Литература йоруба
Эта статья является частью серии статей , посвященных |
Культура Нигерии |
---|
Литература йоруба — устная и письменная литература народа йоруба , одной из крупнейших этнолингвистических групп в Нигерии и остальной части Африки . На языке йоруба говорят в Нигерии , Бенине и Того , а также в рассеянных общинах йоруба по всему миру.
Письмо
[ редактировать ]До девятнадцатого века местные западноафриканские языки, включая йоруба, приняли модифицированную арабскую письменность ( скрипт аджами ) как наиболее распространенную форму письма. Самая старая история народа йоруба, написанная в 17 веке, была написана на языке йоруба, но, как сообщается, использовалась арабская письменность. [ 1 ]
Большой вклад в письменность и формальное изучение йоруба, начиная с девятнадцатого века, был внесен англиканскими священниками йорубаского происхождения. Формальная грамматика йоруба на латинском алфавите была опубликована в 1843 году епископом Сэмюэлем Аджайи Кроутером . Он сам был выходцем из племени йоруба. Таким образом, формированию письменности йоруба способствовали сами люди йоруба.
Мифология
[ редактировать ]Религия йоруба переплетается с историей: различные кланы йоруба утверждают, что произошли от божеств, а некоторые из их королей обожествляются после их смерти. Итан — это слово, обозначающее сумму религии йоруба, поэзии, песен и истории. Божества йоруба называются Ориша и составляют один из самых сложных пантеонов в устной истории .
Ифа , сложная система гадания, включает в себя чтение стихов йоруба, содержащих истории и пословицы, имеющие отношение к гаданию. Гадание может занять целую ночь. Объем этой поэзии обширен и передается между оракулами Ифа.
Вымысел
[ редактировать ]Первым романом на языке йоруба был «Огбоджу Оде нину Игбо Ирунмале» (в переводе Воле Сойинки как «Лес тысячи демонов »), хотя дословный перевод — «Храбрость охотника в лесу божеств», написанный в 1938 году Шефом. Дэниел О. Фагунва (1903–1963). Он содержит пикантные истории об охотнике йоруба, столкнувшемся с элементами фольклора, такими как магия, монстры, духи и боги. Это был один из первых романов, написанных на каком-либо африканском языке. Фагунва написал и другие работы на схожие темы и остается самым читаемым автором на языке йоруба.
Амос Тутуола (1920–1997) был во многом вдохновлен Фагунвой, но писал на намеренно бессвязном, ломаном английском, отражающем устную традицию нигерийского пиджин-английского языка . Тутуола получил известность благодаря «Пальмовому вину» (1946, паб 1952) и другим произведениям, основанным на фольклоре йоруба.
Сенатор Афолаби Олабимтан (1932–1992) был писателем, профессором университета и политиком. Он написал романы на языке йоруба о современной нигерийской жизни и любви, такие как «Кекере Экун» (1967; [Парень по прозвищу] Леопардовый детеныш ) и «Аянмо» (1973; Предопределение ).
Театр
[ редактировать ]своем новаторском исследовании йоруба театра Джоэл Адедеджи проследил его происхождение до маскарада Эгунгун В («культ предков»). [ 2 ] Традиционный обряд контролируется исключительно мужчинами и завершается маскарадом, во время которого предки возвращаются в мир живых, чтобы навестить своих потомков. [ 3 ] В дополнение к своему ритуальному происхождению, театр йоруба «может быть прослежен до «театрогенной» природы ряда божеств пантеона йоруба , таких как Обатала , ориша творения, Огун , ориша творчества и Санго , ориша молнии. «, чье поклонение переплетено «с драмой и театром, а также с их символическим и психологическим использованием». [ 4 ]
возникла Театральная традиция Алаариньо из маскарада Эгунгун. Алаариньо представляли собой труппу странствующих артистов в масках (как и участники обряда Эгунгун). Они создали короткие сатирические сцены, основанные на ряде устоявшихся стереотипных персонажей. В их выступлениях использовались пантомима , музыка и акробатика . Традиция Алааринджо повлияла на передвижной театр йоруба, который был наиболее распространенной и высокоразвитой формой театра в Нигерии с 1950-х по 1980-е годы. В 1990-е годы передвижной театр йоруба перешел на телевидение и кино и теперь редко дает живые выступления. [ 5 ]
«Тотальный театр» также возник в Нигерии в 1950-х годах. Он использовал ненатуралистические методы, сюрреалистические физические образы и гибко использовал язык. Драматурги середины 1970-х годов использовали некоторые из этих приемов, но формулировали их с «радикальным пониманием проблем общества». [ 6 ]
Традиционные способы исполнения сильно повлияли на главных деятелей современного нигерийского театра. Работа вождя Хуберта Огунде (иногда называемого «отцом современного йорубанского театра») основывалась на традициях Алаариньо и маскарадах Эгунгун. [ 7 ] Он основал первую профессиональную нигерийскую театральную труппу в 1945 году и занимал множество должностей, в том числе драматурга, как на английском, так и на языке йоруба.
Воле Сойинка «общепризнан как величайший из ныне живущих драматургов Африки» и был удостоен Нобелевской премии по литературе 1986 года . [ 8 ] Он пишет на английском языке, иногда на нигерийском пиджин-английском, а его сюжеты (как в пьесах, так и в романах) включают смесь западных, традиционных и современных африканских элементов. В своем творчестве он придает богу Огуну сложное метафизическое значение. [ 8 ] В своем эссе «Четвертый этап» (1973) Сойинка утверждает, что «независимо от того, насколько сильно африканские авторы призывают к созданию местной трагической формы искусства , они тайно проносят в свои драмы, через черный ход формалистических и идеологических пристрастий, типично традиционные западные представления. и практики превращения исторических событий в трагедию». [ 9 ] Он противопоставляет драму йоруба классической афинской драме немецким философом XIX века Фридрихом Ницше , относясь как к анализу последней, проведенному в «Рождении трагедии» (1879). Огун, утверждает он, представляет собой «совокупность дионисийских , аполлонических и прометеевских добродетелей». [ 10 ] Он развивает эстетику йорубанской трагедии, частично основанную на религиозном пантеоне йоруба (включая Огуна и Обаталу). [ 11 ]
Акинвунми Исола была популярной писательницей (начиная с романа О Ле Ку « Дерзающие происшествия » в 1974 году), драматургом, сценаристом, кинопродюсером и профессором языка йоруба. Его работы включают исторические драмы и анализ современных романов йоруба.
См. также
[ редактировать ]- Стихотворение
- Хауса литература
- Литература игбо
- Эфик литература
- Или литература
- Список нигерийских писателей
- Третье поколение нигерийских писателей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Барринджер и Уоллес 2014 , с. 131.
- ^ Адедеджи 1969 , с. 60.
- ^ Норет (2008, 26).
- ^ Banham, Hill & Woodyard 2005 , стр. 88.
- ^ Banham, Hill & Woodyard 2005 , стр. 89.
- ^ Banham, Hill & Woodyard 2005 , стр. 70.
- ^ Banham, Hill & Woodyard 2005 , стр. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Банэм, Хилл и Вудьярд, 2005 , с. 69.
- ^ Сойинка (1973).
- ^ Сойинка (1973, 120).
- ^ Сойинка (1973).
Источники
[ редактировать ]- африканской литературы Статья в Британской энциклопедии
- Африканская литература: литература йоруба, статья в Британской студенческой энциклопедии
- Адедеджи, Джоэл (1969). «Традиционный театр йоруба». Африканское искусство . 3 (1). Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. JSTOR 3334461 .
- Бэнхэм, Мартин; Хилл, Эролл; Вудьярд, Джордж (январь 2005 г.). Кембриджский путеводитель по театру Африки и Карибского бассейна . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521612074 .
- Бэрринджер, Терри; Уоллес, Мэрион (июль 2014 г.). Африканские исследования в эпоху цифровых технологий: разрыв связи? . БРИЛЛ. ISBN 9789004279148 .
- Норе, Жоэль. 2008. «Между подлинностью и ностальгией: создание традиции йоруба в Южном Бенине». Африканское искусство 41.4 (зима): 26–31.
- Сойинка, Воле . 1973. «Четвертый этап: от тайн Огуна к происхождению трагедии йоруба». В книге «Мораль искусства: эссе, представленные Дж. Уилсону Найту его коллегами и друзьями». Эд. Дуглас Уильям Джефферсон. Лондон: Рутледж и Кеган Пол. 119-134. ISBN 978-0-7100-6280-2 .