Мари-Мадлен Гимар
Мари-Мадлен Гимар | |
---|---|
![]() Портрет Гимара | |
Рожденный | 27 декабря 1743 г. |
Умер | 4 мая 1816 г. Париж, Франция | (72 года)
Супруг | |
Партнеры | Врачи Жан-Бенжамен де Ла Борд Шарль де Рохан |
Дети | 2 |
Мари-Мадлен Гимар (27 декабря 1743 г.) [ 1 ] — 4 мая 1816) — французская балерина , доминировавшая на парижской сцене во времена правления Людовика XVI . [ 2 ] Двадцать пять лет она была звездой Парижской оперы . Еще большую известность она прославила своими любовными похождениями, особенно длительной связью с принцем Субизом . По словам Эдмона де Гонкура , когда Даламбера спросили, почему такие танцовщики, как Ла Гимар, заработали такие огромные состояния, а певцы - нет, он ответил: «Это необходимое следствие законов движения». [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Она была ребенком любви Фабьена Гимара и Анны Бернар и была узаконена поздно (декабрь 1765 г.).
Танцор
[ редактировать ]
Ее обучал великий хореограф д'Арнонкур, который записал ее в пятнадцатилетнем возрасте в кордебалет Комеди Франсез .
После первого романа с танцовщицей Леже, от которого у нее родился ребенок, она была приглашена в Оперу (1761 г.) и дебютировала в партии Терпсихоры 9 мая 1762 г., и вскоре ее увидели танцующей при дворе.
Не известная тем, что рисковала выполнять более сложные движения, которые добавлялись в профессиональный балетный репертуар , она была известна своими идеально составленными и плавными аристократическими движениями, мимикой и , прежде всего, выразительно улыбающимся лицом. Юбку она носила поднятой, открывая нижнюю юбку без обручей и корзин, которую поддерживала просто накрахмаленная муслиновая нижняя юбка . [ 4 ] Художница-портретистка г-жа Виже-Лебрен сказала: «Ее танец был всего лишь наброском; она делала только petits pas , простые шаги, но с движениями настолько изящными, что публика предпочитала ее любой другой танцовщице». [ 5 ] Другие танцоры, такие как Жан-Жорж Новерр , восхваляли ее с энтузиазмом, но Софи Арну , которая считала, что у нее скорее изящный жест, чем настоящий танцевальный талант, заметила это после того, как в январе 1766 года кусок декорации упал и сломал ей руку, после чего она продолжила смело появляться на публике, с перевязанной рукой: «Бедный Гимар! Если бы она только сломала ногу! Это не помешало бы ей танцевать». [ 6 ]
куртизанка
[ редактировать ]Помимо карьеры танцовщицы, она прославилась своей личной жизнью, а также жизнью куртизанки. Ее поддерживал поток высокопоставленных поклонников, в том числе джентльмен-композитор Жан-Бенжамен де Ла Борд , от которого в апреле 1763 года у нее родилась дочь и который всегда оставался в ее кругу, даже после того, как ее наконец взял на воспитание Шарль де Ла Борд. Роан, принц де Субиз , маршал Франции и большой знаток артистов балета, [ 7 ] который согласился на нее, как говорили, за 2000 экю в месяц.
Дом в Пантине
[ редактировать ]В карьере, доселе непревзойденно роскошной, она купила великолепный дом недалеко от Парижа в Пантене . [ 8 ] и построил примыкающий к нему небольшой частный театр, где шла Колле « Партия охоты Генриха IV» , запрещенная публично. [ 9 ] большинство «Пословиц Кармонтеля» и подобных им безнравственных представлений были доставлены на радость высшему обществу. [ 10 ]
По правде говоря, по словам Эдмона Гонкура, в неделю устраивалось три званых обеда: один для знатнейших из великих сеньоров и особ самого высокого уважения при дворе; второй, состоящий из писателей, художников и остроумцев, едва ли не мог соперничать с салоном г - жи Жоффрен ; и на третий, на который были приглашены все самые восхитительные и похотливые молодые женщины, согласно « Запискам о секретах», приписываемым Башомону .
В то же время, по словам барона Гримма , во время сильных холодов в январе 1768 года она просила свое содержание монетами и, не взяв свиты, поднималась на все чердаки своей округи в Пантене, раздавая кошельки с деньгами , пальто и теплое постельное белье. На протяжении всей ее карьеры ее искренняя щедрость обезоруживала памфлетистов.
Среди ее поклонников был Луи-Секстиус де Харанта де Лабрюйер, епископ Орлеанский. [ 11 ]
Отель Гимар
[ редактировать ]
В начале 1770-х годов, вопреки римско-католическому архиепископу Парижа , она открыла великолепный отель «Гимар» на улице Шоссе д'Антен, спроектированный Клодом-Николя Леду в новейшем неоклассическом стиле , украшенный картинами Фрагонара и театральными креслами. пятьсот зрителей. [ 12 ] Дом был почти закончен в марте 1773 года, когда Гримма в «Литературной переписке» был опубликован знаменитый анекдот о мести Фрагонара: Ла Гимар поссорилась с художником, который изобразил ее в образе Терпсихоры на больших панелях своего салона, и нашла замену. Пробравшись в дом без сопровождения, Фрагонар взял палитру красок и несколькими ловкими прикосновениями превратил терпсихорскую улыбку мадемуазель Гимар в гримасу ярости, нисколько не уменьшив сходства. Когда Ла Гимар прибыла со свитой и обнаружила его, чем злее она становилась, тем больше она изображала новый портрет. В этом храме Терпсихоры , как она его называла, по мнению ее недоброжелателей, происходили самые дикие оргии. В 1786 году она была вынуждена избавиться от этого имущества, и оно было отдано в ее пользу по лотерее на сумму 300 000 франков.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Вскоре после выхода на пенсию в 1789 году она вышла замуж за Жана-Этьена Депрео (1748–1820), танцора, автора песен и драматурга.
Наследие
[ редактировать ]В 2009 году кровать, изготовленная для Гимара по проекту Людовика XVI французским архитектором-визионером в неоклассическом стиле Клодом Николя Леду (1736–1806) как «главный алтарь храма любви», как сказал владелец галереи Алан Рубин, была предложена для продажа Pelham Galleries на Европейской ярмарке изящных искусств в Маастрихте. [ 13 ]
Помимо ее портрета в Лувре ( иллюстрация ), несколько других портретных рисунков Фрагонара хранятся в Музее изящных искусств и археологии Безансона , а также бюст Гаэтано Мерси (1779 г.). [ 14 ] находится в Музее декоративного искусства в Париже.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]
- ↑ Родилась и крестилась в один и тот же день, согласно записи о ее крещении, опубликованной в Эдмоне де Гонкуре, Ла Гимар: d'après les Registers des Menus-plaisirs, de la Bibliothèque de l'Opéra и т. д. (Париж, 1893), стр. 5. Жизнь Гонкура является источником практически всех современных упоминаний.
- ^ П. Мигель, Балерины, от двора Людовика XIV до Павловой , 1972.
- ^ Эдмон де Гонкур 1893, предисловие.
- ^ Джудит Чейзин-Беннахум, Соблазн совершенства: мода и балет, 1780-1830 , (Нью-Йорк: Routledge), 2005.
- ^ Цитируется Гонкуром 1893, стр.2, примечание 1.
- ^ Гонкур 1893, с. 33 Примечание 2.
- ^ Гонкур (1893, стр. 35f.) вспоминает традицию, согласно которой Субиз задуман в рисунке La petite loge Моро ле Женя для Памятника костюму , в котором сценическая мать предлагает свою дочь на осмотр сеньору, который нежно ее принимает. за подбородок.
- ↑ К концу XIX века дом полностью исчез, но Эдмон де Гонкур сообщил, что г-жа Делизи воссоздала расписные буазери двух главных салонов мадемуазель Гимар в своем отеле в Париже (Гонкур, 1893, стр. 53).
- ↑ Однако его исполнение открыло мадам дю Барри Павильон де Лувесьен .
- ^ «Возможно, самым щедрым спонсором тайного театра была Мария-Мадлен Гимар, так называемая «богиня танца», обожаемая звезда оперного балета». (К. Топфер, «Салон оргий: аристократия и порнографический театр в дореволюционном Париже», Performing Arts Journal , 1990).
- ^ Гонкур 1893, с. 68 и след.
- ^ Р. Картер, «Клод Николя Ле Ду: архитектура и социальная реформа в конце старого режима», Исследования восемнадцатого века , 1992.
- ^ «Главный алтарь храма любви», New York Times , 26 марта 2009 г.
- ^ Сообщено Эвереттом Фэи Фрэнсису Стигмюллеру (Стигмюллер, Женщина, мужчина и два королевства: История мадам д'Эпине и аббата Галиани , (Нью-Йорк) 1991: 258, примечание 2.
свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Гимар, Мария Мадлен ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 695–696.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в