Рейхсрат (Германия)
Рейхсрат | |
---|---|
Тип | |
Тип | Верхняя палата ( де-факто ) Веймарской Республики |
История | |
Основан | 14 августа 1919 г. |
Расформирован | 14 февраля 1934 г. |
Предшественник | Федеральный совет , Германская империя |
Преемник | Федеральный совет Германии (1949) |
Сиденья | 63–68 |
Место встречи | |
Здание Рейхстага , Берлин | |
Конституция | |
Конституция Германского Рейха |
Рейхсрат был де- факто Веймарской республики верхней палатой парламента Германии; нижней палатой был всенародно избранный Рейхстаг . Члены Рейхсрата назначались правительствами земель Германии для представления их интересов в законодательстве и управлении нацией на федеральном уровне. Его полномочия были относительно ограничены, что делало его значительно слабее, чем его предшественник, Бундесрат Германской империи (1871–1918). Он мог бы представить закон, который Рейхстаг мог бы рассмотреть и наложить вето на принятые им законы, но вето можно было преодолеть. Рейхсрат также играл роль в применении и реализации законов Рейха.
После того как нацисты взяли власть в свои руки в 1933 году, они централизовали всю власть, в том числе государственную. Рейхсрат больше не имел своих функций и был распущен законом 14 февраля 1934 года.
Состав [ править ]
Рейхсрат состоял из представителей восемнадцати немецких земель , правительства которых назначали его членов. Согласно статье 63 Веймарской конституции , «государства должны быть представлены в рейхсрате членами своих министерств». [1] Все депутаты рейхсрата имели императивный мандат, то есть они были связаны инструкциями правительственного органа, который их назначил. [2] Число представителей входящих в состав штатов зависело от их населения. Статья 61 гарантировала каждому штату как минимум один голос и, следовательно, одного члена. [1] В случае более крупных штатов первоначально на каждый миллион жителей отводился один голос. Закон Рейха от 24 марта 1921 года снизил это число до каждых 700 000 жителей и предусматривал, что оставшиеся по крайней мере 350 000 жителей будут считаться 700 000. [3] Ни одному штату не разрешалось иметь более двух пятых всех голосов или членов.
Пруссия , население которой могло бы оправдать это, имея чуть более шестидесяти процентов голосов рейхсрата, была единственным государством, на которое распространялся максимум в две пятых. Его все еще сильные позиции были еще больше ослаблены 14 июля 1921 года, когда в соответствии с законом штата, упомянутым в статье 63, половина его членов должна была выбираться провинциальными ассоциациями прусских провинций , а не правительством штата. [1] (Прусская провинциальная ассоциация ( Provinzialverband ) была органом местного самоуправления над муниципалитетами, а также сельскими и городскими округами.) Эта Clausula antiborussica («антипрусская оговорка»), не позволяя правительству штата Пруссии оказывать слишком большое влияние, был призван добиться определенной справедливости по отношению к меньшим штатам, имеющим меньшее количество голосов.
голосов в Рейхсрате штатам Распределение по
Состояние | 15 августа 1919 г. | 1 мая 1920 г. | 14 июля 1921 г. | 15 мая 1926 г. | 1 апреля 1929 г. |
---|---|---|---|---|---|
Пруссия | 25 | 22 | 26 | 27 | 26 |
Бавария | 7 | 7 | 10 | 11 | 11 |
Саксония | 5 | 5 | 7 | 7 | 7 |
Вюртемберг | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Баден | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Тюрингия [а] | 7 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Гессе | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Гамбург | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Останавливаться | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Брансуик | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Бремен | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Губы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Любек | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Мекленбург-Шверин | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Мекленбург-Стрелиц | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Ольденбург | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Шаумбург-Липпе | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Вальдек-Пирмонт [б] | 1 | 1 | 1 | 1 | - |
Итоги | 63 | 55 | 66 | 68 | 66 |
- ^ Каждая из семи земель ( Ройсс , Саксен-Альтенбург , Саксен-Гота , Саксен-Майнинген , Саксен-Веймар-Айзенах , Шварцбург-Рудольштадт и Шварцбург-Зондерсхаузен ) имела одно место до 1 мая 1920 года, когда они объединились в Тюрингию, которая была выделили 2 места.
- ↑ 30 ноября 1921 года Пирмонт объединился с Пруссией; Вальдек последовал за ним 1 апреля 1929 года.
Организация [ править ]
Хотя по конституции Рейхстаг должен был собираться ежегодно (статья 24), Рейхсрат созывался под ответственность правительства Рейха. Рейхсрат также возглавлял член правительства (статья 65), обычно министр внутренних дел. [4]
Рейхсрат мог формировать комитеты из своих членов. Назначенные имели равные права голоса, хотя ни один штат не мог иметь более одного голоса в комитете (статья 62). Внутри рейхсрата каждый член, а также члены правительства рейха могли вносить предложения; в этом отношении он отличался от бывшего Бундесрата, в котором правительство рейха не имело права инициативы. Предложения принимались простым большинством голосов.
Права [ править ]
Конституция перечисляла относительно мало полномочий Рейхсрата. Оно имело право:
- вынести законопроект на рассмотрение, и в этом случае правительству Рейха было разрешено прокомментировать его. Статьи 68 и 69 под заголовком «Национальное законодательство» гласят:
Статья 68. Законопроекты вносятся Национальным министерством [правительством Рейха] или членами Рейхстага. Национальные законы принимаются Рейхстагом. Статья 69. Для инициирования законопроектов Национальным министерством необходимо согласие Рейхсрата. Если национальное министерство и рейхсрат не придут к согласию, национальное министерство, тем не менее, может внести законопроект, но должно представить при этом особое мнение рейхсрата. Если рейхсрат принимает законопроект, на который национальное министерство не дает согласия, министерство должно внести такой законопроект в рейхстаг, сопровождая его выражением своей точки зрения. [1]
- быть информированным правительством Рейха о текущих государственных делах (статья 67)
- закон о вето, принятый Рейхстагом, хотя вето могло быть преодолено большинством в две трети голосов Рейхстага (статья 74).
Оценка своей позиции [ править ]
В традициях немецкого федерализма Рейхсрат был институционализированным представительством интересов штатов на национальном уровне. Прежде всего потому, что он потерял свой равный статус в законодательном процессе, Рейхсрат был менее важен, чем имперский Бундесрат, который номинально был высшим конституционным органом Империи. Он также потерял независимость, потому что правительство Рейха не только отвечало за это, но и могло также принимать законы напрямую, тогда как Бундесрат теоретически был чистым представителем интересов государственных суверенов (хотя и в нем доминировала Пруссия), которому руководство Рейха должно было следовать.
Рейхсрат имел право давать советы по законодательству и накладывать вето, но Рейхстаг мог преодолеть вето и, таким образом, номинально был более сильным из двух парламентских органов. Поскольку в рейхстаге было много партий и объединить две трети голосов было непросто, правящие партии в рейхстаге обычно пытались заранее договориться с рейхсратом. Тот факт, что председатель рейхсрата был членом правительства рейха, также ограничивал суверенные права рейхсрата: он мог быть созван только в том случае, если одна треть его членов просила об этом правительство рейха (статья 64). [1] Поскольку председатель рейхсрата был министром правительства, рейх также имел определяющее влияние на ход деятельности рейхрата.
Рейхсрат не был чисто законодательным органом. Поскольку от него требовалось утверждать большинство правительственных актов ( Verordnungen ), оно также участвовало в управлении Рейхом. В результате штаты, опираясь на опыт своей министерской бюрократии, смогли оказывать значительное влияние на выполнение законов Рейха, которые они также обычно исполняли самостоятельно. Из-за относительной стабильности правительств штатов Рейхсрат рассматривался как один из последних прочных якорей веймарских институтов, особенно на заключительном этапе существования республики, когда Рейхстаг был все более неспособен действовать. [5]
Ослабление Рейхсрата по сравнению с его положением согласно конституции Германской империи является частью в целом более централизованного характера Веймарской конституции, которая значительно расширила законодательную власть Рейха и его контрольные права над государствами. «Суверенитет Рейха над штатами» [6] это тогда предполагалось в конституционном праве, вместе с реформами министра финансов Матиаса Эрцбергера 1919/20 года, которые ввели национальный подоходный налог, привели к значительному ослаблению позиций входящих в состав штатов, которое не было отменено до конституции Федеративной Республики Германия. Германия вступила в силу в 1949 году. Ее Бундесрат по своему составу и компетенциям создан по образцу Рейхсрата. По сравнению с Рейхсратом, Бундесрат Федеративной Республики имеет более сильную позицию в отношении законов, требующих его одобрения ( Zustimmungsgesetze ), на которые он имеет абсолютное право вето, но более слабую позицию в отношении законов, которые этого не требуют ( Einspruchsgesetze). ). Бундесрат может наложить на них вето, но Бундестаг может отменить их простым большинством голосов.
Конец национал - социализму
В ходе захвата власти национал-социалистами в 1933 году государства Германского рейха прошли процесс Gleichschaltung (нацификации). Пруссия была захвачена правительством под руководством рейхсканцлера Франца фон Папена в результате прусского государственного переворота 1932 года ; На основании Указа о пожаре Рейхстага от 28 февраля 1933 года новый нацистский режим сформировал во всех землях правительства во главе с назначенными рейхскомиссарами. Поскольку комиссары назначили членов Рейхсрата, нацисты быстро получили подавляющее большинство, которое затем использовалось для подтверждения Закона о полномочиях, принятого Рейхстагом 24 марта 1933 года. Этот закон позволял Гитлеру как канцлеру принимать законы и обеспечивать их соблюдение без участия рейхсрата. парламент.
Временный закон о сотрудничестве штатов с рейхом от 31 марта 1933 г. [7] существенно ограничило влияние парламентов штатов. Законом о реконструкции Рейха ( Gesetz über den Neuaufbau des Reichs ) от 30 января 1934 г. [8] парламенты штатов были упразднены, а суверенные права штатов переданы Рейху. Поскольку закон затронул конституцию, его должен был утвердить Рейхсрат, который к тому моменту состоял только из представителей нацистов. Он сделал это на своей последней сессии 30 января 1934 года. [4] Поскольку штаты теперь были лишь административными единицами центрального государства, их представительство потеряло свое значение. Упразднение Рейхсрата тогда стало возможным, поскольку Закон о реконструкции Рейха давал правительству Рейха право определять конституционное право. Правительство Рейха официально распустило Рейхсрат 14 февраля 1934 года посредством Закона об упразднении Рейхсрата ( Gesetz über die Aufhebung des Reichsrats ). [9] При централизованном нацистском режиме больше не было места палате, представляющей государства.
После Второй мировой войны [ править ]
В ФРГ Бундесрат представлял земли с 1949 года. В бывшей ГДР (Восточная Германия) Палата земель ( Länderkammer ) с 1949 по 1958 год. эту функцию выполняла
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Wikisource . – через
- ^ «Рейхсрат Веймарской республики» . Эухенио Пачелли: Критическое онлайн-издание отчетов нунциатуры с 1917 по 1929 год . 2 февраля 2019 года . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ «Законодательный вестник Германского рейха 1921 года: Закон о представительстве земель в рейхсрате . » de.wikisource.org (на немецком языке) . Проверено 28 октября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «75 лет назад Рейхсрат был распущен: слабая позиция Рейхсрата» . Bundesrat.de (на немецком языке). 3 марта 2009 года . Проверено 16 августа 2015 г.
- ^ Лембрух, Герхард (2004). Велинг, Ханс-Георг (ред.). Федерализм как распределительные решения в: Немецкие государства. История, политика, экономика [ Федерализм как распределенное принятие решений. В: Немецкие государства. История, политика, экономика ] (на немецком языке) (3-е изд.). Висбаден: Издательство VS по общественным наукам. п. 345. ИСБН 978-3-531-43229-8 .
- ^ Витрек, Фабиан (11 мая 2006 г.). «Веймарская конституция 1919 года: Бавария в институциональной структуре Веймарской конституции» [Веймарская конституция 1919 года: Бавария в институциональной структуре Веймарской конституции]. Исторический лексикон Баварии (на немецком языке) . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ «Временный закон о сотрудничестве штатов с рейхом» . documentarchiv.de (на немецком языке). 3 февраля 2004 г. Проверено 17 августа 2015 г.
- ^ «Закон о восстановлении империи» . documentarchiv.de (на немецком языке). 3 февраля 2004 г. Проверено 17 августа 2015 г.
- ^ «Закон об упразднении рейхсрата» . documentarchiv.de (на немецком языке). 3 февраля 2004 г. Проверено 16 августа 2015 г.