Гельветический консенсус
Гельветический консенсус ( лат . Formula консенсус ecclesiarum Helveticarum ) — швейцарское реформатское исповедание веры, созданное в 1675 году для защиты от доктрин, преподаваемых во Французской академии Сомюра , особенно от амиральдизма .
Источник
[ редактировать ]Определение 1618–1619) доктрин избрания и осуждения ( Дортским Синодом вызвало реакцию во Франции, где протестанты жили в окружении католиков. Мойзе Амиро , профессор из Сомюра, учил, что искупление Иисуса было гипотетически универсальным, а не частным и определенным . Его коллега Луи Каппель отрицал словесное вдохновение еврейского Жозуэ де ла текста Ветхого Завета , а Плас отверг немедленное обвинение греха Адама как произвольное и несправедливое.
К знаменитой и процветающей школе Сомюра стали относиться с растущим недоверием как к оплоту инакомыслия , особенно со стороны швейцарцев, которые имели обыкновение отправлять туда учеников. Первый импульс атаковать новую доктрину пришел из Женевы , центра исторического кальвинизма . В 1635 году Фридрих Шпангейм написал против Амиро, которого пыталось защитить парижское духовенство. Со временем амиральдизм завоевал распространение в Женеве. В 1649 году Александр Морус , преемник Спангейма, но подозреваемый в принадлежности к либеральной партии, был вынужден магистратами Женевы подписаться под серией статей в форме тезисов и антитезисов, первого зачатка Формулы консенсуса. Его место занял Филипп Местреза , а позже Луи Троншен ( де ), оба склонялись к либеральной тенденции Франции, тогда как Франсис Тюрретен защищал традиционную систему. Местреза побудил Совет Женевы занять умеренную позицию в статье о выборах, но другие кантоны Швейцарии возражали против этой новой тенденции и угрожали прекратить отправлять своих учеников в Женеву.
Женевский совет представил и безапелляционно потребовал от всех кандидатов подписки на старые статьи. Но консервативные элементы не были удовлетворены, и им пришла в голову мысль остановить дальнейшее распространение подобных новшеств, установив формулу, обязательную для всех учителей и проповедников. После продолжительной дискуссии между Лукасом Гернлером из Базеля , Хуммелем из Берна , Оттом из Шаффхаузена , Иоганном Генрихом Хайдеггером из Цюриха и другими, последнему из упомянутых было поручено составить формулу. В начале 1675 г. латинский проект Хайдеггера был передан министрам Цюриха; и в течение года оно получило широкое распространение и почти повсюду добавлялось в качестве приложения и пояснения к « Гельветическому исповеданию» .
Содержание
[ редактировать ]Консенсус состоит из предисловия и двадцати пяти канонов и ясно устанавливает разницу между строгим кальвинизмом и школой Сомюра.
- Каноны I–III касаются божественного вдохновения и сохранения Священного Писания . Это подтверждает, что гласные буквы иврита вдохновлены.
- Каноны iv–vi относятся к избранию и предопределению .
- Каноны VII–IX пытаются показать, что человек изначально был создан святым и что послушание закону привело бы его к вечной жизни.
- Каноны x–xii отвергают доктрину Ла Пласа о опосредованном вменении греха Адама.
- Каноны XIII–XVI говорят об особом предназначении Христа, поскольку Он от вечности был избран главой, господином и наследником тех, кто спасается через него, поэтому со временем Он стал посредником для тех, кто дарован ему как его собственный вечным избранием. .
- В канонах xvii–xx говорится, что призыв к выборам в разное время касался меньших и больших кругов.
- Каноны XXI–XXIII определяют полную неспособность человека поверить в Евангелие своими собственными силами как естественную, а не только моральную, так что он мог бы поверить, если бы только попробовал.
- Каноны xxiii–xxv гласят, что существует только два пути оправдания перед Богом и, следовательно, двойной завет Божий, а именно завет дел для человека в состоянии невинности и завет через послушание Христа для падшего человека. Последний канон призывает твердо держаться чистого и простого учения и избегать пустословия.
Более поздняя история
[ редактировать ]Хотя Гельветический консенсус был представлен повсюду в реформатской церкви Швейцарии, он недолго удерживал свои позиции. Поначалу при обеспечении его подписания были проявлены осмотрительность и терпимость, но как только многие французские проповедники стали искать должности в Во после отмены Нантского эдикта , было приказано всем, кто намеревался проповедовать, безоговорочно подписать Консенсус. . Обращение Великого курфюрста Бранденбурга подпись к реформатским кантонам, в котором, принимая во внимание опасное положение протестантизма и необходимость союза всех евангелистов, он просил об отмене разделительной формулы, привело к тому, что не требовался в Базеле после 1686 г., а также был исключен в Шаффхаузене , а затем (1706 г.) в Женеве, тогда как Цюрих и Берн сохранили его.
Между тем, вся тенденция того времени изменилась. На первый план вышла светская наука. Практическая, этическая сторона христианства стала приобретать доминирующее влияние. Рационализм и пиетизм подорвали основы старой ортодоксальности . Соглашение между либеральной и консервативной партиями было временно достигнуто, поскольку было решено, что Консенсус следует рассматривать не как правило веры, а только как норму обучения. В 1722 году Пруссия и Англия обратились в соответствующие магистратуры швейцарских кантонов с просьбой об отмене формулы ради единства и мира протестантских церквей. Ответ был несколько уклончивым, но, хотя формально эта формула так и не была отменена, постепенно она полностью вышла из употребления.
Ссылки
[ редактировать ]- Официальная копия на латыни и немецком языке находится в архивах Цюриха. Оно было напечатано в 1714 году как приложение ко Второму Гельветическому исповеданию , затем в 1718, 1722 годах и часто впоследствии.
- Х.А. Нимейер, Сборник исповедей , стр. 729–739, Лейпциг, 1840 г. (латиница)
- ЭГА Бёкель, Исповедальные сочинения евангелической реформатской церкви , стр. 348–360, ib 1847 (немецкий).
- Дж. Дж. Хоттингер , Краткая... Консенсус формул... история , Цюрих, 1723 г.;
- Дж. Дж. Хоттингер, История Гельветической церкви , iii. 1086 кв., iv. 258, 268 кв., Цюрих 1708–29.
- К.М. Пфафф, Dissertatio...de Formula Consensus Helvetica , Тюбинген, 1723 г.
- А. Швейцер, Протестантские центральные догмы в их развитии, стр. 439–563, Цюрих, 1856 г.
- Э. Блёш, История швейцарских реформатских церквей , т.е. 485-496, ii. 77–97, Берн, 1898–1899.
- Филип Шафф , Символы веры христианского мира , т. §61 (стр. 477–489) .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : Джексон, Сэмюэл Маколи, изд. (1914). «Гельветический консенсус». Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.