Благочестие орденов Голландии и Вестфриса
Ordinum Hollandiae ac Westfrisiae pietas ( Благочестие штатов Голландии и Вестфрисленда ) — книга церковном устройстве о Гуго Гроция 1613 года . Это была первая публикация Гроция, выдающегося юриста и протестанта , посвященная кальвинистско-арминианским дебатам и их разветвлениям, которые были основным фактором в политике Нидерландов в 1610-х годах. Ordinum pietas , как его кратко называют, дал комментарий к пяти статьям протеста 1610 года, которые были наследием богословских взглядов Якоба Арминия , умершего в 1609 году. [1]
Фон
[ редактировать ]Выступая за ослабление ортодоксального кальвинизма или, с другой точки зрения, против ужесточения реформатской теологии в духе, предложенном его коллегой и оппонентом Франциском Гомаром , Арминий обратился к светским властям. В качестве тактического шага этот призыв принес преимущества; но в последующие годы ремонстрантам, как стали называть последователей арминианства , пришлось столкнуться с сильным сопротивлением как своим взглядам, так и своему подходу к разрешению спора внутри Голландской реформатской церкви , который был богословским путем обращения к гражданским властям.
Гроций занимал видную юридическую должность, будучи генеральным адвокатом штатов Голландия и Зеландия. В период со времени Гаагской конференции 1611 года между ремонстрантами и их противниками контрремонстрантами взгляды Гроция не получили широкой известности. Именно с публикацией Ordinum Pietas он отошел от забора и стал отождествлять себя с протестантским делом. [2] Последствия на личном уровне для автора были серьезными: шесть лет спустя он был приговорен к смертной казни, после того как религиозный конфликт стал вопросом высокой политики.
Состав работы
[ редактировать ]Весной 1613 года Гроций посетил Англию на два месяца, увлеченный юридическими вопросами, связанными с голландской и британской торговлей в Ост-Индии . Он вращался в высших кругах, встречаясь как с Яковом I Английским , так и с Джорджем Эбботом, архиепископом Кентерберийским . [3] После своего возвращения он начал сочинение Ordinum Pietas , используя кальвинистские богословские чтения, которым он уделял время после конференции. Особенно полезными для дискуссии и актуальными для цитирования были Джон Кальвин , Пьер Дю Мулен , Дэвид Пареус , Уильям Перкинс , Йоханнес Пискатор и Уильям Уитакер . [2]
При написании этой книги Гроций сознательно занимал определенную позицию в деле Конрада Ворстиуса . Это произошло потому, что он нацелился на работу Сибранда Любберта 1611 года « Комментарии к нонагинта новым ошибкам Конради Ворстии» 1611 года, года, когда Ворстиус, арминианин, был изгнан из Лейденского университета . В частности, оно было направлено против преданности Любберта Джорджу Эбботу, в которой Штаты Голландии подвергались критике за снисходительное обращение с ремонстрантами и их нежелание созвать синод . [4] В ответ на полемику он употреблял также грубый, даже оскорбительный полемический тон оппонентов; Позже Гроций почувствовал, что ему следовало проявить больше сдержанности в книге. [5]
Просмотры
[ редактировать ]Гроций отстаивал традицию Эразма искать согласие, отмечая признак эйренизма ; он также презирал идею синода для решения богословских вопросов, часто встречавшуюся в то время, а в случае принятия решения. [6] Эти идеи он развил, цитируя отцов церкви ; если не по имени, то Гроций использует консенсусный patrum . в качестве критерия [7]
Он привел пример Фирмилиана третьего века , святого, который занял мягкую позицию по отношению к Павлу Самосатскому , позже признанному еретиком ( монархианство ). Гроций предложил подход, основанный на скромности (умеренности) и религиозной терпимости, не ограничивающейся выражением своих мнений в частном порядке (ограничение, которое упоминалось в дебатах из Кодекса Феодосия ), учитывая существующую терпимость в Нидерландах. Он хотел перенести дискуссию с четкого определения проблем на территорию процедур и сосуществования ортодоксальности с другими убеждениями. [7]
Во второй части работы он рассуждает, начиная с ранней протестантской Реформации . Эразм, который действительно был голландцем, хотя и католиком, не соглашался с Мартином Лютером по вопросу предопределения , самого спорного вопроса в дебатах. Важную роль сыграла и точка зрения контрремонстрантов. Кальвин и Филипп Меланхтон не пришли к полному согласию в формулировке протестантских исповеданий; но ортодоксальность, таким образом, могла допустить сосуществование взглядов на предопределение. [8]
В третьей части Гроций приводил доводы в пользу того, что стало называться эрастианством , давая государству власть над церковными делами. Ведущий богослов-ремонстрант Иоганнес Втенбогерт уже сделал это в своем «Трактате» 1610 года. [9] Гроций поэтому приводит аргументы, например, что «человеческое правоведение» и «божественное правоведение» не могут быть разделены без потерь. В недавней истории фламандской церкви был близок пример, подтверждающий беспорядок, присущий отдельным юрисдикциям. [10]
Прием
[ редактировать ]было множество враждебных откликов На Ordinum Pietas , первым из которых был Ad Scripti...Hugonis Grotii (1614) Иоганна Богермана . Со стороны протестантов на него ответили Каспар Барлеус , Иоганн Арнольди Корвин и Герард Воссиус . [11] Лубертус также ответил в 1614 году своим тщательно продуманным ответом на благочестие Хью Гроция от команды, в которую входили также Петр Планциус , Фест Хоммиус и Мэтью Слэйд . [12] Антониус Валеус , дружелюбный кальвинист, предупредил Гроция, что его трактовка предопределения не будет принята ортодоксальными кальвинистами; и так оно и оказалось, несмотря на ссылку на Иоганна Анастасия Велуана , указывающую на голландскую традицию умеренности по этой теме. [13]
Жак-Огюст де Ту получил бесплатный экземпляр; но его реакция заключалась в том, чтобы предупредить Гроция об опасности политического участия. [14]
Переводы с оригинальной латыни были на голландский (Wtenbogaert). [15] и на французский язык Самуэля Нерануса . [16]
Была опубликована перепечатка (также датированная 1613 годом), которая смягчила часть критики в адрес Любберта, но Гроцию было уже слишком поздно восстановить свою репутацию потенциального объединителя голландской церкви. [17]
Связанные работы
[ редактировать ]В последующие годы Гроций много писал на смежные темы: эти произведения делятся на три разных класса:
- Пишет в официальном качестве, как служащий Штатов;
- Публикации по собственной инициативе; и
- Рукописи, которые в то время не были опубликованы.
В третью категорию попадает « Мелетий» , начатый в 1611 г. [2] и De imperio summarum potestatum circa Sacra , который был опубликован только посмертно, в 1647 году. [18] De imperio был завершен около 1614 года, а затем Гроций работал над работой против социнианства , чтобы прояснить свое несогласие с унитарными взглядами. Он отправил его в Walaeus, резонатор, настроенный все более скептически, и опубликовал его в 1617 году под названием Defensio fidei Catholicae de удовлетворенности Christi adversus Faustus Socinum . [19]
Ссылки
[ редактировать ]- Хьюго Гроций (2001), О правлении высших властей в отношении священного ; Гугл Книги
- Эдвин Рэбби (1995), Благочестие орденов Голландии и Вестфриса (1613) ; Гугл Книги
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рабби, с. 8; Гугл Книги .
- ^ Jump up to: а б с Гийом Анри Мари Постумус Мейес, Мелетий, sive, De iis quae inter Christianos epistola (1988), стр. 13–4; Гугл Книги
- ^ У. Б. Паттерсон, Король Джеймс VI и я и воссоединение христианского мира (2000), стр. 144–5.
- ^ Рабби, с. 37; Гугл Книги .
- ^ Гроций, с. 5; Гугл Книги .
- ^ Гийом Анри Мари Постумус Мейес, Хенк Дж. М. Неллен, Эдвин Рэбби, Хьюго Гротиус, теолог: эссе в честь GHM Постумуса Мейеса (1994), стр. 84; Гугл Книги .
- ^ Jump up to: а б Ханс В. Блом, Собственность, пиратство и наказание: Хьюго Гроций о войне и добыче в De iure praedae: концепции и контексты (2009), стр. 130–2; Гугл Книги .
- ^ Мартин Мулсоу, Ян Ролс, Социнианство и арминианство: антитринитаристы, кальвинисты и культурный обмен в Европе семнадцатого века (2005), с. 116; Гугл Книги .
- ^ Гроций, с. 13; Гугл Книги .
- ^ Кристоф А. Штумпф, Гротианская теология международного права: Гуго Гроций и моральные основы международных отношений , стр. 131–2; Гугл Книги .
- ^ Гроций, с. 128; Гугл Книги .
- ^ Виллем Нидженхейс, Мэтью Слэйд, 1569-1628: письма английскому послу (1986), стр. 16; Гугл Книги .
- ^ Рабби, с. 10; Гугл Книги .
- ^ Рода Шнур, Энн Мосс (редакторы), Acta Conventus Neo-Latini Hafniensis: материалы Восьмого Международного конгресса неолатинских исследований: Копенгаген, 12 по 17 августа 1991 г. (1994), стр. 237; archive.org .
- ^ Вип ван Бунге , От Стевина до Спинозы: очерк философии в Голландской республике семнадцатого века (2001), с. 23; Гугл Книги .
- ^ Рабби, с. 44; Гугл Книги .
- ^ Раввин дбнл [1] .
- ^ Гроций, с. 1; Гугл Книги .
- ^ Ричард Так , Философия и правительство 1572–1651 (1993), стр. 190.