Парламент
Часть серии о |
Парламент |
---|
Часть серии о |
буддизм |
---|
Парамита ( санскрит , пали : पारमिता) или парами (пали: पारमी) — буддийский термин, часто переводимый как «совершенство». В буддийских комментариях оно описывается как благородное качество характера, обычно свойственное просветленным существам. Парами и парамита — оба термина на пали, но в палийской литературе больше упоминается парами , в то время как в текстах Махаяны обычно используется санскритская парамита. [1] [2]
Этимология
[ редактировать ]Дональд С. Лопес-младший описывает этимологию этого термина:
Термин парамита , обычно переводимый как «совершенство», имеет две этимологии. Первое происходит от слова парама , что означает «высший», «самый дальний», и, следовательно, «главный», «первичный», «самый превосходный». Следовательно, существительное можно перевести как «совершенство» или «совершенство». Такое прочтение подтверждается Мадхьянтавибхагой ( V.4), где двенадцать совершенств ( парама ) связаны с десятью совершенствами ( парамита ).Более творческая, но широко известная этимология делит парамиту на пара и мита , где пара означает «за пределами», «дальний берег, берег или граница», а мита означает «то, что прибыло», или ита означает «то, что идет». . Тогда Парамита означает «то, что вышло за пределы», «то, что выходит за пределы» или «трансцендентное». Это прочтение отражено в тибетском переводе pha rol tu phyin pa («перешел на другую сторону»). [3]
Тхеравада Буддизм
[ редактировать ]Учения Тхеравады о парами можно найти в поздних канонических книгах и постканонических комментариях . Комментатор Тхеравады Дхаммапала описывает их как благородные качества, обычно присущие бодхисаттвам . [4] Американский учёный-монах Таниссаро Бхиккху описывает их как совершенства (парами) характера, необходимые для достижения просветления в качестве одного из трёх просветлённых существ: самма-самбудды , пачека-будды или араханта . [5]
Канонические источники
[ редактировать ]В Палийском каноне Буддхавамса даса из Кхуддака-никаи перечисляет десять совершенств ( парамиё ) как: [6]
- Датское pāramis : щедрость, отдача себя.
- Сила парами : добродетель, мораль, правильное поведение.
- Неккхамма парами : отречение
- Паннья парами : мудрость, проницательность.
- Вирия в парами : энергия, усердие, энергичность, усилие.
- Кханти парами : терпение, терпимость, терпимость, принятие, выносливость.
- Сакка парамими : правдивость, честность.
- Адхиттхана парами : решительность, решительность.
- Метта парами : доброжелательность, дружелюбие, любящая доброта.
- Ключевые слова спокойствие. : невозмутимость,
Две из этих добродетелей — метта и упекха — также являются брахмавихарами , а две — вирья и упекха — являются факторами пробуждения .
Историчность
[ редактировать ]Учения Тхеравады о парами можно найти в канонических книгах ( сказках Джатаки , Ападане , Буддхавамсе , Чарияпитаке ) и постканонических комментариях, написанных в дополнение к Палийскому канону, которые, следовательно, не могут быть оригинальной частью учения Тхеравады. [7] В самых старых частях Сутта-Питаки (например, Маджхима-никая , Дигха-никая , Самьютта-никая и Ангуттара-никая ) парами не упоминаются как категория (хотя все они упоминаются индивидуально). [8]
Некоторые ученые называют парами полумахаянским учением, добавленным к Священным Писаниям в более позднее время с целью апеллировать к интересам и потребностям мирского сообщества и популяризировать их религию. [9] Однако эти взгляды основаны на ранней научной предпосылке Махаяны, возникшей из религиозной преданности и обращенной к мирянам. Совсем недавно ученые начали открывать раннюю литературу Махаяны, которая очень аскетична и излагает идеал жизни монаха в лесу. [10] Следовательно, практика парамит в буддизме Махаяны, возможно, была близка к идеалам аскетической традиции шрамана .
Традиционная практика
[ редактировать ]Бхиккху Бодхи утверждает, что в самых ранних буддийских текстах (которые он определяет как первые четыре никаи ) те, кто стремится к прекращению страданий ( ниббане ), следовали благородному восьмеричному пути . Со временем предыстория появилась многожизненного Будды развития ; в результате десять совершенств были определены как часть пути бодхисаттвы ( пали: бодхисатта ). В последующие столетия парами считались важными для стремящихся как к состоянию будды, так и к архатству . Бхиккху Бодхи резюмирует:
В устоявшейся традиции Тхеравады парами рассматриваются не как дисциплина, присущая только кандидатам в состояние будды, а как практики, которые должны выполнять все стремящиеся к просветлению и освобождению, будь то будды , пачекабудды или ученики . Что отличает верховного бодхисаттву от стремящихся в двух других колесницах, так это степень, до которой необходимо развивать парами, и продолжительность их стремления. Но сами качества являются универсальными необходимыми условиями для освобождения, которые все должны реализовать, по крайней мере, в минимальной степени, чтобы заслужить плоды пути освобождения. [11]
Сарвастивада
[ редактировать ]Махавибхаша бодхисаттвы , , Главный комментарий школы Сарвастивада Вайбхашика, учит пути основанному на системе четырех парамит: [12]
Махавибхаша Дхьяну также упоминает систему шести парамит, утверждая, что терпение ( Кшанти ) классифицируется как своего рода дисциплина и что медитацию ( ) следует рассматривать как форму мудрости ( праджня ). [13]
Махаяна Буддизм
[ редактировать ]Ученый-религиовед Дейл С. Райт утверждает, что Махаяны в текстах парамиты называются «базами обучения» для тех, кто хочет достичь просветления. [14] Райт описывает буддийские парамиты как набор идеалов характера, которые направляют самосовершенствование и создают конкретный образ буддийского идеала. [14]
Праджняпарамиты Сутры и большое количество других текстов Махаяны перечисляют шесть совершенств: [15] [16]
- Дана парамита (दन पररमितर): щедрость, отдача себя (на китайском, корейском и японском языках щедрость парамита; на тибетском སྦྱིན་པ sbyin-pa )
- Шила парамита поведение. дисциплина, правильное : добродетель, мораль ,
- Кшанти парамита (кшанти парамита): терпение, терпимость, терпимость, принятие, выносливость (английский: бзод-па )
- Вирья парамита (वीर्य परमितर): энергия, трудолюбие, энергичность, усилия (བརྩོན་འགྲུས brtson-'grus )
- Дхьяна парамита (ध्यरन पररमितर): однонаправленная концентрация, созерцание (བསམ་གཏན bsam-gtan ).
- Праджня парамита (प्रज्ञरपररमितर): мудрость, проницательность (ཤེས་རབ shes-rab )
Этот список также упоминается комментатором Тхеравады Дхаммапалой , который описывает его как категоризацию тех же десяти совершенств буддизма Тхеравады. Согласно Дхаммапале, Сакча классифицируется как Шила и Праджня , Метта и Упеккха классифицируются как Дхьяна , а Адхиттхана подпадает под все шесть. [16] Бхиккху Бодхи утверждает, что корреляция между этими двумя наборами показывает, что до разделения школ Тхеравады и Махаяны существовало общее ядро. [17]
В « Сутре десяти стадий» перечислены еще четыре парамиты:
- 7. Упайя парамита (उपरय पररमितर): умелые средства (удобная парамита).
- 8. Пранидхана парамита (प्ररणिधरन परमितर): обет, решимость, стремление, решимость (парамита).
- 9. Бала парамита (बल परमित): духовная сила.
- 10. Джняна парамита : знание.
Махаратнакута Сутра ( महारत्नकूट सूत्र , Сутра кучи драгоценностей ) также включает эти дополнительные четыре парамиты с перепутанным порядком номеров 8 и 9.
Тибетский буддизм
[ редактировать ]С точки зрения тибетского буддизма , практикующие Махаяну имеют выбор между двумя путями практики: путем совершенствования (санскрит: парамитаяна ) или путем тантры (санскрит: тантраяна ), который является Ваджраяной .
Тралег Кьябгон Ринпоче переводит слово «парамита» на английский язык как «трансцендентное действие», а затем формулирует и уточняет его:
Когда мы говорим, что парамита означает «трансцендентное действие», мы имеем в виду это в том смысле, что действия или позиция выполняются неэгоцентричным образом. «Трансцендентальное» относится не к какой-то внешней реальности, а, скорее, к тому, как мы ведем свою жизнь и воспринимаем мир – эгоцентрично или неэгоцентрично. Шесть парамит связаны с попытками выйти из эгоцентрического мышления. [18]
Говорят, что чистое иллюзорное тело наделено шестью совершенствами (санскрит: шатпарамита ). [19] [20] [ нужны дальнейшие объяснения ]
Первые четыре совершенства включают в себя умелую практику средств, а последние два относятся к практике мудрости. Вместе они охватывают все необходимые методы и навыки, чтобы рассеять заблуждения и удовлетворить потребности других, а также подняться от состояния удовлетворенности к еще большему счастью. [21]
См. также
[ редактировать ]- Анупуббикатха - страницы буддийских терминов
- Бодхипакхиядхамма - Духовные качества, способствующие буддийскому совершенствованию.
- Буддийские пути к освобождению - Теология буддизма: описания духовного пути
- Постепенное обучение - форма буддийского обучения.
- Панча-Парамешхи - Пятиступенчатая иерархия религиозных авторитетов в джайнизме.
- Тройная тренировка – буддийские практики для высшей добродетели, ума и мудрости.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ www.wisdomlib.org (01.06.2008). «Парамита, Парамита, Парамита: 12 определений» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 28 января 2020 г. Проверено 28 января 2020 г.
- ^ «Трактат о Парами: из комментария к Чарьяпитаке» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 г. Проверено 27 января 2020 г.
- ^ Лопес 1988 , с. 21.
- ^ Дхаммапала, Ачария. (1996). Трактат о Парами: из комментария к Чарьяпитаке (PDF) . Бодхи, монах. Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. п. 1. ISBN 955-24-0146-1 . OCLC 40888949 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 июня 2017 г. Проверено 26 января 2020 г.
- ^ «Десять совершенств: Учебное пособие» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 02 мая 2019 г. Проверено 27 января 2020 г.
- ^ Дхаммапала, Ачария. (1996). Трактат о Парами: из комментария к Чарьяпитаке (PDF) . Перевод Бодхи, Бхиккху. Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. стр. 2–5. ISBN 955-24-0146-1 . OCLC 40888949 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 июня 2017 г. Проверено 26 января 2020 г.
- ^ «[Прозаические части Джатак ] изначально не были частью писаний [Тхеравадинов]»: Налинакша Датт (1978) Буддийские секты в Индии . Издательство Motilal Banarsidass (Дели), 2-е издание: 224.
- Что касается карияпитаки , Хорнер (2000), карияпитака раздел , стр. vi пишет, что это «считается постасоканским … ».
- ^ «Ранняя литература [тхеравадинов] не упоминала парамиты». Налинакша Датт (1978) Буддийские секты в Индии . Издательство Motilal Banarsidass (Дели), 2-е издание: 228.
- ^ «Включение парами тхеравадинами в Джатаки показывает, что они не были застрахованы от влияния Махаяны. Это произошло, конечно, гораздо позже [.]» Налинакша Датт (1978) Буддийские секты в Индии . Издательство Motilal Banarsidass (Дели), 2-е издание: 219.
- «Очевидно, что хинаянисты, либо для популяризации своей религии, либо для большего интереса к ней мирян, включили в свои доктрины концепцию Бодхисаттвы и практику парамит. На это повлияло создание новой литературы: Джатак и Авадан. ." Налинакша Датт (1978) Буддийские секты в Индии . Издательство Motilal Banarsidass (Дели), 2-е издание: 251. Термин «Полумахаяна» встречается здесь в качестве подзаголовка.
- ^ «Поскольку ученые отошли от этого ограниченного корпуса и начали исследовать более широкий спектр сутр Махаяны, они наткнулись и начали открывать литературу, которая часто бывает резко аскетичной и активно занимается переосмыслением леса. идеал, индивидуалистический, антисоциальный, аскетический идеал, заключенный в явно возрожденном образе «блуждания в одиночестве, как носорог». Энциклопедия буддизма Макмиллана (2004): стр. 494.
- ^ Бодхи (2005). Архивировано 25 августа 2007 г. в Wayback Machine (исходное использование в документе конвенции Велтуиса было преобразовано в палийские диакритические знаки).
- ^ Баруа, Бибхути. Буддийские секты и сектантство . 2008. с. 456
- ^ Син, Гуан (2005). Концепция Будды: ее эволюция от раннего буддизма до теории трикаи . Лондон: RoutledgeCurzon. п. 48. ИСБН 0-203-41310-5 . OCLC 57298090 .
- ^ Jump up to: а б Райт, Дейл Стюарт (2009). Шесть совершенств: буддизм и развитие характера . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–4. ISBN 978-0-19-538201-3 . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 27 января 2020 г.
- ^ Райт, Дейл Стюарт (2009). Шесть совершенств: буддизм и развитие характера . Издательство Оксфордского университета. стр. содержание. ISBN 978-0-19-538201-3 . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 27 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Бодхи, Бхиккху (1 декабря 2007 г.). Беседы о всеобъемлющей сети воззрений: Брахмаджала-сутта и ее комментарии . Буддийское издательское общество. п. 300. ИСБН 978-955-24-0052-0 . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 27 января 2020 г.
- ^ Бодхи, Бхиккху (1 декабря 2007 г.). Беседы о всеобъемлющей сети воззрений: Брахмаджала-сутта и ее комментарии . Буддийское издательское общество. п. 44. ИСБН 978-955-24-0052-0 . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 27 января 2020 г.
- ^ Рэй, Реджинальд А. (ред.) (2004). В присутствии мастеров: мудрость 30 современных учителей тибетского буддизма . Бостон, Массачусетс, США: Шамбала. ISBN 1-57062-849-1 (пбк.), с. 140.
- ^ Киоун, Дэмиен, изд. (2003). Словарь буддизма . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 270 . ISBN 0-19-860560-9 .
- ^ Падмасамбхава (30 января 2007 г.). Коулман, Грэм; Джинпа, Туптен (ред.). Тибетская книга мертвых Перевод Дордже, Гьюрме. Книги о пингвинах. п. 459 . ISBN 978-1-101-46228-7 . Архивировано из оригинала 02 марта 2020 г.
- ^ Вангчен, геше Намгьял (8 сентября 2009 г.). Шаг за шагом: основные буддийские медитации (пересмотренная ред.). Публикации мудрости. п. 137. ИСБН 978-0861716005 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2022 года . Проверено 19 ноября 2020 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Апте, Ваман Шиварам (1957–59). Переработанное и дополненное издание Прин. В.С. Апте Практический санскритско-английский словарь . Пуна: Прасад Пракашан.
- Бодхи, Бхиккху (1978). Всеохватывающая сеть просмотров . Канди: Буддийское издательское общество .
- Бодхи, Бхиккху (редактор) (1978, 2005). Трактат о Парами: Из комментария к Чарьяпитаке Трактат о Парами]: Из комментария к Чарьяпитаке Ачарьи Дхаммапалы (Колесо, № 409/411). Канди: Буддийское издательское общество .
- Хорнер, IB (пер.) (1975; переиздано в 2000 г.). Малые антологии Палийского канона (Часть III): «Хроника будд» (Буддхавамса) и «Корзина поведения» (Чарияпитака) . Оксфорд: Общество палийских текстов . ISBN 0-86013-072-X .
- Лопес, Дональд С. младший (1988). Объяснение Сутры Сердца: Индийские и Тибетские комментарии . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-88706-589-7 .
- Рис Дэвидс , Т.В. и Уильям Стед (ред.) (1921–5). Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отречение Т. Принса , статья для бесплатного распространения о буддийской концепции отречения.
- Взгляд Ламы Сопы Ринпоче на Шесть Совершенств
- Дзенский взгляд на Шесть Совершенств
- Шесть парамит, сайт китайского буддизма
- Альбом бесед о буддийской Дхамме Тхеравады: «Ten Parami (Suc 06)», автор Аджан Сучито
- Что такое парамиты? Буддизм для начинающих