Политика Польши
Правительство Польши главой принимает форму унитарной парламентской представительной демократической республики , в которой президент является государства , а премьер-министр — главой правительства . [ 1 ] [ 2 ] Однако его форма правления также была определена как полупрезидентская . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Исполнительную власть осуществляют в рамках многопартийной системы президент и правительство, состоящее из Совета министров во главе с премьер-министром. Его члены обычно выбираются из партии большинства или коалиции в нижней палате парламента ( Сейме ), хотя исключения из этого правила нередки. Правительство официально объявляется президентом и должно принять вотум доверия в Сейме в течение двух недель.
Законодательная власть принадлежит двум палатам парламента — Сейму и Сенату . Члены Сейма избираются по пропорциональной системе с условием, что партии, не принадлежащие к этническим меньшинствам, должны набрать не менее 5% голосов в стране, чтобы войти в нижнюю палату. В настоящее время представлены пять партий. Парламентские выборы проводятся не реже одного раза в четыре года.
Президент , , как глава государства , является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами имеет право наложить вето на законы, принятые парламентом, которые могут быть отменены большинством в три пятых, и может распустить парламент при определенных условиях. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Президентские выборы происходят каждые пять лет. Когда большинство избирателей поддерживают одного и того же кандидата, этот кандидат объявляется победителем, а когда большинства нет, два лучших кандидата участвуют во втором туре выборов.
Политическая система определена в Конституции Польши , которая также гарантирует широкий спектр индивидуальных свобод. Судебная власть играет второстепенную роль в политике, за исключением Конституционного трибунала , который может отменять законы, нарушающие свободы, гарантированные конституцией.
Исполнительная власть
[ редактировать ]Премьер-министр предлагает, президент назначает, а Сейм утверждает состав Совета министров. Президент избирается всеобщим голосованием сроком на пять лет, а премьер-министр и заместители премьер-министра (если таковые имеются) назначаются президентом и утверждаются Сеймом . Совет министров подотчетен премьер-министру и сейму .
Офис | Имя | Вечеринка | С |
---|---|---|---|
Президент | Анджей Дуда | Закон и справедливость | 6 августа 2015 г. |
премьер-министр | Дональд Туск | Гражданская Платформа | 13 декабря 2023 г. |
Глава государства
[ редактировать ]Президент избирается сроками; как глава государства, верховный главнокомандующий Вооруженными Силами и верховный представитель Республики Польша. Президент имеет право наложить вето на закон, однако вето может быть преодолено Ассамблеей большинством в три пятых голосов. [ 4 ] [ 5 ] Президент как представитель государства во внешних делах ратифицирует и отказывается от международных соглашений, назначает и отзывает полномочных представителей Республики Польша, а также сотрудничает с премьер-министром и соответствующим министром во внешней политике. В качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами президент назначает начальника Генерального штаба и командующих видами Вооруженных Сил.
Президент может по отдельным вопросам созвать Совет Кабинета министров , хотя он не обладает компетенцией Совета министров. Официальные акты президента для своей действительности требуют подписи премьер-министра, однако это не относится к:
- выдвижение и назначение премьер-министра
- сокращение срока полномочий Сейма в случаях, предусмотренных Конституцией
- введение законодательства
- с просьбой к Сейму назначить президента Национального банка Польши
- назначение судей
- провозглашение проведения всенародного референдума (необходимо согласие Сената)
- подписание или отказ подписать законопроект
- назначение первого председателя Верховного суда , председателя Конституционного трибунала , членов Совета по денежно-кредитной политике , назначение и увольнение членов Совета национальной безопасности
- осуществление права помилования
- созыв Кабинета министров
Законодательная власть
[ редактировать ]Офис | Имя | Вечеринка | С |
---|---|---|---|
Маршал Сената | Малгожата Кидава-Блоньска | Гражданская Платформа | 13 ноября 2023 г. |
Маршал Сейма | Шимон Холовня | Польша 2050 | 13 ноября 2023 г. |
Польский парламент состоит из двух палат . Нижняя палата ( Сейм ) состоит из 460 членов, избираемых на четырехлетний срок по пропорциональному представительству в многомандатных округах с использованием метода д'Ондта, аналогичного тому, который используется во многих парламентских политических системах, с порогом в 5% (8% для коалиции, порог для национальных меньшинств отменен). Сенат ) состоит из ( Сенат 100 членов, избираемых на четырехлетний срок по единому членскому методу голосования в один тур по принципу «первый прошедший» . На совместном заседании члены Сейма и Сената образуют Национальное собрание ( польское Zgromadzenie Narodowe ).
Национальное собрание формируется трижды: принятие присяги новым президентом, вынесение обвинительного заключения против президента республики в Государственный трибунал и объявление постоянной неспособности президента выполнять свои обязанности из-за состояния их здоровье. На сегодняшний день произошел только первый вид. С 1991 года выборы контролируются Национальной избирательной комиссией ( Państwowa Komisja Wyborcza ), административное подразделение которой называется Национальным избирательным бюро ( Krajowe Biuro Wyborcze ).
Судебная власть
[ редактировать ]Справедливость
[ редактировать ]Вместе с трибуналами суды составляют часть судебной власти в Польше. [ 7 ] Среди органов, осуществляющих судебную систему, выделяют: [ 8 ]
- Верховный суд;
- общие суды;
- административные суды;
- военные суды.
Более того, во время войны Конституция допускает создание чрезвычайных судов или специальную процедуру. [ 9 ] Судебное разбирательство имеет как минимум две инстанции. [ 10 ] Основными законами, регулирующими деятельность судебной власти, являются:
- Закон от 27 июля 2001 г. – Закон о системе общих судов;
- Закон от 25 июля 2002 г. – Закон о системе административных судов;
- Закон от 21 августа 1997 г. – Закон о системе военных судов;
- Закон от 23 ноября 2002 г. о Верховном суде;
- Закон от 27 июля 2001 года о Национальном совете судебной власти.
Судьи
[ редактировать ]Судьи назначаются президентом по запросу Национального совета судебной власти на неопределенный срок. [ 11 ] Они не могут принадлежать к политическим партиям или профсоюзам, [ 12 ] независимы и подчиняются только Конституции и законам. [ 13 ] Они имеют право на иммунитет и личную неприкосновенность. [ 14 ] Судьи тоже несменяемы [ 15 ] и их отстранение от должности или отстранение от должности требует решения суда. [ 16 ] Участие других граждан в осуществлении правосудия определяется законом. [ 17 ] и сводится к применению системы народного заседателя первой инстанции в общих и военных судах. [ 18 ]
Верховный суд
[ редактировать ]Верховный суд (Верховный суд) является надзорным органом над общими и военными судами. [ 19 ] Его возглавляет первый председатель Верховного суда, назначаемый на шестилетний срок президентом Республики Польша из числа кандидатов, представленных Генеральной ассамблеей Верховного суда. [ 20 ] До 2018 года суд был разделен на четыре палаты: по гражданским, уголовным, военно-трудовым, социального обеспечения и по связям с общественностью. С 2018 года функционируют палаты: Гражданская, Уголовная, Труда и социального обеспечения, Чрезвычайного контроля и по связям с общественностью, Дисциплинарная. Помимо Генеральной Ассамблеи, вторым органом судейского самоуправления является Коллегия Верховного суда. [ 21 ]
Общая судебная система
[ редактировать ]Общая судебная система имеет три уровня. [ 22 ] В его структуру входят районные, областные и апелляционные суды. [ 22 ] Суды общей юрисдикции выносят решения по уголовному, гражданскому, трудовому, экономическому и семейному праву. [ 22 ] До 2001 года существовали также коллегии по делам о проступках, но Конституция отменила их функционирование. [ 22 ]
Военная судебная система
[ редактировать ]Военные суды — это уголовные суды, выносящие решения преимущественно по преступлениям, совершенным военнослужащими, проходящим действительную военную службу. [ 23 ] В структуру военной судебной власти входят гарнизонные суды и военные окружные суды. [ 23 ] Уголовная палата (до 2018 года, включая Военную палату) Верховного суда действует как вторая инстанция или суд кассационной инстанции. [ 22 ]
Административная судебная система
[ редактировать ]Административная судебная система уже существовала во Второй Польской республике, но была отменена после Второй мировой войны. [ 24 ] Его постепенное восстановление началось в 1980 году с создания Высшего административного суда (АНС). [ 22 ] Действующая Конституция ввела принцип процедуры двух инстанций, в результате чего были созданы воеводские административные суды, выносящие решения в первой инстанции. Административные суды контролируют законность административных решений, принимаемых как в отношении государственных органов, так и органов самоуправления. [ 25 ] Председатель Высшего административного суда назначается президентом сроком на шесть лет из числа кандидатов, выдвинутых Общим собранием судей Высшего административного суда. [ 26 ]
Национальный совет судебной власти
[ редактировать ]Национальный совет судебной власти – это орган, созданный для защиты независимости судов и судей. [ 27 ] Он подает заявления президенту о назначении судей. [ 11 ] Он имеет право обращаться в Конституционный трибунал по вопросам соответствия Конституции нормативных актов в сфере судебной власти. [ 28 ] В состав Национального совета судебной власти входят: [ 29 ] первый председатель Верховного суда, министр юстиции, председатель Высшего административного суда, лицо, назначаемое президентом, 15 судей Верховного суда, общих, административных и военных судов, четыре депутата и два сенатора. Срок полномочий избранных членов составляет четыре года. [ 30 ] Председатель и два его заместителя избираются из числа членов Совета. [ 31 ]
Трибуналы
[ редактировать ]Выборы
[ редактировать ]Парламентские выборы 2023 года
Партия или союз | Голоса | % | Сиденья | +/– | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Объединенные правые | Закон и справедливость | 6,286,250 | 29.11 | 157 | −30 | ||
Суверенная Польша | 465,024 | 2.15 | 18 | +8 | |||
Республиканцы | 99,373 | 0.46 | 4 | +3 | |||
Кукиз'15 [ а ] | 74,959 | 0.35 | 2 | Новый | |||
Независимые | 715,248 | 3.31 | 13 | −8 | |||
Общий | 7,640,854 | 35.38 | 194 | −41 | |||
Гражданская коалиция | Гражданская Платформа | 4,992,932 | 23.12 | 122 | +20 | ||
Современный | 375,776 | 1.74 | 6 | −2 | |||
Польская инициатива | 252,021 | 1.17 | 3 | +1 | |||
Зеленые | 67,392 | 0.31 | 3 | 0 | |||
АГРОуния | 53,571 | 0.25 | 1 | Новый | |||
Хорошее движение | 8,254 | 0.04 | 0 | Новый | |||
Независимые | 879,645 | 4.07 | 22 | +3 | |||
Общий | 6,629,402 | 30.70 | 157 | +23 | |||
Третий путь | Польша 2050 | 1,561,542 | 7.23 | 33 | Новый | ||
Польская народная партия | 1,189,629 | 5.51 | 28 | +9 | |||
Центр Польши | 70,117 | 0.32 | 3 | +3 | |||
Союз европейских демократов | 21,056 | 0.10 | 0 | −1 | |||
Независимые и другие | 268,326 | 1.24 | 1 | −9 | |||
Общий | 3,110,670 | 14.40 | 65 | +35 | |||
Левые | Новые левые | 1,199,503 | 5.55 | 19 | −19 | ||
Ушли вместе | 453,730 | 2.10 | 7 | +1 | |||
Независимые и другие | 205,785 | 0.95 | 0 | −5 | |||
Общий | 1,859,018 | 8.61 | 26 | −23 | |||
Конфедерация | Новая Надежда | 551,901 | 2.56 | 6 | +3 | ||
Конфедерация [ б ] | 341,188 | 1.58 | 7 | +4 | |||
Национальное движение | 199,149 | 0.92 | 0 | −5 | |||
Конфедерация польской короны | 182,573 | 0.85 | 2 | Новый | |||
Соглашение [ с ] | 3,568 | 0.02 | 0 | −16 | |||
Независимые и другие | 268,985 | 1.25 | 3 | +3 | |||
Общий | 1,547,364 | 7.16 | 18 | -9 [ д ] | |||
Беспартийные активисты местного самоуправления | 401,054 | 1.86 | 0 | 0 | |||
Есть одна Польша | 351,099 | 1.63 | 0 | Новый | |||
Немецкое меньшинство | 25,778 | 0.12 | 0 | −1 | |||
Движение за мир и процветание | 24,850 | 0.12 | 0 | Новый | |||
Нормальная страна | 4,606 | 0.02 | 0 | Новый | |||
антипартийный | 1,156 | 0.01 | 0 | Новый | |||
Движение за восстановление Польши | 823 | 0.00 | 0 | Новый | |||
Общий | 21,596,863 | 100.00 | 460 | 0 | |||
Действительные голоса | 21,596,674 | 98.31 | |||||
Недействительные/пустые голоса | 370,217 | 1.69 | |||||
Всего голосов | 21,966,891 | 100.00 | |||||
Зарегистрированные избиратели/явка | 29,532,595 | 74.38 | |||||
Источник: Национальная избирательная комиссия , Национальная избирательная комиссия. |
президентские выборы 2020 года
Кандидат | Вечеринка | Первый раунд | Второй раунд | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Голоса | % | Голоса | % | |||
Анджей Дуда | Independent ( PiS ) | 8,450,513 | 43.50 | 10,440,648 | 51.03 | |
Рафал Тшасковский | Гражданская Платформа | 5,917,340 | 30.46 | 10,018,263 | 48.97 | |
Шимон Холовня | Независимый | 2,693,397 | 13.87 | |||
Кшиштоф Босак | Конфедерация ( РН ) | 1,317,380 | 6.78 | |||
Владислав Косиняк-Камыш | Польская коалиция (PSL) | 459,365 | 2.36 | |||
Роберт Бедронь | Левый (Весна) | 432,129 | 2.22 | |||
Станислав Жултек | Конгресс новых правых | 45,419 | 0.23 | |||
Марек Якубяк | Федерация для Республики | 33,652 | 0.17 | |||
Павел Танайно | Независимый | 27,909 | 0.14 | |||
Вальдемар Витковски | Профсоюз | 27,290 | 0.14 | |||
Мирослав Пиотровский | Реальное европейское движение | 21,065 | 0.11 | |||
Недействительные/пустые голоса | 58,301 | – | 177,724 | – | ||
Общий | 19,483,760 | 100 | 20,636,635 | 100 | ||
Зарегистрированные избиратели/явка | 30,204,792 | 64.51 | 30,268,460 | 68.18 | ||
Источник: Результаты , Явка (первый тур); Результаты , Явка (второй тур) |
Национальная безопасность
[ редактировать ]Польши Главной целью национальной безопасности является дальнейшая интеграция с НАТО и другими западноевропейскими оборонными, экономическими и политическими институтами посредством модернизации и реорганизации ее вооруженных сил. Польская военная доктрина отражает тот же характер обороны, что и ее партнеры по НАТО.
Комбинированный [ 32 ] Польская армия состоит из ~ 164 000 человек. [ 33 ] действующий личный состав и, кроме того, 234 000 резервистов. В 2009 году Вооруженные Силы были преобразованы в полностью профессиональную организацию, а обязательная военная служба была отменена. Уровни персонала и организация в различных отраслях следующие (2004 г.):
- Сухопутные войска : 60 000 (4 дивизии, отдельные части и территориальные войска)
- ВВС : 26 000 (корпус ПВО и ПВО)
- ВМФ : 14 300 (2 флота)
- Спецназ : 1700 (4 спецподразделения – ГРОМ , 1 ПСК , « Формоза », военная часть специального тылового обеспечения)
Польские военные продолжают реструктуризацию и модернизацию своей техники. Генеральный штаб Министерства обороны Польши и штаб Сухопутных войск недавно реорганизовали последние в структуру, совместимую с НАТО, от J/G-1 до J/G-6. Бюджетные ограничения препятствуют таким приоритетным оборонным закупкам, как многоцелевой истребитель, улучшенные системы связи и ударный вертолет.
Польша продолжает оставаться региональным лидером в поддержке и участии в программе НАТО «Партнерство ради мира» и активно вовлекает большинство своих соседей и других региональных игроков в создание стабильной основы для будущих механизмов европейской безопасности. Польша продолжает свою давнюю историю решительной поддержки миротворческих операций Организации Объединенных Наций ; она поддерживает подразделение в Южном Ливане (часть Временных сил Организации Объединенных Наций в Ливане , батальон Сил НАТО для Косово (КФОР), а также обеспечивает и фактически развертывает стратегический резерв КФОР в Косово. Польша является сильным союзником США в Европе. и возглавляла многонациональную дивизию «Центр-Юг» в Ираке в 2000-х годах.
Бюро государственной защиты
[ редактировать ]Служба государственной охраны (польский: Służba Ochrony Państwa, SOP) является польским эквивалентом Секретной службы в Соединенных Штатах, предоставляющей правительству антитеррористические услуги и услуги по обеспечению безопасности VIP-персон. [ 34 ]
Административное деление
[ редактировать ]Польша разделена на 16 воеводств или воеводств (voivodeships , единственное число – voivodeship ): Нижнесилезское , Куявско-Поморское , Лодзинское , Люблинское , Малопольское , Мазовецкое , Любушское , Опольское , Подкарпатское , Подляское , Поморское , Силезское , Свентокшиское , е , Варминско-Мазурское воеводство , Великая Польша и Западная Померания .
Международные отношения
[ редактировать ]Польша обладает значительным влиянием в Центральной и Восточной Европе и является средней державой в международных делах. Внешняя политика Польши основана на четырех основных обязательствах: атлантическом сотрудничестве, европейской интеграции, международном развитии и международном праве. После краха коммунизма и восстановления страны в качестве демократической страны Польша расширила свои обязанности и позицию в европейских и западных делах, поддерживая и устанавливая дружественные международные отношения как с Западом, так и со многими европейскими странами.
Благодаря своему трагическому историческому опыту агрессии со стороны могущественных соседей (например, разделы Польши , Вторая мировая война ), польская внешняя политика предполагает тесное сотрудничество с сильным партнером, достаточно способным оказать сильную военную поддержку во времена критических ситуаций. Это создает фон для тесных отношений Польши с США. В то же время столь же отягощенное отношение к России приводит к очень напряженным дипломатическим отношениям, которые постоянно ухудшаются с момента Владимира Путина прихода к власти . Это важный фактор особого внимания, которое Польша уделяет политическому освобождению всех своих восточных соседей: Литвы, Белоруссии и Украины.
См. также
[ редактировать ]- Польша
- Политика Европы
- Вышеградская группа
- Либерализм в Польше
- Польское правительство в изгнании
- Политические партии в Польше
- Польша А и Б
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Kukiz'15 ранее работал в составе Польской коалиции как независимый. В результат не включен Павел Кукиз, который не является членом партии, но был избран с 43 292 голосами.
- ^ Конфедерация была зарегистрирована как партия, чтобы обойти избирательный барьер в 8% для избирательных коалиций. Пять из его избранных членов являются членами Национального движения, один — «Новой надежды» и один — Конфедерации польской короны.
- ^ Ранее часть United Right.
- ^ Включая места, утраченные по Соглашению.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Польша 1997 (ред. 2009)» . www.constituteproject.org . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ «Польша – Всемирная книга фактов» . 22 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2021 года . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Весер, Эрнст [на немецком языке] (23 сентября 1997 г.). «Концепция полупрезидентизма-Дюверже — модель новой политической системы» (PDF) (на английском и китайском языках). Департамент образования, Педагогическая школа Кёльнского университета : 39–60 . Проверено 21 августа 2017 г.
Дюамель развил этот подход дальше: он подчеркивает, что французская конструкция не соответствует ни парламентской, ни президентской форме правления, а затем развивает различие между «политической системой» и «конституционным режимом». В то время как первое включает в себя осуществление власти, являющееся результатом доминирующей институциональной практики, второе представляет собой совокупность правил доминирующей институциональной практики власти. Таким образом, Франция предстает как «президентская система», наделенная «полупрезидентским режимом» (1983: 587). Дюверже По этому стандарту он признает плеяду полупрезидентскими режимами, а также Польшу, Румынию, Болгарию и Литву (1993: 87).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с Шугарт, Мэтью Соберг (сентябрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной и смешанной власти» (PDF) . Высшая школа международных отношений и тихоокеанских исследований . Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2008 года . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шугарт, Мэтью Соберг (декабрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной и смешанной власти» (PDF) . Французская политика . 3 (3): 323–351. дои : 10.1057/palgrave.fp.8200087 . Проверено 21 августа 2017 г.
Даже если президент не имеет права по своему усмотрению формировать кабинеты министров или права распускать парламент, его или ее конституционные полномочия можно считать «весьма значительными» в смысле Дюверже, если одобренные в парламенте законы кабинета министров могут быть заблокированы избранным народом представителем. Такие полномочия особенно актуальны, если для преодоления вето требуется чрезвычайное большинство, как в Монголии, Польше и Сенегале. В этих случаях, хотя правительство полностью подотчетно парламенту, оно не может принимать законы, не принимая во внимание потенциально различные политические предпочтения президента.
- ^ Перейти обратно: а б Макменамин, Иэн. «Полупрезидентизм и демократизация в Польше» (PDF) . Школа права и государственного управления Дублинского городского университета . Архивировано из оригинала (PDF) 12 февраля 2012 года . Проверено 11 декабря 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Искусство. 10 сек. 2 Конституции Польши .
- ^ «Ст. 175 гл. 1 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Ст. 175 гл. 2 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Ст. 176 гл. 1 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Статья 179 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Ст. 178 гл. 3 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Ст. 178 ч. 2 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Статья 181 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Ст. 190 ч. 1 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Ст. 180 гл. 2 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Статья 182 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Гарлицкий, Лешек (2007). Польское конституционное право (11-е изд.). Либер. стр. 346. ISBN 978-83-7206-142-3 .
- ^ «Ст. 182 ч. 1 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Ст. 183 ч. 2 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Гарлицкий, Лешек (2007). Польское конституционное право (11-е изд.). Либер. стр. 339. ISBN 978-83-272-3154-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гарлицкий, Лешек (2007). Польское конституционное право (11-е изд.). Либер. стр. 333. ISBN 978-83-272-3154-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Гарлицкий, Лешек (2007). Польское конституционное право (11-е изд.). Либер. стр. 335. ISBN 978-83-272-3154-3 .
- ^ Гарлицкий, Лешек (2007). Польское конституционное право (11-е изд.). Либер. стр. 336. ISBN 978-83-272-3154-3 .
- ^ «Статья 184 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Искусство. 185 Конституции. «Конституция Республики Польша» . Проверено 9 апреля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Ст. 186 гл. 1 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Ст. 186 гл. 2 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Ст. 187 ч. 1 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Ст. 187 гл. 3 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Ст. 187 гл. 2 Конституции» . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Польские вооруженные силы
- ^ «Польская армия набирает силу. В ней уже около 164 000 солдат | pulshr.pl» . www.pulshr.pl (на польском языке). 30 декабря 2022 г. . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ Biuro Ochrony Rządu. Архивировано 14 июля 2007 г. на Wayback Machine, получено 25 июля 2007 г.