Jump to content

Гельветический консенсус

(Перенаправлено из консенсуса Формулы Helvetica )

Гельветический консенсус ( лат . Formula консенсус ecclesiarum Helveticarum ) — швейцарское реформатское исповедание веры, созданное в 1675 году для защиты от доктрин, преподаваемых во Французской академии Сомюра , особенно от амиральдизма .

Источник

[ редактировать ]

Определение 1618–1619) доктрин избрания и осуждения ( Дортским Синодом вызвало реакцию во Франции, где протестанты жили в окружении католиков. Мойзе Амиро , профессор из Сомюра, учил, что искупление Иисуса было гипотетически универсальным, а не частным и определенным . Его коллега Луи Каппель отрицал словесное вдохновение еврейского Жозуэ де ла текста Ветхого Завета , а Плас отверг немедленное обвинение греха Адама как произвольное и несправедливое.

К знаменитой и процветающей школе Сомюра стали относиться с растущим недоверием как к оплоту инакомыслия , особенно со стороны швейцарцев, которые имели обыкновение отправлять туда учеников. Первый импульс атаковать новую доктрину пришел из Женевы , центра исторического кальвинизма . В 1635 году Фридрих Шпангейм написал против Амиро, которого пыталось защитить парижское духовенство. Со временем амиральдизм завоевал распространение в Женеве. В 1649 году Александр Морус , преемник Спангейма, но подозреваемый в принадлежности к либеральной партии, был вынужден магистратами Женевы подписаться под серией статей в форме тезисов и антитезисов, первого зачатка Формулы консенсуса. Его место занял Филипп Местреза , а позже Луи Троншен ( де ), оба склонялись к либеральной тенденции Франции, тогда как Франсис Тюрретен защищал традиционную систему. Местреза побудил Совет Женевы занять умеренную позицию в статье о выборах, но другие кантоны Швейцарии возражали против этой новой тенденции и угрожали прекратить отправлять своих учеников в Женеву.

Женевский совет представил и безапелляционно потребовал от всех кандидатов подписки на старые статьи. Но консервативные элементы не были удовлетворены, и им пришла в голову мысль остановить дальнейшее распространение подобных новшеств, установив формулу, обязательную для всех учителей и проповедников. После продолжительной дискуссии между Лукасом Гернлером из Базеля , Хуммелем из Берна , Оттом из Шаффхаузена , Иоганном Генрихом Хайдеггером из Цюриха и другими, последнему из упомянутых было поручено составить формулу. В начале 1675 г. латинский проект Хайдеггера был передан министрам Цюриха; и в течение года оно получило широкое распространение и почти повсюду добавлялось в качестве приложения и пояснения к « Гельветическому исповеданию» .

Содержание

[ редактировать ]

Консенсус состоит из предисловия и двадцати пяти канонов и ясно устанавливает разницу между строгим кальвинизмом и школой Сомюра.

  • Каноны I–III касаются божественного вдохновения и сохранения Священного Писания . Это подтверждает, что гласные буквы иврита вдохновлены.
  • Каноны iv–vi относятся к избранию и предопределению .
  • Каноны VII–IX пытаются показать, что человек изначально был создан святым и что послушание закону привело бы его к вечной жизни.
  • Каноны x–xii отвергают доктрину Ла Пласа о опосредованном вменении греха Адама.
  • Каноны XIII–XVI говорят об особом предназначении Христа, поскольку Он от вечности был избран главой, господином и наследником тех, кто спасается через него, поэтому со временем Он стал посредником для тех, кто дарован ему как его собственный вечным избранием. .
  • В канонах xvii–xx говорится, что призыв к выборам в разное время касался меньших и больших кругов.
  • Каноны XXI–XXIII определяют полную неспособность человека поверить в Евангелие своими собственными силами как естественную, а не только моральную, так что он мог бы поверить, если бы только попробовал.
  • Каноны xxiii–xxv гласят, что существует только два пути оправдания перед Богом и, следовательно, двойной завет Божий, а именно завет дел для человека в состоянии невинности и завет через послушание Христа для падшего человека. Последний канон призывает твердо держаться чистого и простого учения и избегать пустословия.

Более поздняя история

[ редактировать ]

Хотя Гельветический консенсус был представлен повсюду в реформатской церкви Швейцарии, он недолго удерживал свои позиции. Поначалу при обеспечении его подписания были проявлены осмотрительность и терпимость, но как только многие французские проповедники стали искать должности в Во после отмены Нантского эдикта , было приказано всем, кто намеревался проповедовать, безоговорочно подписать Консенсус. . Обращение Великого курфюрста Бранденбурга подпись к реформатским кантонам, в котором, принимая во внимание опасное положение протестантизма и необходимость союза всех евангелистов, он просил об отмене разделительной формулы, привело к тому, что не требовался в Базеле после 1686 г., а также был исключен в Шаффхаузене , а затем (1706 г.) в Женеве, тогда как Цюрих и Берн сохранили его.

Между тем, вся тенденция того времени изменилась. На первый план вышла светская наука. Практическая, этическая сторона христианства стала приобретать доминирующее влияние. Рационализм и пиетизм подорвали основы старой ортодоксальности . Соглашение между либеральной и консервативной партиями было временно достигнуто, поскольку было решено, что Консенсус следует рассматривать не как правило веры, а только как норму обучения. В 1722 году Пруссия и Англия обратились в соответствующие магистратуры швейцарских кантонов с просьбой об отмене формулы ради единства и мира протестантских церквей. Ответ был несколько уклончивым, но, хотя формально эта формула так и не была отменена, постепенно она полностью вышла из употребления.

  • Официальная копия на латыни и немецком языке находится в архивах Цюриха. Оно было напечатано в 1714 году как приложение ко Второму Гельветическому исповеданию , затем в 1718, 1722 годах и часто впоследствии.
  • Х.А. Нимейер, Сборник исповедей , стр. 729–739, Лейпциг, 1840 г. (латиница)
  • ЭГА Бёкель, Исповедальные сочинения евангелической реформатской церкви , стр. 348–360, ib 1847 (немецкий).
  • Дж. Дж. Хоттингер , Краткая... Консенсус формул... история , Цюрих, 1723 г.;
  • Дж. Дж. Хоттингер, История Гельветической церкви , iii. 1086 кв., iv. 258, 268 кв., Цюрих 1708–29.
  • К.М. Пфафф, Dissertatio...de Formula Consensus Helvetica , Тюбинген, 1723 г.
  • А. Швейцер, Протестантские центральные догмы в их развитии, стр. 439–563, Цюрих, 1856 г.
  • Э. Блёш, История швейцарских реформатских церквей , т.е. 485-496, ii. 77–97, Берн, 1898–1899.
  • Филип Шафф , Символы веры христианского мира , т. §61 (стр. 477–489) .
[ редактировать ]
Атрибуция

Общественное достояние В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : Джексон, Сэмюэл Маколи, изд. (1914). «Гельветический консенсус». Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 72464fb77ae718c8eaf74f825511f881__1713064020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/81/72464fb77ae718c8eaf74f825511f881.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Helvetic Consensus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)