Jump to content

Летающая бомба Фау-1

Летающая бомба Фау-1
Физелер Фи 103
Зенитная пушка 76 (ФЗГ-76)
Тип Крылатая ракета
Место происхождения Нацистская Германия
История обслуживания
В эксплуатации 1944–1945
Используется ВВС
Войны Вторая мировая война
История производства
Дизайнер Роберт Люссер
Производитель Физелер
Стоимость единицы 5090 ринггитов [1]
Технические характеристики
Масса 2150 кг (4740 фунтов)
Длина 8,32 м (27,3 фута)
Ширина 5,37 м (17,6 футов)
Высота 1,42 м (4 фута 8 дюймов)

Боеголовка Аматол-39 , позже Триален
Вес боеголовки 850 кг (1870 фунтов)
Детонация
механизм
  • Электрический взрыватель ударного действия
  • Резервный взрыватель механического удара
  • Взрыватель времени для предотвращения осмотра неразорвавшихся предметов

Двигатель Аргус Ас 109-014 Импульсный реактивный самолет
Оперативный
диапазон
250 км (160 миль) [2]
Максимальная скорость 640 км/ч (400 миль в час) при полете на высоте от 600 до 900 м (от 2000 до 3000 футов)
Руководство
система
гирокомпаса на базе Автопилот

Летающая бомба Фау-1 ( нем . Vergeltungswaffe 1 «Оружие мести 1»). [а] ) была ранней крылатой ракетой . Его официальное в Министерстве авиации Рейха ( RLM обозначение ) было Fieseler Fi 103. [3] и его многозначительное имя было Höllenhund ( адская гончая ). Союзникам он также был известен как « жужжащая бомба» или «болван-баг». [4] [б] а в Германии как Киршкерн ( вишневая косточка). [с] или майский жук ( может быть ). [д]

Фау-1 был первым из Vergeltungswaffen ( V-оружия ), использованного для терактов в Лондоне. Он был разработан в армейском исследовательском центре Пенемюнде в 1939 году Люфтваффе в начале Второй мировой войны и во время первоначальной разработки был известен под кодовым названием «Вишневый камень». Из-за ограниченной дальности действия тысячи ракет Фау-1, запущенные в Англию, были выпущены с пусковых установок вдоль французского ( Па-де-Кале ) и голландского побережья или с модифицированных самолетов He 111.

Вермахт впервые запустил Фау-1 против Лондона 13 июня 1944 года. [6] через неделю после (и вызванной) успешной высадки союзников во Франции . В пиковые периоды по юго-восточной Англии было выпущено более ста Фау-1 в день, всего 9521, их число уменьшалось по мере захвата объектов до октября 1944 года, когда последний объект Фау-1 в радиусе действия Великобритании был захвачен войсками союзников . После этого немцы направили Фау-1 на порт Антверпена и другие цели в Бельгии, запустив еще 2448 Фау-1. Атаки прекратились всего за месяц до окончания войны в Европе, когда последняя стартовая площадка в Нидерландах 29 марта 1945 года была захвачена .

В рамках операций против Фау-1 британцы использовали систему противовоздушной обороны , включая зенитные орудия , аэростаты заграждения и истребительную авиацию, чтобы перехватывать бомбы до того, как они достигнут своих целей, в то время как стартовые площадки и подземные склады хранения стали объектами атак союзников, включая стратегические бомбардировки . [7]

В 1944 году ряд испытаний этого оружия, по-видимому, проводился в Торнио, Финляндия . Однажды несколько финских солдат видели, как немецкий самолет сбросил то, что они описали как бомбу в форме небольшого крылатого самолета. Полет и падение другого прототипа видели финские фронтовики; они отметили, что его двигатель внезапно остановился, в результате чего Фау-1 резко снизился и взорвался при ударе, оставив кратер шириной 20–30 метров (66–98 футов). Эти Фау-1 стали известны финским солдатам как « летающие торпеды ». [8]

Дизайн и разработка [ править ]

В 1935 году Пауль Шмидт и профессор Георг Ханс Маделунг проект представили Люфтваффе бомбы летающей . Это была инновационная конструкция, в которой использовался импульсно-реактивный датируемая 1915 годом, двигатель, в то время как предыдущая работа Сперри Гироскопа, опиралась на пропеллеры . Работая в компании Argus Motoren , Фриц Госслау с дистанционным управлением разработал дрон-мишень FZG 43 ( Flakzielgerät-43 ). В октябре 1939 года компания Argus предложила Fernfeuer — самолет с дистанционным управлением, грузоподъемностью в одну тонну, который мог вернуться на базу после сброса бомбы. Argus работал в сотрудничестве с C. Lorenz AG и Arado Flugzeugwerke Над разработкой проекта . Однако Люфтваффе отказалось заключить с ними контракт на разработку. В 1940 году Шмидт и Argus начали сотрудничать, интегрировав систему затвора Шмидта с распыленным впрыском топлива Argus . Испытания начались в январе 1941 года, а первый полет совершил 30 апреля 1941 года на Gotha Go 145 . 27 февраля 1942 года Госслау и Роберт Люссер набросали проект самолета с импульсным реактивным двигателем над хвостом, который стал основой будущего Фау-1. [9]

В апреле 1942 года Люссер разработал эскизный проект P35 Erfurt, в котором использовались гироскопы . При представлении Люфтваффе 5 июня 1942 года спецификации включали дальность полета 299 км (186 миль), скорость 700 км/ч (435 миль в час) и способность доставлять 500-килограммовая 1/2 длиннотонной ( ) боеголовка . Проект Fieseler Fi 103 был одобрен 19 июня, ему присвоено кодовое имя Kirschkern и прикрытие Flakzielgerät 76 (FZG-76). Летные испытания проводились в центре Люфтваффе береговом испытательном Erprobungsstelle в Карлсхагене , Пенемюнде-Вест . [10]

Эрхард Мильх , статс-секретарь рейхсминистерства авиации и генеральный инспектор ВВС, передал Argus контракт на двигатель, Fieseler — планер , а Askania — систему наведения . К 30 августа Физелер завершил первый фюзеляж , а первый полет Fi 103 V7 состоялся 10 декабря 1942 года, когда он был сброшен с воздуха Fw 200 . [11] Затем, в канун Рождества, Фау-1 пролетел 900 м (1000 ярдов) примерно минуту после наземного запуска. 26 мая 1943 года Германия решила запустить в производство Фау-1 и Фау-2. В июле 1943 года Фау-1 пролетел 245 километров и врезался в цель в километре. [12] [13]

Название Фау-1 дал журналист Das Reich Ханс Шварц Ван Беркл в июне 1944 года с одобрения Гитлера. [14]

Описание [ править ]

Фау-1 в разрезе

Фау-1 проектировался под кодовым названием Киршкерн (вишневая косточка). [15] Люссера и Госслау, с фюзеляжем, построенным в основном из сварной листовой стали , и крыльями из фанеры . Простой импульсный реактивный двигатель, созданный компанией Argus, пульсировал 50 раз в секунду. [2] а характерный жужжащий звук породил разговорные названия «жужжащая бомба» или «каракулик» (общее название для самых разных летающих насекомых). Некоторое время он был известен в Германии (по приказу Гитлера) как Maikäfer ( майский жук буквально «май» + «чифер») и Krähe (ворона). [16]

Электростанция [ править ]

Вид сзади на Фау-1 в IWM Duxford , показывающий секцию стартовой рампы.

Argus импульсного двигателя Основными компонентами были гондола , топливные жиклеры, сетка заслонок, смесительная камера Вентури , выхлопная труба и свеча зажигания. Сжатый воздух, а не топливный насос, вытеснял бензин из топливного бака емкостью 640 л (140 имп галлонов; 170 галлонов США) через топливные жиклеры, которые состояли из трех рядов по три форсунки . Эти девять распылительных сопел находились перед системой впускных клапанов воздуха, где он смешивался с воздухом перед попаданием в камеру. Дроссельный клапан , подключенный к приборам высоты и давления, контролировал расход топлива. Система клапанов с пружинным управлением Шмидта обеспечивала эффективный прямой путь для поступающего воздуха. Створки на мгновение закрывались после каждого взрыва, образовавшийся газ сжимался в камере Вентури, а его сужающаяся часть ускоряла выхлопные газы, создавая тягу . Операция продолжалась со скоростью 42 цикла в секунду. [17] [18] [19]

Начиная с января 1941 года, импульсный реактивный двигатель Фау-1 также испытывался на различных самолетах, в том числе на автомобилях. [20] и экспериментальный ударный катер , известный как «Торнадо», в котором лодка с боеголовкой массой 700 кг (1543 фунта) направлялась к кораблю-мишени либо с помощью дистанционного управления, либо с помощью пилота, который в последний момент выпрыгивал из спины. «Торнадо» был собран из остатков корпусов гидросамолетов, соединенных по принципу катамарана . В конечном итоге импульсных реактивных двигателей Argus 014 было недостаточно, поскольку все производство было направлено на программу ракет Фау-1. [21]

Двигатель совершил свой первый полет на борту Gotha Go 145 30 апреля 1941 года. [20]

Система наведения [ править ]

Фау-1 на выставке в Музее Армии в Париже.
Реконструированная стартовая рампа для летающих бомб Фау-1, Историко-технический музей, Пенемюнде (2009 г.)

Фау-1 В системе наведения использовался простой автопилот, разработанный фирмой «Аскания» в Берлине, для регулирования высоты и скорости полета. [15] Пара гироскопов контролировала рысканье и тангаж, а азимут поддерживался магнитным компасом. Высота поддерживалась барометрическим прибором. [22] Два сферических резервуара содержали сжатый воздух давлением 6,2 мегапаскаля (900 фунтов на квадратный дюйм), который приводил в движение гироскопы, приводил в действие пневматические серводвигатели, управляющие рулем направления и рулем высоты, и создавал давление в топливной системе. [23] [24] [19]

Магнитный компас располагался в передней части Фау-1, внутри деревянной сферы. Незадолго до запуска Фау-1 подвешивали внутри качающегося здания «Компас» (Рихтхаус). Там компас был скорректирован на магнитное склонение и магнитное отклонение . [25] [26]

RLM сначала планировало использовать систему радиоуправления с Фау-1 для точных атак , но вместо этого правительство решило использовать ракету против Лондона. [27] Некоторые летающие бомбы были оснащены базовым радиопередатчиком, работающим в диапазоне 340–450 кГц. После прохождения канала радио будет включаться флюгерным счетчиком и разворачиваться 120-метровая (400 футов) антенна. Закодированный сигнал Морзе, уникальный для каждого объекта Фау-1, передавал маршрут, а зона воздействия рассчитывалась после прекращения передачи радиостанции. [28] [29]

Одометр, приводимый в движение крыльчатым анемометром на носу, определял момент достижения целевой области, что было достаточно точно для бомбардировки территории . Перед запуском он был настроен на обратный отсчет от значения, которое достигало бы нуля по прибытии к цели в условиях преобладающего ветра. Во время полета ракеты поток воздуха вращал винт, и каждые 30 оборотов винта отсчитывали одно число на одометре. Этот одометр вызвал активацию боеголовки примерно через 60 км (37 миль). [30] Когда счет достиг нуля, два детонирующих болта прозвучали . Два спойлера на руле высоты были освобождены, связь между рулем высоты и сервоприводом заклинила, а гильотинное устройство перерезало шланги управления сервоприводом руля направления, установив руль направления в нейтральное положение. Эти действия привели Фау-1 в крутое пикирование. [31] [32] Первоначально предполагалось, что это будет мощное погружение, но на практике это приводило к прекращению подачи топлива, что приводило к остановке двигателя. Внезапная тишина после жужжания предупредила людей, находящихся на траектории полета, о надвигающемся ударе. [12] [19] [33] [34]

Первоначально Фау-1 приземлялись в пределах круга диаметром 31 км (19 миль), но к концу войны точность была улучшена примерно до 11 км (7 миль), что было сопоставимо с ракетой Фау-2 . [35]

Боеголовка [ править ]

Боевая часть состояла из 850 кг Amatol высококачественного взрывчатого вещества 52A+ с тремя взрывателями. Электрический предохранитель мог сработать при ударе носом или животом. Другой взрыватель представлял собой механический взрыватель замедленного действия, позволяющий глубже проникать в землю независимо от высоты. Третий предохранитель представлял собой предохранитель замедленного действия, который должен был сработать через два часа после запуска. [36] [37]

Целью третьего взрывателя было избежать риска изучения этого секретного оружия британцами. Его временная задержка была слишком короткой, чтобы служить полезной миной-ловушкой, но вместо этого предназначалась для уничтожения оружия, если при мягкой посадке не сработали ударные взрыватели. Эти системы взрывателя были очень надежными, и неразорвавшихся Фау-1 практически не обнаружено. [38] [39]

Катапульта Уолтера [ править ]

Фау-1 на катапультной рампе Уолтера в Эперлеке

Фау-1, запускаемые с земли, поднимались по наклонной стартовой рампе с помощью аппарата, известного как Dampferzeuger («парогенератор»), в котором пар вырабатывался при перекиси водорода ( T-Stoff смешивании ) с перманганатом натрия ( Z-Stoff ). . [40] [41] Разработанный компанией Hellmuth Walter Kommanditgesellschaft , WR 2.3 Schlitzrohrschleuder состоял из небольшого прицепа-газогенератора, в котором T-Stoff и Z-Stoff объединялись, генерируя пар под высоким давлением, который подавался в трубу внутри пусковой рельсовой коробки. Поршень в трубке, подсоединенной под ракетой, двигался вперед за счет пара. Распространено заблуждение, что паровой запуск должен был позволить двигателю запуститься, но настоящая причина заключалась в том, что у Argus не было достаточной мощности, чтобы разогнать V1 до скорости, превышающей его чрезвычайно высокую скорость сваливания. Пусковая направляющая имела длину 49 м (160 футов) и состояла из 8 модульных секций длиной 6 м (20 футов) каждая и дульного тормоза. Производство катапульты «Вальтер» началось в январе 1944 года. [42] [43]

Пусковой поршень Фау-1 для катапульты Вальтера

Катапульта Уолтера разгоняла Фау-1 до стартовой скорости 320 км/ч (200 миль в час), что значительно превышало необходимую минимальную рабочую скорость в 240 км/ч (150 миль в час). Фау-1 достиг берега Великобритании на скорости 550 км/ч (340 миль в час), но к моменту достижения Лондона разогнался до 640 км/ч (400 миль в час), так как у него сгорело 570 л (150 галлонов США) топлива. [12]

18 июня 1943 года Герман Геринг решил запустить Фау-1 с помощью катапульты Вальтера как в больших пусковых бункерах, называемых Вассерверк, так и в более лёгких установках, получивших название Stellungsystem. Бункер Вассерверк имел длину 215 м (705 футов), ширину 36 м (118 футов) и высоту 10 м (33 фута). Первоначально планировалось построить четыре: Вассерверк Деврес, Вассерверк Сен-Поль , Вассерверк Валон и Вассерверк Шербур. Stellungsystem-I должен был эксплуатироваться 155-м зенитным полком (W) с 4 пусковыми дивизионами, по 4 пусковые установки в каждом, и располагаться в районе Па-де-Кале . Система Stellungsystem-II с 32 объектами должна была действовать как резервное подразделение. К февралю 1944 года у Stellungsystem-I и II было девять батарей, укомплектованных. Stellungsystem-III, управляемая FR 255(W), должна была быть организована весной 1944 года и располагаться между Руаном и Каном . Локации системы Stellungsystem включали характерные стены катапульты, направленные в сторону Лондона, несколько J-образных складских зданий, называемых «лыжными» зданиями, поскольку на фотографиях аэроразведки здания выглядели как лыжи на боку, а также здание коррекции компаса, построенное без использования черного металла. . Весной 1944 года Оберст Шмальшлегер разработал более упрощенную стартовую площадку, названную Einsatz Stellungen. Менее заметные 80 стартовых площадок и 16 вспомогательных площадок располагались от Кале до Нормандии . На строительство каждой площадки ушло всего 2 недели с использованием 40 человек, а на возведение катапульты Уолтера ушло всего 7–8 дней, когда пришло время ввести ее в эксплуатацию. [42]

Оказавшись возле пусковой рампы, лонжерон и крылья были прикреплены, и ракета соскользнула с погрузочной тележки Zubringerwagen на пусковую рампу. Катапульта рампы приводилась в движение тележкой Dampferzeuger. Импульсно-реактивный двигатель запускался с помощью Anlassgerät, который обеспечивал подачу сжатого воздуха на впуск двигателя, электрическое соединение со свечой зажигания двигателя и автопилот. Свеча зажигания Bosch требовалась только для запуска двигателя, при этом остаточное пламя воспламеняло дальнейшие смеси бензина и воздуха, и двигатель выходил на полную мощность через 7 секунд. Затем катапульта разгоняла бомбу до скорости, превышающей ее скорость сваливания 320 км/ч (200 миль в час), обеспечивая достаточный набегающий воздух . [44] [45] [46]

Операция « Белый медведь»

Фау-1 (Fieseler Fi 103) в полете

Массовое производство FZG-76 началось только весной 1944 года, а FR 155(W) был оснащен только в конце мая 1944 года. Операция Eisbär, ракетные удары по Лондону, началась 12 июня. Однако четыре пусковых батальона могли действовать только из района Па-де-Кале, насчитывая всего 72 пусковые установки. им были поставлены ракеты, катапульты Уолтера, топливо и другое сопутствующее оборудование Со дня «Д» . Ни одна из девяти ракет, выпущенных 12-го числа, не достигла Англии, а 13-го - только четыре. Следующая попытка начать атаку произошла в ночь с 15 на 16 июня, когда до Англии добрались 144 ракеты, из них 73 поразили Лондон, а 53 — Портсмут и Саутгемптон .

Ущерб был обширным, и Эйзенхауэр приказал атаковать объекты Фау-1 в качестве приоритета. Операция «Кобра» вынудила отступить с французских стартовых позиций в августе, а последний батальон ушел 29 августа. Операция Доннершлаг началась с территории Германии 21 октября 1944 года. [47]

и Действие эффективность

13 июня 1944 года первый Фау-1 врезался в Лондон рядом с железнодорожным мостом на Гроув-роуд , Майл-Энд , на котором теперь установлена «Английское наследие» ​​синяя мемориальная доска . В результате взрыва погибли восемь мирных жителей.

Первый комплектный планер Фау-1 был доставлен 30 августа 1942 года. [15] первый комплектный Ас.109-014 , а после того как в сентябре сдали [15] Первый планирующий полет состоялся 28 октября 1942 года в Пенемюнде из-под Focke-Wulf Fw 200. [20] Первое испытание с двигателем состоялось 10 декабря и было запущено из-под He 111. [15]

LXV («65 - Armeekorps zbV й армейский корпус специального назначения»), сформированный в последние дни ноября 1943 года во Франции под командованием генерала артиллерии zV Эриха Хайнемана. За оперативное применение Фау-1 отвечал [48]

Немецкий экипаж выкатывает Фау-1.

Обычные стартовые площадки теоретически могли запускать около 15 Фау-1 в день, но этой скорости было трудно достичь на постоянной основе; максимальная достигнутая скорость составила 18. В целом только около 25% Фау-1 поразили цели, большинство из которых было потеряно из-за сочетания защитных мер, механической ненадежности или ошибок наведения. При захвате или уничтожении стартовых комплексов, использовавшихся для нападения на Англию, «Фау-1» применялись для атак на стратегические точки в Бельгии, в первую очередь на порт Антверпен . [49]

Запуски против Великобритании были встречены различными контрмерами, включая воздушные шары заграждения и самолеты, такие как Hawker Tempest и недавно представленный реактивный самолет Gloster Meteor . Эти меры оказались настолько успешными, что к августу 1944 года было уничтожено около 80% Фау-1. [50] «Метеоры» страдали от частых отказов пушек, на их счету было уничтожено всего 13 Фау-1. [51] ) Всего авиацией было уничтожено около 1000 Фау-1. [51]

Первоначально предполагаемая рабочая высота была установлена ​​на уровне 2750 м (9000 футов), но неоднократные отказы барометрического регулятора давления топлива привели к тому, что в мае 1944 года рабочая высота сократилась вдвое, в результате чего Фау-1 оказались в зоне досягаемости 40-мм легких зенитных установок Bofors. орудия, обычно используемые подразделениями ПВО союзников . [1]

Немецкий Люфтваффе Heinkel He 111 H-22. Эта версия могла нести летающие бомбы FZG 76 (V1), но в 1944 году было выпущено всего несколько самолетов. Некоторые из них использовались на бомбардировочном крыле KG 3.

Пробные версии Фау-1 запускались с воздуха. Большинство действующих Фау-1 запускались со стационарных позиций на суше, но с июля 1944 по январь 1945 года Люфтваффе запустило примерно 1176 самолетов с модифицированных Heinkel He 111 H-22 из Люфтваффе Kampfgeschwader 3 (3-го бомбардировочного крыла, так называемого «Блиц-крыло»), летящие над Северным морем . Помимо очевидного мотива продолжения бомбардировочной кампании после потери статических наземных объектов на французском побережье, запуск с воздуха дал Люфтваффе возможность обойти с фланга все более эффективную наземную и воздушную оборону, созданную британцами против ракеты. Чтобы минимизировать связанные с этим риски (в первую очередь радиолокационное обнаружение), экипажи разработали тактику под названием «ло-хай-ло»: He 111, покинув свои авиабазы ​​и пересекнув побережье, должны были снизиться на исключительно малую высоту. Когда точка запуска приближалась, бомбардировщики быстро поднимались, запускали свои Фау-1, а затем снова быстро снижались до предыдущего уровня «вершины волны» для обратного полета. Послевоенные исследования показали, что частота отказов самолетов Фау-1 воздушного базирования составляет 40%, а He 111, использовавшиеся в этой роли, были уязвимы для атак ночных истребителей, поскольку при запуске на несколько секунд освещалась территория вокруг самолета. Боевой потенциал Фау-1 воздушного базирования сокращался в течение 1944 года примерно с той же скоростью, что и ракет наземного базирования, по мере того как британцы постепенно осваивали это оружие и разрабатывали все более эффективную тактику защиты. [ нужна ссылка ]

Экспериментальные, пилотные и дальнобойные варианты [ править ]

Пилотный вариант [ править ]

Fieseler F103R Райхенберг пилотировал Фау-1

В конце войны было построено несколько пилотируемых Фау-1 воздушного базирования, известных как «Райхенберги» , но они так и не использовались в бою. Ханна Райч совершила несколько полетов на модифицированном Фау-1 Физелер Райхенберг, когда ее попросили выяснить, почему летчики-испытатели не смогли посадить его и в результате погибли. После моделирования попыток приземления на большой высоте, где было свободное пространство для восстановления, она обнаружила, что у корабля была чрезвычайно высокая скорость сваливания , а предыдущие пилоты с небольшим опытом работы на высоких скоростях пытались зайти на посадку слишком медленно. Ее рекомендация о гораздо более высоких посадочных скоростях была затем использована при обучении новых пилотов-добровольцев Райхенберга . Именно за это она была награждена Железным крестом первой степени. [52] Рейхенберги » запускались с воздуха, а не с трапа катапульты, как ошибочно показано в фильме « Операция «Арбалет» . [ нужна ссылка ]

Он имел вид стандартного V1 с добавлением кабины, элеронов, посадочных полозьев и пилотажных приборов. Пилот должен был быть переброшен по воздуху либо на Heinkel He 111 , либо на Focke-Wulf Fw 200 . После выпуска пилот запускал импульсный реактивный двигатель, выбирал цель, настраивал органы управления и выпрыгивал. Шансы на выживание считались очень небольшими, однако многие пилоты вызвались добровольцами. Вероятно, 175 из этих пилотируемых V1 были переоборудованы в Дармсбери после первоначальной разработки Deutsche Forschungsanstalt für Segelflug (DFS/Немецкий научно-исследовательский институт полетов планеров) в Айнринге .Когда Гитлер запретил использование пилотируемых V1, большинство переоборудованных моделей было списано. Однако некоторые из них были захвачены экипажами технической воздушной разведки союзников в Германии. По крайней мере один был отправлен в Англию, а два, а возможно и три, были отправлены в США для проверки. [52]

Было выпущено три различных варианта пилотируемого FZG-76. Reichenburg I представлял собой одно- или двухместный планер без двигателя, предназначенный для использования в качестве учебного планера для обучения пилотов. Reichenburg II представлял собой одноместный FZG-76 с импульсной реактивной силовой установкой. Для приземления на мертвую палку был установлен полозок, чтобы получить ценный летный опыт. «Райхенбург III» должен был стать оперативной пилотируемой версией Фау-1, оснащенной боеголовкой «Аматол» в носовой части. [52] Лобовое стекло имело бронестекло толщиной 75 мм для защиты пилота. Комплект пилота Фау-1 состоял из парашюта, шлема и спасательного жилета. В небольшом кейсе в водонепроницаемом контейнере находились две небольшие ракеты. [53]

Воздушный запуск на Ar 234 [ править ]

Модель Arado Ar 234 с двигателем Фау-1 в Техническом музее Шпейера.

Были планы, не реализованные на практике, использовать реактивный бомбардировщик Arado Ar 234 для запуска Фау-1 либо путем буксировки их ввысь, либо путем запуска из позиции «на спине» (на манер « Мистела », но наоборот) на вершине самолета. В последней конфигурации управляемый пилотом спинной трапециевидный механизм с гидравлическим приводом будет поднимать ракету на пусковой люльке трапеции примерно на 2,4 м (8 футов) от верхней части фюзеляжа 234. Это было необходимо для того, чтобы избежать повреждения фюзеляжа и хвостового оперения материнского корабля при возгорании импульсного двигателя, а также для обеспечения «чистого» воздушного потока на воздухозаборнике двигателя «Аргус». Несколько менее амбициозный проект заключался в адаптации ракеты в качестве «летающего топливного бака» (Deichselschlepp) для реактивного истребителя Messerschmitt Me 262 , который первоначально в ходе испытаний буксировался за бомбардировщиком He 177A Greif . Импульсный двигатель, внутренние системы и боеголовка ракеты были удалены, остались только крылья и основной фюзеляж, в котором теперь был один большой топливный бак. Небольшой цилиндрический модуль, по форме похожий на бескилевой дротик, размещался на вертикальном стабилизаторе в задней части танка и служил балансиром центра тяжести и точкой крепления для различных комплектов оборудования. Жесткий фаркоп с шарниром на переднем конце соединял летающий танк с Ме 262. Схема эксплуатации этой необычной конфигурации заключалась в том, что при взлете танк опирался на колесную тележку. Тележка упала после того, как комбинация поднялась в воздух, а после исчерпания запаса топлива в баке разрывные болты отделили фаркоп от истребителя. В 1944 году с этой установкой был проведен ряд испытательных полетов, но «деформация» танка в полете, при которой нестабильность перешла на истребитель, означала, что система была слишком ненадежной для использования. Было также исследовано идентичное использование летающего танка Фау-1 для бомбардировщика Ar 234, и были сделаны те же выводы. Некоторые из «летающих топливных баков», использованных в испытаниях, использовали громоздкую фиксированную и заплеванную ходовую часть, которая (наряду с бессмысленностью) просто увеличивала проблемы с сопротивлением и устойчивостью, уже присущие конструкции. [ нужна ссылка ]

Версия Ф-1 [ править ]

Один вариант базовой конструкции Fi 103 действительно использовался в эксплуатации. Постепенная потеря французских стартовых площадок в 1944 году и сокращение территории, находившейся под контролем Германии, означали, что вскоре Фау-1 будет не хватать дальности поражения целей в Англии. Одним из альтернативных вариантов был запуск с воздуха, но наиболее очевидным решением было увеличение дальности полета ракеты. Таким образом, возникла версия F-1. Топливный бак орудия был увеличен в размерах при соответствующем уменьшении мощности боевой части. Кроме того, носовые обтекатели и крылья моделей F-1 были сделаны из дерева, что позволило значительно снизить вес. Благодаря этим модификациям Фау-1 можно будет обстреливать Лондон и близлежащие городские центры с перспективных наземных площадок в Нидерландах. Были предприняты лихорадочные попытки построить достаточное количество F-1, чтобы крупномасштабная бомбардировочная кампания совпала с Арденнским наступлением , но многочисленные факторы (бомбардировки заводов, производящих ракеты, нехватка стали и железнодорожного транспорта, хаотичная тактическая ситуация, с которой столкнулась Германия на этом этапе войны, и т. д.) отложили поставку этих дальнобойных Фау-1 до февраля/марта 1945 года. Начиная со 2 марта 1945 года, чуть более чем за три недели до кампании Фау-1. наконец закончилась, несколько сотен F-1 были запущены в Великобританию с голландских баз в рамках операции «Цеппелин». Разочарованная усилением господства союзников в воздухе, Германия также использовала Фау-1 для атак на передовые аэродромы Королевских ВВС, такие как Волкель , Нидерланды. [54]

Версия ФЗГ-76 [ править ]

Предлагался также модернизированный вариант с турбореактивным двигателем. [55] предполагалось использовать Porsche 109-005. недорогой турбореактивный двигатель [56] с тягой около 500 кгс (1100 фунтов силы). [57]

Успех операций [ править ]

Было изготовлено почти 30 000 Фау-1; к марту 1944 года каждый из них производился за 350 часов (в том числе 120 для автопилота), при стоимости всего 4% от Фау-2 , [1] который доставил сопоставимую полезную нагрузку. Около 10 000 человек были обстреляны по Англии; 2419 человек достигли Лондона, в результате чего около 6184 человек погибли и 17 981 получили ранения. [58] Наибольшую плотность посещений получил Кройдон , на юго-восточной окраине Лондона. С октября 1944 по март 1945 года в Антверпене , Бельгия, было сбито 2448 самолетов Фау-1. [59] [60]

Доклады разведки [ править ]

Кодовое название « Flakzielgerät 76» — « Зенитный целевой аппарат» помогло скрыть природу устройства, и прошло некоторое время, прежде чем упоминания о FZG 76 были связаны с беспилотным самолетом V-83 (экспериментальный Фау-1), разбившимся на Борнхольм в Прибалтике и сообщениям агентов о летающей бомбе, которую можно использовать против Лондона. Важно отметить, что Люксембургское Сопротивление , [61] а также Армии разведка Крайовой предоставила информацию о строительстве Фау-1 и месте разработки (Пенемюнде). Первоначально британские эксперты скептически отнеслись к Фау-1, поскольку рассматривали только твердотопливные ракеты , которые не могли достичь заявленной дальности полета в 210 километров (130 миль). Однако позже они рассматривали другие типы двигателей, и к тому времени, когда немецкие ученые достигли необходимой точности для использования Фау-1 в качестве оружия, британская разведка имела очень точную оценку этого двигателя. [62]

Контрмеры в Англии [ править ]

Зенитные орудия [ править ]

Батарея статических 3,7-дюймовых орудий QF на железнодорожных шпаловых платформах в Гастингсе на южном побережье Англии, июль 1944 года.

Британская защита от немецкого оружия дальнего действия была известна под кодовым названием «Операция «Арбалет» , где операция «Дайвер» охватывала меры противодействия Фау-1. Зенитные орудия Королевского артиллерийского полка и полка Королевских ВВС передислоцировались несколькими движениями: сначала в середине июня 1944 года с позиций на Норт-Даунсе к южному побережью Англии, затем на кордоне, закрывающем устье Темзы для атак с востока. В сентябре 1944 года была сформирована новая линейная линия обороны на побережье Восточной Англии и, наконец, в декабре произошла дальнейшая расстановка вдоль побережья Линкольншир Йоркшир . Развертывание было вызвано изменениями в траекториях подхода Фау-1, поскольку стартовые площадки были захвачены наступлением союзников. [ нужна ссылка ]

В первую ночь продолжительных бомбардировок зенитные расчеты Кройдона ликовали — внезапно они сбили беспрецедентное количество немецких бомбардировщиков; большинство их целей загорелись и упали, когда у них отказали двигатели. Когда правда была объявлена, было большое разочарование. Зенитчики вскоре обнаружили, что такие маленькие быстродвижущиеся цели на самом деле очень трудно поразить. Крейсерская высота Фау-1, составлявшая от 600 до 900 м (от 2000 до 3000 футов), означала, что зенитные орудия не могли двигаться достаточно быстро, чтобы поразить ракету. [63]

Стандартная британская 3,7-дюймовая мобильная пушка QF не могла справиться с высотой и скоростью Фау-1. Однако статическая версия 3,7-дюймового QF, предназначенная для постоянной бетонной платформы, имела более быструю траверсу. К счастью, затраты и задержки на установку новых постоянных платформ для орудий оказались излишними; временная платформа, разработанная Королевскими инженерами-электриками и механиками и сделанная из железнодорожных шпал и рельсов, оказалась подходящей для статических орудий, что значительно увеличило их производительность. легче переразвернуть по мере изменения угрозы Фау-1. [64] [и]

Разработка неконтактного взрывателя и базе на 3 гигагерца с частотой радиолокаторов наведения резонаторного магнетрона помогла противостоять высокой скорости и малому размеру Фау-1. В 1944 году Bell Labs начала поставку зенитной предсказательной системы управления огнем на основе аналогового компьютера , как раз к вторжению союзников в Европу . [65]

Эти электронные средства поступили в большом количестве с июня 1944 года, как раз тогда, когда орудия достигли своих огневых позиций на побережье. Семнадцать процентов всех летающих бомб, попадавших в прибрежный «артиллерийский пояс», были уничтожены артиллерийским огнем в первую неделю пребывания на побережье. Этот показатель вырос до 60 процентов к 23 августа и до 74 процентов в последнюю неделю месяца, когда за один день было сбито 82 процента самолетов. Показатель увеличился с тысяч снарядов на каждый уничтоженный Фау-1 до 100 на каждый. В основном это положило конец угрозе Фау-1. [66] Как генерал Фредерик Пайл выразился в статье в лондонской «Таймс» от 5 апреля 1946 года : «Именно неконтактный взрыватель сделал возможными 100-процентные успехи, которых командование ПВО регулярно добивалось в первые месяцы прошлого года… Американские ученые ... дал нам окончательный ответ на вопрос о летающей бомбе». [67]

Аэростаты заграждения [ править ]

В конце концов было развернуто около 2000 аэростатов заграждения в надежде, что Фау-1 будут уничтожены, когда они ударятся о привязные тросы аэростатов. Передние кромки крыльев Фау-1 были оснащены кусачками Куто, и известно, что менее 300 Фау-1 были сбиты воздушными шарами заграждения. [68] [69]

Перехватчики [ править ]

Комитет обороны выразил некоторые сомнения относительно способности Королевского корпуса наблюдателей адекватно справиться с новой угрозой, но коммодор авиации Китайской Республики Финли Крерар заверил комитет, что Китайская республика снова сможет оказаться на высоте и доказать свою бдительность и гибкость. Он курировал планы по борьбе с новой угрозой, получившей кодовое название RAF и ROC «Операция Тоттер».

Наблюдатели на береговом посту Даймчерч идентифицировали самое первое из этих орудий, и через несколько секунд после их сообщения система ПВО уже вступила в бой. Это новое оружие дало РПЦ много дополнительной работы как на постах, так и в оперативных залах. В конце концов, диспетчеры Королевских ВВС фактически доставили свое радиооборудование в два ближайших оперативных зала Китайской Республики в Хоршэме и Мейдстоне и направили истребители прямо с графических столов Китайской Республики. Критики, которые говорили, что Корпус не сможет справиться с быстро летящими реактивными самолетами, получили ответ, когда эти самолеты во время своей первой операции фактически полностью контролировались с использованием информации Китайской Республики как на побережье, так и внутри страны.

Средняя скорость Фау-1 составляла 550 км/ч (340 миль в час), а их средняя высота - от 1000 м (3300 футов) до 1200 м (3900 футов). Истребителям требовались превосходные характеристики на малой высоте, чтобы их перехватить, и достаточная огневая мощь, чтобы гарантировать, что они будут уничтожены в воздухе (в идеале, также с достаточного расстояния, чтобы избежать повреждений от сильного взрыва), а не падение Фау-1 на землю и детонирующий. Большинство самолетов были слишком медленными, чтобы догнать Фау-1, если у них не было преимущества в высоте, что позволяло им набирать скорость, пикируя на цель.

Когда в середине июня 1944 года начались атаки Фау-1, единственным самолетом с малой скоростью, который был эффективен против него, был Hawker Tempest . Было доступно менее 30 Tempests. Они были приписаны к 150-му крылу RAF . Ранние попытки перехватить и уничтожить Фау-1 часто терпели неудачу, но вскоре появились усовершенствованные методы. В их число входило использование воздушного потока над крылом перехватчика для поднятия одного крыла Фау-1 путем скольжения законцовки крыла в пределах 6 дюймов (15 см) от нижней поверхности крыла Фау-1. Если этот маневр будет выполнен правильно, этот маневр приведет к опрокидыванию крыла Фау-1 вверх, блокируя работу гироскопа и отправляя Фау-1 в неконтролируемое пикирование. Таким образом было уничтожено по меньшей мере шестнадцать Фау-1 (первый - P-51, пилотируемый майором Р.Э. Тернером из 356-й истребительной эскадрильи , 18 июня). [70]

К сентябрю флот Tempest насчитывал более 100 самолетов, и короткими летними ночами Tempest делили оборонительную службу с двухмоторными De Havilland Mosquitos . Специально модифицированные Republic P-47M Thunderbolts также использовались против Фау-1; у них были форсированные двигатели (2100 кВт или 2800 л.с.), половина пулеметов калибра .50 (12,7 мм) и половина топливных баков, все внешние детали и все броневые листы были сняты для уменьшения веса. Кроме того, североамериканские P-51 Mustang и Griffon с двигателями Supermarine Spitfire Mk XIV были настроены так, чтобы сделать их достаточно быстрыми. Ночью бортовой радар не требовался, так как двигатель Фау-1 можно было услышать на расстоянии 10 миль (16 км) и более, а шлейф выхлопных газов был виден с большого расстояния. Командир звена Роланд Бимонт приказал 20-мм пушку на своем Tempest настроить так, чтобы она сходилась на расстоянии 300 ярдов (270 м) впереди. Это оказалось настолько успешным, что таким образом были модифицированы все остальные самолеты 150-го крыла.

Вылеты истребителей против Фау-1 были известны как «Дайверские патрули» (от «Дайвера», кодового названия, используемого Королевским корпусом наблюдателей для наблюдений Фау-1). Атака Фау-1 была опасна: пулеметы мало влияли на стальную конструкцию Фау-1, а если снаряд пушки взорвал боеголовку, взрыв мог уничтожить нападавшего.

«Спитфайр» использует законцовку крыла, чтобы «опрокинуть» летающую бомбу Фау-1.

Днем погони за Фау-1 были хаотичными и часто безуспешными, пока между Лондоном и побережьем не была объявлена ​​специальная зона обороны, куда допускались только самые быстрые истребители. Первый перехват Фау-1 совершил флайт-лейтенант Дж. Дж. Масгрейв с ночным истребителем «Москито» 605-й эскадрильи Королевских ВВС в ночь с 14 на 15 июня 1944 года. Когда дневной свет стал ярче после ночной атаки, было замечено, что за ним последовал «Спитфайр». сразу за Фау-1 над Чизлхерстом и Льюишемом. С июня по 5 сентября 1944 года группа из 150 самолетов Wing Tempest сбила 638 летающих бомб. [71] Только 3-я эскадрилья RAF заявила о 305. Один пилот Tempest, командир эскадрильи Джозеф Берри ( 501-я эскадрилья ), сбил 59 Фау-1, бельгийский ас, командир эскадрильи Реми Ван Лиерде ( 164-я эскадрилья ), уничтожил 44 (еще девять были общими). ), капитан Роланд Бимонт уничтожил 31, а флайт-лейтенант Артур Умберс (3-я эскадрилья) уничтожил 28. Голландский пилот из 322-й эскадрильи Ян Леендерт Плесман, сын KLM президента Альберта Плесмана , сумел уничтожить 12 в 1944 году, летал на Спитфайре. [72]

Следующими по результативности перехватчиками были «Москит» (623 победы), [73] Спитфайр XIV (303), [ф] и Мустанг (232). с реактивным двигателем Все остальные типы вместе взятые добавили 158. Несмотря на то, что он не был в полной боевой готовности, Gloster Meteor был срочно принят на вооружение 616-й эскадрильи RAF для борьбы с Фау-1. У него была достаточная скорость, но его пушки были склонны к заклиниванию, и он сбил всего 13 Фау-1. [75]

с радаром В конце 1944 года бомбардировщик Vickers Wellington Королевских ВВС был модифицирован для использования истребительным перехватывающим подразделением в качестве самолета дальнего обнаружения и управления . [76] Пролетая ночью на высоте 100 футов (30 м) над Северным морем, он направил истребители Mosquito и Beaufighter на перехват He 111 с голландских авиабаз, которые пытались запустить Фау-1 с воздуха. [77]

Утилизация [ править ]

Первым офицером по обезвреживанию неразорвавшейся Фау-1 был Джон Пилкингтон Хадсон в 1944 году. [78]

Обман [ править ]

Чтобы настроить и исправить настройки системы наведения Фау-1, немцам нужно было знать, куда врезаются Фау-1. Поэтому немецкой разведке было предложено получить данные об этом воздействии от своих агентов в Великобритании. Однако все немецкие агенты в Великобритании были выданы и действовали как двойные агенты под британским контролем. [ нужна ссылка ]

Последствия взрыва Фау-1, Лондон, 1944 год.

16 июня 1944 года британского двойного агента Гарбо ( Хуан Пухоль его немецкие контролеры попросили ) предоставить информацию о местах и ​​времени ударов Фау-1; аналогичные запросы были адресованы другому немецкому агенту в Великобритании Бруту ( Роман Чернявский ). и Тейт ( Вульф Шмидт ). Если бы немцам предоставили эти данные, они смогли бы скорректировать свою цель и исправить любые недостатки. Однако двойные агенты оказались бы под угрозой, поскольку не было веской причины, по которой они не могли предоставить точные данные; последствия будут общеизвестны лондонцам и, скорее всего, будут опубликованы в прессе, к которой немцы имели свободный доступ через нейтральные страны. Как прокомментировал Джон Сесил Мастерман , председатель Комитета двадцати : «Если бы, например, пострадал собор Святого Павла, было бы бесполезно и вредно сообщать, что бомба упала на кинотеатр в Ислингтоне , поскольку правда неизбежно дошла бы до нас». в Германию..." [79]

Пока британцы решали, как реагировать, Пужоль тянул время. 18 июня было решено, что двойные агенты будут достаточно точно сообщать об ущербе, нанесенном Фау-1, и минимизировать их влияние на моральный дух гражданского населения. Также было решено, что Пужолю следует избегать указания времени столкновений и в основном сообщать о тех, которые произошли на северо-западе Лондона, чтобы создать у немцев впечатление, что они вышли за пределы целевой зоны. [80]

Хотя Пужоль преуменьшал масштабы повреждений Фау-1, неприятности пришли от Остро , агента абвера в Лиссабоне , который притворялся, будто у него есть агенты, сообщающие из Лондона. Он сообщил немцам, что Лондон был опустошен и большая часть населения была эвакуирована из-за огромных потерь. Немцы не смогли провести воздушную разведку Лондона и поверили его отчетам о повреждениях, а не отчетам Пужоля. Они думали, что союзники приложат все усилия, чтобы уничтожить стартовые площадки Фау-1 во Франции. Они также приняли отчеты Остро о последствиях . Однако из-за Ультра Союзники прочитали его сообщения и скорректировались с учетом них. [81]

Макс Перепел

Определенное количество выпущенных Фау-1 было оснащено радиопередатчиками, что ясно демонстрировало тенденцию к неудачам Фау-1. Оберст Макс Вахтель, командир 155-го зенитного полка (W), отвечавшего за наступление Фау-1, сравнил данные, собранные передатчиками, с отчетами, полученными через двойных агентов. Столкнувшись с несоответствием между двумя наборами данных, он пришел к выводу, что, должно быть, возникла неисправность радиопередатчиков, поскольку его уверили, что агенты полностью надежны. Позже было подсчитано, что, если бы Вахтель проигнорировал отчеты агентов и положился на радиоданные, он внес бы правильные корректировки в наведение Фау-1, и потери могли бы увеличиться на 50 процентов и более. [82] [83]

Политика отклонения ударов Фау-1 от центра Лондона поначалу вызывала споры. Военный кабинет отказался санкционировать меры, которые увеличили бы потери в каком-либо районе, даже если бы они сократили потери в других местах в большей степени. Считалось, что Черчилль позже изменит это решение (он тогда был на конференции); но задержка с отправкой отчетов немцам могла оказаться фатальной для обмана. Поэтому сэр Финдлейтер Стюарт из Управления внутренней обороны взял на себя ответственность за немедленное начало программы обмана, и его действия были одобрены Черчиллем, когда он вернулся. [84]

Эффект [ править ]

Использование Фау-1 наземного базирования против Великобритании закончилось 1 сентября, после чего кампания продолжила использование ракет воздушного базирования. [85] Всего против Британии было выпущено 10 492 Фау-1 с номинальной точкой прицеливания Тауэрский мост . [86] Британские защитники заметили 7500 приближающихся ракет, из которых 1847 были сбиты истребителями, 1878 были уничтожены зенитным огнем и 232 сбиты аэростатами заграждения. 2419 самолетов Фау-1 достигли района гражданской обороны Лондона, в результате чего 6184 человека погибли и 17 981 получили серьезные ранения. [87] 28 марта последний Фау-1 достиг Лондона. [88]

Оценка [ править ]

В отличие от Фау-2, Фау-1 был экономически эффективным оружием для немцев, поскольку вынуждал союзников тратить большие средства на оборонительные меры и отвлекать бомбардировщики от других целей. Более 25% бомб Комбинированного бомбардировочного наступления в июле и августе 1944 года были использованы против объектов V-образного вооружения, часто неэффективно. [27] В начале декабря 1944 года американский генерал Клейтон Бисселл написал статью, в которой убедительно продемонстрировал экономическую эффективность для немцев Фау-1 по сравнению с обычными бомбардировщиками. [89] Ниже приводится таблица, которую он составил:

Фау-1 и секция стартовой рампы на выставке в Имперском военном музее Даксфорда (2009 г.)
Блиц (12 месяцев) против летающих бомб Фау-1 (2¾ месяца) [89]
Блиц V-1
1. Стоимость в Германию
Выезды 90,000 8,025
Вес бомбы тонн 61,149 14,600
Расход топлива тонн 71,700 4,681
Самолет потерян 3,075 0
Персонал потерян 7,690 0
2. Результаты
Структуры повреждены/разрушены 1,150,000 1,127,000
Потери 92,566 22,892
Оценить потери/тонны бомб 1.6 1.6
3. Воздушные усилия союзников
Выезды 86,800 44,770
Самолет потерян 1,260 351
Персонал потерян 2,233 805

Однако статистические данные этого отчета стали предметом некоторых споров. Ракеты Фау-1, запущенные с бомбардировщиков, часто были склонны к преждевременному взрыву, что иногда приводило к потере самолета, к которому они были прикреплены. За 1200 из этих боевых вылетов Люфтваффе потеряло 77 самолетов. [90]

Райт Филд Технический персонал реконструировал Фау-1 из останков того, который не взорвался в Великобритании, и к началу 1945 года был поставлен Republic-Ford JB-2. После окончания войны в Европе он рассматривался. для использования против Японии. Генерал Хэп Арнольд из ВВС США был обеспокоен тем, что это оружие сделает его дальние бомбардировщики менее важными, поскольку они были намного дешевле и могли быть построены из стали и дерева, затрачивая 2000 человеко-часов и приблизительную стоимость 600 долларов США. (в 1943 году). [91]

Бельгийские атаки [ править ]

Нападения на Антверпен и Брюссель начались в октябре 1944 года, последний раз Фау-1 был запущен против Антверпена 30 марта 1945 года. [92] Уменьшение дальности улучшило точность Фау-1, которая составляла отклонение 10 км (5 миль) на 160 км (85 миль) полета, а эшелон полета также снизился примерно до 900 м (3000 футов). [93]

Порт Антверпена был признан высшим командованием Германии и союзников очень важным портом. Это было важно с логистической точки зрения для дальнейшего продвижения союзных армий в Германию. [94] хотя первоначально Монтгомери не придавал большого значения захвату устья Шельды, обеспечивающего доступ к порту. [ нужна ссылка ]

в Антверпене Контрмеры

Как британские ( 80-я зенитная бригада ), так и зенитные батареи армии США (30-я группа ААА) были отправлены в Антверпен вместе с прожекторным полком. Зона управления 21-й группы армий получила название «Антверпен-X» и имела целью защитить территорию радиусом 6400 м (7000 ярдов), охватывающую город и территорию дока. [95] Первоначально атаки велись с юго-востока, соответственно по азимуту атаки была развернута завеса наблюдателей и прожекторов, за которой располагались три ряда батарей с дополнительными прожекторами. [96]

Американские подразделения развернули радиолокационные блоки SCR-584, управляющие четырьмя 90-мм орудиями на батарею с использованием директора М9 для электрического управления орудиями батареи. [97]

Каждая британская артиллерийская батарея была оснащена восемью 3,7-дюймовыми зенитными пушками QF (94 мм) и двумя радиолокационными установками, предпочтительно американскими SCR-584 с наводчиком М9, поскольку они были более точными, чем британская система. [98]

Радар был эффективен на расстоянии 26 000 м (28 000 ярдов), директор M9 предсказал положение местоположения цели на основе курса, высоты и скорости, которые в сочетании с характеристиками орудия, снаряда и взрывателя предсказал положение попадания, скорректировал каждое орудие и произвел выстрел. [99]

В ноябре начались атаки с северо-востока, и по новым азимутам были развернуты дополнительные батареи, в том числе 184-й зенитный батальон (США), переброшенный из Парижа. Дополнительные радары и наблюдатели были развернуты на расстоянии до 40 миль от Антверпена для раннего предупреждения о приближении бомб Фау-1. [100] Введение в январе 1945 года взрывателя ВТ повысило эффективность орудия и снизило расход боеприпасов. [101]

С октября 1944 по март 1945 года было обнаружено 4883 Фау-1. Из них только 4,5% попали в обозначенную охраняемую территорию. [102]

Японские разработки [ править ]

В 1943 году импульсный реактивный двигатель «Аргус» был доставлен в Японию на немецкой подводной лодке . Аэронавтический институт Императорского университета Токио и авиастроительная компания Kawanishi провели совместное исследование возможности установки аналогичного двигателя на пилотируемый самолет. Получившаяся конструкция получила название Байка («цветок сливы»), но имела не более чем внешнее сходство с Fi 103. Байка так и не вышла из стадии проектирования, но технические чертежи и примечания позволяют предположить, что рассматривалось несколько вариантов: вариант воздушного базирования с двигатель под фюзеляжем, версия для наземного базирования, которая могла взлетать без рампы, и версия для запуска с подводной лодки с двигателем, выдвинутым вперед.

Послевоенный [ править ]

Франция [ править ]

После реверс-инжиниринга трофейных V-1 в 1946 году французы начали производить копии для использования в качестве дронов-мишеней , начиная с 1951 года. Они назывались ARSAERO CT 10 и были меньше V-1. CT 10 мог запускаться с земли с помощью твердотопливных ракетных ускорителей или с воздуха с бомбардировщика LeO 45 . Было произведено более 400 экземпляров, некоторые из которых были экспортированы в Великобританию, Швецию и Италию. [103]

Советский Союз [ править ]

Советский Союз захватил Фау-1, когда они захватили полигон Близна в Польше, а также с Миттельверка . [104] 10Х был их копией Фау-1, позже названной «Изделие 10» . [104] Первые испытания начались в марте 1945 года на полигоне в Ташкенте . [104] дальнейшие пуски с наземных площадок и с самолетов улучшенных версий продолжались до конца 1940-х годов. Неточность системы наведения по сравнению с новыми методами, такими как управление по лучу и телевизионное наведение, привела к прекращению разработки в начале 1950-х годов. [105]

Советы также работали над пилотируемым штурмовиком на базе импульсного реактивного двигателя «Аргус» Фау-1, который начинался как немецкий проект Junkers EF 126 Lilli на последних этапах войны. Советская разработка « Лилли» завершилась в 1946 году после крушения, в результате которого погиб летчик-испытатель. [104]

США [ править ]

KGW-1 стреляет с авианосца Cusk в 1951 году.

Соединенные Штаты реконструировали Фау-1 в 1944 году из утилизированных частей, найденных в Англии в июне. К 8 сентября первый из тринадцати полных прототипов Republic-Ford JB-2 был собран на заводе Republic Aviation . Американский JB-2 отличался от немецкого V-1 лишь наименьшими размерами, и только передний опорный пилон импульсного реактивного двигателя заметно отличался по форме от оригинальной немецкой конструкции беспилотного артиллерийского вооружения. Размах крыльев был всего На 65 мм ( 2 + 1 дюйма ) шире, а длина увеличилась менее чем на 0,6 м (2 фута). Разница дала JB-2 5,64 м. 2 (60,7 кв. футов) площади крыла против 5,1 м 2 (55 кв. футов) для Фау-1. [106]

Морская версия, получившая обозначение KGW-1, была разработана для запуска с LST , а также с авианосцев сопровождения (CVE) и дальних 4-моторных самолетов-разведчиков. Водонепроницаемые носители KGW-1 были разработаны для пусков ракеты с надводных подводных лодок. И USAAF JB-2, и Navy KGW-1 были запущены в производство и планировались для использования во время вторжения союзников в Японию ( операция «Даунфолл» ). Однако капитуляция Японии отпала необходимость в его использовании. [106] После окончания войны JB-2/KGW-1 сыграли значительную роль в разработке более совершенных тактических ракетных комплексов класса «земля-земля», таких как MGM-1 Matador и SSM-N-8 Regulus . [107]

Операторы [ править ]

 Нацистская Германия

Сохранившиеся примеры [ править ]

Военный мемориал в Гринкасле, Индиана
Австралия
Бельгия
Летающая бомба Фау-1 на выставке в музее Стампе и Вертонген
Канада
Дания
Франция
Германия
Нидерланды
  • Военный музей Оверлона в Оверлуне
  • Музей авиабазы ​​Дилен в Схарсбергене
  • В Национальном военном музее в Состерберге есть V1 и V1 Reichenberg.
Новая Зеландия
Швеция
  • Фау-1 в Ракетном музее Арбоги [113]
Стартовая рампа Фау-1 воссоздана в Имперском военном музее в Даксфорде.
Швейцария
  • выставлены в Швейцарском военном музее . Отреставрированный оригинальный Фау-1, а также один из шести оставшихся в мире оригинальных Райхенбергов (Re 4-27) полностью
Великобритания
Летающая бомба Фау-1 на выставке в Имперском военном музее в Лондоне
Соединенные Штаты
Фау-1 на выставке в Воздушном зоопарке

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Информационные примечания

  1. ^ Vergeltungswaffe «оружие мести 1» ( Vergeltungs также можно перевести как «возмездие», «расправа» или «возмездие»), а также Fieseler Fi 103 под номером планера RLM 8-103 .
  2. ^ В современных отчетах его также называют «роботом-бомбой». [4] [5] [ нужны разъяснения ]
  3. ^ это кодовое название относится к идее выплевывания вишневых косточек и последовательному повышению точности попадания путем мониторинга точек попадания, а также по отчетам местных шпионов в Лондоне. [ нужна ссылка ]
  4. ^ Из тихого жужжания, напоминающего жужжание насекомого.
  5. ^ Это было известно как платформа Пайла , в честь главы командования ПВО генерала Фредерика Пайла .
  6. ^ Эскадрильи 91, 322 (голландская) и 610. Лучшим асом был S/L Kynaston из 91-й эскадрильи, уничтожившей 21 эскадрилью. [74]

Цитаты

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Zaloga 2005 , p. 11.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уэррелл 1985 , с. 53.
  3. ^ Кристофер 2013 , с. 108.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ванек 1999 , с. 81.
  5. ^ Ллойд и Холл 1997 , стр. 222.
  6. ^ Фредерик Френч. «Война и мир и цена сома» . Дневники дяди Фреда . Архивировано из оригинала 7 июля 2017 года . Проверено 16 июня 2014 г.
  7. ^ Американская подводная лодка спасает летчиков . Универсальная кинохроника . 1944 год . Проверено 21 февраля 2012 г.
  8. Торнио, 1944 г., автор Осмо Хивёнен, стр. 262, Воздушная война в Торнио.
  9. ^ Zaloga 2005 , pp. 3–5.
  10. ^ Zaloga 2005 , pp. 5–6.
  11. ^ Рейтер 2000 , стр. 56–59.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уэррелл 1985 , стр. 41–62.
  13. ^ Zaloga 2005 , p. 7.
  14. ^ Эванс 2008 , с. 660 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Zaloga 2005 , p. 6.
  16. ^ Zaloga 2005 , pp. 8–9.
  17. ^ Оливер 2018 , стр. 19–24.
  18. ^ Куксли 1979 , стр. 32–33.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гукельхорн и Пол 2004 , стр. 12–19.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Zaloga 2005 , p. 5.
  21. ^ Хогг, Ян (1999). Немецкое секретное оружие Второй мировой войны . Фронтовые книги. п. 270. ИСБН  978-1-8483-2781-8 .
  22. ^ Zaloga 2005 , p. 8.
  23. ^ Оливер 2018 , стр. 19, 24, 28, 89.
  24. ^ Куксли 1979 , стр. 30–32.
  25. ^ Оливер 2018 , стр. 27–28.
  26. ^ Куксли 1979 , стр. 29–30.
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Левин 1992 , стр. 137, 139.
  28. ^ Оливер 2018 , с. 33.
  29. ^ Куксли 1979 , с. 39.
  30. ^ Уэррелл 1985 , с. 54.
  31. ^ «Часть 1: Планер [Часть 1: Планер]». Справочник по оборудованию FZG 76 [ Справочник по оборудованию FZG 76 ] (PDF) (на немецком языке). Апрель 1944 г., стр. 7–8. Архивировано из оригинала (PDF) 11 января 2019 г.
  32. ^ Немецкая листовка V-1 , Psy Warrior , получено 20 октября 2010 года .
  33. ^ Оливер 2018 , с. 27.
  34. ^ Куксли 1979 , стр. 29, 37.
  35. ^ Клоппель, майор Кирк М., Военная польза немецкой ракетной техники во время Второй мировой войны, Воздушный командно-штабной колледж, 1997.
  36. ^ Оливер 2018 , стр. 28, 85–86.
  37. ^ Куксли 1979 , с. 30.
  38. ^ «Проект Дудлбаг» . Музей Стампе и Вертонгена . Аэропорт Антверпена. Архивировано из оригинала 21 января 2019 года . Проверено 27 мая 2018 г.
  39. ^ «Часть 4: Система зажигания». Справочник по оборудованию FZG 76 [ Справочник по оборудованию FZG 76 ] (PDF) (на немецком языке). Апрель 1944 г., стр. 98–118. Архивировано из оригинала (PDF) 11 января 2019 года . Проверено 27 мая 2018 г.
  40. ^ Уэррелл 1985 , с. [ нужна страница ] .
  41. ^ «Сайты V1 Light» . Атлантическая стена . Проверено 9 мая 2017 г.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Zaloga 2008 , pp. 10, 17–18, 24–39, 42, 47–48.
  43. ^ Гукельхорн и Пол 2004 , стр. 20–23.
  44. ^ Zaloga 2005 , p. 17–18, 20–21.
  45. ^ Оливер 2018 , стр. 84, 87–90.
  46. ^ Куксли 1979 , стр. 32–35.
  47. ^ Zaloga 2008 , pp. 35, 38–39, 42.
  48. ^ LXV Armeekorps z.b.V. www.axishistory.com
  49. ^ Калл, Брайан (2008). «Штурм Антверпена и Льежа – октябрь 1944 г. – март 1945 г.». Дайвер! Дайвер! Дайвер! . Лондон: Груб-стрит. ISBN  978-1-904943-39-6 .
  50. ^ Кристофер 2013 , стр. 108–109.
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кристофер 2013 , с. 109.
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Воздухоплавание 1966 , с. 45.
  53. ^ Аэронавтика 1966 , с. 47.
  54. ^ Оливер, Кингсли. Полк Королевских ВВС на войне 1942–1946 гг . Ручка и меч.
  55. ^ Кристофер 2013 , с. 179.
  56. ^ Чертеж двигателя Porsche 109-005 .
  57. ^ Кей 2002 , с. 153-155.
  58. ^ «Смерти и ранения: 1939–45» . Тыловой фронт . Архивировано из оригинала 18 сентября 2003 года.
  59. ^ Террор с применением V-бомб над Антверпеном (на немецком языке), Сопротивление, заархивировано из оригинала 10 февраля 2010 г. , получено 20 октября 2010 г.
  60. ^ Точки падения Фау-1 и Фау-2 вокруг Антверпена ( JPEG ) (карта), ракета Фау-2 , данные получены 20 октября 2010 года .
  61. ^ Алоиз Ратс - Зловещие годы для Люксембурга 1940-1945 с. 259-261
  62. ^ Джонс 1978 , стр. 523–542.
  63. ^ Хикман, Кеннеди (10 декабря 2019 г.). «Вторая мировая война: Летающая бомба Фау-1» . Сайт ThoughtCo.com . Проверено 11 марта 2023 г.
  64. ^ Добинсон 2001 , с. 436.
  65. ^ Холмс, Джейми (4 августа 2020 г.). «Американские учёные, спасшие Лондон от нацистских дронов» . Проводной . Проверено 11 марта 2023 г.
  66. ^ Добинсон 2001 , с. 438.
  67. ^ Холмс 2020a , с. 360.
  68. ^ «Аэростаты заграждения для малоуровневой ПВО» . Журнал Air & Space Power . Лето 1989 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 года . Проверено 16 апреля 2007 г.
  69. ^ Zaloga 2005 , p. 34.
  70. ^ Томас 2013 , с. [ нужна страница ] .
  71. ^ "4-пушечная буря преследует нацистскую роботизированную бомбу" . «Популярная механика» , февраль 1945 года.
  72. ^ «Плесман, Ян Леендерт» . TracesOfWar.nl (на голландском языке).
  73. ^ Шарп и Бойер 1995 , с. 179.
  74. ^ Ultimate Spitfire (стр. 203–204)
  75. ^ Купер 1997 , с. 8.
  76. ^ Джексон 2007 , с. 217.
  77. ^ Росс Х. Гамильтон. Июнь 2003 г. «Самые первые АВАКИ». Архивировано 15 января 2020 г. в Wayback Machine Ассоциации бывших воздушных стрелков . через Музей плана обучения Содружества
  78. ^ Селф, Брайан (январь 2011 г.), «Хадсон, Джон Пилкингтон (1910–2007)», Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/ref:odnb/99289 (подписка или публичная библиотека Великобритании) членство обязательно.)
  79. ^ Мастерман 1972 , стр. 252–53.
  80. ^ Crowdy 2008 , стр. 273–74.
  81. ^ Мастерман 1972 , с. 254.
  82. ^ Джонс 1978 , с. 422.
  83. ^ Крауди 2008 , с. 280.
  84. ^ Монтегю 1978 , стр. 151–58.
  85. ^ Zaloga 2005 , p. 40.
  86. ^ Аткинсон 2013 , стр. 107, 110.
  87. ^ Уэррелл 2005 , стр. 20.
  88. ^ Zaloga 2005 , p. 71.
  89. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Айронс 2003 , с. 199.
  90. ^ Хатчинсон 2003 , с. [ нужна страница ] .
  91. ^ Миндлинг и Болтон 2009 , стр. 6–31.
  92. ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 31.
  93. ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 9.
  94. ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. [ нужна страница ] .
  95. ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 34.
  96. ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 36.
  97. ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 40.
  98. ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 45.
  99. ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 51.
  100. ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 53.
  101. ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 68.
  102. ^ Центр технической информации Министерства обороны, 1971 , с. 54.
  103. ^ Винтер, Фрэнк; Нойфельд, Майкл Дж. (август 2000 г.). «Ракета Крейсерская Фау-1 (Fi 103, FZG 76)» . Национальный музей авиации и космонавтики . Смитсоновский институт . Проверено 1 мая 2018 г.
  104. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кристофер 2013 , с. 193.
  105. ^ Zaloga 2005 , p. 80.
  106. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Миндлинг и Болтон 2009 , с. [ нужна страница ] .
  107. ^ Zaloga 2020 , p. 33.
  108. ^ «Что посмотреть, чем заняться» . Музей Стампе-ан-Ветонген . Проверено 12 октября 2022 г.
  109. ^ Канадский военный музей @CanWarMuseum: Теперь в вестибюле #WarMuseum: летающая бомба Фау-1 — Fi103 R-IV «Райхенберг», собранная #FarleyMowat 23 мая 2014 г. Twitter
  110. ^ «V1 Arme Secret D'Hitler» [Секретное оружие Гитлера V1]. Тосный музей (на французском языке) . Проверено 25 июля 2020 г.
  111. ^ "Мотат". Одинокая Планета.com. Проверено 20 октября 2010 г.
  112. ^ «МОТАТ и Холм одного дерева» . Шарик Dirt.com . Архивировано из оригинала 11 августа 2009 года . Проверено 20 октября 2010 г.
  113. ^ «Старцида» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2012 года . Проверено 14 августа 2011 г.
  114. ^ «Экспонат недели: гироскоп летающей бомбы Фау-1, музей Иден-Кэмп, Малтон» . Новости Скарборо . 29 июля 2017 года . Проверено 18 октября 2017 г.
  115. ^ "Аэропарк". Eastmidlandsairport.com. Проверено 20 октября 2010 г.
  116. ^ «Выставка V-оружия» . Кентский музей битвы за Британию . Проверено 4 августа 2018 г.
  117. ^ «Дисплей в самолетах и ​​кабинах» . Музей истории Королевских ВВС Мэнстона . Проверено 14 ноября 2023 г.
  118. ^ «Полная коллекция» . Военная коллекция Маклбурга . Проверено 29 июня 2022 г.
  119. ^ Шумная бомба ; Бронзовая доска возле мемориала
  120. ^ «Fieseler Fi 103 (V1) Немецкая «Buzz Bomb» » . Музей полета .

Библиография [ править ]

  • Аэронавигационный персонал Aero Publishers в сотрудничестве с Эдвардом Т. Мэлони (1966). Камикадзе . Фоллбрук, Калифорния, США: Aero Publishers.
  • Аткинсон, Рик (2013). Оружие при последнем свете: Война в Западной Европе, 1944–1945 гг . Нью-Йорк: Генри Холт. ISBN  978-0-349-14048-3 .
  • Кристофер, Джон (2013), Гонка за гитлеровскими X-самолетами , The Mill, Глостершир, Великобритания: History Press
  • Куксли, Питер (1979). Летающая бомба, История V-образного оружия Гитлера во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
  • Купер, Майкл «Майк» (1997), Meteor Age , Донкастер, Великобритания: Марк Тернер
  • Крауди, Теренс «Терри» (2008), Обман Гитлера: двойной крест и обман во Второй мировой войне , Оксфорд: Оспри, ISBN  978-1-84603-135-9
  • «Защита Антверпена от ракеты Фау-1» (PDF) . Центр оборонной технической информации. 1971. Архивировано из оригинала (PDF) 23 февраля 2017 года.
  • Добинсон, Колин (2001). Командование АА: Британская противовоздушная оборона во Второй мировой войне . Метуэн. ISBN  978-0-413-76540-6 .
  • Эванс, Ричард Дж. (2008), Третий Рейх в войне, 1939–1945 , Пингвин, ISBN  978-1-59420-206-3 .
  • Гукельхорн, Вольфганг; Пол, Детлев (2004). V1 «Эйфельский ужас», запуски, крушения и удары летающей бомбы с Эйфеля и правого берега Рейна в 1944/45 году . Ахен: Гелиос. ISBN  3-933608-94-5 .
  • Холмс, Джейми (2020a). 12 секунд тишины: как команда изобретателей, ремесленников и шпионов уничтожила нацистское супероружие . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN  978-1-328-46012-7 .
  • Хатчинсон, Роберт (2003). Оружие массового поражения . Джордж Вайденфельд и Николсон. ISBN  0-297-83091-0 .
  • Айронс, Рой (2003), Террористическое оружие Гитлера: цена мести , Нью-Йорк: Харпер Коллинз, ISBN  978-0-00-711263-0
  • Джексон, Роберт (2007), Величайший самолет Великобритании , Барнсли, Великобритания: Pen & Sword, ISBN  978-1-84415-383-1
  • Джонс, Р.В. (1978), Самая секретная война: Британская научная разведка, 1939–1945 , Лондон: Хэмиш Гамильтон, ISBN  978-0-241-89746-1
  • Кей, Энтони (2002), Разработка немецких реактивных двигателей и газовых турбин 1930–1945 , Airlife Publishing Ltd, ISBN  9781840372946
  • Левин, Алан Дж. (1992), Стратегическая бомбардировка Германии, 1940–1945 , Вестпорт, Коннектикут: Praeger, ISBN  0-275-94319-4 .
  • Ллойд, Клемент Джон; Холл, Ричард, ред. (1997), Закулисные брифинги: Война Джона Кертина (иллюстративный ред.), Национальная библиотека Австралии, стр. 222 , ISBN  978-0-642-10688-9
  • Мастерман, Джон К. (1972) [1945], Система двойного креста в войне 1939–1945 годов , Лондон: Avon
  • Миндлинг, Джордж; Болтон, Роберт (2009), Тактические ракеты ВВС США, 1949–1969, The Pioneers , Роли, Северная Каролина: Lulu.com, ISBN  978-0-557-00029-6 [ самостоятельный источник ]
  • Монтегю, Юэн (1978), Beyond Top Secret Ultra , Нью-Йорк: Coward McCann & Geoghegan, ISBN  978-0-698-10882-0
  • Мансон, Кеннет (1978). Немецкие самолеты времен Второй мировой войны в цвете . Пул, Дорсетт, Великобритания: Blandford Press. ISBN  0-7137-0860-3 .
  • Оливер, Джон (2018). V1, Машина и ее люди . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN  978-1-987754-75-9 .
  • Рейтер, К. (2000), V2 и немецкая, российская и американская ракетная программа , Миссисагуа, Онтарио, Канада: Музей немецко-канадского наследия, ISBN  978-1-894643-05-4
  • Шарп, К. Мартин; Бойер, Майкл Дж. Ф. (1995), Москито , Сомерсет, Великобритания: Креси, ISBN  978-0-947554-41-5
  • Томас, Эндрю (2013). V1 Асы летающих бомб . Самолет асов. Том. 113. Ботли, Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN  978-1-78096-292-4 .
  • Уэррелл, Кеннет П. (1985), Эволюция крылатой ракеты (PDF) , База ВВС Максвелл, Алабама: Издательство Air University Press
  • Уэррелл, Кеннет П. (2005), Арчи для SAM , База ВВС Максвелл, Алабама: Издательство Air University Press
  • Ванек, Дэвид (1999). Выполнение: Воспоминания судьи уголовного суда . Дандурн. п. 81 . ISBN  978-1-4597-1502-8 .
  • Zaloga, Steven (2005). V-1 Flying Bomb 1942–52 . Oxford: Osprey Publishing. ISBN  978-1-84176-791-8 .
  • Zaloga, Steven (2008). German V-Weapon Sites 1943–45 . Oxford: Osprey Publishing. ISBN  978-1-84603-247-9 .
  • Залога, Стивен (2020). Американские управляемые ракеты Второй мировой войны . Издательство Оспри. ISBN  9781472839268 .

Дальнейшее чтение

  • Хейнинг, Питер (2002), Война с летающими бомбами - рассказы современных очевидцев немецких рейдов V1 и V2 на Великобританию в 1942–1945 годах , Лондон: Robson Books, ISBN  978-1-86105-581-1
  • Хеллмольд, Вильгельм (1991). V1: Документация . Аугсбург, Германия: Weltbild Verlag GmbH. ISBN  3-89350-352-8 .
  • Хеншолл, Филип (2002). Сайты Гитлера, посвященные V-оружию . Соединенное Королевство: Издательство Sutton Publishing. ISBN  0-7509-2607-4 .
  • Кей, Энтони Л. (1977), Buzz Bomb (Monogram Close-Up 4) , Бойлстон, Массачусетс: Monogram Aviation Publications, ISBN  978-0-914144-04-5
  • Король, Бенджамин; Кутта, Тимоти (1998), Влияние: История немецкого V-оружия во Второй мировой войне , Нью-Йорк: Сарпедон, ISBN  978-1-885119-51-3
  • Рамзи, Уинстон (1990), Блиц тогда и сейчас , том. 3, Лондон: гравюры о битве за Британию, ISBN  978-0-900913-58-7
  • Янг, Ричард Энтони (1978), Летающая бомба , Шеппертон, Великобритания: Ян Аллан, ISBN  978-0-7110-0842-7 . (1978, США, Sky Book Press, ISBN   978-0-89402-072-8 )


Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56cf27a09e5d0ac7998a028e7cd34244__1719967080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/44/56cf27a09e5d0ac7998a028e7cd34244.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
V-1 flying bomb - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)