Гар Торсруд
Гарфилд Торсруд (20 февраля 1928 г. - 23 ноября 2014 г.) был пилотом и парашютистом из Монтаны, с которым Центральное разведывательное управление первоначально заключило контракт на управление самолетами для тибетской операции по высадке, зашифрованной STBARNUM, в начале 1950-х годов. Он был одним из первых восьми парашютистов, из Университета Монтаны завербованных Центральным разведывательным управлением весной 1951 года. [ 1 ]
Впоследствии ему предложили штатную должность в Специальной оперативной группе , и вместе с майором (впоследствии бригадным генералом) Хейни Адерхольтом , прикомандированным к ЦРУ из ВВС США, он сформировал отдельное военизированное авиационное крыло, позже официально оформленное как авиационное подразделение. . SOG/Air Branch (и Торсруд) впоследствии играли важную роль практически во всех тайных операциях Агентства в странах третьего мира во время холодной войны и после нее. В 1956 году Торсруд основал базу воздушных операций, вырезанную в джунглях в западной части Тихого океана, и оттуда он курировал воздушную доставку людей и припасов для поддержки программы президента Эйзенхауэра по дестабилизации режима Сукарно в Индонезии. Примерно в 1960 году Гар был назначен президентом и генеральным директором Intermountain Aviation, тайной компании по техническому обслуживанию авиации, базирующейся в авиапарке Марана (ныне парк Пинал Эйр), недалеко от Тусона, штат Аризона. Он нанял несколько бывших парашютистов-дымоходов и других сознательных сотрудников «агентства». и большее количество ничего не подозревающих сотрудников, которым не сообщили об их связи с ЦРУ. Чтобы поддерживать свой бизнес по авиационному прикрытию, Intermountain регулярно ремонтировала и поддерживала авиационные интересы других мирских предприятий и людей. В 1960-х годах Гар заключил контракт с Хью Хефнером на ремонт и покраску знаменитого угольно-черного самолета Playboy Bunny DC-9. Позже он ловко заключил сделку с автопроизводителями «Большой тройки» на поставку автомобильных запчастей между автозаводами на востоке США на самолетах агентства C-46. одновременно перекачивая миллионы долларов от автопроизводителей на банковские счета тайной компании. Когда в середине 1960-х годов Советы покинули арктическую метеорологическую станцию и прослушивающую станцию, после того как ледяной покров, на котором она была построена, разрушился, Торсруд организовал авиацию из Межгорная авиация для операции «Холодные ноги» , замечательной совместной операции ЦРУ и ВМС США, в ходе которой два офицера отправились на плавучий ледяной поток, чтобы найти сокровищницу документов, инструментов и оборудования, оставленных там Советами. Затем Торсруд успешно извлек двух офицеров с помощью «ловца коров», прикрепленного к переоборудованному бомбардировщику B-17, который зацепился за веревку, прикрепленную к надутому воздушному шару и соединенную с людьми ремнями безопасности. Этот невероятный подвиг в Арктике постепенно просочился и стал основой для шпионского триллера «Ледяная станция Зебра». В первые годы работы в Китае Air Branch взяла на себя контроль над несколькими частными азиатскими грузовыми авиакомпаниями и превратила их в компании, принадлежащие ЦРУ. В их число входили компания Civil Air Transport (CAT), приобретенная у ее основателя генерала Клэр Шенно, а также Air America и менее известные авиакомпании, такие как BirdAir и Southern Air Transport .
Гар отвечал за управление воздушными операциями ЦРУ во время вторжения в залив Кочинос на Кубе в апреле 1961 года.
Гар также был отличным семьянином; воспитывает троих детей со своей женой Одри, которая продолжает жить в районе Тусона. Дань уважения Гару и Межгорной авиации висят на стенах штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния.
Позже в 1975 году Торсруд основал компанию Mountain West Aviation, которая, в свою очередь, стала Sierra Pacific Airlines . [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Конбой и Моррисон, с. 123.
- ^ Некролог. Проверено 20 мая 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Конбой, Кеннет Дж. и Джеймс Моррисон. Ноги в огне: тайные операции ЦРУ в Индонезии, 1957-1958 гг . Издательство Военно-морского института, 1999. ISBN 1557501939 , 9781557501936.