Материнская чувствительность
Материнская чувствительность – это способность матери воспринимать и делать выводы о значении поведенческих сигналов своего ребенка , а также реагировать на них быстро и адекватно. Материнская чувствительность влияет на развитие ребенка на всех этапах жизни, от младенчества до взрослой жизни. В целом, у более чувствительных матерей рождаются более здоровые, более социально и когнитивно развитые дети, чем у менее чувствительных матерей. [1] Кроме того, было обнаружено, что материнская чувствительность оказывает психологическое воздействие на человека даже во взрослом возрасте. [2] Было обнаружено, что взрослые, которые в детстве испытывали высокую материнскую чувствительность, были более защищены, чем те, у кого были менее чувствительные матери. [2] Как только взрослый человек сам станет родителем, его собственное понимание материнской чувствительности повлияет на развитие его собственных детей. [2] Некоторые исследования показывают, что взрослые матери проявляют большую материнскую чувствительность, чем матери-подростки , у которых, в свою очередь, могут быть дети с более низким IQ и уровнем чтения, чем у детей взрослых матерей. [3]
Существуют разные способы оценки материнской чувствительности, например, с помощью натуралистического наблюдения, [4] Странная ситуация , [5] материнская синхрония, [6] и материнский ум . [7] В научном мире также существует ряд способов измерения материнской чувствительности, в том числе шкала материнской чувствительности Эйнсворта (AMSS), [8] Q-сортировка материнского поведения (MBQS) и Q-сортировка чувствительности Педерсона и Морана. [9]
Описание
[ редактировать ]Материнская чувствительность была впервые определена Мэри Эйнсворт как «способность матери воспринимать и точно интерпретировать сигналы и сообщения своего ребенка, а затем реагировать соответствующим образом». Позднее в 1995 году Карл и Брум пересмотрели его как «способность матери последовательно распознавать сигналы ребенка и действовать в соответствии с этими сигналами, а также способность отслеживать и точно интерпретировать сигналы ребенка, о чем свидетельствуют взаимодействия матери и ребенка, которые являются случайными, взаимными и взаимозависимыми». аффективно-позитивный». В целом его можно определить как широкую концепцию, объединяющую различные атрибуты поведенческого ухода. [10]
Исследования материнской чувствительности следуют за более ранними работами в области психоаналитики и особенно укоренены в теории привязанности . По мере того как фокус психоаналитики сместился с отдельных людей (особенно взрослых) на детей, исследования диад мать-младенец , влияния раннего детства на развитие и беременность стали шире. Психолог по имени Джон Боулби в конце концов разработал теорию привязанности в 1969 году. Мэри Эйнсворт , которая работала с Боулби, вместе со своими коллегами создала концепцию материнской чувствительности в 1978 году, чтобы описать раннее взаимодействие матери и ребенка, наблюдаемое в ее эмпирических исследованиях. [11]
Существует четыре важных аспекта материнской чувствительности: динамический процесс, включающий материнские способности, взаимный компромисс с младенцем, непредвиденные обстоятельства в поведении ребенка и качество материнского поведения. [10]
Материнская чувствительность динамична, эластична и может меняться со временем. Чувствительная мать должна уметь воспринимать сигналы и сигналы, которые подает ей ребенок, правильно их интерпретировать и действовать соответствующим образом. матери Тремя наиболее позитивными факторами, влияющими на ребенка, являются социальная поддержка , привязанность матери к плоду и высокая самооценка . Тремя наиболее негативными факторами, влияющими на ребенка, являются материнская депрессия , материнский стресс и материнская тревога . [10] Недавние исследования показали, что посттравматическое стрессовое расстройство у матери ( ПТСР ) может негативно повлиять на чувствительность матери в стрессовые моменты с ее ребенком, которые служат напоминанием о травме, и что это, вполне вероятно, имеет нейронную основу в материнском мозге. [12] [13]
Оценка
[ редактировать ]Натуралистическое наблюдение
[ редактировать ]Материнскую чувствительность чаще всего оценивают во время натуралистического наблюдения за свободным игровым взаимодействием между матерью и ребенком. [4] Существует несколько факторов, связанных с оценкой во время наблюдения, которые могут вызвать различия в результатах, включая условия (дома или в лаборатории), контекст (свободная игра или структурированное задание), продолжительность наблюдения и частота наблюдения. В то время как некоторые наблюдательные исследования сосредоточены исключительно на отношениях между матерью и ребенком во время тесного взаимодействия, такого как кормление или свободная игра, другие исследования изучают, насколько хорошо материнская фигура распределяет свое внимание между ребенком и другими повседневными делами. [14] Последнее было продемонстрировано в эксперименте, проведенном Аткинсоном и соавт. где матерям давали анкету, которая выступала в качестве «задачи-отвлекателя», и оценивали их способность эффективно распределять свое внимание между «задачей-отвлекателем» и своим ребенком. [15] Что касается продолжительности наблюдения, в некоторых исследованиях требуется не более однократной 10-минутной оценки, в то время как в других исследованиях использовалось гораздо более длительное время. [14]
Странная ситуация
[ редактировать ]«Странная ситуация» была разработана Мэри Эйнсворт в 1970-х годах для оценки отношений привязанности между опекунами и детьми в возрасте от 9 до 18 месяцев. Поскольку материнская чувствительность является индикатором отношений привязанности, исследователи иногда используют «Незнакомую ситуацию» для наблюдения за привязанностью, чтобы использовать результаты для прогнозирования и вывода об уровне материнской чувствительности. [5]
В «Незнакомой ситуации » поведение и стресс малыша наблюдаются во время 21-минутного сеанса свободной игры через одностороннее стеклянное окно, когда воспитатель и незнакомцы входят в комнату и выходят из нее. [5] Конкретная последовательность событий такова:
- Мать и ребенок одни. Наблюдение за использованием матери в качестве надежной основы, которая способствует исследовательскому поведению и независимости.
- Незнакомец входит в комнату, что свидетельствует о последствиях беспокойства незнакомца.
- Мать оставляет ребенка, что свидетельствует о последствиях тревоги разлуки. Незнакомец пытается утешить ребенка, что проверяет последствия беспокойства незнакомца.
- Мать возвращается, а незнакомец уходит. Наблюдение за поведением при воссоединении.
- Родитель уходит, а ребенок снова; тестируется тревога разлуки.
- Незнакомец возвращается и пытается утешить младенца; проверяется тревога незнакомца.
- Родитель возвращается, а незнакомец уходит. Еще раз, наблюдение за поведением при воссоединении. [5]
За детьми наблюдают и классифицируют их по одному из четырех типов привязанности – надежная привязанность , тревожно-амбивалентная привязанность , тревожно-избегающая привязанность или дезорганизованная привязанность – на основе тревоги разлуки ребенка, готовности исследовать, тревоги незнакомца и поведения при воссоединении. [5]
Синхронность матери и ребенка и материнский разум
[ редактировать ]Двумя родственными качественными понятиями, которые коррелируют с материнской чувствительностью, являются синхронность матери и ребенка и материнское мышление . [6] [7]
При синхронности матери и ребенка учитывается способность матери и ребенка изменять свое поведение в зависимости от реакции другого. Аффект младенца (вокальный и мимический) и материнская стимуляция (вокальная и тактильная) являются хорошими индикаторами синхронности матери и ребенка. Зенталл и др. обнаружили, что у младенцев ритм был сильнее, а взаимодействие осуществлялось лучше в 5 месяцев, чем в 3 месяца. Согласно исследованию, способность младенца посылать сигналы и способность матери воспринимать их со временем увеличиваются по мере синхронности. [6] Исследования показали, что синхронность матери и ребенка приведет к развитию у ребенка самоконтроля и других саморегулируемых форм поведения на более позднем этапе жизни. [16]
Соответствующая концепция материнского разума оценивает способность матери понимать и выражать в словах мысли ребенка: мысли, желания, намерения и воспоминания. Было обнаружено, что материнское мышление связано с некоторыми результатами развития, такими как безопасность привязанности. Комментарий лица, осуществляющего уход, считается подходящим комментарием, связанным с разумом, если независимый кодировщик счел этот комментарий соответствующим поведению ребенка, если комментарий связывал текущую активность ребенка с прошлыми действиями и/или если комментарий побуждал ребенка продолжать со своими намерениями, когда разговор приостановился. Это коррелирует с высокой материнской умственностью. Если лицо, осуществляющее уход, приписывает поведению ребенка неправильное внутреннее состояние, если комментарий о текущей деятельности недостаточно связан с прошлым событием, если комментарий удерживает ребенка от продолжения текущей деятельности и/или если комментарий неясен , это считается неуместным комментарием, связанным с умом, и соответствует слабому разуму. [7]
Роль материнской чувствительности в развитии
[ редактировать ]Младенчество
[ редактировать ]Младенцы, чьи матери более чувствительны, с большей вероятностью будут демонстрировать надежные отношения привязанности. Поскольку фигура матери обычно доступна и реагирует на потребности младенца, младенец способен формировать ожидания в отношении поведения матери. Как только ожидания оправдываются и младенец чувствует постоянство чувствительности матери, он может найти безопасность в материнской фигуре. У тех младенцев, чьи матери не реагируют на сигналы своих детей или неадекватно реагируют на их крики о внимании, формируются ненадежные и тревожные привязанности, поскольку младенцы не могут постоянно зависеть от материнских фигур в отношении предсказуемых и безопасных реакций. [17]
Чтобы младенец почувствовал, что материнская фигура доступна и отзывчива, должен произойти определенный уровень взаимодействия. Хотя большинство исследований было проведено по вопросам взаимодействия лицом к лицу, исследования показали, что телесное взаимодействие также важно для чувствительности и развития. В развитии привязанности важно не то, как часто ребенка держат на руках, а то, как его держат и хочет ли ребенок, чтобы его держали на руках. Еще одним важным фактором является чувствительность к сигналам кормления ребенка. [17] Существуют некоторые разногласия по поводу того, формируют ли младенцы, формирующие ненадежные отношения привязанности со своими матерями, это потому, что мать особенно нечувствительна к потребностям своего ребенка, или из-за различий в их личности (т.е. их темпераменте) и жизненных ситуациях. [18]
Детство
[ редактировать ]Существует решающая взаимосвязь между воспитанием детей и характеристиками ребенка, такими как здоровье, темперамент, развитие и познавательные способности. Дети самых чувствительных и последовательных матерей обычно наиболее здоровы, счастливы и хорошо адаптированы. [1] [19]
Здоровье в детстве
[ редактировать ]Материнская чувствительность даже в первые несколько месяцев отношений мать-ребенок является важным фактором здоровья в детстве, особенно при ожирении . Исследование, в котором использовались данные Национального института здоровья детей и развития человека, исследования раннего ухода за детьми и развития молодежи оценило взаимодействие матери и ребенка и отнесло их к одной из двух групп: чувствительные или нечувствительные. За ростом ребенка (ростом и весом) следили на протяжении всего детства, с 24 месяцев до шестого класса, и индекс массы тела рассчитывали . По мере того, как дети росли, рос и процент людей с избыточным весом или ожирением. За 24 месяца общий процент детей, страдающих избыточным весом и ожирением, составил 15,58%, а к шестому классу 34,34% детей были классифицированы как страдающие избыточным весом или ожирением. Более интересной является разница между группой, чувствительной к матери, и группой, нечувствительной к материнству. Дети от чувствительных матерей начали с 14,96% (24 месяца) избыточного веса и ожирения, а закончили исследование с 29,54% (шестой класс). У детей, отнесенных к нечувствительным матерям, процент избыточного веса, страдающего ожирением, составил 16,16% в возрасте 24 месяцев и 39,28% в шестом классе. Это показывает значительную корреляцию между чувствительностью матери и риском избыточного веса и ожирения ребенка в начальные годы. Это очень важно для программ профилактики ожирения у детей. [1]
Темперамент в детстве
[ редактировать ]Текущие исследования показали корреляцию между материнской чувствительностью или нечувствительностью, негативной дисциплиной и детской агрессией . Эксперимент, в котором приняли участие 117 пар мать-ребенок, показал уникальную связь между чувствительностью матери и применением дисциплины и уровнем темперамента ребенка. Наблюдения (чувствительность матери к потребностям ребенка, уровень агрессивности и темперамента ребенка, а также взаимоотношения между ними) проводились, когда детям в среднем было 26,71 месяцев (диапазон от 13,58 до 41,91 месяцев). Данные были собраны снова год спустя. Результаты показывают, что год спустя негативная дисциплина коррелирует с детской агрессией, но только тогда, когда мать бесчувственна. [19]
Развитие в детстве
[ редактировать ]Исследование Джея Бельски и Р.М. Паско Фирона проверило корреляцию между развитием детства и чувствительностью матери. [20] Гипотезы были:
- надежная привязанность (наблюдаемая в 15 месяцев) и материнская чувствительность (наблюдаемая в 24 месяца) обеспечили самые высокие компетенции у трехлетних детей,
- наименее компетентные дети будут иметь в анамнезе ненадежную привязанность и материнскую нечувствительность,
- а дети, воспитанные в условиях смешанного или противоречивого воспитания, попадут в промежуточное положение.
Дети тестировались по пяти категориям развития: проблемное поведение, социальная компетентность, экспрессивное поведение.язык, рецептивная речь и готовность к школе. Результаты полностью подтверждают эту гипотезу (т.е. материнская чувствительность и детское развитие положительно коррелируют ). Это важный вопрос, поскольку он показывает, насколько влиятельный ранний опыт ребенка влияет на его будущее развитие. [20]
Познание в детстве
[ редактировать ]Было обнаружено, что у матерей, у которых была более высокая чувствительность к своим детям от дошкольного до первого класса, дети были более успевающими, чем у тех, у которых была более низкая материнская чувствительность. Дети матерей, чувствительных к материнству, набрали более высокие баллы по математике и знанию фонем, чем дети тех, у кого в анамнезе была более низкая материнская чувствительность. [21]
Было показано, что материнская чувствительность обучает младенцев навыкам внимания, которые необходимы в дальнейшей жизни для эмоционального контроля и других более сложных когнитивных процессов. [22]
Было обнаружено, что в семьях с более чем одним ребенком ( двойняшками или тройняшками ) материнская чувствительность ниже, поскольку у матери больше потребностей в заботе и меньше времени на формирование уникальной связи, что, в свою очередь, приводит к снижение когнитивного развития у младенцев (по сравнению с тем, если бы ребенок рос один). [23] Кроме того, в период новорожденности у женщин с высокой материнской чувствительностью рождались дети, способные регулировать свои эмоции и обладающие более высокими символическими и когнитивными навыками. В случае тройни ребенок, получивший наименьшую материнскую чувствительность, демонстрировал самые плохие когнитивные результаты и имел больше всего медицинских проблем. [24]
Социализация в детстве
[ редактировать ]Было показано, что материнская чувствительность влияет на навыки социализации детей. В частности, некоторые исследования показывают, что дети более чувствительных воспитателей имеют высокий уровень требующего усилий (т.е. эмоционального и поведенческого) контроля. Предполагается, что такой контроль достигается с младенческого возраста, когда быстрая и адекватная реакция чувствительной матери на дистресс ребенка учит ребенка регулировать свое возбуждение. Эта быстрая регуляция возбуждения затем адаптируется в детстве, что приводит к способности хорошо регулировать эмоции и поведение. [25]
Также было обнаружено, что чувствительность лица, осуществляющего уход, связана с эмпатией у детей. Как правило, дети с надежной привязанностью оказываются более чуткими по сравнению с детьми с ненадежной привязанностью. Причина этого результата заключается в том, что, поскольку дети с надежной привязанностью получают больше сочувствия от лиц, осуществляющих уход, в те моменты, когда они сами переживают стресс, они с большей вероятностью проявят сочувствие в ситуации, когда кто-то другой расстроен. [26]
Взрослая жизнь
[ редактировать ]Собственное понимание материнской чувствительности взрослыми влияет на их чувствительность к собственным детям. [2] Было обнаружено, что взрослые, чьи матери были бесчувственными в младенчестве, не могли вспомнить конкретные события детства или их важность. Они не смогли дать точное описание своих родителей с помощью воспоминаний, было обнаружено, что они идеализируют переживания и с большей вероятностью помнят ситуации, в которых их отвергли. [27] Было обнаружено, что взрослые, которые испытывали более высокую материнскую чувствительность как в младенчестве, так и в зрелом возрасте, были менее пренебрежительными и более уверенными, чем те, кто этого не делал. Было обнаружено, что озабоченные взрослые также пытаются угодить своим родителям, когда они были молоды, и испытывают к ним чувство гнева. [27] Было обнаружено, что около половины взрослых, которые были более озабочены, чем другие, пережили развод родителей в более раннем возрасте, а также другие негативные жизненные события, такие как смерть одного из родителей или сексуальное насилие. Эти жизненные события приводят к снижению надежности привязанности между матерью и ребенком, поскольку доступность матери, а также может снизиться отзывчивость, независимо от того, какая материнская чувствительность наблюдалась до этих событий. [27] Было обнаружено, что взрослые мужчины в более раннем возрасте испытывали меньшую материнскую чувствительность, чем женщины, и с большей вероятностью были классифицированы как пренебрежительные, чем женщины. [2]
Разница в материнской чувствительности у взрослых и матерей-подростков
[ редактировать ]Было обнаружено, что материнская чувствительность выше у взрослых матерей, чем у матерей-подростков. [3] Уровень и качество осознанности, характеризующее склонность матери комментировать умственную деятельность ребенка во время взаимодействия, выше у взрослых матерей и связано с большей материнской чувствительностью. Комментарии взрослых матерей оказались более позитивными, чем комментарии матерей-подростков. Матери-подростки почти не использовали положительные комментарии, а вместо этого использовали отрицательные комментарии. Это приводит к тому, что мать-подросток становится более нечувствительной к потребностям своего ребенка, возможно, из-за отсутствия понимания потребностей, и, следовательно, имеет более низкую материнскую чувствительность и менее надежную привязанность к своему ребенку. [3]
Материнскую чувствительность у матерей-подростков можно предсказать еще в пренатальном периоде. [28] Было обнаружено, что матери, которые живо и позитивно говорили о своих будущих отношениях с ребенком, проявляли более высокую материнскую чувствительность, чем те, кто этого не делал (классифицируются как автономные матери). Также было обнаружено, что у автономных матерей рождаются дети с более надежной привязанностью . Было обнаружено, что матери-подростки, которые не были классифицированы как автономные, имели тревожно привязанных детей. [28] Кроме того, было обнаружено, что у матерей-подростков дети в возрасте четырех-восьми лет имеют более низкий IQ ниже среднего и уровень чтения , чем у взрослых матерей. [29]
Хотя было обнаружено, что матери-подростки демонстрируют более низкую материнскую чувствительность, нет никаких доказательств того, что возраст матери сам по себе оказывает негативное влияние на развитие ребенка, поскольку другие факторы в этом возрасте, такие как образование и финансовое положение, могут играть роль в нечувствительности матери. и по отношению к ребенку. [30]
Измерение
[ редактировать ]Шкала материнской чувствительности Эйнсворт (AMSS)
[ редактировать ]Мэри Эйнсворт разработала Шкалу материнской чувствительности Эйнсворт (AMSS), чтобы использовать ее в качестве меры в своем лонгитюдном исследовании в Балтиморе (1963). Шкала основана на натуралистических наблюдениях, проведенных Эйнсворт в течение нескольких часов, и поэтому не имеет краткого описания процедуры. Ее метод использует девятибалльную шкалу (девять — очень высокий уровень и один — очень низкий) для оценки ряда важных материнских качеств. Для того чтобы это измерение было точным, важно, чтобы исследователь хорошо наблюдал и понимал поведение лица, осуществляющего уход. [8]
- Чувствительность против нечувствительности к сигналам: эта шкала измеряет, насколько хорошо материнская фигура способна воспринимать и правильно интерпретировать то, что ребенок подает знаками или сигналами посредством поведения, и насколько адекватно материнская фигура способна на них реагировать. Шкала варьируется от очень чувствительной до очень нечувствительной.
- Сотрудничество против вмешательства в текущее поведение: эта шкала измеряет, насколько сильно время выполнения задач материнской фигурой мешает собственной деятельности ребенка, а не с учетом настроения и интересов ребенка. Масштаб варьируется от явного сотрудничества до крайнего вмешательства.
- Принятие или отказ от потребностей ребенка: эта шкала измеряет хорошие и плохие чувства материнской фигуры по отношению к своему ребенку. Шкала варьируется от высокого принятия до крайнего неприятия.
- Доступность против игнорирования: эта шкала измеряет доступность материнской фигуры и ее реакцию на ребенка. Шкала варьируется от весьма доступной до крайне недоступной, игнорирования или пренебрежения. [31]
Q-сортировка материнского поведения (MBQS)
[ редактировать ]Q-сортировка материнского поведения (MBQS) была разработана Дэвидом Педерсоном, Грегом Мораном и Сэнди Бенто для измерения материнской чувствительности. Он использовался для измерения различных исследований, включая домашние и видеозаписанные наблюдения. Меры определяются с использованием анализа q-фактора. [32] Стандартная версия Q-сортировки состоит из 90 пунктов, которые измеряют материнскую чувствительность в отношении доступности, реагирования и оперативности к потребностям ребенка, и существует множество вариаций. Чтобы измерить чувствительность, наблюдатели сортируют предметы в девять стопок по десять на основе соответствия между наблюдаемым поведением и предметом. Показатель материнской чувствительности рассчитывается путем сравнения описательного сорта и критериального сорта (прототипичная чувствительная мать). Педерсон и Моран основали свою Q-сортировку на Q-множестве привязанности Уотерса, которое представляет собой оценку поведения детей. [33]
Педерсон и Моран Чувствительность Q-сортировки
[ редактировать ]Q-сортировка чувствительности Педерсона и Морана была разработана Педерсоном Д.Р., Мораном Г., Ситко К., Кэмпбеллом К. и Гесквайром К. в 1990 году. Подобно шкалам материнской чувствительности Эйнсворта, была разработана Q-сортировка чувствительности Педерсона и Морана. выявить изменения в чувствительности матери к поведению младенца. [9]
Сопутствующие меры
[ редактировать ]Шкала оценки и классификации атипичного материнского поведения (AMBIANCE) была разработана Элизой Бронфман, Элизабет Парсонс и Карлен Лайонс-Рут. Он был разработан для измерения степени, в которой родитель не смог следовать намеренному или аффективному направлению общения ребенка, давая противоречивые ответы на сигналы ребенка или вообще не реагируя на сигналы ребенка. AMBIANCE имеет следующие пять измерений: [34]
- Ошибки аффективного общения (например, говорит приглашающим голосом, но физически блокирует доступ ребенка)
- Путаница ролей: (например, привлекает внимание к себе, когда ребенок в чем-то нуждается)
- Дезориентация: (например, выглядит растерянным, нерешительным или напуганным по отношению к младенцу; несоответствующий аффект)
- Негативно-навязчивое поведение: (например, издевается или дразнит ребенка)
- Отстраняющееся поведение: (например, не может инициировать взаимодействие, не приветствует ребенка после разлуки)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ву, Тецзянь; Уоллес Э. Диксон; Уильям Т. Далтон; Фред Тудивер; Сюэфэн Лю (2011). «Совместное влияние детского темперамента и материнской чувствительности на развитие детского ожирения». Журнал «Здоровье матери и ребенка» . 15 (4): 469–477. дои : 10.1007/s10995-010-0601-z . ПМИД 20358395 . S2CID 24929495 .
- ^ Jump up to: а б с д и Беквит, Лейла; и др. (май 1999 г.). «Материнская чувствительность в младенчестве и последующие жизненные события связаны с проявлением привязанности в раннем взрослом возрасте» . Психология развития . 35 (3): 693–700. дои : 10.1037/0012-1649.35.3.693 . ПМИД 10380860 . Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Демерс, Изабель; Бернье, Энни; и др. (июль 2010 г.). «Разум у взрослых и матерей-подростков: отношение к материнской чувствительности и детской привязанности» . Международный журнал поведенческого развития . 34 (529): 529–537. дои : 10.1177/0165025410365802 . S2CID 143670689 . Проверено 13 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Бенто, С.; Эванс, EM; Моран, Г.; Педерсон, Д.Р. (март 2007 г.). «Оценка материнской чувствительности по видеозаписям» . Презентации по психологии . Проверено 7 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Маклеод, Б. «Мэри Эйнсворт – Странная ситуация» . Просто Психология . Проверено 17 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Зенталл, СР; Бокер СМ; Браунгарт-Рикер, Дж. М. (2006). «Синхронность матери и ребенка: динамический системный подход». Материалы Пятой Международной конференции по развитию и обучению . CiteSeerX 10.1.1.491.8160 .
- ^ Jump up to: а б с Майнс; и др. (2002). «Материнское мышление и безопасность привязанности как предсказатели теории понимания разума». Развитие ребенка . 73 (6): 1715–1726. дои : 10.1111/1467-8624.00501 . ПМИД 12487489 .
- ^ Jump up to: а б Бенсон, Джанетт Б.; Хейт, Маршалл М., ред. (2009). Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве и раннем детстве (1-е изд.). Амстердам: Академ. ISBN 978-0-12-375065-5 .
- ^ Jump up to: а б Моран, Г.; Педерсон, доктор медицинских наук; Петтит, П.; Крупка, А. (1992). «Материнская чувствительность и привязанность младенца к матери в образце с задержкой развития». Поведение и развитие младенцев . 15 (4): 427–442. дои : 10.1016/0163-6383(92)80011-i .
- ^ Jump up to: а б с Шин, Хёнджон (2008). «Материнская чувствительность: концептуальный анализ». Журнал продвинутого сестринского дела . 64 (3): 304–314. дои : 10.1111/j.1365-2648.2008.04814.x . ПМИД 18764848 .
- ^ Кемпинен, К. (2007). Ранняя материнская чувствительность: преемственность и связанные с ней факторы риска . Публикации Университета Куопио D. Медицинские науки 412. с. 19.
- ^ Шехтер, Д.С.; Мозер, Д; Ван, З; Марш, Р; Хао, XJ; Дуань, Ю; Ю, С; Гюнтер, Б; Мерфи, Д; Маккоу, Дж; Кангарлу, А; Вильхейм, Э; Майерс, М; Хофер, М; Петерсон, бакалавр наук (2012). «ФМРТ-исследование реакции мозга травмированных матерей на наблюдение за своими малышами во время разлуки и игры» . Журнал социальной, когнитивной и аффективной нейронауки . 7 (8): 969–79. doi : 10.1093/scan/nsr069 . ПМК 3501701 . ПМИД 22021653 .
- ^ Шехтер, Д.С.; Вильхейм, Э; Инохоса, К; Шолфилд-Кляйнман, К; Тернер, Дж. Б.; Маккоу, Дж; Зеана, Швейцария; Майерс, ММ (2010). «Субъективные и объективные показатели дисфункции отношений между родителями и детьми, дистресса, вызванного разлукой ребенка, и совместного внимания». Психиатрия: межличностные и биологические процессы . 73 (2): 130–144. дои : 10.1521/psyc.2010.73.2.130 . ПМИД 20557225 . S2CID 5132495 .
- ^ Jump up to: а б Бернард, К; Дозье, М.; Линдием, О (2011). «Материнская чувствительность: индивидуальная изменчивость и полезность множественных оценок» . Жестокое обращение с детьми . 16 (1): 41–50. дои : 10.1177/1077559510387662 . ПМК 3210187 . ПМИД 21131634 .
- ^ Аткинсон, Л.; Гольдберг, С.; Раваль, В.; Педерсон, Д.; Бенуа, Д.; Моран, Г.; Люнг, Э. (2005). «О связи между материнским состоянием ума и чувствительностью в прогнозировании безопасности детской привязанности». Психология развития . 41 (1): 42–53. дои : 10.1037/0012-1649.41.1.42 . ПМИД 15656736 .
- ^ Пиклер, Р.Х; Рейна, AB (2009). «Синхрония матери и ребенка». Журнал акушерства, гинекологии и ухода за новорожденными . 38 (4): 470–477. дои : 10.1111/j.1552-6909.2009.01044.x . ПМИД 19614883 .
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт, MS (1979). «Привязанность ребенка к матери». Американский психолог . 34 (10): 932–937. дои : 10.1037/0003-066x.34.10.932 . ПМИД 517843 .
- ^ Сусман-Стилман, А.; и др. (1996). «Младенческий темперамент и материнская чувствительность как предсказатели безопасности привязанности». Поведение и развитие младенцев . 19 (1): 33–47. дои : 10.1016/S0163-6383(96)90042-9 .
- ^ Jump up to: а б Алинк, Леннеке Р.А.; Джуди Месман; Янтьен ван Зейл; Мирьям Н. Столк; Фемми Девица; Мэриан Дж. Бейкерманс-Краненбург; Маринус Х. ван Эйзендорн; Ханс М. Кут (февраль 2009 г.). «Материнская чувствительность смягчает связь между негативной дисциплиной и агрессией в раннем детстве» (PDF) . Социальное развитие . 18 (1): 99–120. дои : 10.1111/j.1467-9507.2008.00478.x . hdl : 1871/17480 .
- ^ Jump up to: а б Бельски, Джей; РМ Паско Фирон (2002). «Ранняя безопасность привязанности, последующая материнская чувствительность и позднее развитие ребенка: зависит ли непрерывность развития от непрерывности ухода?». Привязанность и человеческое развитие . 4 (3): 361–387. дои : 10.1080/14616730210167267 . ПМИД 12537851 . S2CID 36800210 .
- ^ Даунер, Джейсон Т.; Роберт К. Пианта (2006). «Академическое и когнитивное функционирование в первом классе: ассоциации с более ранними показателями домашнего ухода и ухода за детьми, а также с одновременным опытом дома и в классе» (PDF) . Обзор школьной психологии . 35 (1): 11–30. дои : 10.1080/02796015.2006.12087999 . S2CID 141389189 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 октября 2011 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ Белл, Марта Энн; Кристи Д. Вулф (март – апрель 2004 г.). «Эмоции и познание: сложно связанный процесс развития». Развитие ребенка . 75 (2): 366–370. CiteSeerX 10.1.1.502.798 . дои : 10.1111/j.1467-8624.2004.00679.x . ПМИД 15056192 .
- ^ Бутинг, Дж; Макфарлейн, А.; Прайс, Ф (1990). «Три, четыре и больше. Исследование тройни и рождения более высокого порядка». Лондон: Канцелярия Ее Величества .
- ^ Фельдман, Рут; Артур И. Эйдельман; Ноа Ротенберг (ноябрь – декабрь 2004 г.). «Родительский стресс, регуляция эмоций младенцев, материнская чувствительность и когнитивное развитие тройни: модель влияния родителей и детей в уникальной экологии». Развитие ребенка . 75 (6): 1774–1791. дои : 10.1111/j.1467-8624.2004.00816.x . ПМИД 15566379 .
- ^ Спинрад, ТЛ; Айзенберг, Н.; Гертнер, Б.; Попп, Т.; Смит, CL; Купфер, А.; Гревинг, К.; Лью, Дж.; Хофер, К. (2007). «Связь материнской социализации и эффективного контроля малышей с адаптацией и социальной компетентностью детей» . Психология развития . 43 (5): 1170–1186. дои : 10.1037/0012-1649.43.5.1170 . ПМК 2096418 . ПМИД 17723043 .
- ^ Кианг, Л.; Морено, Эй Джей; Робинсон, Дж.Л. (2004). «Материнские предубеждения о воспитании детей предсказывают детский темперамент, материнскую чувствительность и детское сочувствие». Психология развития . 40 (6): 1081–1092. дои : 10.1037/0012-1649.40.6.1081 . ПМИД 15535758 .
- ^ Jump up to: а б с Уотерс, Эверетт; Гамильтион, Клэр Э.; и др. (май – июнь 2000 г.). «Стабильность безопасности привязанности от младенчества до подросткового возраста и раннего взросления: общее введение». Развитие ребенка . 71 (3): 678–683. дои : 10.1111/1467-8624.00175 . ПМИД 10953933 .
- ^ Jump up to: а б Уорд, Мэри Дж.; Элизабет А. Карлсон (1995). «Ассоциации между представлениями привязанности взрослых, материнской чувствительностью и привязанностью младенца к матери в выборке матерей-подростков». Развитие ребенка . 66 (1): 69–79. дои : 10.1111/j.1467-8624.1995.tb00856.x . ПМИД 7497830 .
- ^ Лоби, М; Уэлчер Д.В.; Меллиц ЭД (1971). «Материнский возраст и интеллектуальное функционирование потомства». Джонс Хопкинс Мед Дж . 128 (6): 347–361. ПМИД 5559291 .
- ^ Эльстер, Артур Б.; Элизабет Р. Маканарни; Майкл Э. Лэмб (апрель 1983 г.). «Родительское поведение матерей-подростков» . Педиатрия . 71 (4): 494–503. дои : 10.1542/педс.71.4.494 . ПМИД 6340043 . S2CID 6262717 . Проверено 13 июня 2012 г.
- ^ Прайор, Вивьен; Глейзер, Даня (2006). Понимание привязанности и расстройств привязанности: теория, доказательства и практика (1-е изд.). Лондон; Филадельфия: Издательство Джессики Кингсли. ISBN 978-1-84310-245-8 .
- ^ Моран, Г. (2009). Q-сортировка материнского поведения (MBQS) – обзор, доступные материалы и поддержка. Избранные произведения Грега Морана.
- ^ Педерсон и Моран (1995). Категориальное описание взаимоотношений ребенка и матери в доме и его связь с показателями Q-сортировки взаимодействия ребенка и матери. Монографии Общества исследований детского развития, 60 (2/3), 111–132.
- ^ Лайонс-Рут К. (2008). «Вклад отношений матери и ребенка в диссоциативные, пограничные симптомы и симптомы поведения в молодом возрасте» . Журнал психического здоровья младенцев . 29 (3): 203–218. дои : 10.1002/imhj.20173 . ПМЦ 2613366 . ПМИД 19122769 .