Предлагаемое хорватское федеральное образование в Боснии и Герцеговине
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Хорватская федеральная единица в Боснии и Герцеговине , или хорватское образование , также неофициально известное как третье образование ( сербско-хорватский : Hrvatska Federalna Jedinica, Hrvatski entitet, Treći entitet ), является предлагаемой административной единицей в Боснии и Герцеговине, основанной на территориальном федерализме и этническое самоопределение . Это предложение было поддержано несколькими политологами, политиками и политическими партиями, в том числе Хорватской национальной ассамблеей ( HDZ BiH , HDZ 1990 и HSS ). Пока это не обсуждалось за пределами концептуального уровня. [ 1 ] Поскольку страна разделена на два образования в которой доминируют сербы : Республику Сербскую, с боснийским большинством , и Федерацию , хорваты , как одна из трех равноправных конститутивных наций, предложили создать симметричную территориальную единицу с хорватским большинством. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Политические сторонники такого предложения утверждают, что оно обеспечит хорватское равенство и предотвратит избирательные махинации . [ 5 ] упростить политический тупик, одновременно демонтируя перегруженную администрацию. Оппоненты утверждают, что это приведет к дальнейшему разделению страны по этническому признаку , что нарушит конституционные принципы, поставит нехорватов в подчиненное положение и приведет к сепаратизму.
Фон
[ редактировать ]![]() | Этот раздел , возможно, содержит непроверенные прогнозы , спекулятивные материалы или отчеты о событиях, которые могут не произойти . Информация должна быть проверяемой и основана на надежных опубликованных источниках . |
Боснийская война и Герцег-Босния
[ редактировать ]Во время боснийской войны (1992–95) боснийские хорваты основали собственное субнациональное образование Герцег-Босния , которое де-факто функционировало как мини-государство со своей армией , полицией, парламентом и т. д.
Мирные планы
[ редактировать ]
Во время боснийской войны международные посредники и посланники предложили несколько мирных планов, которые включали формирование трех федеральных единиц в Боснии и Герцеговине. В 1992 году ЕС дипломат Жозе Кутилейро набросал предложение, в котором заявил, что три составные части будут «основаны на национальных принципах и с учетом экономических, географических и других критериев». [ 6 ] В конце июля 1993 года представители трех враждующих группировок Боснии и Герцеговины вступили в новый раунд переговоров. 20 августа посредники ООН Торвальд Столтенберг и Дэвид Оуэн представили карту, согласно которой Босния и Герцеговина будет разделена на три этнических мини-государства. Силам боснийских сербов будет передано 52% территории Боснии и Герцеговины, мусульманам будет выделено 30 процентов, а боснийским хорватам — 18 процентов. Сараево и Мостар будут округами, не принадлежащими ни одному из трех штатов. 29 августа 1993 г. боснийская сторона отвергла этот план.
(Кон)федеральная структура
[ редактировать ]В 1994 году в соответствии с Вашингтонским соглашением хорваты объединили свою территорию Герцег-Боснию с территориями, контролируемыми боснийским правительством ( Республика Босния и Герцеговина ), чтобы создать субнациональное образование - Федерацию Боснии и Герцеговины (ФБиГ) с совместными институтами. . 1995 года Дейтонское соглашение , положившее конец войне, оставило страну разделенной на два политических образования: Республику Сербскую, в которой доминируют и контролируют сербы, и Боснийско-хорватскую федерацию. ФБиГ был разделен на 10 автономных кантонов для обеспечения равенства. Правительство ФБиГ и двухпалатный парламент должны были гарантировать разделение власти и равное представительство менее многочисленным хорватам. Некоторое недовольство этой ситуацией хорваты проявили уже в 1999 году вместе с призывами к созданию федеральной единицы с хорватским большинством, но хорватский член президента штата отклонил это и призвал к укреплению принципа равенства трех общин и автономии кантона. [ 7 ]
Федерация
[ редактировать ]
В 2001 году Управление Высокого представителя (OHR) в стране внесло поправки в конституцию Федерации и ее избирательный закон, усложнив ее структуру и нарушив паритет между боснийцами и хорватами, который до этого действовал в Федерации. Поскольку боснийцы составляют примерно 70,4% населения ФБиГ, хорваты - 22,4%, а сербы - всего около 2%, парламента Палата народов (с равным представительством национальностей) должна обеспечивать справедливое представительство интересов хорватов, сербов и национальных меньшинств. при создании правительства и в законодательном процессе. Однако после 2001–2002 годов и внесенных иностранцами поправок в конституцию и законы о выборах хорваты заявляют, что избирательная система депутатов Палаты народов сфальсифицирована, что лишает их права на представительство и фактически позволяет боснийцам также контролируют большинство в верхней палате. А именно, после 2002 года депутаты Палаты народов от каждой страны избираются 10 Кантональные собрания, большинство из которых (6) контролируются боснийскими политиками. Это ликвидировало систему сдержек и противовесов, которую хорваты и сербы Федерации имели в отношении федеральной законодательной и исполнительной власти, особенно в сфере государственного строительства. В 2010–2014 годах правительство Федерации было сформировано Федерации и назначен президент без согласия хорватских депутатов Палаты народов, получив всего 5 вотумов доверия из 17. В марте 2011 года Центральная избирательная комиссия страны объявила состав и решения ХП незаконными. однако Верховный представитель Валентин Инцко приостановил действие решения ЦИК. [ 8 ] После того как боснийский хорватский политик Божо Любич подал апелляцию, в декабре 2016 года Конституционный суд признал систему выборов депутатов Палаты народов неконституционной и отменил спорные правила. [ 9 ]
В 2005 году хорватский член трехстороннего президента страны Иво Миро Йович заявил: «Я не хочу упрекать боснийских сербов , но если у них есть сербская республика, то мы также должны создать хорватскую республику и боснийскую (мусульманскую) республику ». Представитель хорватов в федеральном президентстве Боснии Желько Комшич выступил против этого, но некоторые политики из боснийских хорватов выступали за создание третьего (хорватского) образования. [ 10 ]
Еще одним вопросом, который подняли хорваты, являются выборы хорватского члена президента страны . А именно, каждый гражданин Федерации может решить, голосовать за боснийца или хорвата. Однако, поскольку боснийцы составляют 70% населения Федерации, а хорваты - только 22%, кандидат, баллотирующийся на пост президента от хорватов, может быть эффективно избран даже без большинства среди хорватского сообщества - если достаточное количество избирателей-боснийцев решит проголосовать по хорватскому бюллетеню. . Это произошло в 2006 и 2010 годах , когда этнический хорват Желько Комшич , поддержанный многоэтнической Социал-демократической партией , выиграл выборы с очень небольшим количеством голосов хорватов. [ 11 ] [ 12 ] В 2010 году он не победил ни в одном муниципалитете с хорватским большинством или плюрализмом; почти все они достались Борьяне Кришто . Большая часть голосов, полученных Комшичем, пришла из преимущественно боснийских районов, и он довольно плохо показал себя в хорватских муниципалитетах, его поддержали менее 2,5% избирателей в ряде муниципалитетов Западной Герцеговины, таких как Широки Бриег , Любушки (0,8 %), Читлук , Посусье и Томиславград , при этом не сумев набрать и 10% в ряде другие. [ 13 ] Более того, общая численность хорватского населения во всей Федерации Боснии и Герцеговины тогда оценивалась примерно в 495 000 человек; [ 14 ] Только Комшич получил 336 961 голос, в то время как все остальные хорватские кандидаты в общей сложности набрали 230 000 голосов. Хорваты Боснии и Герцеговины считают его нелегитимным представителем и обычно относятся к нему как ко второму боснийскому члену президента. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Это вызвало разочарование среди хорватов, подорвало их доверие к федеральным институтам и усилило претензии на собственное образование или федеральную единицу. [ 19 ] Кроме того, представители двух меньшинств обратились в Европейский суд по правам человека , поскольку они не могут баллотироваться на пост президента государства из-за своего этнического происхождения (не являясь ни одной из трех составляющих наций), и выиграли дело. ЕС попросил Боснию и Герцеговину выполнить постановление Сейдича-Финчи , которое потребует изменения избирательного законодательства и, возможно, конституции.
Хорватские политические партии также жалуются на отсутствие системы общественного вещания на хорватском языке , ориентированной на хорватское сообщество. [ 20 ] [ 21 ] а также о неравномерном финансировании их учреждений культуры и образования в Федерации. Крупнейший город с хорватским большинством, Мостар , где проживает значительное боснийское меньшинство, с 2008 года находится в тупике, поскольку две общины не могут договориться о правилах проведения местных выборов. [ 22 ]
Недовольные представительством хорватов в Федерации, хорватские политические партии настаивают на создании федеральной единицы с хорватским большинством вместо нескольких кантонов. ПДД и другие боснийские партии решительно выступают против этого. [ 23 ] В январе 2017 года Национальное собрание Хорватии заявило, что «если Босния и Герцеговина хочет стать самодостаточной, то необходимо провести административно-территориальную реорганизацию, которая включала бы федеральную единицу с хорватским большинством. Это остается постоянным стремлением хорватский народ Боснии и Герцеговины». [ 24 ]
Хорватское самоуправление
[ редактировать ]
В 2000 году Управление Высокого представителя в стране внесло поправки в конституцию Федерации и ее избирательный закон, которые усложнили ее структуру и нарушили действовавший паритет между боснийцами и хорватами. Недовольные хорватские политики создали отдельное хорватское Национальное собрание , провели референдум параллельно с выборами и провозгласили хорватское федеральное образование в районах Федерации с хорватским большинством (Хорватское самоуправление или самоуправление, Hrvatska samouprava ). Федерация была объявлена устаревшей, и хорватским солдатам армии Федерации, а также офицерам хорватской таможни и полиции было предложено принести присягу на верность.
Хорватское самоуправление должно было стать временным решением до тех пор, пока не будут отменены спорные поправки и правила выборов. Попытка закончилась вскоре после подавления со стороны СПС и судебного разбирательства.
С 2001 года
[ редактировать ]С 2001 года различные хорватские политики и партии в разных избирательных циклах предлагали создать федеральную единицу с хорватским большинством. Иногда ее предлагают как федеральную единицу в составе Хорватско-Боснийской Федерации, в то время как другие предлагают разобрать Федерацию на два отдельных образования, с хорватским и боснийским большинством соответственно, и, таким образом, получить три образования на национальном уровне ( третья — нынешняя Республика Сербская ). Одно из немногих разработанных предложений по реформе, призывающее к созданию хорватского федерального образования в составе Федерации, было набросано перед всеобщими выборами 2014 года второстепенной хорватской партией, Хорватской республиканской партией (HRS). [ 25 ] По данным HRS, федеральная единица с хорватским большинством возьмет на себя полномочия и полномочия, которыми в настоящее время обладают кантоны Федерации . Федерация продолжит существовать как федерация кантона с хорватским большинством и кантона с боснийским большинством, а также нескольких взаимно разделяемых округов. Двухпалатный парламент Федерации будет сохранен; Депутаты Палаты народов будут избираться в кантональных и окружных ассамблеях членами ассамблеи от соответствующих стран пропорционально их доле в населении кантонов. [ 26 ] Предложение HRS:
|
Наиболее видные хорватские партии (ХДС БиГ, ХДС 1990 года и ХСС ), собравшиеся вместе в Национальном собрании Хорватии, до сих пор не смогли создать ничего, кроме простой концепции. [ 1 ] Драган Чович , президент одной из главных хорватских партий в Боснии, Хорватского демократического союза Боснии и Герцеговины , заявил, что «все хорватские партии предложат разделить Боснию и Герцеговину на три этнических образования с Сараево в качестве отдельного округа. Хорватские политики должны быть инициаторами новой конституции, которая гарантировала бы хорватам те же права, что и другим составляющим ее народам. Каждая федеральная единица будет иметь свои законодательные, исполнительные и судебные органы». Он заявил, что система двух образований несостоятельна и что хорваты подверглись ассимиляции и были лишены основных прав в федерации с боснийцами. [ 27 ]
В июле 2014 года Международная кризисная группа опубликовала отчет «Будущее Боснии» , в котором, среди прочего, предлагалось создать хорватское образование и реорганизовать страну в три образования:
В хорватском образовании нет ничего плохого. Это решило бы многие проблемы: больше не было бы необходимости в кантонах, а отношения между государством и образованием, а также между образованием и муниципалитетом могли бы быть последовательными на всей территории Боснии. Вместо запутанной федерации образований и народов страна будет представлять собой нормальную федерацию территориальных единиц, что имеет множество успешных европейских примеров. Этнические квоты могут быть заменены региональным представительством и защитой основных прав человека. [ 28 ]
- Международная кризисная группа, Будущее Боснии.
Политолог из колледжа Макалестер и Джорджтаунского университета предложил создание хорватского образования Валентино Грбавац в своей книге 2016 года «Неравная демократия», заархивированной 15 декабря 2020 года в Wayback Machine, в качестве оптимального решения. Он предложил передать те же полномочия, которыми Республика Сербская в настоящее время обладает , новым хорватским и боснийским образованиям, возможно, изменить границы муниципалитетов, чтобы лучше отражать этнический состав, и превратить Яйце в хорватско-боснийский район , как Брчко сегодня . Хорватское образование также будет «заботиться о благополучии и защите хорватов в других образованиях», одновременно вводя «сильную правовую защиту» и «гарантии прав других национальностей» в образовании с хорватским большинством. [ 29 ]
В своем эссе в журнале Foreignaffs в декабре 2016 года Лесс Тимоти утверждал , что внешняя политика США должна принять «требование хорватов о создании третьего образования в Боснии и Герцеговине». тесные политические и экономические связи с [Хорватией], такие как разрешение двойного гражданства и создание общих институтов», поскольку это позволило бы населению «удовлетворять свои самые основные политические интересы». [ 30 ] Дэвид Б. Канин, адъюнкт-профессор международных отношений Университета Джона Хопкинса и бывший старший аналитик разведки ЦРУ, отметил в феврале 2017 года, что односторонняя политика боснийских политиков «оправдывает требование хорватов создать собственное образование». [ 31 ]
Конституционные принципы
[ редактировать ]Конституционный суд Боснии и Герцеговины в своем эпохальном Решении о народном избирательном округе постановил, что:
Территориальное разграничение [Объектов] не должно служить инструментом этнической сегрегации – наоборот – оно должно учитывать этнические группы, сохраняя языковой плюрализм и мир, чтобы способствовать интеграции государства и общества как такового [...] Конституционный принцип коллективного равенства составляющих народов, вытекающий из признания боснийцев, хорватов и сербов составляющими народами, запрещает любые особые привилегии для одного или двух составляющих народов, любое доминирование в правительственных структурах и любую этническую гомогенизацию со стороны сегрегация на основе территориального разделения [...] [D]несмотря на территориальное разделение БиГ путем создания двух образований , это территориальное разделение не может служить конституционной легитимностью этнического доминирования, национальной гомогенизации или права на сохранение результатов этнической чистки [ ...] Определение боснийцев, хорватов и сербов в качестве составляющих народов в преамбуле Конституции БиГ должно пониматься как всеобъемлющий принцип Конституции БиГ, которого Образования должны полностью придерживаться... [ 32 ]
Территория
[ редактировать ]
Неясно, какую территорию будет охватывать хорватское федеральное образование. Обычно предполагается, что в его состав войдут муниципалитеты страны с хорватским большинством, но критерии четко не определены (требуется ли большинство в две трети, абсолютное большинство или плюрализм). [ 33 ] В некоторых муниципалитетах, особенно в Центральной Боснии , хорваты составляют незначительное большинство ( Витез , 55%) или просто большинство ( Мостар 48,4%, Бусовача 49,5%). Предложение CRP от 2014 года предполагало, что в Центральной Боснии Витез, Яйце , Бусовача, Добретичи , Киселяк , Крешево и Новый Травник вместе с восточной частью муниципалитета Фойница с хорватским большинством станут частью хорватского кантона, а Горний Вакуф-Ускоплье , Травник. , а Мостар будет районами в Боснийско-хорватская кондоминиум . [ 34 ] Однако это предложение поступило до переписи 2013 года публикации результатов . Вопреки ранее существовавшим предположениям, они показали, что в Яйце и Новом Травнике не было хорватского большинства.
Драган Чович , хорватский член президента страны , заявил в 2017 году, что хорватское образование будет включать в себя «Герцеговину, Посавину , Жепче и части Центральной Боснии ». [ 35 ] В конце 2016 года хорватский католический кардинал Винко Пулич заявил, что, по его мнению, хорватское образование должно будет также включить в себя части территории Республики Сербской. [ 36 ]
Некоторые академические предложения, а также частично предложение CRP 2014 года (в отношении Фойницы) и отчасти провозглашенная в 2001 году территория хорватского самоуправления предусматривают изменение границ муниципалитетов в смешанных боснийско-хорватских районах (Мостар, Центральная Босния), чтобы охватить там большая доля хорватов.
Международная кризисная группа отметила, что остатки хорватской территориальной автономии в Федерации существуют в виде территории, заархивированной 25 марта 2017 года в Wayback Machine, обслуживаемой электроэнергетической компанией Elektroprivreda HZ HB , «которая охватывает большинство районов проживания хорватов». [ 37 ] Хорватская почта Мостар , HT Мостар и т. д. Это территории, которые находились под контролем Герцег-Боснии и Совета обороны Хорватии (ХВО) в конце 1995 года. В феврале 2017 года Хорватской крестьянской партии Боснии и Герцеговины президент Марио Караматич заявил, что HSS потребует восстановления. Хорватской Республики Герцег-Босния в ее форме 1995 года, если Республика Сербская отделится . [ 38 ] Что касается предварительной территории Герцег-Боснии, Караматич предложил территорию, обслуживаемую электроэнергетической компанией Elektroprivreda HZ HB . [ 39 ]
Демография
[ редактировать ]В феврале 2017 года хорватскоязычная газета в Боснии Večernji list опубликовала предложение о создании хорватского образования, которое включало бы все муниципалитеты с хорватским большинством или множественным большинством (всего 24). Из 497 883 хорватов, проживающих в ФБиГ, 372 276, или 75%, будут проживать в хорватской федеральной единице. [ 40 ] Население составит 496 385 человек со следующим этническим составом: [ 41 ]
- 372 276 хорватов (75%)
- 111 821 боснийец (22,5%)
- 9200 сербов (1,9%)
Это сделало бы хорватское образование практически симметричной версией нынешней Федерации (70% боснийцев, 22% хорватов, 2% сербов). Если бы в состав образования была включена только западная, населенная хорватами часть муниципалитета Мостар , это уменьшило бы количество боснийцев в хорватском образовании примерно на 45 000 и увеличило бы хорватское большинство до 83%. Если муниципалитет Горни-Вакуф-Ускоплье будет разделен на муниципалитеты с хорватским и боснийским большинством, которые будут добавлены к двум образованиям соответственно, «Вечерний список» утверждает, что до 83% хорватов Федерации окажутся в хорватской федеральной единице. [ 40 ]
Опросы общественного мнения
[ редактировать ]Доля населения Хорватии или всего населения, считающего, что создание третьего хорватского образования будет лучшим решением для Боснии и Герцеговины:
Дата | Поддерживать | Опросник |
---|---|---|
ноябрь 2016 г. | 5% ФБиГ [ 42 ] | ИМПАК Интернешнл |
ноябрь 2015 г. | 9% ФБиГ [ 43 ] | ИМПАК Интернешнл |
июнь 2014 г. | 51% хорваты [ 44 ] | Национальный демократический институт |
Октябрь 2013 г. | 53% хорваты [ 45 ] | Университет Мостара |
май 2013 г. | 37,7% хорваты 7,7% ФБиГ [ 46 ] |
Prism Research (Сараево) |
Начало 2011 г. | 39% хорваты [ 47 ] | Фонд Фридриха Эберта |
ноябрь 2010 г. | 43% хорваты [ 48 ] [ 49 ] | Gallup Балканский монитор |
август 2010 г. | 53% хорваты 9% в целом [ 50 ] |
Национальный демократический институт |
октябрь 2009 г. | 36% хорваты 8% в целом [ 51 ] |
Национальный демократический институт |
сентябрь 2005 г. | 22% хорваты [ 52 ] | Prism Research (Сараево) |
май 2004 г. | 29% хорваты [ 53 ] | Prism Research (Сараево) |
Начало 2004 г. | 40% хорваты [ 54 ] | Отчет раннего предупреждения, ПРООН |
См. также
[ редактировать ]- Немецкоязычное сообщество Бельгии
- Инициативы автономии Секели
- Конституционная реформа в Боснии и Герцеговине
- Конституционно-правовое положение хорватов в Боснии и Герцеговине
- Предлагаемое отделение Республики Сербской
- Боснийская Республика
- Великая Хорватия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Даниял Хаджович (9 февраля 2017 г.). «КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ HDZ: Спите спокойно, третьей сущности не будет!» . slobodna-bosna.ba (на сербско-хорватском языке) . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Пабст, Волкер (3 декабря 2018 г.). «Президент Боснии и Герцеговины, уроженец серба, отвергает государство, которым он руководит» . Neue Zürcher Zeitung (на швейцарском верхненемецком языке). ISSN 0376-6829 . Проверено 21 февраля 2019 г.
- ^ «Ежемесячный прогноз на май 2017 года: Босния и Герцеговина» . Доклад Совета Безопасности . 28 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2023 года . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Лилянова, Велина (2015). «Босния и Герцеговина: Политические партии» (PDF) . Европейская парламентская исследовательская служба . п. 2. Архивировано (PDF) из оригинала 5 июня 2023 года . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ Бекич, Янко (14 февраля 2014 г.). «Готова ли теперь Босния и Герцеговина к появлению третьего, хорватского образования?» (на хорватском языке) . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ Глаурдич, Йосип (2011). Час Европы: западные державы и распад Югославии . Лондон: Издательство Йельского университета. п. 294. ИСБН 978-0300166293 .
- ^ «Балканский отчет: 17 марта 1999 г.» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 11 ноября 2008 года . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ «Босния и Герцеговина, свобода в мире в 2012 году». Архивировано 6 апреля 2019 года в Wayback Machine , Freedom House.
- ↑ Роуз, Элеонора: «Постановление боснийского суда придает вес хорватской агитации» , Balkan Insight, 15 декабря 16 г.
- ^ Персонал. «Босния: предложение по регионализации на столе» . Б92. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ↑ Эндрю МакДауэлл: «Дейтон никуда не денется» , Foreign Policy , 12 декабря 2015 г.
- ^ «Анализ новостей: На всеобщих выборах в Боснии ожидается мало сюрпризов» . Синьхуа . 3 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2010 г.
- ^ Центральная избирательная комиссия, результаты по муниципалитетам, 2010 г.
- ^ В БиГ проживают 48,4 процента боснийцев, 32,7 процента сербов и 14,6 процента хорватов (статья о предварительном отчете переписи 2013 года). Архивировано 31 июля 2014 года на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Международная кризисная группа : Будущее Боснии в Европе, Доклад № 232 , 10 июля 2014 г.
- ^ Фогель, Т.К. (9 октября 2006 г.). «Босния: от полей смерти к урне для голосования» . Глобалист . Архивировано из оригинала 10 октября 2009 года . Проверено 30 июля 2012 г.
- ^ Павич, Снежана (8 октября 2010 г.). «Неправда, что хорваты не голосовали за Желько Комшича, он получил 124 голоса в Груде» . Утренняя газета (на хорватском языке) . Проверено 6 апреля 2013 г.
- ^ «Реформа Федерации — это введение в реформу избирательного процесса» (на хорватском языке). Ежедневно. 13 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2013 г. . Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лука Орешкович: «Покончить с Et Cetera». Архивировано 9 октября 2014 года в Wayback Machine , Foreign Policy . 30 октября 2013 г.
- ^ Рубина Ченгич: «Хорваты настаивают на своем канале» , Nezavisne novine , 12 мая 2008 г.
- ^ Самир Хусейнович: «В Страсбург для телеканала на хорватском языке» , Deutsche Welle , 11 июня 2008 г.
- ^ Напиток, 2012.
- ^ Будущее Боснии, стр. 37-8.
- ↑ Роуз, Элеонора: «Боснийцы отвергают призывы к образованию боснийских хорватов» , Balkan Insight, 30 января 2017 г.
- ^ Конституционные изменения в Боснии и Герцеговине (PDF) (на хорватском языке). Босния и Герцеговина: Хорватская республиканская партия HRS. Сентябрь 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 г.
- ^ Конституционные изменения в Боснии и Герцеговине (PDF) (на хорватском языке). Босния и Герцеговина: Хорватская республиканская партия HRS. Сентябрь 2014 г. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 г.
- ^ «БОСНИЯ: «Санкции, если не будет прогресса в реформах», предупреждает заместитель главного посланника» . АДН Кронос Интернешнл. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ Конституционные изменения в Боснии и Герцеговине (PDF) (на хорватском языке). Босния и Герцеговина: Хорватская республиканская партия HRS. Сентябрь 2014 г. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 г.
- ^ Грбавац, Валентино (2016). Неравная демократия: политическая позиция хорватов в Боснии и Герцеговине (PDF) . Мостар: Институт социальных и политических исследований. стр. 166–168. ISBN 978-9958-0379-1-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 2 мая 2024 года.
- ^ Меньше, Тимоти (20 декабря 2016 г.). «Дисфункция на Балканах. Может ли постюгославское урегулирование выжить?» . Иностранные дела . Архивировано из оригинала 2 мая 2024 года . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Канин, Дэвид Б. (28 февраля 2017 г.). «Причинение вреда» . Трансконфликтный . Проверено 2 мая 2024 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ↑ Конституционный суд Боснии и Герцеговины, U-5/98 (частичное решение, часть 3), пар. 26, 54, 57, 60, 61, Сараево , 1 июля 2000 г.
- ↑ Мирьяна Касапович: «ПЛАН ЕПИСКОПА ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ БиГ ПРИВЕДЕТ К ВОЙНЕ! Их предложение чрезвычайно опасно, и к счастью, их политическая сила — никакой» , Globus , 24 февраля 2017 г.
- ^ CRP: Конституционные изменения в Боснии и Герцеговине. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine , стр. 9 (карта)
- ^ «Чович: Третье образование будет состоять из Герцеговины, Посавины, центральной Боснии и Жепче» , Nezavisne novine, 7 января 2017 г.
- ^ «Кардинал: хорватскому образованию придется включить территорию РС» , tanjug, b92.net, ПЯТНИЦА, 11 НОЯБРЯ 2016 г.
- ^ Будущее Боснии, с. 37
- ^ «HSS потребует восстановления HR-HB в случае отделения РС» , fena.ba, 22 февраля 2017 г.
- ^ «Беляк в Мостаре: хорваты Герцег-Боснии были на стороне Хорватии, и она игнорировала их в течение 100 лет». Архивировано 23 февраля 2017 г. в Wayback Machine , РАДИО ЛЮБУШКИ, 22 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Вот сколько хорватов будет жить в федеральной единице с преобладающим хорватским населением в БиГ» , vecernji.ba, 6 февраля 2017 г.
- ^ «БОЛЬШЕ СТАТИСТИКИ: Мы принимаем национальную структуру образования с большинством хорватов и боснийцев» , hms.ba, 6 февраля 2017 г.
- ^ Карсимамович Вукотич и др. (март 2017 г.) Результаты национального исследования мнений граждан в Боснии и Герцеговине, 2016 г. , стр. 25.
- ^ Е Чжан и Найда Чарсимамович Вукотич (апрель 2016 г.) Результаты национального исследования восприятия граждан в Боснии и Герцеговине, 2015 г. , стр. 26.
- ^ Язвич, Деян. «Хорваты хотели бы третьего образования, боснийцы — его отмены, а сербы — статус-кво» , «Вечерний список», 7 августа 2014 г.
- ↑ Юкич, Эльвира: «Боснийские хорваты хотят существования и телевидения, говорит опрос» , Balkan Insight, 19 декабря 2013 г.
- ^ Результаты опроса общественного мнения — Аналитический отчет для Офиса Постоянного координатора ООН в Боснии и Герцеговине , Prism Research, 2013, стр. 41–42.
- ^ Прыгай, Бозо. «ЧТО ХОРВАТЫ, БОСНИЯКИ И СЕРБЫ ДУМАЮТ ДРУГ О ДРУГЕ, А ЧТО О БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ?» , Экстра, 18 апреля 2011 г.
- ^ Мабри, Т.Дж., МакГарри, Дж., Мур, М., и О'Лири, Б. (ред.). (2013). Разделенные нации и европейская интеграция . Издательство Пенсильванского университета. , стр. 243, ф5.
- ^ Bertelsmann Stiftung, BTI 2012 — Страновой отчет Боснии и Герцеговины. Гютерсло: Bertelsmann Stiftung, 2012. Архивировано 7 декабря 2018 года в Wayback Machine , стр. 6
- ^ «Опрос общественного мнения Боснии и Герцеговины (БиГ), август 2010 г.» , стр. 42
- ^ «Опрос общественного мнения в Боснии и Герцеговине (БиГ), октябрь 2009 г.» , стр. 37
- ^ Туатэйл, Г.О., О'Локлин, Дж., и Джипа, Д. (2006). Босния и Герцеговина через десять лет после Дейтона: конституционные изменения и общественное мнение. Евразийская география и экономика , 47 (1), 61–75, с. 68
- ^ Мабри, Т.Дж., МакГарри, Дж., Мур, М., и О'Лири, Б. (ред.). (2013). Разделенные нации и европейская интеграция . Издательство Пенсильванского университета. , стр. 243, ф5.
- ^ Страны в переходном периоде - Босния и Герцеговина, 2005 г. Архивировано 6 декабря 2017 г. в Wayback Machine , Freedom House.
Источники
[ редактировать ]- Беванда, Сладжан; Беванда, Славен; Мерджо, Йосип; Видович, Даниэль (17 сентября 2012 г.). « Меморандум о позиции хорватов в Мостаре посольству Испании в Боснии и Герцеговине » (PDF) . Bljesak.info - Бх. Интернет-портал. Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2012 года.
- Грбавац, Валентино (2016). Неравная демократия: политическая позиция хорватов в Боснии и Герцеговине (PDF) . Мостар: Институт социальных и политических исследований. ISBN 978-9958-0379-1-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 2 мая 2024 года.
- Ситарски, Милан; Вукоя, Иван (2016). Босния и Герцеговина - федерализм, равенство, устойчивость: исследование реорганизации Боснии и Герцеговины с целью обеспечения институционального равенства составляющих ее наций. (Босния и Герцеговина: исследование реорганизации БиГ для обеспечения институционального равенства составляющих ее народов) (на хорватском языке). Мостар: Институт социальных и политических исследований. ISBN 978-9958-9185-6-8 .
- «Будущее Боснии» (PDF) . Отчет по Европе . 232 . Международная кризисная группа. 10 июля 2014 г. Архивировано (PDF) из оригинала 22 июля 2014 г. . Проверено 2 мая 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бибер, Флориан (2001). «Хорватское самоуправление в Боснии: вызов Дейтону?» (PDF) . Краткое описание ЭКМИ . Европейский центр по вопросам меньшинств .
- Листхауг, Ола; Рамет, Сабрина П. (2013). Босния и Герцеговина после Дейтона: гражданские и негражданские ценности» . Равенна : Лонг Издатель. ISBN 978-88-8063-739-4 .
- Маркешич, Иван [ред.] (2010): Хорваты в БиГ: конституционное положение, культурное развитие и национальная идентичность , Загреб: Загребского университета Юридический факультет , Центр демократии и права « Мико Трипало », ISBN 978-953-270-044-2
- Нешкович, Радомир (2013). Незавершенное государство: политическая система Боснии и Герцеговины Сараево: Фонд Фридриха-Эберта , ISBN 9789958884207
- Соерен, Кейл (2013). Многонациональный федерализм в Боснии и Герцеговине . Фарнхэм : Издательство Ashgate . ISBN 978-1-409-45700-8 .
- Тадич, Мато (2013): Конституционное положение хорватов в Боснии и Герцеговине от Вашингтонского соглашения до сегодняшнего дня , Мостар: Matica hrvatska , ISBN 978-9958-9790-2-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хорватское Национальное собрание Боснии и Герцеговины, официальный сайт
- Хорваты (Босния) , Принстонская энциклопедия самоопределения (2010)
- ИДПИ институт
- Бекич, Янко. «Готова ли теперь Босния и Герцеговина к появлению третьего, хорватского образования?» , Список Джутарджи , 14 февраля 2014 г.
- РЕЗОЛЮЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА об отчете Комиссии по Боснии и Герцеговине за 2016 год , 6 февраля 2017 г.
- «Босния: проблема, которая не исчезнет» , The Economist