Марина Карасева
Эта биографическая статья написана как резюме . ( август 2019 г. ) |
Эта биография живого человека включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Август 2019 г. ) |
Карасёва ( Валериевна род . Марина 8 августа 1958, Москва ) — российский музыковед, заслуженный деятель искусств РФ , профессор кафедры теории музыки Московской консерватории , доктор искусствоведения, кандидат искусствоведения. кандидат музыковедения , член Союза композиторов России , стипендиат Фулбрайта , советник ректора (с 2010 г.).
Педагогический вклад
[ редактировать ]Карасева – автор нового подхода к современной системе тренировки слуха . В 1980-е годы создала сложную методическую систему тренировки слуха с использованием музыки ХХ века . Она раскрыла основные интонационные закономерности современной постмажор-минорной музыки (ее мелодику, новые ладовые гаммы, аккордовую систему, ритм и т.д.) и разработала систематические способы их изучения на курсах слухотренировки - от музыкальной школы до консерватории. .
Курс Карасевой сочетает в себе лучшие черты традиционной русской системы тренировки слуха с новыми исследованиями в области современной гармонии (в частности, исследования ее научного преподавателя, доктора Юрия Холопова ), а также с новым психологическим подходом, основанным на синестетическом обучении слуху. . Такое сочетание делает курс Карасевой оригинальным, уникальным в мире современного музыкального образования .
Система тренировки слуха, созданная Карасевой, позволяет обучающимся, имеющим дело с интонационно и ритмически сложными музыкальными моделями современной музыки , четко на слух (не только путем теоретического анализа) выделять взаимосвязи между новыми ладами, нетретьими аккордами и новым функциональным тональным строем. . Этот метод улучшает пение с листа и прослушивание музыки 20-го века .
Курс Карасевой «Современное сольфеджио » в 3-х томах (1-й том - Выбор музыкальных образов и обучающие упражнения, примеры музыки 2-20 веков , 3-е Гармоническое сольфеджио) вышел в свет в 1996 году. Считается одним из наиболее эффективных практических курсов по слуху. обучение, и во всем мире оно является первым в своем роде.
«Современное сольфеджио» разрешено к использованию во всей системе музыкального образования России (колледжи и консерватории) уже более 20 лет. Он также использовался за границей во время семинаров, мастер-классов Карасевой и докладов на конференциях в США, Европе и Японии.
В 1999 году Карасева получила стипендию Фулбрайта в США. Ее исследовательский проект по программе Фулбрайта назывался «Музыкальная психотехнология как новый подход на перекрестке наук: когнитивная музыковедение и практическая психология » (Музыкальная школа Мэрилендского университета, Колледж-Парк , 1999–2000).
В том же году она написала монографию «Сольфеджио – психотехника тренировки слуха » (371 стр.), в которой изложила суть своей методики. Эта книга стала первым комплексным научным исследованием в области практического познания музыки . За эту книгу в октябре 2000 года Карасева получила степень доктора искусствоведения (высшая академическая степень в России). Второе издание вышло в 2002 году. Ее книги и курсы по современному сольфеджио можно найти во многих библиотеках США, Европы. и Япония.
В 2005 году она создала новый курс музыкальных тембровых диктантов, который издается на компакт-диске, содержащем различные натуральные и синтетические инструментальные и вокальные тембры.
Второе направление инновационной деятельности Карасевой — создание новых для российской музыкально-академической системы междисциплинарных академических курсов (в России музыкальное образование не входит в общеуниверситетскую систему). Разработала и читает академический курс «Социальная психология музыки» для МГУ (доцент кафедры психологии МГУ , с 2001 г.) и курс «Социология музыки» в Высшей школе экономики (ВШЭ). (адъюнкт-профессор кафедры социологии с 2006 г.).
Последние исследования Карасевой касаются изучения языков. Она исследует применение нотной записи для улучшения интонации при изучении иностранного языка. Написала курс музыкальной расшифровки интонации японской и английской речи. В 2006 году ее инновационный междисциплинарный подход был одобрен на Конгрессе по изучению японского языка в Институте азиатских и африканских исследований при МГУ и на Международном конгрессе азиатского общества TEFL в Фукуоке, Япония (ее доклад был отмечен специальной наградой TEFL). грант).
Профессиональная биография
[ редактировать ]Базовое профессиональное музыкальное образование Карасева получила в Училище Московской консерватории (1973–1977), на кафедре теории музыки и композиции Московской консерватории (1977–1982), а затем окончила аспирантуру Московской консерватории (1982–1988).
Основным предметом ее студенческих и докторских исследований были современные системы тренировки слуха во всем мире. Исследование проводилось под руководством Юрия Холопова . Получила степень магистра по теме: «К проблеме тренировки слуха и зрительного пения музыки XX века. Систематизация методов сольфеджио» (1982). Ее доктор философии. защитил кандидатскую диссертацию «Теоретические проблемы современной тренировки слуха» (1989).
В 1982 году Карасева стала преподавателем Центральной музыкальной школы Московской консерватории (1982-1996 годы, Теория музыки, гармония и тренировка слуха) и профессором Московской консерватории (кафедра теории музыки, с 1982 года по настоящее время, с 2002 года - полный должность профессора).
В 2004 году начала изучать японский язык и заниматься методическими исследованиями по проблеме японской интонации и ее нотной записи (Культурный центр Посольства Японии в Москве). В 2005 и 2006 годах она получила сертификат JLPT (4-го и 3-го уровня) Японского фонда .
Доктор Карасева участвует в международных музыковедческих и междисциплинарных конференциях в России, Европе, Америке, Японии. Она автор более 50 книг, пособий и методических работ по музыке (теория музыки, тренировка слуха) и языковому образованию, музыкальной психологии и культурной политике.
Избранные публикации
[ редактировать ]Избранные книги и методические программы
[ редактировать ]- Японское сольфеджио. Искусство мелодической интонации. 444 упражнения по интонированию японских фраз. В двух частях. Москва:Композитор, 2008.
- Музыка в двух голосах. Этюды для пения, игры и музыкальных диктантов. Звукотембровые диктанты. Москва: Издательство «Композитор», 2005. ISBN 5-85285-704-1 .
- Методические программы по обучению слуху для специальностей «Музыковедение» , «Композиция» и «Хоровое дирижирование» . Москва: УМО, 2005.
- Программа «Методология тренировки слуха » для консерваторских специальностей музыковедения и теории музыки . Москва: УМО, 2001.
- Сольфеджио — психотехника слуха тренировки . Москва: Консерватория, 1999, ISBN 5-89598-065-1 ОСЛК 47012945 ; 2-е издание: Москва: Издательство «Композитор», 2002, OCLC 53797074 ; 3rd edition: Moscow: Kompozitor, 2009. ISBN 5-85285-332-1 , OCLC 609814537 .
- Курс современного сольфеджио : В 3-х томах. Москва: Издательство «Советский композитор», 1996. ISBN 5-86419-028-4 .
- Элементарная теория музыки и гармонии : Экспресс-курс. Москва: Консерватория, 1994. ISBN 5-86419-010-1 .
Избранные статьи
[ редактировать ]- Соц-арт стартует и побеждает . Еженедельник «Культура», № 41 (7602) 18 – 24 сентября 2007. С. 4.
- Сольфеджио -21: между мечтой и прагматикой. Как преподавать сольфеджио в 21 веке . Москва: Классика-21, С. 3–10. ISBN 5-89817-166-5 .
- Сила музыки в музыке силы . Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве. Ростов на Дону, 2005. С. 153–163. ISBN 5-7509-0275-7 .
- Современный музыкальный слух и вызовы нового тысячелетия . Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве. Ростов на Дону, 2005. С. 72–86. ISBN 5-7509-0275-7 .
- Гуманитарное и творческое образование в России и ООН. Материалы международной конференции «Российско-американские взаимоотношения в условиях глобализации». Москва, 2005. С. 73–80. ISBN 5-901745-07-8 .
- Тайна отвращения к музыке XX века: синестетические ассоциации как ключевой психологический фактор слуховых барьеров слушателя . Ужас Новитатис. Прага, 2005. С. 88-91 (на английском языке). ISBN 80-86791-19-X .
- Изучение японского языка мелодично: методика тренировки языкового слуха средствами нотной записи. Глобализация и национальная самобытность. Форум языков. Казань, «Экоцентр», 2004. С. 207–212.
- Шаги по снегу: Метапрограммы новой русской культуры и их применение в сфере музыкального маркетинга . Профессионалы за сотрудничество. Выпуск 6. Москва, 2004. С. 197–228. ISBN 5-89655-021-9 .
- Социальная психокоррекция средствами музыки . Музыковедение и глобализация: материалы международного конгресса в Сидзуоке, 2002 г.: в честь 50-летия Музыковедческого общества Японии / под редакцией Музыковедческого общества Японии = Ongakugaku to gurobarizeshon: Nippon Ongaku Gakkai soritsu 50-shunen kinen kokusai taikai Shizuoka 2002 хококусё/Ниппон Онгаку Гаккай курица. 2004. С. 517–519 (на английском языке).
- Русское сольфеджио в постмодернизме : или постмодернизм в зеркале методологии . Юрий Холопов и его научная школа. Москва, 2003. С. 333–339. ISBN 5-89598-136-4 .
- Дипломатия языком музыки: Государственный гимн как жанр мультикультурной коммуникации. Профессионалы за сотрудничество. Выпуск 5. Москва, 2002. С. 196–206. ISBN 5-7913-0052-2 .
- Григорий Воронов — Марина Карасева: Стратегии создания музыки . Музыкальная Академия. № 1. 2002. С. 39–49. ISSN 0869-4516 .
- Музыкальный слух в контексте современной практической психологии . Музыкальная Академия. № 4. 1999. С. 172–185. ISSN 0869-4516 .
- НЛП и музыкальная терапия глазами музыканта . НЛП Ревю. Современная практическая психология. № 1. Москва, 1999. С. 125–153. ISBN 5-89692-018-0 .
- Сольфеджио — психотехника современной профессиональной тренировки слуха . Улучшение музыкального слуха. № 4. Москва, 1999. С. 67–85. ISBN 5-89598-043-0 .
- Каким должно быть современное сольфеджио ? Мы хвалим Москва, 1992. С. 273–280. ISBN 5-85285-424-7 .
Ссылки
[ редактировать ]- Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический справочник. Москва: Московская консерватория, 2007. С. 219–220. ISBN 978-5-89598-196-2 .
- Russian Composers Union (Soyuz kompozitorov Rossii). Reference Book. Moscow, "Kompozitor Publishing House", 2004. P.62.
- Московская консерватория . Информационный буклет. Второе издание. Москва, 2001. С. 36. ISBN 5-89598-111-9 .
- Московская консерватория . Москва, 1994. С.31, 113. ISBN 5-86419-006-3 .
- Московская консерватория : традиции музыкального образования, искусства и науки 1866–2006. Москва, Издательство «Московская консерватория», 2006. С. 86–87.
- Московская консерватория : Материалы и документы. В двух томах. Том 2. Москва, «Прогресс-Традиция», 2006. С. 310–313. ISBN 5-89826-234-2 .
- БизнесВик - Россия. №11/26 марта 2007 г. Москва, «Издательство Родионова». Представления профессора М. Карасевой о музыке и ее возможностях в рекламе. С. 54–55.
- Информационный бюллетень Программы Фулбрайта в России. Выпуск 7, 2007. С. 40–43.
- Профиль России 18.03.2011 - Интервью М. Карасевой в программе "Искусство обучения. Профессиональные школы для одаренных детей под угрозой" (Инесса Петрова).
- Интервью М.Карасевой газете "Гаарец" [1] . 20.06.2012.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Официальный сайт Московской консерватории - на английском языке.
- Программа приглашенных ученых на 1999–2000 годы с сайта cies.org. стр.74
- Программа обмена Фулбрайта в Российской Федерации (официальный сайт)
- О публикации Карасевой в Ежегоднике Ассоциации выпускников российско-американских программ академического и культурного обмена «Профессионалы за сотрудничество»
- Muzykal'naya Akademiya (Musical Academy Quarterly), #1 (2002) , ISSN 0869-4516
- Отчет о деятельности Карасевой по тренировке слуха в «Протоколах Ассоциации музыкального образования Огайо». Пункт 6.05: Ассоциация музыкальных школ Огайо
- «Estetica musice fra teoria e storia» (с. 30-31, о методе музыкального познания Карасевой, 2005) * http://www2.siba.fi/NMK2004/abstracts.pdf ] Применение нейролингвистических паттернов в тренировке слуха о современной музыке: доклад конференции Way to Sound Delight, Хельсинки, 2004. С. 49–50).
- https://web.archive.org/web/20061002203934/http://www.unina2.it/capirelamusica.sun/Karasseva2.htm Понимание музыкального языка посредством синестезии как средства музыкального познания . Доклад конференции, Казерта, 2002 г.
- https://web.archive.org/web/20071225174539/http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=739&rubric_id=218&crubric_id=1001794&pub_id=886532 ] Марина Карасева. Соц-арт стартует и побеждает . Ежедневная газета «Культура», № 41 (7602) 18 – 24 сентября С. 4
- http://www.vremya.ru/2005/185/10/136032.html Marina Karaseva. Edit-PR . "Vremya novostei" daily newspaper. 06.10.2005. No. 185. P. 10
- https://web.archive.org/web/20070930230613/http://www.izvestia.ru/cultural/article45357/ Марина Карасева. Правда ли, что Соколов — Швыдкого «человек пятницы» ? Любой в консерватории просто улыбается, услышав такой вопрос . Беседа с профессором Карасевой в " Известия газете ", 17.03.2004. стр. 9
- https://web.archive.org/web/20061104084633/http://curtain.ng.ru/plot/2001-02-16/1_soup.html Марина Карасева. Куриный суп от курицы, несущей золотые яйца. Кто будет ректором Московской консерватории . « Независимая газета Ежедневная газета ». (62), 16.02.2001. стр. 9
- Книги Карасевой в Японии. (См. пункты J97-459)
- Книги Карасевой в Германии, Академия Листца, Веймар.
- Книги Карасевой в мировом каталоге библиотек
- Программа Международного конгресса Музыковедческого общества Японии в Сидзуоке. стр. 8
- http://web.rhul.ac.uk/Music/Golden-pages/Conferences/05-b-mpa.html [ постоянная мертвая ссылка ]
- [2]
- 4-я Международная конференция по поведенческим наукам в области здравоохранения «Комплексные подходы к здоровью». С. 14., Реферат М.Карасевой на стр. 75. [ мертвая ссылка ] .
- Предварительная программа конференции Asia TEFL 2006
- Марина Карасева. «О новых аспектах психокоррекционного музыкального слуха». 19-я Международная конференция по литературе и психологии. Университет Сиены. Ареццо, Италия, 2002 г.
- 5-й Конгресс Общества теории музыки (GMTH): Теория музыки в контексте
- Марина Васильевна Карасева. «Музыкальные модели психологического воздействия в национальных гимнах». Абстрактный. XVIII конгресс Международного общества музыковедов. Цюрих, 2007. ISBN 978-3-7618-1997-5 . стр. 241
- российские теоретики музыки
- Российские музыковеды
- российские женщины-музыковеды
- Выпускники МГУ
- Академический состав МГУ
- Тренировка слуха
- 1958 рождений
- Живые люди
- Музыкальные терапевты
- Академический состав Высшей школы экономики
- Академический состав Московской консерватории
- Выпускники Московской консерватории.