Филипп Ванденберг
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( октябрь 2020 г. ) |

Филипп Ванденберг (1952–2009) — бельгийский художник.
Биография
[ редактировать ]1952–1981: Молодежь и образование.
[ редактировать ]Филипп Ванденберг родился в 1952 году по фамилии Ванденберг. [ 1 ] [ 2 ] Он вырос в Синт-Денийс-Вестреме , деревне недалеко от Гента , которой управлял его отец, либеральный мэр городка с 1970 по 1976 год. [ 3 ] [ 4 ] Выросший в буржуазной семье, художник говорил дома на французском и голландском языках. [ 1 ] Вопреки своему семейному происхождению, в 1982 году он сменил имя на Ванденберг. [ 5 ] В юном возрасте он начал рисовать каждый день. При посещении Музея изящных искусств в Генте в подростковом возрасте картины мастеров XVI–XX веков произвели неизгладимое впечатление. [ 6 ]
В период с 1970 по 1972 год Ванденберг изучал литературу и историю искусства в Гентском университете , а затем в 1972 году поступил на дневное отделение в Королевскую академию искусств Гента. [ 1 ] [ 7 ] [ 2 ] За год до окончания учебы в 1976 году Ванденберг женился на Веронике Д'Эйжер, которая стала его любимой моделью для живописных изображений обнаженной женщины. Их дочь Элен родилась в 1977 году, год спустя родился сын Гийом. [ 2 ] Через несколько месяцев Ванденберг переехал к Мие Д'Ондт. [ 2 ] Во время поездки в Нью-Йорк в 1978 году он обнаружил картины Джексона Поллока, Виллема де Кунинга и Марка Ротко. Рембрандта В последующие годы он посетил «Ночной дозор» в Рейксмузеуме и работы Франсиско Гойи и Эль Греко в Прадо. [ 2 ]
1981–1990: Неоэкспрессионизм и поворот к политическому
[ редактировать ]Возобновление интереса к живописи в начале 1980-х годов, совпавшее с появлением « Новой дикой природы» в Германии и «Трансавангардии» в Италии, привлекло к творчеству Ванденберга всеобщее внимание. На Picturaal I в Международном культурном центре (ICC) в Антверпене (1981), групповой выставке работ начинающих бельгийских художников, он показал серию фигуративных Kruisigingen («Распятия»). [ 8 ] За эти работы он был награжден Призом Эмиля Ланги за живопись на Prix Jeune Peinture Belge в том же году, что привело к годичной резиденции в Cité Internationale des Arts в Париже. [ 1 ] [ 2 ]
В 1982 году Ванденберг радикально переоценил свою работу. Вдохновленный драматической страстью старых мастеров и ощущением пространства в творчестве абстрактных экспрессионистов, он создал так называемые «Осколочные картины» . Для этих полотен он деконструировал человеческую фигуру в своих распятиях на черно-белые фигуры, которые расположил в ритмических сетках. [ 9 ] Его работы последующих лет активизируются яростным мазком кисти и колебанием между экспрессионистской фигуративностью и абстракцией. [ 10 ] Цикл «De Geboorte» («Рождение»), написанный после рождения Мо, его сына от Миеи, был выставлен в галерее Рихарда Фонке в Генте в 1983 году. [ 11 ] Это положило начало сотрудничеству, которое продлилось два десятилетия. Персональная выставка 1986 года в Нью-Йорке в галерее Дениз Каде привела к приобретению картины Музеем Соломона Р. Гуггенхайма. [ 12 ] [ 13 ]
В 1988 году Ванденберг отправился в Юго-Западную Америку. [ 1 ] [ 12 ] У него были выставки во Франции, США и Нидерландах, а его картины пользовались большим спросом у коллекционеров. [ 14 ] [ 13 ] Несмотря на растущий успех, он чувствовал себя угнетенным арт-рынком и оппортунистической позицией некоторых критиков. [ 15 ] [ 16 ] Он начал использовать мотивы, заимствованные из искусства граффити, а также изображения, взятые из комиксов. [ 16 ] [ 17 ] В 1989 году он включил в свои работы отсылки к мировой политике, такие как свастики, портреты политических или религиозных лидеров и мужчин с долларовыми купюрами. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 17 ] Коллекционеры не смогли осознать внезапный поворот в его творчестве, и это чувство разделяли некоторые критики, которые яростно отвергали его работы. [ 12 ] [ 22 ]
1991–2000: Создание индивидуальной иконографии.
[ редактировать ]В начале 1990-х Ванденберг путешествовал по Европе. Он посетил соборы Шартра и Везле и вернулся в Толедо, чтобы увидеть работы Эль Греко в 1994 году. [ 12 ] Влияние христианской иконографии в этот период становилось все более заметным в его работах: Книга Иова и Книга Откровения стали важными источниками для серии рисунков, на которых он сосредоточился в середине девяностых. [ 12 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 22 ] Одновременно с его экспериментами в поэзии писательству была предоставлена автономная роль в его творческой практике. [ 22 ] [ 25 ]
В 1995 году Het zevende zegel («Седьмая печать»), один из его первых крупномасштабных ансамблей, был показан на выставке JOB XIII, 12 , которую курировал Ян Хоэт для Музея современного искусства (SMAK) в Генте. [ 26 ] [ 27 ] Это ознаменовало примирение между художником и куратором после того, как последний публично отрекся от его работ в 1989 году. Также в 1995 году в его творчестве пересекаются два радикальных жеста: Ванденберг перекрашивал старые работы слоями черной краски, известные как его Grandes noires (Большие Блэкс) и использовал свою кровь для серии рисунков. [ 28 ] [ 20 ] [ 22 ] [ 29 ] Более того, его многочисленные лекции того периода знаменуют начало серии эссе, в которых он размышляет о своем искусстве и артистизме. [ 30 ] [ 31 ]
В середине девяностых Ванденберг часто проживал в Марселе и путешествовал по Индонезии, Лаосу, Таиланду и Кубе. [ 32 ] [ 28 ] [ 22 ] Религиозные и культурные практики этих стран были обработаны в многочисленных альбомах для рисования, заняв важное место в его творчестве. [ 28 ] [ 33 ] Вдохновленный решающими выступлениями 1995 года, он также начал работать над более крупными ансамблями. На смену серии «Le Cannibal en Larmes » («Каннибал в слезах»), серии рисунков крови, пришла «L’esprit est voyageur, l’âme est vagabonde » («Дух — путешественник, Душа — бродяга»). В последнем ансамбле, который впервые был показан в Альберте Барониане в 1997 году, он объединил словесные картины с панелями, населенными сказочными персонажами и фигурами Ветхого Завета. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] В 1999 году Ванденберг провел первую ретроспективу в Музее современного искусства Антверпена (M HKA). [ 37 ]
2000–2009: Геометрия, слова и фигура.
[ редактировать ]После шоу M HKA Ванденберг часто жил в Париже, где рисовал и писал, а также смотрел фильмы в местных кинотеатрах. В 2000 году он вернулся в Королевскую академию Гента, чтобы проработать один год преподавательской должностью. Страдая депрессией и злоупотреблением психоактивными веществами, в 2001 году он был помещен в больницу. [ 38 ] В том же году он завершил серию портретов, начатую им в 1999 году. В их число входят изображения Ульрики Майнхоф, лидера фракции Красной Армии, писателя и драматурга Антонена Арто, а также ряд автопортретов. В то же время он написал циклы «L'Ennemi Intérieur» («Враг внутри»), «В память Ульрики Майнхоф» и «Этюд для Арто» («Этюд для Арто»), в которых изображены жестокие нападения на героев этих картин. [ 39 ] [ 40 ] [ 22 ] В последующие годы все более повторяющиеся символы, такие как крест и свастика, объединялись в геометрические композиции. Примером может служить серия офортов под названием Exil De Peintre («Изгнание художника»), которую он опубликовал в виде книги и представил на одноименной выставке в Caermersklooster в Генте в 2003 году. [ 41 ]
Уезжая из Гента в Брюссель в 2005 году, Ванденберг купил студию в Моленбеке. Еще одна монохромная фаза стала прелюдией, когда он начал перекрашивать работы в серый, оранжевый и желтый цвета. На этих монохромных полотнах снова появились буквы и слова, такие как загадочная КА или фраза L'important c'est le kamikaze («Важность - это камикадзе»), которая также была названием его выставки 2006 года в Музее Артюра Рембо в Шарлевиль-Мезьере. во Франции. [ 42 ] [ 43 ] [ 25 ] Продолжая работать над чередованием геометрического, фигуративного и монохромного циклов, эти образные схемы стали сливаться воедино: буквы превращались в геометрические сетки, абстрактные композиции вторгались в фигуры, а монохромы служили фоном для слов. Его рисунки Моленбека 2007 года являются ключевыми примерами этой тенденции. На одном из рисунков, который Ванденберг насмешливо назвал «Карусель» , кубовидные формы с ногами окружают центральную фигуру под надписью Dieu me l'a dit («Бог сказал мне»). Этот мотив послужил отправной точкой для цикла масштабных картин, а также появляется в Сюите Синт-Янса (Сюита Святого Иоанна), серии офортов, созданных им по своим рисункам. Последняя зарубежная выставка художника прошла в галерее Envoy в Нью-Йорке в 2008 году. На выставке Visite его творчество было представлено в диалоге с постоянной коллекцией Музея изящных искусств в Генте. [ 44 ] Ванденберг покончил жизнь самоубийством в 2009 году. [ 45 ]
Избранные выставки
[ редактировать ]- Кампо Санто, Синт-Амандсберг, Филипп Ванденберг: Распятия 1982–1993 гг., 6 ноября – 5 декабря 1993 г.
- Фламандский культурный центр Де Бракке Гронд, Амстердам, В сокрытии иконы: Филипп Ванденберг-Тон Слитс, 10 марта – 9 апреля 1995 г.
- Музей Дондт-Дэненс, Дёрле, Филипп Ванденберг-Маркус Олен, 9 апреля – 14 мая 1995 г.
- MSK — Музей современного искусства Гента, Гент, Диптихон I: Филипп Ванденберг (Иов XIII, 12), 4 апреля – 5 июня 1995 г.
- M HKA - Музей современного искусства, Антверпен, Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999, 11 декабря 1999 г. – 6 февраля 2000 г.
- Музей доктора Гислена, Гент, Филипп Ванденберг: Пелгримс Киль, 21 июня – 14 сентября 2003 г.
- Монастырь Кермер - Провинциальный центр искусства и культуры, Гент, Филипп Ванденберг: Exil de peintre, 12 декабря 2003 г. - 25 января 2004 г.
- Музей Артюра Рембо, Шарлевиль-Мезьер, Филипп Ванденберг «Главное — камикадзе»: Работа 2000–2006 гг., 1 июля — 10 сентября 2006 г.
- Фонд Анхеля Оренсанца, Центр искусств, Нью-Йорк, Le Point Zero: Филипп Ванденберг, 27 марта – 4 апреля 2008 г.
- MSK — Музей изящных искусств, Гент/Гент, резидент-художник — Филипп Ванденберг: «Визит», 12 апреля – 17 августа 2008 г.
- Де Пон - Музей современного искусства, Тилбург, Филипп Ванденберг и Берлинда Де Брюйкер: невиновность - это именно то, никогда не следует избегать худшего, 30 июня – 25 ноября 2012 г.
- La Maison Rouge — Фонд Антуана де Гальбера, Париж, Филипп Ванденберг и Берлинда Де Брюйкер: Я должна забыть все, 13 февраля – 11 мая 2014 г.
- Гостиная, Лондон, Филипп Ванденберг: Переходя круг, 21 сентября – 13 ноября 2016 г.
- Hamburger Kunsthalle, Гамбург, Филипп Ванденберг. Камикадзе, 16 ноября 2018 г. – 24 февраля 2019 г.
Избранная библиография
[ редактировать ]Монографии
- Апплин, Джо и Мэри Дойл. Филипп Ванденберг: Переходя круг. Гент: МЕР. Бумажный Кунстхалле, 2012.
- Бекс, Флоран, изд. Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999. Антверпен: M HKA — Музей современного искусства Антверпена, 1999.
- Дэвидтс, Воутер, изд. Филипп Ванденберг. Абстрактные произведения. Сеул: Галерея Батон, 2016.
- Дэвидтс, Воутер, изд. Отсутствие и т. д. Нью-Йорк: Hauser & Wirth Publishers, 2017.
- Де Брюйкер, Берлинде и Бретт Литтман. Филипп Ванденберг-Берлинда Де Брюйкер: Невинность – это именно: никогда не избегать худшего. Милан: Skira Editore, 2012.
- Де Ланнуа, Аня, изд. Филипп Ванденберг: «Визит». Гент: Музей изящных искусств Гента, 2008.
- Дезез, Энн, Бриджит Кёлле и Джон К. Велчман. Живи или умри: Филипп Ванденберг – Брюс Науман. Источник: Издательство «Ганнибал», 2017.
- Турне, Ален, изд. Филипп Ванденберг «Главное — камикадзе»: Работа 2000–2006 гг. Шарлевиль-Мезьер: Музей Артюра Рембо; Гент: Интернет, 2006.
- Ванден Берге, Ян и Патрик Ван Россем. Филипп Ванденберг: Размышления о рисунках. Брюссель: Поместье Филиппа Ванденберга; Тилбург: Де Понт — Музей современного искусства, 2012.
Тексты Ванденберга
- «Гент, 25–26 марта 1995 г.: Дорогой Ян». В: Филипп Ванденберг: (РАБОТА XIII, 12), под редакцией Норберта Де Дау и Ханса Мартенса, 16–20. Гент: Музей современного искусства Гента, 1995.
- «Положение вещей: 1993–1995 годы». В: Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999, под редакцией Флорана Бекса, 267. Антверпен: M HKA — Музей современного искусства, 1999.
- «Семь путешествий к Гробу Господню». В: Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999, под редакцией Флорана Бекса, 271–72. Антверпен: M HKA — Музей современного искусства, 1999.
- «Идет в клетке мужчина с красными руками». В: Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999, под редакцией Флорана Бекса, 292–304. Антверпен: M HKA — Музей современного искусства, 1999.
- «Горло пилигрима: Пролог — Фра Анджелико — Эпилог». В: Pilgrims Keel, под редакцией Ливе Фонке, unpag . Кессель-Ло: Литература, 2003.
- «Письмо негру». В: Филипп Ванденберг «Главное — это камикадзе»: Work 2000–2006, 143–151. Шарлевиль-Мезьер: Музей Артюра Рембо; Гент: Интернет, 2006.
- «Песня о зяблике». В: Филипп Ванденберг «Главное — это камикадзе»: Work 2000–2006, 109–133. Шарлевиль-Мезьер: Музей Артюра Рембо; Гент: Интернет, 2006.
- «Как я рисую сад для Милбрука Сент-Джонс». В: Филипп Ванденберг: Черный сад для Сент-Джонс-Миллбрук, 145–155. Гент: Кроксапокс, 2008.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Дэвидтс, Воутер (2017). Дэвидтс, Воутер (ред.). Отсутствие и т.д. Нью-Йорк: Издательство Hauser & Wirth. п. 201.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фонке, Лив (1999). Бекс, Флоран (ред.). Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999 гг . Антверпен: M HKA – Музей современного искусства Антверпена. п. 305.
- ^ Ванпетегем, Болдуин; Мутон, Оливье (2003). Numero Uno: путь Гая Верхофстада к вершине . Тилт: Ланну. п. 22.
- ^ Ванден Берге, январь (2012). Филипп Ванденберг: Размышления о рисунках . Брюссель: Фонд Филиппа Ванденберга. п. 79.
- ^ Дэвидтс, Воутер (2017). Дэвидтс, Воутер (ред.). Отсутствие и т.д. Нью-Йорк: Издательство Hauser & Wirth. п. 201.
- ^ Ванденберг, Филипп (1999). Флоран, Бекс (ред.). Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999 гг . Антверпен: M HKA – Музей современного искусства Антверпена. п. 294.
- ^ Дельрю, Ронни (2017). Дэвидтс, Воутер (ред.). Отсутствие и т.д. Нью-Йорк: Издательство Hauser & Wirth. п. 91.
- ^ Бекс, Флоран (1981). Иллюстрированный 1 . Антверпен: ICC – Международный культурный центр.
- ^ Минн, Флоран (1984). Филипп Ванденберг «Бой с ангелом»: Видения 2 . Гент: Галерея Рихарда Фонке.
- ^ Минн, Флоран (1984). Битва с ангелом: Видения 2 . Гент: Foncke Editions.
- ^ Фонке, Лив (1999). Бекс, Флоран (ред.). Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999 гг . Антверпен: M HKA – Музей современного искусства Антверпена. п. 306.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фонке, Лив (1999). Бекс, Флоран (ред.). Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999 гг . Антверпен: M HKA – Музей современного искусства Антверпена. п. 307.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Томме, Нильс (2016). Филипп Ванденберг: Абстрактные произведения . Сеул: Галерея Батон. п. 75.
- ^ Ван Дейк, Марк; Ван дер Бремпт, Дориан (1989). Монологи с Яном Хоэтом . Левен: Критак.
- ^ Ванденберг, Филипп (2006). Турне, Ален (ред.). Филипп Ванденберг «Главное — камикадзе»: Работа 2000-2006 гг . Шарлевиль-Мезьер: Музей Артюра Рембо. стр. 122–123.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Малдерс, Вим (1990). Филипп Ванденберг . Остенде: Галерея Форума. стр. 11–13.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Россем, Патрик (2012). Филипп Ванденберг: Размышления о рисунках . Брюссель: Фонд Филиппа Ванденберга. п. 21.
- ^ Апплин, Джо (2016). Апплин, Джо; Дойл, Мэри (ред.). Филипп Ванденберг: Перейдя круг . Гент: МЕР. Бумажный Кунстхалле. п. 127.
- ^ Паскалидис, Ирис (2007). «Красиво уродливо: одержимая работа Филиппа Ванденберга». Читающий волк (5): 397–400.
- ^ Перейти обратно: а б Ван ден Абил, Ливен (1999). Бекс, Флоран (ред.). Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999 гг . Антверпен: M HKA – Музей современного искусства Антверпена. стр. 275–276.
- ^ Ван Малдерс, Вим (1990). Филипп Ванденберг . Остенде: Галерея Форума. стр. 11–12.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ван Томме, Нильс (2016). Филипп Ванденберг: Абстрактные произведения . Сеул: Галерея Батон. п. 76.
- ^ Ванденберг, Филипп (1995). Де Доу, Норберт; Мартенс, Ганс (ред.). Филипп Ванденберг: (ИОВ XIII, 12) . Гент: Музей современного искусства. стр. 16–20.
- ^ Ван ден Абил, Ливен (1999). Бекс, Флоран (ред.). Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999 гг . Антверпен: M HKA – Музей современного искусства Антверпена. п. 276.
- ^ Перейти обратно: а б Ланн, Фелисити (2018). Кёлле, Бриджит; Ланн, Фелисити (ред.). Филипп Ванденберг: Камикадзе . Верн: Ганнибал. стр. 105.
- ^ Де Дау, Норберт; Мартенс, Ганс (1995). Филипп Ванденберг: (ИОВ XIII, 12) . Гент: MSK – Музей современного искусства Гента.
- ^ Паскалидис, Ирис (2007). «Красиво уродливо: одержимая работа Филиппа Ванденберга». Читающий волк (5): 399.
- ^ Перейти обратно: а б с Фонке, Лив (1999). Бекс, Флоран (ред.). Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999 гг . Антверпен: M HKA – Музей современного искусства Антверпена. п. 308.
- ^ Ван Винден, Джесси (2016). Филипп Ванденберг: Абстрактные произведения . Сеул: Галерея Батон. п. 71.
- ^ Ванденберг, Филипп (декабрь 1995 г.). Семь путешествий ко Гробу Господню . Художественная школа Хайлига Графа, Хайлиг Графинституут, Тюрнхаут. Эта лекция была позже опубликована как Ванденберг, Филипп (1999). Бекс, Флоран (ред.). Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999 гг . Антверпен: M HKA – Музей современного искусства Антверпена. стр. 271–272.
- ^ Ванденберг, Филипп (17 октября 1998 г.). На паутине в клетке стоит мужчина, руки у него красные . Фонд психоанализа и культуры, Ауд-Сен-Ян, Брюгге. Эта лекция была позже опубликована как Ванденберг, Филипп (1999). Бекс, Флоран (ред.). Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999 гг . Антверпен: M HKA – Музей современного искусства Антверпена. стр. 292–304.
- ^ Дэвидтс, Воутер (2017). Дэвидтс, Воутер (ред.). Отсутствие . Нью-Йорк: Издательство Hauser & Wirth. п. 201.
- ^ Ланн, Фелисити (2018). Кёлле, Бриджит; Ланн, Фелисити (ред.). Филипп Ванденберг: Камикадзе . Верн: Ганнибал. стр. 107.
- ^ Ван ден Абил, Ливен (1999). Бекс, Флоран (ред.). Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999 гг . Антверпен: M HKA – Музей современного искусства Антверпена. стр. 282–290.
- ^ Ванден Берге, январь (2012). Филипп Ванденберг: Размышления о рисунках . Брюссель: Фонд Филиппа Ванденберга. стр. 77–124.
- ^ Ван Россем, Патрик (2012). Филипп Ванденберг: Размышления о рисунках . Брюссель: Фонд Филиппа Ванденберга. стр. 10–57.
- ^ Бекс, Флоран (1999). Филипп Ванденберг: Творчество 1995–1999 гг . Антверпен: M HKA – Музей современного искусства Антверпена.
- ^ Вандевельде, Жюльен (режиссер) (2004). Художник подобен Эдипу на дороге .
- ^ Апплин, Джо (2016). Апплин, Джо (ред.). Филипп Ванденберг: Перейдя круг . Гент: МЕР. Бумажный Кунстхалле. стр. 123–127.
- ^ Карг, Жозефина (2018). Колле, Бриджит (ред.). Филипп Ванденберг. Камикадзе . Обложка: Ганнибал. стр. 164–165.
- ^ Ванденберг, Филипп (2003). Изгнание художника . Гент: Эрго Пресс.
- ^ Кёлле, Бриджит (2018). Колле, Бриджит; Ланн, Фелисити (ред.). Филипп Ванденберг. Камикадзе . Обложка: Ганнибал. п. 30.
- ^ Ван Томме, Нильс (2016). Филипп Ванденберг: Абстрактные произведения . Сеул: Галерея Батон. п. 77.
- ^ Де Ланнуа, Аня (2008). Филипп Ванденберг: Visite . Гент: MSK – Музей изящных искусств Гента.
- ^ «Биография Филиппа Ванденберга» .