Rostislav Berberov
Ростислав Николаевич Берберов (28 марта 1921 — 12 июня 1984) — российский теоретик музыки и музыковед . Он был одним из крупнейших теоретиков советской школы музыкального анализа ХХ века. Он также был знатоком Петра Ильича Чайковского , написал несколько предисловий, включенных в издания произведений этого композитора, и отредактировал второй том полного собрания сочинений Чайковского «Полное собрание сочинений» (Москва, 1950). [ 1 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Берберов родился в Кондрово, окончил Государственное музыкальное училище имени Гнесиных, а затем поступил в аспирантуру по музыковедению в Московской консерватории ; поступил в последнее учреждение в 1941 году. В течение первого семестра его обучения Московская консерватория была эвакуирована в Саратовскую консерваторию из-за Второй мировой войны , и оба учреждения объединились для обучения в 1941–1943 годах. За это время Берберов вошел в ближайшее окружение Болеслава Яворского , и между ними сложилась близкая дружба. Берберов также был учеником теоретика музыки Льва Мазеля . [ 1 ]
Будучи отличником и отличным специалистом в своей области, Берберов не получил диплома Московской консерватории из-за его нежелания одобрить марксизм-ленинизм как политическую философию. Учитывая его политическую двойственность, ему было отказано в доступе к выпускным экзаменам. Тем не менее, в 1947 году его наняли преподавать теорию музыки на факультете Музыкального училища Октябрьской Революции (ныне известного как Московский государственный музыкальный институт им. Шнитке ). Следующие десять лет он преподавал в этом учреждении, не имея музыкального образования, но был наконец получил диплом в 1957 году. Он оставил свою должность в Музыкальном училище Октябрьской Революции в 1970 году, когда был назначен преподавателем музыкального анализа в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных. [ 1 ]
В 1960-е годы Берберов создал сложную, но структурно интегрированную систему музыкального анализа, построенную на объединении теорий Эрнста Курта , Бориса Асафьева , Хьюго Римана и Иоганна Бобровского . Этот аналитический инструмент анализировал отдельные музыкальные произведения, рассматривая их временное развитие и проводя различия между конструктивными и деструктивными элементами музыкального развития. Он также включил в себя многие элементы римановой теории в отношении музыкальных мотивов и анализа фраз. Среди его важных публикаций, в которых он продемонстрировал свою аналитическую методологию, - «Специфика структуры хорового произведения », Москва, 1981) и монография «Эпическая поэма» Германа Галынина: эстетико-аналитические пазшления . Поэма Германа Галынина: Эстетико-аналитические размышления», Москва, 1986). [ 1 ]
Берберов скончался в Москве 12 июня 1984 года. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Григорий Пантелев Паисов (2001). «Берберов Ростислав Николаевич». Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.48266 .
- 1921 рождений
- 1984 смертей
- Выпускники Московской консерватории.
- Выпускники Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
- Преподавательский состав Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
- Российские музыковеды
- российские теоретики музыки
- Ученые Чайковского
- Выпускники Саратовской консерватории.
- Русские музыканты-мужчины ХХ века
- Музыковеды 20 века
- Российские педагоги ХХ века