Тигр и Евфрат впадают в море; [ 4 ] и в Армении . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Другие предполагают, что Эдем был всем Плодородным Полумесяцем. [ 8 ] или область «значительных размеров» в Месопотамии , где ее коренные жители все еще существуют в таких городах, как Телассар . [ 9 ] [ 10 ]
Подобно повествованию о потопе из Книги Бытия , повествованию о сотворении мира и повествованию о Вавилонской башне , история Эдема перекликается с месопотамским мифом о царе как о первобытном человеке, который помещен в божественный сад, чтобы охранять древо жизни . [ 11 ] Ученые отмечают, что повествование об Эдеме демонстрирует параллели с аспектами Храма Соломона и Иерусалима , что свидетельствует о его природе как священного места. [ 12 ] [ 13 ] Упоминания об Эдеме также встречаются в Библии в других местах Книги Бытия: [ 14 ] в Исаии 51:3, [ 15 ] Иезекииля 36:35, [ 16 ] и Иоиль 2:3; [ 17 ] Захария 14 и Иезекииль 47 используют райские образы, не называя Эдема. [ 18 ]
Название происходит от аккадского эдинну , от шумерского слова эдин, означающего « равнина » или « степь » , тесно связанного с арамейским коренным словом, означающим « плодородный, хорошо орошаемый » . [ 2 ] Другая интерпретация связывает это имя с еврейским словом, означающим « удовольствие »; [ 19 ] таким образом, Вульгата читается «paradisum voluptatis» в Бытие 2:8, а в следующей Библии Дуэ-Реймса есть формулировка: «И Господь Бог насадил рай наслаждений». [ 20 ]
Библейские повествования
[ редактировать ]Бытие
[ редактировать ]Вторая часть повествования о сотворении мира , Бытие 2:4–3:24, начинается с ЯХВЕ – Элохима (переведенного здесь как «Господь Бог »). [ а ] создав первого человека ( Адама ), которого он поместил в саду, который насадил «на востоке в Эдеме»: [ 21 ]
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи; и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
— [ 22 ]
Человек мог есть от любого дерева в саду, кроме дерева познания добра и зла , которое было табу . Наконец, Бог создал женщину ( Еву ) из ребра мужчины, чтобы она была спутницей мужчины. соблазнил мужчину и женщину В 3-й главе Бытия змей съесть запретный плод , и они были изгнаны из сада, чтобы помешать им вкусить от дерева жизни и, таким образом, жить вечно. Херувимы были помещены к востоку от сада, «и пламенный меч , обращающийся во все стороны, чтобы охранять путь дерева жизни». [ 23 ]
Бытие 2:10–14 [ 24 ] перечисляет четыре реки, связанные с Эдемским садом: Пишон , Гихон , Хиддекель ( Тигр ) и Фират ( Ефрат ). Оно также относится к земле Куш – что переводится/интерпретируется как Эфиопия , но некоторые считают, что она приравнивается к Коссее , греческому названию земли касситов . [ 25 ] Эти земли лежат к северу от Элама , непосредственно к востоку от древнего Вавилона, который, в отличие от Эфиопии, действительно лежит в пределах описываемой области. [ 26 ] В «Иудейских древностях » еврейский историк первого века Иосиф Флавий идентифицирует Фишон как то, что «греки называли Гангом », а Геон (Гехон) — как Нил . [ 27 ]
Иезекииль
[ редактировать ]В Иезекииля 28:12–19: [ 28 ] пророк Иезекииль, «сын человеческий», излагает слово Божие против царя Тира: царь был «печатью совершенства», украшенной драгоценными камнями со дня его сотворения, поставленной Богом в Эдемском саду на святая гора как херувим-хранитель. Однако царь согрешил нечестием и насилием, и поэтому был изгнан из рая и брошен на землю, где теперь его и пожрал Божий огонь: «Все, знавшие тебя в народах, ужаснулись на тебя, ты придет ужасный конец, и его больше не будет». (Иезекииль 28:19).
Предлагаемые места
[ редактировать ]Местоположение Эдема описано в Бытие 2:10–14: [ 29 ]
И река выходила из Эдема, чтобы орошать сад; и оттуда он разделился и стал четырьмя головами. Имя первого — Писон ; вот оно, которое окружает всю землю Хавила , где есть золото; и золото той земли хорошее; есть бделлий и камень оникс. Имя второй реки — Гихон ; то же самое окружает всю землю Куш. И имя третьей реки — Тигр ; это то, что идет к востоку от Ассура. И четвертая река – Евфрат .
Предложения по расположению Эдема включают: [ 3 ] [ 30 ] исток Персидского залива , как утверждает Юрис Зариньш , в южной Месопотамии, где реки Тигр и Евфрат впадают в море; [ 4 ] и на Армянском нагорье или Армянском национальном нагорье. [ 5 ] [ 31 ] [ 6 ] [ 7 ] Британский археолог Дэвид Рол обнаружил его в Иране и в окрестностях Тебриза , но это предположение не было принято ведущими научными кругами. [ 32 ]
Другие предполагают, что Эдем был просто регионом «значительного размера» в Месопотамии , где его коренные жители все еще живут в таких городах, как Телассар , основываясь на таких стихах, как Исаия 38:17. [ 9 ] [ 10 ] Или что оно охватывало весь Плодородный Полумесяц. [ 8 ]
По словам Терье Стордалена, Книга Иезекииля помещает Эдем в Ливане. [ 33 ] «[Похоже, что Ливан - это альтернативное место в финикийском мифе (как в Иез 28,13, III.48) Эдемского сада», [ 34 ] и в пророческих писаниях существуют связи между раем, Эдемским садом и ливанскими лесами (возможно, символически используемые). [ 35 ] Эдвард Липински и Питер Кайл Маккартер предположили, что Сад богов , древнейший шумерский аналог Эдемского сада, относится к горному святилищу в Ливанском и Антиливанском хребтах . [ 36 ]
Некоторые религиозные группы считают, что местонахождение сада является для них местным, а не Ближним Востоком. Некоторые ранние лидеры мормонизма считали, что он расположен в округе Джексон, штат Миссури . [ 37 ] 20-го века Общество Панацеи считало, что оно находится на месте их родного города Бедфорд , Англия. [ 38 ] в то время как проповедник Элви Э. Каллауэй считал, что это произошло на реке Апалачикола во Флориде, недалеко от города Бристоль . [ 39 ] Некоторые предположили, что это место находится в Иерусалиме . [ 40 ]
Во время своего третьего путешествия в Америку в 1498 году Христофор Колумб подумал, что, возможно, достиг земного рая, впервые увидев материковую часть Южной Америки . [ 41 ]
В своей книге «Сотворение мира, райский сад и происхождение китайцев» Цзе Цан-тай утверждал, что райский сад находился на территории современного Синьцзяна . [ 42 ]
Концепция блаженного сада
[ редактировать ]Часть серии о |
Утопии |
---|
Мифические и религиозные |
Литература |
Теория |
Концепции |
Упражняться |
|
Ученые выявили и предложили связи с подобными концепциями из древних религий и мифологий, а также изучили постбиблейскую эволюцию этой концепции в религии и искусстве.
Шумер и Древняя Греция; Ренессанс
[ редактировать ]Ряд концепций, параллельных библейскому Эдемскому саду, существует в различных других религиях и мифологиях. Дильмун в шумерской истории об Энки и Нинхурсаг — райская обитель. [ 43 ] бессмертных, где болезни и смерть были неизвестны. [ 44 ] Сад Гесперид в греческой мифологии также был чем-то похож на еврейскую концепцию Эдемского сада, и к 16 веку в картине Кранаха возникла более крупная интеллектуальная ассоциация .
Теория ханаанского происхождения
[ редактировать ]Изучая глиняные таблички конца XIII века до нашей эры из Угарита , еврейские ученые-библеисты М.И.А. Корпель и Дж.К. де Моор реконструировали близкие ханаанские параллели, которые, по их мнению, являются источником библейского мифа о сотворении мира из первых глав Книги Бытия, включая Эдемский сад. и повествование об Адаме. [ 45 ] Их реконструированные тексты рассказывают о божестве-творце Эль , жившем в винограднике или саду вместе со своей женой Ашерой на горе Арарат . [ 45 ] Другой бог, Хорон , пытается свергнуть Эла и, будучи сброшен с горы, превращает Древо Жизни из сада в Древо Смерти. [ 45 ] Вокруг Хорон также распространяется ядовитый туман, Адама отправляют с горы, чтобы восстановить жизнь на земле, Хорон принимает облик большого змея и кусает его, что приводит к тому, что Адам и его жена теряют бессмертие. [ 45 ] Однако Джон Дэй утверждает, что эти истории не засвидетельствованы явно в угаритских текстах, а реконструированы на основе спекулятивных и сомнительных предположений. [ 46 ]
Эволюция древнеиранской концепции «рая»
[ редактировать ]Слово «рай» вошло в английский язык от французского paradis , унаследованного от латинского paradisus, paradisum , от греческого paradeisos ( παράδεισος ). Греческий язык, в свою очередь, произошел от древнеиранской формы, которая в свою очередь произошла от протоиранского *parādaiĵah- , «огороженная стена», которое произошло от древнеперсидского 𐎱𐎼𐎭𐎹𐎭𐎠𐎶 ( prdydam, /paridaidam/ , откуда происходит от авестийского 𐬞𐬀𐬌𐬭𐬌⸱𐬛𐬀𐬉𐬰𐬀 , pairi-daêza- Буквальное значение этого слова — «ограждённый стеной (ограждение)», от pari- «вокруг» (родственно греческому περί и английскому пери- , тождественного значения) и -diz , «сделать, сформировать ( стена), строить» (родственно греческому τεῖχος «стена»). Этимология этого слова в конечном итоге происходит от протоиндоевропейского корня , *dheigʷ , «прикреплять и ставить (стену)», и *per , 'вокруг'. [ нужна ссылка ]
К VI-V векам до нашей эры древнеиранское слово было заимствовано в аккадский язык как пардесу , «домен». Впоследствии оно стало обозначать обширные обнесенные стеной сады Первой Персидской империи , а позже было заимствовано в ряд языков: в греческий как παράδεισος ( parádeisos ), «парк для животных», ср. Анабасис , самое известное произведение Ксенофонта ; на арамейский — пардайса , «царский парк»; и на иврит (см. ниже). [ нужна ссылка ]
Идея обнесенного стеной ограждения не сохранилась в большинстве иранских обычаев и обычно относилась к плантации или другой возделываемой территории, не обязательно обнесенной стеной. Например, древнеиранское слово сохранилось в новоперсидском языке как pardis , а также его производное pālīz (или jālīz ), которое обозначает огород. [ нужна ссылка ]
Еврейская Библия и еврейская литература
[ редактировать ]Это слово вошло в иврит со значением пардес ( פַּרְדֵּס ), «фруктовый сад», трижды появляясь в Танахе : в Песне Соломона ( 4:13 ), Экклезиасте ( 2:5 ) и Неемии ( 2:8 ). . [ 47 ]
Слово пардес встречается в еврейской Библии трижды, но всегда в контексте, отличном от связи с Эдемом: в Песне Песней 4:13 : «Растения твои — сад ( пардес ) гранатов с приятными плодами; камфир с нард"; Экклезиаст 2:5 : «Я устроил себе сады и сады ( pardes ) и насадил в них деревья со всякими плодами»; и в Неемии 2:8 : «И письмо к Асафу, хранителю царского сада ( pardes ), чтобы он дал мне древесину, чтобы сделать балки для ворот дворца, принадлежавшего дому, и для стены дома. город". В этих примерах пардес явно означает «фруктовый сад» или «парк», но в еврейской апокалиптической литературе и в Талмуде рай приобретает ассоциации с Эдемским садом и его небесным прототипом, это значение также присутствует в Новом Завете . [ нужна ссылка ]
Итальянский историк Марио Ливерани утверждает, что Эдемский сад был создан по образцу персидских царских садов. [ 48 ] в то время как Джон Дэй утверждает, что лингвистические и другие данные указывают на то, что яхвистская история Эдема была написана до персидского периода. [ 49 ] Американский археолог Лоуренс Стейджер утверждает, что библейское повествование об Эдеме основано на аспектах дворца Соломона, храмового комплекса и Иерусалима . [ 12 ]
Септуагинта и Новый Завет
[ редактировать ]В Септуагинте (3–1 века до н. э.) греческое слово παράδεισος ( parádeisos ) использовалось для перевода как еврейского פרדס ( пардес ), так и גן ( ган ), что означает «сад» (например, Бытие 2:8 , Иезекииль 28:13 ). : именно из этого употребления происходит использование слова «рай» для обозначения Эдемского сада. [ 19 ]
В Новом Завете рай становится царством блаженных (в отличие от царства проклятых) среди уже умерших, [ 50 ] с литературным эллинистическим влиянием. [ нужна ссылка ]
Коран
[ редактировать ]То же употребление, что и в Септуагинте, также встречается в арабском языке и в Коране как firdaws فردوس . [ 51 ]
Другие взгляды
[ редактировать ]Еврейская эсхатология
[ редактировать ]В Талмуде еврейской каббале и [ 52 ] Ученые сходятся во мнении, что существует два типа духовных мест, называемых «Сад в Эдеме». Первый — скорее наземный, с обильным плодородием и пышной растительностью, известный как «Нижний Ган Эдем» ( «ган» означает сад). Второй рассматривается как небесный, жилище праведных, еврейских и нееврейских, бессмертных душ, известный как «высший Ган Иден». Раввины Ган различают . и Эдем Говорят, что Адам жил только в Гане , тогда как Эдем, как говорят, никогда не был свидетелем ни одного смертного глаза. [ 52 ]
Согласно еврейской эсхатологии , [ 53 ] высший Ган Иден называют «Садом праведности». Оно было создано от начала мира и проявится славно в конце времен. Праведник, обитающий там, будет наслаждаться видом небесного чайота , несущего престол Божий. Каждый из праведников будет ходить с Богом, который поведет их в танце. Его еврейские и нееврейские жители «облечены в одежды света и жизни вечной и едят от древа жизни» (Енох 58,3) рядом с Богом и Его помазанниками. [ 53 ] Этой еврейской раввинской концепции высшего Ган Эдема противостоят еврейские термины гехинном и шеол , образные названия места духовного очищения нечестивых мертвецов в иудаизме, места, которое считается находящимся на максимально возможном расстоянии от небес . [ нужна ссылка ]
Некоторые современные ортодоксальные евреи верят, что история завершится и конечным пунктом назначения будет возвращение всего человечества в Эдемский сад. [ 54 ]
Легенды евреев
[ редактировать ]В книге « Легенды евреев» 1909 года Луис Гинзберг собрал еврейские легенды, встречающиеся в раввинской литературе . Среди легенд есть легенды о двух райских садах. За раем находится высший Ган Эдем, где восседает на троне Бог и объясняет Тору его обитателям. Высший Ган Иден содержит триста десять миров и разделен на семь отсеков. Отсеки не описаны, хотя подразумевается, что каждое отделение больше предыдущего и объединяется по заслугам. Первое отделение предназначено для еврейских мучеников, второе для утонувших, третье для «раввина Иоханана бен Заккая и его учеников», четвертое для тех, кого унесло облако славы, пятое для кающихся, шестое для юношей, которые никогда не грешил; и седьмой для бедных, которые жили прилично и изучали Тору. [ 55 ]
Во второй главе « Иудейских легенд» дается краткое описание нижнего Ган- Идена. Дерево познания — это изгородь вокруг древа жизни, которая настолько огромна, что «человеку потребуется пятьсот лет, чтобы пройти расстояние, равное диаметру ствола». Из-под деревьев текут все воды мира в виде четырех рек: Тигра, Нила, Евфрата и Ганга. После грехопадения человека мир больше не орошался этой водой. Однако в саду Адаму и Еве ангелы подавали мясные блюда, а животные мира понимали человеческий язык, уважали человечество как образ Божий и боялись Адама и Еву. Когда человек умирает, его душа должна пройти через нижний Ган Иден, чтобы достичь высшего Ган Иден. Путь в сад — это пещера Махпела, которую охраняет Адам. Пещера ведет к воротам сада, охраняемым херувимом с пылающим мечом. Если душа недостойна войти, меч уничтожает ее. В саду находится столб огня и дыма, который простирается до самых высоких мест. Ган Иден, на который должна подняться душа, чтобы достичь более высокого Гана Идена. [ 55 ]
Христианские взгляды
[ редактировать ]Вневременной вид падения
[ редактировать ]Для некоторых христиан, особенно в восточно-православной традиции, Эдем считается реальностью за пределами эмпирической истории, которая влияет на всю историю вселенной, как это видно в идее вневременного падения , которое отделяет нынешнюю сокращенную форму времени человечества от божественной жизни, которой наслаждается. в Эдеме. Эта идея вневременного отделения от Эдема совсем недавно защищалась богословами Дэвидом Бентли Хартом , Джоном Бером и Сергеем Булгаковым , а также имела корни в трудах нескольких отцов ранней церкви, особенно Оригена и Максима Исповедника . [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ]
Исламский взгляд
[ редактировать ]Термин джаннат адни («Райские сады» или «Сады постоянного проживания») используется в Коране для обозначения места назначения праведников. В Коране есть несколько упоминаний о «Саде». [ 60 ] тогда как Эдемский сад без слова адн , [ 61 ] обычно является четвертым слоем исламского рая и не обязательно считается местом обитания Адама . [ 62 ] В Коране часто упоминаются различные суры о первой обители Адама и Хаввы (Евы), в том числе сура Сад , в которой содержится 18 аятов на эту тему (38:71–88), сура аль-Бакара , сура аль-Араф , и сура аль-Хиджр, хотя иногда и без упоминания местоположения. Повествование в основном вращается вокруг изгнания Хаввы и Адама после того, как они подверглись искушению Иблиса (Сатаны).
Несмотря на библейское повествование, Коран упоминает только одно дерево в Эдеме — дерево бессмертия, доступ к которому Бог специально запретил Адаму и Еве. Некоторые экзегезы добавили рассказ о том, как Сатана , замаскированный под змею, чтобы войти в Сад, неоднократно велел Адаму есть от дерева, и в конечном итоге и Адам, и Ева сделали это, что привело к непослушанию Богу. [ 63 ] Эти истории также представлены в сборниках хадисов , в том числе «Ат-Табари» . [ 64 ]
- Кораническое писание истории
Считается, что в стихах Корана Q. 2:35–38 рассказывается история о том, как Адам не подчинился повелению Бога и съел запретный плод, а Бог приказал ему покинуть Сад. Один перевод (Ясный Коран), указывающий на то, что Эдемский сад находился на Небесах, гласит:
- Мы предупредили: «О Адам! Живи со своей женой в Раю (буквально «Сад») и ешь сколько хочешь, но не приближайся к этому дереву, иначе ты будешь беззаконником». (2:35)
- Но сатана обманул их, что привело к их падению из [блаженного] состояния, в котором они находились1, и Мы сказали: «Спуститесь с небес [на землю] как враги друг другу.2 Вы найдете на земле жилище и обеспечение для вашего назначенного пребывания». (2:36)
- Затем Адам был вдохновлен словами «молитвы» своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он – Принимающий покаяние, Самый Милосердный. (2:37)
- Мы сказали: «Спуститесь все вы! Тогда, когда придет к вам прямой путь от Меня, тот, кто последует за ним, не будет страха для них, и они не будут скорбеть» (2:38). [ 65 ]
- Расположение
Стихи Корана описывают, как Адам был изгнан из аль-Джанна , «сада», который в исламе обычно обозначает рай. Однако, по словам Ибн Касира (ум. 1372) и Ар-Рази (ум. 1209) (толкователей Корана), среди ранних мусульман преобладали четыре интерпретации местоположения сада:
- что сад был самим раем,
- что это был отдельный сад, созданный специально для Адама и Евы,
- что оно находится на Земле,
- что мусульманам лучше не беспокоиться о местонахождении сада. [ 66 ]
Однако, по мнению Т.О. Шанаваса, контекстуальный анализ стихов Корана предполагает, что Эдемский сад не мог находиться в раю и должен был находиться на земле. (Например, в достоверном хадисе сообщается, что Мухаммед сказал: «Аллах говорит: Я приготовил для Моих праведных рабов то, что не было ни увидено глазами, ни услышано ушами, ни когда-либо постигнуто ни одним человеком». т.е. ни один человек никогда не видел Рай. Поскольку Адам был человеком, он не мог видеть рая, следовательно, он не мог там жить.) [ 66 ]
- Доктрина «Падения человека»
Исламская экзегетика не рассматривает изгнание Адама и Евы из рая как наказание за непослушание или результат злоупотребления свободой воли с их стороны. [ 67 ] : 171 Вместо этого, как пишет ибн Кайим аль-Джаузия (1292–1350), Божья мудрость ( хикма ) предназначила человечеству покинуть сад и поселиться на земле. Это потому, что Бог хочет раскрыть весь спектр Своих качеств. [ 67 ] : 171 Если бы люди не жили на земле, Бог не смог бы выразить свою любовь, прощение и силу своему творению. [ 67 ] Более того, если бы людям не пришлось испытывать страдания, они не смогли бы ни жаждать рая, ни ценить его удовольствия. [ 67 ] Ходжа Абдулла Ансари (1006–1088) описывает изгнание Адама и Евы как в конечном итоге вызванное Богом. [ 68 ] : 252 Тем не менее, несмотря на парадоксальное представление о том, что у человека нет другого выбора, кроме как подчиниться воле Бога, это не означает, что люди не должны винить себя за свой «грех» подчинения. [ 68 ] : 252 Примером этого являются Адам и Ева в Коране (вопрос 7:23 «Господь наш! Мы обидели самих себя. Если Ты не простишь нас и не помилуешь нас, мы непременно окажемся в проигрыше»), в отличие от Иблиса ( сатана), который обвиняет Бога в том, что тот сбил его с пути (В. 15:37). [ 68 ]
Святые последних дней
[ редактировать ]Последователи движения Святых последних дней полагают, что после того, как Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада, они проживали в месте, известном как Адам-онди-Аман , расположенном в современном округе Дэвис, штат Миссури . записано В Учении и Заветах , что Адам благословил там свое потомство и что он вернется в это место во время Страшного суда. [ 69 ] [ 70 ] во исполнение пророчества, изложенного в Библии. [ 71 ]
Многочисленные первые руководители Церкви, в том числе Бригам Янг , Хибер К. Кимбалл и Джордж К. Кэннон , учили, что сам Эдемский сад находился в соседнем округе Джексон, [ 37 ] но не сохранилось свидетельств из первых рук об этом учении, которому учил сам Джозеф Смит. В доктрине СПД неясно точное местонахождение Эдемского сада, но традиция Святых последних дней помещает его где-то в окрестностях Адам-онди-Амана или в округе Джексон. [ 72 ] [ 73 ]
Гностицизм
[ редактировать ]II века Гностический учитель Джастин считал, что существовало три первоначальных божества: трансцендентное существо, называемое Добром, промежуточная мужская фигура, известная как Элохим , и Эдем, который является матерью-Землей . Мир создан из любви Элохима и Эдема, но зло позже привносится во вселенную, когда Элохим узнает о существовании Добра над ним и возносится, пытаясь достичь его. [ 74 ]
Искусство и литература
[ редактировать ]Искусство
[ редактировать ]Одно из древнейших изображений Эдемского сада выполнено в византийском стиле в Равенне , когда город еще находился под контролем Византии. Сохранившаяся голубая мозаика — часть мавзолея Галлы Плацидии . Круглые мотивы представляют цветы Эдемского сада. Мотивы Эдемского сада, наиболее часто изображаемые в иллюминированных рукописях и картинах, - это «Сон Адама» («Сотворение Евы»), «Искушение Евы» Змеем, « Падение человека », когда Адам берет плод, и «Изгнание». Идиллия « Именинования в Эдеме» изображалась реже. Микеланджело изобразил сцену в Эдемском саду на потолке Сикстинской капеллы .
-
«Райский сад» Лукаса Кранаха Старшего , немецкое изображение Эдема XVI века.
-
Мозаика V века «Райский сад» в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне , Италия. ЮНЕСКО Объект Всемирного наследия .
-
Эдемский сад ( Томаса Коула ок. 1828 г.)
-
После блуждания по Эдемскому саду Ева берет запретный плод, пока Лилит разговаривает с Адамом ( Карл Поэллат , ок. 1886 г.)
-
Эдемский сад ( Ади Хольцера 2012)
Литература
[ редактировать ]Для многих средневековых писателей образ Эдемского сада также создает место человеческой любви и сексуальности , часто связанное с классическим и средневековым тропом locus amoenus . [ 75 ]
В « Божественной комедии» Данте Алигьери помещает Сад на вершине Чистилища . Данте, паломник, появляется в Эдемском саду в 28-й песне Чистилища . Здесь ему сказано, что Бог дал человеку Эдемский сад «всерьез или как залог вечной жизни», но человек смог пробыть там лишь короткое время, потому что вскоре впал в немилость. В стихотворении Эдемский сад одновременно человеческий и божественный: хотя он расположен на земле, на вершине горы Чистилище, он также служит вратами в небеса . [ 76 ]
Большая часть Мильтона «Потерянного рая» происходит в Эдемском саду.
Действие первого акта пьесы Артура Миллера « Сотворение мира и другие дела» 1972 года происходит в Эдемском саду.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мецгер, Брюс Мэннинг; Куган, Майкл Д. (2004). Оксфордский путеводитель по библейским людям и местам . Издательство Оксфордского университета. п. 62. ИСБН 978-0-19-517610-0 . Проверено 22 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Коэн, 2011 , стр. 228–229.
- ^ Jump up to: а б Виленски-Лэнфорд, Брук (2012). Вожделение рая: В поисках Эдемского сада . Гроув Пресс. ISBN 9780802145840 .
- ^ Jump up to: а б Хэмблин, Дора Джейн (май 1987 г.). «Найден ли наконец Эдемский сад? (Мертвая ссылка)» (PDF) . Смитсоновский институт . 18 (2). Архивировано из оригинала (PDF) 9 января 2014 года . Проверено 8 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Зевит, Зиони. Что на самом деле произошло в Эдемском саду? 2013. Издательство Йельского университета, с. 111. ISBN 9780300178692 .
- ^ Jump up to: а б Дункан, Земной рай Джозефа Э. Мильтона: историческое исследование Эдема. 1972. Университет Миннесоты, стр. 96, 212. ISBN 9780816606337 .
- ^ Jump up to: а б Скафи, Алессандро. Возвращение к источникам: Рай в Армении, в: Картографирование рая: история рая на Земле. 2006. Лондон, Англия, и Чикаго, Иллинойс: Британская библиотека и издательство Чикагского университета, стр. 317–322. ISBN 9780226735597 .
- ^ Jump up to: а б Марк, Джошуа Дж. (28 марта 2018 г.). «Плодородный полумесяц» . Энциклопедия всемирной истории .
- ^ Jump up to: а б «Телассар в Международной стандартной библейской энциклопедии» .
- ^ Jump up to: а б «Исайя 37: комментарий Барнса» . Библейский центр . 2023.
- ^ Дэвидсон 1973 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Стагер, Лоуренс Э. (1999). «Иерусалим и Эдемский сад». Эрец-Исраэль: археологические, исторические и географические исследования . 26 . Израильское исследовательское общество : 183*–194*. JSTOR 23629939 .
- ^ Кан, Сын Иль (2020). «Райский сад как священное место Израиля» . Богословие сегодня . 77 (1): 89–99. дои : 10.1177/0040573617731712 .
- ^ Бытие 13:10 .
- ^ Исайя 51:3 .
- ^ Иезекииль 36:35 .
- ^ Иоиль 2:3 .
- ^ Тигчелаар 1999 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б День 2014 , с. 26.
- ^ «Библия Латинской Вульгаты с версией Дуэ-Реймса и версией короля Иакова + Полные изречения Иисуса Христа» . www.latinvulgate.com . Архивировано из оригинала 12 марта 2021 г. Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ Левенсон 2004 , с. 13: «Корень Эдема означает плодородие. Где, как считалось, находился удивительно плодородный Гард (если когда-либо было задумано реалистичное место), неясно. Тигр и Евфрат — две великие реки Месопотамии (ныне встречающиеся в современной Ирак). Но Поршень неизвестен, а единственный Гихон в Библии — это источник в Иерусалиме (3 Царств 1:33, 38)».
- ^ Бытие 2:9
- ^ Бытие 3:24
- ^ Бытие 2: 10–14.
- ^ «Еврейское ежеквартальное обозрение» . Еврейский ежеквартальный обзор . 64–65. Издательство Пенсильванского университета: 132. 1973. ISSN 1553-0604 . Проверено 19 февраля 2014 г.
...как Коссея, страна касситов в Месопотамии [...]
- ^ Спайзер 1994 , с. 38.
- ^ Иосиф Флавий, Еврейские древности . Книга I, глава 1, раздел 3.
- ^ Иезекииль 28:12–19 .
- ^ Бытие 2:10–14 .
- ^ Кэрол А. Хилл, Эдемский сад: взгляд на науку и христианскую веру в современном пейзаже 52 [март 2000 г.]: 31–46 https://www.asa3.org/ASA/PSCF/2000/PSCF3-00Hill. HTML
- ^ День, Джон. Яхве и боги и богини Ханаана. 2002. Шеффилд Академик Пресс, с. 30. ISBN 9780826468307 .
- ^ Клайн, Эрик Х. (2007). От Эдема до изгнания: разгадка тайн Библии . Нэшнл Географик. п. 10. ISBN 978-1-4262-0084-7 .
- ^ Стордален 2000 , стр. 164.
- ^ Браун 2001 , с. 138.
- ^ Сваруп 2006 , стр. 185.
- ^ Смит 2009 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б «Местоположение Эдемского сада – ЯРМАРКА» . www.fairlatterdaysaints.org . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Шоу, Джейн (2012). Октавия, Дочь Бога . Случайный дом. п. 119. ИСБН 9781446484272 .
- ^ Глория Джахода, Другая Флорида , гл. 4, «Райский сад». ISBN 9780912451046.
- ^ «Иерусалим как Эдем» . 24 августа 2015 г.
- ^ Бергрин, Лоуренс (2011). Колумб: Четыре путешествия, 1493–1504 гг . Группа Пингвин США. п. 236. ИСБН 978-1101544327 .
- ^ «Райский сад – в Китае?» . Большое Думай . 02.10.2012 . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Мэтьюз 1996 , с. 96.
- ^ Коэн 2011 , с. 229.
- ^ Jump up to: а б с д Корпель, Марджо Кристина Аннетт; Моор, Йоханнес Корнелис де (2014). Адам, Ева и Дьявол: новое начало . Еврейские библейские монографии (65). Шеффилд Феникс Пресс . ISBN 978-1909697522 .
- ^ Дэй, Джон (2021). «Змей в Эдемском саду: его предыстория и роль» . От сотворения мира до Авраама: дальнейшие исследования Бытия 1–11 . Издательство Блумсбери. п. 50. ISBN 978-0-567-70311-8 .
- ^ День 2014 г. , стр. 26–27.
- ^ Ливерани, Марио (2007). История Израиля и история Израиля , Рутледж, стр. 238. «[Р]оральные сады являются образцом «райского сада», где разворачивается библейская история об Адаме и Еве (Быт. 2.4–3.24). Слово рай (евр. pardēs, баб. pardēsu «парк» ) имеет персидское происхождение (pairidaēza «ограда»), и именно персы были ответственны за распространение этого вида огороженного сада. Таким образом, повествование об Эдеме следует отнести к в Вавилонию персидской эпохи».
- ^ День 2014 , с. 49.
- ^ День 2014 , с. 27.
- ^ «Тафсир Сура Аль-Кахф – 107» . Коран.com . Проверено 07.07.2024 .
- ^ Jump up to: а б В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ЭДЕМ, САД» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ЭСХАТОЛОГИЯ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «Конец дней» . Айш. 11 января 2000 года . Проверено 1 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Глава I: Сотворение мира» . Sacred-texts.com . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Бер, Джон (15 января 2018 г.). «Ориген и эсхатологическое творение космоса» . Эклектическое православие . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
Наше начало в этом мире и его времени можно мыслить лишь как отпадение от той вечной и небесной реальности, к которой мы призваны.
- ^ Ченовет, Марк (лето 2022 г.). «Искупление эволюции: Максим Исповедник, воплощение и современная наука» . Колодец Иакова . Архивировано из оригинала 14 августа 2022 года . Проверено 5 февраля 2023 г.
- ^ Булгаков, Сергей (2001). "Зло". Невеста Агнца . Перевод Якима Бориса. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. п. 170. ИСБН 9780802839152 .
- ^ Харт, Дэвид Бентли (2020). «Марш Дьявола: Creatio ex Nihilo, проблема зла и несколько размышлений Достоевского». Богословские территории: Дайджест Дэвида Бентли Харта . Нотр-Дам, Индиана: Notre Dame Press. ISBN 9780268107178 .
- ^ Коран , 2:35, 7:19, 20:117, 61:12.
- ^ См . список событий .
- ^ Патрик Хьюз, Исламский словарь Томаса Патрика Хьюза, Азиатские образовательные службы, 1995 г. ISBN 978-8-120-60672-2 стр. 133.
- ^ Лиман, Оливер Коран, энциклопедия 2006 г. , стр. 11.
- ^ Уилер, Брэннон. Мекка и Эдем: ритуалы, реликвии и территория в исламе 2006, с. 16.
- ^ Аль-Бакара, перевод стихов 35-8: Др. Мустафа Хаттаб, Ясный Коран. с Корана.com
- ^ Jump up to: а б Шанавас, ТО (6 сентября 2019 г.). «Райский сад: земной или небесный сад? (из: Шанавас, Т.О. (2005). Исламская теория эволюции: недостающее звено между Дарвином и происхождением видов. (стр. 161–168)» . Исламская веб-библиотека . Архивировано из оригинала 28 мая 2022 года . Проверено 8 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ланге, Кристиан (2016). Рай и ад в исламских традициях . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-50637-3 .
- ^ Jump up to: а б с Оун, Питер Дж. (1983). «Этические проблемы классического суфизма» . Журнал религиозной этики . 11 (2): 240–263. ISSN 0384-9694 . JSTOR 40017708 .
- ^ «Учение и Заветы 107:53» .
- ^ «Учение и Заветы 116:1» .
- ^ «Даниила 7:13–14, 22» .
- ^ "У меня есть вопрос" . www.churchofjesuschrist.org . стр. 54–55 . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ «Что такое мормонизм? Обзор верований мормонов – Мормонизм 101» . www.mormonnewsroom.org . 13 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2012 г. Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ «Гностицизм – Апокриф Иоанна» . Британская энциклопедия . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ Курций 1953 , с. 200, н.31
- ^ «Лаборатория Данте в Дартмутском колледже: Читатель» . dantelab.dartmouth.edu . Проверено 6 ноября 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Джон Пэрман (2001). Израиль и Эллада, Том 3 . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110168822 .
- Коэн, Хаим (2011). «Эдем» . В Берлине Адель; Гроссман, Максин (ред.). Оксфордский словарь еврейской религии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199730049 .
- Курциус, Эрнст Роберт (1953). Европейская литература и латинское средневековье . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-01899-7 . Перевод Уилларда Р. Траска.
- Дэвидсон, Роберт (1973). Бытие 1–11 (комментарий Дэвидсона, Р. 1987 [Перепечатка] изд.). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521097604 .
- Дэй, Джон (2014). «Проблемы интерпретации истории об Эдемском саду» . От сотворения мира до Вавилона: исследования Бытия 1–11 . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-37030-3 .
- Левенсон, Джон Д. (2004). «Бытие: Введение и аннотации». В Берлине Адель; Бреттлер, Марк Цви (ред.). Еврейская учебная Библия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195297515 .
- Мэтьюз, Кеннет А. (1996). Бытие . Нэшвилл, Теннесси: Broadman & Holman Publishers. ISBN 9780805401011 .
- Смит, Марк С. (2009). "Введение" . В Питарде, Уэйн Т. (ред.). Угаритский цикл Ваала, том II . БРИЛЛ. ISBN 978-9004153486 .
- Спейзер, Э.А. (1994). «Райские реки» . В Цумуре, DT; Гесс, Р.С. (ред.). Я изучал надписи допотопного периода . Айзенбрауны. ISBN 9780931464881 .
- Стордален, Терье (2000). Отголоски Эдема . Питерс. ISBN 9789042908543 .
- Сваруп, Пол (2006). Самопонимание сообщества свитков Мертвого моря . Континуум. ISBN 9780567043849 .
- Тигчелаар, Эйберт Дж. К. (1999). «Рай и рай: мотив сада в некоторых ранних еврейских текстах (1 Енох и другие тексты, найденные в Кумране)». В Люттихейзене, Джерард П. (ред.). Интерпретация рая . Темы в библейском повествовании. Лейден: Konninklijke Brill. ISBN 90-04-11331-2 .
- Уиллкокс, сэр Уильям; Ормузд Рассам. Месопотамская торговля. Ноев потоп: Эдемский сад , в: The Geographical Journal 35. Архивировано 22 декабря 2021 г. в Wayback Machine , № 4 (апрель 1910 г.). ДОИ: 10.2307/1777041 .