Мирное сосуществование
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |
Мирное сосуществование ( русский : Мирное сосуществование , латинизированное : Мирное сосуществование ) — теория, разработанная и применявшаяся Советским Союзом в различные моменты во время Холодной войны в контексте прежде всего марксистско-ленинской внешней политики и принятая Советскому Союзу союзными социалистическими государствами . согласно которому Социалистический блок мог мирно сосуществовать с капиталистическим блоком (т.е. государствами-союзниками США). Это противоречило принципу антагонистического противоречия , согласно которому социализм и капитализм никогда не смогут мирно сосуществовать. Советский Союз применил его к отношениям между западным миром, особенно странами НАТО , и странами Варшавского договора .
Дебаты по поводу различных интерпретаций мирного сосуществования были одним из аспектов советско-китайского раскола в 1950-х и 1960-х годах. В 1970-е годы Китайская Народная Республика под руководством своего основателя Мао Цзэдуна утверждала, что следует сохранять воинственное отношение к капиталистическим странам, и поэтому первоначально отвергла теорию мирного сосуществования как по существу марксистский ревизионизм . Их решение в 1972 году установить торговые отношения с Соединенными Штатами также привело к тому, что Китай осторожно принял версию этой теории для отношений между собой и несоциалистическими странами. С этого момента и до начала 1980-х годов и принятия социализма с китайской спецификой Китай все больше расширял свою собственную концепцию мирного сосуществования, включив в нее все страны. Албанский правитель Энвер Ходжа (в свое время единственный настоящий союзник Китая) также осудил это и выступил против Китая в результате растущих связей последнего с Западом, примером чего является визит Ричарда Никсона в Китай в 1972 году. ; сегодня ходжаистские партии продолжают осуждать концепцию мирного сосуществования.
Мирное сосуществование, распространяющееся на все страны и общественные движения, связанные с советской интерпретацией коммунизма, быстро стало образцом работы и для многих отдельных коммунистических партий , побуждая многих, особенно в развитом мире , отказаться от своих позиций. долгосрочная цель — собрать поддержку вооруженной, повстанческой коммунистической революции в обмен на более активное участие в избирательной политике .
Советская политика
[ редактировать ]Хрущев закрепил эту концепцию во внешней политике СССР в 1956 году на 20-м съезде Коммунистической партии Советского Союза. Эта политика возникла как попытка уменьшить враждебность между двумя сверхдержавами, особенно в свете возможности ядерной войны . Советская теория мирного сосуществования утверждала, что Соединенные Штаты и СССР и их соответствующие политические идеологии могут сосуществовать, а не воевать друг с другом, а Хрущев пытался продемонстрировать свою приверженность мирному сосуществованию, посещая международные мирные конференции, такие как Женевский саммит , и путешествуя по всему миру, например, во время его 13-дневной поездки по Соединенным Штатам в 1959 году. [ 1 ] Всемирный совет мира, основанный в 1949 году и в значительной степени финансируемый Советским Союзом, попытался организовать движение за мир в поддержку этой концепции на международном уровне.
Мирное сосуществование должно было смягчить западные капиталистические опасения по поводу того, что социалистический Советский Союз руководствовался концепцией мировой революции, которую отстаивали его основатели Владимир Ленин и большевики . Ленин и большевики защищали мировую революцию посредством рабочих «внутренних революций» внутри своих стран, но они никогда не выступали за ее распространение посредством внутринациональной войны, такой как вторжение войск Красной Армии из соседней социалистической страны в капиталистическую.
Действительно, если не считать таких «внутренних революций» самих рабочих, Ленин говорил о «мирном сосуществовании» с капиталистическими странами. Хрущев использовал этот аспект ленинской политики, чтобы доказать, что, хотя социализм в конечном итоге победит капитализм , это будет сделано не силой, а личным примером. Косвенно это провозглашение означало конец пропаганды СССР распространения коммунистической революции посредством повстанческого насилия, которое некоторые коммунисты во всем мире рассматривали как предательство принципов самого революционного коммунизма. [ нужна ссылка ]
Помимо того, что это была реакция на осознание того, что ядерная война между двумя сверхдержавами приведет к уничтожению не только социалистической системы, но и всего человечества, она также отражала стратегическую военную диспозицию СССР – отход от крупных и, возможно, военных действий. политически наступательные военные действия в направлении сил, сосредоточенных на прокси-войнах и стратегических ядерных ракетных силах. Хотя беспокойство по поводу этого сдвига помогло свергнуть Хрущева, его преемники не вернулись к антагонистическим противоречивым теориям неизбежного конфликта между капиталистической и социалистической системами. Первоначально это было главной претензией Китая к этой теории и причиной, по которой последний с тех пор классифицировал Советский Союз как «предателя Революции».
Кубинская политика
[ редактировать ]Как марксисты, мы утверждали, что мирное сосуществование между нациями не включает в себя сосуществование между эксплуататорами и эксплуатируемыми, между угнетателями и угнетенными.
Одним из наиболее ярых критиков мирного сосуществования в начале 1960-х годов был аргентинский -марксист революционер Че Гевара . Будучи лидером кубинского правительства во время Октябрьского ракетного кризиса , Гевара считал, что повторное вторжение Соединенных Штатов (после залива Свиней ) станет оправданным основанием для начала ядерной войны. По мнению Гевары, капиталистический блок состоял из «гиен и шакалов», которые «питались безоружными народами». [ 2 ]
Китайская политика
[ редактировать ]Премьер-министр Эньлай Чжоу Китайской Народной Республики предложил Пять принципов мирного сосуществования в 1954 году во время переговоров с Индией по поводу Тибета , и они были записаны в Соглашении между Китайской Народной Республикой и Республикой Индия о торговле и сношениях между Тибетским регионом. Китая и Индии, подписанный в 1954 году Чжоу и премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру . Эти принципы были подтверждены Чжоу на Бандунгской конференции стран Азии и Африки , где они были включены в декларации конференции. Одним из главных последствий этой политики было то, что КНР не будет поддерживать коммунистические восстания в Юго-Восточной Азии, особенно в Таиланде и Малайзии , и дистанцируется от зарубежных китайцев в этих странах.
Мао Цзэдун поддерживал тесные отношения с «капиталистическими» странами, такими как Пакистан , Эфиопия , Танзания , Иран и Замбия . Китай не одобрял и не поддерживал коммунистическое восстание на Филиппинах и принимал президента Филиппин Фердинанда Маркоса в 1975 году. [ 3 ] В 1972 году президент США Ричард Никсон посетил Китай. Китай предоставил кредит Чили под руководством Аугусто Пиночета . [ 4 ] Прозападный диктатор Заира Мобуту Сесе Секо посетил Пекин в 1973 году и подписал соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве.
Чтобы оправдать тесные отношения Китая с союзниками США, теория трёх миров была принята . И США, и СССР считались империалистическими державами.
После смерти Мао китайцы смягчили свою линию, хотя никогда не поддерживали взгляды своих соперников. В конце 1970-х и 1980-х годах концепция мирного сосуществования была расширена и стала основой для всех суверенных государств. В 1982 году Пять принципов были включены в Конституцию Китайской Народной Республики, которая утверждает, что придерживается их в своих международных отношениях.
Пять принципов мирного сосуществования, продвигаемые Китаем:
- взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности
- взаимное ненападение
- невмешательство во внутренние дела друг друга
- равенство и взаимная выгода
- мирное сосуществование
Есть три заметных следствия китайской концепции мирного сосуществования. Прежде всего, в отличие от советских концепций середины 1970-х годов, китайские концепции включают поощрение глобальной свободной торговли . Во-вторых, китайская концепция мирного сосуществования уделяет большое внимание национальному суверенитету и территориальной целостности, и поэтому действия Соединенных Штатов по продвижению своих интересов рассматриваются в этой концепции как враждебные. Наконец, поскольку КНР не считает Тайвань суверенным, концепция мирного сосуществования не распространяется на Тайвань, а попытки других стран, особенно США, вмешаться в отношения КНР и Тайваня рассматриваются как враждебные действия в этом отношении. рамки.
Использование в современной дипломатии
[ редактировать ]Совсем недавно эта фраза получила распространение за пределами ее использования в коммунистической фразеологии и была принята более широким дипломатическим миром. Например, в своем рождественском обращении 2004 года Папа Иоанн Павел II призвал к «мирному сосуществованию» на Ближнем Востоке . [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]- Релаксация
- Пять принципов мирного сосуществования
- Теория международных отношений
- Гарантированное взаимное уничтожение
- Нейтральные и неприсоединившиеся европейские государства
- Мирная эволюция
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Теодор Отто Виндт-младший, «Риторика мирного сосуществования: Хрущев в Америке, 1959», Ежеквартальный журнал выступлений (1971) 57 № 1, стр. 11-22.
- ^ Jump up to: а б «Колониализм обречен» на 19-й Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке Речь кубинского представителя Че Гевары 11 декабря 1964 года.
- ^ «Мао приветствует Маркоса и его семью (опубликовано в 1975 г.)» . Нью-Йорк Таймс . 8 июня 1975 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ О'Брайен, Тимоти Л.; Ротер, Ларри (7 декабря 2004 г.). «США и другие страны дали Пиночету миллионы (опубликовано в 2004 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ «BBC NEWS – Европа – Папа Римский сделал мрачное послание» . bbc.co.uk. 25 декабря 2004 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анкерл, Гай (2000). Глобальная коммуникация без универсальной цивилизации . Социальные исследования INU. Том. 1. Сосуществующие современные цивилизации: арабо-мусульманская, бхаратская, китайская и западная. Женева: INU Press. ISBN 978-2-88155-004-1 .
- Бенвенути, Андреа. «Построение мирного сосуществования: подход Неру к региональной безопасности и сближение Индии с коммунистическим Китаем в середине 1950-х годов». Дипломатия и государственное управление 31.1 (2020): 91–117.
- Эриксон, Ричард Дж. (январь – февраль 1973 г.). «Разработка стратегии мирного сосуществования в эпоху Хрущева» . Обзор воздушного университета . Архивировано из оригинала 13 января 2017 года . Проверено 6 декабря 2010 г.
- Кеннан, Джордж Ф. «Мирное сосуществование: западный взгляд». Иностранные дела 38.2 (1960): 171–190. онлайн
- Кульский, Владислав В. (1959). Мирное сосуществование: анализ советской внешней политики . Чикаго: Компания Генри Регнери. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Лернер, Уоррен. «Исторические истоки советской доктрины мирного сосуществования». Закон и современные проблемы 29 (1964): 865+ онлайн .
- Левкович, Николас. « Роль идеологии в истоках холодной войны» (Scholar's Press, 2018).
- Липсон, Леон. «Мирное сосуществование». Право и современные проблемы 29.4 (1964): 871–881. онлайн
- Магнусдоттир, Роза. «Будьте осторожны в Америке, премьер Хрущев!». Советские представления о мирном сосуществовании с Соединенными Штатами в 1959 году». Записные книжки Русского мира. Россия-Российская империя-Советский Союз и независимые государства 47.47/1-2 (2006): 109–130. Онлайн на английском языке
- Маранц, Пол. «Прелюдия к разрядке: изменение доктрины при Хрущеве». Ежеквартальный журнал международных исследований 19.4 (1975): 501–528.
- Рамундо, Бернард. Мирное сосуществование: международное право в построении коммунизма (Университет Джонса Хопкинса, 1967).
- Сахаров, Андрей (1968). Прогресс, сосуществование и интеллектуальная свобода . Пер. [сотрудниками] The New York Times ; с введением, послесловием и примечаниями Харрисона Э. Солсбери. Нью-Йорк: WW Norton & Co., 158 стр.
- Смит, Марк Б. «Мирное сосуществование любой ценой: контакты времен холодной войны между Великобританией и Советским Союзом в 1956 году». История холодной войны 12.3 (2012): 537–558.
- Виндт-младший, Теодор Отто. «Риторика мирного сосуществования: Хрущев в Америке, 1959 год». Ежеквартальный журнал выступлений 57.1 (1971): 11–22.
- Чжан, Шу Гуан. «Построение« мирного сосуществования »: дипломатия Китая в отношении Женевской и Бандунгской конференций, 1954–55». История холодной войны 7.4 (2007): 509–528.
- Чжи, Лян. «На пути к мирному сосуществованию: последствия улучшения китайско-бирманских отношений с 1953 по 1955 год». Азиатская перспектива 42.4 (2018): 527–549. онлайн
Первоисточники
[ редактировать ]- Хрущев Никита Сергеевич «О мирном сосуществовании». Иностранные дела . 38 (1959): 1. онлайн