Jump to content

Парламент

(Перенаправлено из Шести совершенств )

Парамита ( санскрит , пали : पारमिता) или парами (пали: पारमी) — буддийский термин, часто переводимый как «совершенство». В буддийских комментариях оно описывается как благородное качество характера, обычно свойственное просветленным существам. Парами и парамита — оба термина на пали, но в палийской литературе больше упоминается парами , в то время как в текстах Махаяны обычно используется санскритская парамита. [1] [2]

Этимология

[ редактировать ]

Дональд С. Лопес-младший описывает этимологию этого термина:

Термин парамита , обычно переводимый как «совершенство», имеет две этимологии. Первое происходит от слова парама , что означает «высший», «самый дальний», и, следовательно, «главный», «первичный», «самый превосходный». Следовательно, существительное можно перевести как «совершенство» или «совершенство». Такое прочтение подтверждается Мадхьянтавибхагой ( V.4), где двенадцать совершенств ( парама ) связаны с десятью совершенствами ( парамита ).Более творческая, но широко известная этимология делит парамиту на пара и мита , где пара означает «за пределами», «дальний берег, берег или граница», а мита означает «то, что прибыло», или ита означает «то, что идет». . Тогда Парамита означает «то, что вышло за пределы», «то, что выходит за пределы» или «трансцендентное». Это прочтение отражено в тибетском переводе pha rol tu phyin pa («перешел на другую сторону»). [3]

Тхеравада Буддизм

[ редактировать ]

Учения Тхеравады о парами можно найти в поздних канонических книгах и постканонических комментариях . Комментатор Тхеравады Дхаммапала описывает их как благородные качества, обычно присущие бодхисаттвам . [4] Американский учёный-монах Таниссаро Бхиккху описывает их как совершенства (парами) характера, необходимые для достижения просветления в качестве одного из трёх просветлённых существ: самма-самбудды , пачека-будды или араханта . [5]

Канонические источники

[ редактировать ]
Бодхисаттва , приносящий пользу живым существам. Рукопись на пальмовом листе . Наланда , Бихар , Индия

В Палийском каноне Буддхавамса даса из Кхуддака-никаи перечисляет десять совершенств ( парамиё ) как: [6]

  1. Датское pāramis : щедрость, отдача себя.
  2. Сила парами : добродетель, мораль, правильное поведение.
  3. Неккхамма парами : отречение
  4. Паннья парами : мудрость, проницательность.
  5. Вирия в парами : энергия, усердие, энергичность, усилие.
  6. Кханти парами : терпение, терпимость, терпимость, принятие, выносливость.
  7. Сакка парамими : правдивость, честность.
  8. Адхиттхана парами : решительность, решительность.
  9. Метта парами : доброжелательность, дружелюбие, любящая доброта.
  10. Ключевые слова спокойствие. : невозмутимость,

Две из этих добродетелей метта и упекха — также являются брахмавихарами , а две — вирья и упекха — являются факторами пробуждения .

Историчность

[ редактировать ]

Учения Тхеравады о парами можно найти в канонических книгах ( сказках Джатаки , Ападане , Буддхавамсе , Чарияпитаке ) и постканонических комментариях, написанных в дополнение к Палийскому канону, которые, следовательно, не могут быть оригинальной частью учения Тхеравады. [7] В самых старых частях Сутта-Питаки (например, Маджхима-никая , Дигха-никая , Самьютта-никая и Ангуттара-никая ) парами не упоминаются как категория (хотя все они упоминаются индивидуально). [8]

Некоторые ученые называют парами полумахаянским учением, добавленным к Священным Писаниям в более позднее время с целью апеллировать к интересам и потребностям мирского сообщества и популяризировать их религию. [9] Однако эти взгляды основаны на ранней научной предпосылке Махаяны, возникшей из религиозной преданности и обращенной к мирянам. Совсем недавно ученые начали открывать раннюю литературу Махаяны, которая очень аскетична и излагает идеал жизни монаха в лесу. [10] Следовательно, практика парамит в буддизме Махаяны, возможно, была близка к идеалам аскетической традиции шрамана .

Традиционная практика

[ редактировать ]

Бхиккху Бодхи утверждает, что в самых ранних буддийских текстах (которые он определяет как первые четыре никаи ) те, кто стремится к прекращению страданий ( ниббане ), следовали благородному восьмеричному пути . Со временем предыстория появилась многожизненного Будды развития ; в результате десять совершенств были определены как часть пути бодхисаттвы ( пали: бодхисатта ). В последующие столетия парами считались важными для стремящихся как к состоянию будды, так и к архатству . Бхиккху Бодхи резюмирует:

В устоявшейся традиции Тхеравады парами рассматриваются не как дисциплина, присущая только кандидатам в состояние будды, а как практики, которые должны выполнять все стремящиеся к просветлению и освобождению, будь то будды , пачекабудды или ученики . Что отличает верховного бодхисаттву от стремящихся в двух других колесницах, так это степень, до которой необходимо развивать парами, и продолжительность их стремления. Но сами качества являются универсальными необходимыми условиями для освобождения, которые все должны реализовать, по крайней мере, в минимальной степени, чтобы заслужить плоды пути освобождения. [11]

Сарвастивада

[ редактировать ]

Махавибхаша бодхисаттвы , , Главный комментарий школы Сарвастивада Вайбхашика, учит пути основанному на системе четырех парамит: [12]

  • щедрость ( датский ),
  • дисциплина ( шила ),
  • энергия ( вирья ),
  • мудрость ( праджня ),

Махавибхаша Дхьяну также упоминает систему шести парамит, утверждая, что терпение ( Кшанти ) классифицируется как своего рода дисциплина и что медитацию ( ) следует рассматривать как форму мудрости ( праджня ). [13]

Махаяна Буддизм

[ редактировать ]

Ученый-религиовед Дейл С. Райт утверждает, что Махаяны в текстах парамиты называются «базами обучения» для тех, кто хочет достичь просветления. [14] Райт описывает буддийские парамиты как набор идеалов характера, которые направляют самосовершенствование и создают конкретный образ буддийского идеала. [14]

Праджняпарамиты Сутры и большое количество других текстов Махаяны перечисляют шесть совершенств: [15] [16]

  1. Дана парамита (दन पररमितर): щедрость, отдача себя (на китайском, корейском и японском языках щедрость парамита; на тибетском སྦྱིན་པ sbyin-pa )
  2. Шила парамита поведение. дисциплина, правильное : добродетель, мораль ,
  3. Кшанти парамита (кшанти парамита): терпение, терпимость, терпимость, принятие, выносливость (английский: бзод-па )
  4. Вирья парамита (वीर्य परमितर): энергия, трудолюбие, энергичность, усилия (བརྩོན་འགྲུས brtson-'grus )
  5. Дхьяна парамита (ध्यरन पररमितर): однонаправленная концентрация, созерцание (བསམ་གཏན bsam-gtan ).
  6. Праджня парамита (प्रज्ञरपररमितर): мудрость, проницательность (ཤེས་རབ shes-rab )

Этот список также упоминается комментатором Тхеравады Дхаммапалой , который описывает его как категоризацию тех же десяти совершенств буддизма Тхеравады. Согласно Дхаммапале, Сакча классифицируется как Шила и Праджня , Метта и Упеккха классифицируются как Дхьяна , а Адхиттхана подпадает под все шесть. [16] Бхиккху Бодхи утверждает, что корреляция между этими двумя наборами показывает, что до разделения школ Тхеравады и Махаяны существовало общее ядро. [17]

В « Сутре десяти стадий» перечислены еще четыре парамиты:

7. Упайя парамита (उपरय पररमितर): умелые средства (удобная парамита).
8. Пранидхана парамита (प्ररणिधरन परमितर): обет, решимость, стремление, решимость (парамита).
9. Бала парамита (बल परमित): духовная сила.
10. Джняна парамита : знание.

Махаратнакута Сутра ( महारत्नकूट सूत्र , Сутра кучи драгоценностей ) также включает эти дополнительные четыре парамиты с перепутанным порядком номеров 8 и 9.

Тибетский буддизм

[ редактировать ]

С точки зрения тибетского буддизма , практикующие Махаяну имеют выбор между двумя путями практики: путем совершенствования (санскрит: парамитаяна ) или путем тантры (санскрит: тантраяна ), который является Ваджраяной .

Тралег Кьябгон Ринпоче переводит слово «парамита» на английский язык как «трансцендентное действие», а затем формулирует и уточняет его:

Когда мы говорим, что парамита означает «трансцендентное действие», мы имеем в виду это в том смысле, что действия или позиция выполняются неэгоцентричным образом. «Трансцендентальное» относится не к какой-то внешней реальности, а, скорее, к тому, как мы ведем свою жизнь и воспринимаем мир – эгоцентрично или неэгоцентрично. Шесть парамит связаны с попытками выйти из эгоцентрического мышления. [18]

Говорят, что чистое иллюзорное тело наделено шестью совершенствами (санскрит: шатпарамита ). [19] [20] [ нужны дальнейшие объяснения ]

Первые четыре совершенства включают в себя умелую практику средств, а последние два относятся к практике мудрости. Вместе они охватывают все необходимые методы и навыки, чтобы рассеять заблуждения и удовлетворить потребности других, а также подняться от состояния удовлетворенности к еще большему счастью. [21]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ www.wisdomlib.org (01.06.2008). «Парамита, Парамита, Парамита: 12 определений» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 28 января 2020 г. Проверено 28 января 2020 г.
  2. ^ «Трактат о Парами: из комментария к Чарьяпитаке» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 г. Проверено 27 января 2020 г.
  3. ^ Лопес 1988 , с. 21.
  4. ^ Дхаммапала, Ачария. (1996). Трактат о Парами: из комментария к Чарьяпитаке (PDF) . Бодхи, монах. Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. п. 1. ISBN  955-24-0146-1 . OCLC   40888949 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 июня 2017 г. Проверено 26 января 2020 г.
  5. ^ «Десять совершенств: Учебное пособие» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 02 мая 2019 г. Проверено 27 января 2020 г.
  6. ^ Дхаммапала, Ачария. (1996). Трактат о Парами: из комментария к Чарьяпитаке (PDF) . Перевод Бодхи, Бхиккху. Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. стр. 2–5. ISBN  955-24-0146-1 . OCLC   40888949 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 июня 2017 г. Проверено 26 января 2020 г.
  7. ^ «[Прозаические части Джатак ] изначально не были частью писаний [Тхеравадинов]»: Налинакша Датт (1978) Буддийские секты в Индии . Издательство Motilal Banarsidass (Дели), 2-е издание: 224.
    • Что касается карияпитаки , Хорнер (2000), карияпитака раздел , стр. vi пишет, что это «считается постасоканским ».
  8. ^ «Ранняя литература [тхеравадинов] не упоминала парамиты». Налинакша Датт (1978) Буддийские секты в Индии . Издательство Motilal Banarsidass (Дели), 2-е издание: 228.
  9. ^ «Включение парами тхеравадинами в Джатаки показывает, что они не были застрахованы от влияния Махаяны. Это произошло, конечно, гораздо позже [.]» Налинакша Датт (1978) Буддийские секты в Индии . Издательство Motilal Banarsidass (Дели), 2-е издание: 219.
    • «Очевидно, что хинаянисты, либо для популяризации своей религии, либо для большего интереса к ней мирян, включили в свои доктрины концепцию Бодхисаттвы и практику парамит. На это повлияло создание новой литературы: Джатак и Авадан. ." Налинакша Датт (1978) Буддийские секты в Индии . Издательство Motilal Banarsidass (Дели), 2-е издание: 251. Термин «Полумахаяна» встречается здесь в качестве подзаголовка.
  10. ^ «Поскольку ученые отошли от этого ограниченного корпуса и начали исследовать более широкий спектр сутр Махаяны, они наткнулись и начали открывать литературу, которая часто бывает резко аскетичной и активно занимается переосмыслением леса. идеал, индивидуалистический, антисоциальный, аскетический идеал, заключенный в явно возрожденном образе «блуждания в одиночестве, как носорог». Энциклопедия буддизма Макмиллана (2004): стр. 494.
  11. ^ Бодхи (2005). Архивировано 25 августа 2007 г. в Wayback Machine (исходное использование в документе конвенции Велтуиса было преобразовано в палийские диакритические знаки).
  12. ^ Баруа, Бибхути. Буддийские секты и сектантство . 2008. с. 456
  13. ^ Син, Гуан (2005). Концепция Будды: ее эволюция от раннего буддизма до теории трикаи . Лондон: RoutledgeCurzon. п. 48. ИСБН  0-203-41310-5 . OCLC   57298090 .
  14. ^ Jump up to: а б Райт, Дейл Стюарт (2009). Шесть совершенств: буддизм и развитие характера . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–4. ISBN  978-0-19-538201-3 . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 27 января 2020 г.
  15. ^ Райт, Дейл Стюарт (2009). Шесть совершенств: буддизм и развитие характера . Издательство Оксфордского университета. стр. содержание. ISBN  978-0-19-538201-3 . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 27 января 2020 г.
  16. ^ Jump up to: а б Бодхи, Бхиккху (1 декабря 2007 г.). Беседы о всеобъемлющей сети воззрений: Брахмаджала-сутта и ее комментарии . Буддийское издательское общество. п. 300. ИСБН  978-955-24-0052-0 . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 27 января 2020 г.
  17. ^ Бодхи, Бхиккху (1 декабря 2007 г.). Беседы о всеобъемлющей сети воззрений: Брахмаджала-сутта и ее комментарии . Буддийское издательское общество. п. 44. ИСБН  978-955-24-0052-0 . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 27 января 2020 г.
  18. ^ Рэй, Реджинальд А. (ред.) (2004). В присутствии мастеров: мудрость 30 современных учителей тибетского буддизма . Бостон, Массачусетс, США: Шамбала. ISBN   1-57062-849-1 (пбк.), с. 140.
  19. ^ Киоун, Дэмиен, изд. (2003). Словарь буддизма . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 270 . ISBN  0-19-860560-9 .
  20. ^ Падмасамбхава (30 января 2007 г.). Коулман, Грэм; Джинпа, Туптен (ред.). Тибетская книга мертвых Перевод Дордже, Гьюрме. Книги о пингвинах. п. 459 . ISBN  978-1-101-46228-7 . Архивировано из оригинала 02 марта 2020 г.
  21. ^ Вангчен, геше Намгьял (8 сентября 2009 г.). Шаг за шагом: основные буддийские медитации (пересмотренная ред.). Публикации мудрости. п. 137. ИСБН  978-0861716005 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2022 года . Проверено 19 ноября 2020 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3fa697a6771c7f22fc7c787c9433afcb__1720820100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/cb/3fa697a6771c7f22fc7c787c9433afcb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pāramitā - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)