Песчаный червь ( Дюна )
Песчаный червь | |
---|---|
«Дюна» Элемент франшизы | |
Первое появление |
|
Создано | Фрэнк Герберт |
Жанр | научная фантастика |
Информация во вселенной | |
Тип | Существо |
Черты и способности | Агрессивный, территориальный и деструктивный, привлеченный ритмичными звуками и доведенный до убийственного безумия щитами Хольцмана . |
— Песчаный червь вымышленное внеземное существо, которое появляется в «Дюна», романах написанных Фрэнком Гербертом , впервые представленных в «Дюне» (1965).
Песчаные черви — колоссальные червеобразные существа, обитающие на пустынной планете Арракис . Их личинки производят препарат под названием меланж (известный в просторечии как «специя»), самый важный и ценный продукт во Вселенной, поскольку он делает возможными безопасные и точные межзвездные путешествия. Отложения меланжа встречаются в песчаных морях Арракиса, где живут и охотятся песчаные черви, а сбор специй из песка является опасным занятием, поскольку песчаные черви агрессивны и территориальны. Уборочные машины необходимо доставлять по воздуху в песчаное море и обратно, чтобы избежать атак песчаных червей. Борьба за производство и поставки меланжа — центральная тема саги о Дюне . Песчаных червей благоговейно называют Шай-Хулуд планеты коренные жители Свободные , которые поклоняются им как посланникам Бога, чьи действия являются формой божественного вмешательства.
Концепция
[ редактировать ]Песчаные черви в Дюне были вдохновлены драконами из европейской мифологии, охраняющими какие-то сокровища. В частности, Герберт ссылался на дракона в «Беовульфе» , охраняющего клад золота в пещере, и на дракона Колхиды , охраняющего Золотое руно от Ясона . [1] [2] Подобно этим драконам, песчаные черви Арракиса нападут на любого, кто попытается забрать пряное сокровище из песков пустыни, как если бы они охраняли его. Однако в этой истории песчаные черви просто территориальны и им не нужна специя, которая на самом деле является отходами, производимыми их личинками. [3] В «Детях Дюны» (1976) персонаж даже называет песчаных червей «драконом на дне пустыни». [4]
В сюжете романа Фрэнка Герберта « Дюна » Герберт использовал песчаных червей (вместе с производимой ими пряностью) как сюжетный ход, чтобы предоставить Полу Атрейдесу испытания, через которые он восходит к сверхчеловеческому состоянию бытия. Герберт считал, что в запоминающемся мифе должно быть что-то глубоко трогательное, что могло либо придать герою силы, либо полностью его ошеломить. Сила, о которой идет речь, должна быть опасной и устрашающей, но в то же время необходимой. В Дюне эту функцию выполняют песчаные черви. Чтобы заработать эту пряность, людям приходится справляться с нападениями песчаных червей во время своих экспедиций по сбору урожая. Чтобы заработать еще больший приз (его апофеоз в виде всевидящего Квисаца Хадераха), Пол подвергается еще более опасным и преобразующим испытаниям, в которых он рискует безумием и смертью, одно из которых включает в себя ритуальное жертвоприношение юного песчаного червя, а другое, в котором он должен научиться ездить на песчаном черве. [5]
Элементы любой мифологии должны вырасти из чего-то глубоко волнующего, чего-то, что угрожает сокрушить любое сознание, пытающееся противостоять первобытной тайне. Однако после первобытного противостояния корни этой угрозы должны оказаться такими же знакомыми и необходимыми, как ваша собственная плоть. За это я даю вам песчаных червей Дюны... продление продолжительности человеческой жизни не может быть абсолютным благословением. Каждое такое приобретение требует нового сознания. И новое сознание предполагает, что вы столкнетесь с опасной неизвестностью — вы пойдете в глубины.
- Фрэнк Герберт, 1977 г. [5]
Песчаных червей привлекают ритмичные вибрации песка, которые они принимают за добычу (более мелких песчаных червей). [6] Чтобы избежать внимания песчаных червей, путешественник по пустыне должен научиться «ходить без ритма», имитируя естественные звуки пустыни. Этот элемент исходит из опыта Фрэнка Герберта как охотника и рыбака. Он знал, как скрыть свое присутствие от добычи с помощью таких приемов, как приближение с подветренной стороны и легкая поступь. [2] Сын Фрэнка Герберта Брайан объяснил, что «в «Детях Дюны » Лето II позволял песчаной форели прикрепляться к своему телу, и это было частично основано на собственном опыте моего отца, когда он был мальчиком, выросшим в штате Вашингтон , когда он закатал брюки и зашел в ручей или озеро, позволив пиявкам прикрепиться к его ногам». [7]
Джон Шенхерр предоставил самые ранние иллюстрации для серии «Дюна» , включая иллюстрации в первом сериале целлюлозного журнала и обложку первого издания в твердом переплете. Фрэнк Герберт был очень доволен искусством Шенхерра. [8] и заметил, что он был «единственным человеком, который когда-либо посещал Дюну». [9] Шенхерр дал песчаному червю три треугольные доли, образующие губы его рта. Этот дизайн был использован в марионетках песчаных червей, которые появились в экранизации « Дюны» 1984 года . [10]
Описание
[ редактировать ]Песчаные черви — гигантские существа, обитающие только на пустынной планете Арракис . Коренные Свободные планеты благоговейно называют их Шаи-Хулуд , которые поклоняются им как посланникам Бога, чьи действия являются формой божественного вмешательства. [6] [11] Свободные также называют песчаных червей Создателями.
Физиология
[ редактировать ]Герберт описывает песчаных червей как колоссальных наземных кольчатых червей с чертами миноги . У них есть множество кристаллических зубов, которые используются в основном для царапания камней и песка. Во время своей первой близкой встречи с песчаным червем в Дюне Пол отмечает: «Его пасть была около восьмидесяти метров в диаметре ... хрустальные зубы с изогнутой формой кристаллических ножей, сверкающие по краям ... меховое дыхание корицы , тонкие альдегиды . ..кислоты ... " [3]
Песчаные черви вырастают до сотен метров в длину, причем встречаются экземпляры длиной более 400 метров (1300 футов). [12] [13] и 40 метров (130 футов) в диаметре, хотя Пол становится наездником на песке, вызывая червя, длина которого «казалась» около поллиги ( 1,5 мили (2,4 км)) или более. [14] Эти гигантские черви зарываются глубоко в землю и быстро передвигаются; «Большая часть песка на Арракисе связана с деятельностью песчаных червей». [12]
описывает песчаных червей как «невероятно выносливых» Лиет-Кайнс , который далее отмечает, что «высоковольтный электрический шок, применяемый отдельно к каждому сегменту кольца», является единственным известным способом убить и сохранить их; Атомное взрывчатое вещество - единственное взрывчатое вещество, достаточно мощное, чтобы убить целого червя, при этом использование обычной взрывчатки невозможно, поскольку «каждый сегмент кольца живет своей собственной жизнью». [15] Вода для червей ядовита, [12] но на Арракисе его слишком мало, чтобы можно было использовать его против кого-либо, кроме самого маленького из них.
Жизненный цикл
[ редактировать ]Герберт отмечает в «Дюне» , что микроскопические существа, называемые песчаным планктоном, питаются следами меланжа, разбрасываемыми песчаными червями на песках Арракина. [16] Песчаный планктон является пищей для гигантских песчаных червей, но он также растет и зарывается, становясь тем, что Свободные называют Маленькими Создателями , «полурастением-полуживотным-переносчиком глубокого песка Арракиса». [17]
Их кожистые останки ранее «приписывались вымышленной песчаной форели Пардот в народных рассказах Свободных», имперский планетолог Кайнс обнаружил Маленьких Создателей во время своих экологических исследований планеты, сделав вывод об их существовании еще до того, как он действительно нашел их. [16] Кайнс определяет, что эти «песчаные форели» блокируют воду «в плодородные карманы в пористых нижних слоях ниже линии 280 ° ( абсолютных )». [16] и Алия Атрейдес отмечает в «Детях Дюны» , что «песчаная форель, прижатая краем к краю к скале планеты, образовывала живые цистерны». [18] Сами фримены защищают свои запасы воды с помощью «рыб-хищников», которые нападают на вторгающуюся песчаную форель. [18] Песчаную форель можно приманить небольшими следами воды, а дети фрименов ловят ее и играют с ней; приглаживая одну из рук, образуется «живая перчатка», пока существо не отталкивается чем-то в «воде крови» и не упадет. [18] Лето II говорит в «Детях Дюны» :
Песчаная форель ... была завезена сюда из какого-то другого места. Тогда это была влажная планета. Их распространение превысило возможности существующих экосистем справиться с ними. Песчаная форель окружила доступную свободную воду, превратив эту планету в пустыню ... и они сделали это, чтобы выжить. На достаточно сухой планете они могли бы перейти к фазе песчаных червей. [18]
Песчаная форель описывается как «плоская и кожистая» в « Детях Дюны» , а Лето II отмечает, что она «имеет примерно ромбовидную форму», «без головы, без конечностей, без глаз» и «грубыми переплетениями выступающих ресничек ». [18] Они безошибочно находят воду, а из песчаной форели получают «сладкий зеленый сироп». [18] Когда вода попадает в экскременты песчаной форели, предпряная масса образуется ; на этой «стадии дикого роста грибов» выделяются газы, которые приводят к «характерному« удару », заменяющему материал из глубоких подземелий на вещество на поверхности над ним». [11] [19] После воздействия солнца и воздуха эта масса превращается в меланж. [19] [11]
«Похитители воды» Кайнса умирают «миллионами от каждого удара специями » и могут быть убиты даже «перепадом температуры на пять градусов». [16] Он отмечает, что «немногие выжившие вошли в полуспящую цистную спячку и через шесть лет превратились в маленьких (около трех метров в длину) песчаных червей». [16] Небольшое количество из них затем достигает зрелости в виде гигантских песчаных червей, для которых вода ядовита. [11] [12] [16] «Чахлый червь» — это «примитивная форма … достигающая в длину всего около девяти метров». Их утопление Свободными заставляет их изгонять наркотик спектра осознания, известный как Вода Жизни . [16]
Хотя песчаные черви способны поедать людей, последние содержат уровень воды, превышающий предпочтительный для червей уровень переносимости. Они регулярно пожирают оборудование для сбора меланжа, принимая механический ритм за добычу, но, похоже, настоящее питание они получают только из песчаного планктона и более мелких песчаных червей и не проявляют реального интереса к специи. Песчаные черви также не атакуют песчаную форель.
Поведение и функции
[ редактировать ]В Дюне пустыня Арракис является единственным известным источником пряного меланжа, самого важного и ценного товара во вселенной. Используемый в качестве лекарства меланж продлевает жизнь, повышает жизненные силы и повышает осознанность. Он также может открыть предвидение у некоторых предметов, что делает возможными безопасные и точные межзвездные путешествия. Поэтому сбор меланжа имеет важное значение, но также является очень опасным занятием из-за присутствия песчаных червей. Ритмичная активность, столь же минимальная, как обычная прогулка по пустынной поверхности Арракиса, привлекает территориальных червей, способных проглотить даже самое крупное горнодобывающее оборудование целиком. [6] Они являются признанным препятствием для добычи пряностей, поскольку любая попытка их истребления будет непомерно дорогой, если не совершенно бесполезной. Сбор урожая осуществляется гигантской машиной под названием Harvester , которую доставляет к месту сбора специй и обратно более крупное судно под названием Carryall . Вокруг Комбайна, находящегося на земле, патрулируют четыре разведывательных орнитоптера, высматривая червячные знаки — движения песка, указывающие на приближение червя. Меланж собирается с открытого песка до тех пор, пока червь не приблизится к нему, после чего Carryall поднимает комбайн в безопасное место. Свободные, которые строят всю свою промышленность на продаже специй и производстве материалов из специй, научились сосуществовать с песчаными червями в пустыне и собирать специи вручную для собственных нужд и для контрабанды за пределы планеты.
Из-за своего размера и территориального характера песчаные черви могут быть чрезвычайно опасны даже для фрименов. Червей привлекает и приводит в ярость присутствие силовых полей Хольцмана, используемых в качестве индивидуальных защитных щитов, и в результате эти щиты малопригодны на Арракисе. В «Детях Дюны» отмечается, что на Арракисе было разработано оружие, называемое «псевдощит». [18] Это устройство привлечет и разозлит любого находящегося поблизости песчаного червя, который уничтожит все, что находится поблизости. [18] Свободным удается установить уникальные отношения с песчаными червями. Они учатся избегать большинства атак червей, имитируя движения пустынных животных, двигаясь под естественные звуки пустыни, а не под ритмические вибрации. Тем не менее, они также разработали устройство, известное как тампер , специально предназначенное для создания ритмичной вибрации для привлечения песчаного червя. Это можно использовать либо для отвлечения внимания, либо для вызова червя.
Свободные тайно научились передвигаться по пустыне на песчаных червях. [20] Сначала червя приманивают вибрации ударного устройства. Когда он всплывает на поверхность, ведущий червячный наездник бежит рядом с ним и ловит один из сегментов его кольца специальным «крючком-производителем». Крючок используется для открытия сегмента, подвергая мягкие внутренние ткани воздействию абразивного песка. Чтобы избежать раздражения, червь поворачивает свое тело так, чтобы обнаженная плоть была обращена вверх, поднимая вместе с собой наездника. Другие Свободные могут затем установить дополнительные крюки для управления или действовать как « загонщики », ударяя червя по хвосту, чтобы заставить его увеличить скорость. На червяке можно проехать несколько сотен километров и примерно полдня, после чего он устанет и будет сидеть в открытой пустыне до тех пор, пока не освободятся крючки, после чего он снова закопается, чтобы отдохнуть. Верховая езда на червях используется среди фрименов как ритуал достижения совершеннолетия , а катание Пола на гигантском песчаном черве и управление им закрепляет за ним статус лидера фрименов. [21] Пол также использует червей для транспортировки войск в город во время битвы при Арракине после того, как применил атомное оружие , чтобы проделать дыру в Стене Щитов. После правления Лето II на песчаных червях стало невозможно ездить. Единственным исключением является молодая девушка по имени Шиана , потомок Атрейдесов, обладающая уникальной способностью управлять червями и безопасно передвигаться вокруг них.
Свободные также используют острые зубы мертвых песчаных червей для изготовления священных ножей, которые они называют крисножами . Это рукопашное оружие длиной примерно 20 сантиметров (7,9 дюйма) бывает «фиксированным» или «нефиксированным». Нефиксированный нож требует близости к электрическому полю человеческого тела, чтобы предотвратить его возможное разрушение, а фиксированные ножи обрабатываются перед хранением. [22] Традиция фрименов предписывает, что вытащенный криснож нельзя вкладывать в ножны, пока из него не прольется кровь. [3]
Сюжетные линии
[ редактировать ]Оригинальный сериал
[ редактировать ]Ко времени событий « Дюны» (1965) люди собирали меланж с Арракиса уже несколько тысяч лет. Коренные фримены считают песчаных червей божествами, но для всех остальных они просто смертельные вредители. Мало кто понимает связь песчаных червей со специей. [3] Ко времени « Детей Дюны » (1976) это уже не так, и многочисленные группы пытаются переправить песчаных червей с Арракиса и пересадить их на другие планеты, чтобы разрушить монополию Атрейдесов на производство специй.
В «Детях Дюны » Лето II потребляет огромное количество специй и позволяет множеству песчаных форелей покрывать свое тело, концентрация специй в его крови обманывает их. Этот слой дает Лето огромную силу, скорость и защиту от взрослых песчаных червей, которые принимают его покрытое песчаной форелью тело за смертельную массу воды. [18] Он называет это «живым, самовосстанавливающимся стилсьютом из перепонки песчаной форели» и вскоре отмечает, что он «больше не человек». [18]
Постепенно в течение следующих 3500 лет Лето не только выживает, но и превращается в гибрид человека и гигантского песчаного червя. Ко времени правления Бога-Императора Дюны (1981 г.) он истребил всех остальных песчаных червей, а его собственная трансформация изменила его составную песчаную форель. Когда Лето позволяет убить себя, песчаная форель освобождается, чтобы начать жизненный цикл песчаных червей заново; последующие потомки более выносливы и более адаптируемы, чем их предшественники, что позволяет им в конечном итоге легче осваиваться в других мирах, обеспечивая тем самым выживание вида песчаных червей. Каждый из них, по мнению Лето, несет в себе крошечную жемчужину своего сознания, навеки запертую в бесконечном провидческом сне. [23]
В течение следующих 1500 лет Арракис (теперь называемый Ракис) возвращается в пустыню из-за процветающего цикла песчаных червей. Бене Джессерит, Мать-Настоятельница Тараза, (1984) узнает в «Еретиках Дюны» , что человечество ограничено провидческой мечтой Лето и контролируется им через остатки его червей. Она планирует уничтожение Ракиса Достопочтенными Матрами , чтобы освободить человечество, оставив одного оставшегося червя, чтобы начать цикл заново. Тараза убита; ее преемница Дарви Одраде переносит червя в Дом капитула. Она погружает его в ванну со специями, чтобы создать песчаную форель, с целью терраформировать своей планеты Дом Капитула в другую Дюну, а затем сделать то же самое на других планетах, с новыми червями и бесконечным потенциалом для сбора специй.
Приквелы и сиквелы
[ редактировать ]В «Прелюдия к Дюне» приквеле трилогии- и Брайана Герберта Кевина Дж. Андерсона (1999–2004) тлейлаксу инициируют проект «Амаль» - раннюю попытку создать синтетический меланж для устранения зависимости от Арракиса. Однако они принципиально не осознают, что производство меланжа является частью жизненного цикла песчаных червей, и что проект является полным провалом.
В «Песчаных червях Дюны» заключении Брайана Герберта и Андерсона к оригинальному сериалу в 2007 году, Космической гильдией манипулируют, заменяя ее навигаторов иксианскими , навигационными устройствами и прекращая подачу меланжа навигаторам. Если они останутся без специи, они обязательно умрут, поэтому группа навигаторов поручает Ваффу , несовершенно пробуждённому тлейлаксу- гхоле , создать «продвинутых» песчаных червей, способных производить меланж, в котором они так отчаянно нуждаются. Он достигает этого, изменяя ДНК стадии песчаной форели и создавая водную форму червей, которые затем выпускаются в океаны Баззелла . Приспосабливаясь к новой среде обитания, эти морские черви быстро размножаются, в конечном итоге производя высококонцентрированную форму специи, получившую название « ультраспайс ». Тем временем выясняется, что песчаные черви все-таки пережили опустошение Ракиса, зарывшись глубоко под поверхность.
В адаптациях
[ редактировать ]Дюна (1984)
[ редактировать ]В Дэвида Линча фильме «Дюна» 1984 года песчаные черви были созданы специалистом по спецэффектам Карло Рамбальди за бюджет в 2 миллиона долларов. [24] [25] Рамбальди ранее создал главного инопланетянина для фильма 1982 года «Инопланетянин» . [24] [25] Синий экран , построенный для « Дюны » , имел высоту тридцать пять футов (11 м) и ширину 108 футов (33 м) и был самым большим на тот момент. спецэффектов [24] Песчаные черви были созданы с использованием моделей с практическими эффектами , миниатюрных наборов и синих экранов. [26] Было создано несколько масштабных моделей песчаных червей, которыми управляли «борцы с червями» и которые тянули с помощью тросов для имитации движения. [26] Самые большие модели длиной около 20 футов (7 м) позволяли спорщикам открывать пасти червей и вытягивать их тела вверх и вниз и из стороны в сторону. [26] Меньшие версии использовались для других движений и для фоновых действий. [26]
Критиков в целом не впечатлили эффекты фильма. [27] [28] Роджер Эберт назвал песчаных червей Линча «поразительными», но отметил: «Спецэффекты фильма не выдерживают никакой критики. Головы песчаных червей начинают все больше и больше выглядеть так, как будто они вышли с той же фабрики, на которой производился Кермит Лягушка (у них одинаковые рты)». [29] Entertainment Weekly Сандра П. Ангуло из назвала песчаных червей «поразительно фаллическим видом». [30] Дэниел Д. Снайдер из The Atlantic был впечатлен «гигантским» внешним видом песчаных червей благодаря «ошеломляющему ощущению масштаба», достигнутому благодаря миниатюрным наборам, созданным Эмилио Руисом дель Рио . [27] панорамировала фильм в целом, Хотя Джанет Маслин из The New York Times она отметила «красивую битву с червями в конце истории». [31] Хоай-Тран Буй из /Film отметил, что «популярный образ песчаного червя взят из фильма Дэвида Линча 1984 года, в котором массивные существа изображены как мясистые, фаллически выглядящие монстры». [32]
Дюна (2000) и Дети Дюны (2003)
[ редактировать ]2000 года Sci Fi Channel В мини-сериале «Дюна Фрэнка Герберта» и сиквеле мини-сериала Фрэнка Герберта «Дети Дюны» 2003 года использовались компьютерные визуальные эффекты для создания песчаных червей на экране. [33] под руководством супервайзера по спецэффектам Эрнеста Фарино. [34] [35]
Критики высоко оценили визуальные эффекты в обоих мини-сериалах. [33] [35] [36] каждый из которых получил премию «Эмми» за выдающиеся специальные визуальные эффекты для мини-сериала, фильма или специального выпуска . [37] [38] Дебора Д. Макадамс из Broadcasting & Cable предположила, что изображения «гигантских компьютерных песчаных червей, пожирающих огромные машины и людей, как попкорн», способствовали рекордным рейтингам мини-сериала 2000 года. [39]
Дюна (2021) и Дюна: Часть вторая (2024)
[ редактировать ]Что касается своего фильма «Дюна » 2021 года , режиссер Дени Вильнев сказал:
Я продолжал говорить Патрису Верметту, моему художнику-постановщику: «Я хочу, чтобы червь был похож на доисторическое существо, которое живет и развивается уже 100 000 лет». Нам нужен был зверь, способный выжить в суровых и жестоких условиях. Мы думали о том, какой толщины должна быть кожа, как должен закрываться рот, чтобы путешествовать по песку. Но что более важно, о чем мы говорили, как оно питается? У нас была идея, что он будет чем-то похож на кита: ему понадобится какая-то система фильтров, чтобы улавливать питательные вещества из песка — эта идея с усом… Это анатомическая деталь, которая очень привязана к миру. и в экосистеме. И это также позволило мне создать идею, что, когда вы смотрите в рот червя, он выглядит как глаз. Есть ощущение присутствия бога. [40]
Руководитель производства визуальных эффектов Пол Ламберт объяснил: «Мы потратили больше времени на проработку анимации вокруг червя, чем на самого червя [с его большой пастью и зубами]. Вы видите разрушения, которые он создает. Мы потратили время, пытаясь найти отсылки к тому, как песок можно сместить, чтобы мы могли это скопировать». [41]
Видеоигры
[ редактировать ]Помимо кино- и телеадаптации, франшиза «Дюна» была адаптирована в серию компьютерных и видеоигр, в которых определенную роль играют песчаные черви. Песчаные черви — характерный элемент в реальном времени стратегической видеоигры Dune II: The Building of a Dynasty 1992 года . [42] в первую очередь как разрушители сборщиков специй, штурмовых танков и другой техники игрока. [43] [44] В игре песчаные черви — это силы, управляемые компьютером, которые дремлют под песком до тех пор, пока отряды, управляемые игроком или компьютером, не окажутся в пределах досягаемости, и они будут атаковать без разбора. [45] [46] Песчаные черви могут быть повреждены или уничтожены звуковыми взрывами, взрывом Руки Смерти, взорвавшимся Цветком Пряностей или самоуничтожающимся Опустошителем, и исчезнут, когда они будут уничтожены, у них останется половина здоровья или они съедят три единицы. [45] Песчаные черви не появляются до третьих миссий, а их в игре может быть одновременно два или три. [45] Песчаные черви также появляются в «Дюне 2000» (1998). Они ведут себя несколько иначе, чем в предыдущей игре, и присутствуют с первой миссии. Песчаные черви временно исчезнут после пожирания пяти транспортных средств, но в конечном итоге вернутся. [47] [48] [49] [50] [51] Emperor: Battle for Dune (2001) представляет собой игровой процесс на четырех планетах, а на Арракисе опасность представляют песчаные черви. Чтобы завершить игру, игроки также должны уничтожить генетически созданного «Императорского червя». [52] [53] [54] [55]
Мерчендайзинг
[ редактировать ]Линия фигурок « Дюна» от игрушечной компании LJN была выпущена в 1984 году и имела невысокие продажи. Коллекция, стилизованная под фильм Дэвида Линча, включала подвижного песчаного червя. [56] [57] Ревелл также выпустил набор моделей песчаного червя с фигурками, изображающими наездников Свободных. [58] К выпуску фильма Дени Вильнева « Дюна: Часть вторая» в 2024 году компания AMC Theaters представила ведро для попкорна в виде гигантского песчаного червя с крышкой с гибкими пластиковыми «зубцами», которые, кажется, поглощают руку кинозрителя, когда они туда тянутся. [59]
Влияние и анализ
[ редактировать ]Песчаных червей назвали «знаковыми» франшизы. [11] [27] [60] и «синоним серии « Дюна », появлявшийся почти в каждом романе, на обложках нескольких книг, а также во всех адаптациях телевидения, фильмов и видеоигр. [32] Хоай-Тран Буи из / Film отметил, что они «необходимы для повествования истории». [32] и Линдси Ромен из Nerdist сочла этих существ «чрезвычайно важными для сюжета и самой сути вселенной Дюны ». [11] Белла Росс из Screen Rant назвала песчаных червей «воплощением опасностей колонизации». [6]
Уильям Тупонсе предполагает, что изображение Гербертом личинок песчаных червей (или песчаной форели), которые удерживают воду в пустыне, чтобы поддерживать засушливые условия, необходимые их переносчикам для процветания, является «аналогией стадии сознания, которую Алия может чувствовать . Некоторые голоса предков в ее сознании сдерживают опасные силы, которые могут ее уничтожить». [21] Тупонсе также описывает «архетипические ужасы столкновения с Шай-Хулудом, гигантским песчаным червем, охраняющим сокровища». [61]
Сибилла Хектель анализирует концепцию песчаных червей в эссе «Биология песчаных червей» в журнале « Наука Дюны » (2008). [62] [63] [64]
Хакерская группа, ответственная за несколько крупных кибератак в 2010-х годах, назвала себя Sandworm, отсылая к вымышленному организму. [65] [66]
В августе 2023 года палеонтолог из Канзасского университета возрастом 500 миллионов лет Рианнон Лавин назвала недавно обнаруженного морского многощетинкового червя Shaihuludia shurikeni в честь вымышленных песчаных червей Герберта. [67] [68]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Неопубликованное интервью с Фрэнком Гербертом и профессором Уиллисом Э. Макнелли» . 3 февраля 1969 года. Архивировано из оригинала 13 февраля 2002 года . Получено 21 марта 2019 г. - через sinanvural.com.
- ^ Jump up to: а б Герберт, Брайан (2003). Мечтатель Дюны . Книги Тор . ISBN 0765306468 .
- ^ Jump up to: а б с д Герберт, Франк (1965). Дюна . Пингвин. ISBN 0-441-17271-7 .
- ^ Герберт, Фрэнк (1976). Дети Дюны . Издательская корпорация Беркли. ISBN 9780399116971 .
- ^ Jump up to: а б Фрэнк Герберт (1977). «Песчаные черви Дюны». В Тиме О'Рейли (ред.). Создатель Дюны: мысли мастера научной фантастики .
- ^ Jump up to: а б с д Росс, Белла (5 ноября 2021 г.). « : Объяснение песчаных червей Дюны почему они так важны» . Экранная ругань . Архивировано из оригинала 7 августа 2022 года . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Герберт, Франк (1965). «Послесловие Брайана Герберта». Дюна (изд. Kindle). Группа Пингвин . п. 875.
- ^ Герберт, Фрэнк (июль 1980 г.). « Дюны Генезис » . Омни . Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Проверено 21 марта 2019 г. - через FrankHerbert.org.
- ^ «Интервью с Фрэнком Гербертом». Новая энциклопедия научной фантастики . Викинг Пресс . 1988.
- ^ «Песчаные черви Арракиса» . MonsterLegacy.net. 28 апреля 2014. Архивировано из оригинала 16 января 2017 года . Проверено 9 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ромен, Линдси (21 мая 2020 г.). «Что нужно знать о Дюны песчаных червях » . Нердист . Архивировано из оригинала 30 мая 2020 года . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Герберт, Франк (1965). «Терминология Империума (Шай-Хулуд)». Дюна .
- ^ Герберт, Фрэнк (1965). Дюна . «Надежные свидетели зарегистрировали червей длиной более четырехсот метров, и есть основания полагать, что существуют и еще более крупные».
- ^ Герберт, Франк (1987) [1965]. Дюна . Книги Эйса . стр. 391 . ISBN 0-441-17266-0 .
Он [песчаный червь] казался длиной более полулиги, и подъем песчаной волны на его гребне был подобен приближению горы.
- ^ Герберт, Фрэнк. Дюна . «Электрический шок высокого напряжения, применяемый отдельно к каждому сегменту кольца, — единственный известный способ убить и сохранить целого червя», — сказал Кайнс. «Их можно оглушить и разрушить взрывчаткой, но каждый сегмент кольца живет своей собственной жизнью. За исключением атомов, я не знаю ни одной взрывчатки, достаточно мощной, чтобы полностью уничтожить большого червя. Они невероятно крепкие».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Франк, Герберт (1965). «Приложение I: Экология Дюны ». Дюна .
- ^ Франк, Герберт (1965). «Терминология Империума (Маленький Создатель)». Дюна .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Герберт, Фрэнк (1976). Дети Дюны . Издательская корпорация Беркли. ISBN 0-399-11697-4 . .
- ^ Jump up to: а б Герберт, Франк (1965). «Терминология Империума: месса до появления специй». Дюна .
- ^ Уотеркаттер, Анджела (25 октября 2021 г.). «Как команды Dune по визуальным эффектам и звуку создали песчаных червей с нуля» . Проводной . Архивировано из оригинала 25 октября 2021 года . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Тупонсе, Уильям Ф. (1988). « Дюна : Полифонический роман Герберта». Фрэнк Герберт . Бостон, Массачусетс: выходные данные Twayne Publishers, GK Hall & Co., стр. 18–19. ISBN 0-8057-7514-5 .
- ^ Герберт, Фрэнк. Дюна , Терминология Империума (Крискнож).
- ^ Герберт, Фрэнк (1981). Бог-Император Дюны . ISBN 0-575-02976-5 .
- ^ Jump up to: а б с « Дюна » . Американский институт кино . Архивировано из оригинала 20 марта 2019 года . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Хармец, Альжан (4 сентября 1983 г.). «Мир Дюны снимается в Мексике» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 ноября 2021 года . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Песчаные черви» . Дюна: За кулисами . Архивировано из оригинала 20 марта 2019 года . Проверено 20 марта 2019 г. - через Duneinfo.com.
- ^ Jump up to: а б с Снайдер, Дэниел Д. (14 марта 2014 г.). » Дэвида Линча «Беспорядочная, неправильно понятая слава «Дюны » . Атлантика . Архивировано из оригинала 14 марта 2014 года . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Хант, Билл (22 мая 2002 г.). «Обзор DVD — Дюна Фрэнка Герберта : Специальное издание — Режиссерская версия» . Цифровые биты . Архивировано из оригинала 20 марта 2019 года . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ Эберт, Роджер (1 января 1984 г.). «Рецензии на фильм: Дюна (1984)» . Чикаго Сан-Таймс . Архивировано из оригинала 18 ноября 2011 года . Проверено 14 марта 2010 г. - через RogerEbert.SunTimes.com.
- ^ Ангуло, Сандра П. (1 декабря 2000 г.). « Дюна » получает телевизионный ремейк и обретает новых поклонников» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 20 марта 2019 года . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Маслин, Джанет (14 декабря 1984 г.). «Рецензия на фильм: Дюна (1984)» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года . Проверено 15 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Буй, Хоай-Тран (19 мая 2020 г.). « Режиссер «Дюны» Дени Вильнёв потратил год на совершенствование конструкции песчаного червя» . /Фильм . Архивировано из оригинала 20 мая 2020 года . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Бергер, Уоррен (16 марта 2003 г.). «История на обложке: где острота жизни является жизненно важным разнообразием» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 26 января 2010 г.
- ^ Бернштейн, Паула (19 ноября 1999 г.). «Научная фантастика делает Дюну мини» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 21 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Фрис, Лаура (11 марта 2003 г.). «Рецензия: Дети Дюны » . Разнообразие . Архивировано из оригинала 21 августа 2015 года . Проверено 21 августа 2015 г.
- ^ Ашер-Перрин, Эммет (9 мая 2017 г.). «Мини-сериал Syfy « Дюна» — самая удачная адаптация книги на сегодняшний день» . Тор.com . Архивировано из оригинала 23 февраля 2019 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ «Номинанты/победители (выдающиеся специальные визуальные эффекты)» . Национальная академия телевизионных искусств и наук . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ «Номинанты/победители (выдающиеся специальные визуальные эффекты)» . Национальная академия телевизионных искусств и наук. Архивировано из оригинала 5 марта 2021 года . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ МакАдамс, Дебора Д. (10 декабря 2000 г.). « Дюна делает это для научной фантастики» . Радиовещание и кабельное телевидение . Архивировано из оригинала 20 марта 2019 года . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Джонс, Нейт (26 октября 2021 г.). «Дени Вильнев надеется на возможность снова поработать с песчаными червями в будущем» . Стервятник . Архивировано из оригинала 12 ноября 2021 года . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Десовиц, Билл (5 ноября 2021 г.). « Дюна : как команда визуальных эффектов Дени Вильнева создала силу пустыни для песчаных червей и орнитоптеров» . ИндиВайр . Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 года . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Герик, Брюс (19 мая 2008 г.). «История стратегических игр в реальном времени: Dune II » . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 31 января 2009 года . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Цирулис, Мартин Э. (февраль 1994 г.). «Год, когда упали звезды» . Мир компьютерных игр . п. 96. Архивировано из оригинала 3 октября 2017 года . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ « Дюна II: Строительство династии » . ClassicReload.com . 17 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 года . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Дюна II: Строительство династии. Руководство для инсайдеров (PDF) . Вествуд Студиос . 1992. Архивировано (PDF) из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Роулингс, Томас (13 марта 2018 г.). « Дюна II и три правила хорошей лицензионной игры» . GamesIndustry.biz . Архивировано из оригинала 10 августа 2020 года . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ « Руководство пользователя Dune 2000 (ПК)» . Ручная машина . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 года . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ « Дюна 2000 для Windows (1998)» . МобиИгры . Архивировано из оригинала 16 мая 2020 года . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ «Пресс-релиз: Дюна 2000 » . Вествуд Студиос. 15 января 1998 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2000 года . Проверено 23 мая 2020 г. - через Westwood.com.
- ^ Касавин, Грег (15 сентября 1998 г.). « Обзор Дюны 2000 » . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 10 октября 2021 года . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Сотрудники IGN (16 сентября 1998 г.). « Dune 2000 : Конечно, этот ремейк выглядит великолепно, но геймплей не стоит своего веса в песке» . ИГН . Архивировано из оригинала 29 ноября 2021 года . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ « Emperor: Battle for Dune Руководство пользователя (ПК)» . Ручная машина . Архивировано из оригинала 15 августа 2023 года . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ « Император: Битва за Дюну для Windows (2001)» . МобиИгры . Архивировано из оригинала 16 мая 2020 года . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Касавин, Грег (17 мая 2006 г.). « Император: Обзор битвы за Дюны » . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 18 января 2018 года . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Сотрудники IGN (14 июня 2001 г.). « Император: Битва за Дюну : Вествуд переходит в 3D с в целом приятными результатами» . ИГН . Архивировано из оригинала 20 мая 2019 года . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Дэниелс, Джеймс (12 января 2014 г.). Фрэнка Герберта «Игрушки, которых нам не хватает: давно забытые фигурки из «Дюны» » . Ботаники-ублюдки . Архивировано из оригинала 27 января 2014 года . Проверено 30 октября 2019 г.
- ^ «Игрушки» . Коллекционеры Дюны . Архивировано из оригинала 30 октября 2019 года . Проверено 30 октября 2019 г.
- ^ « Дюнный песчаный червь» . ScaleMates . Ревелл . 1985. Архивировано из оригинала 7 августа 2022 г. Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Брегель, Сара (4 марта 2024 г.). «Почему ведерко с попкорном «Дюна 2» стало вирусным?» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 26 марта 2024 года . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ Вейвода, Джим (20 мая 2020 г.). « Дюна : На усовершенствование дизайна песчаных червей для нового фильма ушел год» . ИГН . Архивировано из оригинала 26 мая 2020 года . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Тупонсе, Уильям Ф. (1988). « Дюна : Полифонический роман Герберта». Фрэнк Герберт . Издательство Туэйн. п. 27. ISBN 0-8057-7514-5 .
- ^ Эванс, Клей (14 марта 2008 г.). «Обзор: изучение «Дюниверса» Фрэнка Герберта » . Архивировано из оригинала 19 марта 2008 года . Проверено 19 марта 2008 г. - через DailyCamera.com.
- ^ Хектель, Сивилла. «Биология песчаного червя» . Книги БенБеллы . Архивировано из оригинала 23 апреля 2019 года . Проверено 23 апреля 2019 г.
- ^ Хектель, Сибилла (2008). «Биология песчаного червя». В Грейзье, Кевин Р. (ред.). Наука Дюны : несанкционированное исследование реальной науки, стоящей за вымышленной вселенной Фрэнка Герберта . Психология массовой культуры. Даллас, Техас: BenBella Books . стр. 29–47 . ISBN 978-1-933771-28-1 .
- ^ «Американская фирма обвиняет российских хакеров Sandworm в сбоях в работе сети на Украине» . Рейтер . 08.01.2016. Архивировано из оригинала 23 июня 2017 г. Проверено 20 января 2022 г.
- ^ «Обзор | Безжалостное российское хакерское подразделение, пытавшееся обрушить Украину» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Архивировано из оригинала 20 марта 2021 г. Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Уильямс, Эшли Р. (6 августа 2023 г.). «Имена исследователей, недавно обнаруживших морского червя возрастом 500 миллионов лет после дюнного монстра» . CNN . Архивировано из оригинала 8 августа 2023 года . Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ Киммиг, Жюльен; ЛаВин, Рианнон Дж.; Шиффбауэр, Джеймс Д.; Эгенхофф, Свен О.; Шелтон, Кевин Л.; Лейбах, Уэйд В. (3 мая 2024 г.). «Аннелиды из кембрия (улиуаньский ярус, миаолинг) Спенс-Шейл-Лагерштетте из северной Юты, США» . Историческая биология . 36 (5): 934–943. дои : 10.1080/08912963.2023.2196685 . Архивировано из оригинала 5 августа 2023 года . Проверено 17 мая 2024 г. - через CrossRef.
Библиография
[ редактировать ]- Брайан Герберт (2003). Мечтатель Дюны: Биография Фрэнка Герберта . Макмиллан. ISBN 9781429958448 .
- Тим О'Рейли, изд. (1987). Создатель Дюны: мысли мастера научной фантастики . Книги Беркли . ISBN 0425097854 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Систематическая схема: Экологический цикл(ы): песчаный червь-песчаная форель, специи, вода.