HMS Инвинсибл (R05)
HMS Инвинсибл в 2005 году
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | Непобедимый |
Заказал | 17 апреля 1973 г. |
Строитель | Vickers Shipbuilding Limited , Барроу-ин-Фернесс , Англия |
Заложен | июль 1973 г. |
Запущен | 3 мая 1977 г. |
Спонсор | Королева Елизавета II |
Введен в эксплуатацию | 11 июля 1980 г. |
Выведен из эксплуатации | 3 августа 2005 г. |
пораженный | 10 сентября 2010 г. |
Порт приписки | HMNB Портсмут |
Идентификация |
|
Псевдоним(а) | "Винс" [ 1 ] |
Судьба | Списан в 2011 г. [ 2 ] |
Значок | |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Инвинсибл » класса Авианосец |
Смещение |
|
Длина | 689 футов (210 м) |
Луч | 118,1 футов (36,0 м) |
Черновик | 28,9 футов (8,8 м) |
Движение |
|
Скорость | 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) макс. |
Диапазон | 7000 миль (13000 км; 8100 миль) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) |
Дополнить | Всего 1051 человек, в том числе 726 человек корабельной роты и 384 человека авиагруппы. |
Вооружение | |
Самолет перевезен |
|
HMS Invincible был Королевского флота ведущим кораблем из авианосцев трех легких . Он был спущен на воду 3 мая 1977 года как седьмой корабль, носящий это имя. Первоначально он предназначался как противолодочный авианосец , но использовался в качестве авианосца во время Фолклендской войны , когда он использовался в составе HMS Hermes . Он стал флагманом британского флота, когда «Гермес» был продан Индии . «Инвинсибл» также участвовал в югославских войнах и войне в Ираке . В 2005 году он был выведен из эксплуатации и продан на металлолом в феврале 2011 года. [ 5 ]
Дизайн
[ редактировать ]В построенном состоянии Invincible имел общую длину 677 футов (206 м) и длину между перпендикулярами 632 фута (193 м) , ширину 90 футов (27 м) по ватерлинии и 115 футов (35 м) на кабины экипажа уровне . осадка 24 фута (7,3 м) при полной нагрузке. Водоизмещение составляло 16 000 длинных тонн (16 000 т) стандартное и 19 500 длинных тонн (19 800 т) при полной загрузке. [ 6 ] Корабль был оснащен четырьмя Rolls-Royce Olympus TBM3 газовыми турбинами с максимальной общей продолжительной мощностью 94 000 лошадиных сил на валу (70 000 кВт). Они приводили в движение два гребных вала через реверсивные коробки передач, обеспечивая максимальную скорость 28 узлов (32 миль в час; 52 км/ч). Корабль имел дальность полета 5000 миль (5800 миль; 9300 км) на скорости 18 узлов (21 миль в час; 33 км/ч). [ 7 ]
« Инвинсибла » Кабина экипажа имела длину 550 футов (168 м) и ширину 55 футов (16,8 м). Он был соединен с корабельным ангаром двумя лифтами, размерами 54 фута 8 дюймов (16,66 м) × 31 фут 8 дюймов (9,65 м) и рассчитан на перевозку самолетов весом 35 000 фунтов (16 000 кг). Сам ангар имел длину 500 футов (150 м), ширину от 74 до 40 футов (23 и 12 м) и высоту 20 футов (6,1 м). [ 7 ] загнутая вверх рампа для трамплина В носовой части кабины корабля была установлена под углом 6,5 градусов. Это позволило авианосцам Sea Harrier взлетать с большей полезной нагрузкой, сократив при этом разбег и оставив больше места для операций вертолетов . [ 8 ] Корабль имел проектное авиакрыло из десяти Westland Sea King противолодочных вертолетов British Aerospace Sea Harrier STOVL . и восьми реактивных истребителей [ 9 ]
В заводской комплектации оборонительное вооружение состояло из спаренной Sea Dart пусковой установки ракет класса «земля-воздух» в носовой части корабля. [ 6 ] Было установлено 22 ракеты Sea Dart. [ 10 ] [ 11 ] дальнего воздушного поиска Тип 1022 Над мостиком корабля был установлен радар , а устройства управления огнем системы Sea Dart Тип 909 - в носовой и кормовой части надстройки корабля. корабля был установлен радар воздушного поиска Тип 992 На грот-мачте , а также навигационный радар Тип 1006. Также был установлен гидролокатор средней дальности Тип 184. [ 6 ] [ 12 ] [ а ]
Модификации
[ редактировать ]В сентябре 1982 года, после возвращения с Фолклендской войны, «Инвинсибл» дополнил свое вооружение ближнего боя двумя «Фаланксами» CIWS и двумя Эрликон ». 20-мм зенитными автопушками « [ 13 ] [ 14 ]
В 1986–1989 годах он прошел капитальный ремонт с некоторыми изменениями, направленными на повышение эффективности эксплуатации самолетов корабля. Угол трамплина корабля был увеличен до 12 градусов. Ее ангар был модифицирован, чтобы можно было разместить внизу больше самолетов (девять «Си Харриеров» и двенадцать «Си Кингов»). [ 13 ] [ 15 ] Общая длина корабля увеличилась до 685,8 футов (209,0 м). Были оборудованы дополнительные помещения управления и добавлены помещения для еще 120 человек (летный состав и командный состав). [ 16 ] корабля Магазины были увеличены, что позволило нести противокорабельные ракеты Sea Eagle для авианосцев Sea Harrier, а также увеличило количество торпед, перевозимых для корабельных вертолетов. Три Thales 30-мм вратаря CIWS заменили «Фаланги». РЛС поиска воздух-море Тип 996 заменила РЛС Тип 992, а гидролокатор Тип 2016 заменил Тип 184. [ 13 ] [ 15 ]
В 2000 году Invincible подвергся дальнейшим модификациям, позволяющим использовать Harrier GR.7 в качестве штурмовиков. Пусковую установку Sea Dart сняли, а полетную палубу корабля увеличили. [ 16 ]
История
[ редактировать ]«Инвинсибл» был заказан у Vickers Shipbuilding and Engineering 17 апреля 1973 года и заложен в Виккерс Барроу-ин-Фернесс 17 апреля 1973 года. Строительство корабля было отложено из-за изменений в конструкции и забастовок, и «Инвинсибл» не был спущен на воду до 3 мая. 1977. [ 9 ] Корабль был спущен на воду Елизаветой II . [ 17 ] Он был принят на службу Королевского флота 19 марта 1980 года и после испытаний официально введен в эксплуатацию 11 июля 1980 года. Последовали дополнительные испытания и доработки корабля и его воздушного крыла, прежде чем он был объявлен в эксплуатацию 19 июня 1981 года. [ 7 ] другого авианосца флота «Гермес» присоединение к эксплуатации .
Первоначальное авиационное крыло «Инвинсибла » состояло из 801-й военно-морской авиационной эскадрильи , оснащенной пятью «Си Харриерами» , и 820-й военно-морской авиационной эскадрильи , оснащенной противолодочными вертолетами «Си Кинг». [ 18 ] В августе – сентябре 1981 года «Инвинсибл» принял участие в военно-морских учениях НАТО «Ocean Venture» и «Ocean Safari». [ 7 ] [ 19 ]
Предлагаемая продажа и Фолклендская война
[ редактировать ]В соответствии с планами, объявленными в « Белой книге обороны» 1981 года , 25 февраля 1982 года, после нескольких месяцев переговоров, австралийское правительство объявило, что согласилось купить Invincible за 175 миллионов фунтов стерлингов (285 миллионов австралийских долларов ). [ б ] замены под названием HMAS Australia ВМС Австралии HMAS . Melbourne в качестве Австралия планировала внести в авианосец минимальные изменения, добавив больше топлива и заменив некоторые корабельные компьютеры. По крайней мере, первоначально планировалось использовать только вертолеты. [ 21 ] [ 20 ] Продажу подтвердило Министерство обороны . [ 22 ]
Однако 2 апреля 1982 года Аргентина вторглась на Фолклендские острова . Три дня спустя военно-морская оперативная группа во главе с «Инвинсиблом» и «Гермесом» покинула HMNB «Портсмут», направляясь в Южную Атлантику. 20 апреля правительство Великобритании официально приказало своим силам обороны вернуть острова под британский контроль. Наряду с восемью «Си Харриерами » в авиагруппу «Инвинсибла » входили двенадцать вертолетов «Си Кинг», которые были немного больше, чем изначально предполагалось разместить на корабле. были установлены небольшие пулеметы Вокруг кабины экипажа и острова для ближней обороны.
23 апреля, направляясь с острова Вознесения на Фолклендские острова, «Инвинсибл» по ошибке зафиксировала свои Sea Darts на самолете VARIG Brazil Airlines DC-10, а не на ВВС Аргентины Боинге 707 , который следил за перемещением флота. [ 23 ] Накануне командир оперативной группы контр-адмирал Сэнди Вудворд запросил разрешение у главнокомандующего адмирала сэра Джона Филдхауса сбить Боинг 707. [ 24 ] поскольку он полагал, что его деятельность указывала на то, что рейд будет совершен с аргентинского авианосца ARA Veinticinco de Mayo . Поскольку Боинг 707 не представлял прямой угрозы флоту, Вудворд приказал «Оружие крепче». [ 24 ] и постоянное отслеживание курса самолета, пока для расследования был отправлен Sea Harrier. Пилот «Харриера» сообщил, что «это был бразильский авиалайнер со всеми штатными навигационными и ходовыми огнями». [ 23 ]
30 мая два самолета Dassault-Breguet Super Étendards , один из которых нес последний оставшийся в Аргентине самолет Exocet воздушного базирования, в сопровождении четырех самолетов A-4C Skyhawk каждый с двумя 500-фунтовыми (230 кг) бомбами поднялись в воздух, чтобы атаковать «Инвинсибл» . [ 25 ] [ 26 ] Аргентинская разведка стремилась определить положение авианосцев на основе анализа маршрутов полета самолетов оперативной группы на острова. [ 25 ] Однако у британцев был постоянный приказ, согласно которому все самолеты при отлете или возвращении к авианосцам должны проходить транзитом на малой высоте, чтобы замаскировать свое положение. [ 27 ] Эта тактика скомпрометировала аргентинскую атаку, которая была сосредоточена на группе эскорта в 40 милях к югу от основных сил кораблей. [ 28 ] Когда один из Super Étendards обнаружил на радаре крупную цель, Exocet был запущен, и Super Étendards повернули в сторону Аргентины, а «Скайхоки» последовали за Exocet, который вскоре скрылся из поля зрения. [ 26 ] Два атакующих Скайхока [ 28 ] были сбиты самолетом Sea Darts, выпущенным с HMS Exeter , [ 25 ] HMS Avenger утверждает, что сбила ракету из своей 4,5-дюймовой пушки (хотя это утверждение оспаривается). [ 29 ] Никаких повреждений британским судам причинено не было. [ 25 ] Во время войны Аргентина заявила, что повредила корабль, и продолжает делать это по сей день. [ 30 ] хотя никаких доказательств такого ущерба представлено или обнаружено не было. [ 31 ] [ 32 ]
Авианосец нес 10 ядерных глубинных бомб в качестве стандартного вооружения, когда он был отправлен на Фолклендские острова, и был одним из нескольких военных кораблей Королевского флота, оснащенных таким образом во время войны. Оружие было снято, когда она находилась в Южной Атлантике в начале мая 1982 года. [ 33 ]
1 июня премьер-министр Австралии Малкольм Фрейзер сообщил британскому правительству, что при желании продажа Invincible Австралии может быть отменена. В июле 1983 года, через год после окончания Фолклендского конфликта, [ 34 ] Министерство обороны объявило, что отозвало свое предложение о продаже «Инвинсибла» , чтобы иметь возможность сохранить силы из трех авианосцев. [ 35 ]
1983–2005
[ редактировать ]В декабре 1983 года «Инвинсиблу» было отказано в использовании сухого дока в Сиднее, когда Королевский флот отказался сообщить австралийским властям, имел ли корабль ядерное оружие или нет. [ 36 ] Во время этого развертывания «Инвинсибл» сопровождали другие корабли, в том числе «Ахиллес» . Затем она посетила Окленд и Веллингтон в Новой Зеландии. [ нужна ссылка ]
В период с 1993 по 1995 год «Инвинсибл» был развернут на Адриатике для проведения операции «Запретить полет» , а затем операции «Сознательная сила» во время югославских войн . В 1997 году под флагом контр-адмирала Алана Уэста , командующего оперативной группой Соединенного Королевства , «Инвинсибл» возглавил развертывание, в которое входили 3 бригады коммандос Королевской морской пехоты . В течение следующих двух лет «Инвинсибл» участвовал в операции «Болтон» (часть операции «Южный дозор» ) на юге Ирака , прежде чем он был передислоцирован на Балканы для поддержки действий НАТО против Югославии из-за Косово . [ 37 ] Там, пока ее вертолеты оказывали помощь беженцам, ее «Харриеры» участвовали в военных ударах.
В 2003 году Инвинсибл появился в пародии на шоу BBC Top Gear, в которой Стиг мчался по палубе на белом Jaguar XJS, пытаясь разогнаться до 100 миль в час и остановиться до конца взлетно-посадочной полосы. Попытка провалилась, в результате чего Стиг и Ягуар оказались в море.
2005–2011
[ редактировать ]6 июня 2005 года министерство обороны Великобритании объявило, что Invincible будет неактивен до 2010 года, но будет доступен для повторной активации с уведомлением за восемнадцать месяцев. Он был выведен из эксплуатации 3 августа 2005 года, через двадцать месяцев после обширного ремонта, который должен был дать ей еще десять лет службы. [ 38 ] Illustious службы сменил ее на посту флагмана . Королевский флот утверждал, что «Инвинсибл» мог быть развернут в случае необходимости и что политика ВМФ предполагала, что он все еще является действующим авианосцем. Однако, по данным Jane's , с «Инвинсибла» были сняты некоторые детали родственных кораблей, поэтому для обеспечения оперативной готовности потребуется не только восемнадцать месяцев, но и замена или снятие систем с этих других кораблей.
В марте 2010 года Invincible был пришвартован и минимально обслуживался вместе с другими списанными кораблями вверх по реке HMNB Portsmouth. 10 сентября 2010 года исключена из списка резерва ВМФ. [ 39 ] и в декабре выставлен на продажу Управлением по утилизации (DSA), торги должны быть проведены до 5 января 2011 года. [ 2 ] [ 40 ] Тендерная документация DSA подтвердила, что двигатели корабля были сняты, а его генераторы и насосы «в целом неисправны или не работали». [ 2 ] сообщение 8 января 2011 года британская пресса передала ранее опубликованное в газете South China Morning Post о том, что британский китайский бизнесмен Лам Кин-бонг предложил за корабль 5 миллионов фунтов стерлингов и планирует пришвартовать его в Чжухае или Ливерпуль как плавучая международная школа. Однако в свете перевооружения Китаем «Варяга » , купленного под тем же предлогом, и эмбарго ЕС на поставки оружия Китаю возникли сомнения относительно того, состоится ли такая продажа. [ 41 ]
Месяц спустя, в феврале 2011 года, BBC News сообщила, что Министерство обороны объявило о продаже Invincible компании Leyal Ship Recycling в Турции. Ее отбуксировали из Портсмута 24 марта. [ 42 ] и прибыл на верфь Лейала в Алиаге 12 апреля 2011 года для сдачи на слом. [ 43 ]
Оружие и авиация
[ редактировать ]Изначально в «Инвинсибле» отсутствовали какие-либо системы вооружения ближнего боя. В качестве одного из уроков Фолклендской войны на Invincible были установлены две 20-мм Raytheon системы вооружения ближнего боя Phalanx, но позже они были заменены тремя 30-мм Goalkeeper CIWS компании Thales; имеются также две 20-мм пушки «Эрликон» . Противодействия обеспечивались системой постановки помех Thales и системой РЭБ , пусковые установки Seagnat предусматривают использование соломы или сигнальных ложных целей . Первоначально авианосцы были вооружены ракетным комплексом Sea Dart, но его сняли, чтобы увеличить кабину экипажа и освободить место для хранения магазинов и места на палубе для Harrier GR7 Королевских ВВС .
После различных переоборудований авиагруппа авианосца выросла с первоначально запланированных 5 Sea Harrier и 9 Sea Kings до девяти Sea Harrier или Harrier GR7/9 и двенадцати вертолетов (обычно все Sea Kings, либо противолодочные (ПЛО) , либо воздушно-десантные). Варианты предупреждения (AEW) . Альтернативные авиагруппы время от времени проходили испытания с использованием 16 «Харриеров» и 3 вертолетов. Авианосец был оснащен флагманским оборудованием и мог служить оперативным штабом оперативных групп Королевского флота. Взлетно-посадочная полоса имела длину 170 метров (560 футов) и включала характерный для корабля трамплин (первоначально под углом 7 °, но позже увеличился до 12 °).
Командиры
[ редактировать ]- 1979–1982: капитан Майкл Ливси , Р.Н.
- 1982–1983: капитан Джереми Блэк, RN
- 1983–1984: капитан достопочтенный. Николас Хилл-Нортон RN
- 1984–1986: капитан Кристофер Лэйман, RN
- 1988–1990: капитан Майкл Греттон, Р.Н.
- 1990–1992: капитан Джон Толхерст, Р.Н.
- 1992–1993: капитан Фабиан Мальбон, Р.Н.
- 1993–1995: капитан Ричард Хастилоу, Р.Н.
- 1995–1996: капитан Ян Форбс, RN
- 1996–1997: капитан Рой Клер Р.Н.
- 1997–1999: капитан Джеймс Бернелл-Ньюджент, RN
- 1999–2001: капитан Рори Маклин, RN
- 2002–2004: капитан Тревор Сор, RN
- 2004–2005: капитан Нил Моризетти RN
Примечания
[ редактировать ]- ↑ «Инвинсибл» был первым кораблем, оснащенным радаром Тип 1022. [ 6 ]
- ↑ Эта сумма, которая должна была быть выплачена двумя частями: 90 миллионов фунтов стерлингов в 1982 году и оставшиеся 85 миллионов фунтов стерлингов в 1983 году, была прямой стоимостью покупки самого корабля. Ожидалось, что запасные части, расходы на поддержку и предпродажный ремонт увеличат общие затраты до 295 миллионов фунтов стерлингов. [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Си Харриеры все еще в деле» . Новости ВМФ . Архивировано из оригинала 8 сентября 2008 года . Проверено 1 июля 2008 года .
- ^ Перейти обратно: а б с «Продажа по тендеру — HMS Invincible» . Служба утилизации . Архивировано из оригинала 10 июля 2011 года . Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ «Отчет о непобедимой переработке» (PDF) . ДЭ&С . Проверено 29 января 2013 г.
- ^ Большое интервью: адмирал сэр Алан Уэст
- ^ «HMS Invincible продан на металлолом турецким переработчикам кораблей» . Новости Би-би-си . 2 августа 2011 года . Проверено 2 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер и Чамбли 1995 , с. 501
- ^ Перейти обратно: а б с д Хоббс 1996 , с. 125
- ^ Браун и Мур, 2012 , стр. 69–70.
- ^ Перейти обратно: а б Мур 1979 , с. 594
- ^ Браун и Мур 2012 , с. 68
- ^ Коухат и Бейкер 1986 , с. 180
- ^ Couhat & Baker 1986 , стр. 180–181.
- ^ Перейти обратно: а б с Хоббс 1996 , с. 126
- ^ Мур 1985 , с. 620
- ^ Перейти обратно: а б Презелин и Бейкер 1990 , с. 696
- ^ Перейти обратно: а б Сондерс 2002 , с. 770
- ^ Беллами, Мартин (2022). «Редакция». Зеркало моряка . 108 (4). Общество морских исследований : 387. doi : 10.1080/00253359.2022.2117453 . S2CID 253161552 .
- ^ Sturtivant & Ballance 1994 , стр. 130, 198, 393.
- ^ «Противолодочные учения Ocean Venture прошли успешно» . Рейс Интернешнл . Том. 120, нет. 3779. 10 октября 1981. стр. 1046–1047. ISSN 0015-3710 .
- ^ Перейти обратно: а б «Инвинсибл» отправляется в Австралию . Рейс Интернешнл . Том. 121, нет. 3800. 6 марта 1982. с. 528. ISSN 0015-3710 .
- ^ «Морской Харриер внизу» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2010 года . Проверено 27 мая 2008 г.
- ^ Блум, Бриджит; Ньюби, Патрисия (26 февраля 1982 г.). «Протест, поскольку Австралия покупает британского авиаперевозчика» . Файнэншл Таймс . Файнэншл Таймс Лимитед. п. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Лоуренс Фридман , Официальная история Фолклендской кампании , Том 2 ( ISBN 978-0-415-41911-6 ), с. 223–224.
- ^ Перейти обратно: а б Адмирал Сэнди Вудворд , Сто дней ( ISBN 978-0-00-713467-0 ), с. 143–145. Самолет получил прозвище «Взломщик». Вудворд полагал, что ему было дано разрешение сбить его, если он приблизился к оперативной группе на определенное расстояние и его можно было точно идентифицировать, хотя этот образ действий не был подтвержден.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лоуренс Фридман; Лоуренс (Королевский колледж Лондона Фридман, Лондонский университет Великобритании); Профессор военных исследований Лоуренс Фридман, сэр (2005 г.). Официальная история Фолклендской кампании: война и дипломатия . Психология Пресс. п. 545. ИСБН 978-0-7146-5207-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Берден и др. 1986 , стр. 37, 113.
- ^ Джерри Пук (15 июня 2008 г.). Наземная атака ВВС Великобритании «Харриер»: Фолклендские острова . Перо и меч. п. 132. ИСБН 978-1-84884-556-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Морган (2007). Враждебное небо . Феникс. п. 240. ИСБН 978-0-7538-2199-2 .
- ^ Юэн Саутби-Тейлер (2 апреля 2014 г.). Exocet Фолклендские острова: нерассказанная история операций спецназа . Перо и меч. стр. 238–. ISBN 978-1-4738-3513-9 .
- ^ «- Fuerza Aérea Argentina» (на испанском языке). www.fuerzaaerea.mil.ar. Архивировано из оригинала 28 апреля 2009 года . Проверено 26 февраля 2009 г.
- ^ «ВВС Аргентины в Фолклендской войне: оперативный взгляд». Журнал «Воздушная и космическая энергетика» . Федеральная информационная и новостная служба, Inc., 20 августа 2002 г.
- ^ «Аргентинская авиация на Фолклендских островах» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2009 года . Проверено 25 февраля 2009 г.
- ^ «Операция КОРПОРАТИВ 1982: Перевозка ядерного оружия оперативной группой, собранной для Фолклендской кампании» (PDF) . Лондон: Политика ХБРЯ, Министерство обороны. 2005. Архивировано из оригинала (PDF) 26 октября 2012 года.
- ↑ Великобритания официально объявила о прекращении боевых действий 20 июня 1982 г. ( «Соединенное Королевство: Фолклендский конфликт – краткая история». Министерство обороны Соединенного Королевства. 14 ноября 2006 г. ).
- ^ «Предложение о продаже Invincible отозвано». Неделя авиации и космических технологий . McGraw-Hill, Inc., 19 июля 1982 г., с. 19.
- ^ «Австралия возвращает британскому авианосцу» . Юнайтед Пресс Интернешнл. 9 декабря 1983 года.
- ^ «Группа авиаперевозчиков приказала вернуться домой» . Новости ВМФ . Июнь 1999 г. с. 4.
- ^ Ингхэм, Джон (2 августа 2005 г.). «Непобедимые доки в последний раз». Экспресс . Экспресс-газеты. п. 15.
- ↑ North West Evening Mail. Архивировано 13 сентября 2014 года на построенном в Барроу корабле « Непобедимый», выброшенном из состава ВМФ.
- ^ «Бывший корабль ВМФ HMS Invincible выставлен на интернет-аукцион» . Новости BBC онлайн . 30 ноября 2010 г. Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ Джонатан Уоттс (8 января 2011 г.). «Китайский бизнесмен предложил 5 миллионов фунтов стерлингов за HMS Invincible» . Хранитель . ISSN 1756-3224 . OCLC 60623878 . Проверено 10 января 2011 г.
- ^ «HMS Invincible совершает последний путь на турецкую свалку» . Новости Би-би-си . 24 марта 2011 года . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ «Толпы собираются, чтобы увидеть, как буксируют Инвинсибла» . Новости ВМФ. 24 марта 2011 года . Проверено 28 марта 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Дэвид К.; Мур, Джордж (2012). Восстановление Королевского флота: проектирование военных кораблей с 1945 года . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-150-2 .
- Берден, Родни А.; Дрейпер, Майкл И.; Раф, Дуглас А.; Смит, Колин Р.; Уилтон, Дэвид (1986). Фолклендские острова: Воздушная война . Британская группа авиационных исследований. ISBN 0-906339-05-7 .
- Чайлдс, Н. (2009). Эпоха непобедимых . Барнсли, Великобритания: ISBN Pen & Sword Books Ltd. 978-1-84415-857-7 .
- Куа, Жан Лабайль; Бейкер, А.Д., ред. (1986). Боевые флоты мира 1986/87 гг . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85368-860-5 .
- Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен, ред. (1995). «Все боевые корабли мира» Конвея, 1947–1995 гг . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-132-7 .
- Хоббс, Дэвид (1996). Авианосцы Королевского флота и ВМС Содружества . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-252-1 .
- Мур, Джон, изд. (1979). Боевые корабли Джейн 1979–80 . Лондон: Ежегодники Джейн. ISBN 0-354-00587-1 .
- Мур, Джон, изд. (1985). Боевые корабли Джейн 1985–86 . Лондон: Ежегодники Джейн. ISBN 0-7106-0814-4 .
- Презелен, Бернар; Бейкер, А.Д., ред. (1990). Путеводитель Военно-морского института по боевым флотам мира 1990/91: Их корабли, самолеты и вооружение . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-250-8 .
- Сондерс, Стивен, изд. (2002). Боевые корабли Джейн 2002–2003 гг . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-2432-8 .
- Стертивант, Рэй; Балланс, Тео (1994). Эскадрильи авиации флота . Air Britain (Historians) Ltd. Тонбридж, Кент, Великобритания: ISBN 0-85130-223-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- HMS Invincible: авианосец
- Invincible Информация об авианосце класса . Архивировано 19 июня 2008 г. на Wayback Machine.
- Maritimequest HMS Invincible Фотогалерея
- HMS Invincible Down Under. Архивировано 12 декабря 2010 года в Wayback Machine.
- Заявление Аргентины о повреждении HMS Invincible .