Нехаленния
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на голландском языке . (сентябрь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Нехаленния (пишется по-разному) — богиня неясного происхождения, возможно, германского или кельтского происхождения . Она засвидетельствована и изображена на многочисленных вотивных алтарях, обнаруженных вокруг территории нынешней провинции Зеландия , Нидерланды , где река Шельда впадала в Северное море . Поклонение Нехаленнии восходит, по крайней мере, ко II веку до нашей эры, а почитание богини продолжало процветать в северо-западной Европе во II и III веках нашей эры.
Имя
[ редактировать ]Хотя значение имени Нехаленния остается спорным, лингвисты сходятся во мнении, что его происхождение не латинское . Учитывая места, где было найдено большинство упоминаний и артефактов, ее имя, скорее всего, происходит либо из германского , либо из кельтского языка. Гутенбруннер (1936) связал его с протогерманским *nehwa «близкий», но не смог объяснить остальную часть названия. Гисселинг (1960) считал, что это имя не является ни кельтским, ни германским, а скорее происходит от протоиндоевропейского корня *neiH- «вести». Остальную часть имени он не смог отследить. Де Стемпель (2004) связывает свое имя с валлийским halein «соль» и heli «море», предполагая кельтское происхождение. Она деконструирует это имя как комбинацию кельтского *halen – «море» и *ne- «он, у». Наконец, *-ja — это суффикс, образующий существительное женского рода. Значение будет «та, которая в море». [ 1 ]
Надписи
[ редактировать ]Нехаленния засвидетельствована 28 надписями, обнаруженными в 1645 году в голландском городе Домбург на побережье Зеландии , когда шторм разрушил дюны. Были обнаружены остатки храма, посвященного ранее неизвестной богине Нехаленнии. [ 2 ] Начиная с 1970 года, недалеко от города Колейнсплаат были обнаружены многочисленные алтари, остатки женских скульптур и связанные с ними артефакты, в том числе черепица на крыше и остатки храма, посвященного Нехаленнии, который находился в бывшем городе, ныне утраченном. Останки двух других храмов были найдены в районе Кёльн-Дойц на территории нынешнего Кёльна , Германия . [ 3 ]
Голландский археолог Дж. Э. Богаерс и бельгийский лингвист Мауриц Гисселинг в своей совместной публикации Over de naam van de godin Nehalennia («Об имени богини Нехаленнии») перечислили несколько различных форм имени, встречающихся в надписях. Хотя Nehalennia на сегодняшний день является наиболее распространенным написанием, Nehalenia и Nehalaennia встречаются несколько раз. Гисселинг характеризует эти две формы как латинизацию более архаичного Nehalennia . Несколько спорадических написаний, каждое из которых засвидетельствовано один раз, были сочтены Богаерсом нестандартными или отвергнуты как неправильно прочитанные из-за плохого состояния некоторых надписей. Гисселинг считает, что некоторые варианты написания представляют собой транслитерацию, попытку приблизиться к произношению ее имени латиницей, предполагая, что буква «h» могла произноситься как какой-то немецкий ch . звук [ 4 ] На одном из многочисленных алтарей, обнаруженных в Оостершельде недалеко от Колейнсплаата в 1970 году, имеется надпись Nechalenia. Похоже, что использование 𐌝 написано намеренно, а не из-за поврежденных артефактов. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Домбургские надписи на Нехаленнии вдохновили Марка Цуэриуса ван Боксхорна на создание поспешной этимологии, связывающей имя Нехаленния с древним скифом . [ 8 ] Используя доступные тогда лингвистические инструменты, Ван Боксхорн попытался соединить уже известные связи между европейскими языками и современным персидским языком . [ 9 ]
Изображения
[ редактировать ]Нехаленнию почти всегда изображают с морскими символами и большой добродушной собакой у ее ног. [ 10 ] [ 11 ] Должно быть, она была кельтским или германским божеством, которому приписывалась власть над торговлей , судоходством и, возможно, садоводством и плодородием . В скульптурах и рельефах она изображается молодой женщиной, обычно сидящей. Обычно она носит короткий плащ, закрывающий плечи и грудь. Эта одежда уникальна для нее и поэтому могла принадлежать к костюмам, обычным в тот период в этом регионе. Часто ее сопровождает собака; в качестве атрибутов у нее есть корзина с яблоками или хлебами и детали корабля. [ 12 ] Хильда Эллис Дэвидсон описывает вотивные предметы:
Нехаленния, германская богиня, которой поклонялись в том месте, где путешественники пересекли Северное море из Нидерландов, изображена на многих резных камнях, держащих хлебы и яблоки, как Богиня-Мать , иногда с носом корабля рядом с ней, но также часто со сопровождающим. собака, которая сидит и смотрит на нее (фото 5). Эта собака находится на тринадцати из двадцати одного алтаря, записанного Адой Хондиус-Кроне (1955:103), которая описывает ее как разновидность борзой . [ 13 ]
Дэвидсон далее связывает мотив корабля, связанный с Нехаленнией, с германской ванов парой Фрейра и Фрейи, а также с германской богиней Нертус . Она отмечает, что Нехаленния обладает некоторыми из тех же качеств, что и Матры . [ 14 ]
Буханки, с которыми Нехаленния изображена на алтарях, были идентифицированы как дуивекатер , «продолговатые жертвенные хлебы в форме голени». Дэвидсон говорит, что буханки этого типа могут заменить жертвоприношения животных или жертву животного, например, буханку в форме кабана , выпеченную в Йоле в Швеции. В Вермланде , Швеция, «на памяти живущих» существовал обычай, из зерна последнего снопа урожая обычно выпекали буханку в форме маленькой девочки; впоследствии это разделяется всей семьей. Дэвидсон приводит дополнительные примеры изысканных хлебов для сбора урожая в форме снопов, которые выставлялись в церквях во имя плодородия полей в англосаксонской Англии , а также в Скандинавии и Ирландии . [ 15 ]
была построена точная копия храма В 2005 году на Колейнсплаате . также археологических исследованиях типа святилищ в римских провинциях Галлия Дизайн храма и его скульптура основаны на находках из близлежащей местности, а и Германия . При реконструкции максимально использовались аутентичные материалы и технологии. [ 16 ]
Храмы
[ редактировать ]Религиозная практика вокруг Нехаленнии достигла своего пика во 2-м и 3-м веках нашей эры, когда на территории современной Зеландии было расположено по крайней мере два или три храма. В то время этот регион на морском побережье был важным звеном в торговле между Рейнской областью и Великобританией . Известно, что морины , жившие на побережье Северного моря, поклонялись Нехаленнии. [ 10 ] Посетители приезжали на поклонение из таких далеких стран, как Безансон (Франция) и Трир (Германия). [ 10 ] У Нехаленнии было два святилища или святыни, украшенные многочисленными алтарями: один в Домбурге на острове Вальхерен , а другой в Колейнсплаате на берегу Оостершельде . [ 10 ]
точная копия храма Нехаленния возле затерянного города Гануэнта была открыта В августе 2005 года на Колейнсплаате . [ 17 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В 1960 году в честь богини был назван астероид 2462 или 6578 PL.
Имя богини использовалось в японской манге «Сейлор Мун» и ее аниме-адаптациях как имя врага, хотя персонаж имеет лишь поверхностное сходство со своим тезкой. Королева Нехель(л)ения - лидер вражеской группы под названием Цирк Мертвой Луны , а в манге Кристал - темный аналог Королевы Серенити и воплощение Хаоса. В аниме 90-х годов она одержима вечной молодостью и красотой и всепоглощающими мечтами, особенно детскими.
Голландская группа Heidevolk написала песню о Nehalennia, которая вошла в их альбом 2010 года Uit oudgrond . [ 18 ]
Голландская группа Twigs & Twine обращается к Нехаленнии в одной из песен своего альбома Long Story Short 2019 года . [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]- Германское язычество
- Идунн , северогерманская богиня, связанная с яблоками.
- Мифология Нидерландов
Примечания
[ редактировать ]- ^ Загадка Нехаленнии разгадана ( на голландском языке ) , Немо Кеннислинк
- ^ Корнелис Декке, Истоки древнегерманских исследований в Нидерландах ,: 209.
- ^ Симек (2007: 228–229).
- ^ Богаерс, Юлиан Эгидий Альфонс Терезия; Гисселинг, Мауриц (1972). «Во имя богини Нехаленнии». Номенклатура (на голландском языке). 4 (3–4). Университет Радбауд в Неймегене : 221–230. hdl : 2066/26329 .
- ^ Гунивортус Гус, Возвращение богини Нехаленнии , с. 137
- ^ Национальный музей древностей, объект i 2017/7.2 и его описание, а также объект i 1970/12.33.
- ^ П. Стюарт и Дж. Э. Богаерс, Нехаленния: римские резчики по камню из Восточной Шельды на Колейнсплаате , с. 104–106
- ^ Боксхорн, Бедидинг ван... Нехаленния , Лейден 1647, и другие тексты, отмеченные Корнелисом Деккером, Истоки древнегерманских исследований в Нидерландах 2007:209.
- ↑ Boxhorn, персидские слова, записанные Квинтом Курсом, и их связь с германскими терминами , отмеченные в Даниэле Друаше, «Сувениры Вавилона». Реконструкция истории языков от Возрождения до Просвещения Брюссель 2007:59 .
- ^ Jump up to: а б с д Грин (1998: 200–201).
- ^ Грин (1992:5).
- ^ Преи, Коде. «Храм Нехаленния — возрождение римского прошлого в Зеландии» . www.nehalennia-tempel.nl .
- ^ Дэвидсон (1998: 112 и табл. 5).
- ^ Дэвидсон (1998: 112 и 134).
- ^ Дэвидсон (1998:134).
- ^ Преи, Коде. «Храм Нехаленния – Дизайн храма» . www.nehalenniatempel.nl .
- ^ Ван дер Вельде (2005: 8–9).
- ^ «Нехаленния» . Спотифай .
- ^ «Нехаленния» . Спотифай .
Ссылки
[ редактировать ]- Дэвидсон, HR Эллис (1990). Боги и мифы Северной Европы . Книги о пингвинах . ISBN 0-14-013627-4 .
- Дэвидсон, Хильда Эллис (1998). Роли Северной Богини . Рутледж. ISBN 0-415-13611-3 .
- Грин, Миранда (1992). Символ и образ в кельтском религиозном искусстве . Рутледж. ISBN 9780415080767 .
- Грин, Миранда (1998). Животные в кельтской жизни и мифах . Рутледж.
- Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Холла, Анжелы. Д.С. Брюэр . ISBN 978-0-85991-513-7 .
- Ван дер Вельде, Корт (13 августа 2005 г.). «Зиландская богиня дома», Trouw (голландская газета).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бартник, Агнешка (2012). «Нехаленния. Богиня с яблоками 84 года спустя. Очерк проблемы» [Нехаленние. Богиня с яблоками 84 года спустя. Клио. Журнал, посвященный польской и всеобщей истории (на польском языке). 20 (1). Научное издательство Университета Николая Коперника: 45–68. дои : 10.12775/КЛИО.2012.002 .
- Мес, Бернард (2023). «Нехаленния и Марсаки» . Вклад Амстердама в старые исследования немецкого языка . 83 (1): 1–25. дои : 10.1163/18756719-12340279 .
- Нойманн, Гюнтер и Стюарт, Пит. «Нехаленния». В: Германская древность онлайн. Под редакцией Себастьяна Братера, Вильгельма Хайцмана и Штеффена Патцольда. Берлин, Нью-Йорк: Де Грюйтер, 2010 [2002]. https://www-degruyter-com.wikipedialibrary.idm.oclc.org/database/GAO/entry/RGA_3925/html (на немецком языке)
- Рапсает-Шарлье, Мари-Тереза (2003). «Новые культуры Нехаленнии » . Классическая античность (на французском языке). 72 : 291–302. дои : 10.3406/antiq.2003.2529 .
- Ранц, Берта (1982). «Легенда о Нехаленнии?» . Бельгийский журнал филологии и истории (на французском языке). 60 (1): 145–149. дои : 10.3406/rbph.1982.3367 .
- Шпикерманн, Вольфганг (2010). «Религия на побережье Северного моря: Деа Нехаленния». В Раффинге, Кай; Беккер, Армин; Расбах, Габриэле (ред.). Зона контакта Лан. Исследования культурных контактов между римлянами и германскими племенами . Филиппика. Марбургские античные трактаты (на немецком языке). Том 38. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3-447-06249-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт копии храма Нехаленния (на голландском языке)