Немецкие мексиканцы
Общая численность населения | |
---|---|
Различные оценки: | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мехико , север Мексики , Соконуско | |
Языки | |
Мексиканский испанский , [ 5 ] Плаутдич , [ 5 ] Нижненемецкий , [ 5 ] немецкий , [ 5 ] Русский , [ 5 ] Английский [ 5 ] | |
Религия | |
Католицизм , протестантизм и иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Другие немцы и другая немецкая диаспора |
Немецкие мексиканцы — мексиканские граждане немецкого происхождения. Большинство зарегистрированных этнических немцев прибыли в Мексику в середине-конце 19 века, и их стимулировала политика правительства Порфирио Диаса . Многие из них воспользовались либеральной политикой Мексики того времени и занялись торговыми, промышленными и образовательными предприятиями. Однако другие прибыли без какого-либо или большого капитала в качестве наемных работников или фермеров. [ 6 ] Большинство из них поселились в Мехико и близлежащих штатах Пуэбла и Веракрус, а также в северных штатах Сонора, Синалоа, Халиско и Чиуауа. Позже поселенцы направились на юг, к полуострову Юкатан. Значительное количество немецких иммигрантов также прибыло во время и после обеих мировых войн . [ 7 ] Историческая сила германо-мексиканцев способствовала тому, что Мексика занимает четвертое место по численности немецкого населения во всей Латинской Америке после Бразилии, Аргентины и Чили. [ 8 ]
Влияние Германии на современную мексиканскую культуру заметно в молочной, пивоваренной и музыкально-развлекательной отраслях, а основные экспортные товары, такие как пиво, сыр и столярные изделия, глубоко укоренены в традициях Северной Германии. Однако наиболее заметное влияние Германии на основную культуру оказывают северные региональные музыкальные поджанры: техано , банда , ранчера и нортеньо , среди других. , На языке Плаутдич диалекте нижненемецкого языка, широко говорят мексиканские меннониты , потомки голландских и прусских иммигрантов, в штатах Чиуауа , Дуранго , Сакатекас и Агуаскальентес . Другие немецкие города расположены в северных и южных штатах Нуэво-Леон , Халиско , Синалоа , Юкатан , Чьяпас , Кинтана-Роо и других частях Пуэблы, где немецкая культура и язык сохранились в разной степени.
Немецко-мексиканское сообщество в значительной степени интегрировалось в мексиканское общество в целом, но сохранило некоторые культурные черты и, в свою очередь, оказало культурное и промышленное влияние на мексиканское общество. Особенно после Первой мировой войны можно наблюдать интенсивный процесс транскультурации, особенно в Мехико, Халиско , Синалоа , Нуэво-Леоне , Пуэбле и особенно среди майя в Чьяпасе . Учитывая исторический успех националистической пропаганды метисов , признание вклада Германии в современную мексиканскую культуру в общественном сознании было приглушенным. Эти социальные, культурные аспекты и аспекты идентичности, которые раньше ассоциировались с немцами, теперь считаются характерными для большей идентичности метисов . [ 9 ]
Колонизация и иммиграция
[ редактировать ]Немецкое поселение в Мексике восходит к тем временам, когда они заселили Техас , когда он находился под властью Испании, но первое постоянное поселение немцев было в Индустрии в графстве Остин, основанном Фридрихом Эрнстом и Чарльзом Фордтраном в начале 1830-х годов, тогда еще находившимся под властью Мексики. правило. Эрнст написал письмо другу в родной Ольденбург, которое было опубликовано в тамошней газете. Его описание Техаса настолько повлияло на привлечение немецких иммигрантов в этот регион, что его помнят как «отца немецкой иммиграции в Техас».
Многие немцы, особенно католики, которые встали на сторону Мексики, покинули Техас и перебрались на остальную часть современной Мексики после того, как США победили Мексику в американо-мексиканской войне в 1848 году.
В 1865 и 1866 годах в общей сложности 543 немецкоязычных человека (мужчины, женщины и дети) были привезены из Гамбурга специально в деревни Санта-Елена и Пустунич на Юкатане. [ 10 ] Это был проект иностранной колонизации, продвигавшийся во времена Второй Мексиканской империи и правления императора Мексики Максимилиана I с руководящим органом штата Юкатан. Большинство этих людей были фермерами и ремесленниками: колесными мастерами, сапожниками, краснодеревщиками и т. д. [ 11 ]
Другие колонии были основаны в Эль-Мирадоре , Веракрус, немецким ботаником Карлсом Сарториусом . [ 12 ] и в штате Тамаулипас бароном Хуаном Райкницем (Йохан фон Ракниц) в 1833 году. [ 13 ]
Поселение Сарториуса, известное как Гасиенда, привлекло более 200 поселенцев из Дармштадта , Германия. Гасиенду много раз посещал Максимилиан I, а Сарториус был назначен министром сельского хозяйства Империи.
В 1890 году в рамках движения бланкеамиенто Порфирио Диас и Отто фон Бисмарк объединились, чтобы воспользоваться сельскохозяйственным потенциалом южной Мексики, отправив 450 немецких семей в Соконуско недалеко от Тапачулы в южном штате Чьяпас . Обширное выращивание кофе быстро сделало Соконуско одной из самых успешных немецких колоний: в период с 1895 по 1900 год было собрано 11 500 000 кг кофе. Финка (поместья) были построены в горной местности Кьяпанеко и получили немецкие названия, такие как Гамбурго, Бремен, Любек, Арговия, Бисмарк, Пруссия, Германия и Ганновер.
Около 6000 русских меннонитов , приехавших родом из Северной Германии и Нидерландов, мигрировали из Канады в северную Мексику в 1920-х годах. [ 14 ] Сегодня в Мексике насчитывается около 115 000 практикующих потомков меннонитов, которые сохранили плаутдичский диалект и поддерживают самодостаточную сельскохозяйственную и религиозную практику на своих владениях. По правилам своего сообщества немецко-мексиканским меннонитам разрешено говорить по-испански в первую очередь в целях бизнеса, культуры и, иногда, для поиска супругов. Несколько меннонитских колоний исторически становились жертвами религиозного рвения, особенно во время христианской гражданской войны . Культовая критика сохраняется и в наши дни с жалобами на «заманивание и промывание мозгов молодежи», хотя эти утверждения остаются необоснованными, поскольку большинство колоний находятся в умеренной изоляции и благосклонно воспринимаются мексиканским правительством. Наиболее процветающие колонии меннонитов в Мексике лежат в штатах Чиуауа (Куаутемок), Дуранго (Патос (Нуэво-Идеал), Нуэво-Гамбурго), Сакатекас (Ла-Хонда), Синалоа , Агуаскальентес и Кампече .
До и после объявления войны державам оси в 1942 году власти порта начали принимать немецких беженцев-евреев еще в 1937 году, хотя и неофициально из-за противоречивого характера еврейского вопроса, а также растущего антисемитизма в политике Карибского бассейна. Наиболее ярким примером является прием Мексикой немецких евреев на борту «Сент-Луиса» после того, как кубинские власти отказали иммигрантам в 1939 году. [ 15 ] Позиция правительства в отношении нейтралитета привела к неточной и искаженной регистрации прибывших во время войны: в официальных документах указано только 18 000, тогда как в отчетах общин и приходов упоминается более 100 000. [ 12 ] Вопреки официальным отчетам правительства, еврейские и польско-католические общины в Мексике сообщили о десятках тысяч новых евреев-немцев и поляков, прибывших в период с 1937 по 1944 год. В период с 1933 по 1945 год Мексика приняла только 1850 еврейских беженцев, но выдала не менее 16 000 иммиграционных виз. беженцам-лоялистам Испании в период с 1938 по 1945 год и более 1400 виз польским беженцам-католикам в период с 1939 по 1941 год. По оценкам, многие из этих виз на самом деле использовались немецкими евреями, бежавшими через Испанию, а также безбилетными пассажирами, контрабандно ввезенными мореплавателями «койотами». ." [ 16 ] Мексиканский дипломат Хильберто Боскес Сальдивар также сыграл важную роль в спасении немецких евреев, бежавших по подземной сети французских железных дорог. Будучи консулом в Марселе, портовом городе на территории, которая стала территорией Виши, Франция, Боскес поручил сотрудникам консульства выдавать визы любому беженцу, желающему бежать в Мексику. Его усилия спасли жизни десятков тысяч евреев, а также других беженцев, спасавшихся от диктатуры Франко в Испании. Боскес также арендовал замок и летний лагерь отдыха недалеко от Марселя для размещения беженцев, утверждая, что согласно международному праву эта собственность представляет собой территорию Мексики. В 1943 году гестапо арестовало Боскеса, его семью и 40 сотрудников консульства и держало их под стражей в Германии в течение года, пока мексиканское правительство не добилось их освобождения посредством обмена пленными. [ 7 ]
Культурное наследие
[ редактировать ]Дома в городах Нуэва-Алемания напоминают архитектурный стиль северной Германии, и многие из поселенцев этой области прибыли из городов Гамбург , Бремен и Любек . В Сан-Луис-Потоси , Синалоа ( Масатлан ) и Веракрусе поселенцы из Баварии построили сооружения, подобные тем, что были найдены в Шварцвальде . Здание Немецкого культурного центра в Сан-Луис-Потоси представляет собой баварский особняк, принадлежавший барону Баден-Бадену . Немецкие иммигранты основали ныне несуществующий футбольный клуб Germania FV, помогая в значительной степени популяризировать этот вид спорта в сознании современных мексиканцев, подобно усилиям немецких иммигрантов в Бразилии и Аргентине.
Немецкие корни особенно заметны в мексиканской музыке из-за большого количества немецких иммигрантов в Техасе и северной Мексике примерно в 1830-х годах. Дистрибьюторы аккордеонов немецкого производства агрессивно продвигали на рынке громкие и прочные маленькие «бумбоксы» еще в конце 19 века. Сегодня различные перекрывающиеся стили музыки, которые частично произошли от немецкой музыки (особенно польки ), включают техано , конхунто , техасско-мексиканец , кебрадита , банда , ранчера и нортеньо . Такие музыкальные стили особенно популярны в северной Мексике и в тех местах Соединенных Штатов, где проживает большое количество иммигрантов мексиканского происхождения. Многие танцевальные движения, сопровождающие эти стили музыки, также уходят корнями в традиционные танцы полька-степ, а также традиции кадриль, обычно встречающиеся в культуре вакеро. [ нужна ссылка ]
Октоберфест обычно проводится в нескольких крупных городах с немецко-мексиканскими общинами по всей стране, в основном в Мехико, Чиуауа и Виктория-де-Дуранго . Немецкие мексиканцы сыграли важную роль в развитии мексиканской сырной и пивоваренной промышленности. Пивоваренная промышленность в Монтеррее , Нуэво-Леоне и Масатлане , Синалоа, была развита в значительной степени этническими немецкими иммигрантами, привезшими в регион знаменитые баварские методы пивоварения из темного солода. [ 17 ] Приток немецких иммигрантов и недолгое правление в Австрии (середина XIX века) императора Максимилиана , который никогда никуда не путешествовал без своих двух немецких пивоваров, помогли закрепить искусство пивоварения как общемексиканское начинание, которое по сей день ощущается в Мексике. как одна из немногих стран Латинской Америки, где потребление пива превышает потребление вина и спиртных напитков. [ 18 ] Немецкое влияние оказало длительное влияние на мексиканское пиво: такие бренды, как Negra Modelo и Dos Equis Ambar , произошли от солодовой подгруппы темных лагеров, известных как венские лагеры . Производство пива остается одной из главных отраслей промышленности Мексики и крупнейшим экспортным товаром, стоимость которого превышает миллиард долларов США.
Немецко-мексиканское население особенно распространено на юге Мексики, особенно в штатах Чьяпас, Юкатан и Кинтана-Роо, куда в конце 1890-х годов было предложено иммигрировать немецким фермерам и промышленникам. В результате сотрудничества Отто фон Бисмарка и Порфирио Диаса были созданы немецкие колонии для развития современных кофейных плантаций и предприятий пищевой промышленности в штате. [ 19 ] Немецко-мексиканцы составляют значительное меньшинство населения региона Соконуско в Чьяпасе, где немецкое население смешалось с майя, составляющими большинство населения региона. Исследование, проведенное Автономным университетом Мексики (UNAM), показало, что в муниципалитете Тапачула и окружающем его регионе Соконуско смешанное население метисов имеет большую концентрацию немецкого наследия, чем испанского происхождения, при этом около 160 000 жителей названы неосведомленными о своем происхождении. Немецкое наследие. Многие из первоначальных немецких ферм и предприятий продолжают работать как как эхидо, так и как частные предприятия.
Фамилии немецкого происхождения обычно можно встретить на полуострове Юкатан, а также в таких регионах Северной Мексики, как Сонора, Синалоа, Чиуауа, Наярит и Халиско. Латиноамериканское написание немецких фамилий также существует во многом благодаря кампаниям по ассимиляции 19 века. Изменение имен среди немецких евреев также является историческим методом отрицания антисемитизма, как это было в случае волн еврейско-немецкой иммиграции как в колониальные времена, так и во время Второй мировой войны . Например, немецкая фамилия «Солс» стала фамилией «Солис», а «Бергманн» стала «Бургосом» или «Бельтраном». Колониальная практика латиноамериканизации фамилий также имела место, хотя и с меньшим вниманием к переводу: многие священнослужители и сотрудники иммиграционной службы просто называли людей по опознаваемым маркерам, в результате чего получались такие имена, как «Алеман», «Рубио», «Лютерано», «Висмарка», «Бруха», «Фридабурго» и т. д. Однако традиционные немецкие имена все еще существуют в некоторых регионах со значительным историческим населением, например, на Юкатане, где, согласно опросу 2012 года, 56-й и 82-й наиболее распространенными зарегистрированными фамилиями были «Quelle» и «Fiege». регион.
Влияние Германии на средства массовой информации заметно влияет на современную культуру в таких областях, как искусство, философия, политика и развлечения. Самой известной художницей немецкого происхождения является Фрида Кало , среди прочих, .
Демография и происхождение
[ редактировать ]По состоянию на 2019 год в Мексике в настоящее время проживают 11 398 зарегистрированных граждан Германии. [ 20 ] По оценкам посольства Германии в Мексике, сегодня насчитывается еще 75 000 мексиканцев немецкого происхождения. [ 3 ] Из-за десятилетий практики ассимиляции, основанной на метисах, многие современные мексиканцы не заявляют или не знают о своем этническом европейском происхождении. [ нужна ссылка ] Тем не менее, Мексика остается страной с четвертым по величине немецким населением в Латинской Америке, уступая только Бразилии, Аргентине и Чили. [ 8 ]
Образование и язык
[ редактировать ]Немецкий язык как язык обучения остается невероятно популярным в Мексике, при этом немецкий язык уступает французскому языку как второй наиболее часто изучаемый иностранный язык. В качестве специальности бакалавриата «Estudios de Ingles y Aleman» или «Английское и немецкое изучение» часто входит в десятку самых распространенных специальностей ежегодно среди учебных заведений Мексики. Исторические тенденции немецкой иммиграции в Северо-Западную Мексику отражают современные программы возрождения языка, в которых средние учебные заведения в штатах Синалоа, Сонора , Чиуауа , Дуранго , Наярит , Халиско и Южная Нижняя Калифорния инвестируют в усилия сообщества по восстановлению немецких этнических связей. Большая часть этой работы вызывает огорчение активистов коренных народов Мехико и Южной Мексики, которые открыто заявляют о непропорциональном финансировании евроцентричных программ возрождения.
После успешных пропагандистских усилий «метисов», предпринятых Институционально-революционной партией на рубеже 20-го века, европейских иммигрантов поощряли ассимилироваться в обществе и отказываться от своего культурного наследия в пользу новой национальной идентичности. В результате зарегистрированные мексиканцы немецкого происхождения редко могут говорить по-немецки, а большинство немецкоязычных иммигрантов предпочитают говорить только по-испански как дома, так и со своими детьми. Однако в 21 веке в немецком языке наблюдаются положительные тенденции возрождения языка благодаря недавним призывам мексикано-немецких общин восстановить некогда утраченные культурные связи. Наряду с появлением служб ДНК, эти общественные усилия рассматриваются как часть более широкого движения, возглавляемого молодыми мексиканцами за отказ от традиционной националистической политики идентичности в пользу претензий своих предков.
Тем не менее, в настоящее время эта страна занимает второе место по количеству немецких школ в Латинской Америке после Бразилии. В настоящее время в Мексике имеется более 3000 государственных школ немецкого языка, не считая международных или частных учреждений. Наиболее примечательными являются следующие:
Colegio Alemán Cuauhtémoc Hank , основанная в 1993 году, является немецкой международной школой в Колония Иподромо, Тихуана . Создание школы вызвало разногласия, вызванные местным протестом со стороны китайско-мексиканских общин Тихуаны, которые исторически отвергались федеральной системой образования в их предложениях по созданию школ китайского языка, несмотря на то, что зарегистрированное количество китайских мексиканцев превышает зарегистрированное число немецко-мексиканцев примерно на 216 000 человек. 60 000 на момент переписи населения Тихуаны 1992 года. [ 21 ]
Colegio Alemán Alexander von Humboldt в Мехико, основанная в 1894 году, является крупнейшей немецкой школой за пределами Германии, в которой по состоянию на 2012 год обучается около 12 000 учеников. Зачисленные учащиеся должны доказать свободное владение стандартным немецким языком, если они не пойдут в детский сад или не перейдут в первый класс. Самая известная немецкая программа в Мексике. Школа постоянно привлекает детей многих знаменитостей и политиков. [ 22 ]
Colegio Humboldt Puebla был впервые основан в 1911 году с участием 10 учеников начальных классов и учителя немецкого языка как попытка сообщества сохранить немецкоязычные традиции. [ 23 ] В настоящее время школа является немецкой международной школой в Куаутлансинго , Пуэбла , в Большой Пуэбле . [ 22 ]
Colegio Alemán de Guadalajara — немецкая международная школа в Гвадалахаре , Халиско. Школа остается североамериканским учебным заведением, в котором проживает больше всего немецкоязычных иностранных студентов из таких стран, как Германия, Швейцария и Австрия.
Небольшая немецкая школа была основана в 1917 году в Гвадалахаре как филиал школы Гумбольдта. Они включили в свой лучший детский сад и начальную школу и насчитали 120 учеников, которых обучали двенадцать учителей. Вступление Мексики в войну в 1942 году ознаменовало конец существования первой немецкой школы в Гвадалахаре. К 1979 году школа была восстановлена в системе образования Мексики под полным административным контролем со стороны совета по образованию. [ 24 ] До этого немецкий язык преподавался только как иностранный в дополнение к официальной мексиканской программе обучения, но теперь он является основным языком обучения. Программа Гумбольдта остается крупнейшей немецкой школьной системой K-12 в Америке: каждый кампус ежегодно выпускает в среднем 3000 сертифицированных двуязычных учащихся. Только Colegio Alemán Alexander von Humboldt с 2000 года может похвастаться более чем 156 000 сертифицированными выпускниками, свободно владеющими языком. [ 25 ]
Известные люди
[ редактировать ]
Иммигранты в первом поколении
|
Второе поколение
|
См. также
[ редактировать ]- Отношения Германии и Мексики
- Меннониты в Мексике
- Иммиграция в Мексику
- Мексиканцы в Германии
- Белые мексиканцы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Международная миграционная база данных» . ОЭСР . Проверено 21 января 2021 г.
Страна рождения/гражданства: Германия. Переменная: Численность иностранного населения по национальностям.
- ^ Копп, Хорст (20 декабря 2017 г.). Региональные исследования, бизнес и культура: результаты баварской исследовательской сети Forarea . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 9783825866235 . Проверено 20 декабря 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Берчард, Грета (апрель 2010 г.). «Немецкое население Мексики: сохранение немецкой культуры и интеграция в мексиканское общество» (PDF) .
- ^ Касканте, М.М. «Меннониты покидают Мексику» . ABC (на испанском языке) . Проверено 19 февраля 2013 г.
Сто тысяч членов анабаптистской общины, основанной в Чиуауа с 1922 года, рассматривают возможность эмиграции в российскую республику Татарстан, которая предлагает их приветствовать.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Международная энциклопедия лингвистики: AAVE-эсперанто. Том. 1 . Издательство Оксфордского университета. 28 августа 2017 г. ISBN 978-0-19-513977-8 . Проверено 28 августа 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Дуран-Мерк, Альма: Европейские иммигранты как «послы модернизации»? Случай немцев в Мексике. 54-й. Международный конгресс американистов, Вена, Австрия, 19.07.2012.
- ^ Jump up to: а б Автор(ы): Мемориальный музей Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия. «Немецкие евреи-беженцы: Латинская Америка».
{{cite journal}}
:|last=
имеет родовое имя ( помощь ) ; Цитировать журнал требует|journal=
( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Пенни, Х. Гленн (2013). «Латиноамериканские связи: недавние работы по взаимодействию Германии с Латинской Америкой». Центральноевропейская история . 46 (2). Издательство Кембриджского университета от имени Центральноевропейского исторического общества: 362–394. дои : 10.1017/S0008938913000654 . JSTOR 43280587 . S2CID 145226094 .
- ^ Дуран-Мерк, 2012, «Европейские мигранты».
- ^ «Немецкие поселенцы на Юкатане во время Второй Мексиканской империи» (PDF) . Opus.bibliothek.uni-augsburg.de . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Альма Дюран-Мерк, 2009: Вилла Карлота: немецкие колонии на Юкатане. Мерида: CEPSA/ICY/CONACULTA
- ^ Jump up to: а б Беатрис Шаррер, Тематическое исследование: семейная группа бизнесменов Штейн-Сарториус, в книге «Пионеры немецкого империализма в Мексике», изд. Бригида фон Ментц и др. Мексика: Сиесас, 1982 г.
- ^ Джордж Дитер Бернингер: Иммиграция в Мексике. Мексика: сентябрь
- ^ «Старая колония меннонитов — ГАМЕО» . gameo.org . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ «Путешествие Сент-Луиса» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ «Убежище в Латинской Америке» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ «Корни техано и музыки конхунто» . Lib.utexas.edu . Архивировано из оригинала 27 июля 2013 г. Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ «FindArticles.com — CBSi» . findarticles.com . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2013 г. Проверено 2 июня 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Международная миграционная база данных» . ОЭСР . Проверено 21 января 2021 г.
Страна рождения/гражданства: Германия. Переменная: Численность иностранного населения по национальностям.
- ^ «Немецкая школа Куаутемок Хэнка» . Cach.edu.mx. Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «ШКОЛА ГУМБОЛЬДТА — Образовательное учреждение в Пуэбле — подготовительная, средняя, начальная школа, детский сад и ясли» . Colegio-humboldt.edu.mx . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ «ШКОЛА ГУМБОЛЬДТА | Образовательное учреждение в Пуэбле | Подготовительные, средние, начальные, детские сады и ясли» . Архивировано из оригинала 14 марта 2014 г. Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ «Международное сотрудничество: CAG Deutsche Schule Guadalajara» . Архивировано из оригинала 4 января 2015 г. Проверено 4 января 2015 г.
- ^ "Secciones ::: Colegio Alemán de Guadalajara AC" Архивировано из оригинала 28 мая 2014 г. Проверено 27 мая 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бухенау, Юрге де. 2002. 002/275_299.pdf Жизненный цикл торговой диаспоры: немецкая «колония» в Мехико, 1821 г. – настоящее время . Ежегодник истории Латинской Америки. 39 :275-297.
- Бухенау, Юрген. 2001. Маленькие числа, большое влияние: Мексика и ее иммигранты, 1821–1973 гг. Архивировано 5 марта 2016 г. в Wayback Machine . Журнал американской этнической истории . Весна : 24-49.
- Бухенау, Юрген. 2004. Инструменты прогресса: немецкая купеческая семья в Мехико, 1865 г. – настоящее время . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико.
- Дуран-Мерк, Альма, 2013, «В нашей сфере жизни». Размеры социальной интеграции в стратифицированном обществе. Аугсбург, Германия: Аугсбургский университет.
- О. де Бопп, Марианна. 1965. Максимилиан и немцы . Мехико: Мексиканское общество географии и статистики
- Рохас Марин, Ана Луиза, 2012. Из леса к деревьям. Пуэбла: BUA
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Прибывшие - алеманцы из Canal Once (на испанском языке)
- Немецко-мексиканец