I/145 Польская истребительная эскадрилья
Польская истребительная эскадрилья ( польский : I/145 Polski Dywizjon Myśliwski , французский : Groupe de Chasse Polonais ), также известная под обозначением GC I/145 , была крупнейшим истребительным подразделением Польских ВВС во Франции . Сформированное из польских пилотов, избежавших захвата нацистами и Советским Союзом после вторжения в Польшу в 1939 году, подразделение изначально планировалось отправить в Финляндию в рамках прерванного плана интервенции союзников в Зимнюю войну . В конце концов он принял участие в битве за Францию, защищая французское небо вместе с союзными армиями.
История
[ редактировать ]Первоначально приложение от декабря 1939 года к Договору о франко-польском союзе о создании Польских вооруженных сил на Западе предлагало создание четырех польских эскадрилий:
- 1-я истребительная эскадрилья «Варшава» под командованием подполковника. Леопольд Памула
- 2-я истребительная эскадрилья «Краков-Познань» под командованием майора. Мечислав Мюмлер
- 3-я истребительная эскадрилья «Демблин» под командованием майора. Юзеф Кемпиньский
- 4-я истребительная эскадрилья под командованием майора. Евгениуш Вырвицкий
Третью эскадрилью начали формировать в Броне недалеко от Лиона (современный аэропорт Лион-Брон ). В начале февраля 1940 года вновь созданная эскадрилья была призвана принять участие в интервенции союзников в Зимнюю войну вместе с Польской отдельной горной бригадой . В связи с этими планами новое подразделение неофициально называлось Финской эскадрильей. Он был оснащен истребителями Morane-Saulnier MS406 , «рабочими лошадками» французской авиации, а Caudron C.714 в качестве учебно-тренировочных использовались истребители . Как только часть должна была достичь Финляндии, ее должны были полностью перевооружить на истребители Caudron. Однако в марте 1940 года Финляндия подписала перемирие с СССР , и план был сорван.
Тем временем подготовка польских эскадр во Франции шла медленно, и к апрелю только 3-я «Демблинская» эскадрилья. был готов к службе. Поскольку 6 апреля 1940 года министерство авиации Франции официально создало Польскую истребительную эскадрилью в Варшаве ( по-французски : Groupe de Chasse Polonaise de Varsovie ), 3-я была переименована и стала первой действующей польской авиацией на французской земле. К концу апреля подразделение получило первые 20 истребителей MS406 и приступило к охране неба вокруг Лиона.
10 мая началось немецкое вторжение во Францию. В этот день аэропорт Лион-Брон дважды подвергался налетам вражеской авиации. Эскадрилья не понесла потерь и была переброшена на запасной аэродром в Мионсе . Поскольку у французов не было запасных истребителей MS 406, 12 мая министерство авиации решило перевооружить поляков безнадежно неисправными истребителями Caudron C.714, ожидавшими в Виллакубле под Парижем. 18 мая пилоты получили 35 новых самолетов и уже на следующий день понесли первую жертву: Витольд Добжинский погиб в авиакатастрофе. Всего после 23 боевых вылетов отрицательное мнение об истребителе подтвердили передовые пилоты, которые выразили обеспокоенность тем, что он серьезно недостаточен по мощности и не может сравниться с современными немецкими истребителями.
25 мая, всего через неделю после его введения, военный министр Франции Ги Ла Шамбр приказал вывести все C.714 с действительной службы. Однако, поскольку у французских властей не было другого самолета, польские пилоты проигнорировали приказ и продолжили полеты на C.714. Несмотря на то, что на истребителе, безнадежно устаревшем по сравнению с Messerschmitt Bf 109 E, польские летчики в трех боях с 8 по 11 июня одержали 12 подтвержденных и три неподтвержденных победы, потеряв девять в воздухе и еще девять на земле. Среди сбитых самолетов было четыре бомбардировщика Dornier Do 17 , а также три истребителя Messerschmitt Bf 109 и пять истребителей Messerschmitt Bf 110 .
2 июня подразделение было переброшено в Дрё ( аэродром Вернуйе ) в 80 км к западу от Парижа. На следующий день группа из трех самолетов (майор Лионель де Мармье , лейтенант Тадеуш Червинский и лейтенант Александр Жуковский ) атаковала группу из трех бомбардировщиков Heinkel He 111 , принимавших участие в немецкой операции «Паула» , сбив два. Примерно в это же время некоторые пилоты были выделены из эскадрильи и помещены в недавно сформированную истребительную часть, созданную для защиты резиденции польского правительства в изгнании в Анжере . Часть была перевооружена истребителями Bloch MB.152 .
5 июня 1-я эскадрилья эскадрильи была прикреплена к GC I/1 под командованием майора Робилона в Бретиньи , но на следующий день была возвращена в Дре. 8 июня пять C.714 под командованием майора Юзефа Кемпинского атаковали группу из примерно 20 истребителей Messerschmitt Bf 109. Несмотря на численное и техническое превосходство Германии, польские пилоты добились одного вероятного поражения. На следующий день вся эскадрилья была передислоцирована в Бернаби , примерно в 50 километрах к юго-западу от Руана . Там он присоединился к двум другим французским эскадрильям: GC II/10 и GC III/10. Около 14:00 отряд под командованием майора Кемпинского вышел на патрулирование. Около 15:00 возле Вернона он столкнулся с группой из примерно 25 бомбардировщиков Dornier Do 17 в сопровождении примерно 20 «Мессершмиттов». Немцы потеряли три истребителя Bf 109 (лейтенант Гловчинский, капитан Парафинский и один, сбитый совместно лейтенантом Годлевским и капитаном Заневским). Кроме того, капитан Вчелик сбил один из бомбардировщиков. Однако GC I/145 также понес потери: три пилота были убиты (пор. Ян Обуховский, ппор. Лех Лаховицкий-Чехович и кпр. Эдвард Учто), один ранен (пор. Юлиан Ковальский), а еще четверо были вынуждены приземлиться. вдали от родной базы. Всего подразделение потеряло четырех пилотов и семь истребителей.
10 июня эскадрилья вернулась в Дрё. По пути группа из 12 самолетов под командованием майора де Мармье атаковала группу из 15 бомбардировщиков Dornier Do 17 и 10 истребителей Bf 109. Ппор. Ежи Черняк забил два Дорнье, ппор. Александр Жуковский и пор. Тадеуш Червинский забил по одному голу. Однако командир эскадрильи Юзеф Кемпинский был тяжело ранен, подразделение также потеряло три поврежденных и один уничтоженный самолет. На следующий день пилоты были переброшены дальше в Сермаиз , примерно в 15 км к югу от Этампа , а через два дня в Шатору , где часть потерь была заменена истребителями Bloch MB.152 . Командование GC I/145 принял капитан Петр Лагуна .
Поскольку положение французской армии становилось все более отчаянным, 17 июня было решено разделить польскую истребительную часть и присоединить ее к двум французским частям, остро нуждающимся в подкреплениях. Восемь пилотов под командованием капитана Вцелика присоединились к GC I/1, а восемь пилотов под командованием лейтенанта Вильчевского присоединились к GC I/8 (обе эскадрильи были оснащены Dewoitine D.520 ). На следующий день группа из трех самолетов (У. О. Делаге, капитан Вчелик и лейтенант Маркевич) сбила одинокий Heinkel He 111. Это была последняя победа польского подразделения во время французской кампании. На следующий день пилоты были эвакуированы на машинах в порт Ла-Рошель , откуда их переправили в Англию. Тринадцать пилотов GC I/145 затем присоединились к недавно созданной 302-й польской истребительной эскадрилье, сражавшейся вместе с Королевскими ВВС .
Пилоты
[ редактировать ]- Командующий - майор Юзеф Кемпинский (ранен 10 июня 1940 г.)
- заместитель командира - капитан. Петр Лагуна († 27 июня 1941 г.)
- Французский связной - майор Лионель де Мармье
- Технический офицер - капитан Адам Яворски.
1-я эскадрилья
|
2-я эскадрилья
|
Ссылки
[ редактировать ]- Михай, Эдуард (июль 1972 г.). «Les chasseurs legers Caudron-Renault (3)» [Легкие истребители Caudron-Renault, Часть 3]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (35): 2–7. ISSN 0757-4169 .
- Король, Вацлав (1986). Польские крылья над Францией на ( польском языке). Варшава: Книга и знания. ISBN 83-05-11473-2 .
- Бартоломей Бельцарц. GC 1/145 во Франции, 1940 год . 83-917178-1-X: Публикации моделей грибов.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка )