Дженерал Дайнемикс F-111C
Ф-111С | |
---|---|
F-111C Королевских ВВС Австралии в 2006 году. | |
Роль | Истребитель-бомбардировщик и разведчик |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Общая динамика |
Первый полет | июль 1968 г. [ 1 ] |
Введение | 1973 |
Ушедший на пенсию | 3 декабря 2010 г. |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Королевские ВВС Австралии |
Количество построенных | 28 |
Разработано на основе | General Dynamics F-111 Муравьед |
Варианты | Дженерал Дайнемикс F-111K |
General Dynamics F-111C (по прозвищу « Свинья ») — это вариант F-111 Aardvark самолета средней дальности истребителя- перехватчика и тактического ударного , разработанный компанией General Dynamics для удовлетворения австралийских требований. Конструкция была основана на модели F-111A, но включала более длинные крылья и усиленную ходовую часть. Правительство Австралии заказало 24 F-111C для оснащения Королевских ВВС Австралии (RAAF) в 1963 году, но самолеты не были поставлены до 1973 года из-за давних технических проблем. В 1979 и 1980 годах четыре из этих самолетов были переоборудованы в разведывательный вариант RF-111C . Четыре бывших ВВС США (ВВС США) F-111A были закуплены Австралией и преобразованы в стандарт F-111C в 1982 году для замены F-111C, уничтоженных во время аварий. В период с 1993 по 2007 год Австралия также эксплуатировала 15 F-111G, в основном для переоборудования. В декабре 2010 года RAAF списала оставшиеся F-111C. В австралийских военных и авиационных кругах F-111 Aardvark ласково называли «Свинья» из-за его длинной морды и способность следовать за рельефом местности . [ 2 ] [ 3 ] [ № 1 ]
F-111C предоставили RAAF мощные ударные возможности, но никогда не использовались в бою. [ 5 ] Самолеты прошли программы модернизации в 1980-х и 1990-х годах, и RAAF приобрела улучшенное вооружение, чтобы сохранить способность проникать в воздушное пространство противника. Несмотря на это, к 2000-м годам F-111C устарели и стали дорогими в обслуживании, что привело к решению вывести их из эксплуатации в 2010 году, а не в 2020 году, как первоначально планировалось. F-111 были заменены 24 самолетами Boeing F/A-18F Super Hornet в ожидании поставки F-35 Lightning II, находящихся в разработке.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В июне 1960 года ВВС США (USAF) предъявили требование о замене F-105 Thunderchief . [ 6 ] ВМС США начали программу разработки нового истребителя ПВО для использования на своих крупных авианосцах. [ 6 ] 14 февраля 1961 года вновь назначенный министр обороны США Роберт Макнамара официально поручил службам изучить разработку единого самолета, который отвечал бы обоим требованиям. [ 7 ] Требования к экспериментальному тактическому истребителю (TFX) в основном основывались на потребностях ВВС. [ 7 ] [ 8 ] Запрос предложений (RFP) на TFX был отправлен промышленности в октябре 1961 года. После четырех раундов предложений General Dynamics (GD) была выбрана вместо Boeing ; GD подписала контракт TFX в декабре 1962 года. [ 9 ]
Варианты F-111A ВВС США и F-111B ВМФ использовали одни и те же элементы конструкции планера и турбовентиляторные двигатели TF30-P-1. экипаж размещался бок о бок В спасательной капсуле , как того требует ВМФ. Из-за конфликта между ВВС и ВМФ по поводу того, чьи требования имеют приоритет, Макнамара вмешался в 1961 году, заявив, что желания ВВС преобладают над предложениями ВМФ. [ 6 ] Вариант F-111A впервые поднялся в воздух 21 декабря 1964 года с авиабазы Карсвелл, штат Техас. [ 10 ] За ним последовал F-111B, совершивший первый полет 18 мая 1965 года. [ 11 ]
По мере продолжения разработки F-111 на определенных участках режима полета возникали проблемы сваливания; эти проблемы были решены путем модификации воздухозаборника двигателя в 1965–66 годах, что закончилось конструкциями «Тройной плуг I» и «Тройной плуг II». [ 12 ] F-111B был отменен ВМФ в 1968 году из-за недостатков в весе и характеристиках. [ 13 ] Для ВВС США впоследствии были разработаны улучшенные модели F-111E, F-111D, F-111F. Стратегический бомбардировщик FB-111A и версии радиоэлектронной борьбы EF-111 также были позже разработаны для ВВС США. [ 14 ] Производство закончилось в 1976 году. [ 15 ] Всего построено 563 F-111 всех вариантов, [ 16 ] значительно ниже прогноза в 1500. [ 17 ]
Замена Канберры
[ редактировать ]впервые Правительство Мензиса публично обсудило необходимость замены English Electric Canberra в 1954 году, всего через год после того, как RAAF начали получать бомбардировщик. [ 18 ] У несверхзвуковой «Канберры» отсутствовали радиолокационные и электронные средства противодействия , все недостатки основаны на Корейской войны опыте . В RAAF полагали, что им нужен новый стратегический бомбардировщик для выполнения обязательств страны перед Стратегическим резервом Содружества в Малайзии , ANZUS и SEATO . Требование к воздушному составу № 36 в том же году предписывало к 1959 году создать всепогодный штурмовик, способный доставлять различные бомбы и ракеты. Исследование рекомендовало один из британских бомбардировщиков V , но министр обороны Фредерик Шедден в 1956 году решил, что по 1 миллиону фунтов стерлингов каждый они слишком дороги. [ 19 ]
Маршал авиации Валстон Хэнкок , начальник штаба авиации , заявил в апреле 1960 года, что Австралии нужна замена «Канберре». [ 20 ] Хотя в середине 1962 года правительство Мензиса снова решило не заменять Канберру, все более агрессивные заявления Индонезии в отношении Малайзии вскоре заставили Австралию пересмотреть это решение. [ 21 ] В октябре 1962 года газета Sydney Morning Herald сообщила, что ВВС Индонезии советские бомбардировщики Ту-16 могли достичь Сиднея или любого другого австралийского города с небольшой бомбовой нагрузкой, в то время как «Канберры» не могли летать в любую погоду и имели дальность полета 900 м. миль (1400 км), чего недостаточно, чтобы добраться до Джакарты . [ 20 ] Оппозиционная Лейбористская партия , возглавляемая Артуром Калвеллом , использовала доклад для критики Мензиса. Правительство отрицало, что Ту-16 может долететь до Сиднея. [ 22 ] но министр авиации Фредерик Осборн признал, что Канберры были «самым слабым звеном в нашем арсенале в настоящий момент». Однако он заявил, что имеющиеся иностранные бомбардировщики не подходят для RAAF. Американские Boeing B-52 Stratofortress и Convair B-58 Hustler , например, были слишком велики для существующих австралийских взлетно-посадочных полос. более подходящие самолеты, такие как британский BAC TSR-2 и американский TFX (позже F-111). По словам Осборна, вскоре появятся [ 20 ]
исследование Хэнкока
[ редактировать ]В мае 1963 года Мензис объявил об увеличении расходов на оборону на 200 миллионов австралийских фунтов в течение следующих пяти лет и предложил отправить команду под руководством Хэнкока за границу для оценки замены Канберры. [ 22 ] Ранними кандидатами были французский Dassault Mirage IV , TSR-2 и американский североамериканский A-5 Vigilante , McDonnell Douglas F-4 Phantom II и TFX. [ 17 ] [ 23 ] С июня по август команда Хэнкока посетила Францию, Великобританию и США, чтобы оценить конкурентов, и определила, что TFX будет лучшим самолетом, подходящим для этой роли. [ 24 ] У Mirage IV была недостаточная дальность полета, а цена в 108 миллионов австралийских фунтов была слишком высокой. F-4 и A-5 были доступны сразу же, но менее дорогому F-4 потребовалась бы дозаправка в воздухе, чтобы добраться до Индонезии из Австралии. TSR-2 отставал от графика и превышал бюджет, был самым дорогим - 122 миллиона австралийских фунтов за 24 самолета, а поддержка программы британским правительством была неопределенной. Хотя TFX также вызвал споры в Соединенных Штатах, его обещанные характеристики и стоимость в расчете на самолет были выше, чем у TSR-2. Однако, поскольку он не ожидал, что TFX будет доступен раньше 1970 года, Хэнкок рекомендовал купить 36 самолетов А-5 за 88 миллионов австралийских фунтов, чтобы противодействовать предполагаемой неминуемой угрозе со стороны Индонезии. [ 20 ] [ 25 ]
Правительство Мензиса не хотело выбирать в качестве временной замены A-5 или F-4, которые не могли быть развернуты до 1966 года и будут стоить 120–180 миллионов австралийских долларов . [ Н 2 ] Ожидание TSR-2 или TFX в 1969 или 1970 годах казалось большим риском. [ 20 ] но при рассмотрении выводов Хэнкока в сентябре 1963 года он хотел иметь возможность дать существенный ответ на критику Лейбористской партии ее стратегии защиты. [ 26 ] Британское и американское правительства соревновались за не построенные бомбардировщики своих стран, поскольку оба считали, что экспортные продажи увеличат внутреннюю поддержку самолетов. Правительство Мензиса сочло британское обещание разместить эскадрилью бомбардировщиков V в Австралии для временной обороны до тех пор, пока TSR-2 не будет готов, неприемлемым как по техническим, так и по политическим причинам. Помимо его стоимости, Королевские ВВС не заказывали TSR-2; Начальник штаба обороны лорд Луис Маунтбеттен , который выступал против этого, посоветовал австралийцам не покупать самолет, и RAAF опасалась, что станет единственным заказчиком. [ 20 ] [ 27 ]
Решение
[ редактировать ]Правительство решило, что ему нет необходимости приступать к немедленной замене Canberra, и предпочло первоначальный выбор Хэнкока TFX в качестве долгосрочного решения, что привело к тому, что 24 октября правительство Мензиса объявило о заказе 24 F-111. [ 28 ] за 125 миллионов долларов США, чего достаточно для двух эскадрилий. [ 29 ] Объявление было сделано во время предвыборной кампании на всеобщих выборах 1963 года . Лейбористская партия Калвелла 22 октября подтвердила свое предвыборное обещание, что она заменит Канберрас, как только сформирует правительство. Заявление правительства и последующее улучшение его шансов против лейбористов, вероятно, также пошли на пользу Соединенным Штатам; покупка помогла дать отпор американским критикам TFX, [ 20 ] а администрация Кеннеди предпочла оборонную политику Мензиса политике оппозиции. [ 30 ] Контракт был подписан в следующем году через Министерство обороны США. [ 31 ] Отмена британским правительством проекта TSR-2 в апреле 1965 года показала, что решение Австралии не заказывать его было правильным. [ 32 ]
Закупки, задержки и переименование
[ редактировать ]США предложили в бесплатную аренду две эскадрильи самолетов Boeing B-47 Stratojets до поставки F-111; Австралия отклонила предложение в июне 1964 года. [ 33 ] — несмотря на то, что самолет демонстрировался по всей стране незадолго до выборов 1963 года в качестве временной замены Канберре, что, вероятно, является еще одним признаком предпочтения американцами Мензиса — [ 34 ] потому что B-47 не имел существенных улучшений по сравнению с Canberra и, как и бомбардировщики V, требовал более длинных взлетно-посадочных полос. [ 20 ]
Чрезвычайно сложный и амбициозный процесс проектирования и строительства F-111 заставил австралийское правительство быстро принять сложные американские методы закупок и управления проектами. Хотя Австралия первоначально планировала купить американский F-111A, офицеры связи RAAF запросили изменения для конкретной страны, такие как радиосвязь на дальние расстояния, Лаборатории аэронавтических исследований в Мельбурне участвовали в модернизации воздухозаборника и предоставили экспертные знания по усталости металлов, а австралийский летчик-испытатель оценил более длинные крылья австралийской версии и ее характеристики в тропических условиях. Отличия от F-111A привели к тому, что в 1966 году он получил обозначение F-111C. [ 35 ]
Доставка
[ редактировать ]Первый F-111C был официально поставлен в 1968 году. [ 36 ] наконец, предоставив Австралии самолет, который мог бы долететь до Джакарты, сбросить бомбы и вернуться без дозаправки. (RAAF приобрела дозаправку в воздухе только для F/A-18, возможно, чтобы не создавать проблем с другими азиатскими странами за счет увеличения и без того большой дальности полета F-111C.) Обучение началось в 1967 году, когда персонал RAAF осматривал местность. следит за радаром и другим сложным оборудованием. впервые [ 37 ] Однако задержки в разработке и структурные проблемы задержали принятие самолетов RAAF до 1973 года. [ 36 ] Эти проблемы были в основном связаны с точками крепления крыла и изменением конструкции воздухозаборников двигателя F-111. Выполнение контрактных требований к удовлетворению Австралии также потребовало времени. [ 38 ] нанес ущерб моральному духу сотен обученных сотрудников RAAF, которым было мало чем заняться. [ 39 ] Затраты на программу в 1963–1967 годах росли угрожающими темпами; Оценка ВВС США в начале программы составляла 124,5 миллиона долларов США, но к апрелю 1967 года она выросла до 237,75 миллиона долларов. [ 40 ] Хотя первоначальная цена в 5,21 миллиона долларов США за самолет была ограничена 5,95 миллионами долларов США, затраты на НИОКР, рабочую силу и другие расходы не были ограничены. [ 41 ] Рост цен, три необъяснимые потери ВВС США F-111A во Вьетнаме в течение первого месяца их развертывания, а также отмена заказов ВМС Великобритании и США вызвали дальнейшие споры в Австралии в 1968 году. [ 42 ] Однако к 1973 году, когда F-111A налетал 250 000 часов, у него были лучшие показатели безопасности среди современных самолетов, что предвещало отличные результаты F-111C. [ 43 ]
В 1979–80 годах четыре самолета были модифицированы до разведывательной конфигурации RF-111C, сохранив свою ударную способность. RF-111C нес на борту разведывательный комплекс с четырьмя камерами и инфракрасным линейным сканером. [ 44 ] Четыре бывших ВВС США F-111A были переоборудованы в стандарт F-111C и доставлены в Австралию в качестве замены изношенных в 1982 году. [ 45 ] В середине 1980-х годов F-111C были оборудованы для перевозки лазерных блоков Pave Tack FLIR. До 1998 года они прошли обширную программу модернизации авионики. [ 45 ] В рамках этой программы F-111C был модернизирован до цифровой авионики. Сюда входили сдвоенные компьютеры миссии, современная цифровая шина данных, цифровая система управления оружием, новый радар слежения за местностью AN/APQ-171, новый ударный радар AN/APQ-169 и сдвоенный кольцевой лазерный гироскоп INS . [ 46 ]
В конце 2001 года у одного из самолетов F-111C были обнаружены проблемы с усталостью крыла. В результате в мае 2002 года было принято решение заменить крылья запасными частями, взятыми от бывших самолетов F-111F ВВС США, хранящихся в Центре аэрокосмического обслуживания и регенерации (AMARC). Крылья с коротким размахом прошли реконструкцию в Австралии, которая включала увеличение размаха, в результате чего крылья стали такими же, как у моделей F-111C и F-111G. [ 47 ] В рамках программы модернизации авионики австралийские F-111 получили систему вооружения и различные другие модернизации. [ 48 ]
Дизайн
[ редактировать ]F-111 представлял собой всепогодный штурмовик, способный пробивать оборону противника на малых высотах и доставлять боеприпасы к цели. [ 49 ] Он имел крылья изменяемой геометрии , внутренний отсек для вооружения и кабину с расположенными рядом сиденьями. Кабина экипажа являлась частью капсулы спасательного экипажа . [ 50 ] F-111 имел трехточечную схему ходовой части с двухколесной передней стойкой и двумя одноколесными основными шасси. [ 51 ] [ 52 ] Большинство вариантов F-111 включали радиолокационную систему слежения за местностью, подключенную к автопилоту. Самолет был оснащен двумя Pratt & Whitney TF30 с форсажной камерой сгорания. турбовентиляторными двигателями [ 53 ]
Внутренний оружейный отсек F-111 также мог нести бомбы, съемную 20-мм пушку М61 или вспомогательные топливные баки. [ 54 ] [ 55 ] F-111C был оборудован для установки системы наведения AN/AVQ-26 Pave Tack на вращающемся лафете, который защищал капсулу внутри оружейного отсека, когда она не использовалась. Pave Tack — это FLIR и лазерный дальномер / целеуказатель , позволявший F-111 обозначать цели и сбрасывать на них бомбы с лазерным наведением . RF-111C несли поддон с датчиками и камерами для разведки. [ 38 ] F-111C также были оборудованы для запуска AGM-84 Harpoon противокорабельной ракеты и AGM-142 Popeye . противокорабельной ракеты [ 56 ]
Операционная история
[ редактировать ]Вступление в строй
[ редактировать ]Правительство Австралии заказало 24 самолета F-111C для замены самолетов Canberras RAAF, выполняющих функции бомбардировщиков и тактических ударов. [ 57 ] Хотя первый самолет был официально передан 4 сентября 1968 года, структурные проблемы задержали поступление на вооружение F-111C. [ 1 ] Двадцать четыре самолета F-4 Phantom II ВВС США были арендованы в качестве временной меры. [ 36 ] «Фантомы» были доставлены в сентябре и октябре 1970 года в 82-е крыло на базе RAAF в Эмберли , Квинсленд. За следующие три года службы в RAAF был потерян один F-4. К июню 1973 года оставшиеся 23 «Фантома» были возвращены в США. [ 58 ] Как и F-111, F-4 представлял собой двухместный многоцелевой сверхзвуковой самолет. Гораздо более совершенный, чем «Канберра», способный атаковать воздух-воздух и воздух-землю; у него была инерциальная навигация, пушка и радар. Опыт работы с F-4, вероятно, способствовал успеху RAAF с F-111. RAAF предложила сохранить F-4 и использовать его с F-111, но правительство решило, что цена слишком велика. [ 59 ]
F-111C поступил на вооружение Австралии после устранения технических проблем, и первый F-111C был принят на базу ВВС Неллис 15 марта 1973 года. [ 60 ] 31 марта Вашингтонское летное подразделение RAAF было сформировано на базе ВВС Макклеллан в Калифорнии с задачей переправить первые 12 F-111C в Австралию. [ 61 ] Этим подразделением командовал капитан группы Джон Ньюхэм , который позже занимал должность начальника штаба авиации в период с 1985 по 1988 год. Первые шесть F-111C RAAF прибыли в Эмберли 1 июля 1973 года, а три последующие группы из шести F-111 прибыли 1 июля 1973 года. 27 июля, 28 сентября и 4 декабря. [ 60 ] F-111C были переданы в состав 1-й и 6-й эскадрилий под контролем 82-го крыла. 1-я эскадрилья была ударной эскадрильей RAAF и имела номинальную численность в 12 F-111. F-111 6-я эскадрилья в основном служила подразделением оперативной переоборудования , хотя иногда она также эксплуатировала самолеты RF-111 и при необходимости могла выполнять ударные функции. [ 62 ] Когда F-111 поступил на службу в RAAF, все техническое обслуживание F-111 проводилось в Эмберли. С 1973 по 2001 год 482-я эскадрилья проводила промежуточное техническое обслуживание самолетов, а тяжелое техническое обслуживание входило в обязанности 3-го авиационного депо . 482-я эскадрилья также эксплуатировала авиасимулятор F-111 RAAF. [ 62 ] С 2001 года компания Boeing Australia выполняла все техническое обслуживание F-111 по контракту с правительством Австралии. [ 63 ]
После поступления на вооружение F-111 оказался весьма успешным. Хотя F-111C никогда не участвовал в боях, он был самым быстрым и дальнобойным боевым самолетом в Юго-Восточной Азии. [ 64 ] Историк авиации Алан Стивенс писал, что на протяжении всей своей службы они были «выдающейся системой вооружения в Азиатско-Тихоокеанском регионе» и предоставили Австралии «настоящий, независимый ударный потенциал». [ 65 ] Стюарт Уилсон в своей книге «Линкольн, Канберра и F-111 на австралийской службе » описал F-111C как «безоговорочный успех…, предоставивший Австралии мощный ударный потенциал на самолете, который спустя четверть века после его первого полет остается непревзойденным». [ 66 ] Бывший министр обороны Индонезии Бенни Мурдани рассказал своему коллеге Киму Бизли , что, когда другие были недовольны Австралией во время заседаний кабинета министров , Мурдани сказал им: «Вы понимаете, что у австралийцев есть бомбардировщик, который может забросить бомбу через это окно на стол здесь, перед зданием правительства? нас?" [ 67 ]
Война в Персидском заливе и Восточный Тимор
[ редактировать ]В конце 1990 - начале 1991 года австралийское правительство рассматривало возможность использования F-111C для расширения вклада Австралии в войну в Персидском заливе 1991 года , которая в основном включала оперативную группу Королевского военно-морского флота Австралии . Предпочтительным вариантом Министерства обороны и Министерства иностранных дел и торговли (DFAT), если правительство решит расширить обязательства Австралии, было развертывание как минимум двух RF-111, хотя для работы в этом режиме этим самолетам потребуется модернизировать оборудование радиоэлектронной борьбы. зона боевых действий. Из-за небольшого размера сил RF-111 потеря любого из этих самолетов в бою нанесла бы серьезный удар по разведывательным возможностям Австралии. Второе предпочтение в рекомендации правительству заключалось в развертывании эскадрильи из четырех-восьми F-111C, хотя Министерство обороны это не поддержало. В этом случае правительство решило не расширять австралийские силы. [ 68 ] В результате вклад F-111C в войну ограничился проведением интенсивных учений с кораблями ВМФ, проходившими через воды Австралии по пути в Персидский залив. [ 69 ]
под руководством Австралии Вторжение МСВТ в Восточный Тимор в сентябре 1999 года ознаменовало самый близкий к боевым действиям австралийский F-111. F-111 из 1-й и 6-й эскадрилий были переброшены на базу RAAF Тиндал , Северная территория, 28 августа для поддержки международных сил и оставались там до 17 декабря 1999 года. Это было максимальное усилие для 82-го крыла. , а в Тиндале имелось до 10 F-111C; Максимальное количество самолетов 1-й эскадрильи составило шесть самолетов и около 100 человек личного состава. 75-я эскадрилья также содержала 12 F/A-18 на своей базе в Тиндале для поддержки МСВТ в случае необходимости. С 20 сентября, когда МСВТ начали прибывать в Восточный Тимор, F-111 находились в высокой готовности к проведению разведывательных полетов или авиаударов в случае ухудшения ситуации. Для последней задачи два F-111, вооруженные бетонными бомбами в любое время имелись и комплектами точного наведения. Однако МСВТ не встретили значительного сопротивления, и операции F-111 были ограничены разведывательными миссиями, выполняемыми RF-111C с 5 ноября. Каждый из этих вылетов производился после получения одобрения правительства Индонезии и обычно был сосредоточен на мостах и объектах связи. Последний полет RF-111C над Восточным Тимором состоялся 9 декабря. [ 70 ] Военные игры позволили F-111 добиться полного успеха, если был необходим удар по индонезийскому военному штабу недалеко от столицы. [ 71 ]
Другие роли и противоречия
[ редактировать ]Парк F-111 Королевских ВВС Австралии временами вызывал споры. Длительная задержка с поставкой самолета была серьезной политической проблемой в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Это произошло примерно в то же время, когда массовые задержки и огромные расходы Сиднейского оперного театра попали в заголовки газет, что побудило некоторых комментаторов окрестить F-111 «Летающим оперным театром». [ 72 ] В 1983 году правительство Хоука поручило RF-111 сделать снимки объекта наблюдения за плотиной Франклина на Тасмании . Использование самолетов RAAF для «шпионажа» на своей территории привело к тому, что ответственный министр, сенатор Гарет Эванс , получил прозвище « Бигглс » (в честь знаменитого пилота-героя ряда книг капитана У.И. Джонса ). [ 73 ] [ Н 3 ] Еще одним аспектом F-111, вызвавшим критику, были плохие условия работы наземной бригады F-111, участвовавшей в герметизации/расгерметизации топливных баков F-111, что привело к коллективному иску, и правительство Австралии выплатило более 20 миллионов австралийских долларов. в возмещение ущерба. Проблемы со здоровьем, вызванные химическим воздействием, включали необратимое повреждение головного мозга у ряда наземных бригад до того, как условия были улучшены. [ 75 ]
Несколько самолетов бывших ВВС США были доставлены в Австралию в качестве замены изношенных и для расширения парка. Четыре самолета, модифицированные до стандарта F-111C, были поставлены в 1982 году. Правительство закупило 15 F-111G в дополнение к своим F-111C. [ 76 ] в 1992 году и поставлен в 1994 году. Дополнительные хранившиеся F-111 бывших ВВС США были зарезервированы в качестве источников запасных частей.
Семь из 28 F-111C и один из 15 F-111G были уничтожены в результате аварий во время службы в RAAF. Эти катастрофы унесли жизни 10 членов экипажа. Аварии произошли с 1977 по 1999 год. [ 77 ]
Слив топлива F-111 располагался прямо между турбовентиляторными двигателями, поэтому включение форсажных камер во время слива топлива могло привести к возгоранию в пяти футах позади самолета. Хотя ВВС США их категорически не поощряли, F-111C RAAF часто выполняли эти маневры «Свалка и сжигание» (также известные как «Зиппо» и «Факел»), начиная с Мэйпл-Флаг в 1980-х годах. [ 78 ] [ 79 ]
В 2000 году две женщины окончили курс переоборудования 6-й эскадрильи и стали первыми женщинами-штурманами F-111. [ 80 ] [ 81 ]
В середине 2006 года самолет F-111 RAAF был выбран для затопления северокорейского корабля «Понг Су» , который участвовал в одной из крупнейших перевозок наркотиков в Австралии. Корабль находился в заливе Снейлс, недалеко от Берчгроув , пока правительство обдумывало его судьбу, и в марте 2006 года было решено, что он будет затоплен воздушной атакой. Судно « Понг Су» было потоплено 23 марта 2006 года двумя GBU-10 Paveway II . бомбами с лазерным наведением [ 82 ]
Из-за того, что компоненты планера F-111 содержали асбест, остальные самолеты были закопаны. [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ] Шесть были сохранены для музейной экспозиции. [ 86 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]В 2007 году Австралия решила вывести из эксплуатации все свои F-111 RAAF. Сокращение парка F-111 RAAF началось с вывода из эксплуатации моделей F-111G, находящихся на вооружении 6-й эскадрильи, в конце 2007 года. [ нужна ссылка ] Соединенные Штаты вывели из эксплуатации F-111 (он «составлял девять процентов парка Тактической авиации , но съедал колоссальные 25 процентов бюджета на техническое обслуживание», - сказал пилот ВВС США Ричард Крэндалл) [ 78 ] поэтому Австралия была единственным оператором. К 2009 году оставшиеся 18 самолетов, как сообщается, требовали большего обслуживания, чем любой военный самолет в мире: в среднем 180 часов на каждый час полета по сравнению с 30 часами для F-22 Raptor . [ 88 ] В марте 2008 года, после проверки, новое лейбористское правительство подтвердило предыдущее решение правительства Ховарда о закупке 24 F / A-18F Super Hornets до поставки F-35 Lightning II ; [ 89 ] в 2010 году правительство подписало контракт о приобретении. [ 90 ] Окончательная переоборудование экипажей F-111 RAAF состоялась в 2009 году, квалификацию прошли четыре пилота и два офицера воздушного боя (ACO). RAAF списала свои последние F-111 3 декабря 2010 года, после последнего полета самолета 6-й эскадрильи над южным Квинслендом. [ 91 ]
В период с 21 по 24 ноября 2011 года 23 самолета F-111C и F-111G RAAF, которые не были выбраны для консервации, были похоронены на свалке Суонбанк за пределами Ипсвича, Квинсленд . RAAF рассматривала возможность сдачи этих самолетов на слом, но пришла к выводу, что дешевле будет их захоронить, поскольку в их планерах также содержится асбест. Остальные бывшие F-111 RAAF будут выставлены на обозрение. [ 92 ] [ 93 ]
Варианты
[ редактировать ]Ф-111С
[ редактировать ]F-111C был экспортной версией для Австралии, сочетающей в себе конструкцию F-111A с более длинными крыльями F-111B и усиленной ходовой частью FB-111A. [ 36 ]
РФ-111С
[ редактировать ]Четыре самолета F-111C были доработаны до разведывательной конфигурации RF-111C. Эти самолеты соответствовали требованиям RAAF к самолетам для восстановления возможностей фоторазведки. Хотя в первоначальном заказе на F-111 было указано, что 18 будут ударными вариантами и шесть разведывательными вариантами, позже RAAF согласились принять все 24 самолета в качестве ударных самолетов, а затем модернизировать шесть разведывательными поддонами. В 1971 году ВВС США отказались от планов использовать некоторые из своих F-111 в качестве самолетов-разведчиков, но продали конструкцию разведывательного поддона Австралии за 3 миллиона долларов. На этот раз RAAF решила уместить поддон на четыре, а не на шесть самолетов. [ 94 ] Разведывательный поддон содержит четыре камеры и блок инфракрасного линейного сканера и установлен в оружейном отсеке F-111. RF-111C сохранили свою ударную способность. [ 44 ] [ 95 ]
Первые F-111C, A8-126, выбранные для переоборудования в вариант RF-111C, были модифицированы на заводе General Dynamics в Форт-Уэрте, штат Техас, в период с октября 1978 года по 18 апреля 1979 года. После четырех месяцев испытательных полетов самолет вернулся в Австралию в В августе 1979 года он провел дальнейшие испытания в тропической погоде в Дарвине. Остальные три самолета были модифицированы авиабазой № 3 RAAF на базе RAAF в Эмберли в 1980 году с использованием комплектов, приобретенных у General Dynamics. [ 94 ] Вариант RF-111C оказался весьма успешным и считался одним из лучших самолетов тактической разведки в мире. [ 96 ] Три из четырех RF-111C оставались на вооружении RAAF до 2010 года. Другой самолет был списан в 2006 году после того, как получил повреждения в результате приземления на брюхо после того, как одно из его основных колес отделилось во время взлета; хотя самолет подлежал ремонту, это было сочтено нецелесообразным из-за предстоящего вывода из эксплуатации всего парка F-111. [ 97 ] У RAAF нет самолетов с возможностями разведки, наблюдения и разведки RF-111C , поскольку они были сняты с вооружения. [ 94 ]
Операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС Австралии
- Крыло № 82 - база RAAF Эмберли
- 1-я эскадрилья F-111C (1973–2009)
- 6-я эскадрилья F-111C (1973–2010), F-111G (1993–2007)
- Подразделение исследований и разработок самолетов RAAF (во время испытаний) [ 98 ]
- Крыло № 82 - база RAAF Эмберли
Самолет на выставке
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]- Ф-111С
- A8-109 - Общество реставрации исторических самолетов , Парк Альбион [ 99 ]
- A8-113 - Дарвиновский музей авиации , Уиннелли , Северная Каролина [ 100 ]
- A8-125 - Музей RAAF , Пойнт-Кук, Виктория (хранится) [ 101 ]
- A8-126 - Центр авиационного наследия RAAF в Эмберли , Квинсленд [ 102 ]
- A8-129 - Музей авиации Квинсленда , Калаундра [ 103 ]
- A8-131 - Музей авиации Мураббина , Вик (только модуль кабины) [ 104 ]
- A8-132 – RUN , Королевские ВВС Эдинбург, ЮАР [ 105 ]
- A8-134 - Южно-Австралийский музей авиации , Порт-Аделаида, ЮАР [ 106 ]
- A8-135 - Военный самолет Caboolture и Музей наследия , Квинсленд (только модуль кабины) [ 101 ]
- A8-136 - Центр авиационного наследия RAAF в Эмберли, Квинсленд (только модуль кабины)
- A8-138 - RAAF Эмберли , Квинсленд (охранник ворот) [ 105 ]
- A8-140 - Музей Ассоциации Королевских ВВС Австралии , Булл-Крик, Вашингтон (только модуль кабины) [ 101 ]
- A8-141 - Центр авиационного наследия RAAF в Эмберли, Квинсленд (только модуль кабины) [ 101 ]
- A8-142 - RAAF Wagga Wagga , Новый Южный Уэльс (охранник ворот) [ 101 ]
- A8-147 - Авиационная ассоциация наследия аэродрома имени Эванса Хэда , Новый Южный Уэльс) [ 107 ]
- A8-148 – Fighter World , Уильямтаун, Новый Южный Уэльс [ 108 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Ф-111С
- A8-130 - Тихоокеанский музей авиации , остров Форд-Перл-Харбор, Гавайи. [ 109 ]
Технические характеристики (F-111C)
[ редактировать ]Данные Уилсона и Питтауэя [ 110 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2 человека (пилот и оператор системы вооружения)
- Длина: 73 фута 6 дюймов (22,4 м)
- Размах крыльев: 70 футов 0 дюймов (21,33 м)
- Размах стреловидного крыла: 33 фута 11 дюймов (10,35 м) стреловидный
- Высота: 17 футов 2 дюйма (5,22 м)
- Площадь крыла: 657,4 кв. футов (61,07 м ). 2 ) площадь, 525 кв. футов (48,8 м 2 ) прокатился
- Соотношение сторон : разброс 7,56; 1,95 стреловидный
- Профиль крыла : корень: NACA 64-210.68 ; совет: NACA 64-209.80 [ 111 ]
- Пустой вес: 47 179 фунтов (21 400 кг)
- Полная масса: 89 397 фунтов (40 550 кг)
- Максимальный взлетный вес: 110 002 фунтов (49 896 кг)
- Силовая установка: 2 двигателя Pratt & Whitney TF30-P-100 турбовентиляторных с форсажной камерой , тяга 17 900 фунтов силы (80 кН) каждый всухую, 25 100 фунтов силы (112 кН) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1434 узлов (1650 миль в час, 2656 км/ч)
- Максимальная скорость: 2,5 Маха.
- Боевая дальность: 1160 миль (1330 миль, 2150 км)
- Перегоночная дальность: 3700 миль (4300 миль, 6900 км)
- Практический потолок: 66 000 футов (20 000 м)
- Скорость набора высоты: 25 890 футов/мин (131,5 м/с).
- Подъемная сила к лобовому сопротивлению: 15,8
- Нагрузка на крыло: 126 фунтов/кв. футов (620 кг/м). 2 ) крылья расправлены
- 158 фунтов/кв. футов (771,4 кг/м) 2 ) крылья взметнулись
- Тяга/вес : 0,61
- Коэффициент сопротивления нулевой подъемной силы : 0,0186
- Площадь перетаскивания: 9,36 кв. футов (0,9 м 2 )
Вооружение
- Орудия: 1 M61 Vulcan калибра 20 мм (0,787 дюйма) пушка Гатлинга с боезапасом 2050 патронов (устанавливается редко).
- Узлы подвески: всего 9 (8 под крылом, 1 под фюзеляжем между двигателями) с грузоподъемностью 31 500 фунтов (14 288 кг), боеприпасы установлены снаружи на точках подвески и внутри в отсеке вооружения фюзеляжа.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- General Dynamics F-111 Муравьед
- Дженерал Дайнемикс – Грумман F-111B
- General Dynamics – Grumman EF-111A Raven
- General Dynamics – Boeing AFTI/F-111A Муравьед
- Дженерал Дайнемикс F-111K
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список бомбардировщиков
- Список самолетов General Dynamics F-111, эксплуатируемых Королевскими ВВС Австралии
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Прозвище «Свинья» также может происходить от слова «муравьед» , происходящего как архаичный термин африкаанс , который переводится на английский как «Земляная свинья» . [ 4 ]
- ^ Австралийский доллар заменил австралийский фунт 14 февраля 1966 года с курсом конвертации 2 австралийских доллара = 1 австралийский фунт стерлингов.
- ↑ Цитата: «При подготовке дела Содружества к неизбежному иску в Высоком суде Тасмании Эванс заслужил популярный титул «Бигглс» за то, что организовал пролеты самолетов Королевских ВВС Австралии над плотиной для сбора судебных доказательств. " [ 74 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уилсон 1989, с. 152.
- ^ "Когда свиньи летают!" Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine USAF Air Combat Command , 12 марта 2009 г. Дата обращения: 30 декабря 2010 г.
- ^ Клесиус, Майкл. «Когда свиньи могли летать». Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine . airspacemag.com , 31 января 2011 г. Дата обращения: 3 февраля 2011 г.
- ^ трубкозуб (2010). В онлайн-словаре Merriam-Webster из «Словарное определение: трубкозуб». Merriam-webster.com . Проверено: 2 февраля 2010 г.
- ^ Роблин, Себастьян (9 июля 2016 г.). «F-111 Aardvark: воин войны во Вьетнаме и Персидском заливе (и он почти убил Каддафи)» . Национальный интерес .
- ^ Перейти обратно: а б с Уилсон 1989, с. 129.
- ^ Перейти обратно: а б Ганстон 1978, стр. 8–17.
- ^ Миллер 1982, стр. 11–15.
- ^ Ганстон 1978, стр. 18–20.
- ^ Иден 2004, с. 197.
- ^ Томасон 1998, стр. 16, 20.
- ^ Ганстон 1978, стр. 25–27.
- ^ Дональд, Дэвид, изд. «Дженерал Дайнемикс Ф-111». Полная энциклопедия мировой авиации . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- ^ Фроули, Джеральд. «Дженерал Дайнемикс F-111 Муравьед». Международный справочник военных самолетов, 2002/2003 . Лондон: Аэрокосмические публикации, 2002. ISBN 1-875671-55-2 .
- ^ Миллер 1982, с. 65.
- ^ Логан 1998, с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Уилсон 1989, с. 146.
- ^ Вейсброд 1969, с. 7.
- ^ Лакс 2010, стр. 9–10, 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Вейсброд 1969, стр. 7–27.
- ^ Лакс 2010, с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Лакс 2010, с. 15.
- ^ Иден 2004, с. 200.
- ^ Лакс 2010, с. 25.
- ^ Лакс 2010, стр. 26–27.
- ^ Лакс 2010, с. 28.
- ^ Лакс 2010, стр. 17–18.
- ^ Стивенс, Королевские ВВС Австралии , стр. 283–286.
- ^ Лакс 2010, с. 30.
- ^ Лакс 2010, стр. 30–31.
- ^ Миллер 1982, с. 30.
- ^ Лакс 2010, стр. 18–19.
- ^ Уилсон 1989, стр. 146, 150.
- ^ Лакс 2010, с. 38.
- ^ Лакс 2010, стр. 43–45, 48–50, 82.
- ^ Перейти обратно: а б с д Логан 1998, с. 261.
- ^ Лакс 2010, стр. 37, 59–60, 181.
- ^ Перейти обратно: а б Миллер 1982, с. 31.
- ^ Лакс 2010, с. 61.
- ^ Уилсон 1989, с. 150.
- ^ Лакс 2010, с. 51.
- ^ Лакс 2010, стр. 62–65.
- ^ Лакс 2010, стр. 65–66.
- ^ Перейти обратно: а б Логан 1998, стр. 261–262.
- ^ Перейти обратно: а б Логан 1998, с. 263.
- ^ Уилсон 1989, стр. 160, 162.
- ^ Питтауэй, Найджел. «Свиньи 21 века: F-111 на службе RAAF». Международный обзор авиации , Vol. 6, 2002, стр. 18–31.
- ^ «Модификации и поддержка F / RF-111C». Боинг Австралия . Проверено: 30 июня 2011 г.
- ^ «Дженерал Дайнемикс F-111D — F Муравьед». Архивировано 31 мая 2010 г. в Wayback Machine Национальном музее ВВС США .
- ^ Иден 2004, стр. 196–201.
- ^ Миллер 1982, стр. 80–81.
- ^ Логан 1998, с. 19.
- ^ Логан 1998, с. 14.
- ^ Логан 1998, стр. 20, 21, 28.
- ^ Ганстон 1983, стр. 30–31.
- ^ Логан 1998, с. 28.
- ^ Ганстон 1978, с. 62.
- ^ Уилсон 1989, стр. 154, 157.
- ^ Лакс 2010, стр. 99–100, 104.
- ^ Перейти обратно: а б Уилсон и Питтауэй 2010, с. 47.
- ^ Исторический раздел RAAF 1995, с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б Уилсон и Питтауэй 2010, с. 48.
- ^ «Пожизненная поддержка F-111». Архивировано 26 февраля 2012 года в Wayback Machine Boeing Australia. Проверено: 11 июля 2010 г.
- ^ Джонстон, Пол Д. «Это было здорово, но теперь пришло время попрощаться со старым бомбардировщиком». The Australian, 23 октября 2001 г. Дата обращения: 5 июля 2011 г.
- ^ Стивенс 2006, с. 290.
- ^ Уилсон 1989, с. 160.
- ^ Лакс 2010, с. 233.
- ^ Хорнер 2011, стр. 381–384.
- ^ Хорнер 2011, стр. 314, 318.
- ^ Уилсон 2003, стр. 32–34.
- ^ Фаулер, Эндрю. «Расшифровка: «Полет вслепую».» Four Corners, Австралийская радиовещательная корпорация, 29 октября 2007 г. Дата обращения: 22 июня 2012 г.
- ^ Лейк, Джон. «Австралийский трубкозуб — General Dynamics F-111» . Эйр Интернэшнл , апрель 2000 г.
- ^ Угол, Маура. «Мы оглядываемся назад на один из самых определяющих периодов в истории Тасмании – спор о плотине Франклин» . Стейтлайн Тасмания , ABC, 27 июня 2003 г.
- ^ Галлиган, Брайан. «Нет Билля о правах Австралии» . Архивировано 1 октября 2009 г. в отделе Wayback Machine Сената, здание парламента, 1989 г., стр. 27.
- ^ «F-111 останавливается, не отрываясь от земли». Архивировано 11 сентября 2012 г. на archive.today . Культура безопасности , 11 апреля 2007 г. Дата обращения: 31 декабря 2010 г.
- ^ Логан 1998, стр. 206, 218.
- ^ Уилсон и Питтауэй, 2010, стр. 54–55.
- ^ Перейти обратно: а б Крэндалл, Ричард; Рогоуэй, Тайлер (27 июля 2016 г.). «Полет культового F-111 Aardvark с поворотным крылом в разгар холодной войны» . Драйв . Проверено 31 октября 2019 г.
- ^ «Десять лучших моментов свалки и сжигания F-111 «Свинья» всех времен!» . 10 июля 2014 г.
- ^ «Первые женщины-выпускники RAAF стали штурманами скоростного самолета F-111» . Air Force: Официальная газета Королевских ВВС Австралии . Том. 42, нет. 3. Канберра: Министерство обороны. Апрель 2000. с. 4. ISSN 1329-8909 – через Trove – Национальную библиотеку Австралии.
- ^ Лакс 2010, с. 213.
- ^ «Грузовщик с наркотиками встречает впечатляющий конец» . The Sydney Morning Herald , 23 марта 2006 г.
- ^ «Почему Австралия похоронила все свои старые тактические самолеты F-111 Aardvark» . 22 апреля 2022 г.
- ^ «Программа оценки ремонта клеевого соединения F-111 (FABRAP) — этап I испытаний, предварительные результаты» (PDF) . Министерство обороны Австралии. Август 2011.
- ^ «ПарлИнфо — Результаты поиска» .
- ^ «Недавно приобретенный истребитель Военного мемориала содержит асбест» . 13 июня 2019 г.
- ^ «Приемка Super Hornets A44-202 и A44-204». Defence.gov.au, 26 февраля 2010 г. Дата обращения: 16 июня 2011 г.
- ^ Макфедран, Ян (3 августа 2009 г.). «F-111 – белый слон РАФ в небе» . «Дейли телеграф» . Проверено 3 августа 2009 г.
- ^ «ALP будет придерживаться покупки Super Hornet». Национальный сайт theage.com.au. Проверено: 21 июля 2010 г.
- ^ «Подписан контракт на приобретение Super Hornet». Defense.gov.au. Дата обращения: 3 декабря 2010 г.
- ^ Бинскин, маршал авиации Марк. «Свиные сказки: официальные мероприятия по выводу F-111 на пенсию». Архивировано 12 октября 2012 г. в Wayback Machine Boeing. Дата обращения: 3 декабря 2010 г.
- ^ «Свалка поглотила 23 бывших F-111 RAAF». Ежемесячник ВВС, выпуск 287, февраль 2012 г., стр. 32.
- ^ Семменс, Бен. «Истребители F-111 базы RAAF Amberley оказываются на свалке Суонбанк недалеко от Ипсвича». Quest Ipswich, 24 ноября 2011 г. Дата обращения: 12 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Центр развития авиации 2010, с. 1.
- ^ Уилсон и Питтауэй 2010, с. 33.
- ^ Уилсон и Питтауэй 2010, с. 52.
- ^ Уилсон и Питтауэй, 2010, стр. 52, 94–97.
- ^ "Отдел исследований и разработок самолетов (ARDU)". Музей РААФ. Проверено: 17 июня 2011 г.
- ^ "Дженерал Дайнемикс F-111C" ХАРС. Проверено: 27 февраля 2017 г.
- ^ "Photostream F-111". Архивировано 20 февраля 2017 года в Дарвинском музее авиации Wayback Machine . Проверено: 27 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Серии АПД "RAAF A8 General Dynamics F111C/G и RF111C" . Проверено: 27 февраля 2017 г.
- ^ [1] Центр авиационного наследия RAAF в Эмберли. Проверено: 2 октября 2017 г.
- ^ "GENERAL DYNAMICS F-111C A8-129 C/N FC-5" Музей авиации Квинсленда. Проверено: 27 февраля 2017 г.
- ^ «Эпизод 94 - WOA - Австралийский национальный музей авиации» Шоу «Крылья над Новой Зеландией». Проверено: 27 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б "F-111" Центр авиационного наследия RAAF в Эмберли. Проверено: 2 октября 2017 г.
- ^ "GENERAL DYNAMICS F-111 A8-134." Архивировано 4 сентября 2017 года в Южно-Австралийском музее авиации Wayback Machine . Проверено: 27 февраля 2017 г.
- ^ «Прибытие F-111» . Архивировано 6 ноября 2018 года в Wayback Machine EHMAHAA. Проверено: 27 февраля 2017 г.
- ^ "F-111C" Fighterworld. Проверено: 27 февраля 2017 г.
- ^ "General Dynamics F-111C Aardvark (Истребитель-бомбардировщик)" Тихоокеанский музей авиации Дата обращения: 27 февраля 2017 г.
- ^ Уилсон и Питтауэй 2010, с. 8.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аудиторский отчет № 27 2006–07: Управление эксплуатационной поддержкой воздушного боевого флота. Канберра: Национальное контрольно-ревизионное управление (ANAO), 2007. ISBN 0-642-80946-1 .
- Аудиторский отчет № 40 1999–2000: Тактические действия истребителей». Канберра: Национальное контрольно-ревизионное управление Австралии (ANAO), 2000. ISBN 0-642-44266-5 .
- Иден, Пол, изд. «Дженерал Дайнемикс F-111 Муравьед / EF-111 Ворон». Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- Ганстон, Билл . Ф-111 . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1978. ISBN 0-684-15753-5 .
- Ганстон, Билл. F-111, Современные боевые самолеты, Том. 3 . Нью-Йорк: Книги Саламандры, 1983. ISBN 0-668-05904-4 .
- Хорнер, Дэвид. Австралия и «Новый мировой порядок»: от миротворчества к принуждению к миру, 1988–1991 (Серия: Официальная история австралийских миротворческих, гуманитарных операций и операций после холодной войны). Порт Мельбурн, Австралия: Издательство Кембриджского университета, 2011. ISBN 978-0-521-76587-9 .
- Лакс, Марк. От противоречий к новейшим достижениям: история F-111 на вооружении Австралии . Канберра, Австралия: Центр развития авиации Министерства обороны (Австралия), 2010 г. ISBN 978-1-92080-054-3 .
- Логан, Дон. General Dynamics F-111 Муравьед . Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера, 1998. ISBN 0-7643-0587-5 .
- «Пилотируемый ISR: RF-111C». Центр развития авиации, Министерство обороны Австралии, 2010 г. Дата обращения: 20 марта 2010 г.
- Миллер, Джей. General Dynamics F-111 «Арардварк» . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, 1982. ISBN 0-8168-0606-3 .
- Нойбек, Кен. Прогулка F-111 Aardvark . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 2009. ISBN 978-0-89747-581-5 .
- Стивенс, Алан. Королевские ВВС Австралии: история. Мельбурн: Издательство Оксфордского университета, 2006. ISBN 0-19-555541-4 .
- Томасон, Томми. Grumman Navy F-111B Swing Wing (Истребители ВМФ № 41). Сими-Вэлли, Калифорния: Стив Гинтер, 1998. ISBN 0-942612-41-8 .
- Торнборо, Энтони М. Муравьед F-111 . Лондон: Оружие и доспехи, 1989. ISBN 0-85368-935-0 .
- Подразделения Королевских ВВС Австралии: Краткая история, Том 3: Бомбардировочные подразделения. Канберра: Исторический отдел RAAF, Издательская служба правительства Австралии, 1995. ISBN 0-644-42795-7 .
- Вейсброд, Ханно. «Решение Австралии купить F-111». The Australian Quarterly (Австралийский институт политики и науки), Vol. 41, № 2, июнь 1969 г., стр. 7–27.
- Уилсон, Дэвид. Начальник Танагера: операции RAAF в Восточном Тиморе. Мэриборо, Квинсленд, Австралия: Banner Books, 2003. ISBN 1-875593-26-8 .
- Уилсон, Стюарт. Линкольн, Канберра и F-111 на вооружении Австралии. Уэстон-Крик, Австралия: Aerospace Publications, 1989. ISBN 0-9587978-3-8 .
- Уилсон, Стюарт и Найджел Питтауэй. «F-111 на службе RAAF в 1973–2010 гг. История одного из лучших ударных самолетов в истории авиации». Специальное издание Aero Australia (Chevron Publishing Group) , 2010 г.
- Винчестер, Джим, изд. «Дженерал Дайнемикс ФБ-111А». «Грумман / General Dynamics EF-111A Raven». Военные самолеты холодной войны (Факты об авиации). Лондон: Grange Books plc, 2006. ISBN 1-84013-929-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Управление оборонной авиации и безопасности ВВС (2007 г.). Анализ доказательств: потери самолетов и экипажей RAAF F-111 и AF/A-18 (PDF) . Канберра: Королевские ВВС Австралии. OCLC 271545224 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- F-111 на Ausairpower.net
- Страница F-111 на GlobalSecurity.org
- Профиль F-111 на Aerospaceweb.org
- Сайт F-111.net
- Последний полет F-111C на базе RAAF Эмберли на YouTube
- «F-111 запустятся для прощания с эстакадой». ABC Брисбен, 3 декабря 2010 г.