Jump to content

Анархизм в Африке

(Перенаправлено с африканского анархизма )

Анархизм в Африке относится как к предполагаемой анархической политической организации некоторых традиционных африканских обществ, так и к современным анархистским движениям в Африке .

в традиционных культурах «Анархические элементы »

Сэм Мбах и И.Э. ​​Игаривей в книге «Африканский анархизм: история движения» заявляют, что:

В большей или меньшей степени во всех… традиционных африканских обществах проявлялись «анархические элементы», которые при внимательном рассмотрении подтверждают исторический факт, что правительства существовали не всегда. Это всего лишь недавнее явление и поэтому не является неизбежным в человеческом обществе. Хотя некоторые «анархические» черты традиционных африканских обществ существовали в значительной степени на прошлых этапах развития, некоторые из них сохраняются и остаются ярко выраженными по сей день. [1]

Причина, по которой традиционные африканские общества характеризуются как обладающие «анархическими элементами», заключается в их относительно горизонтальной политической структуре и, в некоторых случаях, отсутствии классов. Кроме того, руководство старейшин обычно не распространялось на те властные структуры, которые характеризуют современное государство. Однако большое значение придавалось традиционным и «естественным» ценностям. Например, хотя не было законов против изнасилований, убийств и прелюбодеяний, человек, совершивший эти действия, подвергался преследованию вместе со своими родственниками. принцип коллективной ответственности Иногда сохранялся .

Классовые системы уже существовали в некоторых африканских цивилизациях (таких как Нубия , Египет , Аксум и королевства хауса ) на протяжении тысячелетий, но процессы социального расслоения ускорились, начиная с пятнадцатого века.

Современные анархистские движения [ править ]

Алжир [ править ]

Французскому анархо-синдикалисту Эмили Бускуант обычно приписывают создание первой копии флага Алжира . [2] Анархист Пьер Морен был также первым человеком из Франции, арестованным за публичную поддержку дела независимости Алжира. [3]

Ангола [ править ]

Начиная с 1890-х годов, Ангола стала одним из направлений для анархистов, изгнанных сменявшими друг друга португальскими правительствами. [4] возможно, это привело к развитию присутствия синдикалистов в колонии. [5] После государственного переворота 28 мая 1926 года португальские анархисты приняли участие в неудавшемся восстании против новой военной диктатуры , после которого Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) была объявлена ​​вне закона. В результате в октябре 1927 года лидер ВКТ Марио Кастельяно сам был депортирован в Анголу, где пробыл два года, прежде чем вернуться в Португалию. [6] После всеобщей забастовки в Португалии 1934 года Estado Novo основало концентрационный лагерь на северном берегу реки Кунене , куда депортировали некоторых анархо-синдикалистов, участвовавших в забастовке. [7]

Во время Ангольской войны за независимость многие ангольцы начали развивать антиавторитарные системы «народной власти», в ходе которых люди взяли под свой контроль и изменили свою жизнь, сражаясь против португальских колониальных властей. Однако, как только Ангола добилась независимости после Революции гвоздик , люди были разоружены новым правительством МПЛА , которое официально приняло марксизм-ленинизм в качестве своей идеологии и заменило зарождающуюся «народную власть» однопартийным государством , что спровоцировало гражданскую войну в Анголе. . [8] МПЛА начало арестовывать деятелей левой оппозиции, в том числе маоистов, троцкистов и анархистов, и разогнало забастовки рабочих с требованием повышения заработной платы и улучшения условий труда. [9] В 1977 году борьба за власть между умеренными МПЛА (во главе с Агостиньо Нето ) и радикалами (во главе с Нито Алвесом ) завершилась попыткой государственного переворота , после которой радикалы были изгнаны из рядов партии, а власть была централизована далее вокруг партии. Руководство МПЛА. [10]

Чад [ править ]

Во время Второй мировой войны многие испанские республиканцы служили в составе Группы дальнего действия в пустыне и Французского Иностранного легиона во время кампании в Северной Африке . [11] 13 мая 1943 года 9-я рота Марш -дю-Чад . была создана в Чаде из этих испанских добровольцев-республиканцев, в состав которых входили многие анархисты, [12] [13] В сентябре 1943 года рота была переброшена в Марокко , а затем в Великобританию, в составе 2-й танковой дивизии , продолжая участвовать в битве за Нормандию и освобождении Парижа . [14] [15]

Египет [ править ]

Анархистское движение впервые возникло в Египте в конце девятнадцатого века, но распалось в 1940-х годах. [16] Движение возродилось в начале 2010-х годов.

Движение снова вошло в мировое обозрение, когда ряд анархистских группировок приняли участие в египетской революции 2011 года , а именно Египетское либертарианское социалистическое движение и «Черный флаг». [17] Египетские анархисты подверглись нападкам со стороны военного режима и « Братьев-мусульман» . [18] [19] [20] 7 октября 2011 года Либертарианское социалистическое движение Египта провело свою первую конференцию в Каире . [21]

Эсватини [ править ]

В 2003 году Анархо-коммунистический фронт Сабалаза (ZACF) начал наращивать подпольное присутствие в Эсватини, к организации присоединились члены свази. [22] ZACF начал открыто поддерживать продемократическое движение и популяризировать анархистские идеи среди молодежи, а некоторые члены даже работали в Молодежном конгрессе Свазиленда (SWAYOCO). [5] [22] 1 октября 2005 года восемь членов SWAYOCO, в том числе член ZACF Мандла Хоза, были арестованы полицией во время молодежной демонстрации в Манзини , протестовавшей против подавления продемократической оппозиции. [22]

В начале 2006 года боевики, выступающие за демократию, совершили 17 взрывов бензина против государственных объектов. Несколько активистов демократии были арестованы и обвинены в государственной измене, а статья в « Таймс оф Свазиленд» обвинила ZACF в нападении на полицейский автомобиль во время демонстрации в Манзини. Это утверждение было опровергнуто ZACF, который опубликовал заявление для Times, в котором они подтвердили свою поддержку продемократического движения и заявили, что отделение ZACF в Свази отрицало свое участие во взрыве. [23] ZACF впоследствии отметил появление тенденции вооруженной борьбы внутри продемократического движения, но они сочли это нежизнеспособным вариантом освобождения, вместо этого предложив создание массового движения для экономики участия, не исключая при этом вооруженное самооборону. -оборона. [24]

На конгрессе ZACF в декабре 2007 года было решено реструктурировать организацию, создав секцию Эсватини как отдельную автономную группу. Члены SWAYOCO впоследствии создали кружок по изучению анархистов в Сифофанени , организовав транспортировку анархистских материалов из Южной Африки в Эсватини. Мандла Хоза в это время также пытался создать общественный проект, но деятельность в последующие годы была ограничена из-за плохих условий жизни многих активистов, выступающих за демократию. [25] 2008 год, который PUDEMO объявила годом демократизации, прошел без каких-либо демократических реформ. [4]

Эфиопия [ править ]

В 1960-х годах студенты Аддис-Абебского университета начали протестовать против абсолютистского правления Хайле Селассие I , основав в 1966 году Союз студентов университета Аддис-Абебы (USUAA) для координации кампании. [26] кульминацией которой стала всеобщая забастовка в начале 1974 года, организованная Конфедерацией профсоюзов Эфиопии (CELU). [27] Эта кампания против монархии в конечном итоге привела к государственному перевороту, совершенному военной хунтой , известной как Дерг , которая свергла Эфиопскую империю и создала на ее месте марксистско-ленинское однопартийное государство . Во время красного террора Дерг использовал термин «анархист» для описания многих своих врагов, приказав провести чистку «анархистов» в Эфиопии . [28] Некоторые более радикальные эфиопские студенты, которые считали себя истинными знаменосцами Эфиопской революции, стали называть Дерг « фашистскими » после того, как правительство арестовало ряд студентов, а некоторых обвинили в том, что они «анархисты». за противодействие программе земельной реформы. [29]

В 2020 году был создан коллектив «Анархисты Рога» для распространения анархистских идей по всему Африканскому Рогу , особенно в Эфиопии и внутри эфиопской диаспоры. [30] Анархисты Хорна активно участвовали в кампании против Тыграйской войны , которую они назвали « геноцидом ». [30] анализируя его как продукт растущего национализма и политического сдвига в сторону правых при правительстве Абия Ахмеда и правящей Партии процветания . [31]

Гвинея-Бисау [ править ]

Между 10 и 14 веками нашей эры народ баланта впервые мигрировал из Северо-Восточной Африки в современную Гвинею-Бисау, спасаясь от засухи и войн. В 19 веке Баланта сопротивлялись расширению Империи Каабу , за что получили свое имя, которое на языке мандинка буквально переводится как «те, кто сопротивляется». Баланта организуют свое общество в основном без гражданства и без социального расслоения, с советами старейшин, решающими повседневные вопросы. Они также практикуют гендерное равенство: женщины Баланты берут на себя ответственность за то, что они сами произвели. Имущество и земля в основном принадлежат балантам совместно, при этом некоторая личная собственность разрешена для натурального хозяйства, а средства производства принадлежат отдельным лицам и их семьям. [32]

В 1885 году Берлинская конференция поставила всю территорию Гвинеи-Бисау под фактическую оккупацию Португальской империи . [33] [34] которые ранее занимали лишь несколько поселений в этом районе. В 1890-х годах Португальская Гвинея была создана как отдельный военный округ для содействия португальской оккупации. [35] который начал взимать налоги с коренного населения и предоставлять концессии иностранным компаниям для финансирования его расширяющейся оккупации. [36] [37] В это время Гвинея-Бисау частично использовалась как исправительная колония для анархистов, сосланных сменявшими друг друга португальскими правительствами. [4] Сопротивление коренных народов колониальному правлению продолжалось и в 20 веке. [38] К тому времени, когда в результате государственного переворота 28 мая 1926 года в Португалии была установлена ​​военная диктатура , большая часть Гвинеи-Бисау была оккупирована, управлялась и облагалась налогами. [39] процесс, который был окончательно завершен Estado Novo в середине 1930-х годов. [40]

Портрет Амилкара Кабрала , лидера движения за независимость Бисау-Гвинеи.

В 1950-х годах гвинейский активист из Бисау Амилкар Кабрал начал агитацию против Estado Novo, выступая за независимость африканских колоний Португалии. Он основал Африканскую партию независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК) для координации борьбы, хотя и настаивал на том, что партия «не является системой вождя», а вместо этого организуется по антиэлитарным и антибюрократическим принципам, в отличие от к авангардизму . [41] Вместо этого власть принадлежала самоуправляющимся сельским комитетам, которые избирались и отзывались, а не партийным чиновникам. [42] как заявил Кабрал, «мы не хотим никакой эксплуатации в наших странах, даже со стороны чернокожих». [43] В 1963 году борьба за независимость переросла в Войну за независимость Гвинеи-Бисау , в которой Революционные вооруженные силы народа (ФАРП) возглавили вооруженную партизанскую войну против португальских колониальных властей. FARP сама состояла из неоплачиваемых добровольцев и не имела иерархической структуры, а вместо этого максимально децентрализовала командование. [44] Эти децентралистские тенденции побудили Стивена П. Хэлбрука считать Кабрала «одним из величайших либертарианцев нашего времени». [45] хотя эта либертарианская социалистическая характеристика оспаривается. [46]

Кения [ править ]

Согласно устной традиции, народом Кикую когда-то правил деспотичный король, который был свергнут в результате народного восстания, которое установило демократическую систему на месте монархии. Это привело к установлению церемонии Итукка - традиции, согласно которой старая гвардия передавала бразды правления обществом следующему поколению, чтобы избежать установления диктатуры. [47] Впоследствии кикуйю жили в условиях системы социального равенства, без классового или гендерного расслоения, где федерация советов организовывала общество снизу вверх. Но с приходом Имперской Британской Восточно-Африканской компании и созданием Восточно-Африканского протектората новые британские колониальные власти вновь ввели централизованную автократическую систему, назначая вождей для управления кикуйю. [48] Последняя церемония Итука передала власть от поколения Майна к поколению Мванги в 1898 году. [49] [50] Следующая запланированная церемония Итука была в конечном итоге сорвана британскими колониальными властями, которые закрепили свое централизованное управление над кикуйю созданием Кенийской колонии . [47]

В начале 20-го века движение Гадар получило поддержку со стороны индийских экспатриантов в Кении. [51] оставаясь активным вплоть до обретения Индией независимости . [52]

Статуя борца за свободу Мау-Мау Дедана Кимати .

В 1952 году восстание Мау-Мау вспыхнуло , в ходе которого Кенийская армия земли и свободы (KLFA) восстала против правления Британской империи в Кении, борясь за независимость Кении. KLFA была в значительной степени децентрализована: действия инициировались местными ячейками по реорганизации восходящей системы советов, которая была распущена колониальным правлением. [53] Захват лидера повстанцев Дедана Кимати 21 октября 1956 года ознаменовал поражение Мау-Мау. [54] Однако восстание продолжалось до тех пор, пока Кения не получила независимости от Великобритании. [55] описал восстание Мау-Мау Стивен П. Хэлбрук как «выражение многовекового анархизма и сопротивления авторитаризму среди народа кикуйю». [56] хотя эта характеристика оспаривается. [46]

Народная оппозиция правительству Арап Мои в конечном итоге привела к демократизации страны в 1992 году и победе Национальной радужной коалиции на всеобщих выборах в Кении в 2002 году . После этого периода политической открытости левые идеи и группы начали вновь появляться по всей Кении. Частично под влиянием материалов Анархо-коммунистического фронта Сабалаза , [5] Антикапиталистическая конвергенция Кении (ACCK) была создана в 2003 году как коалиция кенийских анархистов и социалистов. [57] Коллектив Вияхти был основан в 2004 году как анархистская секция ACCK. [58] при этом ZACF также установил контакт с активистом вияти Талалом Кокаром. [4]

Ливия [ править ]

Итальянские анархисты были среди видных противников вторжения в Ливию в рамках более широкой антимилитаристской кампании против экспансионизма Итальянской империи . Во время кампании моряк-анархист Аугусто Масетти застрелил полковника, когда тот обращался к войскам, отправлявшимся в Ливию, и кричал: «Долой войну! Да здравствует анархия!». Анархисты также организовывали демонстрации и забастовки, чтобы помешать вводу войск. [59] [60]

Нигерийский анархист Сэм Мбах идентифицировал анархические элементы в Третьей международной теории, предложенной в «Зеленой книге» Муаммара Каддафи , особенно в концепции Джамахирии . [61] Правительство Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии официально заявило, что Ливия является прямой демократией без каких-либо политических партий. [62] управляется населением через местные народные советы и коммуны (называемые Базовыми народными конгрессами ). Официальная риторика презирала идею национального государства , а племенные связи оставались первичными даже в рядах национальной армии . [63] Однако Мбах отметил, что эти принципы соблюдались «скорее в нарушение, чем на практике». [61] и раскритиковал плохую репутацию ливийского правительства в области прав человека . [64]

Ливийские повстанцы после входа в город Бани-Валид .

Организация сил, выступающих против Каддафи, во время Первой гражданской войны в Ливии была описана как использование анархических методов. [65] К ним относятся децентрализация , при которой повседневная жизнь на территории, контролируемой повстанцами, в основном координируется местными советами, которые были созданы в различных городах Ливии в начале конфликта, [66] и префигуративная политика , когда молодые добровольцы самостоятельно организуют сбор донорской крови , создание продовольственных банков , а также сбор и распределение предметов первой необходимости. [67] Роль Ливийских народных комитетов высоко оценил сирийский анархист Мазен Камальмаз, который утверждал, что они должны сформировать основу новой прямой демократии в Ливии, а не просто действовать во время перехода к новому режиму. [68]

Ливийский анархист Сауд Салем был среди тех, кто осудил резолюцию 1973 Совета Безопасности ООН , которая санкционировала авиаудары по Ливии, и отверг перспективу иностранного вмешательства со стороны государств НАТО , таких как Франция, Великобритания и США, потребовав вместо этого, чтобы повстанцы нам придется «покончить с проблемой Каддафи самостоятельно». [69] Это мнение поддержали иностранные анархисты, которые также осудили интервенцию под руководством НАТО в Ливию , оспаривая ее «гуманитарную» характеристику. [70] [71] [72]

Мадагаскар [ править ]

В 1980-х годах МВФ ввел жесткие меры жесткой экономии на Мадагаскаре. [73] что привело к выводу полиции, солдат и правительственных бюрократов из большей части региона Центрального Хайленда . Когда антрополог Дэвид Гребер посетил регион, он описал формирование анархистского сообщества в Аривонимамо , где решения принимались на основе консенсуса , что, по-видимому, привело к очень низкому уровню преступности. [74]

Марокко [ править ]

Анархизм в Марокко уходит корнями в федерализм, практиковавшийся амазигскими общинами в доколониальном Марокко. [75] Во время гражданской войны в Испании марокканские националисты установили связи с испанскими анархистами в попытке разжечь национально-освободительную войну против испанского колониализма, но эта попытка не увенчалась успехом. [76] Несмотря на кратковременное возникновение анархистского движения в послевоенном Марокко, оно было подавлено новым независимым правительством. [77] прежде чем окончательно вновь появиться в 21 веке.

Мозамбик [ править ]

С 1890-х годов Королевство Португалия начало депортировать анархистов в тюрьмы португальского Мозамбика . Одним из этих португальских заключенных-анархистов был типограф Хосе Эстевам. После освобождения Эстевама из тюрьмы в начале 1900-х годов он основал Революционную лигу (РЛ) в Лоренсу-Маркеше , которая стала первой известной анархистской организацией в стране. [57] [58] [78] К 1920-м годам среди мозамбикских профсоюзов, которые были союзниками Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), развилась анархо-синдикалистская тенденция. [79] [5] После государственного переворота 28 мая 1926 года в Португалии зарождающееся мозамбикское рабочее движение было подавлено. [4]

Нигерия [ править ]

Анархизм в Нигерии уходит своими корнями в организацию различных обществ без гражданства, населявших доколониальную Нигерию , особенно среди народа игбо . [80] После британской колонизации Нигерии революционный синдикализм стал ключевым фактором антиколониального сопротивления. [81] профсоюзное движение дерадикализировалось и приняло более реформистский подход. хотя после обретения страной независимости [82] Современное нигерийское анархистское движение наконец вышло из левой оппозиции военной диктатуре в конце 1980-х годов и увидело создание Анархо-синдикалистской Лиги осведомленности . [83]

Сенегал [ править ]

В 1981 году социалист политик- Абду Диуф сменил Леопольда Седара Сенгора на посту президента Сенегала , курируя переход страны к многопартийной системе . [84] Эта новая среда политического плюрализма вывела анархизм на свет общественности: сенегальские анархисты основали Анархистскую партию за индивидуальные свободы в республике (PALIR) на конгрессе в Горе , провозгласив своей целью создание либертарианского социалистического общества, основанного на принципах децентрализация , федерализм , общая собственность на средства производства и прямая демократия . Концепция либертарианского социализма PALIR черпала вдохновение из социальных формаций народов Лебу и Баланте , которые организовались без социальных классов или вождей племен . [85] Неизвестно, что стало с PALIR в последующие годы из-за отсутствия исследований анархизма в Африке. [4]

Сьерра-Леоне [ править ]

После свержения Первой социалистической Республики Сьерра-Леоне в результате государственного переворота и начала гражданской войны в Сьерра-Леоне страны различные конкурирующие группировки начали соперничать за контроль над алмазодобывающей промышленностью . [86] Плохие условия труда на алмазных месторождениях в конечном итоге привели к возникновению в Сьерра-Леоне отделения организации «Промышленные рабочие мира» (IWW). [79] IWW под руководством Брайта Чикези стала особенно активна среди алмазодобытчиков, организовав под своим знаменем до 3240 рабочих. [87] Они финансировали свою деятельность за счет горнодобывающих работ, а также получали финансовую помощь и литературу от отделений IWW в Великобритании. [88] Однако последствия гражданской войны в конечном итоге достигли апогея в 1997 году, когда Революционный совет вооруженных сил захватил контроль над страной в результате военного переворота и начал грабить алмазных рабочих, вынудив многих боевиков ИРМ бежать в Гвинею , где они пытались организовать среди гвинейских горняков . [87] В результате переворота международный ИРМ потерял связь с местным делегатом в Сьерра-Леоне. [89]

Южная Африка [ править ]

Анархизм зародился в 1880-х годах в Южной Африке, когда английский иммигрант-анархист Генри Гласс поселился в Порт-Элизабет в тогдашней Капской колонии . [90]

Охваченные атмосферой, созданной победоносной рабочей революцией в России в 1917 году , революционно-синдикалистская Международная социалистическая лига (ISL) и Промышленная социалистическая лига (IndSL) распались в Коммунистическую партию Южной Африки (CPSA) . ) при основании последней в 1921 году, став многими заметными ранними фигурами, пока Коминтерн не приказал исключить синдикалистскую фракцию из партии. Неприсоединившиеся синдикалисты, такие как Перси Фишер, 1922 года принимали активное участие в восстании Рэндов , всеобщей забастовке, переросшей в восстание, и решительно выступали против расизма большой части белых забастовщиков. Тем временем IWA в 1920 году объединилась с Профсоюзом промышленных и торговых рабочих (ICU), что стало одной из причин, по которой ICU проявил синдикалистское влияние. [91]

Активист ZACF выступает на организованном SAC трудовом семинаре в Швеции в 2005 году.

В 2003 году была основана платформистская анархистско-коммунистическая федерация Забалаза (ZACF или ZabFed), в которую вошли BMC и Zabalaza Books (чей журнал Zabalaza стал журналом ZACF), а также ряд других коллективов, созданных в 2003 году. Соуэто и Йоханнесбург, включая местное отделение Анархистского Черного Креста . В 2007 году, чтобы укрепить свои структуры, ЗабФед преобразовался в Анархистско-коммунистический фронт Забалаза (ZACF или ЗабФронт). Новый ZACF представляет собой унитарную «федерацию людей», в отличие от федерации коллективов, такой как ZabFed, и в последнее время также попал под влияние especifismo , тенденции, зародившейся в Уругвайской федерации анархистов (FAU, или Уругвайская анархическая федерация). . Несмотря на то, что ZACF был привержен делу продвижения синдикализма в профсоюзах, на практике работа ZACF в основном была сосредоточена на так называемых « новых социальных движениях », сформированных в Южной Африке в ответ на предполагаемые неудачи правительства Африканского национального конгресса (АНК) после апартеид . [92] ZACF участвовал в кампаниях Антиприватизационного форума (APF) и Движения безземельных людей (LPM). Он также участвовал в работе солидарности с базой Абахлали Мьондоло и кампанией против выселения Западного Кейпа . [93] Помимо такой работы, ZACF активно занимается организацией семинаров и пропаганды.

Судан [ править ]

После государственного переворота в Судане 1989 года, который привел к власти Омара аль-Башира , коалиция оппозиционных групп сформировала Национальный демократический альянс (НДА) для координации сопротивления новому правительству. [94] В 2001 году командир НДА связался с южноафриканским медиа-коллективом Бикиша и запросил информацию об анархистской организации и тактике, на что коллектив ответил, направив их к теоретическим работам по платформерству . [95] Гражданская война закончилась в 2005 году Всеобъемлющим мирным соглашением . [96] после чего NDA подписало соглашение с правительством о прекращении боевых действий. Мирное соглашение и последующая легализация оппозиционных партий вызвали раскол внутри Коммунистической партии Судана некоторых крайне левых тенденций, вдохновленных маоизмом и либертарианским коммунизмом . , что привело к отделению от партии [95] После суданской революции , свергнувшей аль-Башира, анархисты Хартума , участвовавшие в комитетах сопротивления, объединились, чтобы сформировать «Собрание суданских анархистов», антиавторитарную группу, которая поднимала анархистские флаги на протестах во время перехода к власти в Судане. демократии и после военного переворота . [97]

Танзания [ править ]

Памятник Арушской декларации , воздвигнутый в 1977 году в память о декларации Ньерере.

Африканская социалистическая программа Уджамаа , разработанная президентом Танзании Джулиусом Ньерере после его Арушской декларации , была охарактеризована нигерийским анархистом Сэмом Мбахом как «бесспорно анархическая по своей логике и содержанию». [98] Программа деревни Уямаа поощряла крестьян к организации самоуправляющихся общинных обществ, в которых средства производства и общественная продукция находились в общем пользовании. [99] Хотя сам Ньере заявил, что «жизнеспособные социалистические сообщества могут быть созданы только при наличии добровольных членов», [100] программа Уджамаа в конечном итоге была взята под контроль государства , и бюрократия начала захватывать ранее самоуправляющиеся общины. [101] По указанию Всемирного банка правительство Танзании начало устанавливать производственные квоты и обязало продавать продукцию государству по фиксированной цене. [102] Мбах считал, что «коррупция и бюрократия являются двумя основными факторами, которые привели к краху системы Уджамаа ». [103]

Рабочий контроль также практиковался на нескольких фабриках и в отелях во время волны забастовок с 1972 по 1973 год из-за гнева на неэффективные рабочие комитеты , хотя правительство Юлиуса Ньерере первоначально поддерживало поглощения заводов, но позже оно их подавило, причем некоторые аналитики утверждали, что это было форма кооптации . [104]

Tunisia[editТунис

Анархизм в Тунисе уходит корнями в работы философа Ибн Халдуна . [105] современное анархистское движение впервые было завезено в страну в конце 19 века итальянскими иммигрантами. [106] Современное анархистское движение возникло в результате Арабской весны и последствий Тунисской революции . [107]

Уганда [ править ]

Уганда практически не имела гражданства до возникновения таких государств , как Китара и Буганда , в 13 веке. После этого общества без гражданства в Уганде продолжали существовать , особенно среди народа лугбара в Западном Ниле – садоводческое общество, состоящее из децентрализованных сегментов , без вождей и монархов . [108]

Замбия [ править ]

Замбийские шахтеры в 1950-е годы.

После колонизации территорий к северу от Замбези реки Британской Южно-Африканской компанией территория, которая сегодня является Замбией, перешла под прямое управление Британской империи , установив протекторат Северной Родезии . В качестве реакции на введение британского капитализма и появление обширной горнодобывающей промышленности рабочие региона начали тяготеть к анархистским и синдикалистским идеям, организовав первые в стране профсоюзы. В 1920-е годы первая волна анархо-синдикализма распространилась по большей части Африки: Южноафриканский союз промышленных и торговых рабочих (ICU) даже основал отделение в Северной Родезии, хотя к началу 1930-х годов ICU распался. [79] Тем не менее, профсоюзная организация продолжалась: африканские горняки организовали забастовку Коппербелта в 1935 году из-за плохих стандартов безопасности и повышения налогов. [109] В 1940 году шахтеры Северной Родезии снова объявили забастовку, используя свою важность для усилий союзников во Второй мировой войне , чтобы потребовать более высоких зарплат.

В середине 1990-х годов анархист Хамба Кале Вильстар Чунго, работавший библиотекарем в Университете Замбии серию статей (UNZA), начал писать в The Post , в которых критиковал новую Конституцию Замбии и вместо этого приводил доводы в пользу децентрализации . [110] Уилстар Чунго сам был вдохновлен антиавторитарными тенденциями своего собственного племени в Южной Замбии , которое он описал как «сплющенную иерархию без вождей», и предположил, что эти тенденции могут помочь продвижению анархизма в Замбии. [85] Уилстар Чунго и ряд молодых членов Социалистической фракции UNZA перешли к анархизму, основав в 1998 году Анархическое движение солидарности рабочих (AWSM), которое, по их мнению, присоединилось к Южноафриканской федерации солидарности рабочих (WSF). Однако Уилстар умер от малярии в 1999 году в возрасте 35 лет, и AWSM, по-видимому, развалился после его смерти. [110] В 2009 году бывший член AWSM Малеле Д. Фири размышлял о новой институциональной роли профсоюзов и НПО в гражданской организации Замбии, назвав ее «диалектической противоположностью» правящей структуры, созданной ZANU-PF в Зимбабве. [111]

Зимбабве [ править ]

В 1920-х годах первая волна анархо-синдикализма распространилась по большей части Африки, когда Южноафриканский профсоюз промышленных и торговых рабочих (ICU) даже основал секцию в Южной Родезии . [4] ICU Южной Родезии создал значительную сельскую базу, ответив на вопрос о земельных правах политикой схемы профсоюзной собственности, стремящейся создать «коллективную, деколонизированную и детоварифицированную собственность рабочего класса и чернокожих». [112] Хотя ICU распался в начале 1930-х годов, южнородезийская секция продолжала действовать как Реформированный промышленный коммерческий союз до 1950-х годов, когда регион был включен в состав Центральноафриканской федерации . [4]

После войны Буша в Родезии активность профсоюзов быстро возросла, что привело к увеличению забастовок и промышленных споров, даже вопреки желанию ZANU-PF . [113] Новое правительство ответило прекращением забастовок, подавлением и захватом существующих профсоюзов. [114] отмена профсоюзного контроля над переговорами по заработной плате и введение партийного назначения профсоюзных чиновников. [115] В результате слияния шести профсоюзных центров ZANU-PF учредила Конгресс профсоюзов Зимбабве (ZCTU), стремясь уменьшить количество промышленных споров и увеличить влияние правительства на профсоюзное движение. [116] [117] [118] Но к 1987 году профсоюзы вновь начали устанавливать свою независимость от ЗАНУ-ПФ, на что правительство ответило полицейским террором. [115] Правительство даже начало терять контроль над ZCTU, который все чаще критиковал политику правительства в отношении профсоюзного движения. [113] в конечном итоге открыто выступил против правительства из-за его неолиберальной экономической политики , коррупции и авторитаризма, а затем сформировал альянс оппозиционных групп, который стал Движением за демократические перемены (MDC). [119] [120] Однако вскоре ДДП отошел от своей базы рабочего класса, приняв реформистскую и либерально-консервативную партийную линию, установленную руководством среднего класса. [121] Разочарование в MDC привело к либертарианскому социализму, возникшему из оппозиционного движения, когда некоторые зимбабвийские анархисты основали сеть Ухуру для организации организаций рабочего класса. [122]

С началом протестов в Зимбабве в 2016–2017 годах зимбабвийские анархисты охарактеризовали протестное движение как представляющее новое общество, основанное на «солидарности, равенстве, низовой демократии, свободном от всех форм угнетения», отождествляя его с анархистским подходом к низшим слоям населения. развернул борьбу против государства. [123] После государственного переворота в Зимбабве в 2017 году , в ходе которого Эммерсон Мнангагва отобрал власть у Роберта Мугабе в рамках борьбы за власть внутри ЗАНУ-ПФ, зимбабвийские анархисты предложили антигосударственную перспективу будущего Зимбабве, предложив массовые действия как средство построения либертарианского социализма. [124] С тех пор в Зимбабве возникли движения за создание конкретной анархистской организации в надежде сформировать широкое либертарианское движение против зимбабвийского государства. [125]

Анархистские организации в Африке [ править ]

  • Международная социалистическая лига (Южная Африка), 1915–1921 гг.
  • Промышленные рабочие Африки (Южная Африка), 1917–1920 гг.
  • Промышленная социалистическая лига (Южная Африка), 1918–1921 гг.
  • Анархистская партия за индивидуальные свободы в республике (Сенегал), 1981 г.
  • Лига осведомленности (Нигерия), 1991–1999 гг.
  • Анархо-революционное движение (Южная Африка), 1993–1995 гг.
  • Федерация солидарности трудящихся (Южная Африка), 1995–1999 гг.
  • Анархическое движение солидарности рабочих (Замбия), 1998–1999 гг.
  • Бикиша Медиа Коллектив (Южная Африка), 1999–2007 гг.
  • Zabalaza Books (Южная Африка), 1999–2007 гг.
  • Южноафриканское отделение Анархистского Черного Креста , 2002–2007 гг.
  • Анархо-коммунистическая федерация Сабалаза (Южная Африка), 2003–2007 гг.
  • Коллектив Вияти (Кения), 2004 г.
  • Анархо-коммунистический фронт Сабалаза (Южная Африка), 2007 – настоящее время
  • Черный флаг (Египет), 2010-е – настоящее время
  • Либертарианское социалистическое движение (Египет), 2011 – настоящее время.
  • Движение неповиновения (Тунис), 2011 – настоящее время
  • Феминистская атака (Тунис), 2011 – настоящее время
  • Хорнские анархисты (Эфиопия), 2020 – настоящее время
  • Собрание суданских анархистов (Судан), 2020 – настоящее время

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Мбах, Сэм ; Игаривей, IE (1997). Африканский анархизм: история движения . Острый пресс. п. 32. ISBN  1-884365-05-1 .
  2. ^ «Эмили Бускуант, самая алжирская из француженок» . Le Monde.fr (на французском языке). 26 января 2015 года . Проверено 28 апреля 2023 г.
  3. ^ «МОРЕН, Пьер - [Международный словарь боевиков-анархистов]» . активисты-анархисты.info . Проверено 28 апреля 2023 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Автономное действие ; Шмидт, Майкл (декабрь 2008 г.). "Автономное Действие (Россия) берет интервью у ЗАКФ" . Ситуация. Анархо-коммунистический фронт Сабалаза .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Группа действий Забалазы; Блэк, Джо; Шмидт, Майкл (август 2004 г.). «Интервью с южноафриканскими анархистами» . Черный флаг . № 224. Лондон.
  6. ^ «Мариу душ Сантос Кастельяно» . Лиссабон : Музей Альюбе . Проверено 2 апреля 2021 г.
  7. ^ Мейлер, Фил (1977). «II. Предыстория». Португалия: невозможная революция? . Лондон: Солидарность . ОСЛК   254091732 .
  8. ^ Олстон, Ашанти Омовали (24 октября 2003 г.). «Черный анархизм» . Хантер Колледж . Архивировано из оригинала 1 июля 2007 года.
  9. ^ Эрвин, Лоренцо Ком'боа (1993). «2. Где идет борьба черных и куда она должна идти?». Анархизм и Черная революция (2-е изд.). Филадельфия : Издательский коллектив среднеатлантических анархистов. OCLC   1082117848 .
  10. ^ Джордж, Эдвард (2005). Кубинская интервенция в Анголе, 1965–1991: от Че Гевары до Куито Куанавале . Фрэнк Касс. стр. 127–128 . ISBN  9780415350150 .
  11. ^ ван дер Вальт, Люсьен; Шмидт, Майкл (апрель 2009 г.). «Анархистское движение в Северной Африке, 1877–1951» . Сабалаза (10). Анархо-коммунистический фронт Сабалаза : 20.
  12. ^ Дронн, Раймонд (1984). Путевые дневники крестоносца Свободной Франции (на французском языке). Полет. 1. Париж: Франция-Империя. п. 251. ИСБН  9782704803866 . OCLC   407120322 .
  13. ^ Мескида, Эвелин (2011). Ла Нуэв, 24 августа 1944 года: испанские республиканцы, освободившие Париж . Париж: Ле Шерш-Миди. ISBN  978-2749140872 . OCLC   903317314 .
  14. ^ Гаспар, Селая, Диего (15 декабря 2011 г.). «Портрет забытого. Участие испанцев в Силах Свободной Франции, 1940–1945» . Revue historique des Armys (на французском языке) (265): 46–55. ISSN   0035-3299 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  15. ^ Жорнет, Хосе (1 октября 2007 г.). «Жила-была Испанская республика…» . Les Cahiers de Framespa (на французском языке) (3). дои : 10.4000/framespa.442 . ISSN   1760-4761 .
  16. ^ Горман, Энтони (2010). « Различные по расе, религии и национальности... но объединенные стремлением к гражданскому прогрессу»: Анархистское движение в Египте, 1860–1940». В Хирше, Стивене и ван дер Уолте, Люсьене (ред.). Анархизм и синдикализм в колониальном и постколониальном мире, 1870–1940: практика национального освобождения, интернационализма и социальной революции . Издательство «Брилл» . стр. 3–31. ISBN  978-9004188-49-5 .
  17. ^ «Беспорядки в Египте: Интервью с египетским анархистом» . Проверено 4 мая 2015 г.
  18. ^ «Египетские анархисты и революционные социалисты под атакой» . Проверено 4 мая 2015 г.
  19. ^ «Египетский анархист о возобновленной революции в Египте - Движении рабочей солидарности» . Проверено 4 мая 2015 г.
  20. ^ ОСОБЕННОСТИ: Анархисты: желательно без гражданства . Архивировано в 2013 году.
  21. ^ «Анархист: Первая конференция либертарианских социалистов Египта (2011)» . Архивировано из оригинала 5 мая 2015 года . Проверено 11 августа 2013 г.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с МИ; MD (5 октября 2005 г.). «Член ZACF арестован «белой» диктатурой Свази [ так в оригинале . Анархо-коммунистический фронт Сабалаза . Проверено 3 декабря 2010 г.
  23. ^ Хоза, Мандла; Шмидт, Майкл (7 декабря 2006 г.). «Свазиленд после взрывов» . Сабалаза. № 7. Анархо-коммунистический фронт Сабалаза . стр. 8–9.
  24. ^ Пейн, Джонатан (7 декабря 2006 г.). «Заявление ZACF о предполагаемой тенденции к вооруженной борьбе» . Анархо-коммунистический фронт Сабалаза . Проверено 5 апреля 2021 г.
  25. ^ « Солдат пал»: Мандла Хоза, анархист-коммунист ZACF и активист Свазиленда, 22 мая 1974 г. - 26 июля 2019 г.» . Анархо-коммунистический фронт Сабалаза . 21 августа 2019 года . Проверено 5 апреля 2021 г.
  26. ^ Рюйтер, Елена (12 ноября 2011 г.). «Эфиопские студенты протестуют против режима императора Селайса, 1967–1974» . Глобальная база данных ненасильственных действий . Проверено 25 марта 2021 г.
  27. ^ Карпентер, Линдси (3 августа 2011 г.). «Всеобщие забастовки Конфедерации профсоюзов Эфиопии (CELU) за заработную плату и права профсоюзов, 1974 год» . Глобальная база данных ненасильственных действий . Проверено 25 марта 2021 г.
  28. ^ Оттауэй, Марина; Оттауэй, Дэвид (1978). Эфиопия: Империя в революции . Нью-Йорк: Издательская компания Africana. стр. 145–147. ISBN  9780841903623 . OCLC   252317917 .
  29. ^ Оттауэй, Марина; Оттауэй, Дэвид (1978). Эфиопия: Империя в революции . Нью-Йорк: Издательская компания Africana. п. 71. ИСБН  9780841903623 . OCLC   252317917 .
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аннер (14 марта 2021 г.). «Эфиопский анархистский взгляд на войну в Тыграе» . Последнее Соломенное Радио . Проверено 25 марта 2021 г.
  31. ^ Фикир (6 ноября 2020 г.). «Доклад эфиопских анархистов: националисты, призывающие к войне в Тыграе» . Федерация анархистов коренных народов . Проверено 25 марта 2021 г.
  32. ^ Кабрал, Амилкар (1969). Революция в Гвинее: Избранные тексты . Перевод Ричарда Хэндисайда. Нью-Йорк и Лондон: Monthly Review Press. стр. 56–7. OCLC   478894218 .
  33. ^ Боуман, Джой Л. (1987). « «Законная торговля» и производство арахиса в Португальской Гвинее 1840–1880-е годы». Журнал африканской истории . 28 (1): 89, 96. doi : 10.1017/S0021853700029431 . ISSN   0021-8537 . OCLC   5548859999 . S2CID   163145287 .
  34. ^ Кларенс-Смит, Уильям Джервас (1985). Третья Португальская империя, 1825-1975: исследование экономического империализма . Манчестер : Издательство Манчестерского университета . п. 22. ISBN  9780719017193 . OCLC   933801895 .
  35. ^ Баррето, Жоау Франко (1938). История Гвинеи 1418–1918 гг . (на португальском языке). Лиссабон : Impr Beleza. п. 316. OCLC   36918054 .
  36. ^ Кларенс-Смит, Уильям Джервас (1985). Третья Португальская империя, 1825–1975: исследование экономического империализма . Манчестер : Издательство Манчестерского университета . стр. 82–3, 85. ISBN.  9780719017193 . OCLC   933801895 .
  37. ^ Боуман, Джой Л. (1987). « «Законная торговля» и производство арахиса в Португальской Гвинее 1840–1880-е годы». Журнал африканской истории . 28 (1): 98–99. дои : 10.1017/S0021853700029431 . ISSN   0021-8537 . OCLC   5548859999 . S2CID   163145287 .
  38. ^ Бэзил Дэвидсон, Освобождение Гвине (Балтимор: Пингвин, 1969), стр.66
  39. ^ Кларенс-Смит, Уильям Джервас (1985). Третья Португальская империя, 1825–1975: исследование экономического империализма . Манчестер : Издательство Манчестерского университета . стр. 114–7. ISBN  9780719017193 . OCLC   933801895 .
  40. ^ Пелисье, Рене (1989). История Гвинеи (на португальском языке). Лиссабон : Редакционная Эстампа. стр. 229–30, 251–61. ISBN  9789723308303 . OCLC   643634055 .
  41. ^ Шалианд, Жерар (1969). Вооруженная борьба в Африке . Нью-Йорк: MR Press. п. 68.
  42. ^ Шалианд, Жерар (1969). Вооруженная борьба в Африке . Нью-Йорк: MR Press. стр. 45–46.
  43. ^ Кабрал, Амилкар (1969). Революция в Гвинее: Избранные тексты . Перевод Ричарда Хэндисайда. Нью-Йорк и Лондон: Monthly Review Press. п. 80. OCLC   478894218 .
  44. ^ Шалианд, Жерар (1969). Вооруженная борьба в Африке . Нью-Йорк: MR Press. п. 84.
  45. ^ Хэлбрук, Стивен П. (1972). «Анархизм и революция в Черной Африке» . Журнал современных революций . IV (1). Архивировано из оригинала 7 марта 2005 года.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шмидт, Майкл (9 сентября 2008 г.). «Ностальгический трайбализм или революционная трансформация?» . Сабалаза (9). Анархо-коммунистический фронт Сабалаза : 26.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Муриуки, Годфри (1974). История кикуйю, 1500–1900 гг . Найроби: Издательство Оксфордского университета.
  48. ^ Кеньятта, Джомо (1938). Лицом к горе Кения: племенная жизнь гикуйю . Лондон: Секер и Варбург. стр. 19–28. ISBN  9780435902193 . OCLC   541972780 .
  49. ^ Хобли, Чарльз Уильям (1922). Верования и магия банту: с особым упором на племена кикую и камба из колонии Кении; вместе с некоторыми размышлениями о Восточной Африке после войны . Лондон: HF & G. Witherby.
  50. ^ Кабето, Мэтью Ньороге (1966). Кикую: обычаи и традиции народа кикуйю . Найроби: Бюро восточноафриканской литературы.
  51. ^ «Журнал Джалан: рождается новый голос азиатских анархистов» . Сабалаза (10). Анархо-коммунистический фронт Сабалаза . Апрель 2009 года.
  52. ^ Шмидт, Майкл (17 мая 2012 г.). «Оценка истории анархистов/синдикалистов в пяти волнах». Картография революционного анархизма . АК Пресс .
  53. ^ Барнетт, Дональд Л.; Нджама, Карари (1966). Мау-Мау изнутри: анализ крестьянского восстания в Кении . Нью-Йорк и Лондон: Monthly Review Press . стр. 42–51. OCLC   557945776 .
  54. ^ Оксфордская иллюстрированная история британской армии (1994), стр. 350
  55. ^ «Кения: любовь к лесу» . Время . 17 января 1964 г. ISSN   0040-781X . Проверено 12 февраля 2018 г.
  56. ^ Хэлбрук, Стивен П. (1972). «Анархизм и революция в Черной Африке» . Журнал современных революций . IV (1). Архивировано из оригинала 7 марта 2005 года.
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Отметка; Шмидт, Майкл (2003). «Глобальное влияние платформизма сегодня» . Северо-восточный анархист (6). Северо-восточная федерация анархо-коммунистов.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шмидт, Майкл (9 сентября 2008 г.). «Ностальгический трайбализм или революционная трансформация?» . Сабалаза (9). Анархо-коммунистический фронт Сабалаза : 28.
  59. ^ Леви, Карл (1989). «Итальянский анархизм, 1870–1926». У Дэвида Гудвея (ред.). За анархизм: история, теория и практика . Лондон: Рутледж . п. 56. ИСБН  9780415029544 . OCLC   455949869 .
  60. ^ Уильямс, Г. (1975). Пролетарский порядок: Антонио Грамши, фабричные советы и истоки итальянского коммунизма 1911–21 . Лондон: Плутон Пресс . стр. 36–7. OCLC   643689950 .
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мбах, Сэм ; Игаривей, IE (1997). Африканский анархизм: история движения . Тусон, Аризона : см. Sharp Press . п. 48. ИСБН  9781884365058 . OCLC   614189872 .
  62. ^ Роббинс, Джеймс (7 марта 2007 г.). «Очевидец: Диалог в пустыне» . Новости Би-би-си . Проверено 22 октября 2011 г.
  63. ^ Киркпатрик, Дэвид Д.; Эль-Наггар, Мона (20 февраля 2011 г.). «Сын Каддафи предупреждает о гражданской войне по мере расширения протестов в Ливии» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 6 апреля 2017 года . Проверено 20 февраля 2011 г.
  64. ^ Мбах, Сэм ; Игаривей, IE (1997). Африканский анархизм: история движения . Тусон, Аризона : см. Sharp Press . стр. 90–91. ISBN  9781884365058 . OCLC   614189872 .
  65. ^ Анонимно (13 мая 2011 г.). «Анархизм в ливийской революции» . Политические эссе, напыщенные речи и комментарии . Анархическая библиотека . Проверено 25 марта 2021 г.
  66. ^ «Представляем Совет» . Национальный переходный совет . Архивировано из оригинала 12 июня 2011 года.
  67. ^ «Строим новую Ливию» . Экономист . Бенгази . 24 февраля 2011 года . Проверено 25 марта 2021 г.
  68. ^ Гутьеррес Д., Хосе Антонио (5 марта 2011 г.). «Ливийские народные комитеты должны стать основой новой жизни, а не просто временной мерой» . Anarkismo.net . Проверено 25 марта 2021 г.
  69. ^ Салем, Сауд (17 марта 2011 г.). «Признаки поражения ливийской революции» . Anarkismo.net . Проверено 25 марта 2021 г.
  70. ^ Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (21 марта 2011 г.). «Долой новую войну в Северной Африке!» . Libcom.org . Проверено 25 марта 2021 г.
  71. ^ Табор, Рон (28 марта 2011 г.). «Война в Ливии» . Утопический . Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Проверено 25 марта 2021 г.
  72. ^ Хомский, Ноам ; Шалом, Стивен ; Альберт, Майкл (31 марта 2011 г.). «О Ливии и разворачивающемся кризисе» . З Коммуникации . Архивировано из оригинала 1 июля 2011 года . Проверено 25 марта 2021 г.
  73. ^ Гребер, Дэвид (2011). Долг: первые 5000 лет . Бруклин : Издательство Melville House . п. 4. ISBN  978-1-933633-86-2 .
  74. ^ Гребер, Дэвид (2007). Возможности: Очерки об иерархии, бунте и желании . АК Пресс. стр. 157–180.
  75. ^ Филали, Брахим (11 октября 2005 г.). Майкл Шмидт (ред.). «О доколониальном Марокко» . Перевод Пэта Муртага. Марокко: Anarkismo.net . Проверено 25 марта 2021 г.
  76. ^ Эванс, Дэнни (ноябрь 2020 г.). «Перенести войну в Африку?» . Свобода . Свобода Пресс . Проверено 26 марта 2021 г.
  77. ^ Ле Фолль Лучани, Пьер-Жан (декабрь 2019 г.). «Анархизм и деколонизация в Алжире. Североафриканское либертарианское движение (1950–1956)» (PDF) . Histoire@Politique (на французском языке) (39): 16.
  78. ^ «Конституция ЗАКФ» . Анархо-коммунистический фронт Сабалаза . 5 мая 2013 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
  79. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Достигая освобождения: Африка и Южная Африка после «африканского социализма» » . Сабалаза (6). Анархо-коммунистическая федерация Сабалаза : 7. 6 апреля 2005 г.
  80. ^ Мбах, Сэм ; Игаривей, IE (1997). Африканский анархизм: история движения . Тусон, Аризона : см. Sharp Press . стр. 35–36. ISBN  9781884365058 . OCLC   614189872 .
  81. ^ Акинджогбин, Исаак Адеагбо; Особа, Сегун О. (1980). «Профсоюзы в колониальной и постколониальной Нигерии». Темы по экономической и социальной истории Нигерии . Ifẹ : UNIFE Press . п. 201. ИСБН  9789781360190 . OCLC   462715003 .
  82. ^ Мбах, Сэм ; Игаривей, IE (1997). Африканский анархизм: история движения . Тусон, Аризона : см. Sharp Press . стр. 58–59. ISBN  9781884365058 . OCLC   614189872 .
  83. ^ Мбах, Сэм ; Игаривей, IE (1997). Африканский анархизм: история движения . Тусон, Аризона : см. Sharp Press . стр. 68–69. ISBN  9781884365058 . OCLC   614189872 .
  84. ^ Хаггард, Стефан; Уэбб, Стивен Бенджамин (1994). Голосование за реформу: демократия, политическая либерализация и экономическая корректировка . Публикации Всемирного банка . ISBN  978-0-19-520987-7 .
  85. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шмидт, Майкл (9 сентября 2008 г.). «Ностальгический трайбализм или революционная трансформация?» . Сабалаза (9). Анархо-коммунистический фронт Сабалаза : 27.
  86. ^ Абдулла, Ибрагим (2004). Между демократией и террором: гражданская война в Сьерра-Леоне . Дакар : Совет по развитию исследований в области социальных наук в Африке . стр. 95–106. ISBN  9782869781238 . OCLC   900266997 .
  87. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брандстаттер, Кевин (1997). «Обновленная информация об IWW Сьерра-Леоне» . Суиндон : Промышленные рабочие мира . Архивировано из оригинала 24 декабря 2016 года.
  88. ^ Чикези, Брайт (март 1997 г.). «Сьерра-Леоне IWW» . Промышленный рабочий . 94 (2). Промышленные рабочие мира . Архивировано из оригинала 31 октября 2013 года.
  89. ^ Харгис, Майкл (2000). «95 лет революционного индустриального юнионизма» . Анархо-синдикалистский обзор . № 28. Промышленные рабочие мира .
  90. ^ Неттлау, Макс (1996). Краткая история анархизма . Лондон: Freedom Press. п. 262.
  91. ^ ван дер Вальт, Люсьен (2011). «Анархизм и синдикализм в африканском портовом городе: революционные традиции многорасового рабочего класса Кейптауна, 1904–1931». История труда . 52 (2). Рутледж : 137–171. дои : 10.1080/0023656x.2011.571464 . S2CID   220405670 .
  92. ^ ЗАКФ (4 октября 2010 г.). «Что такое ЗАКФ?» . Zabalaza.net . Проверено 2 августа 2013 г.
  93. ^ ЦНТ (2011). «Сабалаза: голос организованного анархизма в Южной Африке» (PDF) . cnt.es. ​НКТ. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 2 августа 2013 г.
  94. ^ Карл Р. ДеРуэн и Ук Хео. Гражданские войны мира: основные конфликты после Второй мировой войны . Том. 1. АВС-КЛИО . п. 745.
  95. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шмидт, Майкл (8 февраля 2008 г.). «Кровь, вода и нефть: заблуждения войны в Дарфуре» . Сабалаза. № 8. Анархо-коммунистический фронт Сабалаза .
  96. ^ «Всеобъемлющее мирное соглашение по Судану» . Матрица мирных соглашений . Институт Крока по изучению международного мира, Университет Нотр-Дам . Проверено 16 июля 2016 г.
  97. ^ КриметИнк. ; Собрание суданских анархистов (31 декабря 2021 г.). «Судан: анархисты против военной диктатуры» . КриметИнк. Проверено 19 января 2021 г.
  98. ^ Мбах, Сэм ; Игаривей, IE (1997). Африканский анархизм: история движения . Тусон, Аризона : см. Sharp Press . п. 49. ИСБН  9781884365058 . OCLC   614189872 .
  99. ^ Мбах, Сэм ; Игаривей, IE (1997). Африканский анархизм: история движения . Тусон, Аризона : см. Sharp Press . стр. 49–52. ISBN  9781884365058 . OCLC   614189872 .
  100. ^ Мбах, Сэм ; Игаривей, IE (1997). Африканский анархизм: история движения . Тусон, Аризона : см. Sharp Press . п. 51. ИСБН  9781884365058 . OCLC   614189872 .
  101. ^ Мбах, Сэм ; Игаривей, IE (1997). Африканский анархизм: история движения . Тусон, Аризона : см. Sharp Press . п. 77. ИСБН  9781884365058 . OCLC   614189872 .
  102. ^ Мбах, Сэм ; Игаривей, IE (1997). Африканский анархизм: история движения . Тусон, Аризона : см. Sharp Press . стр. 77–78. ISBN  9781884365058 . OCLC   614189872 .
  103. ^ Морс, Чак (5 мая 2004 г.). «Африканский анархизм: перспективы на будущее» . Сабалаза (5). Анархо-коммунистический фронт Сабалаза : 10.
  104. ^ Михё, Паскаль (3 января 2007 г.). «Борьба за рабочий контроль в Танзании» . Обзор африканской политической экономии . 2 (4): 62–84. дои : 10.1080/03056247508703265 .
  105. ^ Плавюк, Евгений (4 февраля 2006 г.). «Ибн Халдун: арабский либертарианец XIV века» . Ле Ревю Гош . Проверено 22 марта 2021 г.
  106. ^ Г. Маси (2003). «Анархизм в Тунисе: Николо (Николантонио) Конверти, 1855–1939» . В Антониоли, Маурицио ; Бертолуччи, Франко (ред.). Биографический словарь итальянских анархистов . Том 1. Перевод Макнаба, Нестора. Пиза : Библиотека Франко Серантини. стр. 439–442. ISBN  9788886389877 . OCLC   799624251 .
  107. ^ «От революции 2011 года к восстанию 2021 года» . КриметИнк. 9 февраля 2021 г. . Проверено 22 марта 2021 г.
  108. ^ Барклай, Гарольд (1990). «IV. Садовники-анархисты». Люди без правительства: антропология анархии . Сиэтл : Книги Левого берега . ISBN  0939306093 . OCLC   466398064 .
  109. ^ Парпарт, Джейн Л.; Фройнд, Билл (1983). «Политизация черного труда». Труд и капитал в африканском медном поясе . Издательство Университета Темпл. стр. 54–74. дои : 10.2307/j.ctv6mtdm4.10 . JSTOR   j.ctv6mtdm4.10 .
  110. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шмидт, Майкл (март 2002 г.). «Некролог: Хамба Кале Уилстар Чунго!» . Сабалаза (2). Южная Африка: Коллектив Bikisha Media : 13.
  111. ^ Фири, Малеле Д. (2 марта 2009 г.). «Объединитесь против меньшинства, затем объединитесь против большинства?» . Сабалаза (10). Лусака : Анархо-коммунистический фронт Сабалаза : 3.
  112. ^ МакГрегор, Уоррен (17 августа 2019 г.). «Значение СИС Африки для современных профсоюзов и освободительных движений» . Анархо-коммунистический фронт Сабалаза .
  113. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стоунман, Колин; Клифф, Лайонел (1989). Зимбабве: Политика, экономика и общество . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Pinter Publishers . стр. 106–107. ISBN  0-86187-454-4 .
  114. ^ ван дер Вальт, Люсьен; Бирн, Сиан; Ульрих, Николь (1 декабря 2017 г.). «Южноафриканский «рабочийизм» в 1980-е годы: уроки радикального юнионизма FOSATU» . Анархо-коммунистический фронт Сабалаза .
  115. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Зимбабве: репрессии против рабочего класса нарастают» . Забалаза (4): 7. 4 июня 2003 г.
  116. ^ Уильямс, Гвинет ; Хакленд, Брайан (1988). Словарь современной политики Южной Африки . Лондон: Рутледж . п. 322. ИСБН  0-415-00245-1 . Проверено 12 августа 2012 г.
  117. ^ Чикухва, Джейкоб В. (2008). Зимбабве: Помимо школьного аттестата . Авторский Дом . п. 100. ИСБН  978-1-4389-0668-3 . Проверено 19 августа 2012 г.
  118. ^ Муньярадзи Гвисай (2002). «Революционеры, сопротивление и кризис в Зимбабве» . ССЫЛКИ: международный журнал социалистического обновления . Проверено 19 августа 2012 г.
  119. ^ Хадлстон, Сара (2005). Лицо мужества: Биография Моргана Цвангираи . Кейптаун: Двухэтажные книги. стр. 37–55. ISBN  1-77013-005-5 . Проверено 12 августа 2012 г.
  120. ^ ван дер Вальт, Люсьен (1998). «Профсоюзы в Зимбабве: за демократию, против неолиберализма». Столица и класс (66): 85–117. ISSN   8168-0309 . OCLC   41136466 .
  121. ^ «Зимбабве: вторжения на землю и уроки для рабочего класса» . Сабалаза (1). Медиа-коллектив Бикиша: 6–7. 15 апреля 2001 г.
  122. ^ Муцаурва, Бико; Монро, Сэмм Фараи (21 июня 2008 г.). «Интервью с двумя активистами-либертарианцами-социалистами из Зимбабве» . Сабалаза (9). Анархо-коммунистический фронт Сабалаза : 14–17.
  123. ^ Майсир, Лерой (17 сентября 2016 г.). «Куда теперь, Зимбабве? За пределами «хорошего» харизматического пастора» . Анархо-коммунистический фронт Сабалаза . Проверено 5 апреля 2021 г.
  124. ^ Майсири, Лерой (9 марта 2018 г.). «Куда теперь Зимбабве? Анархистско-синдикалистская перспектива после того, как улеглась пыль» . Анархо-коммунистический фронт Сабалаза . Проверено 5 апреля 2021 г.
  125. ^ Майсири, Лерой (18 марта 2019 г.). «Выживание в Зимбабве: анархистская критика» . Анархо-коммунистический фронт Сабалаза . Проверено 5 апреля 2021 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4dcf73457b78e686437b27d3b92b461e__1710103080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/1e/4dcf73457b78e686437b27d3b92b461e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anarchism in Africa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)