Антониус Валеус
Антониус Валеус ( Антуан де Ваэле , Антон ван Вале ) (октябрь 1573, Гент — 3 июля 1639, Лейден ) — голландский кальвинистский священник, богослов и академик.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в Генте , куда его отец Жак де Ваэль переехал из Брюсселя после казни Ламораля, графа Эгмонта в 1568 году. Жак де Ваэле, будучи сторонником Вильгельма I, принца Оранского , семья уехала в Зеландию в 1585 году. . [1]
Валеус получил образование в Мидделбургской школе, где его преподавали Якоб Грутер и Мурдисониус, а затем в Лейденском университете под руководством Франциска Юния , Лукаса Трелкация и Франциска Гомаруса . Он побывал во Франции и Женеве , остановившись у Шарля Перро . После пребывания в Базеле он вернулся в Нидерланды в 1601 году и стал служителем голландской реформатской церкви в Кудекерке в 1602 году. Затем он преподавал в Мидделбурге. [1] [2]
Религиозный конфликт
[ редактировать ]В период нарастания богословской напряженности между ремонстрантами и контрремонстрантами Валей находился в хороших отношениях с Гуго Гроцием последнего , несмотря на арминианские взгляды . В 1615 году Валеус опубликовал «Het Ampt der Kerckendienaren» против ведущего протестанта и союзника Гроция Иоганна Втенбогерта , поднимая вопрос об отношениях церкви и государства. [3] Он ответил Ampt ende Authoriteyt Втенбогерта, но также косвенно нацелился на Pietas Ordinum Гроция. Его тон был вполне миролюбивым и открытым для компромисса; эта работа поставила Валеуса в центр богословских дебатов, но Втенбогерт решил дать полемический ответ. [4] Герард Воссиус написал Гроцию частное письмо о Het Ampt , несимпатизирующем Валею, которое было опубликовано намного позже как Dissertation epistolica de iure magistratus in rebus ecclesiasticis (1669). [5]
В 1617 году Валеус стал известным на стороне контрремонстрантов как проповедник в Гааге . После Дортского синода 1618–1699 годов он был назначен на богословский факультет в Лейдене. [1] [2] Формулировка пяти пунктов кальвинизма в Дортских канонах приписывается Валею, Годефриду Удемансу и Якобу Тригландию . [6]
После Синода Валеус служил Йохану ван Олденбарневельту перед его казнью. Ольденбарневельдт, Гроций и другие лидеры протестантов были приговорены к смертной казни; Валеуса попросили сообщить приговор Ольденбарневельдту, Гроцию и Ромбоуту Хогербитсу . В случае с Гроцием он посчитал, что его положение слишком тяжелое, и отказался. Затем приговоры Гроцию и Хогербитса смягчили. [3] В последние дни Ольденбарневельта Валеус выступал в качестве посредника с Морисом Нассау, принцем Оранским, который довел религиозный конфликт до апогея как политический вопрос. [7]
В Лейдене
[ редактировать ]Он был переводчиком Нового Завета и апокрифов для Statenvertaling , работая с Фестом Хоммием и Якобом Роландом . [1] [8] В 1622 году ему было предложено основать в Лейдене учебный колледж для миссионеров для Голландской Ост-Индской компании . [9] Среди его учеников был Робертус Юниус . миссионер [10]
Было заявлено, что Валеус стремился свести к минимуму различия между голландской реформатской церковью и взглядами Джона Робинсона , служителя английской общины в Нидерландах. После смерти Робинсона (1625 г.) Валеус написал в письме, опубликованном в переводе Генри Мартина Декстера : [11] в том смысле, что Робинсон стремился устранить разногласия между местными общинами и хотел, чтобы один из его сыновей прошел подготовку для голландского реформатского служения. [12] Утверждалось, что это заявление (поддержанное Хоммиусом) было сделано в надежде получить финансирование на образование семьи Робинсонов, трое сыновей которой зарегистрировались в Лейдене; из них один стал министром, но не прошел обучение в Лейдене. [13]
Валеус вместе с Иоганнесом Полиандром и Энтони Тизиусом из Лейденского факультета в качестве умеренного эйреника давал советы по другим вопросам, касающимся английских общин, в 1633–1634 годах. Они поставили под сомнение средства, используемые для осуществления литургических изменений, и посоветовали пересмотреть De conscientia Уильяма Эймса из-за его агрессивного тона против англиканской церкви. [14]
Его портрет написал Дэвид Байи . [15]
Работает
[ редактировать ]Его Compendium ethicae Aristotelicae был основан на курсах школы Миддлбурга. [16] Определяя эклектическую моральную философию, не менее, была бы приемлема для христиан, Валей выбрал в качестве основы Никомахову этику Аристотеля которая, тем , подлежащую исправлению. [17] несмотря на мнение, что Платон был лучшим философом-моралистом, поскольку Аристотель был лучшим физиком; [18] Аристотеля, он использовал классификацию добродетелей протестанта Ламберта Дано а не опору на Десять заповедей . [19] Очищающие добродетели Платона соответствовали описанию в « Заповедях блаженства» ; но в конце концов выяснилось, что Платону не хватает христианских богословских концепций. [20] Обсуждая высшее благо , он защищал принцип стоицизма , согласно которому оно состоит из хороших привычек; [21] Эпикурейскую точку зрения можно было бы исправить в ее более абстрактной форме «умственной радости», хотя и не как физического удовольствия. [22] Моральная философия включала политику и экономику, а также этику. [23]
В своем Enchiridion Religis Reformae , вводном семинарском тексте, Валей дает упрощенную форму аргументов Захарии Урсинуса по естественному богословию ; и мало полагается на Священное Писание в вопросе о существовании Бога . Его Loci communibus Sacrae theologiae et consiliis представляет собой более продвинутый текст и развивает философский теизм . [24] [25] Наряду с Франциском Гомаром Валей принял теорию среднего познания Бога ( scientia media ), чаще связанную с молинизмом . [26]
Synopsis purioris theologiae disputationibus quinquaginta duabus comprehensa (1625) со своими коллегами Иоганнесом Полиандром, Андре Риве и Энтони Тизиусом попытался урегулировать лейденскую точку зрения на спорные вопросы единым фронтом. Кроме того, Лейденский синопсис был призван представить голландскую реформатскую ортодоксальность, [27] предоставление руководства на 880 страниц, охватывающего 52 спора, ресурса для апологетики . [28]
Посмертная Опера Омния (1643 г.) [29] содержит De Opione Chiliastarum с взглядами на милленаризм . Валеус переписывался с Йозефом Мидом , и его отношение к Церинфу , Иоганну Пискатору и Иоганну Генриху Альстеду в этой области было отрицательным, вместо этого он помещал Второе пришествие вдали от земных событий. Иоганнес Кокцей последовал примеру Валея в его интересе к пророчествам. [30]
Споры с ремонстрантами продолжались, особенно с Симоном Епископием и Иоганном Арнольди Корвином .
Семья
[ редактировать ]Его сыном был врач Йоханнес Валеус (Ян де Вале).
Ссылки
[ редактировать ]- Хьюго Гроций , Гийом Анри Мари Постумус Мейес (1988), Мелетий, или О том, что встречается среди христиан, послание ; Гугл Книги
- Джилл Крэй, Моральная философия , стр. 303–386 в книге Чарльза Б. Шмитта , Квентина Скиннера (редакторы) (1991), Кембриджская история философии эпохи Возрождения ; Гугл Книги .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д de:s:ADB:Валеус, Антониус
- ^ Jump up to: а б Гроций, с. 46; Гугл Книги .
- ^ Jump up to: а б Гроций, стр. 48–9; Гугл Книги .
- ^ Хьюго Гроций, Об Империи Высших Сил около Священного (2001), с. 17; Гугл Книги
- ^ Гийом Анри Мари Постумус Мейес, Хенк Дж. М. Неллен, Эдвин Рэбби, Хьюго Гротиус, теолог: эссе в честь GHM Постумуса Мейеса (1994), стр. 28; Гугл Книги .
- ^ Карл Дж. Шредер, В поисках Пятидесятницы: Йодокус ван Лоденштейн и вторая голландская Реформация (2001), стр. 9; Гугл Книги .
- ^ Ян Ден Текс, Олденбарневельт: 1606–1619 , Том 2 (1973), стр. 681; Гугл Книги .
- ^ (на голландском языке) Statenvertalers
- ^ Майкл Фрэнсис Лаффан, Становление индонезийского ислама: ориентализм и повествование о суфийском прошлом (2011), стр. 70; Гугл Книги
- ^ « Биографический словарь китайского христианства » . Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ Генри Мартин Декстер , Мортон Декстер, Англия и Голландия паломников (1906, перепечатка 2004 г.), стр. 592, Google Книги .
- ^ Кейт Л. Спрунгер, Трубы из Башни: английская пуританская печать в Нидерландах, 1600–1640 (1994), стр. 173–4; Гугл Книги .
- ^ Г. Дж. Каминг , Исследования по истории церкви, том III , стр. 235–7; Гугл Книги .
- ^ Кейт Л. Спрунгер, Голландское пуританство: история английских и шотландских церквей Нидерландов в шестнадцатом и семнадцатом веках (1982), с. 362; Гугл Книги .
- ^ Роланд Э. Флейшер, Сьюзен Скотт Маншауэр, Сьюзан К. Скотт, Эпоха Рембрандта: исследования голландской живописи семнадцатого века (1988), стр. 50; Гугл Книги .
- ^ Джилл Крэй, Мартин Уильям Фрэнсис Стоун, Гуманизм и ранняя современная философия (2000), стр. 73; Гугл Книги.
- ^ Край, с. 346.
- ^ Край, с. 325.
- ^ Край, с. 346–7.
- ^ Край, с. 359.
- ^ Край, с. 363–4.
- ^ Край, с. 379.
- ^ Край, с. 305, примечание 17.
- ^ Майкл Саддат, Реформаторское возражение против естественного богословия (2009), стр. 23; Гугл Книги.
- ^ Джон Платт, Реформатская мысль и схоластика: аргументы в пользу существования Бога в голландском богословии, 1575–1650 (1982), с. 165; Гугл Книги.
- ^ Дольф те Вельде, Пути за пределами отслеживания (2010), стр. 331; Гугл Книги .
- ^ Кэтрин Мерфи, Ричард Тодд, «Человек, очень хорошо изученный»: новый контекст для Томаса Брауна (2008), стр. 38; Гугл Книги .
- ^ Дональд К. МакКим, Дэвид Ф. Райт, Энциклопедия реформатской веры (1992), стр. 217; Гугл Книги .
- ^ Работы Энтони Валеуса (1643), Google Книги .
- ^ Джеффри К. Джу, Рай на Земле: Джозеф Мид (1586–1638) и наследие милленаризма (2006), стр. 228; Гугл Книги.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница WorldCat
- Открыть страницу библиотеки
- Работы Антония Валеуса в Постреформационной цифровой библиотеке
- (на голландском языке) Биографический портал
- (на голландском языке) Зарегистрировать проект Neocalvinisme