литофан
Литофан — это тонкая пластинка из полупрозрачного материала, обычно фарфора , отлитая в форму различной толщины, так что при освещении сзади пластинки разной толщины проявляются в разных оттенках, образуя изображение. Только при освещении сзади изображение отображается правильно. [ 2 ] Они были изобретены в 19 веке и стали очень популярны, как правило, для абажуров, ночников или для подвешивания на окнах. Им также можно было бы предоставить подставки, которые можно было бы разместить перед источником света. [ 3 ] Самая длинная сторона литофана обычно составляет от 6 до 10 дюймов (от 15 до 25 см).
Изображения, как правило, были лишены авантюр с художественной точки зрения, в основном повторяя рисунки гравюр или картины с помощью репродукционных гравюр. Большое количество представляло собой достаточно сентиментальные бытовые жанровые сцены, хотя были и портреты, пейзажи и религиозные сюжеты. [ 4 ] Эта техника, естественно, создавала изображения только в гризайле , тонах серого, но позже их часто писали полупрозрачной краской, например той, которая используется в акварели для придания цветных изображений. Название происходит от греческого; «литос» означает «камень», а «файнен » — «вызывать появление». [ 5 ]
Изобретенные во Франции в 1820-х годах, они быстро стали популярными и производились в разных странах. Но вскоре Германия стала основным производителем и оставалась таковой до конца столетия. Крупнейшим производителем была прусская Königliche Porzellan-Manufaktur (KPM) в Берлине , в результате чего «берлинские прозрачные пленки» стали для них общим термином на английском языке. [ 6 ] Фарфоровая мануфактура Plauesche в Плауэ , Тюрингия , Германия, была еще одним крупным производителем, который продолжал производить их и во второй половине 20-го века. [ 5 ]
Пик их производства, возможно, пришелся на период с 1840 по 1870 год. [ 5 ] К концу XIX века литофаны в значительной степени вышли из моды, но в последние десятилетия они пережили своего рода возрождение, используя помимо фарфора стекло, пластик, а при 3D-печати иногда и бумагу. [ 7 ]
Техника
[ редактировать ]Чтобы сделать фарфоровый литофан, восковую пластинку помещали на стеклянную подложку и вырезали так, чтобы при освещении сзади проявившееся изображение можно было увидеть так же, как и готовый литофан. гипса был снят восковой слепок Затем из парижского , который стал многоразовой формой для фарфора. Обычно его оставляли неглазурованным, как бисквитный фарфор . [ 8 ] Поскольку литофаны стали производиться в больших количествах, часто использовались более прочные металлические формы. [ 9 ]
Так как фарфора местами всего около При толщине 1 ⁄ дюйма (3,2 мм) потери при обжиге были высокими, примерно до 60%. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Были прецеденты в китайском фарфоре , в технике, известной как хуа , что означает «секретное» или «скрытое украшение». [ 10 ] Но, похоже, это было сделано путем царапания или гравировки необожженного фарфорового корпуса. [ 7 ] и в основном использовался для цветочного оформления или текстовых надписей, часто буддийских, а не изображений в западной традиции. [ 5 ] Он также в основном использовался на сосудах закрытой формы, таких как вазы и чайники, что позволяет предположить, что изображение с подсветкой не предназначалось для использования.
Европейская техника была изобретена французским дипломатом бароном Полем де Бургуаном (1791–1864), который запатентовал ее в 1827 году. Его друг барон Алексис дю Трамбле имел гончарную мастерскую в своем поместье в Рубелле , и самые ранние образцы были изготовлены именно там. Поскольку де Бургуан как дипломат не считал уместным использовать свое имя в торговле, литофаны были помечены как «AdT» (от имени Трамбле). [ 11 ]
Другие фабрики быстро переняли эту технику, многие по лицензии де Бургуэна. Мейсенский фарфор производил их с 1829 года, а к 1850 году их было изготовлено десятки тысяч. [ 12 ] Помимо упомянутых выше Берлина и Плауэ и, пожалуй, крупнейших производителей, их производили также Фолькштедт , Санкт-Петербург и Роял Копенгаген . [ 13 ]
Существовал английский патент по лицензии Bourgoing, выданный в 1828 году Роберту Гриффиту Джонсу, который затем выдал сублицензии английским фабрикам, включая Mintons , Copelands (позже часть Spode ) и фабрику Grainger's Factory в Вустере, позже слившуюся с Royal Вустер . [ 14 ]
К концу века мода практически прошла, но литофаны были изготовлены в честь коронации Эдуарда VII в 1902 году. [ 7 ] К середине 20-го века эта техника использовалась в Японии, в основном для ярких чайных сервизов для американских солдат после Второй мировой войны с литофановым лицом гейши на дне чашек. [ 7 ]
Современные литофаны
[ редактировать ]Фарфоровые литофаны до сих пор производятся в ограниченном количестве как гончарными мастерскими , так и крупными производителями, такими как Бернардо и Веджвуд . [ 15 ]
Аналогичные эффекты могут быть достигнуты в формованном цветном стекле, но его, вероятно, не следует называть литофанами. Этот термин снова стал использоваться для изображений, созданных с помощью резки с цифровым управлением («ЧПУ»), субтрактивного процесса, или с помощью 3D-печати, аддитивного процесса. Многие компании сейчас предлагают изготовление единичных изображений или оборудование для их изготовления. Предлагаются решения, чтобы добавить к ним цвета. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Коллекции
[ редактировать ]В большинстве музеев с коллекцией фарфора XIX века есть образцы литофанов, хотя, скорее всего, на выставке будет лишь небольшое их количество. Самая большая коллекция принадлежит Музею литофанов Блэра, который сейчас находится в Дендрарии и садах Шеделя в Элморе, штат Огайо . [ 7 ] [ 19 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Немецкий, с чугунной подставкой
-
Немецкий, в металлическом абажуре.
-
Подогреватель для чайника или ночник
-
Мадонна с Младенцем по мотивам Мурильо , с подвесной цепью
-
Немецкая сцена с окрашенным цветом
-
Японские чашки ХХ века с литофановыми лицами гейш.
-
Современный фарфоровый литофан на подставке
-
3D printed Wikipedia logo
-
Современный фарфоровый абажур с подсветкой изнутри
-
Тот же фарфоровый абажур в рассеянном свете.
-
Станок с ЧПУ для резки литофана кота
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фридрих Великий после битвы при Колине Юлиуса Шредера, сейчас в Мюнхене , см. Битву при Колине.
- ^ «Как изготавливаются литофаны» , Музей литофанов Блэра; Библиотека универсальных знаний , том 9, с. 96, 1880 г.; Милберн, Сандра Дж. (25 мая 2022 г.). «Вы знаете, что такое литофан? Узнайте на мастер-классе в библиотеке Хатчинсона» . Новости Хатчинсона . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Сэвидж и Ньюман, 180–181; Карни; Виды использования , Музей литофанов Блэра
- ^ Бэтти, 160 лет; Сэвидж и Ньюман, 180–181; Карни
- ^ Jump up to: а б с д и Карни
- ^ Сэвидж и Ньюман, 180; Хэмпшир
- ^ Jump up to: а б с д и Хэмпшир
- ^ Сэвидж и Ньюман, 180–181.
- ^ Карни; «Как делают литофаны» , Музей Блэра.
- ^ «Китайский фарфоровый словарь: Ань хуа» . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ Сэвидж и Ньюман, 180–181; Хэмпшир
- ^ Бэтти, 159–160.
- ^ Бэтти, 160 лет.
- ^ Сэвидж и Ньюман, 181.
- ^ Веб-сайт Бернардо ; Ежемесячник керамики , «Новый путь с литофаном» ; Историк керамики ; Блог Музея литофана
- ^ «Изготовление персонализированного литофана методом аддитивного производства» . Устойчивые операции и компьютеры . 3 . Elsevier BV: 17–21 2022 г. doi : 10.1016/j.susoc.2021.09.001 . S2CID 240584496 .
- ^ Тим (12 апреля 2022 г.). «Идеальная 3D-печать всех типов литофанов и добавление цвета» . Основная электроника . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ «101» .
- ^ «История музея Блэра» . Дендрарий и сады Шеделя .
Ссылки
[ редактировать ]- Бэтти, Дэвид , редактор, Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Конран Осьминог, ISBN 1850292515
- Карни, Маргарет, «Литофаны и Азия: полупрозрачные переводы» , Ceramics Monthly , октябрь 2007 г., Vol. 55, Выпуск 8
- «Гэмпшир», «Краткая история литофанов» , Культурный фонд Хэмпшира.
- Сэвидж, Джордж, и Ньюман, Гарольд, Иллюстрированный словарь керамики , 1985, Thames & Hudson, ISBN 0500273804
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карни, Маргарет (2008), Литофан , Schiffer Publishing, ISBN 9780764330193
- Гарольд Ньюман, «Литофановые таблички», Путеводитель для антикваров и коллекционеров , август 1990 г., Statuscourt