Континентальная философия
Часть серии о |
Философия |
---|
Континентальная философия – это общий термин для философских учений, известных в континентальной Европе . [1] [ нужна страница ] Майкл Э. Розен рискнул выявить общие темы, которые обычно характеризуют континентальную философию. [2] Эти темы, предложенные Розеном, вытекают из широко кантианского тезиса о том, что знание, опыт и реальность связаны и формируются условиями, которые лучше всего понять посредством философской рефлексии, а не исключительно эмпирического исследования. [3]
Континентальная философия включает немецкий идеализм , феноменологию , экзистенциализм (и его предшественники, такие как мысли Кьеркегора и Ницше ), герменевтику , структурализм , постструктурализм , деконструкцию , французский феминизм , психоаналитическую теорию , а критическую теорию Франкфуртской школы. также как ответвления фрейдистских , гегелевских и западномарксистских взглядов. [4] Континентальную философию часто противопоставляют аналитической философии . [5]
Не существует академического консенсуса по определению континентальной философии. До двадцатого века термин «континентальный» широко использовался для обозначения философии континентальной Европы. [6] [7] Другое использование этого термина возникло среди англоязычных философов во второй половине 20-го века, которые использовали его для обозначения ряда мыслителей и традиций, не относящихся к аналитическому движению . [8] Термин «континентальная философия» может обозначать просто семейное сходство несопоставимых философских взглядов; Ганс-Иоганн Глок выдвинул аналогичный аргумент в пользу аналитической философии. [9] Саймон Глендиннинг предположил, что термин «континентальная философия» изначально был скорее уничижительным, чем описательным, и служил ярлыком для типов западной философии, отвергаемых или нелюбимых философами-аналитиками. [10]
Определение
[ редактировать ]Термин «континентальная философия» в указанном выше смысле впервые был широко использован англоязычными философами для описания университетских курсов в 1970-х годах и стал собирательным названием для философских учений, широко распространенных в то время во Франции и Германии, таких как феноменология, экзистенциализм, структурализм и т. д. и постструктурализм. [11]
Однако этот термин (и его приблизительный смысл) можно найти, по крайней мере, еще в 1840 году, в эссе Джона Стюарта Милля 1840 года о Кольридже , где Милль противопоставляет находившуюся под влиянием Канта мысль о «континентальной философии» и «континентальных философах» с английский эмпиризм Бентама и XVIII века вообще. [12] Это понятие приобрело известность в начале 20-го века, когда такие деятели, как Бертран Рассел и Дж. Мур, выдвинули видение философии, тесно связанное с естествознанием, развивающееся посредством логического анализа. Эта традиция, которая стала широко известна как аналитическая философия , стала доминирующей в Великобритании и Соединенных Штатах примерно с 1930 года. Рассел и Мур сделали отказ от гегельянства и его философских родственников отличительной частью своего нового движения. [13] Комментируя историю этого различия в 1945 году, Рассел выделил «две философские школы, которые можно широко разделить на континентальную и британскую соответственно», и это разделение он считал действующим «со времен Локка»; Рассел предлагает следующие общие различия между континентальным и британским типами философии: [14] [ нужны разъяснения ]
- в методе - построение дедуктивной системы против поэтапной индукции ;
- в метафизике — рационалистическое богословие против метафизического агностицизма;
- в этике — нон-натуралистическая деонтология против натуралистического гедонизма ; и
- в политике авторитаризм против либерализма .
Однако с 1970-х годов многие философы в Соединенных Штатах и Великобритании проявили интерес к континентальным философам, начиная с Канта, и философские традиции во многих европейских странах аналогичным образом включили в себя многие аспекты «аналитического» движения. Самопровозглашенная аналитическая философия процветает во Франции, включая таких философов, как Жюль Вюймен , Винсент Декомб , Жиль Гастон Грейнджер , Франсуа Реканати и Паскаль Энгель . Точно так же самопровозглашенных «континентальных философов» можно найти на философских факультетах Великобритании, Северной Америки и Австралии. [15] Таким образом, «континентальная философия» определяется как совокупность философских традиций и влияний, а не как географическое различие. Вопрос географической специфики был вновь поднят совсем недавно в постколониальных и деколониальных подходах к «континентальной философии», которые критически рассматривают способы, которыми европейские имперские и колониальные проекты повлияли на производство академических знаний. По этой причине некоторые учёные [ ВОЗ? ] выступали за «постконтинентальную философию» как результат континентальной философии. [16]
Характеристики
[ редактировать ]Термин «континентальная философия» , как и аналитическая философия , не имеет четкого определения и может означать просто семейное сходство между несопоставимыми философскими взглядами. Саймон Глендиннинг предположил, что этот термин изначально был скорее уничижительным, чем описательным, и служил ярлыком для типов западной философии, отвергаемых или нелюбимых философами-аналитиками. [10] Тем не менее, Майкл Э. Розен рискнул выявить общие темы, которые обычно характеризуют континентальную философию. [2] Эти темы вытекают из широко кантианского тезиса о том, что знание , опыт и реальность связаны и формируются условиями, которые лучше всего понять посредством философской рефлексии , а не исключительно эмпирического исследования . [3]
- Континентальные философы обычно отвергают точку зрения, согласно которой естественные науки являются единственным или наиболее точным способом понимания природных явлений . Это контрастирует с мнением многих философов-аналитиков, которые считают свои исследования продолжающими или подчиненными исследованиям естественных наук. Континентальные философы часто утверждают, что наука зависит от «дотеоретического субстрата опыта» (вариант кантовских условий возможного опыта или феноменологического « жизненного мира ») и что научные методы недостаточны для полного понимания таких условий постижимости. [17]
- Континентальная философия обычно рассматривает эти условия возможного опыта как переменные: определяемые, по крайней мере частично, такими факторами, как контекст, пространство и время, язык, культура или история. Таким образом, континентальная философия тяготеет к историзму (или историчности ). В то время как аналитическая философия склонна рассматривать философию в терминах дискретных проблем, которые можно анализировать отдельно от их исторического происхождения (так же, как ученые считают историю науки несущественной для научного исследования), континентальная философия обычно предполагает, что «философский аргумент не может быть отделен от текстуальные и контекстуальные условия его исторического возникновения». [18]
- Континентальная философия обычно утверждает, что человеческая деятельность может изменить эти условия возможного опыта: «если человеческий опыт является случайным творением, то его можно воссоздать другими способами». [19] Таким образом, континентальные философы склонны проявлять большой интерес к единству теории и практики и часто рассматривают свои философские исследования как тесно связанные с личными, моральными или политическими преобразованиями. Эта тенденция очень ясна в марксистской традиции (« философы лишь интерпретировали мир по-разному; дело, однако, в том, чтобы изменить его »), но она также является центральной в экзистенциализме и постструктурализме .
- Последней характерной чертой континентальной философии является упор на метафилософию . Вслед за развитием и успехом естественных наук континентальные философы часто пытались переопределить метод и природу философии. [20] В некоторых случаях (например, в немецком идеализме или феноменологии) это проявляется как обновление традиционного взгляда на философию как на первую, основополагающую, априорную науку. В других случаях (например, герменевтика, критическая теория или структурализм) считается, что философия исследует область, которая непреодолимо является культурной или практической. А некоторые континентальные философы (такие как Кьеркегор, Ницше или позднее Хайдеггер ) сомневаются в том, что какая-либо концепция философии может последовательно достичь заявленных целей.
История
[ редактировать ]Обычно считается, что история континентальной философии (взятой в более узком смысле « поздней современной / современной континентальной философии») начинается с немецкого идеализма . [я] Немецкий идеализм, возглавляемый такими фигурами, как Фихте , Шеллинг и позднее Гегель , развился из работ Иммануила Канта в 1780-х и 1790-х годах и был тесно связан с романтизмом и революционной политикой Просвещения . Помимо центральных фигур, перечисленных выше, важными вкладчиками в немецкий идеализм также были Фридрих Генрих Якоби , Готтлоб Эрнст Шульце , Карл Леонхард Рейнхольд и Фридрих Шлейермахер .
Поскольку институциональные корни «континентальной философии» во многих случаях напрямую происходят от феноменологии, [ii] Эдмунд Гуссерль всегда был канонической фигурой континентальной философии. Тем не менее, Гуссерль также является уважаемым предметом изучения в аналитической традиции. [21] Понятие Гуссерля о ноэме , непсихологическое содержание мысли, его переписка с Готлобом Фреге и его исследования природы логики продолжают вызывать интерес среди философов-аналитиков.
Дж. Г. Меркиор утверждал, что различие между аналитической и континентальной философией впервые можно четко определить у Анри Бергсона (1859–1941), чья настороженность к науке и возвышение интуиции проложили путь экзистенциализму . [22] Меркиор писал: «Самые престижные философствования во Франции пошли по пути, совершенно отличному от англо-германских аналитических школ. Можно сказать, что все началось с Анри Бергсона». [22]
Иллюстрацию некоторых важных различий между аналитическим и континентальным стилями философии можно найти в работе Рудольфа Карнапа «Устранение метафизики посредством логического анализа языка» (1932; «Überwindung der Metaphysik durch Logische Analysche der Sprache»), статье некоторых наблюдателей. [ ВОЗ? ] охарактеризовали как особенно полемический . В статье Карнапа утверждается, что лекция Хайдеггера «Что такое метафизика?» нарушает логический синтаксис, создавая бессмысленные псевдоутверждения. [23] [24] Более того, Карнап утверждал, что многие немецкие метафизики той эпохи были похожи на Хайдеггера в написании утверждений, которые были синтаксически бессмысленными.
С ростом нацизма многие философы Германии, особенно философы еврейского происхождения или левых или либеральных политических симпатий (например, многие из Венского кружка и Франкфуртской школы ), бежали в англоязычный мир. Тем философам, которые остались – если они вообще остались в академических кругах – пришлось смириться с нацистским контролем над университетами. Другие, такие как Мартин Хайдеггер , один из самых выдающихся немецких философов, оставшихся в Германии, присоединились к нацизму, когда тот пришел к власти.
Французская философия ХХ века
[ редактировать ]Как до, так и после Второй мировой войны наблюдался рост интереса к немецкой философии во Франции . Новый интерес к коммунизму перерос в интерес к Марксу и Гегелю, которые впервые стали широко изучать политически консервативную французскую университетскую систему Третьей республики . В то же время феноменологическая философия Гуссерля и Хайдеггера становилась все более влиятельной, возможно, из-за ее резонанса с французскими философиями, которые придавали большое значение перспективе от первого лица (идея, встречающаяся в различных формах, таких как картезианство , спиритуализм и бергсонизм ). Важнейшую роль в этой популяризации феноменологии сыграл писатель и философ Жан-Поль Сартр , назвавший свою философию экзистенциализмом .
Еще одним важным направлением континентальной мысли является структурализм / постструктурализм . Под влиянием структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра французские антропологи, такие как Клод Леви-Стросс, начали применять структурную парадигму к гуманитарным наукам. В 1960-х и 1970-х годах постструктуралисты разработали различные критические анализы структурализма. К мыслителям-постструктуралистам относятся Жак Деррида и Жиль Делёз . После этой волны, большую часть конца 20-го века, традиция была перенесена в 21-й век Квентином Мейясу , Тристаном Гарсией , Франсуа Ларюэлем и другими.
Последние англо-американские события
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2020 г. ) |
С начала 20-го века до 1960-х годов континентальные философы лишь время от времени обсуждались в британских и американских университетах, несмотря на приток континентальных философов, особенно немецких еврейских студентов Ницше и Хайдеггера, в Соединенные Штаты из-за преследований евреев и позже Вторая мировая война ; Ханна Арендт , Герберт Маркузе , Лео Штраус , Теодор В. Адорно и Вальтер Кауфман, вероятно, являются наиболее заметными представителями этой волны, пришедшей в конце 1930-х и начале 1940-х годов. Однако философские факультеты начали предлагать курсы континентальной философии в конце 1960-х и 1970-х годах.
Континентальная философия занимает видное место на ряде факультетов британской и ирландской философии, например, в Университетах Эссекса , Уорика , Ньюкасла , Сассекса , Данди , Абердина (Центр современной мысли) и Университетского колледжа Дублина ; а также Манчестер Метрополитен , Кингстон , Стаффордшир (только последипломное образование) и Открытый университет .
Американские университетские факультеты литературы , изобразительного искусства , кино , социологии и политической теории все чаще включают идеи и аргументы континентальных философов в свои учебные программы и исследования. Факультеты североамериканской философии, предлагающие курсы континентальной философии, включают Гавайский университет в Маноа , Бостонский колледж , Университет Стоуни-Брук , Университет Вандербильта , ДеПола , Университет Университет Вилланова , Университет Гвельфа , Новую школу , Государственный университет Пенсильвании , Университет Орегона , Университет Эмори , Университет Питтсбурга , Университет Дюкен , Университет Мемфиса , Университет Королевского колледжа и Университет Лойолы в Чикаго . Наиболее известной организацией континентальной философии в Соединенных Штатах является Общество феноменологии и экзистенциальной философии (SPEP). [25]
Континентальная философия
[ редактировать ]Континентальную философию часто противопоставляют аналитической философии . [5] Между аналитической и континентальной традициями широко распространены влияние и споры; некоторые философы считают, что различия между двумя традициями основаны на институтах, отношениях и идеологии, а не на чем-то важном философском содержании. [26] [9] Также проводится различие: аналитическая – это академическая или техническая философия, а континентальная – это литературная философия.
Значительные работы
[ редактировать ]- Феноменология духа (1807) Г.В.Ф. Гегеля
- Мир как воля и представление (1818) Артура Шопенгауэра
- Наука логики (1816) Г.В.Ф. Гегеля
- Элементы философии права (1820) Г.В.Ф. Гегеля
- Либо/или (1843) Сёрена Кьеркегора
- Концепция тревоги (1844) Сёрена Кьеркегора
- Экономические и философские рукописи 1844 г. (1844 г.) Карла Маркса
- Так говорил Заратустра (1883) Фридриха Ницше
- За пределами добра и зла (1886) Фридриха Ницше
- Материя и память (1896) Анри Бергсона
- Протестантская этика и дух капитализма (1905) Макса Вебера
- Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии (1913) Эдмунда Гуссерля
- Упадок Запада (1918) Освальда Шпенглера
- Я и ты (1923) Мартина Бубера
- История и классовое сознание (1923) Дьёрдя Лукача
- Бытие и время (1927) Мартина Хайдеггера
- Восстание масс (1930) Хосе Ортеги-и-Гассета
- Цивилизация и ее недовольство (1930) Зигмунда Фрейда
- Концепция политического (1932) Карла Шмитта
- Кризис европейских наук и трансцендентальной феноменологии (1936) Эдмунда Гуссерля
- Иллюминирование (1940) Уолтера Бенджамина
- Побег от свободы (1941) Эриха Фромма
- Бытие и ничто (1943) Жан-Поля Сартра
- Феноменология восприятия (1945) Мориса Мерло-Понти
- Этика двусмысленности (1947) Симоны де Бовуар
- Затмение разума (1947) Макса Хоркхаймера
- Диалектика Просвещения (1947) Макса Хоркхаймера и Теодора В. Адорно
- Введение в чтение Гегеля (1947) Александра Кожева
- Второй пол (1949) Симоны де Бовуар
- Минима Моралия (1951) Теодора В. Адорно
- Тюремные тетради (1951) Антонио Грамши
- Опиум интеллектуалов (1955) Раймонда Арона
- Эрос и цивилизация (1955) Герберта Маркузе
- Мифологии (1957) Ролана Барта
- Состояние человека (1958) Ханны Арендт
- Поэтика космоса (1958) Гастона Башляра
- Правда и метод (1960) Ханса-Георга Гадамера
- Безумие и цивилизация (1961) Мишеля Фуко
- Тотальность и бесконечность (1961) Эммануэля Левинаса
- Одномерный человек (1964) Герберта Маркузе
- Негативная диалектика (1966) Теодора В. Адорно
- Порядок вещей (1966) Мишеля Фуко
- Сочинения (1966) Жака Лакана
- Общество спектакля (1967) Ги Дебора
- Письмо и различие (1967) Жака Деррида
- Грамматологии (1967) Жака Деррида
- Разница и повторение (1968) Жиля Делёза
- Археология знаний (1969) Мишеля Фуко
- Идеология и идеологические государственные аппараты (1970) Луи Альтюссера
- Слепота и проницательность (1971) Поля де Мана
- Анти-Эдип: капитализм и шизофрения (1972) Жиля Делёза и Феликса Гваттари
- Распространение (1972) Жака Деррида
- Границы философии (1972) Жака Деррида
- Иначе, чем бытие или за пределами сущности (1974) Эммануэля Левинаса
- История сексуальности (1976–2018) Мишеля Фуко
- Состояние постмодерна (1979) Жана-Франсуа Лиотара
- Тысяча плато: капитализм и шизофрения (1980) Жиля Делёза и Феликса Гваттари
- Симулякры и моделирование (1981) Жана Бодрийяра
- Время и повествование (1983) Поля Рикёра
- Возвышенный объект идеологии (1989) Славоя Жижека
- Гендерные проблемы (1990) Джудит Батлер
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кричли 2001 и Соломон 1988 датируют истоки континентальной философии поколением ранее работами Жан-Жака Руссо.
- ^ Например, крупнейшей академической организацией, занимающейся изучением континентальной философии, является Общество феноменологии и экзистенциальной философии.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кричли 2001 .
- ^ Jump up to: а б Розен, Майкл Э. , «Континентальная философия от Гегеля», в «Философии 2: Дальше через предмет» , изд. AC Grayling (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), 665.
- ^ Jump up to: а б Континентальные философы обычно отождествляют такие состояния с трансцендентальным субъектом или самостью: Соломон 1988 , с. 6: «Именно у Канта философские утверждения о Самости достигают новых и замечательных размеров. Самость становится не просто центром внимания, но и всем предметом философии. Самость — это не просто еще одна сущность в мире, но в в важном смысле оно создает мир, и отражающее «я» не просто знает себя, но, познавая себя, знает все «я» и структуру любого и каждого возможного «я».
- ^ Приведенный выше список включает только те движения, общие для обоих списков, составленных Critchley 2001 , p. 13 и Глендиннинг, 2006 г. , стр. 58–65.
- ^ Jump up to: а б Х.-Ж. Глок, Что такое аналитическая философия? (Издательство Кембриджского университета, 2008), с. 86
- ^ Лейтер 2007 , с. 2: «В первом приближении мы могли бы сказать, что философию в континентальной Европе девятнадцатого и двадцатого веков лучше всего понимать как связанное переплетение традиций, некоторые из которых пересекаются, но ни одна из которых не доминирует над всеми остальными».
- ^ Кричли, Саймон (1998). «Введение: что такое континентальная философия?». В Кричли, Саймон; Шредер, Уильям (ред.). Спутник континентальной философии . Блэквеллские товарищи по философии. Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing Ltd., с. 4.
- ^ Кричли 2001 , с. 32: «Как таковая, континентальная философия является изобретением или, точнее, проекцией англо-американской академии на континентальную Европу».
- ^ Jump up to: а б Глок, HJ (2008). Что такое аналитическая философия? . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87267-6 . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Глендиннинг 2006 , с. 12.
- ^ Кричли 2001 , с. 38.
- ^ Милль, Джон Стюарт (1950). О Бентаме и Кольридже . Книги Харпер Торчбук. Нью-Йорк: Харпер и Роу. стр. 104, 133, 155.
- ^ Рассел, Бертран (1959). Моё философское развитие . Лондон: Аллен и Анвин. п. 62 .
У гегельянцев были всевозможные аргументы, чтобы доказать, что то или иное не «реально». Число, пространство, время, материя — все они были признаны внутренне противоречивыми. Ничто не было реальным, как нас уверяли, за исключением Абсолюта, который мог думать только о себе, поскольку ему больше не о чем думать, и который вечно думал о вещах, о которых философы-идеалисты думали в своих книгах.
- ^ Рассел, Бертран. 1945. История западной философии . Саймон и Шустер. стр. 643, 641. Там же, стр. 643–47.
- ^ См., например, Броган, Уолтер и Джеймс Риссер, ред. 2000. Американская континентальная философия: читатель . Издательство Университета Индианы.
- ^ Лори, Тимоти; Старк, Ханна; Уокер, Бриони (2019). «Критические подходы к континентальной философии: интеллектуальное сообщество, дисциплинарная идентичность и политика включения» . Парресия: журнал критической философии . 30 : 1–17.
- ^ Кричли 2001 , с. 115.
- ^ Кричли 2001 , с. 57.
- ^ Кричли 2001 , с. 64.
- ^ Лейтер 2007 , с. 4: «Хотя формы философского натурализма доминировали в англоязычной философии, подавляющее большинство авторов континентальных традиций настаивают на своеобразии философских методов и их приоритете над методами естественных наук».
- ^ Кенни, Энтони, изд. Оксфордская иллюстрированная история западной философии . ISBN 0-19-285440-2 .
- ^ Jump up to: а б Меркиор, JG 1987. Фуко , серия Fontana Modern Masters . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-06062-8 .
- ^ Грегори, Ванда Т. 2001. « Хайдеггер, Карнап и Куайн на перекрестке языков ». Современные исследования в области феноменологии и герменевтики 1 (зима). Архивировано из оригинала 21 августа 2006 г.
- ^ Стоун, Авраам Д. 2005. « Хайдеггер и Карнап о преодолении метафизики ». Глава 8 в книге Мартина Хайдеггера под редакцией С. Малхолла . дои : 10.4324/9781315249636 .
- ^ «|Общество феноменологии и экзистенциальной философии» . spep.org . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ Ринофнер-Крейдл, С.; Вильтше, ХА (2016). Аналитическая и континентальная философия: методы и перспективы. Материалы 37-го Международного симпозиума Витгенштейна . Публикации Австрийского общества Людвига Витгенштейна – Новая серия. Де Грютер. ISBN 978-3-11-044887-0 . Проверено 28 августа 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Бабич, Бабетта (2003). «Об аналитико-континентальном водоразделе в философии: лживая истина Ницше, разговорный язык Хайдеггера и философия». В: К.Г. Прадо, изд., Разделенный дом: сравнение аналитической и континентальной философии . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея/Человечества. стр. 63–103.
- Кричли, Саймон (2001). Континентальная философия: очень краткое введение . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-285359-2 .
- Кутрофелло, Эндрю (2005). Континентальная философия: современное введение . Рутледж Современные введения в философию. Нью-Йорк; Абингдон: Рутледж Тейлор и Фрэнсис Груп.
- Глендиннинг, Саймон (2006). Идея континентальной философии: Философская хроника . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета.
- Лейтер, Брайан; Розен, Майкл, ред. (2007). Оксфордский справочник по континентальной философии . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Шрифт, Алан Д. (2010). История континентальной философии. 8 томов . Чикаго; Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
- Соломон, Роберт К. (1988). Континентальная философия с 1750 года: взлет и падение личности . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Кенни, Энтони (2007). Новая история западной философии, Том IV: Философия в современном мире . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.