Sd.Kfz. 11
легкий тягач 3т, Sd.Kfz. 11 | |
---|---|
![]() Sd.Kfz. 11 артиллерийский тягач с инженерным кузовом | |
Тип | Легкий полугусеничный |
Место происхождения | Нацистская Германия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1938–1945 |
Используется |
|
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Ханомаг |
Разработанный | 1934–1938 |
Производитель | Ханомаг , Адлерверке, Хорьх , Шкода , Боргвард |
Стоимость единицы | 22 000 ℛ︁ℳ︁ |
Произведено | 1938–1945 |
№ построено | Прибл. 9000 |
Варианты | Sd.Kfz. 11/1, Sd.Kfz. 11/2, Sd.Kfz. 11/3, Sd.Kfz. 11/4, Sd.Kfz. 11/5, Sd.Kfz. 251 |
Технические характеристики (поздний Sd.Kfz.11) | |
Масса | 7200 кг (15900 фунтов) |
Длина | 5,55 метра (18,2 фута) |
Ширина | 2 метра (6,6 футов) |
Высота | 2,15 метра (7,1 фута) |
Экипаж | 2 + 6 |
Основной вооружение | никто |
Двигатель | объемом 4,1 л Бензиновый 6-цилиндровый двигатель Maybach HL42 TRKM с водяным охлаждением. 100 лошадиных сил (100 л.с.) |
Грузоподъемность | 1800 кг (4000 фунтов) |
Передача инфекции | 4+1 скорость Hanomag U 50 |
Приостановка | торсион |
Дорожный просвет | 32 сантиметра (13 дюймов) |
Запас топлива | 110 литров (29 галлонов США) |
Оперативный диапазон |
|
Максимальная скорость | 52,5 км/ч (32,6 миль в час) (дорога) |
Sd.Kfz . 11 ( Sonderkraftfahrzeug — специальный автомобиль) — немецкий полугусеничный автомобиль , получивший широкое распространение во время Второй мировой войны . Его основная роль заключалась в качестве тягача для средних буксируемых орудий, от FlaK 43 3,7-см зенитной пушки до leFH 18 10,5-см полевой гаубицы . Помимо буксировки орудия или прицепа, он мог перевозить восемь военнослужащих.
Базовая конструкция всех немецких полугусеничных грузовиков была разработана в Веймарскую эпоху Военным автомобильным отделом рейхсвера . , но окончательный проект и испытания были переданы коммерческим фирмам с пониманием, что производство будет разделено между несколькими компаниями Боргвард [ Примечания 1 ] был выбран для разработки второго по размеру немецкого полугусеничного автомобиля и построил серию прототипов в период с 1934 по 1937 год. Однако в 1938 году разработку взяла на себя компания Hanomag, которая спроектировала основную серийную версию H kl 6 .
Шасси легло в основу Sd.Kfz. 251 средний бронетранспортер . В период с 1938 по 1945 год было произведено около 9000 машин, что сделало эту машину одной из самых многочисленных немецких тактических машин войны. Он участвовал во вторжении в Польшу , битве за Францию , Балканской кампании и сражался как на Западном фронте , так и на Восточном фронте , в Северной Африке и в Италии . Девять также были получены Королевством Румыния в конце 1942 года. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]
Sd.Kfz . 11 использовалась обычная лестничная рама . Мощность обеспечивалась передним бензиновым двигателем Maybach шестицилиндровым с водяным охлаждением объемом 4,17 литра (254 куб. Дюймов) HL 42 TRKM мощностью 100 лошадиных сил (100 л.с.). Он имел трансмиссию Hanomag U 50 с четырьмя передними и одной задней передачей. Максимальная скорость составляла 52,5 км/ч (32,6 миль в час), и он мог преодолевать воду глубиной 0,5 метра (1,6 фута). [ 2 ]
И гусеницы, и колеса приводились в действие, а также использовались для рулевого управления. Система рулевого управления была настроена таким образом, чтобы при неглубоких поворотах использовались только колеса, но при дальнейшем повороте рулевого колеса тормоза применялись к гусеницам. Ведущие звездочки имели ролики, а не более распространенные зубья. Задняя подвеска состояла из шести сдвоенных опорных катков, перекрывающихся и чередующихся в системе Schachtellaufwerk , установленных на поворотных рычагах, подрессоренных торсионами . Натяжное колесо, установленное в задней части машины, использовалось для контроля натяжения гусеницы. Передние колеса, закрепленные на жесткой передней оси, имели поперечно расположенные листовые рессоры и амортизаторы, единственные на машине, для смягчения ударов. [ 2 ]
За время серийного производства Sd.Kfz были построены две разные верхние части кузова. 11 . «Артиллерийский» корпус имел боекомплект, отделявший отделение механика-водителя от боевого отделения. Боекомплект имел двери, которые открывались с каждой стороны машины и могли быть рассчитаны на боеприпасы разного размера. На многоместных сиденьях по бокам автомобиля с отсеком для хранения под сиденьем могли разместиться шесть человек. Экипаж вошел из задней части машины. Лобовое стекло могло складываться вперед и также было съемным. Над боекомплектом устанавливался откидной брезентовый верх. В поднятом состоянии он крепился к лобовому стеклу и к задней части боевого отделения. Для защиты экипажа от непогоды могли устанавливаться боковые части. [ 3 ]
Кузов «инженер» имел три многоместных сиденья для экипажа, а в верхней части задней части кузова монтировался откидной брезентовый верх. При установке он крепился к лобовому стеклу. Для защиты экипажа от непогоды можно было установить боковые части. В задней части машины, под сиденьями экипажа, находился вещевой отсек. Фотоматериалы показывают, что артиллерийскими частями использовались как «артиллерийская», так и «инженерная» версии. [ 3 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Предварительный проект всех немецких полугусеничных машин начала войны выполнил дипл.инж. Эрнст Книпкамп из Военного автомобильного департамента ( Wa. Prüf. 6 ) до прихода нацистов к власти в 1933 году. Затем его конструкции были переданы коммерческим фирмам для разработки и испытаний. [ 4 ] Боргварду было поручено разработать 3-тонный (3,0 длинных тонны; 3,3 коротких тонны) тягач с первым HL. кл. 2 , выпущенный в 1933 году. Он имел шестицилиндровый двигатель Hansa-Lloyd Type 3500 L объемом 3,485 л (212,7 куб. Дюймов) и мощностью 71 л.с. (72 л.с.), установленный спереди, четырехступенчатую коробку передач Hansa-Lloyd-Goliath. имел всего по четыре опорных катка на борт и весил 5 тонн (4,9 длинных тонны; 5,5 коротких тонны). Улучшенный ХЛ. кл. 3 последовала в 1936 году, но отличалась от более раннего прототипа лишь деталями. Предсерийная модель [ 5 ]
Первой серийной моделью была HL.kl.5 , на которой по-прежнему использовался двигатель Type 3500 L и трансмиссия Hansa-Lloyd-Goliath, но она была удлинена на два опорных катка с каждой стороны. Он весил 6,5 тонны (6,4 длинных тонны; 7,2 коротких тонны) и мог нести полезную нагрузку 1500 кг (3300 фунтов) при буксировке груза массой 3 тонны (3,0 длинных тонны; 3,3 коротких тонны). В период с 1936 по 1938 год компанией Borgward было произведено 505 штук по цене 20 000 рейхсмарок каждая. [ 6 ]
Hanomag взял на себя разработку автомобиля в 1938 году и спроектировал H kl 6 , в котором первоначально использовался двигатель Maybach HL38 TUKR , который на ранних этапах производства был заменен двигателем HL42 TUKRM мощностью около 100 л.с./л.с. Hanomag заменил трансмиссию Hansa-Lloyd-Goliath на собственную четырехступенчатую коробку передач U 50 и увеличил топливный бак до 110 литров (29 галлонов США). Вес автомобиля увеличился до 7200 кг (15 900 фунтов), но полезная нагрузка также увеличилась до 1800 кг (4000 фунтов). [ 7 ]
Производство
[ редактировать ]Первоначально Borgward и Hanomag построили Sd.Kfz. 11 шасси, но позже Adlerwerke из Франкфурта-на-Майне , Horch из Цвиккау и Škoda из Млада-Болеслава в план производства были добавлены . По состоянию на 20 декабря 1942 г. в строю находилось 4209 самолетов. В 1943 году было построено 2133 экземпляра, а в 1944 году — 1308. Всего к 1945 году было построено более 9000 машин. [ 8 ]
Варианты
[ редактировать ]Sd.Kfz. 11/1
[ редактировать ]Во время войны было создано две машины, получившие такое обозначение. Более ранняя машина представляла собой версию Sd.Kfz. 11, боекомплект для 10-см миномета Nebelwerfer 35 или 40 . Боекомплект имел стеллажи для хранения снарядов и пороха с открывающимися вбок дверцами. [ 9 ] Более поздняя версия, созданная в 1944 году, представляла собой зенитную машину с использованием броневой передней надстройки Sd.Kfz . 251 и установкой 2-см пушки Flak 38 .
Sd.Kfz. 11/2
[ редактировать ]
Sd.Kfz . 11/2 представлял собой машину для химической дезактивации, оснащенную разбрасывателем грузоподъемностью 70 кг (150 фунтов) и местом для восьми бочек с химикатами для дезактивации. Это оставило место только для трех членов экипажа. Бочки размещались на платформах над гусеницами со складными внешними направляющими. [ 9 ]
Согласно достоверным данным, автомобиль среднего размера перевозит 760 килограммов (1680 фунтов) отбеливателя; полосу шириной 1,7 метра (5 футов 7 дюймов) и длиной 1,4 километра (чуть более мили) можно обеззаразить, используя плотность 300 граммов (0,66 фунта) отбеливателя на квадратный метр. Плотность, с которой транспортное средство распределяет дезинфицирующее средство, не зависит от скорости автомобиля, максимальная потенциальная плотность составляет 600 граммов (1,3 фунта) на квадратный метр. В дополнение к этому в каждом автомобиле имеется 16 канистр для обеззараживания, каждая из которых содержит 22 фунта (10,0 кг) дезинфицирующего средства для ручного использования в изолированных зонах. [ 10 ]
Sd.Kfz. 11/3
[ редактировать ]Sd.Kfz . 11/3 был оборудован баком емкостью 500 литров (130 галлонов США) и системой распыления для создания барьеров от отравляющих газов. Распылительная насадка поворачивалась вперед и назад, охватывая ширину 16 метров (52 фута). В 1937 году было построено 125 штук. [ 9 ]
Sd.Kfz. 11/4
[ редактировать ]Sd.Kfz . 11/4 представлял собой машину боеприпасов для частей, использующих Nebelwerfer 41 15-см реактивную систему залпового огня . Его боекомплекты могли нести минометные снаряды диаметром 10,5 см (4,1 дюйма), ракеты диаметром 15 см (5,9 дюйма) или 21 см (8,3 дюйма). Он мог нести тридцать шесть 15-см или десять 21-см ракет, а также экипаж пусковой установки из шести человек. [ 9 ]

Sd.Kfz. 11/5
[ редактировать ]Sd.Kfz . 11/5 представлял собой машину боеприпасов для частей, использующих Nebelwerfer реактивную систему залпового огня . В отличие от более ранних машин с боеприпасами Nebelwerfer, он имел деревянную верхнюю часть корпуса с двумя отсеками. Передняя грузовая кабина имела открытый верх и не имела стоек предыдущих моделей. В заднем боевом отделении располагалось многоместное сиденье, обращенное к задней части машины, со стойками для винтовок по бокам сиденья. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фактическая разработка была осуществлена Hansa-Lloyd , дочерней компанией Borgward Group.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Эксворси 1995 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Спилбергер, с. 158
- ^ Jump up to: а б Спилбергер, стр. 36-38.
- ^ Спилбергер, с. 24
- ^ Спилбергер, стр. 33–35.
- ^ Спилбергер, с. 34
- ^ Спилбергер, с. 37
- ^ Спилбергер, с. 37, 39
- ^ Jump up to: а б с д Спилбергер, с. 39
- ^ «ГЕРМАНСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ МАШИНЫ» . Тактико-технические направления . 23 . 22 апреля 1943 года . Проверено 9 июня 2009 г.
- ^ «Легкий тягач 3 т (Sd.Kfz.11) и его варианты» . Проверено 23 июня 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эксуорси, Марк (1995). Третья ось, четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне, 1941–1945 гг . Лондон: Оружие и доспехи . ISBN 9781854092670 .
- Чемберлен, Питер и Хилари Л. Дойл. Томас Л. Дженц (технический редактор). Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, броневиков, самоходных орудий и полугусеничных машин, 1933–1945 гг . Лондон: Arms and Armor Press, 1978 (переработанное издание 1993 г.). ISBN 1-85409-214-6
- Нихорстер, Лео В.Г. Немецкая серия по организации Второй мировой войны, Vol. 4/II: Механизированные подразделения штаба и формирования Ваффен-СС (28 июня 1942 г.) Милтон Киз, Бакингемшир: Military Press, 2004 г.
- Спилбергер, Вальтер Дж. Полугусеничные машины немецкой армии 1909-1945 гг . Атльген, Пенсильвания: Шиффер, 2008 г. ISBN 978-0-7643-2942-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]