Католическая церковь на Гаити
Часть серии о |
Католическая церковь по странам |
---|
Портал католицизма |
Часть серии о |
Католическая церковь |
---|
Обзор |
Портал католической церкви |
Католическая церковь на Гаити является частью всемирной католической церкви , находящейся под духовным руководством Папы Римского , Курии в Риме и Конференции гаитянских епископов .
Есть десять епархий, в том числе две архиепархии . Национальная покровительница Гаити – Наша Мать Неустанной Помощи .
Колонизация и первая волна евангелизации (1511–1806 гг.)
[ редактировать ]«Епархии Санто-Доминго и Консепсьон-де-ла-Вега были основаны в 1511 году, и остров Эспаньола , который Гаити делит с Доминиканской Республикой , был разделен между этими епископствами . В 1527 году Консепсьон был включен в состав Санто-Доминго, который оставался единственной епархией до тех пор, пока 1862. Многие регулярные священнослужители пришли вместе с французами на французскую территорию, особенно доминиканцы и капуцины . Доминиканцы особенно посвятили себя миссии в западной части колонии и какое-то время пользовались там поддержкой других орденов и светских священников. ." [1]
«Доминиканцы также были назначены миссионерами в южной части острова. Капуцины, которые присматривали за северной частью острова и которым также помогали другие ордена и светские священники, вскоре не смогли предоставить достаточное количество миссионеров. Согласно их сведениям, они отказались от этой миссии в 1704 году и были заменены иезуитами , которые работали там до их изгнания в конце 1763 года. За ними последовали светские священники, но через пять лет их заменили капуцины». [1]
« Гаитянская революция положила конец первой волне евангелизации . Влияние духовенства прекратилось в северной части страны, западная миссия улучшилась под британской оккупацией с 1794 по 1798 год, а на юге апостольский префект Пер Вирио был убит. Когда в 1800 году к власти пришел лидер революции Туссен Л'Увертюр , он восстановил права католической церкви. Однако совет конституционных епископов в Париже назначил епископа Санто-Доминго, которого так и не получил. признание либо со стороны Туссена, либо со стороны капуцинов. В 1802 году генерал Леклер восстановил прежнюю юрисдикцию Кап-Аитьена и Порт-о-Пренса и назначил апостольскими префектами Переса Корнеля Бреля, О. Капа и Лекуна, ОП. Эти назначения были подтверждены. Напряженность в Ватикане возрастала по мере распространения бедности, плохого обращения с рабами и роста классовой системы между франкоязычным католическим меньшинством и более бедным креольским большинством. Гаитянские рабы восстали в 1804 году под руководством Ватикана. Жан-Жак Дессалин (император Гаити 1804-1806 гг.), Гаити стала первой черной независимой нацией. После резни в 1804 году почти все духовенство покинуло колонию, но Корнель Брель (Жан Батист Брель) стал архиепископом («великим архепископом») Гаити (без регулярного назначения), назначенным Дессалином. В течение следующих двух лет единственные религиозные службы в Порт-о-Пренсе проводил бывший дьяк . После свержения Жака I в 1806 году некоторые миссионеры вернулись». [1]
Конкордат и вторая волна евангелизации (1860–1910 гг.)
[ редактировать ]«После многих лет переговоров 28 марта 1860 года был подписан конкордат между католической церковью и правительством Гаити. В декабре 1860 года в качестве представителя церкви прибыл монсеньор Монетти.
Конкордат предусматривал, что католическая церковь будет пользоваться особой защитой правительства. Президент назначал бы архиепископа и епископов, но Папа мог отказать им в каноническом учреждении. Духовенство получало от государства годовое жалование в размере 1200 франков». [1]
«В 1861 году было создано пять епископств: архиепископство Порт-о-Пренса и кафедры Кап-Аитьен, Ле-Ке, Гонаив и Порт-де-Пе. Первоначально архиепископ Порт-о-Пренса управлял всеми епархии в Кап-Аитьене в 1873 году, который также будет курировать управление Порт-о-Пе. В 1893 году отдельный епископ был назначен для Ле-Ке, в то время как Гонаив все еще находился под управлением архиепископа. Согласно конкордату, в Порт-о-Пренс были отправлены три отца Конгрегации Святого Духа и Святого Сердца Марии. Они восстановили регулярную приходскую организацию в столице. Первый архиепископ дю Коскер и его преемник. Кийу посетил Францию, чтобы набрать новых священников. Из-за болезней в тропическом климате многие священнослужители умерли. К 1906 году из 516 священников, приехавших из Франции с 1864 года, умерло 200, 150 все еще находились на своих постах. остальные были отправлены в Европу по инвалидности. Чтобы обеспечить рекрутов, монсеньор. дю Коскер основал в 1864 году семинарию Сен-Мартиаль, которая была объединена с Колониальной семинарией, которой руководил Отцы Святого Духа . Он получал ежегодную государственную субсидию в размере 20 000 франков, выплата которой, однако, была приостановлена из-за политических неурядиц 1867 года, а в 1869 году она была полностью отменена. В 1870 году из-за войны отцы Святого Духа отказались от руководства семинарией. Мгр. Затем в 1873 году Кийу основал новую семинарию в Поншато (Нижней Луаре) под руководством отцов Общества Марии . Наконец, в 1893 году семинария была переведена в Сен-Жак (Финистерре), а ее руководство было передано светским священникам. К 1909 году семинария Поншато отправила на Гаити 196 священников, а церковь Святого Жака — 171 для 92 приходов». [1]
Борьба и примирение с культурой воду (1934–1990).
[ редактировать ]шла постоянная борьба за власть После окончания американской оккупации в 1934 году между католической церковью и последователями вуду . Небольшое количество священников и членов религиозных институтов в 1930-е годы служило в основном городской элите. До середины 20-го века большинство священников были франкоязычными европейцами, особенно бретонцами , которые были культурно далеки от своих сельских прихожан. Католическое духовенство в целом враждебно относилось к вуду и провело две крупные кампании против этой религии в 1896 и 1941 годах. Во время этих кампаний правительство объявило службы вуду вне закона, а католики уничтожали религиозные объекты вуду. Католическое духовенство, однако, не проявляло постоянной воинственности в своей оппозиции вуду и оказало относительно небольшое влияние на религиозные практики сельской и городской бедноты. Духовенство обычно направляло свою энергию больше на просвещение городского населения, чем на искоренение вуду. В 1970-х и 1980-х годах использование Креольская и барабанная музыка стали обычным явлением в католических службах. Однако включение народных элементов в литургию не означало, что отношение католической церкви к вуду изменилось. В повседневной практике многие люди объединяют и католицизм, и вуду. [2]
Националисты и другие люди стали возмущаться католической церковью из-за ее европейской ориентации и союза с элитой мулатов . Франсуа Дювалье выступал против церкви больше, чем любой другой президент Гаити. В период с 1959 по 1961 год он изгнал архиепископа Порт-о-Пренса, орден иезуитов и многочисленных священников. В ответ на эти шаги Ватикан отлучил Дювалье от церкви. Когда отношения с церковью были восстановлены в 1966 году, впервые был назначен гаитянский архиепископ, а президент получил право назначать епископов.
После ухода Жан-Клода Дювалье церковь стала играть менее активную роль в политике Гаити. Церковная иерархия решительно поддержала отмененную Конституцию 1987 года, которая предоставила креолу официальный статус и гарантировала основные права человека , включая право практиковать воду. Альянс с низшими классами оставил католической церкви две нерешенные проблемы в конце 1980-х годов: ее непростые отношения с вуду и ее отношения с более радикальными элементами политического движения, которое она поддерживала. [3]
Борьба с бедностью и теология освобождения (1990–2004 гг.)
[ редактировать ]Середина 1980-х годов ознаменовала глубокие изменения в позиции церкви по вопросам, касающимся крестьян и городской бедноты. Отражением этого изменения стало заявление Папы Иоанна Павла II во время визита на Гаити в 1983 году о том, что «здесь все должно измениться». [4] Воодушевленные беспокойством Ватикана, католическое духовенство и миряне призвали к улучшению ситуации с правами человека. Миряне помогли развить крестьянско-общественное движение, особенно в центре на Центральном плато. Католическая радиостанция Radio Soleil сыграла ключевую роль в распространении новостей о действиях правительства во время кризиса 1985–1986 годов и поощрении противников правительства Дювалье. Епископы, особенно в Жереми и Кап-Аитьене , активно осуждали репрессии со стороны Дювальера и нарушения прав человека.
В 1990 году священник из трущоб Порт-о-Пренса был избран 67% народа: Жан Бертран Аристид , считавшийся первым лидером народа с 1804 года.
Хотя кардинал Ратцингер похвалил интеллектуальную основу теологии, которая отвергает насилие и вместо этого «[подчеркивает] ответственность, которую христиане обязательно несут за бедных и угнетенных», [5] он решительно выступал против определенных элементов теологии освобождения , через Конгрегацию доктрины веры и Ватикан дважды (1984, 1986) официально осудил принятие марксизма и вооруженное насилие. С тех пор Католическая церковь на Гаити приняла более молитвенный, пацифистский и человечный подход в предоставлении помощи и справедливости бедным, о чем свидетельствует поведение отца Жерара Жана-Жюста . [6]
21 век
[ редактировать ]Церковь пытается помочь гаитянам, живущим в нищете, с их здоровьем и условиями жизни. В соответствии с католическим социальным учением , он стремится отстоять право на жизнь всех людей на Гаити посредством партнерства и побратимства. [8]
По данным Католической церкви Гаити, десять епархий двух церковных провинций Гаити включают 251 приход и около 1500 христианских сельских общин. Коренное духовенство насчитывает 400 епархиальных священников и 300 семинаристов. Призвания к священству считаются достаточными. Есть также 1300 религиозных священников-миссионеров, принадлежащих к более чем 70 религиозным общинам. [9]
Церковные лидеры и имущество понесли ущерб в результате землетрясения на Гаити в 2010 году . Порт-о-Пренса Среди убитых были архиепископ Жозеф Серж Миот , его канцлер, многие семинаристы и религиозные деятели, а также сестра кардинала Пауло Эваристо Арнса из Бразилии. Собор Порт -о-Пренса , другие церкви в Порт-о-Пренсе и соседних городах, в том числе в Леогане и Пти-Гоаве ; Большая семинария Нотр-Дама; а некоторые архиепископские офисы понесли серьезный ущерб или разрушения.
В 2014 году Папа назвал первого гаитянского кардинала Церкви: Шибли Ланглуа , епископа Ле-Ке и президента Гаитянской епископальной конференции.
После беспорядков, в которые погрузилась Гаити в 2021 году, после убийства президента Жовенеля Моиза , католические епископы Гаити обратились с призывом к единству, заявив, что «момент, в котором мы живем, является чрезвычайно серьезным и особенно решающим в этот необратимый поворотный момент На карту поставлено наше настоящее и наше будущее, а, следовательно, и само наше существование как народа, как нации, как государства. Мы должны принимать смелые и эффективные решения».
«Наша дорогая Гаити переживает трудный этап своей истории», – написали епископы. [10] «Кто наконец остановит ее спуск в ад? Гаитянский народ действительно больше не может этого делать. Они устали, измотаны, измучены». Призывая положить конец разделениям, разобщенности, разногласиям, раздорам и братоубийственной борьбе за власть, беспрепятственному и бесстыдному преследованию личных, эгоистических и мелких интересов», архиереи призвали политиков «Прийти к максимально широкому консенсусу, чтобы обеспечить окончательный выход из кризиса».
в 2022 году на Гаити произошло несколько случаев антикатолического насилия, а именно похищение отца Уатнера Апонта, [11] который позже был освобожден, убийство сестры Луизы Делл'Орто, [12] и поджог собора в Порт-о-Пренсе , а также грабежи офисов Каритас в других частях страны. [13] Трудности остались и в 2023 году, но в 2024 году ситуация обострилась с волной похищений людей. [14] священников и религиозных [15] и нападения на католические учреждения и собственность. [16] Епископ Пьер Андре Дюма был ранен в результате взрыва в феврале. [17] хотя мотив нападения был неясен, и, возможно, он не был предполагаемой целью. В марте епископы страны выступили с призывом к миру и национальному примирению. [18]
Согласно опросу правительства Гаити, проведенному в 2017 году (2017), католики составляли 52% населения. [19] Независимые данные в 2020 году оценивают этот показатель в 65,9%. [20]
См. также
[ редактировать ]- Христианство на Гаити
- Христианско-вудуистские отношения
- Социальный класс на Гаити
- Список святых Центральной Америки и Карибского бассейна
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает текст из статьи «Гаити» в общедоступной католической энциклопедии 1910 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Текст адаптирован из: Рейнхольд, Г. (1910). «Гаити», Католическая энциклопедия , Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Проверено 27 мая 2009 г.
- ^ * Макалистер, Элизабет. 1998. « Возвращение к Мадонне со 115-й улицы: Воду и гаитянский католицизм в эпоху транснационализма ». В изд. С. Уорнера, «Собрания в диаспоре». Филадельфия: Темпл Юнив. Нажимать.
- ^ Глава о католицизме, Раздел об обществе, Ричард А. Хаггерти, изд. Гаити: страновое исследование. Вашингтон: Генеральный офис Библиотеки Конгресса, 1989 г.
- ^ Кохан, Джон; Эллис, Сэм и Винн, Уилтон (21 марта 1983 г.). «Здесь все должно измениться» . Время .
- ^ «Теология освобождения» кардинала Ратцингера в «Пробуждении христианского мира»
- ^ «Мои четки — мое единственное оружие: отец Жан-Жюст снова предстает перед судом на Гаити» . Архивировано из оригинала 27 января 2010 г. Проверено 18 мая 2009 г.
- ^ Сотрей, Пьер (12 января 2020 г.). «Нотр-Дам де Порт-о-Пренс, собор мучеников Гаити» . Le Figaro.fr (на французском языке).
- ^ Можно упомянуть ряд проектов, среди которых Гаитянская информационно-просветительская миссия Ричмондской епархии - информация о партнерстве.
- ^ «Официальный сайт Церкви Гаити — Епископата» . Архивировано из оригинала 8 января 2009 г. Проверено 18 мая 2009 г.
- ^ АКС (09 февраля 2022 г.). «Епископы Гаити срочно призывают к единству» . АКС Интернешнл . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ АКС (06 мая 2022 г.). «Похищение отца Уатнера Апона подчеркивает кризис на Гаити» . АКС Интернешнл . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ «Итальянская монахиня, убитая на Гаити, провозглашена Папой мученической» . АП НОВОСТИ . 26 июня 2022 г. Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ АКС (13 октября 2022 г.). «Нападения на церкви и учреждения на Гаити» . АКС Интернешнл . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ АКС (25 января 2024 г.). «Гаити: освобождены шесть похищенных сестер» . АКС Интернешнл . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ АКС (26 февраля 2024 г.). «Тёмные выходные христианских гонений» . АКС Интернешнл . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ АКС (04 апреля 2024 г.). «Семинария разграблена и разрушена, поскольку ситуация с безопасностью на Гаити ухудшается» . АКС Интернешнл . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ АКС (21 февраля 2024 г.). «Гаити: Просьба о молитве за раненого епископа после взрыва» . АКС Интернешнл . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ АКС (21 марта 2024 г.). «Католические епископы Гаити выступают за прекращение насилия и национальное примирение» . АКС Интернешнл . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ «Отчет Госдепартамента США по Гаити за 2021 год» .
- ^ База данных мировых религий на веб-сайте ARDA, получено 3 августа 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Католическая церковь на Гаити: политические и социальные изменения», статья из « Богословских исследований Джона П. Хогана».
- Католическая церковь на Гаити: политические и социальные перемены Энн Грин
- Лики богов: вуду и римский католицизм на Гаити , Лесли Дж. Деманглс
- Богоматерь классовой борьбы: Культ Девы Марии на Гаити Терри Рей
- « Трансатлантическая битва мантий: французские священники в гаитянской революции », Мириам Франчина