Белорусская Греко-Католическая Церковь
Белорусская Греко-Католическая Церковь | |
---|---|
Классификация | Восточно-католический |
Управление | Апостольская администрация |
Папа Римский | Фрэнсис |
Лидер | Архимандрит Сергиуш Гаек |
Священники | 16 |
приходы | 20 |
Ассоциации | Конгрегация восточных церквей |
Область | Беларусь |
Литургия | Византийский обряд |
Штаб-квартира | Мэриан Хаус, Финчли , Англия , Великобритания |
Источник | 1596 г. (первый), 1990 г. (второй) Речь Посполитая (первая), Беларусь (вторая) |
Отдельно от | Русинская Православная Церковь (первая) |
Слияние | Союз Брестской и Русской униатской церкви (первый) |
Несуществующий | 1839 г. (первый) |
Члены | в. 12 000 |
Белорусская Греко-Католическая Церковь , [а] или Белорусская Византийская Католическая Церковь , является одной из 23 Восточно-католических sui iuris церквей , которые находятся в полном общении со Святым Престолом . Она является наследницей в пределах Беларуси и Брестской унии Русинской униатской церкви .
История
[ редактировать ]Христиане , которые через Брестскую унию (1595–1596 гг.) вошли в полное общение с Римским престолом, сохраняя при этом свою византийскую литургию на церковнославянском языке, поначалу были в основном белорусами. Подъем протестантизма в Великом Княжестве и растущая мощь Русской Православной Церкви, которая в 1589 году была создана как независимый Патриархат, были двумя факторами, которые побудили белорусских иерархов принять унию с Римским Престолом. [1] Даже после того, как около 1700 года к Союзу присоединились новые украинцы, белорусы по-прежнему составляли около половины группы. По данным историка Анатолия Тараса, к 1795 году около 80% христиан в Беларуси были греко-католиками, 14% - латино-католиками и 8% - православными. [2]
Четыре униатских епископства существовали в Бресте , Полоцке , Смоленске и Пинске , а Белорусская униатская церковь развила индивидуальность своих ритуалов и обычаев как смесь своего двойного восточного и западного наследия. Такие прелаты, как Лев Киска (1668-1728) и другие священнослужители, использовали разговорный язык не только в своих проповедях, но и в своих сочинениях. Гимны (кантычки), колядки (каладки) и молитвы, а также катехизис читались и преподавались на белорусском языке. Был создан целый корпус белорусской церковной музыки для хора, кантора и даже органа. В эпоху растущей полонизации униатская церковь сыграла неоценимую роль в сохранении целостности белорусской национальной культуры. [3]
Российская Империя
[ редактировать ]Раздел Польши и Литвы и присоединение всей Белоруссии к России привели, по мнению Русской Православной Церкви, к [4] многие белорусы (1553 священника, 2603 прихода и 1483111 человек) объединились к марту 1795 года с Русской Православной Церковью . Другой источник [5] кажется, противоречит этому, так как число приходов, попавших под власть России в 1772 году, указано только как «свыше 800», то есть многие священники и люди остались в общении с Римом.
Часть серии о |
белорусы |
---|
Культура |
По регионам |
Близкородственные народы |
Религия |
Языки и диалекты |
Темы |
Во время наполеоновской кампании в Белоруссии в 1812 году большое количество белорусских приходов вернулось к униатскому обряду, но после поражения французов несколько епископов были лишены своих кафедр, и была начата новая политика насильственной русификации. Репрессивные меры были усилены после воцарения царя Николая I. В 1826 г. была запрещена продажа униатских богослужебных книг. [6]
После неудачного ноябрьского восстания 1830–1831 гг . против российского владычества и последующего отстранения преимущественно католического местного дворянства от влияния в белорусском обществе три епископа Церкви (во главе с Иосифом Семашко ) вместе с 21 священником [5] [7] в феврале 1839 г. созвал синод, который состоялся в Полоцке 25 марта 1839 г. На нем официально присутствовало 1 600 000 христиан и либо 1 305 [4] или около 2500 [5] священники присоединяются к Русской Православной Церкви. Этому предшествовала конфискация и уничтожение белорусских богослужебных книг, песнопений и рукописей и замена их официальными русскими православными изданиями. [8]
Однако некоторые священники и верующие все же отказались присоединиться. В 1840-х годах российское государство передало большую часть собственности Православной церкви. Непокорные священники и приходские служащие были депортированы в монастыри и исправительные колонии на севере России, эмигрировали в австрийскую Галицию или предпочитали тайно исповедовать ныне запрещенную религию. Негодование по поводу подавления Белорусской униатской церкви было одной из причин восстания 1863 года и использовалось в качестве боевого клича лидером восстания на белорусских землях Кастусь Калиновским . [9]
20 век
[ редактировать ]Когда в 1905 году царь Николай II издал указ о предоставлении свободы вероисповедания, аж 230 000 человек [7] Белорусы хотели союза с Римом. Однако, поскольку правительство отказало им в создании общины византийского обряда, они присоединились к Латинской церкви , к которой сейчас принадлежит большинство белорусских католиков.
Тем не менее стремление восстановить униатскую церковь оставалось мощным фактором белорусского национального возрождения начала ХХ века. Газета «Наша Ніва» напечатала униатские праздники, белорусский писатель и политический деятель Иван Луцкевич обсудил восстановление униатской церкви в Беларуси с украинским митрополитом Андреем Шептицким , а одной из общепризнанных целей созданного в 1917 году Белорусского демократического союза было возрождение униатской церкви. -установление этого обряда. [10]
После Первой мировой войны западная часть Беларуси была включена в состав воссозданного Польского государства, и около 30 000 потомков тех, кто менее столетия назад присоединился к Русской Православной Церкви, присоединились к Католической Церкви, сохранив при этом свою византийскую литургию. В 1931 году Святой Престол направил к ним епископа в качестве апостольского посетителя. В 1932–1939 годах о. Антон Нееманцевич издавал белорусскоязычный униатский журнал. [11] После того, как Советский Союз аннексировал Западную Белоруссию в 1939 году, отец Неманцевич в мае 1940 года был назначен экзархом белорусских верующих византийского обряда, но два года спустя он был арестован и отправлен в советский концентрационный лагерь, где и умер.
Холодная война
[ редактировать ]Хотя с тех пор очень мало информации о византийских католиках в Беларуси могло дойти до Рима, беженцы из их числа основали центры в Западной Европе (Париж, Лондон и Лувен) и в некоторых частях Соединенных Штатов Америки , особенно в Чикаго . С 1947 года Лев Гарошка инициировал в Париже пастырско-культурное периодическое издание « Божым Шляхам» ( «Божым Шляхам» ), которое издавалось с 1960 до конца 1980 года в Лондоне . В Лондоне Александр Надсон также начал переводить византийские богослужебные тексты на белорусский язык в 1970-е годы . Благодаря этой работе, когда в 1990 году в Беларуси удалось организовать первые греко-католические приходы, они сразу же смогли использовать эти тексты на своем национальном языке. [12]
В 1960 году Святой Престол назначил Чеслава Сиповича апостольским визитером для белорусских верующих за рубежом. Он был первым белорусским католическим епископом после Полоцкого Синода. Преемник Владимир Тарасевич был назначен в 1983 году. После его смерти в 1986 году Александр Надсон был назначен Апостольским визитером, но не возведен по собственному желанию в епископский сан.
Распад Советского Союза
[ редактировать ]В 1980-е годы наблюдался постепенный рост интереса минской интеллигенции к Греко-католической церкви. Статьи Анатолия Сидаревича и Юрия Хадыко об его истории появились в номерах журнала «Литаратура и мастаства» за 1987–1988 годы . А осенью 1989 года некоторые молодые интеллектуалы Минска решили издавать периодическое издание «Уния», призванное способствовать возрождению Греко-Католической Церкви. [12]
В начале 1990 года Надсон доставил гуманитарную помощь от белорусов за рубежом их соотечественникам на родине, все еще пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы 1986 года . Он был удивлен, встретив молодых белорусов, которые заявили, что они греко-католики. 11 марта он совершил первую в Минске Божественную литургию на национальном языке, а через два дня встретился с редакцией газеты "Уния" , первый номер которой тогда печатался в Латвии . [12]
В сентябре 1990 года был зарегистрирован первый греко-католический приход после Второй мировой войны , а в начале 1991 года Ян Матусевич начал совершать литургию в своей минской квартире. Позже он был назначен руководителем всех греко-католических приходов в Беларуси и умер в 1998 году.
Республика Беларусь
[ редактировать ]К 1992 году три священника и два дьякона в Беларуси служили византийскую литургию на белорусском языке. В том же году исследование, проведенное Белорусским государственным университетом, показало, что 10 000 человек в Минске назвали себя греко-католиками. [13] По оценкам, к 1993 году число греко-католиков в Беларуси выросло до 100 000. [14]
При экстраполяции на страну в целом это было истолковано так, что, особенно среди интеллигенции и национально сознательной молодежи, около 120 000 белорусов высказались за возрождение Греко-католической церкви. Из-за отсутствия священников и церквей этот интерес не привел к членству. [12]
В 1994 году Папа Иоанн Павел II назначил Сергиуша Гаека апостольским визитером для греко-католиков в Беларуси .
Текущая ситуация
[ редактировать ]На начало 2015 года в Белорусской Греко-Католической Церкви насчитывалось 20 приходов, из них 18 получили государственное признание. действовало по два белорусских греко-католических прихода По состоянию на 2003 год в каждом из городов — Минске , Полоцке и Витебске ; и только по одному в Бресте , Гродно , Могилеве , Молодечно и Лиде . Число верующих, постоянно прикрепленных к ним, насчитывало около 3000 человек, в то время как еще около 7000 человек жили за пределами пастырской сферы приходов. Сегодня здесь 16 священников и 9 семинаристов. был небольшой Студийский В Полоцке монастырь. Приходы состоят из двух благочиний, каждый из которых возглавляет протопресвитер или протоиерей. [15]
В двух приходах были небольшие церкви. Некоторые из других имели пастырские центры с ораторским искусством.
В марте 2023 года Папа Франциск учредил апостольскую администрацию для верующих византийского обряда в Беларуси, назначив батюшку. Преподобный митрофор архимандрит Ян Сергиуш Гайек, ВПК, (до этого апостольский посетитель) в качестве апостольского администратора без епископского сана. [16]
Белорусские греко-католики за рубежом, численностью около 2000 человек, находились под опекой митрофорного протопресвитера Александра Надсона в качестве апостольского визитатора до его кончины в 2015 году. Главными центрами являются храм св. Кирилла Туровского и Всех святых покровителей белорусского народа в Лондоне и приход в Антверпене (основан в 2003 г.).
Приход в Чикаго , приход Христа Искупителя, существовал с 1955 по 2003 год. Он был основан Иоанном Златоустом Тарасевичем и служил диаконом Василием фон Бурманом ; выдающийся историк Русской Греко-Католической Церкви . Позже приход Христа-Искупителя был домашним приходом Владимира (Владимира) Тарасевича до его смерти, после чего им управлял местный латино-католический Ординарий, который назначил администраторами сначала Джозефа Сиру, а затем Джона Макдоннелла. 7 сентября 1996 года на приходе состоялась хиротония принца Майкла Хаски, EOHS, как первого белорусского диакона в США. Майкл служил в приходе до тех пор, пока он не был закрыт кардиналом Фрэнсисом Джорджем , архиепископом Чикаго , 20 июля 2003 года.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Белорусский : Белорусская греко-католическая церковь , Белорусская греко-каталицкая церковь БГКЦ ; Латынь : Ecclesiae Graecae Catholico Belarusica.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ де Пикарда , Ги (осень 1971 г.). «Белорусская церковь». Златоуст . III (2): 34.
- ^ «Католицизм, о котором мы не знаем» . Архивировано из оригинала 30 июля 2013 г. Проверено 24 октября 2010 г.
- ^ де Пикарда , Ги (осень 1971 г.). «Белорусская церковь». Златоуст . III (2): 34.
- ^ Jump up to: а б "Воссоединение Униатов и Исторические Судьбы Белорусского Народа" . Archived from the original on 2008-09-15 . Retrieved 2006-01-22 .
- ^ Jump up to: а б с Сергей Гаек: Белорусская Греко-Католическая Церковь вчера и сегодня в Καθολική от 25 июля 2006 г.
- ^ де Пикарда , Ги (осень 1971 г.). «Белорусская церковь». Златоуст . III (2): 35.
- ^ Jump up to: а б Ориенте Каттолико (1974), стр. 176.
- ^ де Пикарда , Ги (осень 1971 г.). «Белорусская церковь». Златоуст . III (2): 35.
- ^ де Пикарда , Ги (осень 1971 г.). «Белорусская церковь». Златоуст . III (2): 36.
- ^ де Пикарда , Ги (осень 1971 г.). «Белорусская Церковь». Златоуст . III (2): 37.
- ^ де Пикарда , Ги (осень 1971 г.). «Белорусская Церковь». Златоуст . III (2): 39.
- ^ Jump up to: а б с д Сергей Гаек: Белорусская Греко-Католическая Церковь вчера и сегодня в Καθολική от 22 августа 2006 г.
- ^ Информационная служба восточных церквей (2005), стр. 165
- ^ Стефани Махье и Влад Наумеску (2008), Промежуточные церкви: греко-католические церкви в постсоциалистической Европе , Исследования Галле по антропологии Евразии. Страница 46.
- ^ "Дом" . carkva-gazeta.org .
- ^ «Отставки и назначения» .
Источники
[ редактировать ]- Белорусская католическая миссия (византийский обряд) в Лондоне
- История Греко-Католической Церкви в Беларуси Александра Надсона
- История униатской церкви и ее упразднение в XIX веке.
- Oriente Cattolico (Ватикан: Священная конгрегация восточных церквей, 1974 г.)
- Папский ежегодник
- Рональд Роберсон, CSP; Восточно-христианские церкви: краткий обзор (6-е издание) ; 1999 год; Edizioni Orientalia Christiana, Папский Восточный институт; Рим, Италия; ISBN 88-7210-321-5
- Архимандрит Сергей Гаек: Белорусская Греко-Католическая Церковь вчера и сегодня (перевод на греческий язык опубликован частями в журнале Καθολική (Афины), начиная с номера от 25 июля 2006 г.)
- 1780-1800-е годы: религиозное обращение белорусских униатов