Jump to content

Дженерал Дайнемикс F-111C

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с F-111C )

Ф-111С
F-111C Королевских ВВС Австралии в 2006 году.
Роль Истребитель-бомбардировщик и разведчик
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Общая динамика
Первый полет июль 1968 г. [ 1 ]
Введение 1973
Ушедший на пенсию 3 декабря 2010 г.
Статус Ушедший на пенсию
Основной пользователь Королевские ВВС Австралии
Количество построенных 28
Разработано на основе General Dynamics F-111 Муравьед
Варианты Дженерал Дайнемикс F-111K

General Dynamics F-111C (по прозвищу « Свинья ») — это вариант F-111 Aardvark самолета средней дальности истребителя- перехватчика и тактического ударного , разработанный компанией General Dynamics для удовлетворения австралийских требований. Конструкция была основана на модели F-111A, но включала более длинные крылья и усиленную ходовую часть. Правительство Австралии заказало 24 F-111C для оснащения Королевских ВВС Австралии (RAAF) в 1963 году, но самолеты не были поставлены до 1973 года из-за давних технических проблем. В 1979 и 1980 годах четыре из этих самолетов были переоборудованы в разведывательный вариант RF-111C . Четыре бывших ВВС США (ВВС США) F-111A были закуплены Австралией и преобразованы в стандарт F-111C в 1982 году для замены F-111C, уничтоженных во время аварий. В период с 1993 по 2007 год Австралия также эксплуатировала 15 F-111G, в основном для переоборудования. В декабре 2010 года RAAF списала оставшиеся F-111C. В австралийских военных и авиационных кругах F-111 Aardvark ласково называли «Свинья» из-за его длинной морды и способность следовать за рельефом местности . [ 2 ] [ 3 ] [ № 1 ]

F-111C предоставили RAAF мощные ударные возможности, но никогда не использовались в бою. [ 5 ] Самолеты прошли программы модернизации в 1980-х и 1990-х годах, и RAAF приобрела улучшенное вооружение, чтобы сохранить способность проникать в воздушное пространство противника. Несмотря на это, к 2000-м годам F-111C устарели и стали дорогими в обслуживании, что привело к решению вывести их из эксплуатации в 2010 году, а не в 2020 году, как первоначально планировалось. F-111 были заменены 24 самолетами Boeing F/A-18F Super Hornet в ожидании поставки F-35 Lightning II, находящихся в разработке.

Разработка

[ редактировать ]
Вид спереди двух реактивных самолетов в двухцветном зеленом камуфляже в полете, крылья не стреловидны. Идущий следом самолет немного смещен вправо.
Два самолета F-111 RAAF во время учений «Кенгуру -81»

В июне 1960 года ВВС США (USAF) предъявили требование о замене F-105 Thunderchief . [ 6 ] ВМС США начали программу разработки нового истребителя ПВО для использования на своих крупных авианосцах. [ 6 ] 14 февраля 1961 года вновь назначенный министр обороны США Роберт Макнамара официально поручил службам изучить разработку единого самолета, который отвечал бы обоим требованиям. [ 7 ] Требования к экспериментальному тактическому истребителю (TFX) в основном основывались на потребностях ВВС. [ 7 ] [ 8 ] Запрос предложений (RFP) на TFX был отправлен промышленности в октябре 1961 года. После четырех раундов предложений General Dynamics (GD) была выбрана вместо Boeing ; GD подписала контракт TFX в декабре 1962 года. [ 9 ]

Варианты F-111A ВВС США и F-111B ВМФ использовали одни и те же элементы конструкции планера и турбовентиляторные двигатели TF30-P-1. экипаж размещался бок о бок В спасательной капсуле , как того требует ВМФ. Из-за конфликта между ВВС и ВМФ по поводу того, чьи требования имеют приоритет, Макнамара вмешался в 1961 году, заявив, что желания ВВС преобладают над предложениями ВМФ. [ 6 ] Вариант F-111A впервые поднялся в воздух 21 декабря 1964 года с авиабазы ​​Карсвелл, штат Техас. [ 10 ] За ним последовал F-111B, совершивший первый полет 18 мая 1965 года. [ 11 ]

По мере продолжения разработки F-111 на определенных участках режима полета возникали проблемы сваливания; эти проблемы были решены путем модификации воздухозаборника двигателя в 1965–66 годах, что закончилось конструкциями «Тройной плуг I» и «Тройной плуг II». [ 12 ] F-111B был отменен ВМФ в 1968 году из-за недостатков в весе и характеристиках. [ 13 ] Для ВВС США впоследствии были разработаны улучшенные модели F-111E, F-111D, F-111F. Стратегический бомбардировщик FB-111A и версии радиоэлектронной борьбы EF-111 также были позже разработаны для ВВС США. [ 14 ] Производство закончилось в 1976 году. [ 15 ] Всего построено 563 F-111 всех вариантов, [ 16 ] значительно ниже прогноза в 1500. [ 17 ]

Замена Канберры

[ редактировать ]
RAAF Canberra Mk.20 из 2-й эскадрильи во время удара по авиабазе Фан Ранг , Вьетнам, март 1970 г.

впервые Правительство Мензиса публично обсудило необходимость замены English Electric Canberra в 1954 году, всего через год после того, как RAAF начали получать бомбардировщик. [ 18 ] У несверхзвуковой «Канберры» отсутствовали радиолокационные и электронные средства противодействия , все недостатки основаны на Корейской войны опыте . В RAAF полагали, что им нужен новый стратегический бомбардировщик для выполнения обязательств страны перед Стратегическим резервом Содружества в Малайзии , ANZUS и SEATO . Требование к воздушному составу № 36 в том же году предписывало к 1959 году создать всепогодный штурмовик, способный доставлять различные бомбы и ракеты. Исследование рекомендовало один из британских бомбардировщиков V , но министр обороны Фредерик Шедден в 1956 году решил, что по 1 миллиону фунтов стерлингов каждый они слишком дороги. [ 19 ]

Маршал авиации Валстон Хэнкок , начальник штаба авиации , заявил в апреле 1960 года, что Австралии нужна замена «Канберре». [ 20 ] Хотя в середине 1962 года правительство Мензиса снова решило не заменять Канберру, все более агрессивные заявления Индонезии в отношении Малайзии вскоре заставили Австралию пересмотреть это решение. [ 21 ] В октябре 1962 года газета Sydney Morning Herald сообщила, что ВВС Индонезии советские бомбардировщики Ту-16 могли достичь Сиднея или любого другого австралийского города с небольшой бомбовой нагрузкой, в то время как «Канберры» не могли летать в любую погоду и имели дальность полета 900 м. миль (1400 км), чего недостаточно, чтобы добраться до Джакарты . [ 20 ] Оппозиционная Лейбористская партия , возглавляемая Артуром Калвеллом , использовала доклад для критики Мензиса. Правительство отрицало, что Ту-16 может долететь до Сиднея. [ 22 ] но министр авиации Фредерик Осборн признал, что Канберры были «самым слабым звеном в нашем арсенале в настоящий момент». Однако он заявил, что имеющиеся иностранные бомбардировщики не подходят для RAAF. Американские Boeing B-52 Stratofortress и Convair B-58 Hustler , например, были слишком велики для существующих австралийских взлетно-посадочных полос. более подходящие самолеты, такие как британский BAC TSR-2 и американский TFX (позже F-111). По словам Осборна, вскоре появятся [ 20 ]

исследование Хэнкока

[ редактировать ]

В мае 1963 года Мензис объявил об увеличении расходов на оборону на 200 миллионов австралийских фунтов в течение следующих пяти лет и предложил отправить команду под руководством Хэнкока за границу для оценки замены Канберры. [ 22 ] Ранними кандидатами были французский Dassault Mirage IV , TSR-2 и американский североамериканский A-5 Vigilante , McDonnell Douglas F-4 Phantom II и TFX. [ 17 ] [ 23 ] С июня по август команда Хэнкока посетила Францию, Великобританию и США, чтобы оценить конкурентов, и определила, что TFX будет лучшим самолетом, подходящим для этой роли. [ 24 ] У Mirage IV была недостаточная дальность полета, а цена в 108 миллионов австралийских фунтов была слишком высокой. F-4 и A-5 были доступны сразу же, но менее дорогому F-4 потребовалась бы дозаправка в воздухе, чтобы добраться до Индонезии из Австралии. TSR-2 отставал от графика и превышал бюджет, был самым дорогим - 122 миллиона австралийских фунтов за 24 самолета, а поддержка программы британским правительством была неопределенной. Хотя TFX также вызвал споры в Соединенных Штатах, его обещанные характеристики и стоимость в расчете на самолет были выше, чем у TSR-2. Однако, поскольку он не ожидал, что TFX будет доступен раньше 1970 года, Хэнкок рекомендовал купить 36 самолетов А-5 за 88 миллионов австралийских фунтов, чтобы противодействовать предполагаемой неминуемой угрозе со стороны Индонезии. [ 20 ] [ 25 ]

Правительство Мензиса не хотело выбирать в качестве временной замены A-5 или F-4, которые не могли быть развернуты до 1966 года и будут стоить 120–180 миллионов австралийских долларов . [ Н 2 ] Ожидание TSR-2 или TFX в 1969 или 1970 годах казалось большим риском. [ 20 ] но при рассмотрении выводов Хэнкока в сентябре 1963 года он хотел иметь возможность дать существенный ответ на критику Лейбористской партии ее стратегии защиты. [ 26 ] Британское и американское правительства соревновались за не построенные бомбардировщики своих стран, поскольку оба считали, что экспортные продажи увеличат внутреннюю поддержку самолетов. Правительство Мензиса сочло британское обещание разместить эскадрилью бомбардировщиков V в Австралии для временной обороны до тех пор, пока TSR-2 не будет готов, неприемлемым как по техническим, так и по политическим причинам. Помимо его стоимости, Королевские ВВС не заказывали TSR-2; Начальник штаба обороны лорд Луис Маунтбеттен , который выступал против этого, посоветовал австралийцам не покупать самолет, и RAAF опасалась, что станет единственным заказчиком. [ 20 ] [ 27 ]

Правительство решило, что ему нет необходимости приступать к немедленной замене Canberra, и предпочло первоначальный выбор Хэнкока TFX в качестве долгосрочного решения, что привело к тому, что 24 октября правительство Мензиса объявило о заказе 24 F-111. [ 28 ] за 125 миллионов долларов США, чего достаточно для двух эскадрилий. [ 29 ] Объявление было сделано во время предвыборной кампании на всеобщих выборах 1963 года . Лейбористская партия Калвелла 22 октября подтвердила свое предвыборное обещание, что она заменит Канберрас, как только сформирует правительство. Заявление правительства и последующее улучшение его шансов против лейбористов, вероятно, также пошли на пользу Соединенным Штатам; покупка помогла дать отпор американским критикам TFX, [ 20 ] а администрация Кеннеди предпочла оборонную политику Мензиса политике оппозиции. [ 30 ] Контракт был подписан в следующем году через Министерство обороны США. [ 31 ] Отмена британским правительством проекта TSR-2 в апреле 1965 года показала, что решение Австралии не заказывать его было правильным. [ 32 ]

Закупки, задержки и переименование

[ редактировать ]

США предложили в бесплатную аренду две эскадрильи самолетов Boeing B-47 Stratojets до поставки F-111; Австралия отклонила предложение в июне 1964 года. [ 33 ] — несмотря на то, что самолет демонстрировался по всей стране незадолго до выборов 1963 года в качестве временной замены Канберре, что, вероятно, является еще одним признаком предпочтения американцами Мензиса — [ 34 ] потому что B-47 не имел существенных улучшений по сравнению с Canberra и, как и бомбардировщики V, требовал более длинных взлетно-посадочных полос. [ 20 ]

Чрезвычайно сложный и амбициозный процесс проектирования и строительства F-111 заставил австралийское правительство быстро принять сложные американские методы закупок и управления проектами. Хотя Австралия первоначально планировала купить американский F-111A, офицеры связи RAAF запросили изменения для конкретной страны, такие как радиосвязь на дальние расстояния, Лаборатории аэронавтических исследований в Мельбурне участвовали в модернизации воздухозаборника и предоставили экспертные знания по усталости металлов, а австралийский летчик-испытатель оценил более длинные крылья австралийской версии и ее характеристики в тропических условиях. Отличия от F-111A привели к тому, что в 1966 году он получил обозначение F-111C. [ 35 ]

Доставка

[ редактировать ]

Первый F-111C был официально поставлен в 1968 году. [ 36 ] наконец, предоставив Австралии самолет, который мог бы долететь до Джакарты, сбросить бомбы и вернуться без дозаправки. (RAAF приобрела дозаправку в воздухе только для F/A-18, возможно, чтобы не создавать проблем с другими азиатскими странами за счет увеличения и без того большой дальности полета F-111C.) Обучение началось в 1967 году, когда персонал RAAF осматривал местность. следит за радаром и другим сложным оборудованием. впервые [ 37 ] Однако задержки в разработке и структурные проблемы задержали принятие самолетов RAAF до 1973 года. [ 36 ] Эти проблемы были в основном связаны с точками крепления крыла и изменением конструкции воздухозаборников двигателя F-111. Выполнение контрактных требований к удовлетворению Австралии также потребовало времени. [ 38 ] нанес ущерб моральному духу сотен обученных сотрудников RAAF, которым было мало чем заняться. [ 39 ] Затраты на программу в 1963–1967 годах росли угрожающими темпами; Оценка ВВС США в начале программы составляла 124,5 миллиона долларов США, но к апрелю 1967 года она выросла до 237,75 миллиона долларов. [ 40 ] Хотя первоначальная цена в 5,21 миллиона долларов США за самолет была ограничена 5,95 миллионами долларов США, затраты на НИОКР, рабочую силу и другие расходы не были ограничены. [ 41 ] Рост цен, три необъяснимые потери ВВС США F-111A во Вьетнаме в течение первого месяца их развертывания, а также отмена заказов ВМС Великобритании и США вызвали дальнейшие споры в Австралии в 1968 году. [ 42 ] Однако к 1973 году, когда F-111A налетал 250 000 часов, у него были лучшие показатели безопасности среди современных самолетов, что предвещало отличные результаты F-111C. [ 43 ]

В 1979–80 годах четыре самолета были модифицированы до разведывательной конфигурации RF-111C, сохранив свою ударную способность. RF-111C нес на борту разведывательный комплекс с четырьмя камерами и инфракрасным линейным сканером. [ 44 ] Четыре бывших ВВС США F-111A были переоборудованы в стандарт F-111C и доставлены в Австралию в качестве замены изношенных в 1982 году. [ 45 ] В середине 1980-х годов F-111C были оборудованы для перевозки лазерных блоков Pave Tack FLIR. До 1998 года они прошли обширную программу модернизации авионики. [ 45 ] В рамках этой программы F-111C был модернизирован до цифровой авионики. Сюда входили сдвоенные компьютеры миссии, современная цифровая шина данных, цифровая система управления оружием, новый радар слежения за местностью AN/APQ-171, новый ударный радар AN/APQ-169 и сдвоенный кольцевой лазерный гироскоп INS . [ 46 ]

В конце 2001 года у одного из самолетов F-111C были обнаружены проблемы с усталостью крыла. В результате в мае 2002 года было принято решение заменить крылья запасными частями, взятыми от бывших самолетов F-111F ВВС США, хранящихся в Центре аэрокосмического обслуживания и регенерации (AMARC). Крылья с коротким размахом прошли реконструкцию в Австралии, которая включала увеличение размаха, в результате чего крылья стали такими же, как у моделей F-111C и F-111G. [ 47 ] В рамках программы модернизации авионики австралийские F-111 получили систему вооружения и различные другие модернизации. [ 48 ]

Три F-111C с крыльями в разных положениях

F-111 представлял собой всепогодный штурмовик, способный пробивать оборону противника на малых высотах и ​​доставлять боеприпасы к цели. [ 49 ] Он имел крылья изменяемой геометрии , внутренний отсек для вооружения и кабину с расположенными рядом сиденьями. Кабина экипажа являлась частью капсулы спасательного экипажа . [ 50 ] F-111 имел трехточечную схему ходовой части с двухколесной передней стойкой и двумя одноколесными основными шасси. [ 51 ] [ 52 ] Большинство вариантов F-111 включали радиолокационную систему слежения за местностью, подключенную к автопилоту. Самолет был оснащен двумя Pratt & Whitney TF30 с форсажной камерой сгорания. турбовентиляторными двигателями [ 53 ]

Внутренний оружейный отсек F-111 также мог нести бомбы, съемную 20-мм пушку М61 или вспомогательные топливные баки. [ 54 ] [ 55 ] F-111C был оборудован для установки системы наведения AN/AVQ-26 Pave Tack на вращающемся лафете, который защищал капсулу внутри оружейного отсека, когда она не использовалась. Pave Tack — это FLIR и лазерный дальномер / целеуказатель , позволявший F-111 обозначать цели и сбрасывать на них бомбы с лазерным наведением . RF-111C несли поддон с датчиками и камерами для разведки. [ 38 ] F-111C также были оборудованы для запуска AGM-84 Harpoon противокорабельной ракеты и AGM-142 Popeye . противокорабельной ракеты [ 56 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Вступление в строй

[ редактировать ]
Вид сбоку на самолеты в двухцветной зеленой камуфляжной окраске, припаркованные бок о бок на рампе.
Вид слева на три F-111 RAAF, припаркованных на траектории полета во время совместных учений Австралии, Новой Зеландии и США «Pitch Black '84».

Правительство Австралии заказало 24 самолета F-111C для замены самолетов Canberras RAAF, выполняющих функции бомбардировщиков и тактических ударов. [ 57 ] Хотя первый самолет был официально передан 4 сентября 1968 года, структурные проблемы задержали поступление на вооружение F-111C. [ 1 ] Двадцать четыре самолета F-4 Phantom II ВВС США были арендованы в качестве временной меры. [ 36 ] «Фантомы» были доставлены в сентябре и октябре 1970 года в 82-е крыло на базе RAAF в Эмберли , Квинсленд. За следующие три года службы в RAAF был потерян один F-4. К июню 1973 года оставшиеся 23 «Фантома» были возвращены в США. [ 58 ] Как и F-111, F-4 представлял собой двухместный многоцелевой сверхзвуковой самолет. Гораздо более совершенный, чем «Канберра», способный атаковать воздух-воздух и воздух-землю; у него была инерциальная навигация, пушка и радар. Опыт работы с F-4, вероятно, способствовал успеху RAAF с F-111. RAAF предложила сохранить F-4 и использовать его с F-111, но правительство решило, что цена слишком велика. [ 59 ]

F-111C поступил на вооружение Австралии после устранения технических проблем, и первый F-111C был принят на базу ВВС Неллис 15 марта 1973 года. [ 60 ] 31 марта Вашингтонское летное подразделение RAAF было сформировано на базе ВВС Макклеллан в Калифорнии с задачей переправить первые 12 F-111C в Австралию. [ 61 ] Этим подразделением командовал капитан группы Джон Ньюхэм , который позже занимал должность начальника штаба авиации в период с 1985 по 1988 год. Первые шесть F-111C RAAF прибыли в Эмберли 1 июля 1973 года, а три последующие группы из шести F-111 прибыли 1 июля 1973 года. 27 июля, 28 сентября и 4 декабря. [ 60 ] F-111C были переданы в состав 1-й и 6-й эскадрилий под контролем 82-го крыла. 1-я эскадрилья была ударной эскадрильей RAAF и имела номинальную численность в 12 F-111. F-111 6-я эскадрилья в основном служила подразделением оперативной переоборудования , хотя иногда она также эксплуатировала самолеты RF-111 и при необходимости могла выполнять ударные функции. [ 62 ] Когда F-111 поступил на службу в RAAF, все техническое обслуживание F-111 проводилось в Эмберли. С 1973 по 2001 год 482-я эскадрилья проводила промежуточное техническое обслуживание самолетов, а тяжелое техническое обслуживание входило в обязанности 3-го авиационного депо . 482-я эскадрилья также эксплуатировала авиасимулятор F-111 RAAF. [ 62 ] С 2001 года компания Boeing Australia выполняла все техническое обслуживание F-111 по контракту с правительством Австралии. [ 63 ]

Четыре австралийских F-111 летят в сторону базы ВВС Неллис после учений по дозаправке во время Red Flag 2006 г.

После поступления на вооружение F-111 оказался весьма успешным. Хотя F-111C никогда не участвовал в боях, он был самым быстрым и дальнобойным боевым самолетом в Юго-Восточной Азии. [ 64 ] Историк авиации Алан Стивенс писал, что на протяжении всей своей службы они были «выдающейся системой вооружения в Азиатско-Тихоокеанском регионе» и предоставили Австралии «настоящий, независимый ударный потенциал». [ 65 ] Стюарт Уилсон в своей книге «Линкольн, Канберра и F-111 на австралийской службе » описал F-111C как «безоговорочный успех…, предоставивший Австралии мощный ударный потенциал на самолете, который спустя четверть века после его первого полет остается непревзойденным». [ 66 ] Бывший министр обороны Индонезии Бенни Мурдани рассказал своему коллеге Киму Бизли , что, когда другие были недовольны Австралией во время заседаний кабинета министров , Мурдани сказал им: «Вы понимаете, что у австралийцев есть бомбардировщик, который может забросить бомбу через это окно на стол здесь, перед зданием правительства? нас?" [ 67 ]

Война в Персидском заливе и Восточный Тимор

[ редактировать ]

В конце 1990 - начале 1991 года австралийское правительство рассматривало возможность использования F-111C для расширения вклада Австралии в войну в Персидском заливе 1991 года , которая в основном включала оперативную группу Королевского военно-морского флота Австралии . Предпочтительным вариантом Министерства обороны и Министерства иностранных дел и торговли (DFAT), если правительство решит расширить обязательства Австралии, было развертывание как минимум двух RF-111, хотя для работы в этом режиме этим самолетам потребуется модернизировать оборудование радиоэлектронной борьбы. зона боевых действий. Из-за небольшого размера сил RF-111 потеря любого из этих самолетов в бою нанесла бы серьезный удар по разведывательным возможностям Австралии. Второе предпочтение в рекомендации правительству заключалось в развертывании эскадрильи из четырех-восьми F-111C, хотя Министерство обороны это не поддержало. В этом случае правительство решило не расширять австралийские силы. [ 68 ] В результате вклад F-111C в войну ограничился проведением интенсивных учений с кораблями ВМФ, проходившими через воды Австралии по пути в Персидский залив. [ 69 ]

под руководством Австралии Вторжение МСВТ в Восточный Тимор в сентябре 1999 года ознаменовало самый близкий к боевым действиям австралийский F-111. F-111 из 1-й и 6-й эскадрилий были переброшены на базу RAAF Тиндал , Северная территория, 28 августа для поддержки международных сил и оставались там до 17 декабря 1999 года. Это было максимальное усилие для 82-го крыла. , а в Тиндале имелось до 10 F-111C; Максимальное количество самолетов 1-й эскадрильи составило шесть самолетов и около 100 человек личного состава. 75-я эскадрилья также содержала 12 F/A-18 на своей базе в Тиндале для поддержки МСВТ в случае необходимости. С 20 сентября, когда МСВТ начали прибывать в Восточный Тимор, F-111 находились в высокой готовности к проведению разведывательных полетов или авиаударов в случае ухудшения ситуации. Для последней задачи два F-111, вооруженные бетонными бомбами в любое время имелись и комплектами точного наведения. Однако МСВТ не встретили значительного сопротивления, и операции F-111 были ограничены разведывательными миссиями, выполняемыми RF-111C с 5 ноября. Каждый из этих вылетов производился после получения одобрения правительства Индонезии и обычно был сосредоточен на мостах и ​​объектах связи. Последний полет RF-111C над Восточным Тимором состоялся 9 декабря. [ 70 ] Военные игры позволили F-111 добиться полного успеха, если был необходим удар по индонезийскому военному штабу недалеко от столицы. [ 71 ]

Другие роли и противоречия

[ редактировать ]
Реактивный самолет припаркован на рампе перпендикулярно камере, обращенной влево. Он имеет зелено-коричневую камуфляжную схему.
RAAF F-111 в Оакеа, Новая Зеландия, 1975 год.

Парк F-111 Королевских ВВС Австралии временами вызывал споры. Длительная задержка с поставкой самолета была серьезной политической проблемой в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Это произошло примерно в то же время, когда массовые задержки и огромные расходы Сиднейского оперного театра попали в заголовки газет, что побудило некоторых комментаторов окрестить F-111 «Летающим оперным театром». [ 72 ] В 1983 году правительство Хоука поручило RF-111 сделать снимки объекта наблюдения за плотиной Франклина на Тасмании . Использование самолетов RAAF для «шпионажа» на своей территории привело к тому, что ответственный министр, сенатор Гарет Эванс , получил прозвище « Бигглс » (в честь знаменитого пилота-героя ряда книг капитана У.И. Джонса ). [ 73 ] [ Н 3 ] Еще одним аспектом F-111, вызвавшим критику, были плохие условия работы наземной бригады F-111, участвовавшей в герметизации/расгерметизации топливных баков F-111, что привело к коллективному иску, и правительство Австралии выплатило более 20 миллионов австралийских долларов. в возмещение ущерба. Проблемы со здоровьем, вызванные химическим воздействием, включали необратимое повреждение головного мозга у ряда наземных бригад до того, как условия были улучшены. [ 75 ]

Несколько самолетов бывших ВВС США были доставлены в Австралию в качестве замены изношенных и для расширения парка. Четыре самолета, модифицированные до стандарта F-111C, были поставлены в 1982 году. Правительство закупило 15 F-111G в дополнение к своим F-111C. [ 76 ] в 1992 году и поставлен в 1994 году. Дополнительные хранившиеся F-111 бывших ВВС США были зарезервированы в качестве источников запасных частей.

Семь из 28 F-111C и один из 15 F-111G были уничтожены в результате аварий во время службы в RAAF. Эти катастрофы унесли жизни 10 членов экипажа. Аварии произошли с 1977 по 1999 год. [ 77 ]

Слив топлива F-111 располагался прямо между турбовентиляторными двигателями, поэтому включение форсажных камер во время слива топлива могло привести к возгоранию в пяти футах позади самолета. Хотя ВВС США их категорически не поощряли, F-111C RAAF часто выполняли эти маневры «Свалка и сжигание» (также известные как «Зиппо» и «Факел»), начиная с Мэйпл-Флаг в 1980-х годах. [ 78 ] [ 79 ]

В 2000 году две женщины окончили курс переоборудования 6-й эскадрильи и стали первыми женщинами-штурманами F-111. [ 80 ] [ 81 ]

В середине 2006 года самолет F-111 RAAF был выбран для затопления северокорейского корабля «Понг Су» , который участвовал в одной из крупнейших перевозок наркотиков в Австралии. Корабль находился в заливе Снейлс, недалеко от Берчгроув , пока правительство обдумывало его судьбу, и в марте 2006 года было решено, что он будет затоплен воздушной атакой. Судно « Понг Су» было потоплено 23 марта 2006 года двумя GBU-10 Paveway II . бомбами с лазерным наведением [ 82 ]

Из-за того, что компоненты планера F-111 содержали асбест, остальные самолеты были закопаны. [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ] Шесть были сохранены для музейной экспозиции. [ 86 ]

Выход на пенсию

[ редактировать ]
F-111C (слева) с одним из первых двух F/A-18F RAAF. [ 87 ]

В 2007 году Австралия решила вывести из эксплуатации все свои F-111 RAAF. Сокращение парка F-111 RAAF началось с вывода из эксплуатации моделей F-111G, находящихся на вооружении 6-й эскадрильи, в конце 2007 года. [ нужна ссылка ] Соединенные Штаты вывели из эксплуатации F-111 (он «составлял девять процентов парка Тактической авиации , но съедал колоссальные 25 процентов бюджета на техническое обслуживание», - сказал пилот ВВС США Ричард Крэндалл) [ 78 ] поэтому Австралия была единственным оператором. К 2009 году оставшиеся 18 самолетов, как сообщается, требовали большего обслуживания, чем любой военный самолет в мире: в среднем 180 часов на каждый час полета по сравнению с 30 часами для F-22 Raptor . [ 88 ] В марте 2008 года, после проверки, новое лейбористское правительство подтвердило предыдущее решение правительства Ховарда о закупке 24 F / A-18F Super Hornets до поставки F-35 Lightning II ; [ 89 ] в 2010 году правительство подписало контракт о приобретении. [ 90 ] Окончательная переоборудование экипажей F-111 RAAF состоялась в 2009 году, квалификацию прошли четыре пилота и два офицера воздушного боя (ACO). RAAF списала свои последние F-111 3 декабря 2010 года, после последнего полета самолета 6-й эскадрильи над южным Квинслендом. [ 91 ]

В период с 21 по 24 ноября 2011 года 23 самолета F-111C и F-111G RAAF, которые не были выбраны для консервации, были похоронены на свалке Суонбанк за пределами Ипсвича, Квинсленд . RAAF рассматривала возможность сдачи этих самолетов на слом, но пришла к выводу, что дешевле будет их захоронить, поскольку в их планерах также содержится асбест. Остальные бывшие F-111 RAAF будут выставлены на обозрение. [ 92 ] [ 93 ]

Варианты

[ редактировать ]

F-111C был экспортной версией для Австралии, сочетающей в себе конструкцию F-111A с более длинными крыльями F-111B и усиленной ходовой частью FB-111A. [ 36 ]

Вид снизу бледно-серого самолета с полностью развернутыми крыльями, из-за чего он кажется треугольным.
Вид на днище RF-111C с четырьмя отверстиями для камер на разведывательном поддоне, 2008 г.

Четыре самолета F-111C были доработаны до разведывательной конфигурации RF-111C. Эти самолеты соответствовали требованиям RAAF к самолетам для восстановления возможностей фоторазведки. Хотя в первоначальном заказе на F-111 было указано, что 18 будут ударными вариантами и шесть разведывательными вариантами, позже RAAF согласились принять все 24 самолета в качестве ударных самолетов, а затем модернизировать шесть разведывательными поддонами. В 1971 году ВВС США отказались от планов использовать некоторые из своих F-111 в качестве самолетов-разведчиков, но продали конструкцию разведывательного поддона Австралии за 3 миллиона долларов. На этот раз RAAF решила уместить поддон на четыре, а не на шесть самолетов. [ 94 ] Разведывательный поддон содержит четыре камеры и блок инфракрасного линейного сканера и установлен в оружейном отсеке F-111. RF-111C сохранили свою ударную способность. [ 44 ] [ 95 ]

Первые F-111C, A8-126, выбранные для переоборудования в вариант RF-111C, были модифицированы на заводе General Dynamics в Форт-Уэрте, штат Техас, в период с октября 1978 года по 18 апреля 1979 года. После четырех месяцев испытательных полетов самолет вернулся в Австралию в В августе 1979 года он провел дальнейшие испытания в тропической погоде в Дарвине. Остальные три самолета были модифицированы авиабазой № 3 RAAF на базе RAAF в Эмберли в 1980 году с использованием комплектов, приобретенных у General Dynamics. [ 94 ] Вариант RF-111C оказался весьма успешным и считался одним из лучших самолетов тактической разведки в мире. [ 96 ] Три из четырех RF-111C оставались на вооружении RAAF до 2010 года. Другой самолет был списан в 2006 году после того, как получил повреждения в результате приземления на брюхо после того, как одно из его основных колес отделилось во время взлета; хотя самолет подлежал ремонту, это было сочтено нецелесообразным из-за предстоящего вывода из эксплуатации всего парка F-111. [ 97 ] У RAAF нет самолетов с возможностями разведки, наблюдения и разведки RF-111C , поскольку они были сняты с вооружения. [ 94 ]

Операторы

[ редактировать ]
Австралийский F-111 пролетает над мостом Харбор-Бридж в Сиднее, выполняя «свалку и сжигание» в ознаменование завершения летних Олимпийских игр 2000 года .
F-111C Королевских ВВС Австралии выполняет процедуру сброса и сжигания самолета - процедуру, при которой топливо намеренно воспламеняется с помощью форсажной камеры .
 Австралия

Самолет на выставке

[ редактировать ]

Австралия

[ редактировать ]
Ф-111С

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Ф-111С

Технические характеристики (F-111C)

[ редактировать ]
Орфографическая проекция схемы F-111.
An orthographically projected diagram of the F-111

Данные Уилсона и Питтауэя [ 110 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 человека (пилот и оператор системы вооружения)
  • Длина: 73 фута 6 дюймов (22,4 м)
  • Размах крыльев: 70 футов 0 дюймов (21,33 м)
  • Размах стреловидного крыла: 33 фута 11 дюймов (10,35 м) стреловидный
  • Высота: 17 футов 2 дюйма (5,22 м)
  • Площадь крыла: 657,4 кв. футов (61,07 м ). 2 ) площадь, 525 кв. футов (48,8 м 2 ) прокатился
  • Соотношение сторон : разброс 7,56; 1,95 стреловидный
  • Профиль крыла : корень: NACA 64-210.68 ; совет: NACA 64-209.80 [ 111 ]
  • Пустой вес: 47 179 фунтов (21 400 кг)
  • Полная масса: 89 397 фунтов (40 550 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 110 002 фунтов (49 896 кг)
  • Силовая установка: 2 двигателя Pratt & Whitney TF30-P-100 турбовентиляторных с форсажной камерой , тяга 17 900 фунтов силы (80 кН) каждый всухую, 25 100 фунтов силы (112 кН) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 1434 узлов (1650 миль в час, 2656 км/ч)
  • Максимальная скорость: 2,5 Маха.
  • Боевая дальность: 1160 миль (1330 миль, 2150 км)
  • Перегоночная дальность: 3700 миль (4300 миль, 6900 км)
  • Практический потолок: 66 000 футов (20 000 м)
  • Скорость набора высоты: 25 890 футов/мин (131,5 м/с).
  • Подъемная сила к лобовому сопротивлению: 15,8
  • Нагрузка на крыло: 126 фунтов/кв. футов (620 кг/м). 2 ) крылья расправлены
158 фунтов/кв. футов (771,4 кг/м) 2 ) крылья взметнулись

Вооружение

  • Орудия: 1 M61 Vulcan калибра 20 мм (0,787 дюйма) пушка Гатлинга с боезапасом 2050 патронов (устанавливается редко).
  • Узлы подвески: всего 9 (8 под крылом, 1 под фюзеляжем между двигателями) с грузоподъемностью 31 500 фунтов (14 288 кг), боеприпасы установлены снаружи на точках подвески и внутри в отсеке вооружения фюзеляжа.

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. Прозвище «Свинья» также может происходить от слова «муравьед» , происходящего как архаичный термин африкаанс , который переводится на английский как «Земляная свинья» . [ 4 ]
  2. ^ Австралийский доллар заменил австралийский фунт 14 февраля 1966 года с курсом конвертации 2 австралийских доллара = 1 австралийский фунт стерлингов.
  3. Цитата: «При подготовке дела Содружества к неизбежному иску в Высоком суде Тасмании Эванс заслужил популярный титул «Бигглс» за то, что организовал пролеты самолетов Королевских ВВС Австралии над плотиной для сбора судебных доказательств. " [ 74 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Уилсон 1989, с. 152.
  2. ^ "Когда свиньи летают!" Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine USAF Air Combat Command , 12 марта 2009 г. Дата обращения: 30 декабря 2010 г.
  3. ^ Клесиус, Майкл. «Когда свиньи могли летать». Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine . airspacemag.com , 31 января 2011 г. Дата обращения: 3 февраля 2011 г.
  4. ^ трубкозуб (2010). В онлайн-словаре Merriam-Webster из «Словарное определение: трубкозуб». Merriam-webster.com . Проверено: 2 февраля 2010 г.
  5. ^ Роблин, Себастьян (9 июля 2016 г.). «F-111 Aardvark: воин войны во Вьетнаме и Персидском заливе (и он почти убил Каддафи)» . Национальный интерес .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Уилсон 1989, с. 129.
  7. ^ Перейти обратно: а б Ганстон 1978, стр. 8–17.
  8. ^ Миллер 1982, стр. 11–15.
  9. ^ Ганстон 1978, стр. 18–20.
  10. ^ Иден 2004, с. 197.
  11. ^ Томасон 1998, стр. 16, 20.
  12. ^ Ганстон 1978, стр. 25–27.
  13. ^ Дональд, Дэвид, изд. «Дженерал Дайнемикс Ф-111». Полная энциклопедия мировой авиации . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books, 1997. ISBN   0-7607-0592-5 .
  14. ^ Фроули, Джеральд. «Дженерал Дайнемикс F-111 Муравьед». Международный справочник военных самолетов, 2002/2003 . Лондон: Аэрокосмические публикации, 2002. ISBN   1-875671-55-2 .
  15. ^ Миллер 1982, с. 65.
  16. ^ Логан 1998, с. 9.
  17. ^ Перейти обратно: а б Уилсон 1989, с. 146.
  18. ^ Вейсброд 1969, с. 7.
  19. ^ Лакс 2010, стр. 9–10, 13–14.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Вейсброд 1969, стр. 7–27.
  21. ^ Лакс 2010, с. 14.
  22. ^ Перейти обратно: а б Лакс 2010, с. 15.
  23. ^ Иден 2004, с. 200.
  24. ^ Лакс 2010, с. 25.
  25. ^ Лакс 2010, стр. 26–27.
  26. ^ Лакс 2010, с. 28.
  27. ^ Лакс 2010, стр. 17–18.
  28. ^ Стивенс, Королевские ВВС Австралии , стр. 283–286.
  29. ^ Лакс 2010, с. 30.
  30. ^ Лакс 2010, стр. 30–31.
  31. ^ Миллер 1982, с. 30.
  32. ^ Лакс 2010, стр. 18–19.
  33. ^ Уилсон 1989, стр. 146, 150.
  34. ^ Лакс 2010, с. 38.
  35. ^ Лакс 2010, стр. 43–45, 48–50, 82.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д Логан 1998, с. 261.
  37. ^ Лакс 2010, стр. 37, 59–60, 181.
  38. ^ Перейти обратно: а б Миллер 1982, с. 31.
  39. ^ Лакс 2010, с. 61.
  40. ^ Уилсон 1989, с. 150.
  41. ^ Лакс 2010, с. 51.
  42. ^ Лакс 2010, стр. 62–65.
  43. ^ Лакс 2010, стр. 65–66.
  44. ^ Перейти обратно: а б Логан 1998, стр. 261–262.
  45. ^ Перейти обратно: а б Логан 1998, с. 263.
  46. ^ Уилсон 1989, стр. 160, 162.
  47. ^ Питтауэй, Найджел. «Свиньи 21 века: F-111 на службе RAAF». Международный обзор авиации , Vol. 6, 2002, стр. 18–31.
  48. ^ «Модификации и поддержка F / RF-111C». Боинг Австралия . Проверено: 30 июня 2011 г.
  49. ^ «Дженерал Дайнемикс F-111D — F Муравьед». Архивировано 31 мая 2010 г. в Wayback Machine Национальном музее ВВС США .
  50. ^ Иден 2004, стр. 196–201.
  51. ^ Миллер 1982, стр. 80–81.
  52. ^ Логан 1998, с. 19.
  53. ^ Логан 1998, с. 14.
  54. ^ Логан 1998, стр. 20, 21, 28.
  55. ^ Ганстон 1983, стр. 30–31.
  56. ^ Логан 1998, с. 28.
  57. ^ Ганстон 1978, с. 62.
  58. ^ Уилсон 1989, стр. 154, 157.
  59. ^ Лакс 2010, стр. 99–100, 104.
  60. ^ Перейти обратно: а б Уилсон и Питтауэй 2010, с. 47.
  61. ^ Исторический раздел RAAF 1995, с. 150.
  62. ^ Перейти обратно: а б Уилсон и Питтауэй 2010, с. 48.
  63. ^ «Пожизненная поддержка F-111». Архивировано 26 февраля 2012 года в Wayback Machine Boeing Australia. Проверено: 11 июля 2010 г.
  64. ^ Джонстон, Пол Д. «Это было здорово, но теперь пришло время попрощаться со старым бомбардировщиком». The Australian, 23 октября 2001 г. Дата обращения: 5 июля 2011 г.
  65. ^ Стивенс 2006, с. 290.
  66. ^ Уилсон 1989, с. 160.
  67. ^ Лакс 2010, с. 233.
  68. ^ Хорнер 2011, стр. 381–384.
  69. ^ Хорнер 2011, стр. 314, 318.
  70. ^ Уилсон 2003, стр. 32–34.
  71. ^ Фаулер, Эндрю. «Расшифровка: «Полет вслепую».» Four Corners, Австралийская радиовещательная корпорация, 29 октября 2007 г. Дата обращения: 22 июня 2012 г.
  72. ^ Лейк, Джон. «Австралийский трубкозуб — General Dynamics F-111» . Эйр Интернэшнл , апрель 2000 г.
  73. ^ Угол, Маура. «Мы оглядываемся назад на один из самых определяющих периодов в истории Тасмании – спор о плотине Франклин» . Стейтлайн Тасмания , ABC, 27 июня 2003 г.
  74. ^ Галлиган, Брайан. «Нет Билля о правах Австралии» . Архивировано 1 октября 2009 г. в отделе Wayback Machine Сената, здание парламента, 1989 г., стр. 27.
  75. ^ «F-111 останавливается, не отрываясь от земли». Архивировано 11 сентября 2012 г. на archive.today . Культура безопасности , 11 апреля 2007 г. Дата обращения: 31 декабря 2010 г.
  76. ^ Логан 1998, стр. 206, 218.
  77. ^ Уилсон и Питтауэй, 2010, стр. 54–55.
  78. ^ Перейти обратно: а б Крэндалл, Ричард; Рогоуэй, Тайлер (27 июля 2016 г.). «Полет культового F-111 Aardvark с поворотным крылом в разгар холодной войны» . Драйв . Проверено 31 октября 2019 г.
  79. ^ «Десять лучших моментов свалки и сжигания F-111 «Свинья» всех времен!» . 10 июля 2014 г.
  80. ^ «Первые женщины-выпускники RAAF стали штурманами скоростного самолета F-111» . Air Force: Официальная газета Королевских ВВС Австралии . Том. 42, нет. 3. Канберра: Министерство обороны. Апрель 2000. с. 4. ISSN   1329-8909 – через Trove – Национальную библиотеку Австралии.
  81. ^ Лакс 2010, с. 213.
  82. ^ «Грузовщик с наркотиками встречает впечатляющий конец» . The Sydney Morning Herald , 23 марта 2006 г.
  83. ^ «Почему Австралия похоронила все свои старые тактические самолеты F-111 Aardvark» . 22 апреля 2022 г.
  84. ^ «Программа оценки ремонта клеевого соединения F-111 (FABRAP) — этап I испытаний, предварительные результаты» (PDF) . Министерство обороны Австралии. Август 2011.
  85. ^ «ПарлИнфо — Результаты поиска» .
  86. ^ «Недавно приобретенный истребитель Военного мемориала содержит асбест» . 13 июня 2019 г.
  87. ^ «Приемка Super Hornets A44-202 и A44-204». Defence.gov.au, 26 февраля 2010 г. Дата обращения: 16 июня 2011 г.
  88. ^ Макфедран, Ян (3 августа 2009 г.). «F-111 – белый слон РАФ в небе» . «Дейли телеграф» . Проверено 3 августа 2009 г.
  89. ^ «ALP будет придерживаться покупки Super Hornet». Национальный сайт theage.com.au. Проверено: 21 июля 2010 г.
  90. ^ «Подписан контракт на приобретение Super Hornet». Defense.gov.au. Дата обращения: 3 декабря 2010 г.
  91. ^ Бинскин, маршал авиации Марк. «Свиные сказки: официальные мероприятия по выводу F-111 на пенсию». Архивировано 12 октября 2012 г. в Wayback Machine Boeing. Дата обращения: 3 декабря 2010 г.
  92. ^ «Свалка поглотила 23 бывших F-111 RAAF». Ежемесячник ВВС, выпуск 287, февраль 2012 г., стр. 32.
  93. ^ Семменс, Бен. «Истребители F-111 базы RAAF Amberley оказываются на свалке Суонбанк недалеко от Ипсвича». Quest Ipswich, 24 ноября 2011 г. Дата обращения: 12 марта 2012 г.
  94. ^ Перейти обратно: а б с Центр развития авиации 2010, с. 1.
  95. ^ Уилсон и Питтауэй 2010, с. 33.
  96. ^ Уилсон и Питтауэй 2010, с. 52.
  97. ^ Уилсон и Питтауэй, 2010, стр. 52, 94–97.
  98. ^ "Отдел исследований и разработок самолетов (ARDU)". Музей РААФ. Проверено: 17 июня 2011 г.
  99. ^ "Дженерал Дайнемикс F-111C" ХАРС. Проверено: 27 февраля 2017 г.
  100. ^ "Photostream F-111". Архивировано 20 февраля 2017 года в Дарвинском музее авиации Wayback Machine . Проверено: 27 февраля 2017 г.
  101. ^ Перейти обратно: а б с д и Серии АПД "RAAF A8 General Dynamics F111C/G и RF111C" . Проверено: 27 февраля 2017 г.
  102. ^ [1] Центр авиационного наследия RAAF в Эмберли. Проверено: 2 октября 2017 г.
  103. ^ "GENERAL DYNAMICS F-111C A8-129 C/N FC-5" Музей авиации Квинсленда. Проверено: 27 февраля 2017 г.
  104. ^ «Эпизод 94 - WOA - Австралийский национальный музей авиации» Шоу «Крылья над Новой Зеландией». Проверено: 27 февраля 2017 г.
  105. ^ Перейти обратно: а б "F-111" Центр авиационного наследия RAAF в Эмберли. Проверено: 2 октября 2017 г.
  106. ^ "GENERAL DYNAMICS F-111 A8-134." Архивировано 4 сентября 2017 года в Южно-Австралийском музее авиации Wayback Machine . Проверено: 27 февраля 2017 г.
  107. ^ «Прибытие F-111» . Архивировано 6 ноября 2018 года в Wayback Machine EHMAHAA. Проверено: 27 февраля 2017 г.
  108. ^ "F-111C" Fighterworld. Проверено: 27 февраля 2017 г.
  109. ^ "General Dynamics F-111C Aardvark (Истребитель-бомбардировщик)" Тихоокеанский музей авиации Дата обращения: 27 февраля 2017 г.
  110. ^ Уилсон и Питтауэй 2010, с. 8.
  111. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аудиторский отчет № 27 2006–07: Управление эксплуатационной поддержкой воздушного боевого флота. Канберра: Национальное контрольно-ревизионное управление (ANAO), 2007. ISBN   0-642-80946-1 .
  • Аудиторский отчет № 40 1999–2000: Тактические действия истребителей». Канберра: Национальное контрольно-ревизионное управление Австралии (ANAO), 2000. ISBN   0-642-44266-5 .
  • Иден, Пол, изд. «Дженерал Дайнемикс F-111 Муравьед / EF-111 Ворон». Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги, 2004. ISBN   1-904687-84-9 .
  • Ганстон, Билл . Ф-111 . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1978. ISBN   0-684-15753-5 .
  • Ганстон, Билл. F-111, Современные боевые самолеты, Том. 3 . Нью-Йорк: Книги Саламандры, 1983. ISBN   0-668-05904-4 .
  • Хорнер, Дэвид. Австралия и «Новый мировой порядок»: от миротворчества к принуждению к миру, 1988–1991 (Серия: Официальная история австралийских миротворческих, гуманитарных операций и операций после холодной войны). Порт Мельбурн, Австралия: Издательство Кембриджского университета, 2011. ISBN   978-0-521-76587-9 .
  • Лакс, Марк. От противоречий к новейшим достижениям: история F-111 на вооружении Австралии . Канберра, Австралия: Центр развития авиации Министерства обороны (Австралия), 2010 г. ISBN   978-1-92080-054-3 .
  • Логан, Дон. General Dynamics F-111 Муравьед . Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера, 1998. ISBN   0-7643-0587-5 .
  • «Пилотируемый ISR: RF-111C». Центр развития авиации, Министерство обороны Австралии, 2010 г. Дата обращения: 20 марта 2010 г.
  • Миллер, Джей. General Dynamics F-111 «Арардварк» . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, 1982. ISBN   0-8168-0606-3 .
  • Нойбек, Кен. Прогулка F-111 Aardvark . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 2009. ISBN   978-0-89747-581-5 .
  • Стивенс, Алан. Королевские ВВС Австралии: история. Мельбурн: Издательство Оксфордского университета, 2006. ISBN   0-19-555541-4 .
  • Томасон, Томми. Grumman Navy F-111B Swing Wing (Истребители ВМФ № 41). Сими-Вэлли, Калифорния: Стив Гинтер, 1998. ISBN   0-942612-41-8 .
  • Торнборо, Энтони М. Муравьед F-111 . Лондон: Оружие и доспехи, 1989. ISBN   0-85368-935-0 .
  • Подразделения Королевских ВВС Австралии: Краткая история, Том 3: Бомбардировочные подразделения. Канберра: Исторический отдел RAAF, Издательская служба правительства Австралии, 1995. ISBN   0-644-42795-7 .
  • Вейсброд, Ханно. «Решение Австралии купить F-111». The Australian Quarterly (Австралийский институт политики и науки), Vol. 41, № 2, июнь 1969 г., стр. 7–27.
  • Уилсон, Дэвид. Начальник Танагера: операции RAAF в Восточном Тиморе. Мэриборо, Квинсленд, Австралия: Banner Books, 2003. ISBN   1-875593-26-8 .
  • Уилсон, Стюарт. Линкольн, Канберра и F-111 на вооружении Австралии. Уэстон-Крик, Австралия: Aerospace Publications, 1989. ISBN   0-9587978-3-8 .
  • Уилсон, Стюарт и Найджел Питтауэй. «F-111 на службе RAAF в 1973–2010 гг. История одного из лучших ударных самолетов в истории авиации». Специальное издание Aero Australia (Chevron Publishing Group) , 2010 г.
  • Винчестер, Джим, изд. «Дженерал Дайнемикс ФБ-111А». «Грумман / General Dynamics EF-111A Raven». Военные самолеты холодной войны (Факты об авиации). Лондон: Grange Books plc, 2006. ISBN   1-84013-929-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3dd1cf8ef756a5554e0c4eced954f85d__1706794200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/5d/3dd1cf8ef756a5554e0c4eced954f85d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
General Dynamics F-111C - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)