Люди Агуаруна
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2015 г. ) |
Аваджун | |
---|---|
Общая численность населения | |
70 468 чел. ок. [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Перу | |
Языки | |
Агуаруна |
Агуаруна коренные (или Аваюн , их эндоним ) — жители перуанских джунглей. Они живут в основном на реке Мараньон на севере Перу, недалеко от границы с Эквадором и несколькими притоками Мараньона, реками Сантьяго, Ньева , Сенепа , Нумпатакай и Чириако . В настоящее время они владеют титулованными общественными землями в четырех регионах Перу: Амазонас , Кахамарка , Лорето и Сан-Мартин . Значительная часть населения аваджуна также проживает в бассейне реки Альто-Майо в департаменте Сан-Мартин. По данным переписи 1993 года, численность орлов составляет около 5,0 особей. [ нужна ссылка ] По данным Всемирной переписи населения за 2000 год, их население составляет чуть более 8000 человек. [ нужна ссылка ]
Аваджун сопротивлялись попыткам включить их в состав империй инков и Испании. Их репутация свирепых людей и труднопроходимая местность, в которой они живут, не позволяли им интегрироваться в перуанское национальное общество до конца 1950-х годов, а позже и в некоторых частях их территории.
Таможня
[ редактировать ]Условия проживания
[ редактировать ]Семьи аваджун, моногамные или полигамные , традиционно жили в рассредоточенных кварталах родственников, связанных происхождением и браком. Строительство дорог и создание двуязычных школ и медицинских пунктов привели к более кластерной структуре поселений , а в некоторых случаях к появлению густонаселенных деревень.
Примеры городов Аваджун включают Ютупису на реке Сантьяго и Хапайме на Ньеве .
Города, в которых существует образец нуклеарного населения, на их родном языке называются «яакат» и не имеют улиц, пешеходных дорожек или площадей, а состоят из домов традиционной постройки. Эти дома расположены в некоторой асимметричной форме, и обычно наблюдается тенденция располагать их линейно вдоль реки.
Среди аваджун существует традиционный институт взаимопомощи, известный на их языке как ипаамаму , который можно увидеть в действии прежде всего, когда они строят жилье для молодых пар, расчищают поля и, реже, сеют юку и арахис .
Аваджун традиционно были полукочевым населением, регулярно переселявшимся по мере того, как плодородие почвы и популяция диких животных в непосредственной близости от их домов сокращались. Такие переселения стали более редкими, поскольку аваджун обнаружил, что их диапазон передвижения все чаще ограничивается титулованными общинными землями, которые в некоторых случаях теперь окружены фермами и деревнями колонистов некоренного происхождения.
Охота, собирательство и сельское хозяйство
[ редактировать ]Основные виды животных, на которых охотятся агуаруна, включают саджино , хуангану , бразильского тапира ( сачавака ), маленькую красную скобку , оцелота и оторонго ( ягуара ). Виды, на которые охотятся реже, включают махаз , ронсоко , ачуни , анухе , карачупу , выдру , различные классы обезьян и птиц.
Животные, на которых они охотятся, не только дают мясо ; кожа, перья , зубы и кости Также используются . Таким образом, охота преследует двойную цель: удовлетворение пищевых потребностей, а также изготовление поделок, лекарств и предметов, используемых в колдовстве . Традиционно племя охотилось с помощью копья, усовершенствованного пижуайо (пальма из очень твердой древесины) и духовой трубки . В настоящее время копье почти полностью вытеснено дробовиком, но они также продолжают использовать духовую трубку .
Они собирают дикие плоды некоторых пальм , например увиллу некоторых кустарников и почки пальм и , а также стебли , кору , смолы . Они добывают лече каспий и собирают мед диких пчел , съедобных червей ( сури ), жуков , лекарственных растений и лиан . Они используют все, что собирают, в пищу, в ремеслах , в традиционной медицине , в колдовстве или в качестве топлива , придерживаясь исконного образца самодостаточности. Аваджун известны среди натуралистов своими глубокими знаниями о флоре и фауне тропических лесов, что стало предметом обширных исследований этноботаников и этнозоологов.
В качестве сельскохозяйственных инструментов они используют традиционный вай (палка с острым концом, сделанная из древесины пижуайо пальмы ), а также топор , мачете и лопату .
Другая деятельность
[ редактировать ]Основными ремеслами являются мужские виды деятельности, такие как плетение веревок , плетение корзин , строительство каноэ и текстильное производство ; и женские занятия, такие как керамика и изготовление ожерелий из семян , насекомых маленьких крыльев и бус . Мужчины делают головные уборы из изысканных перьев , а также хлопчатобумажных лент, на концы которых надевают перья и человеческие волосы. Эти украшения хранятся в бамбуковых футлярах.
История
[ редактировать ]Настоящее происхождение народа агуаруна до сих пор остается загадкой. В соответствии с расовыми характеристиками большинства некоторые антропологи предполагают, что они спустились в Анды много веков назад и приспособились к географическим условиям региона. [ нужна ссылка ] Другие полагают, что это эмигранты из Центральной Америки, пришедшие либо по побережью, либо по рекам. [ нужна ссылка ] Они обосновались в зоне, гораздо более широкой, чем та, которую они занимают сейчас. Судя по всему, в эту зону входил и современный Хаэн . Говорят также, что они находились под влиянием культурных групп, которые были иммигрантами с островов Меланезии . [ нужна ссылка ]
Они всегда имели репутацию храбрых воинов, отличающихся своими военными навыками. Физически существуют различия между агуарунами и другими обитателями тропических лесов Перу . Их средний рост выше (особенно у мужчин), а их физическое телосложение указывает на силу. [ нужна ссылка ]
Агуарунас имеют традиционную идеологическую и материальную культуру и общаются друг с другом на своем языке. Словарь этого языка Vocabulario aguaruna del Amazonas (Aguaruna Vocabulary of Amazonas) был составлен Милдред Л. Ларсон и опубликован SIL International в 1966 году. Агуарунас расположены в географическом районе реки Мараньон, то есть на берегах реки Мараньон и ее притоков — рек Сантьяго, Ньева , Сенепа , Нумпатакай и Чириако .
В отличие от многих других культурных групп на территории нынешнего Перу, агуаруна никогда не были успешно завоеваны инками , хотя есть сообщения о попытках проникнуть на эту территорию инков Уайна Капака и Тупака Инка Юпанки .
Испанские впервые столкнулись с Агуаруной в 1549 году , конкистадоры когда были основаны города Хаэн-де-Бракаморос и Санта-Мария-де-Ньева . Пятьдесят лет спустя восстание среди коренного населения вынудило испанцев покинуть этот район. была основана сельскохозяйственная колония. Позже в 1865 году в Борхе Попытки доминиканских и иезуитских миссионеров обратить Агуаруна в свою веру оказались в основном безуспешными.
Традиционно экономика Агуаруна основывалась в основном на охоте, рыболовстве и натуральном сельском хозяйстве. Однако за последние несколько десятилетий они все больше стали заниматься капитализмом. Некоторые общины теперь выращивают рис, кофе, какао и бананы для продажи либо на местных рынках, либо для перевозки в прибрежные города, такие как Чиклайо . Техническое обслуживание трансандского нефтепровода и производство лекарственных растений также играют важную роль в местной экономике.
Религия
[ редактировать ]Агуаруны традиционно верили во многих духов и мифологических персонажей, среди них: Зевс или Солнце; Нугкуи , или Мать-Земля, Пачамама, обеспечивающая успех сельского хозяйства и обеспечивающая глину для керамики; Цугки , водные духи, живущие в реках; и Бикут , или шаман-отец, который превращается в галлюциногенные растения, которые, смешанные с аяуаской , наркотиками, позволяют человеку общаться с могущественным духом, но убивают половину населения. [ 2 ]
Молодые люди традиционно принимали галлюциногенные растения, в том числе аяуаску, чтобы вызвать видения. Считалось, что видения — это души мертвых воинов, и если молодой человек не выказывал страха, он получал духовную силу, известную как аджутап . Человек с такой силой духа был бы неуязвим в бою.
В далеком прошлом народ Агуарунас практиковал уменьшение человеческих голов для изготовления цанца .
Евангелические миссионеры начали связываться с агуарунами в середине 20 века, и сегодня многие агуаруна обратились в христианство.
Споры о биопиратстве
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Март 2020 г. ) |
Во второй половине 20-го века прибытие протестантских и иезуитских миссионеров, строительство дорог и нефтепровода создали существенную напряженность между народом Агуаруна, бедными сельскохозяйственными колонистами, государственными учреждениями и корпорациями. [ 3 ] В ответ на новые угрозы их образу жизни агуаруна начали организовывать политические и социальные меры, чтобы защитить себя на основе принципов, совместимых с другими правами коренных народов . Общественные организации агуаруна включают Центральную организацию общин агуарунас дель Альто Мараньон (OCCAAM), основанную в 1975 году, и Consejo Aguaruna y Huambisa (CAH), организацию, основанную в 1977 году, которая представляет агуаруна и тесно связанную с ней этническую группу уамбиса . С тех пор организаторы сообщества Агуаруна основали более 12 местных организаций (включая федерацию женщин Агуаруна).
CAH широко считается наиболее влиятельным политическим образованием, представляющим народы агуаруна (и уамбиса), и сыграло центральную роль в движениях коренных народов на национальном уровне в Перу, а также в основании Координационного органа организаций коренных народов бассейна Амазонки (COICA). который представляет амазонские народы со всей Южной Америки .
В середине 1990-х годов Агуаруна участвовал в переговорах по новому соглашению о биоразведке с американской фармацевтической транснациональной компанией GD Searle & Company (тогда входившей в состав Monsanto ) и группой этноботаников из Вашингтонского университета в Сент-Луисе . Проект включал в себя разногласия по поводу нарушений прав агуаруна на их генетические и культурные ресурсы, а также на справедливую долю в потенциальной прибыли, получаемой от фармацевтических препаратов на основе их традиционных знаний о лекарственных растениях. Национальные институты здравоохранения США заморозили финансирование ученых Вашингтонского университета. [ 4 ] [ 5 ]
Переговоры, начавшиеся между Вашингтонским университетом и CAH по соглашению о биоразведке, провалились, когда Уолтер Льюис из Вашингтонского университета собрал лекарственные растения и знания Агуаруна без действующего соглашения о разделе выгод, что привело к обвинениям в биопиратстве . CAH разорвал отношения с Уолтером Льюисом, Вашингтонским университетом и их спонсорами из правительства США.
Как Тим Кэхилл написал в своем отчете журнала «Аутсайд» о поисках отца «Тьмы на реке», «Вечером 18 января 1995 года», незадолго до начала пограничной войны с соседним Эквадором, «два 26 Двухлетние американцы Джош Сильвер и Пэтчен Миллер плыли по Мараньону на большом плоту из пробкового дерева, который они построили несколькими днями ранее. Около 9:30 того же дня они привязались к водовороту в нижнем течении острова. , их застрелили и бросили умирать. Джош Сильвер выжил и лечился от ран на военной базе, а затем был переведен в больницу в Санта-Мария-де-Ньева. Генеральному консулу США в Перу Томасу Холладею сообщили, что это произошло у двух американцев. подвергся нападению. Один был жив, другой пропал без вести и опасался смерти». Тело Патчена так и не было найдено, а преступление раскрыто. Нападавшие были пьяными Агуарунас, вероятно, из соседней деревни Уаракайо. Было предположение, что агуаруна приняла двух американцев за охотников за образцами из Вашингтонского университета. Не исключено также, что перуанская армия заподозрила их в шпионаже накануне начала войны с Эквадором в близлежащем приграничном районе. Несмотря на попытки посольства добиться решительных действий, перуанское правительство не предприняло серьезных усилий по расследованию убийства, оставив расследование плохо оборудованному местному полицейскому посту в Ньеве. Армия провела собственное расследование сразу после того, как Джош Сильвер появился на пристани армейского аванпоста в Уракузе, но не поделилась своими выводами с гражданскими властями.
После этого Вашингтонский университет вступил в переговоры с OCCAAM, а также с их национальной представительной организацией — Конфедерацией национальных амазонок Перу (CONAP). Одним из первых требований этих организаций было возвращение всех материалов и знаний, ранее собранных Вашингтонским университетом. Они также потребовали провести традиционную встречу в форме ИПААМАМУ на территории Агуаруна. На IPAAMAMU, на котором присутствовало более восьмидесяти представителей шестидесяти общин агуаруна, участники одобрили продолжение переговоров и обратились к CONAP, его юрисконсульту и представителю Перуанского общества экологического права (SPDA) с просьбой предоставить им совет и поддержку в переговорах.
Юрисконсульт SPDA, ирландский адвокат Брендан Тобин, неоднократно предлагал свои юридические услуги Consejo Aguaruna Huambisa (CAH), но они отказывались. В значительной степени это произошло из-за тесных отношений СПДА с правительством тогдашнего президента Перу Альберто Фухимори .
Переговоры с OCCAAM и другими участвующими организациями привели к заключению ряда соглашений, включая «лицензию на ноу-хау», которую заключили участвующие организации Agaurauna, CONAP и фармацевтическое подразделение Monsanto Searle and Company. Лицензионное соглашение было разработано для того, чтобы дать Агуарунам больший контроль над использованием своих знаний после того, как они вышли из-под их прямого контроля.
, концепция «лицензии на ноу-хау» применительно к знаниям коренных народов является первой в законодательстве По мнению профессора Чарльза МакМаниса из юридического факультета Вашингтонского университета . Профессор МакМанис работал в том же университете, получая прибыль от этого соглашения, и в любом случае лицензия не принесла никому ни денег, ни славы, кроме советника SPDA. Агуарунам это ничего не принесло.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перепись населения 2017 г.
- ^ Браун, Майкл Ф. (1986). Дар Цева: магия и значение в амазонском обществе . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. ISBN 9780817353643 .
- ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Белл, Джанет (1997). «Последние маскировки биопиратства» . Рассада . 14 (2): 2–10.
- ^ Грин, Шейн (апрель 2004 г.). «Корпорация коренных народов? Культура как политика, культура как собственность в фармацевтической биоразведке». Современная антропология . 45 (2): 211–237. дои : 10.1086/381047 . JSTOR 10.1086/381047 . S2CID 149517031 .
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2009 г. ) |
Примечания
[ редактировать ]- Аделаар, Виллем Ф.Х. при сотрудничестве Питера К. Муйскена. (2004) Языки Анд (особенно раздел 4.4 «Хивароанские языки») Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Асангкай Седжекам, Нексар. (2006). Аваджун. Фонетические иллюстрации индейских языков, под ред. Стивен А. Марлетт. Лима: SIL International и Университет Рикардо Пальмы. © 2006 Нексар Асангкай Седжекам. [2]
- Асангкай Седжекам, Нексар. (2006). Социолингвистическая ситуация языка аваджун в 2006 г. Социолингвистическая ситуация индейских языков, под ред. Стивен А. Марлетт. Лима: SIL International и Университет Рикардо Пальмы. [3]
- Браун, Майкл Ф. (1986) Дар Цева: магия и значение в амазонском обществе. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института.
- Браун, Майкл Ф. (2014). Вверх по течению: бурная жизнь и времена амазонского народа . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674368071 . OCLC 875999867 .
- Кэхилл, Тим. Тьма на реке. (1995) Внешний журнал
- Кэмпбелл, Лайл. (1997) Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных народов Америки. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Корбера Мори, Анхель, (1984) Библиография языковой семьи джибаро (1). Лима: Исследовательский центр прикладной лингвистики, рабочий документ 48, Национальный университет мэра Сан-Маркоса.
- Грин, Шейн. 2004 "Корпорация коренных народов?" Современная антропология, 45 (2).
- Грин, Шейн. 2006 Журнал латиноамериканских исследований «Переход через Анды», 38 (2).
- Ларсон, Милдред Л., составитель. 1958. Сравнительная лексика агуаруна и испанского языков. Лима: Летний лингвистический институт.
- Солис Фонсека, Густаво. (2003) Языки в перуанской Амазонке, Лима: Издание по запросу.
- Увараи Ягкуг, Авель; Исаак Пис Суйкай и Джеймс Риган. (1998). Агуаруна-испанский словарь, Awajun chicham apáchnaujai. Лима: Амазонский центр антропологии и практического применения.
- Випио Д., Джерард, Александр Пати, Антунс С. и Марта Джакуэй. 1996. Агуаруна-испанский, испанско-агуарунский словарь. Серия перуанской лингвистики, 39. Лима: Министерство образования и Летний лингвистический институт.