Летающая бомба Фау-1
Летающая бомба Фау-1 Физелер Фи 103 Зенитная пушка 76 (ФЗГ-76) | |
---|---|
Тип | Крылатая ракета |
Место происхождения | Нацистская Германия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1944–1945 |
Используется | ВВС |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Роберт Люссер |
Производитель | Физелер |
Стоимость единицы | 5090 ринггитов [1] |
Технические характеристики | |
Масса | 2150 кг (4740 фунтов) |
Длина | 8,32 м (27,3 фута) |
Ширина | 5,37 м (17,6 футов) |
Высота | 1,42 м (4 фута 8 дюймов) |
Боеголовка | Аматол-39 , позже Триален |
Вес боеголовки | 850 кг (1870 фунтов) |
Детонация механизм |
|
Двигатель | Аргус Ас 109-014 Импульсный реактивный самолет |
Оперативный диапазон | 250 км (160 миль) [2] |
Максимальная скорость | 640 км/ч (400 миль в час) при полете на высоте от 600 до 900 м (от 2000 до 3000 футов) |
Руководство система | гирокомпаса на базе Автопилот |
Летающая бомба Фау-1 ( нем . Vergeltungswaffe 1 «Оружие мести 1»). [а] ) была ранней крылатой ракетой . Его официальное в Министерстве авиации Рейха ( RLM обозначение ) было Fieseler Fi 103. [3] и его многозначительное имя было Höllenhund ( адская гончая ). Союзникам он также был известен как « жужжащая бомба» или «болван-баг». [4] [б] а в Германии как Киршкерн ( вишневая косточка). [с] или майский жук ( может быть ). [д]
Фау-1 был первым из Vergeltungswaffen ( V-оружия ), использованного для терактов в Лондоне. Он был разработан в армейском исследовательском центре Пенемюнде в 1939 году Люфтваффе в начале Второй мировой войны и во время первоначальной разработки был известен под кодовым названием «Вишневый камень». Из-за ограниченной дальности действия тысячи ракет Фау-1, запущенные в Англию, были выпущены с пусковых установок вдоль французского ( Па-де-Кале ) и голландского побережья или с модифицированных самолетов He 111.
Вермахт впервые запустил Фау-1 против Лондона 13 июня 1944 года. [6] через неделю после (и вызванной) успешной высадки союзников во Франции . В пиковые периоды по юго-восточной Англии было выпущено более ста Фау-1 в день, всего 9521, их число уменьшалось по мере захвата объектов до октября 1944 года, когда последний объект Фау-1 в радиусе действия Великобритании был захвачен войсками союзников . После этого немцы направили Фау-1 на порт Антверпена и другие цели в Бельгии, запустив еще 2448 Фау-1. Атаки прекратились всего за месяц до окончания войны в Европе, когда последняя стартовая площадка в Нидерландах 29 марта 1945 года была захвачена .
В рамках операций против Фау-1 британцы использовали систему противовоздушной обороны , включая зенитные орудия , аэростаты заграждения и истребительную авиацию, чтобы перехватывать бомбы до того, как они достигнут своих целей, в то время как стартовые площадки и подземные склады хранения стали объектами атак союзников, включая стратегические бомбардировки . [7]
В 1944 году ряд испытаний этого оружия, по-видимому, проводился в Торнио, Финляндия . Однажды несколько финских солдат видели, как немецкий самолет сбросил то, что они описали как бомбу в форме небольшого крылатого самолета. Полет и падение другого прототипа видели финские фронтовики; они отметили, что его двигатель внезапно остановился, в результате чего Фау-1 резко снизился и взорвался при ударе, оставив кратер шириной 20–30 метров (66–98 футов). Эти Фау-1 стали известны финским солдатам как « летающие торпеды ». [8]
Дизайн и разработка [ править ]
В 1935 году Пауль Шмидт и профессор Георг Ханс Маделунг проект представили Люфтваффе бомбы летающей . Это была инновационная конструкция, в которой использовался импульсно-реактивный датируемая 1915 годом, двигатель, в то время как предыдущая работа Сперри Гироскопа, опиралась на пропеллеры . Работая в компании Argus Motoren , Фриц Госслау с дистанционным управлением разработал дрон-мишень FZG 43 ( Flakzielgerät-43 ). В октябре 1939 года компания Argus предложила Fernfeuer — самолет с дистанционным управлением, грузоподъемностью в одну тонну, который мог вернуться на базу после сброса бомбы. Argus работал в сотрудничестве с C. Lorenz AG и Arado Flugzeugwerke Над разработкой проекта . Однако Люфтваффе отказалось заключить с ними контракт на разработку. В 1940 году Шмидт и Argus начали сотрудничать, интегрировав систему затвора Шмидта с распыленным впрыском топлива Argus . Испытания начались в январе 1941 года, а первый полет совершил 30 апреля 1941 года на Gotha Go 145 . 27 февраля 1942 года Госслау и Роберт Люссер набросали проект самолета с импульсным реактивным двигателем над хвостом, который стал основой будущего Фау-1. [9]
В апреле 1942 года Люссер разработал эскизный проект P35 Erfurt, в котором использовались гироскопы . При представлении Люфтваффе 5 июня 1942 года спецификации включали дальность полета 299 км (186 миль), скорость 700 км/ч (435 миль в час) и способность доставлять 500-килограммовая 1/2 длиннотонной ( ) боеголовка . Проект Fieseler Fi 103 был одобрен 19 июня, ему присвоено кодовое имя Kirschkern и прикрытие Flakzielgerät 76 (FZG-76). Летные испытания проводились в центре Люфтваффе береговом испытательном Erprobungsstelle в Карлсхагене , Пенемюнде-Вест . [10]
Эрхард Мильх , статс-секретарь рейхсминистерства авиации и генеральный инспектор ВВС, передал Argus контракт на двигатель, Fieseler — планер , а Askania — систему наведения . К 30 августа Физелер завершил первый фюзеляж , а первый полет Fi 103 V7 состоялся 10 декабря 1942 года, когда он был сброшен с воздуха Fw 200 . [11] Затем, в канун Рождества, Фау-1 пролетел 900 м (1000 ярдов) примерно минуту после наземного запуска. 26 мая 1943 года Германия решила запустить в производство Фау-1 и Фау-2. В июле 1943 года Фау-1 пролетел 245 километров и врезался в цель в километре. [12] [13]
Название Фау-1 дал журналист Das Reich Ханс Шварц Ван Беркл в июне 1944 года с одобрения Гитлера. [14]
Описание [ править ]
Фау-1 проектировался под кодовым названием Киршкерн (вишневая косточка). [15] Люссера и Госслау, с фюзеляжем, построенным в основном из сварной листовой стали , и крыльями из фанеры . Простой импульсный реактивный двигатель, созданный компанией Argus, пульсировал 50 раз в секунду. [2] а характерный жужжащий звук породил разговорные названия «жужжащая бомба» или «каракулик» (общее название для самых разных летающих насекомых). Некоторое время он был известен в Германии (по приказу Гитлера) как Maikäfer ( майский жук буквально «май» + «чифер») и Krähe (ворона). [16]
Электростанция [ править ]
Argus импульсного двигателя Основными компонентами были гондола , топливные жиклеры, сетка заслонок, смесительная камера Вентури , выхлопная труба и свеча зажигания. Сжатый воздух, а не топливный насос, вытеснял бензин из топливного бака емкостью 640 л (140 имп галлонов; 170 галлонов США) через топливные жиклеры, которые состояли из трех рядов по три форсунки . Эти девять распылительных сопел находились перед системой впускных клапанов воздуха, где он смешивался с воздухом перед попаданием в камеру. Дроссельный клапан , подключенный к приборам высоты и давления, контролировал расход топлива. Система клапанов с пружинным управлением Шмидта обеспечивала эффективный прямой путь для поступающего воздуха. Створки на мгновение закрывались после каждого взрыва, образовавшийся газ сжимался в камере Вентури, а его сужающаяся часть ускоряла выхлопные газы, создавая тягу . Операция продолжалась со скоростью 42 цикла в секунду. [17] [18] [19]
Начиная с января 1941 года, импульсный реактивный двигатель Фау-1 также испытывался на различных самолетах, в том числе на автомобилях. [20] и экспериментальный ударный катер , известный как «Торнадо», в котором лодка с боеголовкой массой 700 кг (1543 фунта) направлялась к кораблю-мишени либо с помощью дистанционного управления, либо с помощью пилота, который в последний момент выпрыгивал из спины. «Торнадо» был собран из остатков корпусов гидросамолетов, соединенных по принципу катамарана . В конечном итоге импульсных реактивных двигателей Argus 014 было недостаточно, поскольку все производство было направлено на программу ракет Фау-1. [21]
Двигатель совершил свой первый полет на борту Gotha Go 145 30 апреля 1941 года. [20]
Система наведения [ править ]
Фау-1 В системе наведения использовался простой автопилот, разработанный фирмой «Аскания» в Берлине, для регулирования высоты и скорости полета. [15] Пара гироскопов контролировала рысканье и тангаж, а азимут поддерживался магнитным компасом. Высота поддерживалась барометрическим прибором. [22] Два сферических резервуара содержали сжатый воздух давлением 6,2 мегапаскаля (900 фунтов на квадратный дюйм), который приводил в движение гироскопы, приводил в действие пневматические серводвигатели, управляющие рулем направления и рулем высоты, и создавал давление в топливной системе. [23] [24] [19]
Магнитный компас располагался в передней части Фау-1, внутри деревянной сферы. Незадолго до запуска Фау-1 подвешивали внутри качающегося здания «Компас» (Рихтхаус). Там компас был скорректирован на магнитное склонение и магнитное отклонение . [25] [26]
RLM сначала планировало использовать систему радиоуправления с Фау-1 для точных атак , но вместо этого правительство решило использовать ракету против Лондона. [27] Некоторые летающие бомбы были оснащены базовым радиопередатчиком, работающим в диапазоне 340–450 кГц. После прохождения канала радио будет включаться флюгерным счетчиком и разворачиваться 120-метровая (400 футов) антенна. Закодированный сигнал Морзе, уникальный для каждого объекта Фау-1, передавал маршрут, а зона воздействия рассчитывалась после прекращения передачи радиостанции. [28] [29]
Одометр, приводимый в движение крыльчатым анемометром на носу, определял момент достижения целевой области, что было достаточно точно для бомбардировки территории . Перед запуском он был настроен на обратный отсчет от значения, которое достигало бы нуля по прибытии к цели в условиях преобладающего ветра. Во время полета ракеты поток воздуха вращал винт, и каждые 30 оборотов винта отсчитывали одно число на одометре. Этот одометр вызвал активацию боеголовки примерно через 60 км (37 миль). [30] Когда счет достиг нуля, два детонирующих болта прозвучали . Два спойлера на руле высоты были освобождены, связь между рулем высоты и сервоприводом заклинила, а гильотинное устройство перерезало шланги управления сервоприводом руля направления, установив руль направления в нейтральное положение. Эти действия привели Фау-1 в крутое пикирование. [31] [32] Первоначально предполагалось, что это будет мощное погружение, но на практике это приводило к прекращению подачи топлива, что приводило к остановке двигателя. Внезапная тишина после жужжания предупредила людей, находящихся на траектории полета, о надвигающемся ударе. [12] [19] [33] [34]
Первоначально Фау-1 приземлялись в пределах круга диаметром 31 км (19 миль), но к концу войны точность была улучшена примерно до 11 км (7 миль), что было сопоставимо с ракетой Фау-2 . [35]
Боеголовка [ править ]
Боевая часть состояла из 850 кг Amatol высококачественного взрывчатого вещества 52A+ с тремя взрывателями. Электрический предохранитель мог сработать при ударе носом или животом. Другой взрыватель представлял собой механический взрыватель замедленного действия, позволяющий глубже проникать в землю независимо от высоты. Третий предохранитель представлял собой предохранитель замедленного действия, который должен был сработать через два часа после запуска. [36] [37]
Целью третьего взрывателя было избежать риска изучения этого секретного оружия британцами. Его временная задержка была слишком короткой, чтобы служить полезной миной-ловушкой, но вместо этого предназначалась для уничтожения оружия, если при мягкой посадке не сработали ударные взрыватели. Эти системы взрывателя были очень надежными, и неразорвавшихся Фау-1 практически не обнаружено. [38] [39]
Катапульта Уолтера [ править ]
Фау-1, запускаемые с земли, поднимались по наклонной стартовой рампе с помощью аппарата, известного как Dampferzeuger («парогенератор»), в котором пар вырабатывался при перекиси водорода ( T-Stoff смешивании ) с перманганатом натрия ( Z-Stoff ). . [40] [41] Разработанный компанией Hellmuth Walter Kommanditgesellschaft , WR 2.3 Schlitzrohrschleuder состоял из небольшого прицепа-газогенератора, в котором T-Stoff и Z-Stoff объединялись, генерируя пар под высоким давлением, который подавался в трубу внутри пусковой рельсовой коробки. Поршень в трубке, подсоединенной под ракетой, двигался вперед за счет пара. Распространено заблуждение, что паровой запуск должен был позволить двигателю запуститься, но настоящая причина заключалась в том, что у Argus не было достаточной мощности, чтобы разогнать V1 до скорости, превышающей его чрезвычайно высокую скорость сваливания. Пусковая направляющая имела длину 49 м (160 футов) и состояла из 8 модульных секций длиной 6 м (20 футов) каждая и дульного тормоза. Производство катапульты «Вальтер» началось в январе 1944 года. [42] [43]
Катапульта Уолтера разгоняла Фау-1 до стартовой скорости 320 км/ч (200 миль в час), что значительно превышало необходимую минимальную рабочую скорость в 240 км/ч (150 миль в час). Фау-1 достиг берега Великобритании на скорости 550 км/ч (340 миль в час), но к моменту достижения Лондона разогнался до 640 км/ч (400 миль в час), так как у него сгорело 570 л (150 галлонов США) топлива. [12]
18 июня 1943 года Герман Геринг решил запустить Фау-1 с помощью катапульты Вальтера как в больших пусковых бункерах, называемых Вассерверк, так и в более лёгких установках, получивших название Stellungsystem. Бункер Вассерверк имел длину 215 м (705 футов), ширину 36 м (118 футов) и высоту 10 м (33 фута). Первоначально планировалось построить четыре: Вассерверк Деврес, Вассерверк Сен-Поль , Вассерверк Валон и Вассерверк Шербур. Stellungsystem-I должен был эксплуатироваться 155-м зенитным полком (W) с 4 пусковыми дивизионами, по 4 пусковые установки в каждом, и располагаться в районе Па-де-Кале . Система Stellungsystem-II с 32 объектами должна была действовать как резервное подразделение. К февралю 1944 года у Stellungsystem-I и II было девять батарей, укомплектованных. Stellungsystem-III, управляемая FR 255(W), должна была быть организована весной 1944 года и располагаться между Руаном и Каном . Локации системы Stellungsystem включали характерные стены катапульты, направленные в сторону Лондона, несколько J-образных складских зданий, называемых «лыжными» зданиями, поскольку на фотографиях аэроразведки здания выглядели как лыжи на боку, а также здание коррекции компаса, построенное без использования черного металла. . Весной 1944 года Оберст Шмальшлегер разработал более упрощенную стартовую площадку, названную Einsatz Stellungen. Менее заметные 80 стартовых площадок и 16 вспомогательных площадок располагались от Кале до Нормандии . На строительство каждой площадки ушло всего 2 недели с использованием 40 человек, а на возведение катапульты Уолтера ушло всего 7–8 дней, когда пришло время ввести ее в эксплуатацию. [42]
Оказавшись возле пусковой рампы, лонжерон и крылья были прикреплены, и ракета соскользнула с погрузочной тележки Zubringerwagen на пусковую рампу. Катапульта рампы приводилась в движение тележкой Dampferzeuger. Импульсно-реактивный двигатель запускался с помощью Anlassgerät, который обеспечивал подачу сжатого воздуха на впуск двигателя, электрическое соединение со свечой зажигания двигателя и автопилот. Свеча зажигания Bosch требовалась только для запуска двигателя, при этом остаточное пламя воспламеняло дальнейшие смеси бензина и воздуха, и двигатель выходил на полную мощность через 7 секунд. Затем катапульта разгоняла бомбу до скорости, превышающей ее скорость сваливания 320 км/ч (200 миль в час), обеспечивая достаточный набегающий воздух . [44] [45] [46]
Операция « Белый медведь»
Массовое производство FZG-76 началось только весной 1944 года, а FR 155(W) был оснащен только в конце мая 1944 года. Операция Eisbär, ракетные удары по Лондону, началась 12 июня. Однако четыре пусковых батальона могли действовать только из района Па-де-Кале, насчитывая всего 72 пусковые установки. им были поставлены ракеты, катапульты Уолтера, топливо и другое сопутствующее оборудование Со дня «Д» . Ни одна из девяти ракет, выпущенных 12-го числа, не достигла Англии, а 13-го - только четыре. Следующая попытка начать атаку произошла в ночь с 15 на 16 июня, когда до Англии добрались 144 ракеты, из них 73 поразили Лондон, а 53 — Портсмут и Саутгемптон .
Ущерб был обширным, и Эйзенхауэр приказал атаковать объекты Фау-1 в качестве приоритета. Операция «Кобра» вынудила отступить с французских стартовых позиций в августе, а последний батальон ушел 29 августа. Операция Доннершлаг началась с территории Германии 21 октября 1944 года. [47]
и Действие эффективность
Первый комплектный планер Фау-1 был доставлен 30 августа 1942 года. [15] первый комплектный Ас.109-014 , а после того как в сентябре сдали [15] Первый планирующий полет состоялся 28 октября 1942 года в Пенемюнде из-под Focke-Wulf Fw 200. [20] Первое испытание с двигателем состоялось 10 декабря и было запущено из-под He 111. [15]
LXV («65 - Armeekorps zbV й армейский корпус специального назначения»), сформированный в последние дни ноября 1943 года во Франции под командованием генерала артиллерии zV Эриха Хайнемана. За оперативное применение Фау-1 отвечал [48]
Обычные стартовые площадки теоретически могли запускать около 15 Фау-1 в день, но этой скорости было трудно достичь на постоянной основе; максимальная достигнутая скорость составила 18. В целом только около 25% Фау-1 поразили цели, большинство из которых было потеряно из-за сочетания защитных мер, механической ненадежности или ошибок наведения. При захвате или уничтожении стартовых комплексов, использовавшихся для нападения на Англию, «Фау-1» применялись для атак на стратегические точки в Бельгии, в первую очередь на порт Антверпен . [49]
Запуски против Великобритании были встречены различными контрмерами, включая воздушные шары заграждения и самолеты, такие как Hawker Tempest и недавно представленный реактивный самолет Gloster Meteor . Эти меры оказались настолько успешными, что к августу 1944 года было уничтожено около 80% Фау-1. [50] «Метеоры» страдали от частых отказов пушек, на их счету было уничтожено всего 13 Фау-1. [51] ) Всего авиацией было уничтожено около 1000 Фау-1. [51]
Первоначально предполагаемая рабочая высота была установлена на уровне 2750 м (9000 футов), но неоднократные отказы барометрического регулятора давления топлива привели к тому, что в мае 1944 года рабочая высота сократилась вдвое, в результате чего Фау-1 оказались в зоне досягаемости 40-мм легких зенитных установок Bofors. орудия, обычно используемые подразделениями ПВО союзников . [1]
Пробные версии Фау-1 запускались с воздуха. Большинство действующих Фау-1 запускались со стационарных позиций на суше, но с июля 1944 по январь 1945 года Люфтваффе запустило примерно 1176 самолетов с модифицированных Heinkel He 111 H-22 из Люфтваффе Kampfgeschwader 3 (3-го бомбардировочного крыла, так называемого «Блиц-крыло»), летящие над Северным морем . Помимо очевидного мотива продолжения бомбардировочной кампании после потери статических наземных объектов на французском побережье, запуск с воздуха дал Люфтваффе возможность обойти с фланга все более эффективную наземную и воздушную оборону, созданную британцами против ракеты. Чтобы минимизировать связанные с этим риски (в первую очередь радиолокационное обнаружение), экипажи разработали тактику под названием «ло-хай-ло»: He 111, покинув свои авиабазы и пересекнув побережье, должны были снизиться на исключительно малую высоту. Когда точка запуска приближалась, бомбардировщики быстро поднимались, запускали свои Фау-1, а затем снова быстро снижались до предыдущего уровня «вершины волны» для обратного полета. Послевоенные исследования показали, что частота отказов самолетов Фау-1 воздушного базирования составляет 40%, а He 111, использовавшиеся в этой роли, были уязвимы для атак ночных истребителей, поскольку при запуске на несколько секунд освещалась территория вокруг самолета. Боевой потенциал Фау-1 воздушного базирования сокращался в течение 1944 года примерно с той же скоростью, что и ракет наземного базирования, по мере того как британцы постепенно осваивали это оружие и разрабатывали все более эффективную тактику защиты. [ нужна ссылка ]
Экспериментальные, пилотные и дальнобойные варианты [ править ]
Пилотный вариант [ править ]
В конце войны было построено несколько пилотируемых Фау-1 воздушного базирования, известных как «Райхенберги» , но они так и не использовались в бою. Ханна Райч совершила несколько полетов на модифицированном Фау-1 Физелер Райхенберг, когда ее попросили выяснить, почему летчики-испытатели не смогли посадить его и в результате погибли. После моделирования попыток приземления на большой высоте, где было свободное пространство для восстановления, она обнаружила, что у корабля была чрезвычайно высокая скорость сваливания , а предыдущие пилоты с небольшим опытом работы на высоких скоростях пытались зайти на посадку слишком медленно. Ее рекомендация о гораздо более высоких посадочных скоростях была затем использована при обучении новых пилотов-добровольцев Райхенберга . Именно за это она была награждена Железным крестом первой степени. [52] Рейхенберги » запускались с воздуха, а не с трапа катапульты, как ошибочно показано в фильме « Операция «Арбалет» . [ нужна ссылка ]
Он имел вид стандартного V1 с добавлением кабины, элеронов, посадочных полозьев и пилотажных приборов. Пилот должен был быть переброшен по воздуху либо на Heinkel He 111 , либо на Focke-Wulf Fw 200 . После выпуска пилот запускал импульсный реактивный двигатель, выбирал цель, настраивал органы управления и выпрыгивал. Шансы на выживание считались очень небольшими, однако многие пилоты вызвались добровольцами. Вероятно, 175 из этих пилотируемых V1 были переоборудованы в Дармсбери после первоначальной разработки Deutsche Forschungsanstalt für Segelflug (DFS/Немецкий научно-исследовательский институт полетов планеров) в Айнринге .Когда Гитлер запретил использование пилотируемых V1, большинство переоборудованных моделей было списано. Однако некоторые из них были захвачены экипажами технической воздушной разведки союзников в Германии. По крайней мере один был отправлен в Англию, а два, а возможно и три, были отправлены в США для проверки. [52]
Было выпущено три различных варианта пилотируемого FZG-76. Reichenburg I представлял собой одно- или двухместный планер без двигателя, предназначенный для использования в качестве учебного планера для обучения пилотов. Reichenburg II представлял собой одноместный FZG-76 с импульсной реактивной силовой установкой. Для приземления на мертвую палку был установлен полозок, чтобы получить ценный летный опыт. «Райхенбург III» должен был стать оперативной пилотируемой версией Фау-1, оснащенной боеголовкой «Аматол» в носовой части. [52] Лобовое стекло имело бронестекло толщиной 75 мм для защиты пилота. Комплект пилота Фау-1 состоял из парашюта, шлема и спасательного жилета. В небольшом кейсе в водонепроницаемом контейнере находились две небольшие ракеты. [53]
Воздушный запуск на Ar 234 [ править ]
Были планы, не реализованные на практике, использовать реактивный бомбардировщик Arado Ar 234 для запуска Фау-1 либо путем буксировки их ввысь, либо путем запуска из позиции «на спине» (на манер « Мистела », но наоборот) на вершине самолета. В последней конфигурации управляемый пилотом спинной трапециевидный механизм с гидравлическим приводом будет поднимать ракету на пусковой люльке трапеции примерно на 2,4 м (8 футов) от верхней части фюзеляжа 234. Это было необходимо для того, чтобы избежать повреждения фюзеляжа и хвостового оперения материнского корабля при возгорании импульсного двигателя, а также для обеспечения «чистого» воздушного потока на воздухозаборнике двигателя «Аргус». Несколько менее амбициозный проект заключался в адаптации ракеты в качестве «летающего топливного бака» (Deichselschlepp) для реактивного истребителя Messerschmitt Me 262 , который первоначально в ходе испытаний буксировался за бомбардировщиком He 177A Greif . Импульсный двигатель, внутренние системы и боеголовка ракеты были удалены, остались только крылья и основной фюзеляж, в котором теперь был один большой топливный бак. Небольшой цилиндрический модуль, по форме похожий на бескилевой дротик, размещался на вертикальном стабилизаторе в задней части танка и служил балансиром центра тяжести и точкой крепления для различных комплектов оборудования. Жесткий фаркоп с шарниром на переднем конце соединял летающий танк с Ме 262. Схема эксплуатации этой необычной конфигурации заключалась в том, что при взлете танк опирался на колесную тележку. Тележка упала после того, как комбинация поднялась в воздух, а после исчерпания запаса топлива в баке разрывные болты отделили фаркоп от истребителя. В 1944 году с этой установкой был проведен ряд испытательных полетов, но «деформация» танка в полете, при которой нестабильность перешла на истребитель, означала, что система была слишком ненадежной для использования. Было также исследовано идентичное использование летающего танка Фау-1 для бомбардировщика Ar 234, и были сделаны те же выводы. Некоторые из «летающих топливных баков», использованных в испытаниях, использовали громоздкую фиксированную и заплеванную ходовую часть, которая (наряду с бессмысленностью) просто увеличивала проблемы с сопротивлением и устойчивостью, уже присущие конструкции. [ нужна ссылка ]
Версия Ф-1 [ править ]
Один вариант базовой конструкции Fi 103 действительно использовался в эксплуатации. Постепенная потеря французских стартовых площадок в 1944 году и сокращение территории, находившейся под контролем Германии, означали, что вскоре Фау-1 будет не хватать дальности поражения целей в Англии. Одним из альтернативных вариантов был запуск с воздуха, но наиболее очевидным решением было увеличение дальности полета ракеты. Таким образом, возникла версия F-1. Топливный бак орудия был увеличен в размерах при соответствующем уменьшении мощности боевой части. Кроме того, носовые обтекатели и крылья моделей F-1 были сделаны из дерева, что позволило значительно снизить вес. Благодаря этим модификациям Фау-1 можно будет обстреливать Лондон и близлежащие городские центры с перспективных наземных площадок в Нидерландах. Были предприняты лихорадочные попытки построить достаточное количество F-1, чтобы крупномасштабная бомбардировочная кампания совпала с Арденнским наступлением , но многочисленные факторы (бомбардировки заводов, производящих ракеты, нехватка стали и железнодорожного транспорта, хаотичная тактическая ситуация, с которой столкнулась Германия на этом этапе войны, и т. д.) отложили поставку этих дальнобойных Фау-1 до февраля/марта 1945 года. Начиная со 2 марта 1945 года, чуть более чем за три недели до кампании Фау-1. наконец закончилась, несколько сотен F-1 были запущены в Великобританию с голландских баз в рамках операции «Цеппелин». Разочарованная усилением господства союзников в воздухе, Германия также использовала Фау-1 для атак на передовые аэродромы Королевских ВВС, такие как Волкель , Нидерланды. [54]
Версия ФЗГ-76 [ править ]
Предлагался также модернизированный вариант с турбореактивным двигателем. [55] предполагалось использовать Porsche 109-005. недорогой турбореактивный двигатель [56] с тягой около 500 кгс (1100 фунтов силы). [57]
Успех операций [ править ]
Было изготовлено почти 30 000 Фау-1; к марту 1944 года каждый из них производился за 350 часов (в том числе 120 для автопилота), при стоимости всего 4% от Фау-2 , [1] который доставил сопоставимую полезную нагрузку. Около 10 000 человек были обстреляны по Англии; 2419 человек достигли Лондона, в результате чего около 6184 человек погибли и 17 981 получили ранения. [58] Наибольшую плотность посещений получил Кройдон , на юго-восточной окраине Лондона. С октября 1944 по март 1945 года в Антверпене , Бельгия, было сбито 2448 самолетов Фау-1. [59] [60]
Доклады разведки [ править ]
Кодовое название « Flakzielgerät 76» — « Зенитный целевой аппарат» помогло скрыть природу устройства, и прошло некоторое время, прежде чем упоминания о FZG 76 были связаны с беспилотным самолетом V-83 (экспериментальный Фау-1), разбившимся на Борнхольм в Прибалтике и сообщениям агентов о летающей бомбе, которую можно использовать против Лондона. Важно отметить, что Люксембургское Сопротивление , [61] а также Армии разведка Крайовой предоставила информацию о строительстве Фау-1 и месте разработки (Пенемюнде). Первоначально британские эксперты скептически отнеслись к Фау-1, поскольку рассматривали только твердотопливные ракеты , которые не могли достичь заявленной дальности полета в 210 километров (130 миль). Однако позже они рассматривали другие типы двигателей, и к тому времени, когда немецкие ученые достигли необходимой точности для использования Фау-1 в качестве оружия, британская разведка имела очень точную оценку этого двигателя. [62]
Контрмеры в Англии [ править ]
Зенитные орудия [ править ]
Британская защита от немецкого оружия дальнего действия была известна под кодовым названием «Операция «Арбалет» , где операция «Дайвер» охватывала меры противодействия Фау-1. Зенитные орудия Королевского артиллерийского полка и полка Королевских ВВС передислоцировались несколькими движениями: сначала в середине июня 1944 года с позиций на Норт-Даунсе к южному побережью Англии, затем на кордоне, закрывающем устье Темзы для атак с востока. В сентябре 1944 года была сформирована новая линейная линия обороны на побережье Восточной Англии и, наконец, в декабре произошла дальнейшая расстановка вдоль побережья Линкольншир — Йоркшир . Развертывание было вызвано изменениями в траекториях подхода Фау-1, поскольку стартовые площадки были захвачены наступлением союзников. [ нужна ссылка ]
В первую ночь продолжительных бомбардировок зенитные расчеты Кройдона ликовали — внезапно они сбили беспрецедентное количество немецких бомбардировщиков; большинство их целей загорелись и упали, когда у них отказали двигатели. Когда правда была объявлена, было большое разочарование. Зенитчики вскоре обнаружили, что такие маленькие быстродвижущиеся цели на самом деле очень трудно поразить. Крейсерская высота Фау-1, составлявшая от 600 до 900 м (от 2000 до 3000 футов), означала, что зенитные орудия не могли двигаться достаточно быстро, чтобы поразить ракету. [63]
Стандартная британская 3,7-дюймовая мобильная пушка QF не могла справиться с высотой и скоростью Фау-1. Однако статическая версия 3,7-дюймового QF, предназначенная для постоянной бетонной платформы, имела более быструю траверсу. К счастью, затраты и задержки на установку новых постоянных платформ для орудий оказались излишними; временная платформа, разработанная Королевскими инженерами-электриками и механиками и сделанная из железнодорожных шпал и рельсов, оказалась подходящей для статических орудий, что значительно увеличило их производительность. легче переразвернуть по мере изменения угрозы Фау-1. [64] [и]
Разработка неконтактного взрывателя и базе на 3 гигагерца с частотой радиолокаторов наведения резонаторного магнетрона помогла противостоять высокой скорости и малому размеру Фау-1. В 1944 году Bell Labs начала поставку зенитной предсказательной системы управления огнем на основе аналогового компьютера , как раз к вторжению союзников в Европу . [65]
Эти электронные средства поступили в большом количестве с июня 1944 года, как раз тогда, когда орудия достигли своих огневых позиций на побережье. Семнадцать процентов всех летающих бомб, попадавших в прибрежный «артиллерийский пояс», были уничтожены артиллерийским огнем в первую неделю пребывания на побережье. Этот показатель вырос до 60 процентов к 23 августа и до 74 процентов в последнюю неделю месяца, когда за один день было сбито 82 процента самолетов. Показатель увеличился с тысяч снарядов на каждый уничтоженный Фау-1 до 100 на каждый. В основном это положило конец угрозе Фау-1. [66] Как генерал Фредерик Пайл выразился в статье в лондонской «Таймс» от 5 апреля 1946 года : «Именно неконтактный взрыватель сделал возможными 100-процентные успехи, которых командование ПВО регулярно добивалось в первые месяцы прошлого года… Американские ученые ... дал нам окончательный ответ на вопрос о летающей бомбе». [67]
Аэростаты заграждения [ править ]
В конце концов было развернуто около 2000 аэростатов заграждения в надежде, что Фау-1 будут уничтожены, когда они ударятся о привязные тросы аэростатов. Передние кромки крыльев Фау-1 были оснащены кусачками Куто, и известно, что менее 300 Фау-1 были сбиты воздушными шарами заграждения. [68] [69]
Перехватчики [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Комитет обороны выразил некоторые сомнения относительно способности Королевского корпуса наблюдателей адекватно справиться с новой угрозой, но коммодор авиации Китайской Республики Финли Крерар заверил комитет, что Китайская республика снова сможет оказаться на высоте и доказать свою бдительность и гибкость. Он курировал планы по борьбе с новой угрозой, получившей кодовое название RAF и ROC «Операция Тоттер».
Наблюдатели на береговом посту Даймчерч идентифицировали самое первое из этих орудий, и через несколько секунд после их сообщения система ПВО уже вступила в бой. Это новое оружие дало РПЦ много дополнительной работы как на постах, так и в оперативных залах. В конце концов, диспетчеры Королевских ВВС фактически доставили свое радиооборудование в два ближайших оперативных зала Китайской Республики в Хоршэме и Мейдстоне и направили истребители прямо с графических столов Китайской Республики. Критики, которые говорили, что Корпус не сможет справиться с быстро летящими реактивными самолетами, получили ответ, когда эти самолеты во время своей первой операции фактически полностью контролировались с использованием информации Китайской Республики как на побережье, так и внутри страны.
Средняя скорость Фау-1 составляла 550 км/ч (340 миль в час), а их средняя высота - от 1000 м (3300 футов) до 1200 м (3900 футов). Истребителям требовались превосходные характеристики на малой высоте, чтобы их перехватить, и достаточная огневая мощь, чтобы гарантировать, что они будут уничтожены в воздухе (в идеале, также с достаточного расстояния, чтобы избежать повреждений от сильного взрыва), а не падение Фау-1 на землю и детонирующий. Большинство самолетов были слишком медленными, чтобы догнать Фау-1, если у них не было преимущества в высоте, что позволяло им набирать скорость, пикируя на цель.
Когда в середине июня 1944 года начались атаки Фау-1, единственным самолетом с малой скоростью, который был эффективен против него, был Hawker Tempest . Было доступно менее 30 Tempests. Они были приписаны к 150-му крылу RAF . Ранние попытки перехватить и уничтожить Фау-1 часто терпели неудачу, но вскоре появились усовершенствованные методы. В их число входило использование воздушного потока над крылом перехватчика для поднятия одного крыла Фау-1 путем скольжения законцовки крыла в пределах 6 дюймов (15 см) от нижней поверхности крыла Фау-1. Если этот маневр будет выполнен правильно, этот маневр приведет к опрокидыванию крыла Фау-1 вверх, блокируя работу гироскопа и отправляя Фау-1 в неконтролируемое пикирование. Таким образом было уничтожено по меньшей мере шестнадцать Фау-1 (первый - P-51, пилотируемый майором Р.Э. Тернером из 356-й истребительной эскадрильи , 18 июня). [70]
К сентябрю флот Tempest насчитывал более 100 самолетов, и короткими летними ночами Tempest делили оборонительную службу с двухмоторными De Havilland Mosquitos . Специально модифицированные Republic P-47M Thunderbolts также использовались против Фау-1; у них были форсированные двигатели (2100 кВт или 2800 л.с.), половина пулеметов калибра .50 (12,7 мм) и половина топливных баков, все внешние детали и все броневые листы были сняты для уменьшения веса. Кроме того, североамериканские P-51 Mustang и Griffon с двигателями Supermarine Spitfire Mk XIV были настроены так, чтобы сделать их достаточно быстрыми. Ночью бортовой радар не требовался, так как двигатель Фау-1 можно было услышать на расстоянии 10 миль (16 км) и более, а шлейф выхлопных газов был виден с большого расстояния. Командир звена Роланд Бимонт приказал 20-мм пушку на своем Tempest настроить так, чтобы она сходилась на расстоянии 300 ярдов (270 м) впереди. Это оказалось настолько успешным, что таким образом были модифицированы все остальные самолеты 150-го крыла.
Вылеты истребителей против Фау-1 были известны как «Дайверские патрули» (от «Дайвера», кодового названия, используемого Королевским корпусом наблюдателей для наблюдений Фау-1). Атака Фау-1 была опасна: пулеметы мало влияли на стальную конструкцию Фау-1, а если снаряд пушки взорвал боеголовку, взрыв мог уничтожить нападавшего.
Днем погони за Фау-1 были хаотичными и часто безуспешными, пока между Лондоном и побережьем не была объявлена специальная зона обороны, куда допускались только самые быстрые истребители. Первый перехват Фау-1 совершил флайт-лейтенант Дж. Дж. Масгрейв с ночным истребителем «Москито» 605-й эскадрильи Королевских ВВС в ночь с 14 на 15 июня 1944 года. Когда дневной свет стал ярче после ночной атаки, было замечено, что за ним последовал «Спитфайр». сразу за Фау-1 над Чизлхерстом и Льюишемом. С июня по 5 сентября 1944 года группа из 150 самолетов Wing Tempest сбила 638 летающих бомб. [71] Только 3-я эскадрилья RAF заявила о 305. Один пилот Tempest, командир эскадрильи Джозеф Берри ( 501-я эскадрилья ), сбил 59 Фау-1, бельгийский ас, командир эскадрильи Реми Ван Лиерде ( 164-я эскадрилья ), уничтожил 44 (еще девять были общими). ), капитан Роланд Бимонт уничтожил 31, а флайт-лейтенант Артур Умберс (3-я эскадрилья) уничтожил 28. Голландский пилот из 322-й эскадрильи Ян Леендерт Плесман, сын KLM президента Альберта Плесмана , сумел уничтожить 12 в 1944 году, летал на Спитфайре. [72]
Следующими по результативности перехватчиками были «Москит» (623 победы), [73] Спитфайр XIV (303), [ф] и Мустанг (232). с реактивным двигателем Все остальные типы вместе взятые добавили 158. Несмотря на то, что он не был в полной боевой готовности, Gloster Meteor был срочно принят на вооружение 616-й эскадрильи RAF для борьбы с Фау-1. У него была достаточная скорость, но его пушки были склонны к заклиниванию, и он сбил всего 13 Фау-1. [75]
с радаром В конце 1944 года бомбардировщик Vickers Wellington Королевских ВВС был модифицирован для использования истребительным перехватывающим подразделением в качестве самолета дальнего обнаружения и управления . [76] Пролетая ночью на высоте 100 футов (30 м) над Северным морем, он направил истребители Mosquito и Beaufighter на перехват He 111 с голландских авиабаз, которые пытались запустить Фау-1 с воздуха. [77]
Утилизация [ править ]
Первым офицером по обезвреживанию неразорвавшейся Фау-1 был Джон Пилкингтон Хадсон в 1944 году. [78]
Обман [ править ]
Чтобы настроить и исправить настройки системы наведения Фау-1, немцам нужно было знать, куда врезаются Фау-1. Поэтому немецкой разведке было предложено получить данные об этом воздействии от своих агентов в Великобритании. Однако все немецкие агенты в Великобритании были выданы и действовали как двойные агенты под британским контролем. [ нужна ссылка ]
16 июня 1944 года британского двойного агента Гарбо ( Хуан Пухоль его немецкие контролеры попросили ) предоставить информацию о местах и времени ударов Фау-1; аналогичные запросы были адресованы другому немецкому агенту в Великобритании Бруту ( Роман Чернявский ). и Тейт ( Вульф Шмидт ). Если бы немцам предоставили эти данные, они смогли бы скорректировать свою цель и исправить любые недостатки. Однако двойные агенты оказались бы под угрозой, поскольку не было веской причины, по которой они не могли предоставить точные данные; последствия будут общеизвестны лондонцам и, скорее всего, будут опубликованы в прессе, к которой немцы имели свободный доступ через нейтральные страны. Как прокомментировал Джон Сесил Мастерман , председатель Комитета двадцати : «Если бы, например, пострадал собор Святого Павла, было бы бесполезно и вредно сообщать, что бомба упала на кинотеатр в Ислингтоне , поскольку правда неизбежно дошла бы до нас». в Германию..." [79]
Пока британцы решали, как реагировать, Пужоль тянул время. 18 июня было решено, что двойные агенты будут достаточно точно сообщать об ущербе, нанесенном Фау-1, и минимизировать их влияние на моральный дух гражданского населения. Также было решено, что Пужолю следует избегать указания времени столкновений и в основном сообщать о тех, которые произошли на северо-западе Лондона, чтобы создать у немцев впечатление, что они вышли за пределы целевой зоны. [80]
Хотя Пужоль преуменьшал масштабы повреждений Фау-1, неприятности пришли от Остро , агента абвера в Лиссабоне , который притворялся, будто у него есть агенты, сообщающие из Лондона. Он сообщил немцам, что Лондон был опустошен и большая часть населения была эвакуирована из-за огромных потерь. Немцы не смогли провести воздушную разведку Лондона и поверили его отчетам о повреждениях, а не отчетам Пужоля. Они думали, что союзники приложат все усилия, чтобы уничтожить стартовые площадки Фау-1 во Франции. Они также приняли отчеты Остро о последствиях . Однако из-за Ультра Союзники прочитали его сообщения и скорректировались с учетом них. [81]
Определенное количество выпущенных Фау-1 было оснащено радиопередатчиками, что ясно демонстрировало тенденцию к неудачам Фау-1. Оберст Макс Вахтель, командир 155-го зенитного полка (W), отвечавшего за наступление Фау-1, сравнил данные, собранные передатчиками, с отчетами, полученными через двойных агентов. Столкнувшись с несоответствием между двумя наборами данных, он пришел к выводу, что, должно быть, возникла неисправность радиопередатчиков, поскольку его уверили, что агенты полностью надежны. Позже было подсчитано, что, если бы Вахтель проигнорировал отчеты агентов и положился на радиоданные, он внес бы правильные корректировки в наведение Фау-1, и потери могли бы увеличиться на 50 процентов и более. [82] [83]
Политика отклонения ударов Фау-1 от центра Лондона поначалу вызывала споры. Военный кабинет отказался санкционировать меры, которые увеличили бы потери в каком-либо районе, даже если бы они сократили потери в других местах в большей степени. Считалось, что Черчилль позже изменит это решение (он тогда был на конференции); но задержка с отправкой отчетов немцам могла оказаться фатальной для обмана. Поэтому сэр Финдлейтер Стюарт из Управления внутренней обороны взял на себя ответственность за немедленное начало программы обмана, и его действия были одобрены Черчиллем, когда он вернулся. [84]
Эффект [ править ]
Использование Фау-1 наземного базирования против Великобритании закончилось 1 сентября, после чего кампания продолжила использование ракет воздушного базирования. [85] Всего против Британии было выпущено 10 492 Фау-1 с номинальной точкой прицеливания Тауэрский мост . [86] Британские защитники заметили 7500 приближающихся ракет, из которых 1847 были сбиты истребителями, 1878 были уничтожены зенитным огнем и 232 сбиты аэростатами заграждения. 2419 самолетов Фау-1 достигли района гражданской обороны Лондона, в результате чего 6184 человека погибли и 17 981 получили серьезные ранения. [87] 28 марта последний Фау-1 достиг Лондона. [88]
Оценка [ править ]
В отличие от Фау-2, Фау-1 был экономически эффективным оружием для немцев, поскольку вынуждал союзников тратить большие средства на оборонительные меры и отвлекать бомбардировщики от других целей. Более 25% бомб Комбинированного бомбардировочного наступления в июле и августе 1944 года были использованы против объектов V-образного вооружения, часто неэффективно. [27] В начале декабря 1944 года американский генерал Клейтон Бисселл написал статью, в которой убедительно продемонстрировал экономическую эффективность для немцев Фау-1 по сравнению с обычными бомбардировщиками. [89] Ниже приводится таблица, которую он составил:
Блиц | V-1 | |
---|---|---|
1. Стоимость в Германию | ||
Выезды | 90,000 | 8,025 |
Вес бомбы тонн | 61,149 | 14,600 |
Расход топлива тонн | 71,700 | 4,681 |
Самолет потерян | 3,075 | 0 |
Персонал потерян | 7,690 | 0 |
2. Результаты | ||
Структуры повреждены/разрушены | 1,150,000 | 1,127,000 |
Потери | 92,566 | 22,892 |
Оценить потери/тонны бомб | 1.6 | 1.6 |
3. Воздушные усилия союзников | ||
Выезды | 86,800 | 44,770 |
Самолет потерян | 1,260 | 351 |
Персонал потерян | 2,233 | 805 |
Однако статистические данные этого отчета стали предметом некоторых споров. Ракеты Фау-1, запущенные с бомбардировщиков, часто были склонны к преждевременному взрыву, что иногда приводило к потере самолета, к которому они были прикреплены. За 1200 из этих боевых вылетов Люфтваффе потеряло 77 самолетов. [90]
Райт Филд Технический персонал реконструировал Фау-1 из останков того, который не взорвался в Великобритании, и к началу 1945 года был поставлен Republic-Ford JB-2. После окончания войны в Европе он рассматривался. для использования против Японии. Генерал Хэп Арнольд из ВВС США был обеспокоен тем, что это оружие сделает его дальние бомбардировщики менее важными, поскольку они были намного дешевле и могли быть построены из стали и дерева, затрачивая 2000 человеко-часов и приблизительную стоимость 600 долларов США. (в 1943 году). [91]
Бельгийские атаки [ править ]
Нападения на Антверпен и Брюссель начались в октябре 1944 года, последний раз Фау-1 был запущен против Антверпена 30 марта 1945 года. [92] Уменьшение дальности улучшило точность Фау-1, которая составляла отклонение 10 км (5 миль) на 160 км (85 миль) полета, а эшелон полета также снизился примерно до 900 м (3000 футов). [93]
Порт Антверпена был признан высшим командованием Германии и союзников очень важным портом. Это было важно с логистической точки зрения для дальнейшего продвижения союзных армий в Германию. [94] хотя первоначально Монтгомери не придавал большого значения захвату устья Шельды, обеспечивающего доступ к порту. [ нужна ссылка ]
в Антверпене Контрмеры
Как британские ( 80-я зенитная бригада ), так и зенитные батареи армии США (30-я группа ААА) были отправлены в Антверпен вместе с прожекторным полком. Зона управления 21-й группы армий получила название «Антверпен-X» и имела целью защитить территорию радиусом 6400 м (7000 ярдов), охватывающую город и территорию дока. [95] Первоначально атаки велись с юго-востока, соответственно по азимуту атаки была развернута завеса наблюдателей и прожекторов, за которой располагались три ряда батарей с дополнительными прожекторами. [96]
Американские подразделения развернули радиолокационные блоки SCR-584, управляющие четырьмя 90-мм орудиями на батарею с использованием директора М9 для электрического управления орудиями батареи. [97]
Каждая британская артиллерийская батарея была оснащена восемью 3,7-дюймовыми зенитными пушками QF (94 мм) и двумя радиолокационными установками, предпочтительно американскими SCR-584 с наводчиком М9, поскольку они были более точными, чем британская система. [98]
Радар был эффективен на расстоянии 26 000 м (28 000 ярдов), директор M9 предсказал положение местоположения цели на основе курса, высоты и скорости, которые в сочетании с характеристиками орудия, снаряда и взрывателя предсказал положение попадания, скорректировал каждое орудие и произвел выстрел. [99]
В ноябре начались атаки с северо-востока, и по новым азимутам были развернуты дополнительные батареи, в том числе 184-й зенитный батальон (США), переброшенный из Парижа. Дополнительные радары и наблюдатели были развернуты на расстоянии до 40 миль от Антверпена для раннего предупреждения о приближении бомб Фау-1. [100] Введение в январе 1945 года взрывателя ВТ повысило эффективность орудия и снизило расход боеприпасов. [101]
С октября 1944 по март 1945 года было обнаружено 4883 Фау-1. Из них только 4,5% попали в обозначенную охраняемую территорию. [102]
Японские разработки [ править ]
В 1943 году импульсный реактивный двигатель «Аргус» был доставлен в Японию на немецкой подводной лодке . Аэронавтический институт Императорского университета Токио и авиастроительная компания Kawanishi провели совместное исследование возможности установки аналогичного двигателя на пилотируемый самолет. Получившаяся конструкция получила название Байка («цветок сливы»), но имела не более чем внешнее сходство с Fi 103. Байка так и не вышла из стадии проектирования, но технические чертежи и примечания позволяют предположить, что рассматривалось несколько вариантов: вариант воздушного базирования с двигатель под фюзеляжем, версия для наземного базирования, которая могла взлетать без рампы, и версия для запуска с подводной лодки с двигателем, выдвинутым вперед.
Послевоенный [ править ]
Франция [ править ]
После реверс-инжиниринга трофейных V-1 в 1946 году французы начали производить копии для использования в качестве дронов-мишеней , начиная с 1951 года. Они назывались ARSAERO CT 10 и были меньше V-1. CT 10 мог запускаться с земли с помощью твердотопливных ракетных ускорителей или с воздуха с бомбардировщика LeO 45 . Было произведено более 400 экземпляров, некоторые из которых были экспортированы в Великобританию, Швецию и Италию. [103]
Советский Союз [ править ]
Советский Союз захватил Фау-1, когда они захватили полигон Близна в Польше, а также с Миттельверка . [104] 10Х был их копией Фау-1, позже названной «Изделие 10» . [104] Первые испытания начались в марте 1945 года на полигоне в Ташкенте . [104] дальнейшие пуски с наземных площадок и с самолетов улучшенных версий продолжались до конца 1940-х годов. Неточность системы наведения по сравнению с новыми методами, такими как управление по лучу и телевизионное наведение, привела к прекращению разработки в начале 1950-х годов. [105]
Советы также работали над пилотируемым штурмовиком на базе импульсного реактивного двигателя «Аргус» Фау-1, который начинался как немецкий проект Junkers EF 126 Lilli на последних этапах войны. Советская разработка « Лилли» завершилась в 1946 году после крушения, в результате которого погиб летчик-испытатель. [104]
США [ править ]
Соединенные Штаты реконструировали Фау-1 в 1944 году из утилизированных частей, найденных в Англии в июне. К 8 сентября первый из тринадцати полных прототипов Republic-Ford JB-2 был собран на заводе Republic Aviation . Американский JB-2 отличался от немецкого V-1 лишь наименьшими размерами, и только передний опорный пилон импульсного реактивного двигателя заметно отличался по форме от оригинальной немецкой конструкции беспилотного артиллерийского вооружения. Размах крыльев был всего На 65 мм ( 2 + 1 ⁄ дюйма ) шире, а длина увеличилась менее чем на 0,6 м (2 фута). Разница дала JB-2 5,64 м. 2 (60,7 кв. футов) площади крыла против 5,1 м 2 (55 кв. футов) для Фау-1. [106]
Морская версия, получившая обозначение KGW-1, была разработана для запуска с LST , а также с авианосцев сопровождения (CVE) и дальних 4-моторных самолетов-разведчиков. Водонепроницаемые носители KGW-1 были разработаны для пусков ракеты с надводных подводных лодок. И USAAF JB-2, и Navy KGW-1 были запущены в производство и планировались для использования во время вторжения союзников в Японию ( операция «Даунфолл» ). Однако капитуляция Японии отпала необходимость в его использовании. [106] После окончания войны JB-2/KGW-1 сыграли значительную роль в разработке более совершенных тактических ракетных комплексов класса «земля-земля», таких как MGM-1 Matador и SSM-N-8 Regulus . [107]
Операторы [ править ]
Сохранившиеся примеры [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
- Австралия
- Австралийский военный мемориал в Канберре , Австралия
- Бельгия
- В музее Стампе-ан-Вертонген в международном аэропорту Антверпена выставлен V-1. [108]
- Канада
- Музей авиации Атлантической Канады в Галифаксе, Новая Шотландия
- Канадский военный музей , пилотируемая версия Fieseler Fi 103R Reichenberg , собрание [109] Фарли Моват
- Дания
- Франция
- В Большом музее-бункере в Уистреаме , недалеко от Кана и пляжа Сворд , выставлена летающая бомба Фау-1.
- Блокхаус д'Эперлек , недалеко от Сен-Омера . Хотя это было задумано как стартовая площадка Фау-2, в музее на этом месте есть экспозиция, посвященная Фау-1, включая крылатую ракету Фау-1 и целую стартовую рампу.
- Ле Валь Иго в Ардувале , к северу от Сен-Санса . Выведен из строя в результате бомбардировки союзников в декабре 1943 года, еще до завершения. Остатки блокгаузов с воссозданной стартовой рампой и макетом Фау-1.
- В Ла-Куполе , недалеко от Сен-Омера, есть V-1, который был одолжен Музеем науки в Лондоне.
- В музее «Оверлорд» в Кольвиль-сюр-Мер , недалеко от американского кладбища и мемориала в Нормандии и пляжа Омаха , выставлена французская копия Фау-1; на самом деле дрон-мишень CT 10.
- В музее Тосны, недалеко от Ле-Андели , выставлен отреставрированный Fieseler 103 A1, запущенный 13 июня с базы Пон-Монтобан и разбившийся в грязи, не взорвавшись, пролетев 10 км. [110]
- Германия
- Немецкий музей в Мюнхене
- Нидерланды
- Военный музей Оверлона в Оверлуне
- Музей авиабазы Дилен в Схарсбергене
- В Национальном военном музее в Состерберге есть V1 и V1 Reichenberg.
- Новая Зеландия
- Оклендский военный мемориальный музей , Окленд
- Музей транспорта и технологий , Окленд [111] [112]
- Швеция
- Фау-1 в Ракетном музее Арбоги [113]
- Швейцария
- выставлены в Швейцарском военном музее . Отреставрированный оригинальный Фау-1, а также один из шести оставшихся в мире оригинальных Райхенбергов (Re 4-27) полностью
- Великобритания
- Репродукция Фау-1 находится в лагере Иден в Северном Йоркшире. [114]
- Fi-103 с серийным номером 442795 выставлен в Музее науки в Лондоне . Он был подарен музею в 1945 году Военным министерством.
- Фау-1 находится на частичной рампе Имперского военного музея в Даксфорде ; В музее также есть частично воссозданная стартовая площадка, снаружи которой выставлен макет Фау-1.
- Фау-1 выставлен вместе с Фау-2 в музее Королевских ВВС в Хендоне , на севере Лондона.
- Фау-1 выставлен в другом музее Королевских ВВС, Музее Королевских ВВС в Косфорде в Шропшире.
- Fieseler Fi 103R Reichenberg — пилотируемая версия V1 — обычно выставлен в Музее воздушной войны аэродрома Хэдкорн (Лашенден).
- Фау-1 выставлен вместе с Фау-2 в новом атриуме Имперского военного музея в Лондоне.
- В Аэропарке аэропорта Ист-Мидлендс также выставлен V-1. [115]
- Реплика Фау-1, оригинальные пусковые рельсы и оборудование выставлены в Кентском музее битвы за Британию. [116]
- Фау-1 выставлен в Историческом музее ВВС Мэнстона. [117]
- Реплика V-1 выставлена в коллекции Маклбурга недалеко от Уэйборна в Норфолке. Согласно веб-сайту коллекции, копия выставлена на участке оригинальной стартовой рампы Пенемюнде. [118]
- Соединенные Штаты
- Фау-1 выставлен в Артиллерийском музее ПВО армии США в Форт-Силл, Оклахома.
- FZG-76 выставлен как военный мемориал в юго-западном углу здания суда округа Патнэм в Гринкасле , штат Индиана. [119]
- Смитсоновского института Национальный музей авиации и космонавтики на Национальной аллее в Вашингтоне, округ Колумбия.
- Фау-1 выставлен в Воздушном зоопарке в Портедже , штат Мичиган.
- В « Космосфере » в Хатчинсоне, штат Канзас, есть дисплей Фау-1, который состоит из послевоенного «гибрида» немецких и американских деталей. В частности, он имеет передний обтекатель опоры двигателя в стиле JB-2 Loon.
- Фау-1 также находится в музее авиации Fantasy of Flight в Полк-Сити, Флорида.
- Фау-1 № 121536 выставлен в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, штат Аризона .
- V-1 и Fieseler Fi 103R Reichenberg выставлены в коллекции Flying Heritage Collection в Эверетте, штат Вашингтон.
- Фау-1 выставлен в Музее военной авиации в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния.
- Фау-1 выставлен в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон. [120]
См. также [ править ]
- Агрегат (семейство ракет)
- Американский бомбардировщик
- Аргус Фернфойер
- Fieseler Fi 103R Reichenberg – пилотируемая версия Фау-1.
- Фриц Икс
- Хеншель Hs 293
- Автоматический самолет Хьюитт-Сперри
- Воздушная торпеда Кеттеринга "Баг"
- Список немецкого управляемого оружия Второй мировой войны
- Список реактивных самолетов Второй мировой войны
- Список ракет
- Ока
- Операция «Скрепка»
- РАЭ Гортань
- Республика-Форд JB-2
- РЛС СКР-584
- Объекты летающей бомбы Фау-1
- Ракета Фау-2
- пушка Фау-3
Ссылки [ править ]
Информационные примечания
- ^ Vergeltungswaffe «оружие мести 1» ( Vergeltungs также можно перевести как «возмездие», «расправа» или «возмездие»), а также Fieseler Fi 103 под номером планера RLM 8-103 .
- ^ В современных отчетах его также называют «роботом-бомбой». [4] [5] [ нужны разъяснения ]
- ^ это кодовое название относится к идее выплевывания вишневых косточек и последовательному повышению точности попадания путем мониторинга точек попадания, а также по отчетам местных шпионов в Лондоне. [ нужна ссылка ]
- ^ Из тихого жужжания, напоминающего жужжание насекомого.
- ^ Это было известно как платформа Пайла , в честь главы командования ПВО генерала Фредерика Пайла .
- ^ Эскадрильи 91, 322 (голландская) и 610. Лучшим асом был S/L Kynaston из 91-й эскадрильи, уничтожившей 21 эскадрилью. [74]
Цитаты
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Zaloga 2005 , p. 11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уэррелл 1985 , с. 53.
- ^ Кристофер 2013 , с. 108.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ванек 1999 , с. 81.
- ^ Ллойд и Холл 1997 , стр. 222.
- ^ Фредерик Френч. «Война и мир и цена сома» . Дневники дяди Фреда . Архивировано из оригинала 7 июля 2017 года . Проверено 16 июня 2014 г.
- ^ Американская подводная лодка спасает летчиков . Универсальная кинохроника . 1944 год . Проверено 21 февраля 2012 г.
- ↑ Торнио, 1944 г., автор Осмо Хивёнен, стр. 262, Воздушная война в Торнио.
- ^ Zaloga 2005 , pp. 3–5.
- ^ Zaloga 2005 , pp. 5–6.
- ^ Рейтер 2000 , стр. 56–59.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уэррелл 1985 , стр. 41–62.
- ^ Zaloga 2005 , p. 7.
- ^ Эванс 2008 , с. 660 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Zaloga 2005 , p. 6.
- ^ Zaloga 2005 , pp. 8–9.
- ^ Оливер 2018 , стр. 19–24.
- ^ Куксли 1979 , стр. 32–33.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гукельхорн и Пол 2004 , стр. 12–19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Zaloga 2005 , p. 5.
- ^ Хогг, Ян (1999). Немецкое секретное оружие Второй мировой войны . Фронтовые книги. п. 270. ИСБН 978-1-8483-2781-8 .
- ^ Zaloga 2005 , p. 8.
- ^ Оливер 2018 , стр. 19, 24, 28, 89.
- ^ Куксли 1979 , стр. 30–32.
- ^ Оливер 2018 , стр. 27–28.
- ^ Куксли 1979 , стр. 29–30.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Левин 1992 , стр. 137, 139.
- ^ Оливер 2018 , с. 33.
- ^ Куксли 1979 , с. 39.
- ^ Уэррелл 1985 , с. 54.
- ^ «Часть 1: Планер [Часть 1: Планер]». Справочник по оборудованию FZG 76 [ Справочник по оборудованию FZG 76 ] (PDF) (на немецком языке). Апрель 1944 г., стр. 7–8. Архивировано из оригинала (PDF) 11 января 2019 г.
- ^ Немецкая листовка V-1 , Psy Warrior , получено 20 октября 2010 года .
- ^ Оливер 2018 , с. 27.
- ^ Куксли 1979 , стр. 29, 37.
- ^ Клоппель, майор Кирк М., Военная польза немецкой ракетной техники во время Второй мировой войны, Воздушный командно-штабной колледж, 1997.
- ^ Оливер 2018 , стр. 28, 85–86.
- ^ Куксли 1979 , с. 30.
- ^ «Проект Дудлбаг» . Музей Стампе и Вертонгена . Аэропорт Антверпена. Архивировано из оригинала 21 января 2019 года . Проверено 27 мая 2018 г.
- ^ «Часть 4: Система зажигания». Справочник по оборудованию FZG 76 [ Справочник по оборудованию FZG 76 ] (PDF) (на немецком языке). Апрель 1944 г., стр. 98–118. Архивировано из оригинала (PDF) 11 января 2019 года . Проверено 27 мая 2018 г.
- ^ Уэррелл 1985 , с. [ нужна страница ] .
- ^ «Сайты V1 Light» . Атлантическая стена . Проверено 9 мая 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Zaloga 2008 , pp. 10, 17–18, 24–39, 42, 47–48.
- ^ Гукельхорн и Пол 2004 , стр. 20–23.
- ^ Zaloga 2005 , p. 17–18, 20–21.
- ^ Оливер 2018 , стр. 84, 87–90.
- ^ Куксли 1979 , стр. 32–35.
- ^ Zaloga 2008 , pp. 35, 38–39, 42.
- ^ LXV Armeekorps z.b.V. www.axishistory.com
- ^ Калл, Брайан (2008). «Штурм Антверпена и Льежа – октябрь 1944 г. – март 1945 г.». Дайвер! Дайвер! Дайвер! . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-904943-39-6 .
- ^ Кристофер 2013 , стр. 108–109.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кристофер 2013 , с. 109.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Воздухоплавание 1966 , с. 45.
- ^ Аэронавтика 1966 , с. 47.
- ^ Оливер, Кингсли. Полк Королевских ВВС на войне 1942–1946 гг . Ручка и меч.
- ^ Кристофер 2013 , с. 179.
- ^ Чертеж двигателя Porsche 109-005 .
- ^ Кей 2002 , с. 153-155.
- ^ «Смерти и ранения: 1939–45» . Тыловой фронт . Архивировано из оригинала 18 сентября 2003 года.
- ^ Террор с применением V-бомб над Антверпеном (на немецком языке), Сопротивление, заархивировано из оригинала 10 февраля 2010 г. , получено 20 октября 2010 г.
- ^ Точки падения Фау-1 и Фау-2 вокруг Антверпена ( JPEG ) (карта), ракета Фау-2 , данные получены 20 октября 2010 года .
- ^ Алоиз Ратс - Зловещие годы для Люксембурга 1940-1945 с. 259-261
- ^ Джонс 1978 , стр. 523–542.
- ^ Хикман, Кеннеди (10 декабря 2019 г.). «Вторая мировая война: Летающая бомба Фау-1» . Сайт ThoughtCo.com . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Добинсон 2001 , с. 436.
- ^ Холмс, Джейми (4 августа 2020 г.). «Американские учёные, спасшие Лондон от нацистских дронов» . Проводной . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Добинсон 2001 , с. 438.
- ^ Холмс 2020a , с. 360.
- ^ «Аэростаты заграждения для малоуровневой ПВО» . Журнал Air & Space Power . Лето 1989 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 года . Проверено 16 апреля 2007 г.
- ^ Zaloga 2005 , p. 34.
- ^ Томас 2013 , с. [ нужна страница ] .
- ^ "4-пушечная буря преследует нацистскую роботизированную бомбу" . «Популярная механика» , февраль 1945 года.
- ^ «Плесман, Ян Леендерт» . TracesOfWar.nl (на голландском языке).
- ^ Шарп и Бойер 1995 , с. 179.
- ^ Ultimate Spitfire (стр. 203–204)
- ^ Купер 1997 , с. 8.
- ^ Джексон 2007 , с. 217.
- ^ Росс Х. Гамильтон. Июнь 2003 г. «Самые первые АВАКИ». Архивировано 15 января 2020 г. в Wayback Machine Ассоциации бывших воздушных стрелков . через Музей плана обучения Содружества
- ^ Селф, Брайан (январь 2011 г.), «Хадсон, Джон Пилкингтон (1910–2007)», Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/ref:odnb/99289 (подписка или публичная библиотека Великобритании) членство обязательно.)
- ^ Мастерман 1972 , стр. 252–53.
- ^ Crowdy 2008 , стр. 273–74.
- ^ Мастерман 1972 , с. 254.
- ^ Джонс 1978 , с. 422.
- ^ Крауди 2008 , с. 280.
- ^ Монтегю 1978 , стр. 151–58.
- ^ Zaloga 2005 , p. 40.
- ^ Аткинсон 2013 , стр. 107, 110.
- ^ Уэррелл 2005 , стр. 20.
- ^ Zaloga 2005 , p. 71.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Айронс 2003 , с. 199.
- ^ Хатчинсон 2003 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Миндлинг и Болтон 2009 , стр. 6–31.
- ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 31.
- ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 9.
- ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 34.
- ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 36.
- ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 40.
- ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 45.
- ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 51.
- ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 53.
- ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 68.
- ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 54.
- ^ Винтер, Фрэнк; Нойфельд, Майкл Дж. (август 2000 г.). «Ракета Крейсерская Фау-1 (Fi 103, FZG 76)» . Национальный музей авиации и космонавтики . Смитсоновский институт . Проверено 1 мая 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кристофер 2013 , с. 193.
- ^ Zaloga 2005 , p. 80.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Миндлинг и Болтон 2009 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Zaloga 2020 , p. 33.
- ^ «Что посмотреть, чем заняться» . Музей Стампе-ан-Ветонген . Проверено 12 октября 2022 г.
- ^ Канадский военный музей @CanWarMuseum: Теперь в вестибюле #WarMuseum: летающая бомба Фау-1 — Fi103 R-IV «Райхенберг», собранная #FarleyMowat — 23 мая 2014 г. Twitter
- ^ «V1 Arme Secret D'Hitler» [Секретное оружие Гитлера V1]. Тосный музей (на французском языке) . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ "Мотат". Одинокая Планета.com. Проверено 20 октября 2010 г.
- ^ «МОТАТ и Холм одного дерева» . Шарик Dirt.com . Архивировано из оригинала 11 августа 2009 года . Проверено 20 октября 2010 г.
- ^ «Старцида» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2012 года . Проверено 14 августа 2011 г.
- ^ «Экспонат недели: гироскоп летающей бомбы Фау-1, музей Иден-Кэмп, Малтон» . Новости Скарборо . 29 июля 2017 года . Проверено 18 октября 2017 г.
- ^ "Аэропарк". Eastmidlandsairport.com. Проверено 20 октября 2010 г.
- ^ «Выставка V-оружия» . Кентский музей битвы за Британию . Проверено 4 августа 2018 г.
- ^ «Дисплей в самолетах и кабинах» . Музей истории Королевских ВВС Мэнстона . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ «Полная коллекция» . Военная коллекция Маклбурга . Проверено 29 июня 2022 г.
- ^ Шумная бомба ; Бронзовая доска возле мемориала
- ^ «Fieseler Fi 103 (V1) Немецкая «Buzz Bomb» » . Музей полета .
Библиография [ править ]
- Аэронавигационный персонал Aero Publishers в сотрудничестве с Эдвардом Т. Мэлони (1966). Камикадзе . Фоллбрук, Калифорния, США: Aero Publishers.
- Аткинсон, Рик (2013). Оружие при последнем свете: Война в Западной Европе, 1944–1945 гг . Нью-Йорк: Генри Холт. ISBN 978-0-349-14048-3 .
- Кристофер, Джон (2013), Гонка за гитлеровскими X-самолетами , The Mill, Глостершир, Великобритания: History Press
- Куксли, Питер (1979). Летающая бомба, История V-образного оружия Гитлера во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Купер, Майкл «Майк» (1997), Meteor Age , Донкастер, Великобритания: Марк Тернер
- Крауди, Теренс «Терри» (2008), Обман Гитлера: двойной крест и обман во Второй мировой войне , Оксфорд: Оспри, ISBN 978-1-84603-135-9
- «Защита Антверпена от ракеты Фау-1» (PDF) . Центр оборонной технической информации. 1971. Архивировано из оригинала (PDF) 23 февраля 2017 года.
- Добинсон, Колин (2001). Командование АА: Британская противовоздушная оборона во Второй мировой войне . Метуэн. ISBN 978-0-413-76540-6 .
- Эванс, Ричард Дж. (2008), Третий Рейх в войне, 1939–1945 , Пингвин, ISBN 978-1-59420-206-3 .
- Гукельхорн, Вольфганг; Пол, Детлев (2004). V1 «Эйфельский ужас», запуски, крушения и удары летающей бомбы с Эйфеля и правого берега Рейна в 1944/45 году . Ахен: Гелиос. ISBN 3-933608-94-5 .
- Холмс, Джейми (2020a). 12 секунд тишины: как команда изобретателей, ремесленников и шпионов уничтожила нацистское супероружие . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 978-1-328-46012-7 .
- Хатчинсон, Роберт (2003). Оружие массового поражения . Джордж Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-83091-0 .
- Айронс, Рой (2003), Террористическое оружие Гитлера: цена мести , Нью-Йорк: Харпер Коллинз, ISBN 978-0-00-711263-0
- Джексон, Роберт (2007), Величайший самолет Великобритании , Барнсли, Великобритания: Pen & Sword, ISBN 978-1-84415-383-1
- Джонс, Р.В. (1978), Самая секретная война: Британская научная разведка, 1939–1945 , Лондон: Хэмиш Гамильтон, ISBN 978-0-241-89746-1
- Кей, Энтони (2002), Разработка немецких реактивных двигателей и газовых турбин 1930–1945 , Airlife Publishing Ltd, ISBN 9781840372946
- Левин, Алан Дж. (1992), Стратегическая бомбардировка Германии, 1940–1945 , Вестпорт, Коннектикут: Praeger, ISBN 0-275-94319-4 .
- Ллойд, Клемент Джон; Холл, Ричард, ред. (1997), Закулисные брифинги: Война Джона Кертина (иллюстративный ред.), Национальная библиотека Австралии, стр. 222 , ISBN 978-0-642-10688-9
- Мастерман, Джон К. (1972) [1945], Система двойного креста в войне 1939–1945 годов , Лондон: Avon
- Миндлинг, Джордж; Болтон, Роберт (2009), Тактические ракеты ВВС США, 1949–1969, The Pioneers , Роли, Северная Каролина: Lulu.com, ISBN 978-0-557-00029-6 [ самостоятельный источник ]
- Монтегю, Юэн (1978), Beyond Top Secret Ultra , Нью-Йорк: Coward McCann & Geoghegan, ISBN 978-0-698-10882-0
- Мансон, Кеннет (1978). Немецкие самолеты времен Второй мировой войны в цвете . Пул, Дорсетт, Великобритания: Blandford Press. ISBN 0-7137-0860-3 .
- Оливер, Джон (2018). V1, Машина и ее люди . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1-987754-75-9 .
- Рейтер, К. (2000), V2 и немецкая, российская и американская ракетная программа , Миссисагуа, Онтарио, Канада: Музей немецко-канадского наследия, ISBN 978-1-894643-05-4
- Шарп, К. Мартин; Бойер, Майкл Дж. Ф. (1995), Москито , Сомерсет, Великобритания: Креси, ISBN 978-0-947554-41-5
- Томас, Эндрю (2013). V1 Асы летающих бомб . Самолет асов. Том. 113. Ботли, Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-78096-292-4 .
- Уэррелл, Кеннет П. (1985), Эволюция крылатой ракеты (PDF) , База ВВС Максвелл, Алабама: Издательство Air University Press
- Уэррелл, Кеннет П. (2005), Арчи для SAM , База ВВС Максвелл, Алабама: Издательство Air University Press
- Ванек, Дэвид (1999). Выполнение: Воспоминания судьи уголовного суда . Дандурн. п. 81 . ISBN 978-1-4597-1502-8 .
- Zaloga, Steven (2005). V-1 Flying Bomb 1942–52 . Oxford: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84176-791-8 .
- Zaloga, Steven (2008). German V-Weapon Sites 1943–45 . Oxford: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-247-9 .
- Залога, Стивен (2020). Американские управляемые ракеты Второй мировой войны . Издательство Оспри. ISBN 9781472839268 .
Дальнейшее чтение
- Хейнинг, Питер (2002), Война с летающими бомбами - рассказы современных очевидцев немецких рейдов V1 и V2 на Великобританию в 1942–1945 годах , Лондон: Robson Books, ISBN 978-1-86105-581-1
- Хеллмольд, Вильгельм (1991). V1: Документация . Аугсбург, Германия: Weltbild Verlag GmbH. ISBN 3-89350-352-8 .
- Хеншолл, Филип (2002). Сайты Гитлера, посвященные V-оружию . Соединенное Королевство: Издательство Sutton Publishing. ISBN 0-7509-2607-4 .
- Кей, Энтони Л. (1977), Buzz Bomb (Monogram Close-Up 4) , Бойлстон, Массачусетс: Monogram Aviation Publications, ISBN 978-0-914144-04-5
- Король, Бенджамин; Кутта, Тимоти (1998), Влияние: История немецкого V-оружия во Второй мировой войне , Нью-Йорк: Сарпедон, ISBN 978-1-885119-51-3
- Рамзи, Уинстон (1990), Блиц тогда и сейчас , том. 3, Лондон: гравюры о битве за Британию, ISBN 978-0-900913-58-7
- Янг, Ричард Энтони (1978), Летающая бомба , Шеппертон, Великобритания: Ян Аллан, ISBN 978-0-7110-0842-7 . (1978, США, Sky Book Press, ISBN 978-0-89402-072-8 )
Внешние ссылки [ править ]
- Видеоклип FZG 76 - V-1 доступен для просмотра в Интернет-архиве.
- Стартовая площадка Фау-1
- V-Weapons, с веб-сайта Wartime Story маршала Стельзриде с сообщениями новостей Великобритании и США за июнь 1944 года об атаках Фау-1.
- Fi-103/V-1 «Buzz Bomb» с веб-сайта Ресурсного центра Люфтваффе, размещенного на ресурсной группе Warbirds; с 42 фотографиями
- Архивы Ламбета включают звукозапись приближающегося Фау-1, около 1944 года.
- Шведский сайт (на английском языке) с текстом и многими подробностями о крылатой ракете Фау-1 и ее вспомогательном оборудовании. Архивировано 14 октября 2011 г. на Wayback Machine.
- Крылатые ракеты Германии
- Самолет Физелер
- V-оружие
- Реактивный самолет Германии времен Второй мировой войны
- Управляемые ракеты Германии времен Второй мировой войны
- Одномоторный реактивный самолет
- Самолет с импульсным реактивным двигателем
- Среднеплановый самолет
- Немецкие изобретения нацистского периода
- Беспилотный военный самолет Германии
- Оружие и боеприпасы, представленные в 1944 г.
- Самолет совершил первый полет в 1942 году.
- Лондон во Второй мировой войне