Лотос 49
![]() | |||||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Лотос | ||||||||||
Дизайнер(ы) | Колин Чепмен (Технический директор) Морис Филипп (Главный конструктор) | ||||||||||
Предшественник | Лотос 43 | ||||||||||
Преемник | Лотос 63 / Лотос 72 | ||||||||||
Технические характеристики [ 1 ] [ 2 ] | |||||||||||
Шасси | Алюминиевый монокок | ||||||||||
Осевая колея | 1524 мм (60 дюймов) спереди и 1549 мм (61 дюйм) сзади [ 3 ] | ||||||||||
Колесная база | 2413 мм (95,0 дюйма) | ||||||||||
Двигатель | Ford Cosworth DFV , 2998 куб.см (183 куб.дюйма), V8 , Северная Америка , среднерасположенный | ||||||||||
Передача инфекции | Hewland — Lotus . 5-ступенчатая механическая коробка передач | ||||||||||
Власть | 420–440 л.с. при 9000–10 000 об/мин. [ 4 ] | ||||||||||
Масса | 501 кг (1105 фунтов) | ||||||||||
Топливо | Эссо (9 GP), Шелл | ||||||||||
Шины | Файерстоун , Данлоп | ||||||||||
История соревнований | |||||||||||
Известные участники | Золотой лист команды Лотос Гоночная команда Роба Уокера | ||||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||||
Дебют | Гран-при Голландии 1967 года. | ||||||||||
| |||||||||||
Чемпионат конструкторов | 2 ( 1968 , 1970 ^ ) | ||||||||||
Чемпионат водителей | 2 ( Грэм Хилл , 1968 / Йохен Риндт , 1970 ) |
Lotus 49 — гоночный автомобиль Формулы-1, разработанный Колином Чепменом и Морисом Филиппом для сезона Формулы-1 1967 года . Он был разработан на базе двигателя Cosworth DFV , который в 1970-х годах приводил в движение большую часть трасс Формулы-1. Это был один из первых автомобилей Формулы-1, в котором использовался двигатель с усиленным стержнем в сочетании с монококом для снижения веса, а после успеха эту концепцию переняли и другие команды. [ 5 ] Его версия, 49B , также стала пионером в использовании аэродинамических профилей для создания прижимной силы.
Джим Кларк победил во время дебюта автомобиля в 1967 году , и это также принесло ему последнюю победу в его карьере в 1968 году . Грэм Хилл выиграл титул в том же году, и машина продолжала побеждать в гонках до 1970 года .
Концепция
[ редактировать ]После трудного первого года для Lotus с трехлитровой формулой, использующей тяжелый и ненадежный двигатель BRM H16, Чепмен вернулся к чертежной доске и разработал конструкцию, которая одновременно возвращалась к основам и была дальновидной. Вдохновленный более ранними разработками, в частности Lotus 43 и Lotus 38 Indycar, модель 49 стала первым автомобилем Формулы-1, оснащенным двигателем Ford Cosworth DFV , после того как Чепмен убедил Форда построить силовую установку для Формулы-1.
Модель 49 была передовой конструкцией в Формуле 1 из-за конфигурации шасси. Специально разработанный двигатель стал несущим нагрузку элементом конструкции (ранее он использовался в двигателе H16 в Lotus 43 и BRM P83 , а до этого в переднемоторной Lancia D50 1954 года). [ 6 ] прикручены болтами к монококу с одного конца и к подвеске и коробке передач с другого. С тех пор практически все автомобили Формулы-1 строились таким образом.
Модель продолжала служить испытательным стендом для нескольких новых технологий и презентаций гоночных автомобилей, когда была представлена модель 49B на Гран-при Монако 1968 года . Это шасси стало первым автомобилем Формулы-1, в котором использовались аэродинамические крылья, после успеха на Джима Холла Chaparral 2E . [ 7 ] Первоначально эти крылья были прикреплены болтами непосредственно к подвеске и поддерживались тонкими стойками. Крылья были установлены на несколько футов над шасси автомобиля для эффективного использования в чистом воздухе, однако после нескольких поломок, которые привели к опасным авариям, высокие крылья были запрещены, и Lotus был вынужден монтировать крылья непосредственно на кузов.
История гонок
[ редактировать ]
В ходе испытаний Грэм Хилл обнаружил, что Lotus 49 прост в управлении и отзывчив, но поначалу было трудно справиться с мощностью двигателя Ford. V8 давал внезапные всплески мощности, по поводу которых у Хилла были сомнения. После первой поездки в машине он сказал в типичной остроумной манере: «В ней есть что-то острое!» Неплохой старый инструмент. [ 8 ] Джим Кларк с легкостью выиграл гонку 49 в своей дебютной гонке в Зандворте и одержал еще три победы в течение сезона, хотя ранняя ненадежность DFV положила конец его надеждам на чемпионство. У модели 49 были проблемы в первой гонке за Хилла, а также неисправность свечи зажигания на Гран-при Бельгии 1967 года длиной 8,76 мили (14,73 километра) , проходившем на трассе Спа-Франкоршам .
Кларк и Хилл стали жертвами проблем с надежностью на Гран-при Франции , проходившем на в Ле-Мане трассе Бугатти (меньшая трасса, использующая только часть трассы, используемой для « 24 часов Ле-Мана» ), и проиграли Джеку Брэбэму . Затем у Кларка закончилось топливо в Монце во время Гран-при Италии . Механические неисправности стоили Lotus чемпионства в том году, но считалось, что 1968 год станет лучшим годом после того, как Cosworth и Lotus усовершенствовали свои конструкции, которые явно были шагом вперед.

Кларк выиграл первую гонку сезона 1968 года, Гран-при Южной Африки и серию Тасман в Австралии, но погиб в гонке Формулы-2 в Хоккенхайме . Хилл занял пост лидера команды и выиграл свой второй титул чемпиона мира после трех побед на Гран-при, включая четвертую из пяти Гран-при Монако. Джо Зифферт также управлял автомобилем 49B, принадлежащим Робу Уокеру , и выиграл Гран-при Великобритании в Брэндс-Хэтче в том же году. Это был последний раз, когда автомобиль, на котором ездил настоящий капер, выиграл гонку чемпионата Формулы-1. [ 9 ] 49B также привел Йохена Риндта к его первой победе в 1969 году в Уоткинс-Глене , штат Нью-Йорк, прежде чем он привел этот тип к последней победе на 1970 года Гран-при Монако .
Предполагалось, что 49B будет заменен Lotus 63 в середине 1969 года, но когда эта машина оказалась неудачной, улучшенная версия 49B, 49C , была принята на вооружение до тех пор, пока не была построена подходящая машина. [ 10 ] ее заменил Lotus 72 Модель 49 одержала двенадцать побед и участвовала в двух чемпионатах мира среди пилотов и конструкторов, прежде чем в 1970 году . Последний раз 49C выступал в 1971 году: Уилсон Фиттипальди финишировал девятым на Гран-при Аргентины 1971 года , а Тони Триммер финишировал шестым на Весеннем кубке в Оултон-парке . [ 10 ]
Из двенадцати построенных самолетов 49 осталось семь. Шасси R3 (управляемое Хиллом, затем проданное каперу Джону Лаву ) является единственным сохранившимся примером оригинальных автомобилей 1967 года и выставлено в Национальном автомобильном музее в Хэмпшире. [ 11 ]
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]Результаты чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
- † Очки начислялись по схеме 9-6-4-3-2-1 первым шести финишировавшим в каждом раунде, но только лучший автомобиль каждой марки имел право набирать очки. Пять лучших результатов первых шести раундов и четыре лучших результата последних пяти раундов были сохранены в 1967 и 1969 годах, пять из первых шести и пять из последних шести раундов в 1968 году, а лучшие шесть результатов из первых семи раундов. и пять лучших из последних шести раундов остались в 1970 году.
- ‡ Автомобили Формулы-2 занимали позиции с пятой по десятую на Гран-при Германии 1969 года , но не имели права на получение чемпионских очков. Очки за пятое и шестое места были присуждены водителям машин, занявших одиннадцатое и двенадцатое места.
- ^ Сумма баллов, набранных всеми автомобилями Lotus-Ford, в том числе 45 баллов, набранными водителями вариантов Lotus 72 .
Результаты вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Шасси | Абитуриент | Шины | Водитель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1967 | Лотос 49 | Команда Лотос | Ф | РПЦ | НПЦ | ИНТ. | СЭР | ОЛЛ | ESP | |||
Джим Кларк | 1 | |||||||||||
Грэм Хилл | 2 | |||||||||||
1968 | Лотос 49 | Золотой лист команды Лотос | Ф | РПЦ | ИНТ. | ОЛЛ | ||||||
Грэм Хилл | Верно | Верно | ||||||||||
Лотос 49Б | Верно | |||||||||||
Джеки Оливер | 3 | |||||||||||
Лотос 49 | Роб Уокер/Джек Дурлахер Рэйсинг | Да, Зифферт | DNS | Верно | ||||||||
1969 | Лотос 49Б | Золотой лист команды Лотос | Ф | РПЦ | ИНТ. | БЕЗУМНЫЙ | ОЛЛ | |||||
Грэм Хилл | 2 | 7 | ||||||||||
Йохен Риндт | Верно | 2 | ||||||||||
Роб Уокер/Джек Дурлахер Рэйсинг | Да, Зифферт | 4 | 11 | |||||||||
Пит Лавли Volkswagen Inc. | Пит Лавли | 6 | Верно | |||||||||
Экюри Боннье | Да, Боннье | DNS | ||||||||||
1970 | Лотос 49С | Золотой лист команды Лотос | Ф | РПЦ | ИНТ. | ОЛЛ | ||||||
Йохен Риндт | 2 | |||||||||||
RRC Уокер Рейсинг Брук Бонд Oxo Racing/Роб Уокер |
Грэм Хилл | 5 | 9 | |||||||||
Лотос 49Б | Пит Лавли Volkswagen Inc. | Пит Лавли | Верно | 13 | ||||||||
1971 | Лотос 49С | Золотой лист команды Лотос | Ф | АРГ | РПЦ | ЧТО | СПР | ИНТ. | СЛИШКОМ | ОЛЛ | ВИК | |
Уилсон Фиттипальди | Верно | |||||||||||
Тони Триммер | Северная Каролина | |||||||||||
Лотос 49Б | Пит Лавли Volkswagen Inc. | Пит Лавли | DNQ |
Гоночные цвета
[ редактировать ]Lotus С момента своего появления в 1967 году модели Lotus 49 были окрашены в традиционный британский гоночный зеленый цвет с желтой центральной полосой. В течение следующих 16 месяцев на дизайне появилось все больше нашивок спонсоров и больших полос с именами водителей, сохранив при этом традиционную базовую схему. Однако для гонок Tasman Series 1967–1968 годов 2,5-литровые двигатели Team Lotus 49 были окрашены в красный, кремовый и золотой цвета - цвета сигарет Gold Leaf - после того, как Чепмен подписал выгодную спонсорскую сделку. Эта цветовая схема была введена на чемпионате мира 1968 года во второй гонке сезона, Гран-при Испании 1968 года , что сделало Lotus первой заводской командой (уступающей только команде Gunston, выехавшей на частном автомобиле Brabham на Гран-при Южной Африки 1968 года ), которая красят свои машины в ливреи своих спонсоров .
Lotus 49 также принадлежали шотландскому каперу команды Rob Walker Racing Team , который окрасил свою машину в цвета шотландских национальных гонок (темно-синий с белой полосой на носу), и американскому каперу команды Пита Лавли , чья машина (шасси R11) была окрашена в американские национальные гоночные цвета: белый с синей полосой по центру.
Галерея
[ редактировать ]-
Лотос 49Б
-
задняя подвеска Lotus 49B
-
Cosworth-V8 в Lotus 49B
-
Двигатель Cosworth DFV , установленный на Lotus 49 начала 1968 года.
-
Вид на Lotus 49B: высокое заднее крыло, прикрепленное непосредственно к подвеске.
-
Lotus 49B с оригинальным, запрещенным задним антикрылом, демонстрируемый на Фестивале скорости в Гудвуде 2008 года.
-
Демонстрация 49C в 2005 году.
-
Гран-при Монако Грэма Хилла 1968 года, выигравший Lotus 49B (шасси R10), на выставке во время Гран-при Китая 2019 года.
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]^ Сумма баллов, набранных всеми автомобилями Lotus-Ford, в том числе 45 баллов, набранными водителями вариантов Lotus 72 .
- ^ «СТАТС Ф1 • Лотус 49» . Statsf1.com . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ «Лотос-Форд 49» . grandprixhistory.org. 14 февраля 2011 года . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ «Технические и механические характеристики Lotus Type 49 1967 года» .
- ^ «Двигатель Ford Cosworth • СТАТС F1» .
- ^ Джон Крюсон (май 2013 г.), «Быстро, настоящее, будущее: Lotus 49 1967 года против Corvette ZR1 2013 года» , Road and Track , получено 13 июня 2013 года .
Он использовал свою трансмиссию в качестве стрессового участника, будучи не первой машиной Формулы-1, которая это сделала. так что он был первым, кто применил эту технику настолько хорошо, что все ее скопировали.
- ^ «ЛАНЧИЯ Д50 1955 года» . «Автоспорт» Журнал . Сентябрь 2006. с. 47 . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ «Chaparral 2E был путеводной звездой в аэродинамике гоночных автомобилей» . МоторТренд . Октябрь 2016.
- ^ Дженнингс, Чарльз (12 августа 2014 г.). Горящая резина: необыкновенная история Формулы-1 . ISBN 9781623655372 .
- ^ «8W — Что? — Гоночная команда RRC Walker» . Проверено 19 апреля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Причард, Энтони (1986). Справочник автомобилей Формулы-1: 1966-1986 гг . Соединенное Королевство: Aston Publications Limited. п. 223. ИСБН 0946627029 .
- ^ «Траст Национального автомобильного музея» . www.nationalmotormuseum.org.uk . Проверено 15 июля 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Результаты гонок взяты с сайта ChicaneF1.com. Архивировано 9 июля 2013 года на сайтах Wayback Machine , Formula1.com и GEL Motorsport Information .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Оливер, Майкл (2004). Лотос 49: История легенды . Издательство Велос. ISBN 978-1901295511 .
- Вагстафф, Ян (2014). Lotus 49:1967–1970 (все оценки): Руководство по ремонту для владельцев . Хейнс. ISBN 978-0857334121 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]