Мордехай бен Ниссан
Мордехай бен Ниссан | |
---|---|
Годы активности | 18 век |
Мордехай бен Ниссан Старший ( евр. מרדכי בן ניסן הזקן, Мордехай бен Ниссан ха-Закен ) — учёный- караим, еврейский живший в Красном острове, Польша (ныне Кукезив , Украина ) во второй половине XVIII века.
Образование
[ редактировать ]Он учился у Иосифа бен Самуэля, хазана из Галича , и Давида бен Шалом ха-Закена, и в раннем возрасте стал знатоком как раввинской , так и караимской литературы.
Работает
[ редактировать ]Мордехай главным образом известен благодаря своему труду «Дод Мордехай» ( Вена , 1830), написанному в ответ на четыре вопроса, адресованные в 1698 году Давиду бен Шалом ха-Закену Якобусом Тригландом , профессором богословия Лейденского университета . Этими четырьмя вопросами были: (1) Идентична ли караимская секта той, которая существовала во времена Второго Храма под названием « саддукеи », или она возникла от Анана бен Давида , как утверждают раввиниты? (2) Был ли Акила , прозелит , которому Менахем Калаи адресовал письма, идентичен греческому переводчику или автору Таргума ? (3) ли Море Аарон Идентичен Сефер ха-Мицвот Аарона бен Илии Никомедийского ; если нет, то кто был его автором? (4) Имеет ли караимская Библия какие-либо варианты Библии раввинитов и каково преобладающее мнение среди караимов относительно времени введения гласных и акцентов?
Мардохей разделил свое произведение на 12 глав, каждая из которых носит название еврейского племени. На первый вопрос он ответил, что хотя секта караимов и не тождественна секте саддукеев, она тем не менее существовала во времена Второго Храма . Он разделил историю караимов на три эпохи: первая началась с образования отдельной общины без всякого внешнего отличия от других общин, во времена Симеона бен Шетаха ; второй начался с Анана, который открыто выступил против талмудистов ; и третий — с четырнадцатого века, когда стали ощущаться первые следы упадка караизма. Второй вопрос остался без ответа. Имя «Менахем», говорит он, нигде не встречается, кроме « Мибхара» , и поэтому нет никакой информации о его личности. Что касается автора Таргума , то Мордехай знает его только через раввинитских авторитетов. На третий вопрос дан удовлетворительный ответ, и Мардохей кстати приводит сведения о караимских произведениях, найденных в Польше. Караимская Библия, говорит он, отвечая на четвертый вопрос, не отличается от Библии раввинитов; Считается, что гласные и акценты были переданы Моисею на горе Синай. Здесь Мардохей цитирует Азария деи Росси и демонстрирует обширные знания раввинской литературы.
(Эта работа была впоследствии переведена на латынь Иоганном Кристофом Вольфом и опубликована на латыни и иврите в параллельных колонках под названием Notitia Karaeorum ( Гамбург , 1714 г.).)
Кроме того, Мордехай написал: Сефер Маамар Мордехай, комментарий к Мибхару Аарона бен Иосифа ; Дерек ха-Ям, диссертация об отрывке от Мибхара к Бытию IX. 21; Келалим Яфим, элементарная грамматика иврита; Яд Адонай, тема которого неизвестна; Лебуш Малхут о различиях между раввинитами и караимами; литургические стихи, некоторые из которых были включены в караимский ритуал.
Ресурсы
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор; Бройде, Исаак (1901–1906). «Мордехай бен Ниссан ха-Закен» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. , в котором цитируется следующая библиография:
- Уведомления о караянах в Google Книгах