Интерактивная лингвистика
Интерактивная лингвистика (ИЛ) — это междисциплинарный подход к грамматике и взаимодействию в области лингвистики , который применяет методы разговорного анализа для изучения языковых структур, включая синтаксис , фонетику , морфологию и так далее. Интерактивная лингвистика основана на принципе, согласно которому лингвистические структуры и способы использования формируются посредством взаимодействия, и направлена на понимание того, как языки формируются посредством взаимодействия. Подход фокусируется на темпоральности, вовлеченности деятельности и воплощении во взаимодействии. [1] Интерактивная лингвистика задает исследовательские вопросы, такие как «Как языковые модели формируются в результате взаимодействия?» и «Как сами языковые модели формируют взаимодействие?». [2] : 78
История
[ редактировать ]Интерактивная лингвистика частично является развитием анализа разговоров, сосредоточенным на вопросах лингвистических исследований, частично развитием эмерджентной грамматики или функциональной грамматики Западного побережья. Эти два подхода можно рассматривать как эффективно слитые в интеракциональную лингвистику. [3] но и с интеракциональной социолингвистикой . [2]
Анализ разговора
[ редактировать ]Хотя анализ разговоров действительно изучал язык с самого начала, он вырос из социологии и часто затрагивал вопросы и темы социологических исследований. Однако со временем использование идей и методов анализа бесед для решения вопросов лингвистических исследований выросло. Некоторые ранние варианты использования термина « Интеракционная лингвистика» можно найти в названии конференции 1995 года под названием [4] : 211 и конференция 2000 г. «Интерактивная лингвистика: Евроконференция по лингвистической организации разговорной деятельности». [5] и в книге 2001 года «Исследования по интерактивной лингвистике». [6] Элизабет Купер-Кулен и Маргрет Селтинг . Они отмечают развитие, которое наиболее явно произошло в 90-е годы благодаря публикации различных отредактированных томов, в первую очередь книги « Взаимодействие и грамматика» под редакцией Элинор Окс , Эмануэля Щеглоффа и Сандры Томпсон . [1]
Хотя не существует согласованного разграничения между ними, интеракционная лингвистика характеризуется рассмотрением языковых структур и использованием лингвистической терминологии для описания того, на что ориентируются взаимодействующие лица (а не только рассмотрения, например, жестов ). Это противоречит более ранним подходам, в которых исследования были сосредоточены на изучении письменной речи. С развитием технологий лингвисты начали уделять внимание разговорной речи, а также ее функциям в системе интонации и транскрипции . Хотя функциональное лингвистическое исследование не ограничивалось разговорным взаимодействием, оно было действительно полезно для изучения языка, поскольку лингвистическая форма рассматривалась как полезная в конкретном случае использования. Следующим шагом, который способствовал развитию интеракционной лингвистики, стала важная работа по анализу разговоров. Некоторые социологи говорили, что изучение повседневного языка является сутью социального порядка; Считалось, что некоторые другие виды дискурса понимаются как привыкание к основному разговорному порядку. Термин разговор во взаимодействии был создан как всеобъемлющий термин для всего естественного речевого обмена.
Эмерджентная грамматика и функциональная грамматика Западного побережья
[ редактировать ]Эмерджентная грамматика была предложена Полом Хоппером и постулирует, что правила грамматики возникают по мере того, как на языке говорят и используют. Это противоречит постулату априорной грамматики , идее о том, что грамматические правила существуют в уме до появления высказываний. [7] По сравнению с принципами порождающей грамматики и концепцией универсальной грамматики , интеракционная лингвистика утверждает, что грамматика возникает в результате социального взаимодействия. [8] В то время как Универсальная Грамматика утверждает, что особенности грамматики являются врожденными, [9] Эмерджентная грамматика и другие теории взаимодействия утверждают, что человеческие языковые способности не имеют врожденной грамматики и что особенности грамматики усваиваются посредством опыта и социального взаимодействия. [8]
Отношения к лингвистическим теориям
[ редактировать ]Интерактивная лингвистика связана с различными лингвистическими подходами, такими как анализ дискурса и анализ разговора , и используется для исследования взаимосвязи между грамматической структурой и взаимодействием в реальном времени и использованием языка. [10] Кроме того, тема нормативности в дискурсе или социальная норма влияют на то, как функционирует разговор. [11] Интерактивные лингвисты противопоставляют свои взгляды взглядам «традиционных структуралистских описаний». [3] : 547 [12]
Ученые, занимающиеся интеракциональной лингвистикой, опираются на функциональную лингвистику, анализ разговоров и лингвистическую антропологию , чтобы описать «то, как язык участвует в повседневном взаимодействии и познании». [13] и интерактивную лингвистику можно рассматривать как подход к языку, основанный на использовании . Исследования в области интеракционной лингвистики рассматривают лингвистические формы, включая синтаксические и просодические структуры, как сильно зависящие от взаимодействия между участниками речи, жестов или другого использования языка. Эта область контрастирует с доминирующими подходами к лингвистике в двадцатом веке, которые имели тенденцию сосредотачиваться либо на форме языка как таковой, либо на теориях лингвистической компетентности отдельного пользователя языка . [6] Различные ученые уже писали или пытаются писать книги по грамматике с точки зрения интерактивной лингвистики для таких языков, как Alto Perené. [14] и датский (см. Samtalegrammatik.dk ). [15]
Интерактивную лингвистику также можно считать совместимой со строительной грамматикой и когнитивной грамматикой . [16] Вольфганг Имо ввел термин «Интерактивная конструкционная грамматика» , осознавая сходство между конструкционной грамматикой и интеракциональной лингвистикой. [17] Интерактивная лингвистика не придерживается строгого разделения компетенции и исполнения порождающей грамматики . Методически в качестве эмпирической отправной точки он принимает то, что можно было бы считать «производительностью». [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лори, Ритва; Этелямяки, Марья; Купер-Кулен, Элизабет (2014). «Подходы к грамматике в интеракционной лингвистике». Прагматика. Ежеквартальное издание Международной ассоциации прагматиков . 24 (3). Джон Бенджаминс: 435–452. дои : 10.1075/prag.24.3 . ISSN 1018-2101 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Барт-Вайнгартен, Дагмар (2008). «Интерактивная лингвистика». Справочник по межличностному общению . Справочник по прикладной лингвистике. Том. 2. Мутон де Грюйтер. стр. 77–106. дои : 10.1515/9783110211399.1.77 . ISBN 9783110211399 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Купер-Кулен, Элизабет; Селтинг, Маргрет (2018). Интерактивная лингвистика: изучение языка в социальном взаимодействии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781139507318 . ISBN 9781107032804 .
- ^ Фемо, Ми Нильсен; Стенсиг, Якоб; Вагнер, Йоханнес (2 апреля 2006 г.). «Разговорный анализ в Дании» . Исследования на современном датском языке (на датском языке) (34–35): 182–216. дои : 10.7146/NYS.V34I34-35.13461 . ISSN 2246-4522 . Викиданные Q109745891 .
- ^ «Уведомления». Лингвистика . 38 (1). Вальтер де Грютер: 219. 2000. doi : 10.1515/ling.38.1.219 . ISSN 0024-3949 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Купер-Кулен, Элизабет; Селтинг, Маргарет (2001). Исследования в области интерактивной лингвистики . Джон Бенджаминс. дои : 10.1075/сидаг.10 . ISBN 9789027297310 .
- ^ Хоппер, Пол (1988). «Эмерджентная грамматика и постулат априорной грамматики». В Деборе Таннен (ред.). Лингвистика в контексте .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Су, Даньцзе (2016). «Грамматика возникает в результате повторного использования и модификации предыдущих высказываний». Дискурсивные исследования . 18 (3): 330–353. дои : 10.1177/1461445616634551 . S2CID 57406296 .
- ^ Хорнштейн, Норберт; Нуньес, Хайро; Громанн, Клеантес К. (2005). Понимание минимализма . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Фокс, Барбара (2007). «Принципы формирования грамматических практик: исследование». Дискурсивные исследования . 9 (3): 299–318. дои : 10.1177/1461445607076201 . S2CID 220785959 .
- ^ Этелямяки, Марья (2016). «Введение: Дискурс, грамматика и интерсубъективность» . Северный журнал лингвистики . 39 (2): 101–112. дои : 10.1017/S033258651600007X . S2CID 151640262 .
- ^ Якоб Стенсиг; Мария Йоргенсен; Николас Миккельсен; Карита Суомалайнен; Сорен Сандагер Соренсен (3 апреля 2023 г.). «К грамматике датского разговора во взаимодействии: от формирования действия к грамматическому описанию» . Исследования языка и социального взаимодействия . 56 (2): 116–140. дои : 10.1080/08351813.2023.2205304 . ISSN 0835-1813 . Викиданные Q121071205 .
- ^ Окс, Элинор; Щеглофф, Эмануэль; Томпсон, Сандра (1996). Взаимодействие и грамматика . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Михась, Елена (2017). Разговорные структуры Альто Перене (Аравак) из Перу (PDF) . Исследования в серии Language Companion. Том. 181. Джон Бенджаминс. дои : 10.1075/slcs.181 . ISBN 978-90-272-5946-2 .
- ^ Стенсиг, Якоб; Брокер, Карен Киил; Гронкьяр, Кэролайн; Хаманн, Магнус; Пуггаард, Расмус; Йоргенсен, Мария; Крагелунд, Матиас Хойер; Миккельсен, Николас Хедегор; Мёлгаард, Тина; Педерсен, Генриетта Фолькманн; Соренсен, Сорен Сандагер; Толструп, Эмили (2013), «Проект DanTIN: создание платформы для описания грамматики датской разговорной речи во взаимодействии» , Петерсен, Ян Хегард; Хенрихсен, Питер Юэль (ред.), Новые перспективы речи в действии: материалы 2-й конференции SJUSK по современным речевым привычкам , Фредериксберг: Samfundslitteratur Press, стр. 195–227.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пиа Бергманн; Яна Бреннинг; Мартин Пфайффер; Элизабет Ребер (2013), К интерактивной грамматике , Де Грюйтер , стр. 1–16, doi : 10.1515/9783110295108.1 , Wikidata Q117303510
- ^ Вольфганг Имо (2015). «Интерактивная строительная грамматика». Лингвистический авангард . 1 (1): 69–77. дои : 10.1515/LINGVAN-2015-0008 . ISSN 2199-174X . Викиданные Q117304006 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Купер-Кулен, Элизабет; Селтинг, Маргрет (2018). Интерактивная лингвистика: изучение языка в социальном взаимодействии . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781139507318 . ISBN 9781107032804 .
- Форд, Сесилия (1993). Грамматика во взаимодействии . Издательство Кембриджского университета.
- Форд, Сесилия; Вагнер, Йоханнес (1996). «Исследование языка на основе взаимодействия» . Прагматика . 6 (3): 277–279. doi : 10.1075/prag.6.3.01 для .
- Хоппер, Пол (2011). «Эмерджентная грамматика и темпоральность в интеракционной лингвистике». У П. Ауэра; С. Пфендер (ред.). Конструкции . Берлин: Де Грюйтер. стр. 22–44.
- Интерактивная лингвистика (журнал Джона Бенджамина)